Рабочая программа учебного курса «История» для учащихся 8 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР ______Литовченко Г.Г. Директор школы ________ Рожкова Р.И.
протокол №_____ « »_августа 2024 г. Приказ № от « » августа 2024 г.
« » августа 2024 г.
Руководитель МО _______ Рожкова З. Д.
Рабочая программа
учебного курса «История»
для учащихся 8 класса
Всего часов по программе: 70 Составил:
Всего часов в неделю: 2 учитель истории и обществознания
Учебники: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М., Андреев И. Л., Бохан О. С.
Фёдоров И. Н., Амосова И.В.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
История
Рабочая программа по истории в 8 классе составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 источник; сайт Минобрнауки РФ)
- Рабочей программы по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014;
- Рабочей программы по истории России для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа». 2016. — 124 с. История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа
-письма Департамента образования и науки Брянской области от 05.04.2021 года № 1818-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2024-2025 учебный год
-учебного плана МБОУ Роговской ООШ на 2021-2022 уч. год № от « » августа 2024 г.
- годового календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2021-2022 уч. год № от « » августа 2024 г.
Данная программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800 г.7 класс»
М.: Просвещение, 2018.год
Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник / И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова, И.А.Артасов, И.Н.Федоров,. – М.: 2 2. Дрофа, 2019.; Федоров И.Н. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: технологические карты уроков к учебнику И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосовой, И.А.Артасова, И.Н.Федорова, / И.Н.Федоров, С.А.Федорова, И.В.Амосова.. – М.: Дрофа, 2019
Авторская программа предусматривает 6 часов резервного времени. В рабочей программе добавлены часы на изучение следующих тем: «Завершение войны. Ништадский мир»; «Внешняя политика Анны Иоанновны»; «Социальная политика Елизаветы Петровны»; «Участие России в Семилетней войне»; «Налаживание экономики страны.»; «Русское военное искусство».
Цели изучения учебного предмета «История» в основной школе
формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения учебного предмета «История» в основной школе
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цели изучения курса «Всеобщая история .История Нового времени 1700 -1800.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»
освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества XVIII века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII века ; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Задачи изучения курса «Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»
- формирование ценностных ориентиров для этно национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Цели изучения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является:
формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, поли этничном и многоконфессиональном обществе.
XVIII и XIX века – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. Это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» : Историю России и Всеобщую историю в 8 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. (35 учебных недель)
В рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 30 часов, на историю России – 40 часов.
Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Рабочая программа будет скорректирована путём объединения учебных часов, согласно производственного календаря на 2024, 2025 годы (ст. 112 ТК РФ( в ред. От 23.04. 2012 № 35-ФЗ) «Нерабочие и праздничные дни») и постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2025 году»
Планируемые результаты учебного предмета «История» в основной школе
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира..
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
целостные представлениями о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знаний об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценностью, способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
7-9 классы: Россия в XVI - начале XX века
Выпускник научится:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм») г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в период Нового времени;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общее черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Планируемые результаты освоения
курса ««Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»:
Курс должен:
1. Сформировать историческое мышление.
2. Дать характеристику Новому обществу.
3. Показать отличия Нового времени от мира современного
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;,
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
Способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную;
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.)
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Активное применение знаний и приобретённых умений , освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты изучения истории включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть знаниями, представлениями, умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать ( классифицировать)факты по различным признакам.
3.Работа с историческим источником:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках(материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выделять их сходство и различия
4.Описание(реконструкция):
рассказывать об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни,
занятия людей и различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов составлять описание исторических объектов, памятников. 5.Анализ, объяснение:
различать факт( событие) и его описание ;
соотносить отдельные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями:
проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в литературе;
определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты освоения курса «История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История»
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории в 8 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы,
ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;
обучающиеся получат возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
• целостное представление об историческом пути России в XVIII в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVIII в.;
• элементарные представления о политике исторической памяти в России.
Содержание тем учебного курса
«Всеобщая история .История Нового времени 1700-1800 гг» 8 класс
(в рамках учебного предмета «История» )-28 часов
Раздел I Эпоха Просвещения. Время преобразований -10 ч.
