12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия Пилипова27
2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПП.01 Русский язык для специальностей гуманитарного профиля


t1634818152aa.gif

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»











Методические

рекомендации по выполнению

самостоятельных работ обучающихся

ПП.01 Русский язык


для специальности гуманитарного профиля



очная форма обучения




















Владивосток 2020


Содержание:


Пояснительная записка


3

Алгоритмы выполнения самостоятельной работы

Методические рекомендации по переработке текста


Методические рекомендации по созданию текста

Методические рекомендации по работе с функциональными стилями речи

Средства художественной выразительности

Методические рекомендации по выполнению фонетического разбора.

6. Методические рекомендации по выполнению морфемного разбора

7. Методические рекомендации по выполнению словообразовательного анализа – 

8.Методические рекомендации по выполнению морфологического разбора

9.Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора простого предложения

10Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора сложного предложения

11.Методические рекомендации по выполнению пунктуационного анализа предложения.

12.Методические рекомендации по выполнению лексико-стилистического анализа слова.

13.Методические рекомендации по разработке сообщений с визуальным рядом (презентации).

14Методические рекомендации по заполнению таблиц по форме.



4

Рекомендации при подготовке к зачетам и экзаменам

28

Единые критерии оценки знаний

29




















Пояснительная записка


Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой предмета «Русский язык» для оказания помощи обучающимся 1 курса в организации и успешном выполнении практических занятий по предмету «Русский язык» по специальности СПО.

Ожидаемый результат от использования данных методических указаний в образовательном процессе - овладение обучающимися знаниями и умениями, предусмотренными ОПОП.

В результате освоения предмета обучающийся должен:

Знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Критериями оценки результатов работы обучающегося являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ;

- четкость и структурированность изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.


Алгоритмы выполнения самостоятельной работы

Методические рекомендации по переработке текста

Составление плана

План - самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а указывает схему его подачи и позволяет студенту:

восстановить в памяти содержание источника;

составить записи разного рода;

ускорить проработку источника информации и организовать самоконтроль;

сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.

Составление плана при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

а) чтение текста целиком;

б) деление его на смысловые части;

в) озаглавливаете частей (заголовки должны отражать содержание

части).

Составление тезисов

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т. п. Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно; всегда имеют доказательства; всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал. Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

а) ознакомление с содержанием материала;

б) разбивка текста па смысловые блоки;

в) определение главной мысли каждой части.

г) осмысление сути этой мысли и передача её своими словами или формулировкой из текста.

д) нумерация тезисов с целью сохранения логики авторских рассуждений

Составление конспектов

Конспект (от лат. conspectus — обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.

Виды конспектов

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2—3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Составление аннотации

Аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются исходные данные (автор, название, место и время издания). Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация в книге обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Образец аннотации:

Составление рецензии и отзыва

Отзыв - общая оценка, мнение, впечатление о работе, произведении без детального анализа.

Рецензия - разбор и оценка какого-либо сочинения, работы, статьи, которая кратко, объективно воспроизводит взгляды автора, а также даёт развернутое научно-обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

Структура отзыва и рецензии:

Вступление (предмет анализа, актуальность темы, структура текста, соответствие работы заявленной теме предмет анализа, актуальность темы, структура текста)

Основная часть (краткое содержание и оценка качества выполнения работы; оценка полноты разработки поставленных вопросов теоретической и практической значимости изложение позиции автора по ключевым вопросам, изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме, критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств).

Заключение общая оценка работы, пожелания автору выводы рецензента, пожелания автору.

Составление доклада

Доклад публичное сообщение на определенную тему, способствует формированию навыков исследовательской работы и стимуляции познавательного интереса обучающихся.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

Подбор литературы по изучаемой теме, ознакомление с её содержанием.

Использование закладок, отметка наиболее существенных мест для выписки.

Составление плана доклада.

Использование рекомендаций по составлению тематического плана, написание доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

Прочитать текст и отредактировать его.

Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов. (При устном выступлении следует соблюдать требования к устным выступлениям).

Составление реферата

Реферат краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ но общей тематике на основе классификации, обобщения, анализа, с формулировкой собственных выводов.

