Рабочая программа учебного предмета «Письмо» для детей со сложным дефектом развития (5 класс)

0
0
Материал опубликован 3 March 2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 1 г. Карталы»

 

Филиал МОУ СОШ №1 г. Карталы

«Специальная (коррекционная) школа

Для учащихся с ОВЗ»

2019-2020 учебный год

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №1 г. Карталы»

________________(А.Н. Солдатенко)

 

Рабочая программа учебного предмета

«Письмо»

5 класс

 

 

Карталы

2019-2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5. Содержание учебного предмета

6. Тематическое планирование

7. Календарно-тематическое планирование

8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Письмо» 5 класс разработана на основе

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под редакцией В. В. Воронковой, М., «Просвещение», 2013г.

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2019. №4/15.

Цель обучения: обучение грамоте по пписьму

-Обучение грамоте по письму носит элементарно-практический характер и направлено на решение задач:

- прививать навыки учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой,

- вставать, слушать указания и объяснения учителя, поднимать руку при желании что-то сказать и.т.д;

- правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. 3 –

подготовить к овладению первоначальными навыками письма;

- развивать движения кисти и пальцев рук.

- развивать слуховое и зрительное восприятия;

- формировать графомоторные навыки; -

- формировать первоначальные навыки устного и письменного общения.

 

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей с умеренно умственной отсталостью. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения только элементарных правил правописания. Рабочая программа составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Общий объём учебного времени составляет 1 час в неделю, 34 час в год.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

8

8

10

8

34

 

 

4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

- умение организовывать рабочее место с предстоящим видом деятельности

- умение обратиться за помощью

- умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;

- умение устанавливать простейшие взаимосвязи и зависимости

- умение инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослым

- умение бережно относитьсябережно к школьному имуществу

- умение выполнять задания в соответствии с заданным алгоритмом

Предметные результаты

- умение пользоваться карандашом, ручкой, красками

- умение определять цвета (жёлтый, красный)

- вписать букву «А»,

- умение пользоваться шаблонами, трафаретами.

- умение рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка, букв

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел

Содержание

1.Слово

Практическое взаимодействие со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

2.Письмо

Усвоение строчного начертания букв «А», «У», «О», «И», соединение их в короткие слова

3.Звук и буква

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, О, И. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. При правильном назывании букв, учитель поощряет школьников, но не обязывает их запомнить название буквы

4.Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние двух цветов (красный, желтый). Классификация предметов по цвету.. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, И (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых букв. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо, выкладывание из кубиков, картинок по образцу, составление картинки из частей. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике — цвету, форме или величине

5.Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, у — ветки дерева, овал — слива, полуовал — месяц и др. Печатание букв А, У, О, И(без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

итого

 


 


 


 


 

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы

Кол-во часов

Слово

4

Письмо

8

Звук и буква

12

Развитие зрительных и пространственных восприятий

3

Развитие моторных умений

7

Итого

34



 

7. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть (8 часов)

Наименование разделов и тем

Содержание урока, виды деятельности

Кол-во часов

Даты

1

Диагностика

 

1

 

2

Рисование пальцами. Выявление представления ребёнка о празднике школы 1 сентября.

Игра «Найди картинку»,

Рисование «Праздничный букет» с использованием пальчиковых красок

1

 

3

Специальные упражнения для развития моторики. Правильное положение тела учащегося во время письменной работы

Пальчиковая гимнастика, упражнения с су-джоком, упражнения с пластилином по показу учителя

1

 

4

Раскрашивание по трафарету. Формирование представлений о временах года, о цвете

Раскрашивание листьев в желтый и красный цвет,с использованием трафарета

1

 

5

Рисование на манке/песке

Рисование контура листьев на песке/манке. Аппликация на лесте бумаги с использованием манки

1

 

6

Дорисовывание деталей предмета по контуру

Дорисовывание «Осенний лист»

1

 

7

Обведение с использованием трафарета

Обведение полуовала, овала с помощью трафарета. Рисование овала на манке/ песке

1

 

8

Обведение по контуру

Обведение полуовала, овала по контуру

1

 

 

2 четверть (8 часов)

Наименование разделов и тем

Содержание урока, виды деятельности

Кол-во часов

Даты

9

Буква «О». Выделение буквы «О» в начале слова «Облако», «Овощи», «Обезьяна». Соотнеение картинки и буквы.

Рисование с помощью формы и красок. «Разноцветные круги». Использование наглядного изображение слова и тематической картинки.

