Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 10 класса (среднее общее образование)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
Рассмотрено Утверждено
методическим советом школы приказом директора школы
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
10класс
(среднее общее образование)
на 2018 -2019 учебный год
Составитель: Носовец Наталья Александровна
с. Кулунда
2018г.
Пояснительная записка
Учебный предмет «математика» состоит из двух курсов: курса «Алгебра и начала математического анализа» и курса «Геометрия».
Курс «Алгебра и начала математического анализа»
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие цели:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Основные формы, технологии, методы обучения
Технологии:
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
По месту организации (школьные)
Традиционные (урок, домашняя учебная работа)
Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины и т.д.
Виды деятельности
-устное и письменное решение примеров и задач;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
самостоятельная работа с учебником.
Особенности контроля и оценки учебных достижений по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы, теста или математического диктанта.
Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ.
Контрольно-измерительные материалы
№ п/п | Название раздела | Кол-во контр. работ |
1 | Действительные числа | 1 |
2 | Степенная функция | 1 |
3 | Показательная функция | 1 |
4 | Логарифмическая функция | 1 |
5 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. | 1 |
6 | Тригонометрические формулы | 1 |
7 | Тригонометрические уравнения | 1 |
8 | Повторение и решение задач | |
| Всего | 7 |
Учебно-методический комплект:
Учебник: «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2010.
Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10—11 классы : учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М. : Просвещение, 2016.
Алгебра и начала математического анализа». Дидактические материалы. 10 класс / [М. И. Шабунин, М. В. Ткачева, Н.Е.Фёдорова]. — М. : Просвещение, 2010.
Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации 10 и 11 классы: учебное пособие для общеобр. организаций / Н.Е. Фёдорова, М.А. Ткачёва – М.: Просвещение. 2017.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически,
интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Действительные числа | 14 | Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями. |
2 | Степенная функция | 14 | Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. |
3 | Показательная функция | 12 | Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств |
4 | Логарифмическая функция | 17 | Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства |
5 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. | 16 | Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. |
5 | Тригонометрические формулы | 25 | Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов. |
6 | Тригонометрические уравнения | 19 | Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. |
7 | Повторение и решение задач | 19 | |
| Всего | 136 | |
Содержание учебного предмета
1.Действительные числа
Целые и рациональные числа. Действительные числа. бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
2.Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и не равенств.
3.Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и не равенства, простейшие системы показательных уравнений.
4.Логарифмическая функция
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
5. Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений.
Деление многочленов. Решение алгебраических уравнений. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными
Основная цель — изучить деление многочленов; научить решать уравнения, сводящиеся к алгебраическим и системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными.
6.Тригонометрические формулы
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = а при а = 1, -1, 0.
7.Тригонометрические уравнения
Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
8.Повторение и решение задач.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
| Действительные числа – 14 ч | | |
1-2 | Целые и рациональные числа. Действительные числа. | 2 | |
3-4 | Бесконечно-убывающая геометрическая прогрессия. | 2 | |
5-7 | Арифметический корень натуральной степени | 3 | |
8-11 | Степень с рациональным и действительным показателями | 4 | |
12-13 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме: «Действительные числа» | 2 | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Действительные числа» | 1 | |
| Степенная функция – 14 ч | | |
15-16 | Степенная функция, ее свойства и график | 2 | |
17 | Взаимно обратные функции | 1 | |
18-19 | Равносильные уравнения и неравенства | 2 | |
20-22 | Иррациональные уравнения | 3 | |
23-25 | Иррациональные неравенства. | 3 | |
26-27 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме : "Степенная функция" | 2 | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Степенная функция» | 1 | |
| Показательная функция – 12 ч | | |
29-30 | Показательная функция, ее свойства и график | 2 | |
31-32 | Показательные уравнения | 2 | |
33-34 | Показательные неравенства | 2 | |
35-37 | Системы показательных уравнений и неравенств | 3 | |
38-39 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме: "Показательная функция" | 2 | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Показательная функция» | 1 | |
| Логарифмическая функция – 17 ч | | |
41-42 | Логарифмы | 2 | |
43-44 | Свойства логарифмов | 2 | |
45-46 | Десятичные и натуральные логарифмы | 2 | |
47-48 | Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 | |
49-51 | Логарифмические уравнения | 3 | |
52-54 | Логарифмические неравенства | 3 | |
55-56 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме "Логарифмическая функция" | 2 | |
57 | Контрольная работа №4 по теме «Логарифмическая функция» | 1 | |
| Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений -16 ч | | |
58 | Деление многочленов. | 1 | |
59-60 | Решение алгебраических уравнений. | 2 | |