Виды рефератов:

по полноте изложения: информативные (рефераты-конспекты); индикативные (рефераты-резюме),

по количеству реферируемых, источников: монографические; обзорные;

по читательскому назначению: общие ориентация на широкую аудиторию; характеристика содержания в целом;

специализированные ориентация па специалистов.

Основные части реферата

Структура реферата включает в себя:

Титульный лист.

Содержание.

Введение.

Основную часть.

Заключение.

Приложения.

Список использованной литературы.

Введение (1-2 машинописных листа): обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трёх разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюция и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов

Приложения

Таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты и т.д.

Требования к выполнению реферата

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания». При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения

Правила

Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, института, факультета, кафедра, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц).

При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля границы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

Этапы работы над рефератом

1.Формулирование темы.

Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

2.Составление библиографии

– Обработка и систематизация информации

– Разработка плана реферата

– Написание реферата

– Публичное выступление с результатами исследования

3. Структура и правила оформления реферата

Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема. Для этого в разделе обязательно должно быть отражено:

– Краткий пересказ статьи с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария.

– Описание и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов.

Заключение

Раздел должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы

Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.

Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.

Рецензия на реферат

Эрудированности в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень знакомства с современным состояниям проблемы;

– использование известных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

Характеристика работы

– грамотность и логичность изложения материала;

– структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

– соответствие оформления реферата стандартам.

Помните, что многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал!


Методические рекомендации по созданию текста

При работе над текстом необходимо учитывать типы речи

Повествование

Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.

Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко, заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.

Несколько советов по написанию текста-повествования

1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице, и это может быть началом текста.

2. Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.

3. Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.

4. При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

Описание

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 2 3 4 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины.

Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Характерные элементы, композиция описания:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка, вывод, заключение.

Рассуждение

Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) т

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственныхсвязях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)..., б)..., в)... и т.д., сопровождаемые примерами;

3) вывод или заключение.


Методические рекомендации по написанию сочинения –эссе.

Уясните и раскройте проблему, сформулированную в афоризме, (т.е. необходимо понять смысл высказывания).

2. Изложите свое отношение к позиции автора: согласны, не согласны, не во всем согласны.

3. Приведите аргументы и факты, используя обществоведческие понятия и термины (дайте их определения, увязывая с контекстом эссе).

4. Фактами могут быть примеры из истории, современной политической деятельности и общественной жизни или личного жизненного опыта. Они должны подтверждать (иллюстрировать) то или иное ваше суждение, тезис.

5. Завершите эссе выводом, в котором должна четко прозвучать ваша личная позиция, мнение, точка зрения.

Приветствуется использование:

• Эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме); дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждения вашего эссе.

• Пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения, мнение, логику рассуждения.

• Мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей.

• Риторические вопросы;

• Непринужденность изложения.

Старайтесь показать:

• Навыки письменной речи, умение анализировать, обобщать, объяснять, сравнивать, противопоставлять, выстраивать логику рассуждения (используйте черновой план).

Необходимо избегать:

• Отхода от темы, вопроса, проблемы;

• Некорректности в оценках;

• Безапелляционности утверждений.

Возможные лексические конструкции.

1. По моему мнению…, я думаю…, на мой взгляд, автор (этого высказывания):

• Хотел сказать о том, что…

• Имел ввиду…

• Обозначил проблему…

• Касается вопроса…

• Раскрывает (поднимает) проблему…

2. Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…

Не могу не согласиться…

Я совершенно согласен…

Я не во всем согласен…

К сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения, (мнением, позицией)…

3. Это высказывание представляется мне спорным…

4. Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).

5. Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).

6. Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа (мыслителя и т. д.)

7. В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…

8. В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)

9. Русская литература дает нам образцы…

10. В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)

11. Как нельзя лучше, эту мысль (факт, суждение, мнение) иллюстрирует (подтверждает, объясняет) эпизод рассказа…, романа…, притча о …, историческое событие…, судьба человека (героя литературного произведения)…

12. Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…

13. В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

14. Завершить эссе я хотел бы стихотворными строчками поэта…, мнением…, еще одним афоризмом…


Методические рекомендации по работе с функциональными стилями речи

Стиль языка – это разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально – деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно–художественное творчество.

