Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 8 класса по УМК А.В. Пёрышкина
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор |
учителей | ________ | __________ |
Руководитель МО | Протокол № | Приказ № |
_______ Т.В | от "" г. | от "" г. |
Протокол №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 587744)
учебного предмета
«Физика»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Инсебаева Нурслу Маденовна
Учитель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельности основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне:
в 7 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;
в 8 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю;
в 9 классе в объёме 102 часа по 3 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 класс
Раздел 1. Тепловые явления
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно-‐кинетической теории. Смачивание и капиллярные явле ния. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.
Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие.
Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды (МС). Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения
2. Наблюдение диффузии
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений
4. Наблюдение теплового расширения тел
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении 6. Правила измерения температуры
7. Виды теплопередачи
8. Охлаждение при совершении работы
9. Нагревание при совершении работы внешними силами
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ
11. Наблюдение кипения
12 .Наблюдение постоянства температуры при плавлении
13. Модели тепловых двигателей
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения
6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром
10. Определение удельной теплоёмкости вещества
11. Исследование процесса испарения
12. Определение относительной влажности воздуха
13. Определение удельной теплоты плавления льда
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы получения электриче ской энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации
1. Электризация тел
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел 3. Устройство и действие электроскопа
4. Электростатическая индукция
5. Закон сохранения электрических зарядов
6. Проводники и диэлектрики
7. Моделирование силовых линий электрического поля
8. Источники постоянного тока
9. Действия электрического тока
10. Электрический ток в жидкости
11. Газовый разряд
12. Измерение силы тока амперметром
13. Измерение электрического напряжения вольтметром
14. Реостат и магазин сопротивлений
15. Взаимодействие постоянных магнитов
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита
17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов
18. Опыт Эрстеда
19. Магнитное поле тока. Электромагнит
20. Действие магнитного поля на проводник с током
21 Электродвигатель постоянного тока
22. Исследование явления электромагнитной индукции
23. Опыты Фарадея
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения
25. Электрогенератор постоянного тока
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении
2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
4. Измерение и регулирование силы тока
5. Измерение и регулирование напряжения
6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе
7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов
9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней
13. Определение КПД нагревателя
14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении
16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке
18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током
19. Конструирование и изучение работы электродвигателя
20. Измерение КПД электродвигательной установки
21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индук ции: исследование изменений значения и направления ин дукционного тока.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гражданское воспитание
- понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России.
Патриотическое воспитание
- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам;
- проявляющий интерес к истории своего края;
- знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, технологиях;
- принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
- проявляющий уважение к старшим;
- проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
-проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
- способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других люде;
- проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
-участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей
Экологическое воспитание
- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
- ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
- ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
- демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис куссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
— использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
— различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание, капиллярные яв ления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полю сов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные
