Рабочая программа учебного предмета «Мокшанский язык» в 7 классе

4
0
Материал опубликован 8 June 2021

Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла.

Протокол №1

«____» _________2020г

Руководитель ШМО

________/Г.А.Рябцева/



Согласована.

Заведующий филиала

____________ /Т.А.Горбунова/


«____» _____________2020г.

Утверждена.

Директор школы

Приказ №__________

от «____» _____________2020г.


______________/А.И.Тишкин/






Филиал

«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Троицкая средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»

Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия








Рабочая программа

учебного предмета

«Мокшанский язык» 7 класс
на 2020-2021 учебный год








Составитель: Иляскина Н.И.







п. Силикатный

I. Пояснительная записка

1. Цель изучения учебного предмета.

Изучение мокшанского языка в 7-ом классе в школах с русскоязычным или смешанным по национальному составу обучающихся направлено на достижение следующих целей:

- соблюдение принципа межъязыковых связей в полиэтническом пространстве.

- формирование познавательной, нравственной культурыучащихся.

- стремление к общению на мокшанском языке, создание настроя дальнейшего его изучения.

-обучение школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой,

учебно-познавательной): Речевая компетенция - умение в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

Языковая компетенция - овладение языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; использование лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

Учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений,позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению мокшанским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Главной задачей курса мокшанского языка в 7-ом классе является формирование у детей навыков коммуникативного общения с учетом программного речевого материала. В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации, словари.

Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса и предусматривает прочное усвоение материала.

Рабочая программа составлена на основе «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся 7 класс, шестой год обучения». Программа подготовлена на кафедре гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования. Авторы: Рогожина В.Ф., доцент кафедры гуманитарного образования МРИО, кандидат филологических наук; Гришунина В.П., доцент кафедры мокшанского языка МГУ им. Н.П.Огарёва, кандидат филологических наук. Саранск, 2020г. и учебное пособие «Мокшанский язык» для 7 класса шестой год обучения. Учебное пособие для русскоязычных учащихся, утверждено министерством образования Республики Мордовия. Автор Рогожина В.Ф, Гришунина В.П., Саранск, 2020г.

Изменения в данную программу не внесены.

Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 учебный час в неделю).

Программа подготовлена для обучения мокшанскому языку русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельного метода с разнообразными ситуациями, которые приближают учащихся к восприятию языка в повседневной жизни.

3.Место учебного предмета среди других учебных дисциплин.

Учебный курс мокшанский язык на ступени основного общего образования на базовом уровне является учебным предметом в образовательной области «Филология» в вариативной части учебного плана.



4. Описание ценностных ориентиров ориентиров содержания учебного предмета

Особенностями программы являются:

Принципиальная ориентация на современный мокшанский литературный язык, использующийся в СМИ, произведениях художественной литературы и других источниках.

Ориентация на новую мокшанскую орфографию, принятую в 1993году.

Единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического) и их включение в единую фабулу урока.

Учет максимального количества разнообразных типов и видов упражнений, современных игровых и других обучающих, а также тестовых методик.

Разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых, фразеологических единиц.

Системность всего курса, обязательность повторения фонетическго, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.

В процессе проведения занятий рекомендуется применять технические средства обучения и наглядность. Используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: знакомство детей с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, с известными художниками, спортсменами, т.е. выдающимися людьми Мордовии.

- воспитание в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

В шестой год обучения учащиеся предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 иметь в пассивном запасе, читать на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания



5.Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;



Метапредметные:

1) смысловое чтение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание мокшанского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.











II.Содержание учебного предмета, дисциплины «Мокшанский язык».

Разделы, темы уроков

Кол-во час

Грамматический материал

Лексический материал

1

Лятфтасаськ кизонь каникулатнень. (Вспомним летние каникулы)

1

Имя существительное

Повторение изученных слов

2

Школаса, класса прянь вятемась.