Каждый стиль характеризуется следующими признаками:

целью общения,

набором языковых средств,

формами (жанрами), в которых он существует.

Функциональный стиль речи – это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующей определенной сфере деятельности и соотносительной с ней форме сознания. Таким образом, стиль литературного языка называется функциональным, потому что выполняет определенную функцию (роль) в речи.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется обычно в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим получить информацию. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах. Ядро разговорной речи составляет разговорный стиль.

Разговорный стиль речи используется в непринужденных беседах со знакомыми, обычно в домашней (неофициальной) обстановке. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями, впечатлениями. Высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, т.е. отсутствует предварительный отбор языкового материала; в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: разговорно-бытовые слова, фразеологизмы: вымахал, мешкать, брякнуть, ледяшка, с жиру бесится, ни бе ни ме; просторечные слова: давеча, завсегда; эмоционально – окрашенные слова: тетенька, маменька, духотища, родненький; слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, повторы слов и т. д.

В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Обычная форма реализации этого стиля – диалог.

Научный стиль.

Сфера общения научного стиля отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Эта разновидность литературного языка употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. Цель научного стиля - сообщение, объяснение научных результатов. Обычная форма реализации этого стиля – диалог.

Типичными для научной речи являются смысловая точность, безОбразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость.

В научном стиле хорошо используются следующие языковые средства: специальные слова, в том числе термины; специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции, между которыми создается упорядоченная связь; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Для дано стиля характерны значимость, точность, доказательность, аргументированность и строго системное изложение научных проблем.

Научный стиль реализуется в следующих присущих ему жанрах: монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция. В текстах научного стиля необходимы ссылки на источники, цитаты.

Одной из особенностей научного стиля является оперирование понятиями, которые отражают существенные свойства целых групп предметов и явлений. Понятие раскрывается в определении, которое обычно строится так: сначала указывается более широкое, родовое понятие, в которое входит определяемое, затем сообщается его отличительный, видовой признак, один или несколько.

Например: «Приставка (термин, называющий определяемое понятие) – это значимая часть слова (родовое понятие), которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (видовые признаки).

Официально – деловой стиль.

Этот стиль употребляется в официально – деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом; в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Задача этого стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Высказывание делового стиля обычно бывает официальным, точным, безэмоциональным, в нем имеет место предварительный отбор языковых средств.

В официально – деловом стиле преимущественно используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, слова – термины, стандартные выражения (принимая во внимание, во исполнение решения, считать недействительным). В официальном стиле не допускается употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных средств.

Официально – деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключать разное толкование. При написании деловых бумаг предусматривается стандартное расположение материала. Официально – деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, протокол, инструкция, заявление, отчет. Обычная форма реализации этого стиля – монолог.

Публицистический стиль. Этот стиль используется в общественно- политической сфере жизни, в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах, в агитационных выступлениях.

Цель публицистического стиля – сообщить информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействовать на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно –политических идей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах; сформировать у людей правильное отношение к общественным делам.

Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным, поэтому в публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

К характерным языковым приметам относятся:

- Совмещение в одном тексте книжных и разговорных средств

- Сочетание стандартных и экспрессивных выражений

- Использование, наряду с нейтральными, высоких, торжественных слов и фразеологизмов

- Использование слов в переносном значении

- Вопросительные и побудительные предложения, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы

- Повторы, обратный порядок слов, обращения, параллельный способ связи предложений

Публицистический стиль реализуется в форме публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.

- Слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, иронии, Стиль художественной литературы (художественный стиль).

Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя. Выбирая единственно необходимые в каждом случае слова, писатели создают яркие и запоминающиеся образы природы и народной жизни, рисуют духовный мир своих героев, передают их речь во всем ее своеобразии.

В своих произведениях писатели изображают различные исторические эпохи; героями художественных произведений могут быть представители разных классов и социальных групп; действие может развиваться в самых разных местах нашей страны и за рубежом. Поэтому для реалистического воспроизведения действительности, для того, чтобы создать правдивые речевые характеристики героев, вызвать у читателей более точные представления об определенной исторической эпохе, о том месте, где развивается действие, писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Так умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М.А.Шолохова. Рисуя в романах жизнь донского казачества, автор вместо литературных слов изба, дом употребляет слово курень; место во дворе, огороженное для скота, называется базом и так далее.

