Рабочая программа учебного предмета «Мокшанский язык» в 7 классе
Рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла. Протокол №1 «____» _________2020г Руководитель ШМО ________/Г.А.Рябцева/ | Согласована. Заведующий филиала ____________ /Т.А.Горбунова/ «____» _____________2020г. | Утверждена. Директор школы Приказ №__________ от «____» _____________2020г. ______________/А.И.Тишкин/ |
Филиал
«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рабочая программа
учебного предмета
«Мокшанский язык» 7 класс
на 2020-2021 учебный год
| Составитель: Иляскина Н.И. |
п. Силикатный
I. Пояснительная записка
1. Цель изучения учебного предмета.
Изучение мокшанского языка в 7-ом классе в школах с русскоязычным или смешанным по национальному составу обучающихся направлено на достижение следующих целей:
- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве.
- формирование познавательной, нравственной культурыучащихся.
- стремление к общению на мокшанском языке, создание настроя дальнейшего его изучения.
-обучение школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
учебно-познавательной): Речевая компетенция - умение в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
Языковая компетенция - овладение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; использование лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
Учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений,позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению мокшанским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Главной задачей курса мокшанского языка в 7-ом классе является формирование у детей навыков коммуникативного общения с учетом программного речевого материала. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации, словари.
Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса и предусматривает прочное усвоение материала.
Рабочая программа составлена на основе «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся 7 класс, шестой год обучения». Программа подготовлена на кафедре гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования. Авторы: Рогожина В.Ф., доцент кафедры гуманитарного образования МРИО, кандидат филологических наук; Гришунина В.П., доцент кафедры мокшанского языка МГУ им. Н.П.Огарёва, кандидат филологических наук. Саранск, 2020г. и учебное пособие «Мокшанский язык» для 7 класса шестой год обучения. Учебное пособие для русскоязычных учащихся, утверждено министерством образования Республики Мордовия. Автор Рогожина В.Ф, Гришунина В.П., Саранск, 2020г.
Изменения в данную программу не внесены.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).
Программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельного метода с разнообразными ситуациями, которые приближают учащихся к восприятию языка в повседневной жизни.
3.Место учебного предмета среди других учебных дисциплин.
Учебный курс мокшанский язык на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образовательной области «Филология» в вариативной части учебного плана.
4. Описание ценностных ориентиров ориентиров содержания учебного предмета
Особенностями программы являются:
Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.
Ориентация на новую мокшанскую орфографию, принятую в 1993году.
Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.
Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.
Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых, фразеологических единиц.
Системность всего курса, обязательность повторения фонетическго, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
В процессе проведения занятий рекомендуется применять технические средства обучения и наглядность. Используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: знакомство детей с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, с известными художниками, спортсменами, т.е. выдающимися людьми Мордовии.
- воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
В шестой год обучения учащиеся предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 иметь в пассивном запасе, читать на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания
5.Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Метапредметные:
1) смысловое чтение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Предметные:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