(Поведение в школе, в классе)

1

- собственное и нарицательное








50 лексических единиц для продуктивного усво-ения

3

Школаса кельгома предметтне, кружокне. (Любимые предметы, кружки в школе)

2

- собственное и нарицательное.

Одушевленное, неодушевленное.


Кельгома кружокозе (Мой любимый кружок)


- число

4

Кельгома тонафтыезе. (Любимый учитель)

2

- склонение.


И.Костина «Тейть, Учитель»

(И.Костина. «Тебе, Учитель…»).


- падеж

5

Профессиятнень колга корхнемат. (Рассуждения о профессиях)

2

Образование сущ-ых с уменьшит.-ласкат. суффиксами.


Мезькс ёран улемс. (Кем хочу быть).


- склонение, падеж.

6

Ломанень обуцятне. (Характер человека)

3

Уменьшит.-ласкат.суффикс – кя.


Кельговикс тефне. (Любимые дела)


Образование множ числа существит.


Кельговикссь перьфпяльса. (Развлечения)


Образование множ числа существит.

7

Лувомась – тя содамошит.

(Чтение – это знания)

2

Единственное число сущ.основного скл.


Лувомась – тя лезкс, кенярдема.

(Чтение – это помощь, радость).


Множ. число сущ –х основного склонения.

8

Монь сай пингозе. (Моё будущее)

3

Указательное склонение. Падежи


Мяльсна улемс артистокс.

(Желание стать артистом)


Указательное склонение. Падежи


Сембе тефне цебярьхть. (Все работы хороши)


Падежи


9

Мала нароттнень мархта содафтомась. (Знакомство с родственными народами)

1

Повторение изученного по теме «Существительное»


10

Ялгазень семьяц. (Семья друга, подруги)

1

Повт. изуч. по теме «Существительное»


11

Ётаф материалть лятфтамац.

(Повторение пройденного материала

1



12

Шумбрашинь ванфтомась.

(Здоровый образ жизни).

1

Личные местоимения

Тейне, тейть, теенза, …

13

Цебярь и кальдяв обуцятне. (хорошие и плохие манеры поведения)

3

Усилительно-личные местоимения

Монць, тонць, сонць

Минць. Тинць…


Таргамась вреднай. (Курить вредно)


Притяжательные местоимения)

Монь-монцень…


Афкуксонь ялга. (Настоящий друг)


Личные и притяжательные местоимения.


14

Спортонь кельгомась. (Любовь к спорту)

2

Указательные местоимения.

Комотнемс, сяськомс…


Спортонь оцю ила. (Большой спортивный праздник)


Вопросительные и относительные местоимения

Ласькондемс,

Борацямс…

15

Мокшэрзятнень содаф ломаньцна.

(Известные люди мордвы)

4

Вопросительные и относительные местоимения

Ногайхть, урет, пефтома…


Тюштя –мокшэрзянь царь.

(Тюштя –царь мордвы)





Сияжар





Сельведь – богатырь


Определительные местоимения

Стама, тяфтама,эрь

16

Мокшэрзянь легендатне.

(Мордовские легенды)

3

Определительные местоимения

Лия, кажнай,

Сембе, всякай.


Легендатнень эса содавикс аватне. Нарчатка (Известные женщины в легендах.Нарчатка)


Неопределённые местоимения

Кати-кие, мезе-бди, кой-мзяра…


Варда.


Тест по пройденному материалу



Ётаф материалть лятфтамац.

(Повторение пройденного материала

1



17

Кялень содавикс учёнайхне-фольклористтне

4

Числительное.



М. Е.Евсевьев – учёнай фольклорист


Счёт до 1000



К. Т.Самородов – литературовед.


Порядковые и собирательные числительные

Колмоце – колмоцьке…


Явомань, приблизительнай лувксонь числительнайхне.

