Рабочая программа учебного курса «Обществознание» (базовый уровень) для 10 класса
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа »
г. Калача – на – Дону Волгоградской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей истории, географии и обществознания протокол №__ от _________2022 г. Руководитель МО _________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по учебно-воспитательной работе ________________ 2022 г. _________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ____________ 2022 г. ____________ |
Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»
(базовый уровень)
для 10 класса
Составитель Шевченко Е.С.
2022 – 2023
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обществознание»: базовый уровень адресована учащимся 10 класса средней школы. Она рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа курса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
- Методических рекомендаций о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
- Методических рекомендаций о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой социального образования ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. - С-Пб, 2015
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ СШ № 1 г. Калача – на – Дону Волгоградской области;
- Авторской рабочей программы Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. - М.: Просвещение, 2020.).
Программа ориентирована на использование в образовательном процессе учебника:
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов и др., / под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2020.
Цели изучения предмета «Обществознание»: базовый уровень в 10 классе:
Изучение курса «Обществознание» в 10 классе является составным элементом процесса социализации личности, приобщения школьника к современным общественным явлениям, формирования основополагающих общественных ценностей и общероссийской гражданской идентичности. На решение обозначенных задач направлено изучение в школе предметной области «Общественные науки». Изучение предмета должно обеспечить сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации.
Место учебного предмета в учебном плане:
«Обществознание» в средней школе является учебным предметом, который опирается на обществоведческую подготовку учащихся в основной школе.
Программа учебного предмета «Обществознание» для среднего общего образования на базовом уровне рассчитана на 136 часов за 2 года обучения.
Количество часов в год | Количество часов в неделю |
10 класс 68 | 2 |
11 класс 68 | 2 |
Итого: 136 |
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание» в 10 классе.
Личностными результатами изучения курса обществознания в 10 классе являются:
— умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
— умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
— умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;
— умение различать абсолютную и относительную истины;
— умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
— умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
— умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
— умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма в образовательные организации профессионального и высшего образования;
— умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки:
— умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
— выявление особенностей научного познания;
— выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
— выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;
— умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;
— раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.
Предметные результаты изучения обществознания включают:
— выделение черт социальной сущности человека;
— определение роли духовных ценностей в обществе;
— умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
— умение различать виды искусства;
— выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;
— выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
— умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
— выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;
— умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
— формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;
— сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;
— выделение основных элементов системы права;
— выстраивание иерархии нормативных актов;
— выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;
— умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
— аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;
— раскрытие содержания гражданских правоотношений;
— умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
— умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
— способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
— извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Содержание курса «Обществознание»: базовый уровень в 10 классе
Глава I — Человек в обществе.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура.
Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный
терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Глава II — Общество как мир культуры.
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и её функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Глава III — Правовое регулирование общественных отношений.
Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита
гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Заключение. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.
Тематическое планирование 10 класс обществознание
№ п/п | Глава/тема | Количество часов |
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ | 20 | |
1-2 | Что такое общество. | 2 |
3-4 | Общество как сложная система. | 2 |
5-6 | Динамика общественного развития. | 2 |
7-8 | Социальная сущность человека. | 2 |
9-10 | Деятельность — способ существования людей. | 2 |
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 2 |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 2 |
15-16 | Современное общество. | 2 |
17-18 | Глобальная угроза международного терроризма. | 2 |
19-20 | Повторение. Обобщение. | 2 |
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ | 16 | |
21-22 | Духовная культура общества. | 2 |
23-24 | Духовный мир личности. | 2 |
25-26 | Мораль. | 2 |
27-28 | Наука и образование. | 2 |
29-30 | Религия и религиозные организации. | 2 |
31-32 | Искусство. | 2 |
33-34 | Массовая культура. | 2 |
35-36 | Повторение. Обобщение. | 2 |
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | 28 | |
37-38 | Современные подходы к пониманию права. | 2 |
39-40 | Право в системе социальных норм. | 2 |
41-42 | Источники права. | 2 |
43-44 | Правоотношения и правонарушения. | 2 |
45-46 | Предпосылки правомерного поведения. | 2 |
47-48 | Гражданин Российской Федерации. | 2 |
49-50 | Гражданское право. | 2 |
51-52 | Семейное право. | 2 |
53-54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 2 |
55-56 | Экологическое право. | 2 |
57-58 | Процессуальные отрасли права. | 2 |
59-60 | Конституционное судопроизводство. | 2 |
61-62 | Международная защита прав человека. | 2 |
63-64 | Правовые основы антитеррористической политики | 2 |
65-66 | Человек в XXI в. (Заключение) | 2 |
67-68 | Резерв | 2 |
Итого | 68 |
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:
- Урок изучения нового материала - традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, проектная или исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепление знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
- Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень и качество овладения знаниями, умениями и навыками и др.
