Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 11 класса (среднее общее образование)

0
0
Материал опубликован 11 December 2020 в группе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»







Рассмотрено                                                                               Утверждено

методическим советом школы                                                     приказом директора школы






Рабочая программа

учебного предмета «Математика»

11 класс

(среднее общее образование)

на 2019-2020 учебный год




Составитель: учитель математики

Носовец Наталья Александровна


с. Кулунда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Геометрия

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей

уметь

проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

вычислять средние значения результатов измерений;

находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

распознавания логически некорректных рассуждений;

записи математических утверждений, доказательств;

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

понимания статистических утверждений.

Основные формы, технологии, методы обучения

Технологии:

здоровьесберегающие,

личностно – ориентированное обучение,

проблемное обучение,

развивающее обучение,

дифференцированное обучение,

информационно – коммуникативные технологии.

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:      
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;  работа с учебником.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: 
методы стимулирования мотивов интереса к учению: занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;     
фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.

Формы обучения: 
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
Традиционные (урок, домашняя учебная работа)

Виды деятельности

устное и письменное решение примеров и задач;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

самостоятельная работа с учебником.

Особенности контроля и оценки учебных достижений по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы, теста или математического диктанта.

Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ.

Учебный предмет «математика» состоит из двух курсов: курса «Алгебра и начала математического анализа» и курса «Геометрия».

Курс «Алгебра и начала математического анализа»

Контрольно – измерительные материалы

п/п

Название раздела

Кол-во контр. работ

1

Повторение курса алгебры и начал математического анализа10 класс:


2

Тригонометрические функции

1

3

Производная и её геометрический смысл

1

4

Применение производной к исследованию функций

1

5

Интеграл

1

6

Комплексные числа

1

6

Элементы комбинаторики

1

7

Знакомство с вероятностью

1

8

Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа.



Всего

7

Учебно- методический комплект:

Учебник: Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2010.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа.11 кл.:учеб.для учащихся общеобр.учр.(проф.уровень)/ Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 8 изд.-М.: Мнемозина, 2010.

Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10—11 классы : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М. : Просвещение, 2016.

Алгебра и начала математического анализа». Дидактические материалы. 11 класс / [М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н.Е.Фёдорова]. — М. : Просвещение, 2018.

Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации 10 и 11 классы: учебное пособие для общеобр. организаций / Н.Е. Фёдорова, М.А. Ткачёва – М.: Просвещение. 2017

Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Содержание раздела

1

Повторение курса алгебры и начал математического анализа10 класс

4

Повторение курса алгебры и начал математического анализа

2



Тригонометрические функции

19

Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций

3





Производная и её геометрический смысл

19

Определение производной. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной.


4

Применение производной к исследованию функций

21

Возрастание и убывании функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.



5

Интеграл

16

Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла для решения физических задач.


6

Комплексные числа

17

Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел. Модуль комплексного числа. Вычитание и деление комплексных чисел. Геометрическая интерпретация комплексного числа.

7

Элементы комбинаторики

11

Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Биномиальная формула Ньютона


6

Знакомство с вероятностью

11

Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.


7

Итоговое повторение курса алгебры и начал анализа, подготовка к ЕГЭ.

18

Повторение курса алгебры и начал математического анализа.


Всего

136


Содержание учебного курса

Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класс

Тригонометрические функции

Область определения и множество значений тригонометрических функций. Чётность, нечётность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции t1607694515aa.gif и её график. Свойства функции t1607694515ab.gif и её график. Свойства функции t1607694515ac.gif и её график. Обратные тригонометрические функции.


Производная и её геометрический смысл

Определение производной. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функций. Геометрический смысл производной.


Применение производной к исследованию функций

Возрастание и убывании функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции. Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба. Построение графиков функций.


Интеграл

Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение производной и интеграла для решения физических задач.


Комплексные числа

Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел. Модуль комплексного числа. Вычитание и деление комплексных чисел. Геометрическая интерпретация комплексного числа.


Элементы комбинаторики

Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Биномиальная формула Ньютона.


Знакомство с вероятностью

Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.

Итоговое повторение. Решение задач.

Календарно-тематическое планирование



Тема урока


Количество часов


Дата


Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10 класс 4ч


1

Степенная функция.

1


2

Показательная функция.

1


3

Логарифмическая функция.

1


4

Тригонометрические функции.

1



Тригонометрические функции 19 ч



5-6

Область определения и множество значений тригонометрических функций

2


6

Область определения и множество значений тригонометрических функций



7-9

Четность и нечетность. Периодичность

3


8

Четность и нечетность. Периодичность



9

Четность и нечетность. Периодичность



10-12

Функция у=cosx и ее график.


3


11

Функция у=cosx и ее график.



12

Функция у=cosx и ее график.




13-15

Функция у=sinx и ее график.


3


14

Функция у=sinx и ее график.




15

Функция у=sinx и ее график.