(Разделительные, приблизительного счёта числительные)


Колмошка, ветешка, тёжяньшка…

Колмошка, ветешка, тёжяньшка…

18

Валмуворксне (Пословицы)

2




Тест по теме Пословицы)




19

Содама ёфксне.(Загадки)

2




Рузонь и мокшень содама ёфксне.

(Русские и мокшанские загадки)




20

Сиде моронятне. (Частушки)

2




Темас коре частушкатнень явомасна. (Тематика частушек)




21

Мордовиянь содавикс художникне.

(Извесные художники Мордовии).

Сычков Ф.В.

4

Изменения ко личественных числительных

по падежам

Зрня, сия,

Лемтьф…


С. Ф. Коротков – художник





Од художниконь лепт.

(Имена молодых художников)



Серцек,

Шнамс


Тест «Мордовиянь художникне»темать коряс.(Тест по теме «Художники Мордовии»).




22

Путешествия мордовскяй содавикс художниконь картинань коряс. (Путешествие по картине известного мордовского художника)

2

Изменения ко личественных числительных

по падежам



Азкс С.Ф.Коротковонь «Тунда.Кизоть пингонза» картинанц коряс. (Рассказ по картине С.Короткова «Весна. Времена года»)


Грамматически правильное составление предложений

Ваномок

Няйхтя-ма, васток-васток

23

Содавикс композиторхне, морайхне.

(Известные композиторы, певцы). Н.В.Кошелева

5


Аф кржа

Кеме соткст

содаф


И.М.Яушев – народнай артист.



Сокайкс-видикс


Г.И.Сураев-Королёв – содаф композитор





Л.П.Кирюков – РСФСР-нь искусствань заслуженай деятель.(Л.П.Кирюков- -заслуженный деятель искусств РСФСР)


Прошедшее время глагола, числительное



Тест ётаф темать коряс.

(Тест по пройденному материалу)





Ётафть лятфтамац

1

Прошедшее время глагола, числительное



40


лексических единиц для продук-тивного усвое-ния

24

Мордовиянь государственнай символхне. (Государственные символы Р.М.).Флаг.

3

Значение послелогов


Мордовия Республикать гербоц.

(Герб Р.М.)


Использование послелогов в предложениях


Мордовия Республикать гимнац.

(Гимн Р.М.)


Решение кроссвордов

25

Саранск ошень мазы васттне (Достопримечательности Саранска)

3

Простое предложение


Краеведческяй музейсь

(Краеведческий музей).


Простое предложение


Мордовскяй народнай культурань музейсь, 1000 кизонь площадсь..(Музей народной культуры. Площадь 1000-летия)


Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях.

26

1000 киза мокшэрзянь народть ладязь эрямац.(1000летие единения мордовского народа с народами Российского государства)

2

Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях.



Шачема масторозе. (Мой край родной)




27

Шачема масторсь оцю да кели.

(Просторы родногшокрая)

2




Тест «Шачема краезе» темать коряс.

(Тест по теме «Мой край родной»)




28

Москусь-Россиять столицац.

(Москва –столица России)

1

Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях.



Мордовиянь перьфпялть козяшиц.

(Природные богатства Мордовии)

1




Итоговый урок –тест

1





































III.Тематическое планирование по дисциплине «Мокшанский язык»

Разделы, темы уроков

Макс-ная нагрузка

Теор-ское обучение

1

Лятфтасаськ кизонь каникулатнень.

(Вспомним летние каникулы)

1

1

2

Школаса, класса прянь вятемась.

(Поведение в школе, в классе)

1

1

3

Школаса кельгома предметтне, кружокне.

(Любимые предметы, кружки в школе)

1

1

4

Кельгома тонафтыезе. (Любимый учитель)

1

1

5

Профессиятнень колга корхнемат.

(Рассуждения о профессиях)

1

1

6

Ломанень обуцятне. (Характер человека)

1

1

7

Лувомась – тя содамошит. (Чтение – это знания)

1

1

8

Монь сай пингозе. (Моё будущее)

1

1

9

Мала нароттнень мархта содафтомась.