61-63 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | 3 | |
64-66 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными | 3 | |
67-68 | Различные способы решения систем уравнений. | 2 | |
69-70 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 2 | |
71-72 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме " Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений | 2 | |
73 | Контрольная работа №5 по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» | 1 | |
| Тригонометрические функции - 25 | | |
74 | Радианная мера угла | 1 | |
75-76 | Поворот точки вокруг начала координат | 2 | |
77-78 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 2 | |
79 | Знаки синуса, косинуса и тангенса угла | 1 | |
80-81 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла | 2 | |
82-84 | Тригонометрические тождества | 3 | |
85 | Синус, косинус и тангенс углов а и – а | 1 | |
86-88 | Формулы сложения | 3 | |
89-90 | Синус, косинус и тангенс двойного угла | 2 | |
91 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. | 1 | |
92-93 | Формулы приведения | 2 | |
94-95 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов | 2 | |
96-97 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические формулы» | 2 | |
98 | Контрольная работа № 6 по теме: «Тригонометрические формулы» | 1 | |
| Тригонометрические уравнения 19 ч. | | |
99-101 | Уравнение cos х=а. | 3 | |
102-104 | Уравнение sinх=а. | 3 | |
105-107 | Уравнение tg х=а. | 3 | |
108-112 | Решение тригонометрических уравнений. | 5 | |
113-114 | Примеры решения простейших тригонометрических неравенств | 2 | |
115-116 | Уроки обобщения и систематизации знаний по теме:"Тригонометрические уравнения ". | 2 | |
117 | Контрольная работа № 7 по теме: "Тригонометрические уравнения " | 1 | |
| Итоговое повторение 19 ч. | | |
118-119 | Действительные числа. | 2 | |
120-121 | Степенная функция. | 2 | |
122-123 | Показательная функция | 2 | |
124-128 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 5 | |
129-136 | Решение вариантов ЕГЭ по математике | 8 | |
| Всего | 136 | |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование изменений | Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Курс «Геометрия»
Пояснительная записка.
Цели курса
Изучение математики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения геометрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решать задачи на вычисление геометрических величин;
совершенствование навыков решение задач на доказательство;
расширение знаний учащихся о геометрических телах в пространстве.
Основные формы, технологии, методы обучения
Технологии:
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения коллективные; групповые; индивидуальные)
По месту организации (школьные)
Традиционные (урок, домашняя учебная работа)
Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины и т.д.
Виды деятельности
устное и письменное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
самостоятельная работа с учебником.
Особенности контроля и оценки учебных достижений по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы, теста или математического диктанта.
Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбираются несколько вариантов работы.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ.
Контрольно – измерительные материалы
№ п.п | Тема раздела | Кол-во к/р, зачётов |
1 | Введение | 0 |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | к/р №1, №2 Зачет№1 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | к/р №3 Зачет№2 |
4 | Многогранники | к/р №4 Зачет№3 |
5 | Повторение | 0 |
Итого | к/р - 4 зач - 3 |
Учебно-методический комплект
1. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.-
М.: Просвещение 2009.
2. Геометрия. Поурочные разработки. 10—11 классы :учеб. пособие для общеобразоват. организаций /С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов. —
М. : Просвещение, 2017.
3. Бурмистрова Т.А. Геометрия 10 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
знать:
Значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
Значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки, создания математического анализа
Универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Вероятностный характер различных процессов окружающего мира
уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
Тематическое планирование
Распределение часов по темам имеет расхождение с авторской программой, т.к.
ряд тем из раздела «Некоторые сведения из планиметрии» (в учебнике они изложены в последней главе (пп. 85—99).) рассматриваются вместе с соответствующими темами стереометрии.
№ п.п | Тема раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 5 |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | Параллельность прямых , прямой и плоскости. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед. | 19 |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 20 |
4 | Многогранники | Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники. | 16 |
5 | Заключительное повторение тем геометрии 10 класса | | 8 |
6 | Резерв | | 2 |
Итого | | 70ч |
Примечания.
1) При решении задач, связанных с сечением тетраэдра некоторой плоскостью, часто оказывается полезной теорема Менелая. Поэтому изучение п. 14 учебника «Задачи на построение сечений» целесообразно совместить с изучением теорем Менелая и Чевы (пп. 95 и 96).
2) В п. 58 введено понятие центрального подобия в пространстве. Рассмотрение этого понятия можно совместить с изучением п. 94, где с помощью центрального подобия (на плоскости) решена задача о прямой и окружности Эйлера для треугольника. Целесообразно начать с изучения п. 94, затем перейти к п. 58, а при рассмотрении вопросов, связанных со сферой (пп. 64—69), решить красивые задачи 814 и 815 о прямой и сфере Эйлера для тетраэдра. Вторая задача решается на основе первой, и при этом эффективно используется центральное подобие.
3) В пп. 72 и 73 учебника рассматриваются сечения цилиндрической и конической поверхностей. При этом используются свойства эллипса, гиперболы и параболы, которые описаны в пп. 97—99. Поэтому перед изучением пп. 72 и 73 следует ознакомиться с содержанием пп. 97—99.