Широко используют писатели и языковые средства разных стилей русского литературного языка, в том числе и разговорного, например: «Наконец-то под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот».

Кроме вышеуказанных языковых средств можно отметить следующие: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака или действия, со значением сравнения, сопоставления; предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности.

Характерно также и то, что изложение идет обычно не в каком – либо одном видовременном плане, а в разных. Этим создается большая выразительность, динамизм повествования .негодования, общественно – политическая лексика

Но в создании и выражении специфики художественного стиля речи, в реализации эстетической функции языка в этой сфере, в способах художественно-образной конкретизации большую роль играют не только стилистически окрашенные языковые средства, но и так называемые нейтральные средства. Истинный мастер слова способен придать любой лингвистической единице в контексте художественного произведения


Средства художественной выразительности

Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа. Перечислим основные виды тропов.

Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский); Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.Маяковский). Гиперболы могут встречаться в общенародном языке, обычно в устойчивых выражениях. Художественный образ, лежащий в их основе, уже не осознается: ожидать целую вечность, любить до безумия, испугаться до смерти, всю жизнь мечтать, задушить в объятиях.

Ирония – художественный прием, когда слово или высказывание обретает в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов) (при обращении к ослу).

Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, / Сейчас дают ему уставы, / Кричат: «Закройте-ка уста вы!». / И вмиг кладут печать на рот (К.Фофанов).

Литота – художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов). Многие фразеологизмы общенародного языка также основаны на литоте: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней... (М.Горький); Барка жизни встала / На большой мели (А.Блок); пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют иногда скрытым сравнением.

Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть:

1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И.Крылов);

2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М.Светлов);

3) между действием или его результатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А.Пушкин);

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А.Пушкин);

5) между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А.Пушкин); Ликует буйный Рим (М.Лермонтов);

6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин).

Оксюморон – художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С.Есенин); Ты, меня любивший фальшью / Истины и правдивой ли (М.Цветаева).

Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.Блок); И цветущие кисти черемух / Мыли листьями рамы фрамуг (Б.Пастернак).

Перифраза (перифраз) – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, с тем чтобы избежать повторения, придать повествованию б?льшую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).

Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н.Некрасов).

Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:

1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов);

2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А.Пушкин);

3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (В.Маяковский) (т.е. солнце);

4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь).

Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц – язык... (С.Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А.Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них – сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе черную розу в бокале / Золотого, как небо, аи (А.Блок). Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая / С замираньем летит на звезду (С.Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве (С.Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).

Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным / Был я когда-то красивым и юным. / Неудержимо, неповторимо / Все пролетело... далече... мимо. (С.Есенин) Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А.П. Чехов), заднекрылечное знакомство (М.Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В.Шукшин). Стилистические фигуры- особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи. В языке художественной литературы встречаются следующие фигуры.

Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди... / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, / Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера. (К.Симонов)

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. / Белую работу делает белый, черную работу – черный (В.Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреблении антонимов: Ты и убогая, / Ты и могучая, / Матушка Русь! (Н.Некрасов).

Бессоюзие – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет. / Бой барабанный, клики, скрежет... (А.Пушкин) Противоположно многосоюзию.

Градация – последовательное расположение слов и частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ранам, / Первым разоренным очагам: / Не сломлюсь, не дрогну, не устану, / Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)

Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн. (А.Пушкин)

Параллелизм – параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы да не морозы, / И зимой бы цветы расцветали; / Ох, кабы на меня да не кручина, / Ни о чем-то бы я не тужила (народная песня). Художественный эффект параллелизма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. (М.Лермонтов)

Парцелляция – художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)

Период – длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, / Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, / Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то, верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной. (А.Пушкин)

Подхват – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий: Придет оно, большое, как глоток, – Глоток воды во время зноя летнего. (Р.Рождественский)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами / Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов); Богатство хорошо иметь; / Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет – / О счастье! О слезы! / О лес! О жизнь! О солнца свет! / О свежий дух березы! (А.Толстой) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить? (С.Есенин)

Хиазм – фигура, получившая название по сходству с начертанием греческой буквы c (хи). Хиазм называют еще обращенным параллелизмом, он образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Все во мне, и я во всем. (Ф.Тютчев); О весна без конца и краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок); Листопадом шуршала осень, зима наливалась морозами. (М.Шолохов)

Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хайям)

Стилистические приемы

Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. allusio – шутка, намек) – соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки – аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...».

