Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 11 класса (среднее общее образование)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Утверждено
методическим советом школы приказом директора школы
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
11 класс
(среднее общее образование)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель математики
Носовец Наталья Александровна
с. Кулунда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Основные формы, технологии, методы обучения
Технологии:
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
Традиционные (урок, домашняя учебная работа)
Виды деятельности
устное и письменное решение примеров и задач;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
самостоятельная работа с учебником.
Особенности контроля и оценки учебных достижений по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы, теста или математического диктанта.
Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ.
Учебный предмет «математика» состоит из двух курсов: курса «Алгебра и начала математического анализа» и курса «Геометрия».
Курс «Алгебра и начала математического анализа»
Контрольно – измерительные материалы
№ п/п | Название раздела | Кол-во контр. работ |
1 | Повторение курса алгебры и начал математического анализа10 класс: | |
2 | Тригонометрические функции | 1 |
3 | Производная и её геометрический смысл | 1 |
4 | Применение производной к исследованию функций | 1 |
5 | Интеграл | 1 |
6 | Комплексные числа | 1 |
6 | Элементы комбинаторики | 1 |
7 | Знакомство с вероятностью | 1 |
8 | Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. | |
| Всего | 7 |
Учебно- методический комплект:
Учебник: Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Алгебра и начала математического анализа.11 кл.:учеб.для учащихся общеобр.учр.(проф.уровень)/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 8 изд.-М.: Мнемозина, 2010.
Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10—11 классы : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М. : Просвещение, 2016.
Алгебра и начала математического анализа». Дидактические материалы. 11 класс / [М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н.Е.Фёдорова]. — М. : Просвещение, 2018.
Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации 10 и 11 классы: учебное пособие для общеобр. организаций / Н.Е. Фёдорова, М.А. Ткачёва – М.: Просвещение. 2017
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Повторение курса алгебры и начал математического анализа10 класс | 4 | Повторение курса алгебры и начал математического анализа |
2 | Тригонометрические функции | 19 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций |
3 | Производная и её геометрический смысл | 19 | Определение производной. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной. |
4 | Применение производной к исследованию функций | 21 | Возрастание и убывании функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций. |
5 | Интеграл | 16 | Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла для решения физических задач. |
6 | Комплексные числа | 17 | Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел. Модуль комплексного числа. Вычитание и деление комплексных чисел. Геометрическая интерпретация комплексного числа. |
7 | Элементы комбинаторики | 11 | Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Биномиальная формула Ньютона |
6 | Знакомство с вероятностью | 11 | Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий. |
7 | Итоговое повторение курса алгебры и начал анализа, подготовка к ЕГЭ. | 18 | Повторение курса алгебры и начал математического анализа. |
| Всего | 136 | |
Содержание учебного курса
Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класс
Тригонометрические функции
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции и её график. Свойства функции и её график. Свойства функции и её график. Обратные тригонометрические функции.
Производная и её геометрический смысл
Определение производной. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Применение производной к исследованию функций
Возрастание и убывании функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.
Интеграл
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла для решения физических задач.
Комплексные числа
Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел. Модуль комплексного числа. Вычитание и деление комплексных чисел. Геометрическая интерпретация комплексного числа.
Элементы комбинаторики
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Биномиальная формула Ньютона.
Знакомство с вероятностью
Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.
Итоговое повторение. Решение задач.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока
| Количество часов | |
Дата | |||
| Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класс 4ч |
| |
1 | Степенная функция. | 1 | |
2 | Показательная функция. | 1 | |
3 | Логарифмическая функция. | 1 | |
4 | Тригонометрические функции. | 1 | |
| Тригонометрические функции 19 ч | | |
5-6 | Область определения и множество значений тригонометрических функций | 2 | |
6 | Область определения и множество значений тригонометрических функций | | |
7-9 | Четность и нечетность. Периодичность | 3 | |
8 | Четность и нечетность. Периодичность | | |
9 | Четность и нечетность. Периодичность | | |
10-12 | Функция у=cosx и ее график. | 3 | |
11 | Функция у=cosx и ее график. | | |
12 | Функция у=cosx и ее график. | | |
13-15 | Функция у=sinx и ее график. | 3 | |
14 | Функция у=sinx и ее график. | | |
15 | Функция у=sinx и ее график. | | |
16-18 | Функция у=tgx и ее график. | 3 | |
17 | Функция у=tgx и ее график. | | |
18 | Функция у=tgx и ее график. | | |
19-20 | Обратные тригонометрические функции. | 2 | |
20 | Обратные тригонометрические функции. | | |