4) Другие теоремы и формулы, включенные в главу «Некоторые сведения из планиметрии», могут быть изучены по мере надобности при рассмотрении тех или иных вопросов стереометрии. Так, пп. 85—89, в которых рассматриваются углы и отрезки, связанные с окружностью, а также вписанный и описанный четырехугольники, целесообразно рассмотреть в связи с темой «Сфера и шар», а пп. 90—94, относящиеся к треугольнику, — в связи с темой «Многогранники».
Содержание учебного предмета
1. Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель — познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность — непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
2. Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.
Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия; расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
4. Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель — познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников — тетраэдром и параллелепипедом — учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
5. Повторение. Решение задач
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
Дата |
| Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия (5 ч) | | |
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | |
2 | Некоторые следствия из аксиом . | 1 | |
3 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | |
4 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1 | |
5 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа №В.1 | 1 | |
| Глава I. Параллельность прямых и плоскостей (19 ч) | | |
| § 1. Параллельность прямых, прямой и плоскости | | |
6 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых . | 1 | |
7 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | |
8 | Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. | 1 | |
9 | Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости» | 1 | |
10 | Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа № 1.1 | 1 | |
| § 2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | | |
11 | Скрещивающиеся прямые. | 1 | |
12 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми . | 1 | |
13 | Повторение теории, решение задач. | 1 | |
14 | Повторение теории, решение задач. | 1 | |
15 | Повторение теории, решение задач. Контрольная работа № 1.1 | 1 | |
| § 3. Параллельность плоскостей | | |
16 | Параллельные плоскости. | 1 | |
17 | Свойства параллельных плоскостей. | 1 | |
| § 4. Тетраэдр и параллелепипед | | |
18 | Тетраэдр. | 1 | |
19 | Параллелепипед. | 1 | |
20 | Изображение пространственных фигур. Задачи на построение сечений | 1 | |
21 | Изображение пространственных фигур . Задачи на построение сечений | 1 | |
22 | Повторение теории, решение задач. | 1 | |
23 | Контрольная работа № 1.2 | 1 | |
24 | Зачёт № 1 по теме «Параллельность в пространстве». | 1 | |
| Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 ч) | | |
| § 1. Перпендикулярность прямой и плоскости | | |
25 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | |
26 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | |
27 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. | 1 | |
28 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | |
29 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | |
30 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа № 2.1 | 1 | |
| § 2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью | | |
31 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 | |
32 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | |
33 | Повторение теории, решение задач. | 1 | |
34 | Повторение теории, решение задач.. | 1 | |
35 | Повторение теории, решение задач. | 1 | |
36 | Повторение теории, решение задач. Самостоятельная работа № 2.2 | 1 | |
| § 3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | | |
37 | Двугранный угол. | 1 | |
38 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | |
39 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |
40 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | |
41 | Повторение теории, решение задач | 1 | |
42 | Повторение теории, решение задач | 1 | |
43 | Контрольная работа № 2.1. | 1 | |
44 | Зачёт № 2 по теме«Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | |
| Глава III. Многогранники (16 ч) | | |
| § 1. Понятие многогранника. Призма. | | |
45 | Понятие многогранника. | 1 | |
46 | Призма. | 1 | |
47 | Призма. Площадь поверхности призмы. | 1 | |
48 | Решение задач. Самостоятельная работа № 3.1 | 1 | |
| § 2. Пирамида | | |
49 | Пирамида. | 1 | |
50 | Правильная пирамида. | 1 | |
51 | Усечённая пирамида . | 1 | |
52 | Решение задач по теме «Пирамида». | 1 | |
53 | Решение задач. Самостоятельная работа № 3.2 | 1 | |
| § 3. Правильные многогранники | | |
54 | Симметрия в пространстве. Элементы симметрии правильных многогранников. | 1 | |
55 | Понятие правильного многогранника. | 1 | |
56 | Элементы симметрии правильных многогранников. | 1 | |
57 | Решение задач. | 1 | |
58 | Теорема Эйлера. | 1 | |
59 | Контрольная работа № 3.1. | 1 | |
60 | Зачёт № 3 по теме «Многогранники». | 1 | |
| Заключительное повторение тем геометрии 10 класса (8 ч) | | |
61 | Аксиомы стереометрии и их следствия. | 1 | |
62 | Параллельность прямых и плоскостей. | 1 | |
63 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 1 | |
64 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 1 | |
65 | Многогранники. | 1 | |
66 | Площади боковых поверхностей призмы и пирамиды. | 1 | |
67 | Площади боковых поверхностей призмы и пирамиды. | 1 | |
68 | Заключительный урок-беседа по курсу геометрии 10 класса | 1 | |
69-70 | Резерв | 2 | |
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Обоснование изменений | Основание внесения изменений (реквизиты приказа директора школы) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
16