В художественной речи используются афоризмы – краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек – это звучит гордо. (М.Горький) Заимствованные афоризмы могут представлять собой знакомую русскому читателю иностранную фразу: Cogito, ergo sum (лат. Мыслю – значит, существую).

Выразительные средства фонетики

Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А.Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И.Северянин)

Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. / Думаю думу свою (Н.Некрасов).

Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши / Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

Цели изобразительных средств в текстеИзобразительные средства Цель

Риторические вопросы, восклицания Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства

Синтаксический параллелизм Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет

Лексические повторы Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях

Инверсия Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи

Антитеза Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т.п.

Оксюморон Подчеркивает внутренний конфликт или противоречие

Бессоюзие Придает впечатление быстрой смены событий или картин

Авторская пунктуация (чаще всего тире) Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения

Олицетворение раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления

Обособленные определения создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому

Оценочная лексика Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому

Неполные предложения (парцелляция) Усиливают смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий

Гипербола Средство авторского видения образа или явления.



Методические рекомендации по выполнению фонетического разбора.

Слоги, ударение

Охарактеризовать слоги: ударный или безударный, открытый или закрытый, прикрытый или неприкрытый.

Характеристика звуков

Гласный звук: ударный или безударный; ряд, подъём, какой буквой обозначен

Согласный звук: звонкий или глухой; твёрдый или мягкий; парный или непарный; место образования, способ образования; какими буквами обозначены

Количество звуков и букв.

Схема фонетического разбора

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.

2. На транскрипции дефисами обозначить слогораздел.

3. Охарактеризовать слоги по трем параметрам:

а) ударный / безударный;

б) прикрытый / неприкрытый;

в) закрытый / открытый.

4. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.

5. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:

[a] — гласный, ударный / безударный, ряд, подъем, лабиализованность;

[t] — согласный, шумный / сонорный, глухой / звонкий + парность, твердый / мягкий + парность, место образования, способ образования.

6. Указать, какие позиционные изменения звуков характеризуют произношение слова:

а) редукция;

б) уподобление звуков (по какому признаку / каким признакам);

г) чередование согласного с нулем звука.



6. Методические рекомендации по выполнению морфемного разбора

1. Определите часть речи.

2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение.

3. Укажите основу слова — часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.

5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами.

6. Выделите корень.

7. Запишите графическую схему слова.


7. Методические рекомендации по выполнению словообразовательного анализа – Словообразовательный анализ - это один из видов структурной работы со словом, в результате которого выясняются его синхронные словообразовательные связи, то, как слово образовано с точки зрения современного русского языка. Словообразовательному разбору подвергаются только слова с ПРОИЗВОДНОЙ ОСНОВОЙ (образованные морфемным способом). Задачи анализа – установить производящую базу, определить формальные и семантические отношения производной и производящей основы, словообразовательный тип (модель) анализируемого слова. При этом слово рассматривается как лексема, во всей совокупности словоформ, поэтому для разбора следует взять слово в его НОМИНАТИВНОЙ (НАЧАЛЬНОЙ) ФОРМЕ, определив предварительно ЧАСТЬ РЕЧИ.

Схема словообразовательного анализа.

1. Дать толкование лексического значения слова.

2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.

3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.

4. Построить словообразовательную цепочку.

5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

БЕЗДОННЫЙ

1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».

2. Образовано от слова дно. Производящая основа - -дон- (чередование нуль звука - о).

3. Образовано с помощью приставки без- и суффикса -н-.

4. Дно —> бездонный.

5. Слово образовано приставочно-суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный).


8.Методические рекомендации по выполнению морфологического разбора

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.

ОБЩАЯ СХЕМА РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ:

1 - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);

2 - а) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")

б) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")

3– синтаксическая роль в предложении.