Задания для оценивания результатов обучения:
• тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.
• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
• практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой
грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.
Организация и содержание оценочных процедур .
Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне среднего общего образования. Стартовая диагностика готовности к изучению отдельных предмета «Обществознание» проводится учителем в начале изучения предметного курса (раздела). Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебной деятельности (в том числе в рамках выбора уровня изучения предметов) с учетом выделенных актуальных проблем, характерных для класса в целом и
выявленных групп риска.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и др.). Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебной деятельности и корректировки индивидуального учебного плана, в том числе и сроков изучения темы / раздела / предметного курса.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования и проводится в конце каждой четверти (или в конце каждого биместра) и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и может отражаться в дневнике. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.
Используются стандартизированные измерительные материалы. Критерии достижения/освоения учебного материала задается на уровне выполнения не менее 65 % заданий базового уровня или получения 65 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 58) и локальным нормативным актом образовательной организации.
Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
• устный опрос;
• викторина;
• конкурс;
• творческий отчёт;
• защита проекта;
• защита исследовательской работы;
• написание эссе;
• решение практических задач;
• выполнение тематических заданий.
Итоговые работы. Форма итоговой работы по предмету устанавливается решением педагогического совета по представлению методического объединения учителей. Итоговой работой по предмету для выпускников средней школы может служить письменная проверочная работа или письменная проверочная работа с устной частью или с практической работой (эксперимент, исследование, опыт и т.п.), а также устные формы (итоговый зачет по билетам), часть портфолио (подборка работ, свидетельствующая о достижении всех требований к предметным результатам обучения) и т.д. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.
Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; информационное; творческое.
Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) оценивается по следующим критериям:
– сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
– сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
– сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
– сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
• усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
• достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
• обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
• оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90% заданий);
• оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется с заданиями (более 70% заданий);
• оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов, справляется с отдельными заданиями (более 50% заданий);
• оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не справляется с заданиями (менее 50% заданий).
Критерии оценки выполнения проекта:
• актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
• постановка цели проекта;
• формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
• оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
• полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
• соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
• убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
• использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
• умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
• соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», не значительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях учащимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.
Оценка решения практических задач.
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи.
Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;
• оценка альтернатив;
• обоснование итогового выбора.
Оценка конструктивности работы на семинаре.
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.
Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку «0» или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».
Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений.
Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее, можно выделить несколько общих принципов оценивания:
• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);
• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);
• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько не существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);
• ученик правильно отвечает на все вопросы — отметка «5» («отлично»).
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:
• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;
• за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла;
• за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;
• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.
По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:
0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;
51—70% — «удовлетворительно»;
71—90% — «хорошо»;
91—100% — «отлично».
Оценка эссе.
Оценивание результатов тестирования.
На уроках предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации.
Тест используется с целью проверки домашнего задания, а так же ранее изученного материала. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок.
В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).
Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ.
Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 85% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Эссе — это прозаическое свободное рассуждение на какую-либо тему, передающее индивидуальные суждения, впечатления, соображения автора. В Программе для учащихся предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания произведения ученик имеет возможность не только проявить свои творческие способности, но и развить их.