II.Содержание учебного предмета, дисциплины «Мокшанский язык».
№ | Разделы, темы уроков | Кол-во час | Грамматический материал | Лексический материал |
1 | Лятфтасаськ кизонь каникулатнень. (Вспомним летние каникулы) | 1 | Имя существительное | Повторение изученных слов |
2 | Школаса, класса прянь вятемась. (Поведение в школе, в классе) | 1 | - собственное и нарицательное | 50 лексических единиц для продуктивного усво-ения |
3 | Школаса кельгома предметтне, кружокне. (Любимые предметы, кружки в школе) | 2 | - собственное и нарицательное. Одушевленное, неодушевленное. | |
| Кельгома кружокозе (Мой любимый кружок) | | - число | |
4 | Кельгома тонафтыезе. (Любимый учитель) | 2 | - склонение. | |
| И.Костина «Тейть, Учитель» (И.Костина. «Тебе, Учитель…»). | | - падеж | |
5 | Профессиятнень колга корхнемат. (Рассуждения о профессиях) | 2 | Образование сущ-ых с уменьшит.-ласкат. суффиксами. | |
| Мезькс ёран улемс. (Кем хочу быть). | | - склонение, падеж. | |
6 | Ломанень обуцятне. (Характер человека) | 3 | Уменьшит.-ласкат.суффикс – кя. | |
| Кельговикс тефне. (Любимые дела) | | Образование множ числа существит. | |
| Кельговикссь перьфпяльса. (Развлечения) | | Образование множ числа существит. | |
7 | Лувомась – тя содамошит. (Чтение – это знания) | 2 | Единственное число сущ.основного скл. | |
| Лувомась – тя лезкс, кенярдема. (Чтение – это помощь, радость). | | Множ. число сущ –х основного склонения. | |
8 | Монь сай пингозе. (Моё будущее) | 3 | Указательное склонение. Падежи | |
| Мяльсна улемс артистокс. (Желание стать артистом) | | Указательное склонение. Падежи | |
| Сембе тефне цебярьхть. (Все работы хороши) | | Падежи | |
9 | Мала нароттнень мархта содафтомась. (Знакомство с родственными народами) | 1 | Повторение изученного по теме «Существительное» | |
10 | Ялгазень семьяц. (Семья друга, подруги) | 1 | Повт. изуч. по теме «Существительное» | |
11 | Ётаф материалть лятфтамац. (Повторение пройденного материала | 1 | | |
12 | Шумбрашинь ванфтомась. (Здоровый образ жизни). | 1 | Личные местоимения | Тейне, тейть, теенза, … |
13 | Цебярь и кальдяв обуцятне. (хорошие и плохие манеры поведения) | 3 | Усилительно-личные местоимения | Монць, тонць, сонць Минць. Тинць… |
| Таргамась вреднай. (Курить вредно) | | Притяжательные местоимения) | Монь-монцень… |
| Афкуксонь ялга. (Настоящий друг) | | Личные и притяжательные местоимения. | |
14 | Спортонь кельгомась. (Любовь к спорту) | 2 | Указательные местоимения. | Комотнемс, сяськомс… |
| Спортонь оцю ила. (Большой спортивный праздник) | | Вопросительные и относительные местоимения | Ласькондемс, Борацямс… |
15 | Мокшэрзятнень содаф ломаньцна. (Известные люди мордвы) | 4 | Вопросительные и относительные местоимения | Ногайхть, урет, пефтома… |
| Тюштя –мокшэрзянь царь. (Тюштя –царь мордвы) | | | |
| Сияжар | | | |
| Сельведь – богатырь | | Определительные местоимения | Стама, тяфтама,эрь |
16 | Мокшэрзянь легендатне. (Мордовские легенды) | 3 | Определительные местоимения | Лия, кажнай, Сембе, всякай. |
| Легендатнень эса содавикс аватне. Нарчатка (Известные женщины в легендах.Нарчатка) | | Неопределённые местоимения | Кати-кие, мезе-бди, кой-мзяра… |
| Варда. | | Тест по пройденному материалу | |
| Ётаф материалть лятфтамац. (Повторение пройденного материала | 1 | | |
17 | Кялень содавикс учёнайхне-фольклористтне | 4 | Числительное. | |
| М. Е.Евсевьев – учёнай фольклорист | | Счёт до 1000 | |
| К. Т.Самородов – литературовед. | | Порядковые и собирательные числительные | Колмоце – колмоцьке… |
| Явомань, приблизительнай лувксонь числительнайхне. (Разделительные, приблизительного счёта числительные) | | Колмошка, ветешка, тёжяньшка… | Колмошка, ветешка, тёжяньшка… |
18 | Валмуворксне (Пословицы) | 2 | | |
| Тест по теме Пословицы) | | | |
19 | Содама ёфксне.(Загадки) | 2 | | |
| Рузонь и мокшень содама ёфксне. (Русские и мокшанские загадки) | | | |
20 | Сиде моронятне. (Частушки) | 2 | | |
| Темас коре частушкатнень явомасна. (Тематика частушек) | | | |
21 | Мордовиянь содавикс художникне. (Извесные художники Мордовии). Сычков Ф.В. | 4 | Изменения ко личественных числительных по падежам | Зрня, сия, Лемтьф… |
| С. Ф. Коротков – художник | | | |
| Од художниконь лепт. (Имена молодых художников) | | | Серцек, Шнамс |
| Тест «Мордовиянь художникне»темать коряс.(Тест по теме «Художники Мордовии»). | | | |