21-22 | Уроки обобщения и систематизации по теме : «Тригонометрические функции». | 2 | |
22 | Уроки обобщения и систематизации по теме : «Тригонометрические функции». | | |
23 | Контрольная работа №1 по теме «Тригонометрические функции» | 1 | |
|
| | |
24-26 | Производная. Физический смысл производной. | 3 | |
27-29 | Производная степенной функции. Таблица производных | 3 | |
30-32 | Правила дифференцирования. Производная суммы, произведения и частного двух функций. | 3 | |
33-35 | Производные некоторых элементарных функций | 3 | |
36-39 | Геометрический смысл производной. | 4 | |
40-41 | Уроки обобщения и систематизации по теме: «Производная» | 2 | |
42 | Контрольная работа №2 по теме «Производная» | 1 | |
| Применение производной к исследованию функций 21 ч | | |
43-45 | Возрастание и убывание функции | 3 | |
46-48 | Экстремумы функции | 3 | |
49-52 | Применение производной к построению графиков функций | 4 | |
53-57 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 5 | |
58-60 | Выпуклость графика функции, точки перегиба. | 3 | |
61-62 | Уроки обобщения и систематизации по теме: «Применение производной к исследованию функций » | 2 | |
63 | Контрольная работа №3 по теме «Применение производной к исследованию функций » | 1 | |
| Интеграл 16ч | | |
64-65 | Первообразная. | 2 | |
66-67 | Правила нахождения первообразных | 2 | |
68-70 | Площадь криволинейной трапеции и интеграл. | 3 | |
71-73 | Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов | 3 | |
74-76 | Применение производной и интеграла к решению практических задач | 3 | |
77-78 | Уроки обобщения и систематизации по теме: «Интеграл » | 2 | |
79 | Контрольная работа №4 по теме «Интеграл» | 1 | |
| Комплексные числа 17ч | | |
80 | Определение комплексных чисел. | 1 | |
81-82 | Сложение и умножение комплексных чисел. | 2 | |
83 | Модуль комплексного числа. | 1 | |
84-85 | Вычитание и деление комплексных чисел. | 2 | |
86-87 | Геометрическая интерпретация комплексного числа. | 2 | |
88-89 | Тригонометрическая форма комплексного числа. | 2 | |
90-91 | Свойства модуля и аргумента комплексного числа. | 2 | |
92-93 | Квадратное уравнение с комплексным неизвестным. | 2 | |
94 | Примеры решения алгебраических уравнений. | 1 | |
95 | Урок обобщения и систематизации по теме: «Комплексные числа» | 1 | |
96 | Контрольная работа №5 по теме «Комплексные числа» | 1 | |
| Элементы комбинаторики 11 ч | | |
97 | Комбинаторные задачи. | 1 | |
98-99 | Перестановки | 2 | |
100-101 | Размещения | 2 | |
102-103 | Сочетания и их свойства. | 2 | |
104-105 | Биномиальная формула Ньютона. | 2 | |
106 | Урок обобщения и систематизации по теме: «Комбинаторика» | 1 | |
107 | Контрольная работа №6 по теме: «Комбинаторика» | 1 | |
| Знакомство с вероятностью 11ч | | |
108-109 | Вероятность события. | 2 | |
110-111 | Сложение вероятностей. | 2 | |
112-113 | Вероятность противоположного события. | 2 | |
114-115 | Условная вероятность. | 2 | |
116-117 | Вероятность произведения независимых событий. | 2 | |
118 | Контрольная работа №6 по теме: «Знакомство с вероятностью» | 1 | |
| Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа 18ч | | |
119-120 | Арифметический корень натуральной степени. | 2 | |
121-122 | Степень с рациональным и действительным показателем. | 2 | |
123 | Степенная функция, её свойства и график. | 1 | |
124 | Показательная функция, её свойства и график. | 1 | |
125 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | 1 | |
126-127 | Тригонометрические формулы | 2 | |
128-129 | Решение уравнений и неравенств. | 2 | |
130-136 | Решение вариантов ЕГЭ | 7 | |
| Итого 136 | | |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование изменений | Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Курс «Геометрия»
Тематическое планирование
№ п.п. | Раздел, тема. | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Векторы в пространстве | 6 | Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы |
2 | Метод координат в пространстве | 15 | Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия |
3 | Цилиндр, конус и шар. | 16 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. |
4 | Объёмы тел. | 17 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. |
5 | Повторение за курс 10-11 классов | 14 | |
| Всего | 68 | |
Контрольно – измерительные материалы
Контрольно – измерительные материалы | Всего за год |
Контрольная работа | 3 |
Зачет | 4 |
Учебно-методический комплект
1. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение 2007.
2. Геометрия. Поурочные разработки. 10—11 классы :учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов. —М. : Просвещение, 2017.
3. Бурмистрова Т.А. Геометрия 10 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Содержание учебного предмета
1. Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.
3. Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды,
В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечениях цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
4. Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойстваобъемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.
5. Некоторые сведения из планиметрии
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Основная цель — расширить известные учащимся сведения о геометрических фигурах на плоскости; рассмотреть ряд теорем об углах и отрезках, связанных с окружностью, о вписанных и описанных четырехугольниках; вывести формулы для медианы и биссектрисы треугольника, а также формулы площади треугольника, использующие радиусы вписанной и описанной окружностей; познакомить учащихся с такими интересными объектами, как окружность и прямая Эйлера, с теоремами Менелая и Чевы, и, наконец, дать геометрические определения эллипса, гиперболы, параболы и вывести их канонические уравнения.