Количество начисленных за конкретную задачу баллов указано в материалах для учащихся. Формирование и развитие навыков и умений осуществляется только в процессе деятельности. Чем больше обучающийся будет размышлять, формулировать и отражать в письменной форме своё мнение по поставленной проблеме, тем активнее будет происходить становление его точки зрения. Размышления над высказываниями мудрых людей помогают понять суть предмета, что должно быть высоко оценено.
Критерии оценивания эссе:
• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
• логичность и системность изложения собственных мыслей —под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;
• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).
Критерии оценивания письменного ответа.
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка выполнения проекта
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, для того чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе максимально соблюдены все заданные критерии и учащийся действительно самостоятельно выполнил работу, её следует оценить максимально, т. е. на «отлично», при этом оговорив, разумеется, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые элементы, следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.
Критерии оценивания проекта:
• постановка проблемы, решаемой в ходе реализации проекта;
• сформированность и реализованность целей и задач проекта;
• разработанность плана по подготовке и реализации проекта;
• качество реализации и представления проекта.
Оценка выполнения исследовательской работы
Все комментарии, приведённые в пункте «Оценка выполнения проекта», справедливы и для оценивания исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы:
• постановка исследовательской проблемы;
• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;
• использование адекватных методов исследования;
• использование разнообразных информационных источников;
• адекватность выводов.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования
выпускник на базовом уровне научится:
- выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека;
- характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
- иллюстрировать проявления различных глобальных проблем;
- выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности;
- выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике;
- сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ (с изменениями и дополнениями), ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица, график, фото-коллаж и др.);
- выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям;
- оценивать роль толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России, на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять, с опорой на имеющиеся знания, способы преодоления отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России;
- находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
- выделять основные этапы избирательной кампании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
- характеризовать особенности политического процесса в России;
- анализировать основные тенденции современного политического процесса;
- действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных органов предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
поурочно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | Основные элементы содержания образования | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Д.З | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуника- тивные | ||||||||
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ | ||||||||||
1-2 | Что такое общество. Лекция. Практикум. + входной контроль | Общество как совместная | Называть (перечислять) формы | владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (в данной теме — понятиями «общество», «культура», «общественные науки»). | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной | владение навыками познавательной рефлексии как | общеучебные– умеют | Применяют правила делового согласовывают действия с | §1, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 1- повторить, задания. | |
3-4 | Общество как сложная система. Лекция. Практикум. | Особенности социальной | Описывать общество как | сформированность знаний об обществе как целостной | сформированность мировоззрения, соответствующего | умение определять назначение и функции различных социальных институтов | Общеучебные - выявляют | Оформляют диалогические | §2, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 2- повторить, задания. | |
5-6 | Динамика общественного развития. Семинар. Практикум. | Многовариантность | Раскрывать смысл понятий | — владение понятиями «общественное развитие», «общественный прогресс», «глобализация»; | — осознание противоречий общественного развития, глобальных проблем человечества; | — умение классифицировать социальные явления (типы | общеучебные - формулируют | принимают другое мнение и | §3, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 3- повторить, задания. | |
7-8 | Социальная сущность человека. Семинар. Практикум. | Биологическое | Описывать современные | — владение понятиями «человек», «индивид», «личность», | — осознание значимости проблемы сущности человека | умение раскрывать специфику взаимовлияния двух | Общеучебные – умеют | Обмениваются мнениями, слушая коллективное учебное | §4, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 4- повторить, задания. | |