(Знакомство с родственными народами)

1

1

10

Ялгазень семьяц. (Семья друга, подруги)

1

1

11

Ётаф материалть лятфтамац.

(Повторение пройденного материала).

1

1

12

Шумбрашинь ванфтомась. (Здоровый образ жизни).

1

1

13

Цебярь и кальдяв обуцятне.

(Хорошие и плохие манеры поведения)

1

1

14

Спортонь кельгомась. (Любовь к спорту)

1

1

15

Мокшэрзятнень содаф ломаньцна.

(Известные люди мордвы)

2

2

16

Мокшэрзянь легендатне. (Мордовские легенды)

1

1


Ётаф материалть лятфтамац.

(Повторение пройденного материала)

1

1

17

Кялень содавикс учёнайхне-фольклористтне

1

1

18

Валмуворксне (Пословицы)

1

1

19

Содама ёфксне. (Загадки)

1

1

20

Сиде моронятне. (Частушки)

1

1

21

Мордовиянь содавикс художникне.

(Извесные художники Мордовии).Сычков Ф.В.

1

1

22

Путешествие по картине известного мордовского художника.

1

1

23

Известные композиторы, певцы. Н.В.Кошелева

2

2

24

Мордовиянь государственнай символхне.

(Государственные символы Р.М.).Флаг.

3

3

25

Саранск ошень мазы васттне. (Достопримечательности Саранска)

1

1

26

1000 киза мокшэрзянь народть ладязь эрямац. (1000летие единения мордовского народа с народами Российского государства)

1

1


27

Шачема масторсь оцю да кели. (Просторы родного края)

1

1

28

Москусь-Россиять столицац. (Москва –столица России)

1

1



IV. Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку в 7 классе.

ДАТА

КОЛ-ВО ЧА-СОВ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА.

ТЕМА УРОКА.

ТИП УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ (РАЗДЕЛА/УРОКА)

ПЛАНИРУНМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ)

ФОРМА КОНТ-

РОЛЯ

План

Факт



I

9 ч

Имя существительное.

1. Повторение изученного материала.

2. Имя существительное: постоянные признаки:

-собственное и нарицательное;

-одушевлённое и неодушевлённое;

непостоянные признаки:

-число;

-склонение;

-падеж. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – ня/-кя.

50 лексических единиц для продуктивного усвоения.



1.1.1

1

Вспомним летние каникулы.


КУ

Имя существительное

Личностные:

-интерес к предмету мордовский язык,

формирование представлений о

мордовском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, формирование уважительного отношения к.

иному мнению, к культуре других народов

Регулятивные:

-определение цели учебной

деятельности с помощью учителя при выполнении творческой деятельности, подбирать адекватные

языковые средства в процессе общения на мордовском языке умение прогнозировать и

контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

-умение корректировать и оценивать причины неуспеха учебной деятельности

и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм, итоговый пошаговый контроль

по результату при соместной деятельности

Познавательные:

1)общеучебные: -поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебникапостроение высказываний в устной и письменной форме.

2) логические: анализировать, сравнивать,

обобщать, классифицировать группировать по отдельным признакам наровне звука буквы, слова, предложения.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы, используя схемы умение формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Контроль грамматических навыков



2.1.2

1

Поведение в школе, классе.


КУ

- собственное и нарицательное

Контроль лексики и устной речи



3.1.3

1

Любимые предметы в школе.


КУ

- собственное и нарицательное.

Одушевленное, неодушевленное.

Контроль лексики и устной речи



4.1.4

1

И.Костина. «Тебе, Учитель»


КУ

- число

Контроль лексики и устной речи



5.1.5

1

Рассуждения о профессиях.


КУ

- склонение.

Контроль лексики и устной речи



6.1.6

1

Характер человека. Любимые дела.