22 | Путешествия мордовскяй содавикс художниконь картинань коряс. (Путешествие по картине известного мордовского художника) | 2 | Изменения ко личественных числительных по падежам | |
| Азкс С.Ф.Коротковонь «Тунда.Кизоть пингонза» картинанц коряс. (Рассказ по картине С.Короткова «Весна. Времена года») | | Грамматически правильное составление предложений | Ваномок Няйхтя-ма, васток-васток |
23 | Содавикс композиторхне, морайхне. (Известные композиторы, певцы). Н.В.Кошелева | 5 | | Аф кржа Кеме соткст содаф |
| И.М.Яушев – народнай артист. | | | Сокайкс-видикс |
| Г.И.Сураев-Королёв – содаф композитор | | | |
| Л.П.Кирюков – РСФСР-нь искусствань заслуженай деятель.(Л.П.Кирюков- -заслуженный деятель искусств РСФСР) | | Прошедшее время глагола, числительное | |
| Тест ётаф темать коряс. (Тест по пройденному материалу) | | | |
| Ётафть лятфтамац | 1 | Прошедшее время глагола, числительное | 40 лексических единиц для продук-тивного усвое-ния |
24 | Мордовиянь государственнай символхне. (Государственные символы Р.М.).Флаг. | 3 | Значение послелогов | |
| Мордовия Республикать гербоц. (Герб Р.М.) | | Использование послелогов в предложениях | |
| Мордовия Республикать гимнац. (Гимн Р.М.) | | Решение кроссвордов | |
25 | Саранск ошень мазы васттне (Достопримечательности Саранска) | 3 | Простое предложение | |
| Краеведческяй музейсь (Краеведческий музей). | | Простое предложение | |
| Мордовскяй народнай культурань музейсь, 1000 кизонь площадсь..(Музей народной культуры. Площадь 1000-летия) | | Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях. | |
26 | 1000 киза мокшэрзянь народть ладязь эрямац.(1000летие единения мордовского народа с народами Российского государства) | 2 | Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях. | |
| Шачема масторозе. (Мой край родной) | | | |
27 | Шачема масторсь оцю да кели. (Просторы родногшокрая) | 2 | | |
| Тест «Шачема краезе» темать коряс. (Тест по теме «Мой край родной») | | | |
28 | Москусь-Россиять столицац. (Москва –столица России) | 1 | Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях. | |
| Мордовиянь перьфпялть козяшиц. (Природные богатства Мордовии) | 1 | | |
| Итоговый урок –тест | 1 | | |
III.Тематическое планирование по дисциплине «Мокшанский язык»
№ | Разделы, темы уроков | Макс-ная нагрузка | Теор-ское обучение |
1 | Лятфтасаськ кизонь каникулатнень. (Вспомним летние каникулы) | 1 | 1 |
2 | Школаса, класса прянь вятемась. (Поведение в школе, в классе) | 1 | 1 |
3 | Школаса кельгома предметтне, кружокне. (Любимые предметы, кружки в школе) | 1 | 1 |
4 | Кельгома тонафтыезе. (Любимый учитель) | 1 | 1 |
5 | Профессиятнень колга корхнемат. (Рассуждения о профессиях) | 1 | 1 |
6 | Ломанень обуцятне. (Характер человека) | 1 | 1 |
7 | Лувомась – тя содамошит. (Чтение – это знания) | 1 | 1 |
8 | Монь сай пингозе. (Моё будущее) | 1 | 1 |
9 | Мала нароттнень мархта содафтомась. (Знакомство с родственными народами) | 1 | 1 |
10 | Ялгазень семьяц. (Семья друга, подруги) | 1 | 1 |
11 | Ётаф материалть лятфтамац. (Повторение пройденного материала). | 1 | 1 |
12 | Шумбрашинь ванфтомась. (Здоровый образ жизни). | 1 | 1 |
13 | Цебярь и кальдяв обуцятне. (Хорошие и плохие манеры поведения) | 1 | 1 |
14 | Спортонь кельгомась. (Любовь к спорту) | 1 | 1 |
15 | Мокшэрзятнень содаф ломаньцна. (Известные люди мордвы) | 2 | 2 |
16 | Мокшэрзянь легендатне. (Мордовские легенды) | 1 | 1 |
| Ётаф материалть лятфтамац. (Повторение пройденного материала) | 1 | 1 |
17 | Кялень содавикс учёнайхне-фольклористтне | 1 | 1 |
18 | Валмуворксне (Пословицы) | 1 | 1 |
19 | Содама ёфксне. (Загадки) | 1 | 1 |
20 | Сиде моронятне. (Частушки) | 1 | 1 |
21 | Мордовиянь содавикс художникне. (Извесные художники Мордовии).Сычков Ф.В. | 1 | 1 |
22 | Путешествие по картине известного мордовского художника. | 1 | 1 |
23 | Известные композиторы, певцы. Н.В.Кошелева | 2 | 2 |
24 | Мордовиянь государственнай символхне. (Государственные символы Р.М.).Флаг. | 3 | 3 |
25 | Саранск ошень мазы васттне. (Достопримечательности Саранска) | 1 | 1 |
26 | 1000 киза мокшэрзянь народть ладязь эрямац. (1000летие единения мордовского народа с народами Российского государства) | 1 | 1 |
27 | Шачема масторсь оцю да кели. (Просторы родного края) | 1 | 1 |
28 | Москусь-Россиять столицац. (Москва –столица России) | 1 | 1 |
IV. Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку в 7 классе.
