12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Добрынина Людмила Николаевна42
Россия, Краснодарский край, Новороссийск
0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.07 Банковское дело социально-экономического профиля

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края


Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


«Новороссийский колледж радиоэлектронного Приборостроения»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебного предмета


ОУД. 01 Русский язык



для специальности


38.02.07 Банковское дело


социально-экономического профиля













2021




Рассмотрена

на заседании педагогического совета

протокол № ___ от ________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК НКРП

_______________ 

___ ___________ 2021 г.


Рассмотрена

Советом по методическим вопросам

протокол от __________ 2021 г. № __ Председатель

____________ 



Одобрена

УМО общих гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол от ________ 2021 г. № __

Председатель УМО

______________ 




Рабочая программа учебного предмета ОУД. 01 Русский язык предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 (ред. от 29.12.2014), требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности

38.02.07 Банковское дело (утв. приказом Минобрнауки РФ от 05 февраля 2018 №67, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 50135), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)


Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» (далее ГБПОУ КК НКРП)

Разработчик:

Преподаватель ГБПОУ КК НКРП

(должность, место работы)






Рецензенты:







Содержание




Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Общая характеристика учебного предмета

5

3

Место учебного предмета в учебном плане

11

4

Результаты освоения учебного предмета – личностные, метапредметные, предметные


11

5

Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования


14

6

Тематическое планирование

Тематический план

Характеристика основных видов учебной деятельности


23

27

7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета


30






























Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645), рекомендаций «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), методических рекомендаций по формированию программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, рассмотренные научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края Протокол №2 от 23.04.2015 года, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), «Об уточнении Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015 г.)», одобренных Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ «ФИРО» Протокол №3 от 25.05.2017 г., рекомендации Министерства просвещения РФ от 14.04.2021г. «Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования».

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков


1 Общая характеристика учебного предмета


Изучение предметной области «Филология» учебного предмета «Русский язык» обеспечивает:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) владение различными приемами редактирования текстов;

7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;

10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;

12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);

13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.


Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание и развитие обучающихся.

Формы организации обучения: индивидуальная; групповая; парная; коллективная.

Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.

При проведении занятий используются активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В основу обучения русскому языку положен системно-деятельностный подход, при котором особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий.

Виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов; мозговой штурм; разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; лекция с заранее запланированными ошибками; проблемная лекция; урок-экскурсия.

Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося – гражданина, развивает общие креативные способности.

Ведущие формы и методы обучения:

методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);

методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).

Методы и приёмы обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу;

различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);

наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию преподавателя;

изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

письмо под диктовку;

комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

взаиморецензирование;

анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;

аудирование;

информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;

создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

участие в дискуссии;

создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;

работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:

работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;

составление тестов для самоконтроля;

подготовка докладов, сообщений;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).


Основной целью контроля и оценки освоения программы ОУД.01. Русский язык является оценка умений и знаний обучающихся.
Оценка умений осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:

для текущего контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, выполнение заданий в тестовой форме, орфографический и пунктуационный диктанты, изложения, сочинения, наблюдение за выполнением индивидуального задания, наблюдение за выполнением практических заданий;

для промежуточной аттестации: экзамен.

Методы оценки: количественные (отметки).

Контроль и оценка освоения программы ОУД. 01 Русский язык проводится в кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

Контроль и оценка освоения программы обучающимися проводятся за счет времени, выделенного учебным планом.

К промежуточной аттестации ОУД.01 Русский язык допускаются обучающиеся, выполнившие все практические задания по учебной дисциплине. Условие успешной сдачи экзамена – правильное выполнение 70% заданий.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, мастерские и т.д.

Рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению обучающимися данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний обучающихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам). Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. В связи с этим предполагается выполнить различные формы творческих работ (подготовка и защита докладов), а также написание сочинений.

Изучение учебного материала по русскому языку предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей (разноуровневые карточки, тесты по вариантам).

Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования планируется через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры: художественная культура; социально-экономическая и правовая культура; культура здоровья и охрана жизнедеятельности; информационная культура.

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия обучающихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении. Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационный; ценностно-ориентационный; деятельностно – коммуникативный

Содержание предметно-информационной и деятельностно- коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания. Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». В связи с этим содержание регионального компонента курса русского языка реализуется следующим образом. Во-первых, включаются словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во - вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей Кубани, историческую ономастику, топо - и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для Краснодарского края, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п. С целью воспитания патриотических чувств, любви к своей Малой Родине, формирования национального самосознания через художественные произведения, развития самообразовательной деятельности, ознакомления студентов с произведениями русской литературы, созданными под впечатлением от пребывания на Кубани и Кавказе, предусмотрено изучение регионального компонента в соответствующих разделах и темах.

Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка используются следующие методы:

репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове преподавателя, беседах с обучающимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, аудио- и видеозаписях, словарях и т.д.);

проблемно-поисковый (как ведущий);

коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя;

учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

устный опрос;

тестирование, анкетирование;

комплексный анализ текста;

письменные работы, сочинения, изложения с творческим заданием, диктанты;

творческие работы (сообщение, отзыв, доклад, проект и т.д.).


Формы промежуточной аттестации - контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями - предусмотрены в виде экзамена.


2 Место учебного предмета в учебном плане


Учебный предмет ОУД.01 Русский язык относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ с учетом требований ФГОС СПО и социально-экономического профиля профессионального образования.


3 Результаты освоения учебного предмета - личностные, метапредметные, предметные


ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностных:

воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до­стижения поставленных коммуникативных задач;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по­требность речевого самосовершенствования;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо­ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель­ности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз­личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по­ниманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

использо­вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор­мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче­ния русского языка;

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор­мулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали­зировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при­менение знаний о них в речевой практике;

сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота­ций, рефератов, сочинений различных жанров;

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож­ностях русского языка;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

4 Содержание учебного предмета с учетом профиля профессионального образования


Содержание учебного предмета

Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Содержание учебного материала:

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении про­фессий СПО и специальностей СПО.

Освещение темы чемпионата WorldSkills (компетенция «Экономика») в средствах массовой информации.


Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи


Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Содержание учебного материала:

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.


Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

Содержание учебного материала:

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.


Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры

Содержание учебного материала:

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Составление деловых бумаг: автобиография, резюме, заявление.


Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры

Содержание учебного материала:

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.


Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки

Содержание учебного материала:

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.


Тема 1.6. Текст, его признаки и структура

Содержание учебного материала:

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное

синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Информационная переработка текстов по специальности «Экономика» (план, тезисы).


Тема 1.7. Функционально-смысловые типы речи

Содержание учебного материала:

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.


Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


Тема 2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка

Содержание учебного материала:

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотно­шение буквы и звука. Фонетическая фраза.


Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение

Содержание учебного материала:

Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетиче­ский разбор слова.


Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

Содержание учебного материала:

Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произно­шение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфо­эпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллите­рация.


Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии

Содержание учебного материала:

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.


Раздел 3. Лексикология и фразеология


Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы

Содержание учебного материала:

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.


Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления

Содержание учебного материала:

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимство­ванная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологиче­ская лексика.

Профессиональная лексика.


Контрольная работа № 1 «Фонетика и лексика»

Содержание учебного материала:

Контрольная работа по разделам «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», «Лексика и фразеология».


Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас

Содержание учебного материала:

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явле­ния традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.


Тема 3.4. Фразеология

Содержание учебного материала:

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеоло­гизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-­фразеологический разбор.


Тема 3.5. Лексические нормы

Содержание учебного материала:

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреб­лении фразеологических единиц и их исправление.


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография


Тема 4.1. Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Содержание учебного материала:

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.


Тема 4.2. Способы словообразования. Словообразовательный анализ

Содержание учебного материала:

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Осо­бенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.


Тема 4.3. Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи

Содержание учебного материала:

Правописание приставок при- / пре-. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно­коренных слов.


Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Содержание учебного материала:

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.


Тема 4.5. Правописание сложных слов

Содержание учебного материала:

Правописание сложных слов.


Раздел 5. Морфология и орфография


Тема 5.1. Грамматические признаки слова

Содержание учебного материала:

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Основные выразительные средства морфологии.


Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание

Содержание учебного материала:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.


Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.


Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.


Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.


Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.


Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление

Содержание учебного материала:

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.


Тема 5.8. Слова категории состояния

Содержание учебного материала:

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.


Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи

Содержание учебного материала:

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Употребление производных предлогов в деловой документации по специальности «Экономика».


Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение

Содержание учебного материала:

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтак­сическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значе­ние словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Словосочетания разных видов связи по специальности «Экономика».


Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении

Содержание учебного материала:

Виды предложений по цели высказывания; восклицатель­ные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функ­ции и роль порядка слов в предложении.


Тема 6.3. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым

Содержание учебного материала:

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.

Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.


Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста

Содержание учебного материала:

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.


Тема 6.5. Односоставные и неполные предложения

Содержание учебного материала:

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.


Тема 6.6. Осложненное простое предложение

Содержание учебного материала:

Осложненное простое предложение

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определе­ний. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление прило­жений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предло­жения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Обращения в профессиональной деятельности.


Тема 6.7. Сложные предложения


Тема 6.7.1. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Содержание учебного материала:

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.


Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Содержание учебного материала:

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Сложноподчинённые предложения в профессиональной деятельности.


Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис»

Содержание учебного материала:

Контрольная работа по разделам «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».


Тема 6.7.3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Содержание учебного материала:

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.


Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Содержание учебного материала:

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).


Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи

Содержание учебного материала:

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Составление диалога по специальности «Экономика» – деловая игра.


Экзамен






5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


С целью реализации основных направлений государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с «Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», современными потребностями экономики и общества, обеспечения подготовки востребованного, иквалифицированного, конкурентноспособного специалиста по учебному предмету ОУД.01 Русский язык увеличено количество часов с 39 до 117.

В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии углубленное изучение предмета ОУД. 01 Русский язык призвано обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся, а именно:

усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;

формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;

использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, программы орфографического контроля, поисковые системы).


При углубленном изучении русского языка у студентов формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.

Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией профессиональной направленности. Усилена речевая и практическая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы: «Язык и речь», «Функциональные стили», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».



5.1 Тематический план учебного предмета


ОУД. 01 Русский язык


темы

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки

Консультации

Всего

В том числе практические и лабораторные занятия


1 семестр

51


4


Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

2



1

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

16



1.1

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности

2



1.2

Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности

2



1.3

Тема 1.3. Официально-деловой стиль речи, его признаки и жанры

4



1.4

Тема 1.4. Публицистический стиль речи, его назначение и основные жанры

2



1.5

Тема 1.5. Художественный стиль речи, его основные признаки

2



1.6

Тема 1.6. Текст, его признаки и структура

2



1.7

Тема 1.7. Функционально-смысловые типы речи

2



2.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8



2.1

Тема 2.1. Фонема. Слог. Фонетические процессы русского языка

2



2.2

Тема 2.2. Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение

2



2.3

Тема 2.3. Основные нормы современного литературного произношения и ударения

2



2.4

Тема 2.4. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии

2



3

Раздел 3. Лексикология и фразеология

12



3.1

Тема 3.1. Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы

2



3.2

Тема 3.2. Лексика с точки зрения её употребления

2




Контрольная работа № 1 «Фонетика и графика»

2



3.3

Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас

2



3.4

Тема 3.4. Фразеология

2



3.5

Тема 3.5. Лексические нормы

2



4

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

13



4.1

Тема 4.1. Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова

2



4.2

Тема 4.2. Способы словообразования. Словообразовательный анализ

2



4.3

Тема 4.3. Правописание приставок при- / пре-, употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи

3



4.4

Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

3



4.5

Тема 4.5. Правописание сложных слов

3




2 семестр

66


4

5

Раздел 5. Морфология и орфография

32



5.1

Тема 5.1. Грамматические признаки слова

2



5.2

Тема 5.2. Имя существительное: склонение, правописание

4



5.3

Тема 5.3. Имя прилагательное; правописание и употребление

4



5.4

Тема 5.4. Имя числительное: правописание и употребление

4



5.5

Тема 5.5. Местоимение: правописание и употребление

2



5.6

Тема 5.6. Глагол и его особые формы: причастие и деепричастие; правописание и употребление

6



5.7

Тема 5.7. Наречие: правописание и употребление

2



5.8

Тема 5.8. Слова категории состояния

2



5.9

Тема 5.9. Служебные части речи, их правописание и употребление в речи

6



6

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

34



6.1

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение

2



6.2

Тема 6.2. Виды предложений по цели высказывания. Логическое ударение и роль порядка слов в предложении

2



6.3

Тема 6.3. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым

2



6.4

Тема 6.4. Второстепенные члены предложения, их роль в построении текста

2



6.5

Тема 6.5. Односоставные и неполные предложения

2



6.6

Тема 6.6. Осложненное простое предложение

4



6.7

Тема 6.7. Сложные предложения

18



6.7.1

Тема 6.7.1. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в

сложносочиненном предложении

4



6.7.2

Тема 6.7.2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

4




Контрольная работа № 2 «Морфология и синтаксис»

2



6.7.3

Тема 6.7.3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

4



6.7.4

Тема 6.7.4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2



6.8

Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой и косвенной речи

2




Экзамен



8


ИТОГО

117





5.2 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Извлекать из разных источников и преобразовывать инфор­мацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;

приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;

вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь. Функцио­нальные стили речи

Выразительно читать текст, определять тему, функциональ­ный тип речи, формулировать основную мысль художествен­ных текстов;

вычитывать разные виды информации;

характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;

выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;

характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;

составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;

анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы­разительности, уместности употребления языковых средств;

подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художе­ственных произведений;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русско­го литературного языка;

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими ин­формационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;

различать тексты разных функциональных стилей (экстра- лингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных син­таксических конструкций);

анализировать тексты разных жанров научного (учебно­ -научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;

создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);

подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин­формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;

строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. д.;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических сло­варей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Лексикология и фразеология

Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет

Морфемика,

словообразование,

орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста;

проводить морфемный, словообразовательный, этимологиче­ский, орфографический анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообра­зовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразова­ния в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, слово­образовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения право­писания и лексического значения слова

Морфология и орфография

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра­зующей роли;

проводить морфологический, орфографический, пунктуаци­онный анализ;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;

определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т. д.;

подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфо­грамм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извле­кать его из текста, анализировать с точки зрения тексто­образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологи­ческий, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);

комментировать ответы товарищей;

извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунк­туационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;

проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения при­знаков, характеристик, фактов и т.д.;

подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;

составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистиче­скую тему в устной и письменной форме по теме занятия;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;

производить синонимическую замену синтаксических кон­струкций;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;

пунктуационно оформлять предложения с разными смысловы­ми отрезками; определять роль знаков препинания ;

составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам


6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебного предмета


Основные источники:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. Профессиональное образование. – МИЦ «Академия», 2019 г.

Электронная библиотека https:// profspo.ru

Дополнительные источники:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник. – МИЦ «Академия», 2012 г.

Интернет-ресурсы:

www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

www. gramota. ru (Справочная служба).



6.2 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебного предмета осуществляется

в учебном кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

Оснащение учебного кабинета:

лингвистические словари;

электронные пособия;

художественная литература.

Технические средства обучения:

ноутбук;

телевизор

Учебно-методическое и программное обеспечение:

методические разработки занятий и мероприятий

Наглядные пособия:

комплект учебно-наглядных пособий по литературе;

тексты художественных произведений.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.