Рабочая программа учебного курса «Подготовка к ГИА по математике»
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по математике» рассчитана на 17 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике за курс основной школы.
Содержание курса характеризуется теми же базисными понятиями и их структурой, как и содержание учебного материала за курс основной школы, но не дублирует его и не выполняет функции дополнительных занятий. Занятия обеспечивают, в первую очередь, создание условий для комфортного вхождения выпускников в период итоговой аттестации: знакомство с процедурой ГИА, с материалами КИМ, аспектами психологической готовности к ГИА (не только самих учащихся, но и их родителей).
Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными приемами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Данный курс основан на реализации смешанного обучения – применение разных приемов и методов работы с группами учащихся в рамках одного урока; обучение реализуется по индивидуальным траекториям (базовый уровень – задания 1ой части ОГЭ по математике, повышенный уровень – задания 2ой части ОГЭ по математике).
Реализация программы курса базируется на принципе самообразования. Данный принцип успешно реализуем при использовании он-лайн Интернет-ресурсов: ЯКласс.ру, СдамГиа и др.
Программа курса составлена с соблюдением:
- основных положений Закона об образовании РФ;
- требований ФГОС;
- рекомендаций по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2020 году основного государственного экзамена (ОГЭ);
- соответствия содержания программе курса математики основной школы.
Цели курса (*для учащихся, обучающихся по линии повышенного уровня):
- обобщить, систематизировать знания учащихся о способах решения учебных задач за курс основной школы по математике (алгебра/геометрия);
- познакомить учащихся с особенностями, методами и приемами решения задач повышенного уровня сложности*;
- сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
- подготовить к успешной сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ.
Содержание курса позволяет решить следующие задачи:
- знакомство учащихся со структурой ОГЭ по математике, правилами заполнения Бланков регистрации и ответов, требованиями по оцениванию;
- формирования способности и стремления к самообразованию и самоконтролю при подготовке и решении заданий ОГЭ;
- развитие интереса и положительной мотивации изучения математики.
Основной тип занятий – практикум на он-лайн тренажёрах. Для наиболее успешного усвоения материала планируются и другие различные формы работы с учащимися: лекционные занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
Курсу отводится 1 час в две недели. Всего 17 часов. (Прим.: предполагается преподавание курса во втором полугодии учебного года, когда изучены большинство тем школьной математики за курс 9 класса)
Особенности курса:
- интеграция разных тем; практическая значимость для учащихся;
- электронные технологии обучения/самообучения по предмету;
- оценка «зачёт/незачёт» выставляется за пробные варианты и итоговую зачетную работу при условии выполнения «схемы» - рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы; итоговая оценка за курс выставляется из расчета большего количества «зачетных» работ.
Содержание курса
Всё об ОГЭ и не только (4 часа)
Цель: Познакомить учащихся с документацией ОГЭ по математике для учащегося, процедурой ОГЭ; создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций к учебной деятельности для психологически комфортного вхождение в период итоговой аттестации выпускников основной школы
Практикум по решению математических задач по темам ОГЭ по математике (10 часов)
Цель: Обобщить, систематизировать знания о решении математических задачах за курс 5-9 класс. Познакомить со способами решения задач
Итоговое зачетное занятие (3 часа)
ПредАттестация учащихся.
Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая проводится в он-лайн режиме (2 часа) посредством ресурса ЯКласс.ру/СдамГИА.ру для решения заданий первой части ОГЭ по математике и часовым практикумом по решению задач второй части ОГЭ по математике* (по желанию).
В результате изучения курса учащиеся должны знать / уметь:
- структуру КИМ ОГЭ по математике; требования к заполнению документации (бланков) для учащегося ОГЭ по математике;
- решать предметные и прикладные задачи по математике;
- пользоваться справочной литературой и таблицами.
Личностными результаты обучения учащихся:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к самообразованию/саморазвитию;
- сформированная мотивация к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
Метапредметные результаты обучения:
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий;
- определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- умение работать в информационной среде.
Предметные результаты обучения по курсу в полном объеме совпадают с требованиями программы. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения курса обучающиеся должны знать, уметь…)
В результате изучения курса учащиеся получат возможность:
- познакомиться с процедурой ГИА для выпускников основной школы;
- получить психологическую консультационную помощь в период подготовки к ГИА.
Методические рекомендации по реализации программы
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются КИМы ОГЭ по математике, предлагаемые образовательными Интернет-ресурсами по подготовке к экзаменам, а также могут быть выбраны из разнообразных сборников по подготовке к ОГЭ по математике, различных вариантов ОГЭ или составлены самим учителем. Более эффективное использование программы курса предполагается при оснащении кабинета СПАК.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Предполагаемое домашнее задание | Кол-во часов |
1 | Документация "ОГЭ по математике" для учащихся | Познакомить родителей с Проектом КИМ ОГЭ по математике; прорешать посильные задания первой части КИМ | 1 |
2 | Структура КИМ ОГЭ по математике. Содержание заданий | Определить планируемый уровень достижений (оценку) на экзамене (обсудить с родителями) и "проблемные" темы | 1 |
3 | Интернет-ресурсы подготовки к ОГЭ по математике и не только. | Составить перечень наиболее понравившихся ресурсов. Попробовать ресурс для подготовки к ОГЭ по математике (обсудить с родителями) | 1 |
4 | Выполнение требований минимального порога баллов в ОГЭ по математике - "схемы оценки": 2+6=8 (геометрия+...) | Попробовать на выбранном ресурсе выполнить "схему" | 1 |
5 | Зачетное занятие (тренировочный вариант): "Выполнение "схемы""" | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
6 | Анализ основных ошибок. Как их избежать | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
7 | Зачетное занятие (тренировочный вариант): "Выполнение "схемы""" | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
8 | Вопрос-ответ. Практикум по решению заданий ОГЭ | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
9 | Вопрос-ответ. Практикум по решению заданий ОГЭ | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
10 | Всё об ОГЭ: беседа с заместителем директора по УР (особенности проведения ОГЭ), педагогом-психологом (как побороть стресс, рекомендации по подготовке к периоду аттестации) (с приглашением родителей) | Обсудить с родителями рекомендации, тренинги (при необходимости) | 1 |
11 | Вопрос-ответ. Практикум по решению заданий ОГЭ | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
12 | Зачетное занятие (пробный вариант ОГЭ по математике)/3 часа | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 3 |
13 | |||
14 | |||
15 | Анализ основных ошибок. Практикум по решению «проблемных заданий» | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
16 | Анализ основных ошибок. Практикум по решению «проблемных заданий» | Вариант КИМ, подготовить вопросы по затруднениям | 1 |
17 | Анализ основных ошибок. Практикум по решению «проблемных заданий» |
Список используемых ресурсов:
Материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru )
Образовательные Интернет-ресурсы – он-лайн тренажеры подготовки учащихся к ГИА: Якласс.ру (www.yaklass.ru), СдамГИА.ру (https://sdamgia.ru/) и др.
Образовательное сообщество Школа Пифагора ОГЭ и ЕГЭ по математике (https://vk.com/shkolapifagora)