Эпоха Просвещения -4 часа
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии -2 часа
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Английские колонии в Северной Америке.
Война за независимость США-4 часа
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма. Война за независимость .Создание США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Раздел II Первые революции Нового времени.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение
парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения в XVI-XVIIIвв.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Великая французская революция XVIII в.-7 часов
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Великая французская революция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Повторение по разделу «Эпоха Просвещения. Время преобразований» 1 час
Раздел III Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.-3 часа
Государства Востока в XVII-XVIII вв.-2часа
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Колониальный период в Латинской Америке. Особенности Латиноамериканского общества
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения.
Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение по курсу «Мир в эпоху раннего Нового времени»-1 час
Содержание тем учебного курса
«История России конец XVII – XVIII в.» 8 класс
в рамках учебного предмета «История» - 40 часов
Глава I. Рождение Российской империи (12 ч.)+ 1 ч из резерва-13 часов
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Влияние культуры стран зарубежной Европы. Доминирование светского начала в культурной политике. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Глава II. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)+ 3 часа из резерва-9 часов
Дворцовые перевороты. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.
Раздел III. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 ч.) + 2 часа из резерва-20 часов
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А. А. Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Проверочная работа по теме «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II».
Итоговая контрольная работа по курсу
Календарно - тематическое планирование по истории в 8 классе -70 часов
№п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
| История России конец XVII – XVIII в. Глава I. Рождение Российской империи (12 ч.)+ 1 ч из резерва | 42 часа 13 часов | | |
1 | Введение. Хронологические рамки нового этапа российской истории | 1ч. | 03.09 | 03.09 |
2 | Предпосылки и начало преобразований. | 1ч. | 06.09 | 06.09 |
3 | Азовские походы Петра I | 1ч. | 10.09 | 10.09 |
4 | Северная война. | 1ч. | 13.09 | 13.09 |
5 | Полтавская битва. Прутский поход. | 1ч. | 17.09 | 17.09 |
6 | Завершение войны. Ништадский мир | 1ч. | 20.09 | 20.09 |
7 | Обновлённая Россия. | 1ч. | 24.09 | 24.09 |
8 | Реформы Петра I. | 1ч. | 27.09 | 27.09 |
9 | Общество и государство. Тяготы реформ. | 1ч. | 01.10 | 01.10 |
10 | Власть и общество в годы реформ. | 1ч. | 04.10 | 04.10 |
11 | «Новая Россия». Итоги реформ. | 1ч. | 08.10 | 08.10 |
12 | Преобразования в культуре. Итоги реформ. | 1ч. | 11.10 | 11.10 |
13 | Проверочная работа по теме «Рождение Российской империи» | 1ч. | 15.10 | 15.10 |
| Глава II. Россия в 1725-1762 гг. (6 ч.)+ 3 часа из резерва | 9 часов | | |
14 | Россия после Петра I. | 1ч | 18.10 | 18.10 |
15 | Царствование Анны Иоанновны | 1ч. | 22.10 | 22.10 |
16 | Внешняя политика Анны Иоанновны | 1ч. | 25.10 | 25.10 |
17 | Правление Елизаветы Петровны. | 1ч. | 05.11 | |
18 | Внутренняя политика Елизаветы Петровны | 1ч. | 08.11 | |
19 | Социальная политика Елизаветы Петровны | 1ч. | 12.11 | |
20 | Внешняя политика России в 1741-1762 гг. | 1ч. | 15.11 | |
21 | Участие России в Семилетней войне. | 1ч. | 19.11 | |
.22 | Проверочная работа по теме «Россия в 1725-1762 гг.» | 1ч. | 22.11 | |