Существительное

1.Значение предмета. что? кто? (кого? чего? кому? чему? и т.д.)

Конкретные

Вещественные, отвлеченные, собирательные форму числа имеют, но по числам не изменяются

2. а) Постоянные: нарицательные / собственные; одушевленные / неодушевленные, род, склонение: 1-е склонение - ж.р. -а (-я)

2-е склонение - м.р. б/оконч. и ср.р.-о (-е)

3-е склонение - ж.р. б/оконч. (ь).

Непостоянные у конкретных: число, падеж

б)Непостоянные у остальных: падеж

3.Подлежащее, дополнение

Глагол

1.Действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и

2.а)Постоянные: вид, возвратность, переходность, спряжение (I спряжение: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, II спряжение: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят).

б)Непостоянные: наклонение, время (если есть), лицо (если есть),число, род (если есть

3.Сказуемое

Прилагательное

1.Признак предмета: какой? чей?

качественные -

полные и краткие;

относительные;

притяжательные.

2.Постоянные: разряд по значению, степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный)

Непостоянные: степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный), род (в ед. числе), число, падеж (для полных).

3. Определение (примыкают к существительным)

в краткой форме - сказуемое

Числительное

1. Число, количество предметов, их порядок при счёте:

сколько?

который? (какой?)

количественные,

порядковые

Количественные числительные (кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард).

2.Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое / составное;

Непостоянные: падеж.

Числительное ОДИН.

Постоянные: количественное, целое, простое;

Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж.

Числительные ДВА, ОБА, ПОЛТОРА.

Постоянные: количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое;

Непостоянные: род, падеж.

Числительные ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД.

Постоянные: количественное, целое, простое, род;

Непостоянные: число, падеж.

Порядковые числительные.

Постоянные: порядковое, простое / составное;

Непостоянные: род (в ед. числе), число, падеж.

3. Количественные - любой член предложения;

порядковые - определение (примыкают к существительным)

Наречие

1. Признак действия или признак другого признака.

Определительные наречия: образ дейст. - как? каким образом?

меры - в какой степени? на сколько?

Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда? времени - когда? как долго? причины - почему? от чего? цели - для чего? зачем?

Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаются

2. Постоянные: разряд по значению (образа действия, меры и степени) или (места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным, неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).

Непостоянные: степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).

3.Обстоятельство(примыкают к глаголам)

Слова категории состояния

1. Состояние как? каково?

Разного рода отношения: модальные (нельзя), временные (рано), пространственные (дал

Не склоняются и не спрягаются

2. Постоянные: разряд по значению (модальные, временные, пространственные), неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения), степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным).

Непостоянные: степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных с непостоянным признаком степеней сравнения).

3.Сказуемое в односоставном безличном предложении; не зависят от других слов

Местоимение

1. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные

Указывает на предметы, признаки, количество без называния их: кто? что? какой? чей? сколько? как? где? когда? и др.

2. Местоимения-существительные - постоянные: разряд по значению, род, число; непостоянные: падеж

Мест.-прилагательные - постоянные: разряд по значению; непостоянные: род, число, падеж

Мест.-числительные - постоянные: разряд по значению; непостоянные: падеж

Мест.-наречия - не изменяется

3. Подлежащее и дополнение (в роли сущ.);

определение (как прилагательное);

обстоятельство (как наречие)

Причастие

1. Признак предмета, созданный действием другого предмета: какой? что делающий? что сделавший?

Разбор причастия как формы глагола

2. Постоянные: переходность, возвратность, вид, спряжение.

Непостоянные: форма причастия (действительное / страдательное), полное / краткое (только для страдательных), время, род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)

Разбор причастия как самостоятельной части речи

Постоянные: форма причастия (действительное / страдательное), возвратность, вид, время

Непостоянные: полное / краткое (только для страдательных), род (в ед.ч.), число, падеж (для полных)

Суффиксы

действительное полная форма:

в наст. вр. -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-) ;

в прош.вр. -вш-, -ш-

страдательное полная форма:

в наст. вр. -ем- (-ом-), -им-;

в прош.вр. -нн-, -енн-, -т-;

страдательное краткая форма: -н-, -т-

3. Определение(примыкают к существительным)

краткие – сказуемое

Деепричастие

1. Добавочное действие: что делая? что сделав?

