Рабочая программа учебного курса «История» для учащихся 8 класса

0
0
Материал опубликован 10 October

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР ______Литовченко Г.Г. Директор школы ________ Рожкова Р.И.

протокол №_____ « »_августа 2024 г. Приказ № от « » августа 2024 г.

« » августа 2024 г.

Руководитель МО _______ Рожкова З. Д.


Рабочая программа

учебного курса «История»

для учащихся 8 класса





Всего часов по программе: 70 Составил:

Всего часов в неделю: 2 учитель истории и обществознания

Учебники: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М., Андреев И. Л., Бохан О. С.

Фёдоров И. Н., Амосова И.В.




2024-2025 учебный год

Пояснительная записка


История


Рабочая программа по истории в 8 классе составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 источник; сайт Минобрнауки РФ)

- Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014;

- Рабочей программы по истории России для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа». 2016. — 124 с. История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа

-письма Департамента образования и науки Брянской области от 05.04.2021 года № 1818-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2024-2025 учебный год

-учебного плана МБОУ Роговской ООШ на 2021-2022 уч. год № от « » августа 2024 г.

- годового календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2021-2022 уч. год № от « » августа 2024 г.


Данная программа ориентирована на использование УМК:

1. Учебник А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 г.7 класс»

М.: Просвещение, 2018.год

Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник / И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова, И.А.Артасов, И.Н.Федоров,. – М.: 2 2. Дрофа, 2019.; Федоров И.Н. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: технологические карты уроков к учебнику И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосовой, И.А.Артасова, И.Н.Федорова, / И.Н.Федоров, С.А.Федорова, И.В.Амосова.. – М.: Дрофа, 2019


Авторская программа предусматривает 6 часов резервного времени. В рабочей программе добавлены часы на изучение следующих тем: «Завершение войны. Ништадский мир»; «Внешняя политика Анны Иоанновны»; «Социальная политика Елизаветы Петровны»; «Участие России в Семилетней войне»; «Налаживание экономики страны.»; «Русское военное искусство».


Цели изучения учебного предмета «История» в основной школе

 формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.



Задачи изучения учебного предмета «История» в основной школе

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Цели изучения курса «Всеобщая история .История Нового времени 1700 -1800.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»


освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества XVIII века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII века ; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.


Задачи изучения курса «Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»


формирование ценностных ориентиров для этно национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.


Цели изучения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»


Целью школьного исторического образования является:

формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.


Задачи изучения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»


формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, поли этничном и многоконфессиональном обществе.


XVIII и XIX века – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. Это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» : Историю России и Всеобщую историю в 8 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. (35 учебных недель)

В рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 30 часов, на историю России – 40 часов.

Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Рабочая программа будет скорректирована путём объединения учебных часов, согласно производственного календаря на 2024, 2025 годы (ст. 112 ТК РФ( в ред. От 23.04. 2012 № 35-ФЗ) «Нерабочие и праздничные дни») и постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2025 году»



Планируемые результаты учебного предмета «История» в основной школе

Личностные результаты:

российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира..

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей и др.);

использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

целостные представлениями о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знаний об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценностью, способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

7-9 классы: Россия в XVI - начале XX века

Выпускник научится:

- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм») г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в период Нового времени;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общее черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Планируемые результаты освоения

курса ««Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»:


Курс должен:

1. Сформировать историческое мышление.

2. Дать характеристику Новому обществу.

3. Показать отличия Нового времени от мира современного


К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;,

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества уважение прав и свобод человека;

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:

Способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.)

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Активное применение знаний и приобретённых умений , освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты изучения истории включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников своей страны и мира.


В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть знаниями, представлениями, умениями:

1.Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

группировать ( классифицировать)факты по различным признакам.

3.Работа с историческим источником:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках(материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выделять их сходство и различия

4.Описание(реконструкция):

рассказывать об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни,

занятия людей и различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников. 5.Анализ, объяснение:

различать факт( событие) и его описание ;

соотносить отдельные исторические факты и общие явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями:

проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в литературе;

определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).




Планируемые результаты освоения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История»


Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории в 8 классе являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы,

ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.» обучающиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России в XVIII в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVIII в.;

• элементарные представления о политике исторической памяти в России.





Содержание тем учебного курса

«Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг» 8 класс

(в рамках учебного предмета «История» )-28 часов


Раздел I Эпоха Просвещения. Время преобразований -10 ч.

Эпоха Просвещения -4 часа

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии -2 часа

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Английские колонии в Северной Америке.

Война за независимость США-4 часа

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Война за независимость .Создание США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.





Раздел II Первые революции Нового времени.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение

парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения в XVI-XVIIIвв.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.


Великая французская революция XVIII в.-7 часов

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Великая французская революция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.

Повторение по разделу «Эпоха Просвещения. Время преобразований» 1 час

Раздел III Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.-3 часа

Государства Востока в XVII-XVIII вв.-2часа

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Колониальный период в Латинской Америке. Особенности Латиноамериканского общества

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения.

Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

Повторение по курсу «Мир в эпоху раннего Нового времени»-1 час











Содержание тем учебного курса

«История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс

в рамках учебного предмета «История» - 40 часов


Глава I. Рождение Российской империи (12 ч.)+ 1 ч из резерва-13 часов


Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Влияние культуры стран зарубежной Европы. Доминирование светского начала в культурной политике. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.


Глава II. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)+ 3 часа из резерва-9 часов


Дворцовые перевороты. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.


Раздел III. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 ч.) + 2 часа из резерва-20 часов

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А. А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Проверочная работа по теме «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II».

Итоговая контрольная работа по курсу









Календарно - тематическое планирование по истории в 8 классе -70 часов


п/п

Раздел.

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт


История России конец XVII – XVIII в.