| Раздел III. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II. (18 ч.) + 2 часа из резерва | 20 часов | | |
23 | Восшествие на престол Екатерины II. | 1ч | 26.11 | |
24 | Налаживание экономики страны. | 1ч. | 29.11 | |
25 | Роспуск первого представительного учреждения | 1ч. | 03.12 | |
26 | Пугачёвское восстание | 1ч. | 06.12 | |
27 | Российская империя в 1775-1796 гг. | 1ч. | 10.12 | |
28 | Распространение прогрессивных идей | 1ч. | 13.12 | |
29 | Внешняя политика России в 1762-1796 годах. | 1ч. | 17.12 | |
30 | Внешняя политика России в 1762-1796 годах. Империя на марше. | 1ч. | 20.12 | |
31 | Русское военное искусство | 1ч | 24.12 | |
32 | Внутренняя политика Павла I | 1ч. | 27.12 | |
33 | Внешняя политика Павла I | 1ч. | 10.01 | |
34 | Культура России второй половины 18 века. | 1ч. | 14.01 | |
35 | От классицизма к сентиментализму. | 1 ч. | 17.01 | |
36 | Быт россиян в 18 веке. Новые традиции в жизни горожан | 1ч. | 21.01 | |
37 | «18 век, блестящий и героический». | 1ч. | 24.01 | |
38 | Политическое развитие России в 18 веке | 1 ч. | 28.01 | |
39 | Повторение по теме «Просвещённый абсолютизм» | 1ч. | 31.01 | |
40 | Повторение по теме «Рождение Российской империи» | 1ч. | 04.02 | |
41 | Проверочная работа по теме «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II». | 1ч. | 07.02 | |
42 | Итоговая контрольная работа по курсу. | 1ч. | 11.02 | |
| Всеобщая история . История Нового времени 18 век | 28 часов | | |
| Раздел I. Эпоха Просвещения. Время преобразований Тема 1. Эпоха Просвещения. | 10 ч. 4 ч | | |
43 | Великие просветители Европы | 1 ч. | 14.02 | |
44 | Новые экономические теории | 1ч. | 18.02 | |
45 | Художественная культура Европы эпохи Просвещения . | 1ч. | 21.02 | |
46 | Особенности развития музыкального искусства XVIII в. | 1ч. | 25.02 | |
| Тема 2. Промышленный переворот в Англии. | 2 ч. | | |
47 | На пути к индустриальной эре | 1ч. | 28.02 | |
48 | Положение рабочих в 18 веке | 1ч. | 04.03 | |
| Тема 3. Английские колонии в Северной Америке. Образование Соединенных Штатов Америки. | 4ч. | | |
49 | Английские колонии в Северной Америке. Идеология американского общества | 1ч. | 07.03 | |
50 | Война за независимость. Создание США. | 1 ч. | 11.03 | |
51 | Успешная дипломатия. Окончания войны. | 1ч. | 14.03 | |
52 | Проверочная работа по разделу « Эпоха Просвещения. Время преобразований» | 1ч. | 18.03 | |
| Раздел II Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 8 ч. | | |
53 | Нидерландская революция и рождение свободной Республики. | 1ч. | 21.03 | |
54 | Испано-нидерландская война | 1ч. | 01.04 | |
55 | Революция в Англии. Установление Парламентской монархии. | 1ч. | 04.04 | |
56 | Реформы парламента. Казнь короля. | 1ч. | 08.04 | |
57 | Путь к парламентской монархии | 1ч. | 11.04 | |
58 | Международные отношения в XVI – XVIII вв. | 1ч. | 15.04 | |
59 | Вестфальский мир. Европа в 18 веке. | 1ч. | 18.04 | |
60 | Проверочная работа по разделу «Первые революции Нового времени» | 1ч. | 22.04 | |
| Тема 1. Великая французская революция XVIII в. | 7 ч. | | |
61. | Франция в середине XVIII века. | 1ч. | 25.04 | |
62 | От Генеральных штатов к Учредительному собранию. | 1ч. | 29.04 | |
63 | Французская революция. От монархии к республике. | 1ч. | 02.05 | |
64 | Свержение монархии. Провозглашение республики во Франции в 18 веке. | 1ч. | 06.05 | |
65 | От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1ч. | 09.05 | |
66 | Войны Директории. Генерал Бонапарт. | 1ч. | 13.05 | |
67 | Проверочная работа по теме « Великая французская революция XVIII в.». | 1 ч. | 16.05 | |
| Раздел III . Традиционные общества в раннее Новое время. Тема 1. Государства Востока в XVII-XVIII вв. | 3 ч 2 ч. | | |
68 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1ч | 20.05 | |
69 | Государства Востока. Начало Европейской колонизации. | 1ч | 23.05 | |
70 | Проверочная работа по курсу « История Нового времени 18 век» | 1ч | 27.05 | |