16-18

Функция у=tgx и ее график.


3


17

Функция у=tgx и ее график.




18

Функция у=tgx и ее график.




19-20


Обратные тригонометрические функции.


2


20

Обратные тригонометрические функции.




21-22

Уроки обобщения и систематизации по теме : «Тригонометрические функции».


2


22

Уроки обобщения и систематизации по теме : «Тригонометрические функции».




23

Контрольная работа №1 по теме «Тригонометрические функции»


1





24-26

Производная. Физический смысл производной.

3


27-29

Производная степенной функции. Таблица производных

3


30-32

Правила дифференцирования.

Производная суммы, произведения и частного двух функций.

3


33-35

Производные некоторых элементарных функций

3


36-39

Геометрический смысл производной.


4


40-41

Уроки обобщения и систематизации по теме: «Производная»

2


42

Контрольная работа №2 по теме «Производная»

1



Применение производной к исследованию функций 21 ч



43-45

Возрастание и убывание функции

3


46-48

Экстремумы функции

3


49-52

Применение производной к построению графиков функций

4


53-57

Наибольшее и наименьшее значения функции


5


58-60

Выпуклость графика функции, точки перегиба.

3


61-62

Уроки обобщения и систематизации по теме: «Применение производной к исследованию функций »

2


63

Контрольная работа №3 по теме «Применение производной к исследованию функций »

1



Интеграл 16ч



64-65

Первообразная.

2


66-67

Правила нахождения первообразных

2


68-70

Площадь криволинейной трапеции и интеграл.

3


71-73

Вычисление интегралов. Вычисление площадей с помощью интегралов

3


74-76

Применение производной и интеграла к решению практических задач


3


77-78

Уроки обобщения и систематизации по теме: «Интеграл »

2


79

Контрольная работа №4 по теме «Интеграл»

1



Комплексные числа 17ч




80

Определение комплексных чисел.

1


81-82

Сложение и умножение комплексных чисел.

2


83

Модуль комплексного числа.

1


84-85

Вычитание и деление комплексных чисел.

2


86-87

Геометрическая интерпретация комплексного числа.

2


88-89

Тригонометрическая форма комплексного числа.

2


90-91

Свойства модуля и аргумента комплексного числа.

2


92-93

Квадратное уравнение с комплексным неизвестным.

2


94

Примеры решения алгебраических уравнений.

1


95

Урок обобщения и систематизации по теме: «Комплексные числа»

1


96

Контрольная работа №5 по теме «Комплексные числа»

1



Элементы комбинаторики 11 ч



97

Комбинаторные задачи.

1


98-99

Перестановки

2


100-101

Размещения

2


102-103

Сочетания и их свойства.

2


104-105

Биномиальная формула Ньютона.


2


106

Урок обобщения и систематизации по теме: «Комбинаторика»

1


107

Контрольная работа №6 по теме: «Комбинаторика»

1



Знакомство с вероятностью 11ч



108-109

Вероятность события.


2


110-111

Сложение вероятностей.


2


112-113

Вероятность противоположного события.


2


114-115

Условная вероятность.

2


116-117

Вероятность произведения независимых событий.

2


118

Контрольная работа №6 по теме: «Знакомство с вероятностью»

1



Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа 18ч



119-120

Арифметический корень натуральной степени.


2


121-122

Степень с рациональным и действительным показателем.


2


123

Степенная функция, её свойства и график.


1


124

Показательная функция, её свойства и график.


1


125

Логарифмическая функция, её свойства и график.


1


126-127

Тригонометрические формулы

2


128-129

Решение уравнений и неравенств.

2


130-136

Решение вариантов ЕГЭ

7



Итого 136




Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Обоснование изменений

Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы)


























Курс «Геометрия»

Тематическое планирование


п.п.

Раздел, тема.

Кол-во часов

Содержание раздела

1

Векторы в пространстве

6

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы

2

Метод координат в пространстве

15

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия

3

Цилиндр, конус и шар.

16

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.


4

Объёмы тел.

17

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.


5

Повторение за курс 10-11 классов

14



Всего

68




Контрольно – измерительные материалы

Контрольно – измерительные материалы

Всего за год

Контрольная работа

3

Зачет

4



Учебно-методический комплект

1. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение 2007.

2. Геометрия. Поурочные разработки. 10—11 классы :учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов. —М. : Просвещение, 2017.

3. Бурмистрова Т.А. Геометрия 10 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.



Содержание учебного предмета

1. Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

2. Метод координат в пространстве. Движения

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.

Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.

3. Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды,

В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечениях цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.

4. Объемы тел

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойстваобъемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.

5. Некоторые сведения из планиметрии

Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теоремы Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.