9-10 | Деятельность — способ существования людей. Семинар. Практикум. | Деятельность | Раскрывать смысл | — владение понятиями «деятельность», «потребности»; | личностных: | метапредметных: | общеучебные – | планируют цели | §5, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 5- повторить, задания. | |
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. Семинар. Практикум. | Познаваем ли мир. | Излагать сущность различных | — овладение способами различения форм познавательной деятельности и знанием элементов деятельности, свойственных каждому из этапов; | — постижение принципов познания и деятельности, | — умение анализировать формы познания; | общеучебные - умеют находить | участвуют в | §6, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 6- повторить, задания. | |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека. Семинар. Практикум. | Возможна ли абсолютная | Излагать различные трактовки | — владение понятиями «свобода», «ответственность», | — осмысление своего места в жизни общества, своих | — умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей; | умеют находить | участвуют в | §7, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 7- повторить, задания. | |
15-16 | Современное общество. Семинар. Практикум. | Глобализация | Называть и иллюстрировать | — целостное представление о развитии социума, осознание места современного этапа развития общества в едином | — осознание значимости получения современного образования, овладения ИКТ-компетенциями; | — умение определять общее и особенное на основе выделения главных и побочных тенденций развития постиндустриального социума; | умеют находить | участвуют в | §8, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 8- повторить, задания. | |
17-18 | Глобальная угроза международного терроризма. Семинар. Мини-проект. | Международный | Раскрывать понятие | — сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире. | — сформированность гражданской позиции ученика как | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | умеют находить | участвуют в | §9, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 9- повторить, задания. | |
19 | Повторительно-обобщающие уроки по главе I | раскрывать смысл понятий; знать основные понятия | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | участвуют в | |||||
20 | Готовимся к экзамену Практикум (тетрадь-тренажёр задания по Главе I) | уметь применять | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | ||||||
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ | ||||||||||
21-22 | Духовная культура общества. Семинар. Практикум. | Понятие «духовная | Различать понятия «духовная | — владение понятиями «духовная культура», «духовные | — оcознание значимости нравственного поведения на | — умение определять назначение и функции культуры | общеучебные - умеют находить | участвуют в | §10, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 10- повторить, задания. | |
23-24 | Духовный мир личности. Семинар. Практикум. | Человек как духовное | Раскрывать смысл понятий | — знание базовых понятий «духовный мир личности», | — осознание необходимости развития пространства духовной жизни личности как условия её становления и проявления неповторимой самобытности и индивидуальности; — формирование осознанно-уважительного, толерантного отношения к другому человеку, его духовному миру | — умение устанавливать причинно-следственные связи | Общеучебные - определяют задания с использованием | прогнозируют результаты уровня | §11, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 11- повторить, задания. | |
25-26 | Мораль. Семинар. Практикум. | Как и почему возникла | Раскрывать смысл понятий | — знание основных исторических этапов в развитии | — осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности; | — навыки рефлексии структурных особенностей морали, | Общеучебные - определяют | принимают | § 12, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 12- повторить, задания | |
27-28 | Наука и образование. Семинар. Практикум. | Наука и её функции в | Раскрывать сущность, основные | умение применять обществоведческие знания для рефлексии личного социального опыта, осмысления и оценки | — осознание личностной значимости образования; | — умение работать с различными источниками социальной информации; | общеучебные - осуществляют | обмениваются мнениями, | § 13, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 13- повторить, задания | |
29-30 | Религия и религиозные организации. Семинар. Практикум. | Особенности | Раскрывать смысл понятий | — умение характеризовать особенности компенсационной, | — приобретение и развитие навыков аналитической деятельности, позволяющих теоретически корректно и обоснованно обсуждать феномены религии как закономерно | — понимание влияния глобализационных процессов на | общеучебные - воспроизводят по | принимают мнение и позицию, допускают | § 14, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 14- повторить, задания | |
31-32 | Искусство. Семинар. Практикум. | Что такое искусство. | Характеризовать искусство, | — умение формулировать и аргументировать собственные оценки фактов, процессов, тенденций, связанных с | — осознание ценности и возможностей искусства как | — умение анализировать явления и процессы социальной жизни, устанавливать причинно-следственные связи; | общеучебные - умеют | определяют последовательность | §15, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 15- повторить, задания | |