Глава I. Рождение Российской империи (12 ч.)+ 1 ч из резерва

42 часа

13 часов


1

Введение. Хронологические рамки нового этапа российской истории

1ч.

03.09

03.09

2

Предпосылки и начало преобразований.

1ч.

06.09

06.09

3

Азовские походы Петра I

1ч.

10.09

10.09

4

Северная война.

1ч.

13.09

13.09

5

Полтавская битва. Прутский поход.

1ч.

17.09

17.09

6

Завершение войны. Ништадский мир

1ч.

20.09

20.09

7

Обновлённая Россия.

1ч.

24.09

24.09

8

Реформы Петра I.

1ч.

27.09

27.09

9

Общество и государство. Тяготы реформ.

1ч.

01.10

01.10

10

Власть и общество в годы реформ.

1ч.

04.10

04.10

11

«Новая Россия». Итоги реформ.

1ч.

08.10

08.10

12

Преобразования в культуре. Итоги реформ.

1ч.

11.10

11.10

13

Проверочная работа по теме «Рождение Российской империи»

1ч.

15.10

15.10



Глава II. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)+ 3 часа из резерва


9 часов



14

Россия после Петра I.

18.10

18.10

15

Царствование Анны Иоанновны

1ч.

22.10

22.10

16

Внешняя политика Анны Иоанновны

1ч.

25.10

25.10

17

Правление Елизаветы Петровны.

1ч.

05.11


18

Внутренняя политика Елизаветы Петровны

1ч.

08.11


19

Социальная политика Елизаветы Петровны

1ч.

12.11


20

Внешняя политика России в 1741-1762 гг.

1ч.

15.11


21

Участие России в Семилетней войне.

1ч.

19.11


.22

Проверочная работа по теме «Россия в 1725-1762 гг.»

1ч.

22.11




Раздел III. «Просвещенный абсолютизм».

Правление Екатерины II. (18 ч.) + 2 часа из резерва

20 часов



23

Восшествие на престол Екатерины II.

26.11


24

Налаживание экономики страны.

1ч.

29.11


25

Роспуск первого представительного учреждения

1ч.

03.12


26

Пугачёвское восстание

1ч.

06.12


27

Российская империя в 1775-1796 гг.

1ч.

10.12


28

Распространение прогрессивных идей

1ч.

13.12


29

Внешняя политика России в 1762-1796 годах.

1ч.

17.12


30

Внешняя политика России в 1762-1796 годах. Империя на марше.

1ч.

20.12


31

Русское военное искусство

24.12


32

Внутренняя политика Павла I

1ч.

27.12


33

Внешняя политика Павла I

1ч.

10.01


34

Культура России второй половины 18 века.

1ч.

14.01


35

От классицизма к сентиментализму.

1 ч.

17.01


36

Быт россиян в 18 веке. Новые традиции в жизни горожан

1ч.

21.01


37

«18 век, блестящий и героический».

1ч.

24.01


38

Политическое развитие России в 18 веке

1 ч.

28.01


39

Повторение по теме «Просвещённый абсолютизм»

1ч.

31.01


40

Повторение по теме «Рождение Российской империи»

1ч.

04.02


41

Проверочная работа по теме «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II».

1ч.

07.02


42

Итоговая контрольная работа по курсу.

1ч.

11.02




Всеобщая история . История Нового времени 18 век


28 часов





Раздел I. Эпоха Просвещения. Время преобразований

Тема 1. Эпоха Просвещения.

10 ч.

4 ч




43

Великие просветители Европы

1 ч.

14.02


44

Новые экономические теории

1ч.

18.02


45

Художественная культура Европы эпохи Просвещения .

1ч.

21.02


46

Особенности развития музыкального искусства XVIII в.

1ч.

25.02



Тема 2. Промышленный переворот в Англии.

2 ч.



47

На пути к индустриальной эре

1ч.

28.02


48

Положение рабочих в 18 веке

1ч.

04.03



Тема 3. Английские колонии в Северной Америке.

Образование Соединенных Штатов Америки.

4ч.



49

Английские колонии в Северной Америке. Идеология американского общества

1ч.

07.03


50

Война за независимость. Создание США.

1 ч.

11.03


51

Успешная дипломатия. Окончания войны.

1ч.

14.03


52

Проверочная работа по разделу « Эпоха Просвещения. Время преобразований»

1ч.

18.03



Раздел II Первые революции Нового времени.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

8 ч.



53

Нидерландская революция и рождение свободной Республики.

1ч.

21.03


54

Испано-нидерландская война

1ч.

01.04


55

Революция в Англии. Установление Парламентской монархии.

1ч.

04.04


56

Реформы парламента. Казнь короля.

1ч.

08.04


57

Путь к парламентской монархии

1ч.

11.04


58

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

1ч.

15.04


59

Вестфальский мир. Европа в 18 веке.

1ч.

18.04


60

Проверочная работа по разделу «Первые революции Нового времени»

1ч.

22.04



Тема 1. Великая французская революция XVIII в.

7 ч.



61.

Франция в середине XVIII века.

.

25.04


62

От Генеральных штатов к Учредительному собранию.

.

29.04


63

Французская революция. От монархии к республике.

.

02.05


64

Свержение монархии. Провозглашение республики во Франции в 18 веке.

1ч.

06.05


65

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1ч.

09.05


66

Войны Директории. Генерал Бонапарт.

1ч.

13.05


67

Проверочная работа по теме « Великая французская революция XVIII в.».

1 ч.

16.05



Раздел III . Традиционные общества в раннее Новое время.

Тема 1. Государства Востока в XVII-XVIII вв.

3 ч

2 ч.



68

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

20.05


69

Государства Востока. Начало Европейской колонизации.

23.05


70

Проверочная работа по курсу « История Нового времени 18 век»

27.05







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.