Основная цель — расширить известные учащимся сведения о геометрических фигурах на плоскости; рассмотреть ряд теорем об углах и отрезках, связанных с окружностью, о вписанных и описанных четырехугольниках; вывести формулы для медианы и биссектрисы треугольника, а также формулы площади треугольника, использующие радиусы вписанной и описанной окружностей; познакомить учащихся с такими интересными объектами, как окружность и прямая Эйлера, с теоремами Менелая и Чевы, и, наконец, дать геометрические определения эллипса, гиперболы, параболы и вывести их канонические уравнения.

Изучение этих теорем и формул целесообразно совместить с рассмотрением тех или иных вопросов стереометрии:

теоремы об углах и отрезках, связанных с окружностью, рассмотреть при изучении темы «Сфера и шар»;

различные формулы, связанные с треугольником, — при изучении темы «Многогранники», в частности, теоремы Менелая и Чевы — в связи с задачами на построение сечений многогранников;

сведения об эллипсе, гиперболе и параболе использовать при рассмотрении сечений цилиндрической и конической поверхностей.

6. Обобщающее повторение

Примечания.

1) При решении задач, связанных с сечением тетраэдра некоторой плоскостью, часто оказывается полезной теорема Менелая. Поэтому изучение п. 14 учебника «Задачи на построение сечений» целесообразно совместить с изучением теорем Менелая и Чевы (пп. 95 и 96).

2) В п. 58 введено понятие центрального подобия в пространстве. Рассмотрение этого понятия можно совместить с изучением п. 94, где с помощью центрального подобия (на плоскости) решена задача о прямой и окружности Эйлера для треугольника. Целесообразно начать с изучения п. 94, затем перейти к п. 58, а при рассмотрении вопросов, связанных со сферой (пп. 64—69), решить красивые задачи 814 и 815 о прямой и сфере Эйлера для тетраэдра. Вторая задача решается на основе первой, и при этом эффективно используется центральное подобие.

3) В пп. 72 и 73 учебника рассматриваются сечения цилиндрической и конической поверхностей. При этом используются свойства эллипса, гиперболы и параболы, которые описаны в пп. 97—99. Поэтому перед изучением пп. 72 и 73 следует ознакомиться с содержанием пп. 97—99.

4) Другие теоремы и формулы, включенные в главу «Некоторые сведения из планиметрии», могут быть изучены по мере надобности при рассмотрении тех или иных вопросов стереометрии. Так, пп. 85—89, в которых рассматриваются углы и отрезки, связанные с окружностью, а также вписанный и описанный четырехугольники, целесообразно рассмотреть в связи с темой «Сфера и шар», а пп. 90—94, относящиеся к треугольнику, — в связи с темой «Многогранники».


Календарно-тематическое планирование


п.п.

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов

1


2

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов

1


3

Умножение вектора на число

1


4

Компланарные векторы.Правило параллелепипеда

1


5

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

1


6

Зачет №1по теме «Векторы в пространстве»

1


7-8

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора

2


9

Самостоятельная работа

5.1. Связь между координатами векторов и координатами точек

1


10-12

Простейшие задачи в координатах Самостоятельная работа № 5.2.

3


13

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1


14

Решение задач на применение скалярного произведения векторов.

1


15-17

Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Самостоятельная работа № 5.3

3


18

Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.

1


19

Параллельный перенос

1


20

Контрольная работа № 5.1.

1


21

Зачет№2 по теме

«Метод координат в пространстве»

1


22

Понятие цилиндра.

1


23

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра.

1


24

Площадь поверхности цилиндра. Самостоятельная работа № 6.1.

1


25-26

Понятие конуса. Площадь поверхности конуса.

2


27

Усеченный конус

1


28

Решение задач по теме «Конус»

1


29

Сфера и шар. Уравнение сферы.

1


30

Взаимное расположение сферы и плоскости.

1


31

Касательная плоскость к сфере.

1


32

Площадь сферы

1


33-35

Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар.

3


36

Контрольная работа № 6.1.

1


37

Зачет №3 по теме «Цилиндр, конус, шар»

1


38

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда.

1


39-40

Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда» Самостоятельная работа № 7.1.

2


41

Объем прямой призмы

1


42-43

Объем цилиндра.

Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла.

2


44

Объем наклонной призмы

1


45

Объём пирамиды. Самостоятельная работа № 7.2.

1


46

Объем конуса

1


47

Объём конуса. Самостоятельная работа № 7.3.

1


48-50

Объём шара. Решение задач на вычисление объёма шара.

Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора

3


51

Площадь сферы

1


52

Решение задач на вычисление площади сферы

1


53

Контрольная работа № 7.1.

1


54

Зачет №4 по теме «Объемы тел»

1


55

Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости

1


56

Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.

1


57

Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

1


58-59

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

2


60-61

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей

2


62-63

Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей

2


64-65

Объёмы тел.

2


66


Векторы в пространстве. Действия над векторами.

Скалярное произведение векторов

1




67-68

Повторение теории и решение задач по всему курсу геометрии.

2




Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Обоснование изменений

Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы)













































9



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.