ДАТА | № | КОЛ-ВО ЧА-СОВ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА. ТЕМА УРОКА. | ТИП УРОКА | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ (РАЗДЕЛА/УРОКА) | ПЛАНИРУНМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ) | ФОРМА КОНТ- РОЛЯ | |
План | Факт | |||||||
| | I | 9 ч | Имя существительное. 1. Повторение изученного материала. 2. Имя существительное: постоянные признаки: -собственное и нарицательное; -одушевлённое и неодушевлённое; непостоянные признаки: -число; -склонение; -падеж. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ня/-кя. | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения. | |||
| | 1.1.1 | 1 | Вспомним летние каникулы. | КУ | Имя существительное | Личностные: -интерес к предмету мордовский язык, формирование представлений о мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, формирование уважительного отношения к. иному мнению, к культуре других народов Регулятивные: -определение цели учебной деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль по результату при соместной деятельности Познавательные: 1)общеучебные: -поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебникапостроение высказываний в устной и письменной форме. 2) логические: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам наровне звука буквы, слова, предложения. Коммуникативные: строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы, используя схемы умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Контроль грамматических навыков |
| | 2.1.2 | 1 | Поведение в школе, классе. | КУ | - собственное и нарицательное | Контроль лексики и устной речи | |
| | 3.1.3 | 1 | Любимые предметы в школе. | КУ | - собственное и нарицательное. Одушевленное, неодушевленное. | Контроль лексики и устной речи | |
| | 4.1.4 | 1 | И.Костина. «Тебе, Учитель» | КУ | - число | Контроль лексики и устной речи | |
| | 5.1.5 | 1 | Рассуждения о профессиях. | КУ | - склонение. | Контроль лексики и устной речи | |
| | 6.1.6 | 1 | Характер человека. Любимые дела. | КУ | - падеж | Контроль навыков чтения | |
| | 7.1.7 | 1 | Чтение – это знания. | КУ | Образование сущ-ых с уменьшит.-ласкат. суффиксами. | Контроль навыков чтения | |
| | 8.1.8 | 1 | Все работы хороши. | КУ | - склонение, падеж. | Контроль устной речи | |
| | 9.1.9 | 1 | Семья друга, подруги. | КУ | Уменьшит.-ласкат.суффикс – кя. | Контроль устной речи | |
| II | 8 ч. | Местоимение. Имя прилагательное. 1. Имя прилагательное: -лексическое значение; -разряды (качественные и относительные). Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ня/-кя. 2.Словосочетание «прилагательное + существительное». Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов –у, -ю, -в (качественные) / -нь (относительные). 3. Местоимение. Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение». | 50 лексических единиц для продуктивного усвоения. | ||||
| | 10. 2.1 | 1 | Здоровый образ жизни. Курить вредно. | КУ | Личные местоимения | Личностные: -развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета Регулятивные: -определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль. Познавательные: 1) общеучебные: -поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме. 2) логические: -рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова. Коммуникативные: -строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. | Контроль грамматических навыков |
| | 11. 2.2 | 1 | Хорошие и плохие манеры поведения. | КУ | Усилительно-личные местоимения Тейне, тейть, теенза, | Контроль грамматических навыков | |
| | 12. 2.3 | 1 | Любовь к спорту. | КУ | Притяжательные местоимения) Монць, тонць, сонць Минць. Тинць… | Контроль грамматических навыков | |
| | 13. 2.4 | 1 | Известные люди мордвы. Тюштя –царь мордвы. | КУ | Личные и притяжательные местоимения. Монь-монцень… | Контроль грамматических навыков | |
| | 14. 2.5 | 1 | Сияжар. | КУ | Указательные местоимения. | Контроль грамматических навыков | |
| | 15. 2.6 | 1 | Сельведь – богатырь. | КУ | Вопросительные и относительные местоимения Комотнемс, сяськомс… | Контроль грамматических навыков | |
| | 16. 2.7 | 1 | Известные женщины в легендах. Нарчатка. | КУ | Вопросительные и относительные местоимения. Ласькондемс, Борацямс… | Контроль грамматических навыков | |
| | 17. 2.8 | 1 | Варда. | КУ | Ногайхть, урет, пефтома… | Контроль навыков чтения | |
| III | 11 ч | Числительное. Глагол. 1. Числительное. Разряды числительных. 2.Глагол: -наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное) -время (настоящее, прошедшее, будущее); -лицо (первое, второе, третье); -число (единственное, множественное). 3.Словосочетание «глагол + существительное». | 60 лексических единиц для продуктивного усвоения. | ||||