как? каким образом? почему? когда? и др.

2. Только постоянные признаки. Признаки глагола:

вид: несовершенный - (-а, -я)

совершенный - (-в, -вши, -ши);

возвратность;

переходность: переходное (читая что?)

непереходное (бегая, умываясь)

признаки наречия:

не изменяются

3. Обстоятельство(примыкают к глаголам)

Междометие

1. Звукоплдража­тельное слово

Чувства или побуждение к действию. Эмоциональные, императивные (побуждающие к действию), этикетные. Не изменяются

Звуки живой и неживой природы. Эта группа слов стоит вне частей речи.

3. Не являются членами предложения, не связаны ни с какими словами

Предлог

Непроизводные, производные, простые, составные

Зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении

пространственные, временны́е, причинные, целевые, образа действия, дополнительные

3. Не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения

Союз

простые и составные

Связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного

сочинительные: соединительные, противительные, разделительные

подчинительные: временны́е, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные

Частица

непроизводные (первообразные) и производные

Придают различные оттенки словам и предложению: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные;

служат для образования форм слов: повелительного и условного наклонения глагола, форм степеней сравнения прилагательных и наречий, неопределённых местоимений. Не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения.


9.Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.


10Методические рекомендации по выполнению синтаксического разбора сложного предложения

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное,

побудительное

2. По интонации: невосклицательное, восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

а) простое,

б) сложное: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи.

Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное.

2) односоставное. С главным членом

а) подлежащим — назывное;

б) сказуемым: — определенно-личное,

— неопределенно-личное,

— обобщенно-личное,

— безличное.

5. По наличию второстепенных членов: распространенное, нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов: полное,

неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

7. По наличию осложняющих членов:

1) неосложненное,

2) осложненное:

— однородными членами предложения (указать какими);

— обособленными второстепенными членами предложения : определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);

— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

— прямой речью;

— обращением.


При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора

В бывшем кабинете деда, 1/ где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, 2/ сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, 3/ что невозможно было сказать, 4/ где кончается одна ель, 5/ где начинается другая, 6/ — в этой нежилой комнате, 1/ где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, 7/ был незапертый книжный шкап, 1/ и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала8/ (В. Набоков).


Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными

обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространенное, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);

5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространенное, полное, неосложненное.

6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;

7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.


11.Методические рекомендации по выполнению пунктуационного анализа предложения.


При анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.

Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.

Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.

На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.

Установите отношения внутри каждого блока.

Постройте горизонтальную схему сложного предложения.

Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.


12.Методические рекомендации по выполнению лексико-стилистического анализа слова.

1.В каком значении слово употреблено (прямом или переносном)?

2.Является ли оно экспрессивно окрашенным?

3. Стилевая принадлежность слова: общеупотребительное или нет;

вышедшее из широкого употребления (историзм, архаизм);

не вошедшее в широкое употребление (неологизм, диалектизм, профессионализм, жаргонизм, иноязычное).

4.Входит ли слово в состав устойчивого сочетания (фразеологизма)?

5.Какой синоним, антоним, омоним можно подобрать для данного слова?



13.Методические рекомендации по разработке сообщений с визуальным рядом (презентации).


Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.).

Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.

Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядной визуализации его слов.

Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.

Презентация, созданная для электронной рекламной рассылки, создается с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объема письма.

Презентация в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов создается с учетом просмотра на портативных устройствах (небольшой размер экрана, ограничения по объему памяти и т. п.) и может рассылаться посредством MMS-сообщений или по каналу bluetooth.

Есть и другие типы презентаций. Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.


Конструкторы мультимедийных презентаций

Microsoft PowerPoint

OpenOffice.org  Impress

Keynote

SoftMaker Presentations

KPresenter

Multimedia Builder


Типы презентаций.

Деловая (четко сформулированный текст, разбитый на слайды, связанные между собой смысловым содержанием).

Творческая (различные фото и видео материалы, раскрывающие суть темы презентации с минимумом разъясняющего текста).

Творческо-деловая (оптимизация соединения делового и творческого подхода: краткий систематизированный текст, подкрепленный фото и видео материалами по теме).