положения молекулярно-кинети ческой теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля -Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1 - 2 логических шагов с опорой на 1 - 2 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей; решать расчётные задачи в 2 - 3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности; электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
— распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с прибо‐рами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | | |||||||||
Раздел 1. Тепловые явления | | |||||||||||
1.1. | Строение и свойства вещества | 7 | 0 | 0 | 01.09.2022 26.09.2022 | Наблюдение и интерпретация опытов, свидетельствующих об атомно‐ | Устный опрос; | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- | | |||
1.2. | Тепловые процессы | 21 | 2 | 5 | 27.09.2022 20.12.2022 | Обоснование правил измерения температуры; | Устный опрос; Письменный | 1. Единая коллекция | | |||
Итого по разделу | 28 | | | |||||||||
Раздел 2. Электрические и магнитные явления | | |||||||||||
2.1. | Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие | 7 | 1 | 0 | 21.12.2022 21.01.2023 | Наблюдение и проведение опытов по электризации тел при соприкосновении и индукцией; | Устный опрос; Письменный | 1. Единая коллекция | | |||
2.2. | Постоянный | 20 | 2 | 6 | 22.01.2023 22.04.2023 | Наблюдение различных видов действия электрического тока и обнаружение этих видов действия в повседневной жизни; | Устный опрос; Письменный | 1. Единая коллекция 14. Сайт- «Журнал КВАНТ»http://www.kvant.info/old.htm 15. Сайт- «Российский | | |||
2.3. | Магнитные явления | 6 | 2 | 2 | 23.04.2023 16.05.2023 | Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов; | Устный опрос; Письменный | 1. Единая коллекция | | |||
2.4. | Электромагнитная индукция | 4 | 1 | | 17.05.2023 31.05.2023 | Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока; | Тестирование; | 1. Единая коллекция | | |||
Итого по разделу | 37 | | | |||||||||
Резервное время | 3 | | | |||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 13 | | |
8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Коррекция даты | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Инструктаж по ТБ. Основные положения молекулярно‐ кинетической теории строения вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие основные положения молекулярно‐ кинетической теории. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. | 1 | | | | |
2. | Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярно‐ кинетической теории. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара. | 1 | | | | |
3. | Смачивание и капиллярные явления. | 1 | | | | |
4. | Тепловое расширение и сжатие. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел. | 1 | | | | |
5. | Тепловое расширение и сжатие. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объёма и нагревания или охлаждения. | 1 | | | | |
6. | Входная контрольная работа/ Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | | | |
7. | Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в | 1 | | | | |
8. | Температура. Связь | 1 | | | | |
9. | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и | 1 | | | | |
10. | Виды теплопередачи: теплопроводность, | 1 | | | | |
11. | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. | 1 | | | | |
12. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа №1 по теме «Определение давления воздуха в баллоне щприца». | 1 | | 1 | | |
13. | Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды | 1 | | | | |
14. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа №2 по теме «Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым металлическим цилиндром». | 1 | | 1 | | |
15. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа №3 по теме «Определение | 1 | | 1 | | |
16. | Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления» | 1 | 1 | | | |
17. | Плавление и | 1 | | | | |
18. | Удельная теплота плавления. | 1 | | | | |
19. | Парообразование и | 1 | | | | |
20. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа №4 по теме «Определение удельной теплоты плавления льда». | 1 | | 1 | | |
21. | Кипение. Удельная теплота парообразования. Зави‐ | 1 | | | | |
22. | Влажность воздуха. | 1 | | | | |
23. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа №5 по теме «Определение | 1 | | 1 | | |
24. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | | |
25. | Принципы работы | 1 | | | | |
26. | Тепловые двигатели и | 1 | | | | |
27. | Закон сохранения и | 1 | | | | |
28. | Контрольная работа №2 по теме «Изменение | 1 | 1 | | | |
29. | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | | | | |
30. | Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия | 1 | | | | |
31. | Электрическое поле. Напряжённость | 1 | | | | |
32. | Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. | 1 | | | | |
33. | Строение атома. | 1 | | | | |
34. | Проводники и диэлектрики. Закон сохранения | 1 | | | | |
35. | Контрольная работа № 3 «Электрические явления» | 1 | 1 | | | |
36. | Электрический ток. Условия существования электрического тока. | 1 | | | | |
37. | Источники постоянного тока. | 1 | | | | |
38. | Действия электрического тока (тепловое, | 1 | | | | |
39. | Электрический ток в жидкостях и газах. | 1 | | | | |
40. | Электрическая цепь. Сила тока. | 1 | | | | |
41. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 6 по теме «Измерение и | 1 | | 1 | | |
42. | Электрическое напряжение. | 1 | | | | |
43. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 7 по теме «Измерение и | 1 | | 1 | | |
44. | Сопротивление | 1 | | | | |
45. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 8 по теме «Проверка правила сложения напряжений при последовательном | 1 | | 1 | | |
46. | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | | | |
47. | Последовательное соединение проводников. | 1 | | | | |
48. | Параллельное соединение проводников. | 1 | | | | |
49. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 9 по теме «Проверка правила для силы тока при | 1 | | 1 | | |
50. | Работа и мощность | 1 | | | | |
51. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 10 по теме «Определение | 1 | | 1 | | |
52. | Закон Джоуля— Ленца. | 1 | | | | |
53. | Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое замыкание. | | | | | |
54. | Инструкция по ТБ. Лабораторная работа № 11 по теме «Определение | 1 | | 1 | | |
55. | Контрольная работа №4 по теме «Электрический | 1 | 1 | | | |
56. | Постоянные магниты. Взаимодействие | 1 | | | | |
57. | Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. | 1 | | | | |
58. | Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. | 1 | | | | |
59. | Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током / Всероссийская проверочная работа | 1 | | | | |
60. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку» | 1 | | 1 | | |
61. | Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и на транспорте. | 1 | | | | |
62. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» | 1 | | 1 | | |
63. | Контрольная работа №5 по теме «Магнитные явления» | 1 | 1 | | | |
64. | Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. | 1 | | | | |
65. | Явление электромагнитной индукции. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока. | 1 | | | | |
66. | Электрогенератор. Способы получения электрической энергии. | 1 | | | | |
67. | Электростанции на возобновляемых источниках энергии. | 1 | | | | |
68. | Итоговая контрольная работа (промежуточная каттестация) | 1 | 1 | | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 13 | | |
Приложение 3
Аннотация к рабочей программе
Название рабочей программы | Срок, на который разработана рабочая программа | Краткая характеристика программы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физика» для 7-9 класса основного общего образования | 3 года | Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления. Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в соответствии с требованиями ФГОС. |
Приложение 4
Темы проектных работ ООО
Название предмета | Класс | Темы проектных работ |
физика | 7 | Влияние механической работы на организм школьника. Измерительные приборы от древности до наших дней. Физика человека. Измерение различных характеристик: Масса, объём, площадь поверхности, мощность, скорость реакции. |
физика | 8 | Сопротивление земли: Исследование проводящих свойств земли. Определение сопротивления резистора методом ВАХ. |
Физика | 9 | Биофизика. Колебания и звуки. Влияние звука на живые организмы. Изучение R-L-C контура. Изучение влияния электромагнитных полей на среду обитания человека. Изучение газовых законов. Изопроцессы. Изучение характеристик разных типов ламп (лампа накаливания, лампа дневного света, энергосберегающая лампа). Исследование влияния шума на живые организмы. Исследование земных электрических токов. |
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физика, 7 класс/Перышкин И.М Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение"; Физика, 8 класс/Перышкин И.М., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство«Просвещение»;
Физика 9 класс/ Перышкин А.В., Гутник Е.М., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 Примерная рабочая программа ООО Физика (базовый уровень) для 5-9 классов, М., 2021 г.
(пр. 3/21 от 27.09.2021 г.)
2 Сборник задач по физике 7-9 кл. (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова), 2020 г.
3 Сборник задач по физике 9-11 кл. (А.П Рымкевич), 1986 г.
4 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (7 класс) 5 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (8 класс) 6 В.А. Волков, С.Е. Полянский Поурочные разработки по физике (9 класс) 7 Лабораторные работы по физике (7 класс)
8 Лабораторные работы по физике (8 класс)
9 Лабораторные работы по физике (9 класс)
10 Уроки физики в 7-8 кл., Пособие для учителей, 2000 г.
11 Промежуточная аттестация и рубежный контроль. Физика 7-8 кл. (под ред.
Л.М.Монастырского)
12 КИМ Физика 8 класс
13 КИМ Физика 9 класс
14 Справочник по физике 7-11 кл., М., 2022 г
15 Физика в схемах и таблицах, М., 2021 г.
16 Справочник для подготовки к ОГЭ, М., 2020 г.
17 Я.И. Перельман Занимательная механика,2005 г.
18 С.Е. Венинг, М.Н. Куликов, В.Н. Швецов Олимпиадные задачи по физике, 2005 г. 19 В.П. Шевцов Тематический контроль по физике 7-11 кл., 2008 г.
20 Р.Д.Минькова Проверочные задания по физике 7-10 кл., 1992 г.
21 Л.А.Кирик Физика 9 кл. Самостоятельные и контрольные работы, 2005 г.
22 Т.И.Долгая, В.А.Попова Физика 7-9 кл. Технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения ФГОС, 2015 г.
23 Н.К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова Тесты 7 кл., М., 2016 г.
24 Н.И. Слепнева Тесты 8 кл., М., 2018 г.
25 Н.В. Филонович методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.