| | 18. 3.1 | 1 | М. Е.Евсевьев – учёный фольклорист. | КУ | Числительное. | Личностные: -развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета Регулятивные: -определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль. Познавательные: 1) общеучебные: -поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме. 2) логические: -рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, -анализировать рисунки,, используя изученные слова. Коммуникативные: -строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. | Контроль лексики и устной речи |
| | 19. 3.2 | 1 | К. Т.Самородов – литературовед. | КУ | Счёт до 1000 | Контроль грамматических навыков | |
| | 20. 3.3 | 1 | Пословицы. | КУ | | Контроль лексики и устной речи | |
| | 21. 3.4 | 1 | Русские и мокшанские загадки. | КУ | Порядковые и собирательные числительные | Контроль грамматических навыков | |
| | 22. 3.5 | 1 | Частушки. | КУ | Клмошка, ветешка, тёжяньшка… | Контроль грамматических навыков | |
| | 23. 3.6 | 1 | Известные художники Мордовии. Сычков Ф.В. | КУ | Колмоце – колмоцьке… | Контроль лексики и устной речи | |
| | 24. 3.7 | 1 | С. Ф. Коротков - художник | ТК | | Тестовый контроль | |
| | 25. 3.8 | 1 | Известные композиторы, певцы. Н.В.Кошелева | КУ | Клмошка, ветешка, тёжяньшка… | Контроль навыков чтения | |
| | 26. 3.9 | 1 | И.М.Яушев – народнай артист. | КУ | | Контроль навыков чтения | |
| | 27. 3.10 | 1 | Г.И.Сураев-Королёв – известный композитор. | КУ | | Контроль навыков чтения | |
| | 28. 3.11 | 1 | Л.П.Кирюков- -заслуженный деятель искусств РСФСР. | КУ | | Контроль навыков чтения | |
| IV | 6 ч. | Послелог. 1. Послелог: -значение послелогов; - их использование в словосочетаниях и предложениях. 2. Простое предложение. 3. Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях. | 40 лекс. единиц для продуктивного усвоения. | ||||
| | 29. 4.1 | 1 | Государственные символы Республики Мордовия. Флаг. | КУ | Прошедшее время глагола, числительное | Личностные: -развитие самостоятельности, целеустремленности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета Регулятивные: -определение цели учебной деятельности с помощью учителя при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность - в соответствии с определенным ранее алгоритмом. -умение корректировать и оценивать свою деятельность. -итоговый пошаговый контроль. Познавательные: 1) общеучебные: -поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника. -построение высказываний в устной форме. 2) логические: -рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, Коммуникативные: -строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы. -умение формулировать собственное мнение и позицию, | Контроль грамматических навыков |
| | 30. 4.2 | 1 | Герб Республики Мордовия. | КУ | Значение послелогов | Контроль грамматических навыков | |
| | 31. 4.3 | 1 | Гимн Республики Мордовия. | КУ | Использование послелогов в предложениях | Контроль грамматических навыков | |
| | 32. 4.4 | 1 | Краеведческий музей. | КУ | Решение кроссвордов | Контроль лексики и устной речи | |
| | 33. 4.5 | 1 | 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. | КУ | Простое предложение | Контроль грамматических навыков | |
| | 34. 4.6 | 1 | Итоговый урок – тест. | КУ | Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях. | Контроль грамматических навыков |
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
ПК (ноутбук). Тематические таблицы. Карточки для индивидуальной работы учащихся. Тесты. Словарь в картинках. Электронный учебник.VI. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
1. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (шестой год обучения – 7 класс). Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Саранск 2020.
2. Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Мокшанский язык. 7 класс. Шестой год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся. Саранск. 2014 год.
3. В.Ф. Рогожина, В.П.Гришунина, В.А. Сидяева. Методические рекомендации по мокшанскому языку для 7 класса для школ с русскоязычным или смешанным контингентом обучающихся. МРИО, Саранск, 2020 год.
4. О.Е.Поляков. «Русско-мокшанский разговорник». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1993 г.
5. О.Е.Поляков «Учимся говорить по-мокшански» Саранск. Мордовское книжное издательство, 1995 г.
VII. Интернет-ресурсы
www.ruschudo.ru;
www.gidrm.ru;
www.saransk-online.info;
info-rm.com;
saransk.tulp.ru;
foxrepablic.ru;
www.mrkm.ru;
www.adm-saransk.ru
VIII. Список источников.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.