КУ

- падеж

Контроль навыков чтения



7.1.7

1

Чтение – это знания.



КУ

Образование сущ-ых с уменьшит.-ласкат. суффиксами.

Контроль навыков чтения



8.1.8

1

Все работы хороши.


КУ

- склонение, падеж.

Контроль устной речи



9.1.9

1

Семья друга, подруги.

КУ


Уменьшит.-ласкат.суффикс – кя.

Контроль устной речи






II


8 ч.

Местоимение. Имя прилагательное.

1. Имя прилагательное:

-лексическое значение;

-разряды (качественные и относительные). Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

ня/-кя.

2.Словосочетание «прилагательное + существительное». Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов –у, -ю, -в (качественные) / -нь (относительные).

3. Местоимение. Разряды местоимений. Словосочетание «глагол + местоимение».


50 лексических единиц для продуктивного усвоения.



10.

2.1

1

Здоровый образ жизни. Курить вредно.

КУ

Личные местоимения

Личностные:

-развитие самостоятельности, целеустремленности,

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств

других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности с помощью учителя

при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность

- в соответствии с определенным ранее алгоритмом.

-умение корректировать и

оценивать свою деятельность.

-итоговый пошаговый контроль.

Познавательные:

1) общеучебные:

-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника.

-построение высказываний в устной форме.

2) логические:

-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,

-анализировать рисунки,, используя изученные слова.

Коммуникативные:

-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы.

-умение формулировать собственное мнение и позицию,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.

Контроль грамматических навыков



11.

2.2

1

Хорошие и плохие манеры поведения.

КУ

Усилительно-личные местоимения

Тейне, тейть, теенза,

Контроль грамматических навыков



12.

2.3

1

Любовь к спорту.

КУ

Притяжательные местоимения) Монць, тонць, сонць

Минць. Тинць…

Контроль грамматических навыков



13.

2.4

1

Известные люди мордвы. Тюштя –царь мордвы.

КУ

Личные и притяжательные местоимения.

Монь-монцень…

Контроль грамматических навыков



14.

2.5

1

Сияжар.

КУ

Указательные местоимения.

Контроль грамматических навыков



15.

2.6

1

Сельведь – богатырь.

КУ

Вопросительные и относительные местоимения Комотнемс, сяськомс…

Контроль грамматических навыков



16.

2.7

1

Известные женщины в легендах. Нарчатка.

КУ

Вопросительные и относительные местоимения. Ласькондемс,

Борацямс…

Контроль грамматических навыков



17.

2.8

1

Варда.

КУ

Ногайхть, урет, пефтома…

Контроль навыков чтения


III

11 ч

Числительное. Глагол.

1. Числительное. Разряды числительных.

2.Глагол:

-наклонение (изъявительное, повелительное, побудительное)

-время (настоящее, прошедшее, будущее);

-лицо (первое, второе, третье);

-число (единственное, множественное).

3.Словосочетание «глагол + существительное».

60 лексических единиц для продуктивного усвоения.



18.

3.1

1

М. Е.Евсевьев – учёный фольклорист.

КУ

Числительное.

Личностные:

-развитие самостоятельности, целеустремленности,

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств

других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности с помощью учителя

при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность

- в соответствии с определенным ранее алгоритмом.

-умение корректировать и

оценивать свою деятельность.

-итоговый пошаговый контроль.

Познавательные:

1) общеучебные:

-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника.

-построение высказываний в устной форме.

2) логические:

-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,

-анализировать рисунки,, используя изученные слова.

Коммуникативные:

-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы.

-умение формулировать собственное мнение и позицию,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.



Контроль лексики и устной речи



19.

3.2

1

К. Т.Самородов – литературовед.

КУ

Счёт до 1000

Контроль грамматических навыков



20.

3.3

1

Пословицы.

КУ


Контроль лексики и устной речи



21.

3.4

1

Русские и мокшанские загадки.