33-34 | Массовая культура. Семинар. Мини – проект (исследование) | Характерные черты | Характеризовать массовую | — усвоение понятий «массовая культура», «средства | — понимание необходимости личностного саморазвития | — умение продуктивно общаться и взаимодействовать | умеют находить | участвуют в | §16, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 16- повторить, задания | |
35 | Повторительно-обобщающие уроки по главе II | раскрывать смысл понятий; знать основные понятия | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | участвуют в | |||||
36 | Готовимся к экзамену Практикум (тетрадь-тренажёр задания по Главе II) | уметь применять | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | Задания по тетрадь-тренажёр задания по Главе II | |||||
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ | ||||||||||
37-38 | Современные подходы к пониманию права. Семинар. Практикум. | Нормативный подход | Излагать различные подходы | — усвоение понятий «нормативный подход», «естественноправовой подход», «позитивное право», «права человека»; | — осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права; | — умение критически воспринимать и осмысливать различные подходы к пониманию права, формировать на этой | общеучебные - ориентируются в | оформляют диалогические | §17, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 17- повторить, задания | |
39-40 | Право в системе социальных норм. Семинар. Практикум. | Основные признаки | Раскрывать смысл понятий | — знание понятий «система права», «норма права», | — осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права и морали; | — умение определять назначение различных социальных норм и, прежде всего, права и морали, их специфику | общеучебные - ориентируются в логические - дополняют и | оформляют диалогические | §18, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 18- повторить, задания | |
41-42 | Источники права. Семинар. Практикум. | Что такое источник | Раскрывать понятия «источник | — владение понятиями «источники права», «нормативно-правовой акт», «закон», «естественное право»; | — осознание своей гражданской позиции как активного | — умение определять назначение и функции такого социального института, как право; | общеучебные - умеют | участвуют в коллективном | §19, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 19- повторить, задания | |
43-44 | Правоотношения и правонарушения. Семинар. Практикум. | Что такое | Раскрывать смысл понятий | — владение базовыми понятиями «правоотношение», | — формирование гражданской позиции активного и | — готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение | общеучебные - осуществляют | обмениваются мнениями, | §20, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 20- повторить, задания | |
45-46 | Предпосылки правомерного поведения. Семинар. Практикум. | Правосознание. | Раскрывать смысл понятий | — владение базовыми понятиями «правосознание», | — формирование гражданской позиции учащегося как | — владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, связанных с вопросами правомерного поведения; | общеучебные - осуществляют | участвуют в коллективном партнером | §21, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 21- повторить, задания | |
47-48 | Гражданин Российской Федерации. Семинар. Практикум. | Гражданство Российской | Раскрывать смысл понятия | — владение базовыми понятиями «гражданин», «гражданство», «воинская обязанность», «военная служба», «налогоплательщик»; | — развитие российской гражданской идентичности, патриотизма, осознание гражданства как правовой связи с государством, гордости за свой край, свою Родину, прошлое | — владение навыками решения проблемных познавательных заданий, связанных с проблемами гражданства, | общеучебные - ориентируются в | оформляют | §22, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 22- повторить, задания | |
49-50 | Гражданское право. Семинар. Практикум. | Гражданские | Раскрывать смысл понятий | — владение умениями определять назначение и функции | личностных: | — умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности; | умеют находить | участвуют в | §23, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 23- повторить, задания | |
51-52 | Семейное право. Семинар. Практикум. | Правовая связь членов | Раскрывать смысл понятия | — знание базовых понятий «семейные правоотношения», | — осознание значимости правового регулирования семейных отношений; | — умение устанавливать причинно-следственные связи | находить | участвуют в | § 24, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 24 – задания. | |
53-54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Семинар. Практикум. | Трудовые | Раскрывать смысл понятий | — владение понятиями «трудовое право», «трудовые | — осознание значимости выбора будущей профессии и | — умение самостоятельно искать методы решения практических задач, касающихся трудовых правоотношений; | находить | участвуют в | § 25, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 25 – задания. | |
