12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамова Татьяна Петровна799
Работаю в школе учителем начальных классов 35 лет. Учитель высшей категории. Являюсь руководителем МО учителей начальных классов 15 лет. Работаю над проблемой "Использование новых образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся"
Россия, Крым респ., Кировский район, с. Владиславовка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Примерной программой начального общего образования по технологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2013./ и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.

Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы социальных технологических и универсальных учебных действий.

Во 2 классе темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия – лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не сносит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более 1-2 новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашнее задание.

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе – научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различными источниками информации.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;

Степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.


ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Цели изучения технологии в начальной школе:

овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

освоение продуктивной проектной деятельности.

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

МЕСТО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Личностные

Учащиеся научатся с помощью учителя:

Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;

Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

Понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся с помощью учителя:

Формулировать цель деятельности на уроке;

Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

Планировать практическую деятельность на уроке;

Выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

Предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;работая по плану, составленному с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);

Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

Наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

Называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Предметные

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

Элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);

Гармонии предметов и окружающей среды;

Профессиях мастеров родного края;

Характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Учащийся будет уметь:

Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;

Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Происхождение натуральных тканей и их виды;

Способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;

Основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;

Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;

Название, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Учащийся будет уметь:

Читать простейшие чертежи (эскизы);

Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);

Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;

Решать несложные конструкторско-технологические задачи;

Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

Отличия макета от модели.

Учащийся будет уметь:

Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами.

Использование информационных технологий.

 

Содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Художественная мастерская (10 часов)

Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.

Чертёжная мастерская (7 часов)

Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что онаумеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.

Конструкторская мастерская (9 часов)

Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя.

Рукодельная мастерская (8 часов)

Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название тем разделов

Количество часов

1

Художественная мастерская

10 ч

2

Чертёжная мастерская

7 ч

3

Конструкторская мастерская

9 ч

4

Рукодельная мастерская

8 ч

 

За год

34 ч

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ТЕХНОЛОГИИЯ»

34 ч, 1 ч в неделю

п/п

Тема урока

Содержание урока

Учебник, стр.

Дата

Примечание

Художественная мастерская (10 ч)

     

1

Что ты уже знаешь?

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе.

Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.

Изготовление изделий в технике оригами

С.6-9

   

2

Зачем художнику знать о цвете, форме и размере?

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подборка семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу.

Изготовление композиций из семян растений

С.10-13

   

3

Какова роль цвета в композиции?

Знакомство со средством художественной выразительности – цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов

С.14-17

   

4

Какие бывают цветочные композиции?

Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций разных видов

С.18-21

   

5

Как увидеть белое изображение на белом фоне?

Средства художественной выразительности. Светотень. Срав-нение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнения по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление рельефных композиций из белой бумаги

С.22-25

   

6

Что такое сим-метрия? Как получить симметричные детали?

Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных) изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненного в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей

С.26-29

   

7

Можно ли сгибать картон? Как?

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей

С.30-31

   

8

Наши проекты. Африканская саванна

Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике

С.32-33

   

9

Как плоское превратить в объёмное?

О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных.

Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона

С.34-37

   

10

Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя

О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона.

Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона.

Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике.

Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверка знание и умений по теме

С.38-41

   

Чертёжная мастерская (7 ч)

     

11

Что такое технологические операции и способы?

Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание: подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

С.44-47

   

12

Что такое линейка и что она умеет?

Введение понятия «линейка – чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Построение прямых линий и отрезков. Измерение сторон геометрических фигур

С.48-49

   

13

Что такое чертёж и как его прочитать?

Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам

С.50-53

   

14

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Полосок Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бу-мажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с плетёными деталями

С.54-57

   

15

Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

Введение понятия «угольник – чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в по-строении прямоугольник по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам

С.58-61

   

16

Можно ли без шаб-лона разметить круг?

Введение понятий: «циркуль – чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окруж-ности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля

С.62-65

   

17

Мастерская Деда Мо-роза и Снегурочки. Проверим себя

Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа.

Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки.

Проверка знаний и умений по теме

С.66-69

   

Конструкторская мастерская (9 ч)

     

18

Какой секрет у подвижных игрушек?

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали

С.72-75

   

19

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция»расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения.

Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения

С.76-79

   

20

Ещё один способ сделать игрушку подвижной

Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соеди-нения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик»

С.80-81

   

21

Что заставляет вращаться винт - пропеллер?

Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница)

С.82-85

   

22

Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком

С.86-89

   

23

День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в ар-мии?

Общее представление об истории вооружения армии России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделия на военную тематику (например, открытку со вставками)

С.90-93

   

24

Как машины помогают человеку?

Введение понятий «макет», «развёртка».общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление моделей машин по их развёрткам

С.94-97

   

25

Поздравляем женщин и девочек

Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений

С.98-101

   

26

Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя

Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества.

Макет города. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление макета родного города или города мечты.

Проверка знаний и умений по теме

С.102-108

   

Рукодельная мастерская (8 ч)

     

27

Какие бывают ткани?

Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов.

Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)

С.110-113

   

28

Какие бывают нитки? Как они используются?

Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток – пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий, частью которых является помпон

С.114-117

   

29

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера большую тканевую поверхность.

Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу

С.118-121

   

30

31

Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?

Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. Пробное выполнение строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва – ткань для вышивания крестом.

Изготовление изделий с вышивкой крестом

С.122-125

   

32

33

Как ткань превращается в изделие? Лекало

Введение понятия «лекало».

Технологические операции изго-товления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером пред-мета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками.

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

Проверка знаний и умений по теме

С.126-129

   

34

Что узнали? Чему на-учились?

Проверка знаний и умений за 2 класс

С.130-132

   

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль – в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных);

тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела;

проектные работы.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

степень самостоятельности;

уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемый учебно-методический комплекс

1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 (Школа России).

2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2015 (Школа России).

3. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Рабочие программы 1-4 классы. М.: Просвещение 2014г.

Список рекомендуемой литературы

Основной

1. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4.

2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Академия, 2010.

3. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

5. Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу. Дидактические материалы по технологии для 1–4 классов. Ч.: Чувашское книжное издательство, 2008.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тушков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2010.

7. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение 2014.

8. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

9. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11.

10. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2012. № 10.

11. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011.

12. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011.

13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

14. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2010.

15. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

16. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. М.: Просвещение, 2011.

17. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России». 2 класс. М.: Планета, 2015.

18. Уроки труда в начальной школе. 1–2 классы / Авт.-сост. Т.А. Николкина, Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2007.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительный

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

4. Сайт «Единое окно доступа к образовательным Ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

5. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school- collection.edu.ru

6. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

7. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

8. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

9. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

10. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru


Демонстрационный и раздаточный материал.

Коллекции «Шерсть», «Хлопок и продукты его переработки», «Лён и продукты его переработки», «Полезные ископаемые», «Дикорастущие и культурные растения».

Для работы учащимся необходимы: простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, иглы в игольнице, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;

материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер;

специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.