КУ

Порядковые и собирательные числительные

Контроль грамматических навыков



22.

3.5

1

Частушки.

КУ

Клмошка, ветешка, тёжяньшка…

Контроль грамматических навыков



23.

3.6

1

Известные художники Мордовии.

Сычков Ф.В.

КУ

Колмоце – колмоцьке…

Контроль лексики и устной речи



24.

3.7

1

С. Ф. Коротков - художник

ТК


Тестовый контроль



25.

3.8

1

Известные композиторы, певцы. Н.В.Кошелева

КУ

Клмошка, ветешка, тёжяньшка…

Контроль навыков чтения



26.

3.9

1

И.М.Яушев – народнай артист.

КУ


Контроль навыков чтения



27.

3.10

1

Г.И.Сураев-Королёв – известный композитор.

КУ


Контроль навыков чтения



28.

3.11

1

Л.П.Кирюков- -заслуженный деятель искусств РСФСР.

КУ


Контроль навыков чтения


IV

6 ч.

Послелог.

1. Послелог:

-значение послелогов;

- их использование в словосочетаниях и предложениях.

2. Простое предложение.

3. Повторение и систематизация материала, изученного в 1-4 четвертях.

40 лекс. единиц для продуктивного усвоения.



29.

4.1

1

Государственные символы Республики Мордовия. Флаг.

КУ

Прошедшее время глагола, числительное

Личностные:

-развитие самостоятельности, целеустремленности,

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств

других людей, соблюдение норм речевого и неречевого этикета

Регулятивные:

-определение цели учебной деятельности с помощью учителя

при изучении нового. умение прогнозировать и контролировать свою деятельность

- в соответствии с определенным ранее алгоритмом.

-умение корректировать и

оценивать свою деятельность.

-итоговый пошаговый контроль.

Познавательные:

1) общеучебные:

-поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника.

-построение высказываний в устной форме.

2) логические:

-рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,

Коммуникативные:

-строить речевые высказывания, задавать и отвечать на вопросы.

-умение формулировать собственное мнение и позицию,

Контроль грамматических навыков



30.

4.2

1

Герб Республики Мордовия.

КУ

Значение послелогов

Контроль грамматических навыков



31.

4.3

1

Гимн Республики Мордовия.

КУ

Использование послелогов в предложениях

Контроль грамматических навыков



32.

4.4

1

Краеведческий музей.

КУ

Решение кроссвордов

Контроль лексики и устной речи



33.

4.5

1

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.

КУ

Простое предложение

Контроль грамматических навыков



34.

4.6

1

Итоговый урок – тест.

КУ

Повторение и систематизация изученного в 1-4 четвертях.

Контроль грамматических навыков



V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

ПК (ноутбук). Тематические таблицы. Карточки для индивидуальной работы учащихся. Тесты. Словарь в картинках. Электронный учебник.

VI. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

1. Программа по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (шестой год обучения – 7 класс). Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Саранск 2020.


2. Рогожина В.Ф., Гришунина В.П. Мокшанский язык. 7 класс. Шестой год обучения: учебное пособие для русскоязычных учащихся. Саранск. 2014 год.


3. В.Ф. Рогожина, В.П.Гришунина, В.А. Сидяева. Методические рекомендации по мокшанскому языку для 7 класса для школ с русскоязычным или смешанным контингентом обучающихся. МРИО, Саранск, 2020 год.


4. О.Е.Поляков. «Русско-мокшанский разговорник». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1993 г.


5. О.Е.Поляков «Учимся говорить по-мокшански» Саранск. Мордовское книжное издательство, 1995 г.



VII. Интернет-ресурсы



www.ruschudo.ru;

www.gidrm.ru;

www.saransk-online.info;

info-rm.com;

saransk.tulp.ru;

foxrepablic.ru;

www.mrkm.ru;

www.adm-saransk.ru



VIII. Список источников.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.