Изучение этих теорем и формул целесообразно совместить с рассмотрением тех или иных вопросов стереометрии:
теоремы об углах и отрезках, связанных с окружностью, рассмотреть при изучении темы «Сфера и шар»;
различные формулы, связанные с треугольником, — при изучении темы «Многогранники», в частности, теоремы Менелая и Чевы — в связи с задачами на построение сечений многогранников;
сведения об эллипсе, гиперболе и параболе использовать при рассмотрении сечений цилиндрической и конической поверхностей.
6. Обобщающее повторение
Примечания.
1) При решении задач, связанных с сечением тетраэдра некоторой плоскостью, часто оказывается полезной теорема Менелая. Поэтому изучение п. 14 учебника «Задачи на построение сечений» целесообразно совместить с изучением теорем Менелая и Чевы (пп. 95 и 96).
2) В п. 58 введено понятие центрального подобия в пространстве. Рассмотрение этого понятия можно совместить с изучением п. 94, где с помощью центрального подобия (на плоскости) решена задача о прямой и окружности Эйлера для треугольника. Целесообразно начать с изучения п. 94, затем перейти к п. 58, а при рассмотрении вопросов, связанных со сферой (пп. 64—69), решить красивые задачи 814 и 815 о прямой и сфере Эйлера для тетраэдра. Вторая задача решается на основе первой, и при этом эффективно используется центральное подобие.
3) В пп. 72 и 73 учебника рассматриваются сечения цилиндрической и конической поверхностей. При этом используются свойства эллипса, гиперболы и параболы, которые описаны в пп. 97—99. Поэтому перед изучением пп. 72 и 73 следует ознакомиться с содержанием пп. 97—99.
4) Другие теоремы и формулы, включенные в главу «Некоторые сведения из планиметрии», могут быть изучены по мере надобности при рассмотрении тех или иных вопросов стереометрии. Так, пп. 85—89, в которых рассматриваются углы и отрезки, связанные с окружностью, а также вписанный и описанный четырехугольники, целесообразно рассмотреть в связи с темой «Сфера и шар», а пп. 90—94, относящиеся к треугольнику, — в связи с темой «Многогранники».
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов | 1 | |
2 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов | 1 | |
3 | Умножение вектора на число | 1 | |
4 | Компланарные векторы.Правило параллелепипеда | 1 | |
5 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | 1 | |
6 | Зачет №1по теме «Векторы в пространстве» | 1 | |
7-8 | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора | 2 | |
9 | Самостоятельная работа № 5.1. Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | |
10-12 | Простейшие задачи в координатах Самостоятельная работа № 5.2. | 3 | |
13 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | |
14 | Решение задач на применение скалярного произведения векторов. | 1 | |
15-17 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Самостоятельная работа № 5.3 | 3 | |
18 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. | 1 | |
19 | Параллельный перенос | 1 | |
20 | Контрольная работа № 5.1. | 1 | |
21 | Зачет№2 по теме «Метод координат в пространстве» | 1 | |
22 | Понятие цилиндра. | 1 | |
23 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | 1 | |
24 | Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа № 6.1. | 1 | |
25-26 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. | 2 | |
27 | Усеченный конус | 1 | |
28 | Решение задач по теме «Конус» | 1 | |
29 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | |
30 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | 1 | |
31 | Касательная плоскость к сфере. | 1 | |
32 | Площадь сферы | 1 | |
33-35 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар. | 3 | |
36 | Контрольная работа № 6.1. | 1 | |
37 | Зачет №3 по теме «Цилиндр, конус, шар» | 1 | |
38 | Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | |
39-40 | Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» Самостоятельная работа № 7.1. | 2 | |
41 | Объем прямой призмы | 1 | |
42-43 | Объем цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла. | 2 | |
44 | Объем наклонной призмы | 1 | |
45 | Объём пирамиды. Самостоятельная работа № 7.2. | 1 | |
46 | Объем конуса | 1 | |
47 | Объём конуса. Самостоятельная работа № 7.3. | 1 | |
48-50 | Объём шара. Решение задач на вычисление объёма шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора | 3 | |
51 | Площадь сферы | 1 | |
52 | Решение задач на вычисление площади сферы | 1 | |
53 | Контрольная работа № 7.1. | 1 | |
54 | Зачет №4 по теме «Объемы тел» | 1 | |
55 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости | 1 | |
56 | Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей. | 1 | |
57 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью | 1 | |
58-59 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 2 | |
60-61 | Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей | 2 | |
62-63 | Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей | 2 | |
64-65 | Объёмы тел. | 2 | |
66 | Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов | 1 | |
67-68 | Повторение теории и решение задач по всему курсу геометрии. | 2 | |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование изменений | Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
9