26 А.Е. Марон, Е.А. марон, С.В. Позойский
Сборник вопросов и задач к учебнику А.В.Перышкина 7, 8 кл. М., 2018 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. –Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru 6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
7. Физика в анимациях
https://www.sites.google.com/site/moyacshkola/idu-na-urok/fizika-v-animaciah
Интерактивная физика http://interfizika.narod.ru/index.html
Школьная физика. https://www.sites.google.com/site/saitpofizike/home
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Физика. ру http://www.fizika.ru/
All физика. http://www.all-fizika.com/
Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru/
LearningApps.org https://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=
Яндекс учебник
ЯКласс https://www.yaklass.ru/profile/5c497362-5f11-4d1d-a355-7b9520e1fede
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog.page
Сайт- «Элементарная физика» http://elfiz.ru/
Сайт- «Класс!ная физика для любознательных»http://class-fizika.narod.ru/index.htm
Сайт- «Физика.ru» http://www.fizika.ru/index.php
Сайт- Решу ЕГЭ, сдам ГИА http://phys.reshuege.ru/ http://phys.sdamgia.ru/
Сайт- InternetUrok.ru http://interneturok.ru/ru
Сайт- «Вся ФИЗИКА» http://www.all-fizika.com/
Сайт- «Интернет-олимпиады по физике» http://distolymp2.spbu.ru/olymp/
Сайт- «Журнал КВАНТ» http://www.kvant.info/old.htm
Сайт- «Российский общеобразовательный портал»http://experiment.edu.ru/
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 7 класс
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Шар с кольцом, модели кристаллических решёток, набор тележек, прибор для демонстрации равномерного прямолинейного движения, демонстрационный прибор по инерции, весы с
разновесами, набор грузов по механике, динамометр, динамометр двунаправленный, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, рычаг, набор блоков, цилиндр измерительный с принадлежностями (ведёрко Архимеда), прибор для демонстрации давление газов и жидкостей, прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария), прибор для демонстрации давления внутри жидкости.
Приборы: барометр, манометр жидкостный демонстрационный.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Лабораторная работа №1. Измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, различные сосуды. Лабораторная работа №2. Линейка, горох, иголка, фотография молекул вещества.
Лабораторная работа №3. Весы с разновесами, несколько тел разной массы.
Лабораторная работа №4. Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма.
Лабораторная работа №5. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, тело, плотность, которого надо определить.
Лабораторная работа №6. Штатив, динамометр, линейка, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №7. Динамометр, линейка, деревянный брусок, набор грузов по механике.
Лабораторная работа №8. Динамометр, два тела разного объёма, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №9. Измерительный цилиндр, весы с разновесами, пробирка поплавок с пробкой, сухой песок.
Лабораторная работа №10. Рычаг на штативе, набор грузов по механике, динамометр, линейка. Лабораторная работа №11. Доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 8 класс
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Лабораторная работа №1. штатив с муфтой и канцелярским зажимом; термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С; линейка, предел измерения 150 мм; пустой сосуд; сосуд с горячей водой; термометрическая трубка на основании с миллиметровой шкалой, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 мм.
Лабораторная работа №2.
• термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 °С;• Калориметр; измерительный цилиндр;
• пустой сосуд; сосуд с горячей водой;
Лабораторная работа №3.
• термометр, предел измерения 100 °С, погрешность (при отсутствии параллакса) 1 С;
• калориметр; металлический цилиндр на нити;
• сосуд с холодной водой; сосуд с горячей водой; Весы с разновесами,
Лабораторная работа №4.
• Бумага фильтр (3шт);
• Жидкости разной плотности;
Лабораторная работа №5.
• штатив с муфтой и лапкой;
• два термометра;
• стакан с водой;
• кусочек марли.
Лабораторная работа №6.Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, амперметр, соединительные провода.
Лабораторная работа №7. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, соединительные провода, резисторы (2 шт.)
Лабораторная работа №8. Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, реостат, исследуемый проводник.
Лабораторная работа №9.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и R3,
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• амперметр с пределом измерения 0,6 А;
• реостат;
• ключ и соединительные провода.
Лабораторная работа №10.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резисторы 2,2 Ом и 4,7 Ом, обозначенные R2 и /?3;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность измерения 0,15 А);• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность измерения 0,15 В);• реостат;
• ключ и соединительные провода.
Лабораторная работа №11. • выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого рис. 2.1.49 измерения 0,1 А);
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода
Лабораторная работа №12.
• выпрямитель учебный ВУ-4;
• резистор 2,2 Ом, обозначенный R2\
• реостат;
• амперметр с пределом измерения 3 А (погрешность прямого измерения 0,15 А);
• вольтметр с пределом измерения 3 В (погрешность прямого измерения 0,15 В);• ключ и соединительные провода.