Требования к презентациям

Выбор темы осуществляется из списка специально разработанных тем, утвержденных преподавателем.

На титульном листе (1 слайде) должна быть указана:

- тема презентации;

- группа и фамилия (инициалы) студента, сделавшего презентацию;

- предмет, по которому выполнена презентация;

- год выполнения презентации.

Должен быть выбран один из трех типов презентаций и презентация должна быть выполнена в едином стиле.

Объем одной презентации не должен быть менее 15 слайдов и не превышать 30 слайдов.

Тема презентации должна быть раскрыта в полном объеме. Возможно использование дополнительных материалов и приложений.

Составление коллажей.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

В коллаже, как и во всем современном искусстве, главное внимание уделяется рисунку и фактуре материала. Сопоставление не связанных друг с другом материалов, образов и форм особенно хорошо подходит для передачи разнообразия, напряженности и алогичности современной жизни, иногда доходящей до абсурда.

Требования к составлению коллажей

Тема для коллажа определяется преподавателем. Как правило, это может быть в виде комбинации тематических фотографий и рекламных проспектов после посещения выставок, конференций.

Коллаж должен быть выполнен на бумаге форматом не менее 12 размера (4 стандартных листа 11 формата 210х297).

Обязательно должно быть наименование коллажа по теме.

В правом нижнем углу должны быть указаны: номер группы и исполнитель. Учитывая сложность коллажа может быть несколько


14Методические рекомендации по заполнению таблиц по форме.

Заполнение таблиц по форме – это самостоятельная работа по шаблону в качестве, которого выступает таблица. Шаблон и требования по заполнению таблицы заранее разрабатываются преподавателем.

Задачей студента является выборка из общего материала основных и дополнительных источников необходимых знаний по определенным требованиям (критериям),

Систематизация данных в таблице должна выработать у студента понимание структуры и содержания по материалу темы данной самостоятельной работы.

Таблица должна быть заполнена полностью и аккуратно.





Рекомендации при подготовке к зачетам и экзаменам

Успех на экзамене во многом обусловлен тем, насколько систематически и глубоко работал студент в течение семестра.

Необходимо иметь список вопросов к экзамену, лекции и учебник. Прежде всего, необходимо тщательно спланировать свою работу:

1. Определить объем материала, подлежащего проработке. Необходимо внимательно сверить свои конспекты с вопросами экзамена. Отсутствующие темы законспектировать по учебнику.

2. Второй этап предусматривает системное изучение материала.

3. На третьем этапе — этапе закрепления — полезно чередовать углубленное повторение особенно сложных вопросов с беглым повторением всего материала. Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одно- группниками.

4. Для устного экзамена полезно проговорить вслух все вопросы.

5. Накануне экзамена необходимо посетить консультацию преподавателя. Цель ее — дать ответы на вопросы, возникшие в ходе самостоятельной подготовки. Кроме того, преподаватель будет отвечать на вопросы других студентов, что будет для вас повторением и закреплением знаний. Никакая другая работа не сможет принести столь значительного эффекта накануне экзамена, как консультация.

В ответе на экзамене учитывается:

1. Логика, структура и стиль ответа. Отвечающему нельзя ограничиваться перечислением фактов. Большинство ответов по истории предполагает следующую структуру: причины — ход событий — итоги. Если вы рассказываете о какой-либо реформе, то актуальна схема: вызов времени — идея — механизм реализации — результаты.

2. Умение выделить главное.

3. Знание фактического материала.

4. Способность анализировать, делать выводы.

5. Знание различных оценок отдельных исторических событий, способность обосновать их правильность, либо ошибочность.

6. Использование материалов дополнительной литературы.

7. Наличие собственной точки зрения и умение ее обосновать.



Единые критерии оценки знаний

Министерством образования и науки РФ введены единые критерии оценки знаний студентов на экзаменах, которые должны обеспечить объективный подход к выставлению отметок в соответствии с принятой в высшей школе четырехбалльной шкалой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

«отлично» ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна.

«Хорошо» ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной—двух).

«Удовлетворительно» — за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения.

«Неудовлетворительно» — за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе или в письменной работе.



29


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.