55-56 | Экологическое право. Семинар. Практикум. | Общая характеристика | Раскрывать смысл понятий | — владение базовым понятийным аппаратом экологического права; | — гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего своё право | — способность давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного экологического поведения; | находить | участвуют в | § 26, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 26 – задания. | |
57-58 | Процессуальные отрасли права. Семинар. Семинар. | Гражданский процесс. | Раскрывать смысл понятий | — владение понятиями «правосудие», «судопроизводство», «принципы судопроизводства», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «арбитражный процесс», «суд | — осознание ценностных ориентиров, основанных на | — умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели | находить | участвуют в | § 27, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 27 – задания. | |
59-60 | Конституционное судопроизводство. Семинар. Практикум. | Судьи Конституционного | Раскрывать содержание | — владение понятиями «конституция», «Конституционный суд», «принципы конституционного судопроизводства»; | — осознание ценностных ориентиров, основанных на | — умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели | находить | участвуют в | § 28, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 28 – задания. | |
61-62 | Международная защита прав человека. Семинар. Практикум. | Защита прав и свобод | Характеризовать функции | — умение применять обществоведческие знания для | — осознание ценности прав и свобод человека и необходимости их защиты; | — определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения | находить | участвуют в | § 29, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 29 – задания. | |
63-64 | Правовые основы антитеррористической политики Семинар. Практикум. | Правовая база | Характеризовать российское | — овладение понятиями «противодействие терроризму», | — осознание неприемлемости любых форм и проявлений террористической деятельности; — понимание необходимости и значения государственных | — умение извлекать, преобразовывать, использовать | находить | участвуют в | § 30, работа с понятийным аппаратом, вопросы. § 30 – задания. | |
65 | Повторительно-обобщающие уроки по главе III | раскрывать смысл понятий; знать основные понятия | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | участвуют в | |||||
66 | Готовимся к экзамену Практикум (тетрадь-тренажёр задания по Главе III) | уметь применять | — способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; | - уметь следовать заданным критериям в ходе выполнения поставленных задач; | Задания по тетрадь-тренажёр задания по Главе III | |||||
67 | Человек в XXI в. (Заключение) | Человек и глобальные | Описывать влияние ускорения | — обобщённые знания о современном этапе развития | — осознанное присвоение ценностей современного общества; — осмысление возможностей личности в современном | — анализ и сравнение ценностей человека-потребителя | общеучебные - умеют определять | планируют цели и способы | §Заключение.Вопросы. | |
68 | Резерв |
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1) http://www.gov.ru — «Официальная Россия»: сервер органов государственной власти Российской Федерации;
2) http://www.uznay-prezidenta.ru — «Президент России —
гражданам школьного возраста»;
3) http://www.gks.ru — сайт Федеральной службы государственной статистики: базы данных, статистическая информация;
4) http://www.nalog.ru — сайт Федеральной налоговой службы РФ;
5) http://www.economy.gov.ru — сайт Министерства экономического развития РФ;
6) http://pravo.fso.gov.ru/index.html — «Официальный интернет-портал правовой информации»: Конституция РФ, законодательство РФ, официальное опубликование правовых актов;
7) http://nac.gov.ru — портал Национального антитеррористического комитета;
8) http://iph.ras.ru — портал Института философии РАН;
9) www.vestnik.isras.ru — электронный журнал «Вестник
Института Социологии»;
10) http://www.vopreco.ru — электронная версия журнала
«Вопросы экономики»;
11) http://demoscope.ru — электронная версия бюллетеня
«Население и общество»;
12) http://socionet.ru — «Соционет»: международная онлайновая научная инфраструктура по общественным наукам;
13) http://voluntary.ru — словари и справочники по социологии;
14) www.socprob.ru — публикации по социальным наукам;
15) www.socioline.ru — библиотека учебников, монографий
по социологии;
16) http://be.economicus.ru — электронная версия учебника
М. А. Сторчевого «Основы экономики»;
17) www.sociologos.ru — «Портал российской прикладной социологии»;
18) http://ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный
портал «Экономика. Социология. Менеджмент»;
19) www.zircon.ru — группа «ЦИРКОН», проводящая социологические и маркетинговые исследования;
20) www.levada.ru — сайт «Левада-центра», организующего
социологические и маркетинговые исследования;
21) http://www.wciom.ru — сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
22) http://www.rg.ru — сайт «Российской газеты»;
23) http://gtmarket.ru — экспертно-аналитический портал
«Центр гуманитарных технологий»;
24) http://www.un.org/ru — официальный сайт ООН;
25) http://www.coe.ru — сайт Совета Европы в РФ;
26) http://www.ifap.ru — сайт Межрегиональной общественной организации по содействию реализации программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.