1

 

10

Буква «О». Рисование на манке/песке

Изображение буквы «О» на манке, песке. Пальчиковыми красками. Нахождение буквы среди других букв.

1

 

11

Буква «О». Обведение по контуру

Использование контурных рисунков и трафаретов (Обруч, мячик). Самостоятельное изображение буквы на листе.

1

 

12

Буква «О». Работа в прописях . Выделение буквы в середине слова

Работа в прописях. Использование наглядного изображения слова и тематической картинки

1

 

13

Буква «А». Выделение буквы в начале слова. «Аист», «Автобус», «Арбуз». Соотнесение картинки и буквы

Рисование с помощью трафарета «А». Использование наглядного изображения слова и тематической картинки

1

 

14

Буква «А». Рисование на манке/ песке Буква «А».

Обведение по контуру.

Изображение буквы «А» на манке/ песке. Пальчиковые краски. Составление разрезанных картинок Использование конткурных рисунков, трафаретов (Домик, ракета). Самостоятельное изображение буквы на листе.

1

 

15

Буква «А». Работа в прописях. Выделение буквы в середине слова.

Работа в прописях. Использование наглядного изображения слова и тематической картинки.

1

 

16

Написание буквы «А»; «О» в одном ряду

Написание букв в одном ряду. Штриховка, обведение по контуру, использование трафаретов. Составление ряда из двух букв с помощью кубиков и карточек

1

 


 

3 четверть (10 часов)

Наименование разделов и тем

Содержание урока, виды деятельности

Кол-во часов

Даты

17

Буква «У». Выделение буквы в начале слова «Утка», «Улитка», «Ухо». Соотнесение картинки и буквы

Рисование с помощью трафарета «У». Использование наглядного изображения слова и тематической картинки. Игра «Найди такую же». Нахождение буквы «У» путём наложения на образец.

1

 

18

Буква «У» Рисование на манке/песке

Изображение буквы на манке/ песке, пальчиковыми красками. Игра «Найди букву» (в крупе)

1

 

19

Буква «У» Обведение по контуру

Использование конткурных рисунков, трафаретов (Ветки дерева). Самостоятельное изображение буквы на листе.

1

 

20

Буква «У». Работа в прописях. Выделение буквы в середине слова.

Работа в прописях. Использование наглядного изображения слова и тематической картинки.

1

 

21

Буква «И». Выделение буквы в начале слова. Соотнесение картинки и буквы

Рисование с помощью трафарета «И». Использование наглядного изображение слова и тематической картинки.

1

 

22

Буква «И». Рисование на манке/ песке

Изображение буквы на манке/ песке, пальчиковыми красками. Составление буквы из мозайки

1

 

23

Буква. «И». Обведение по контуру

Использование контурных рисунков, трафаретов (Забор). Самостоятельное изображение буквы на листе

1

 

24

Буква «И». Работа в прописях. Выделение буквы в середине слова

Работа в прописях. Использование наглядного изображения слова и тематической картинки.

1

 

25

Написание букв «И» и «У» в одном ряду.

Написание букв в одном ряду. Штриховка, обведение по контуру, использование трафаретов. Составление ряда из двух букв с помощью кубиков и карточек

1

 

26

Обобщающий урок

 

1

 


 

4 четверть (8 часов)

Наименование разделов и тем

Содержание урока, виды деятельности

Кол-во часов

Даты

27

Повторение букв «И», «У», «А», «О»

Выделение букв в словах, соотнесение картинок с изображением букв, написание букв под диктовку

1

 

28

Написание в одном ряду букв в порядке «А», «У»

Соотнесение слова «Ау» с тематической картинкой. Написание слова по трафарету и самостоятельно

1

 

29

Написание в одном ряду букв в порядке «У», «А».

Соотнесение слова «Уа» с тематической картинкой. Написание слова по трафарету и самостоятельно

1

 

30

Написание в одном ряду букв в порядке «У», «А».

 

 

 

31

Написание в одном ряду букв в порядке «И», «А».

Соотнесение слова «ИА» с тематической картинкой. Написание слова по трафарету и самостоятельно

1

 

32

Написание в одном ряду букв в порядке «И», «А».

 

 

 

33

Обобщение пройденного материала.

Написание слов «Ау», «Уа», «Иа» по контуру и самостоятельно

Соотнесение слов с картинками. Работа с прписями и контурными изображениями

1

 

34

Обобщение пройденного материала.

Написание слов «Ау», «Уа», «Иа» по контуру и самостоятельно

Контроль ЗУН по программе 5 класса

1

 



 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под редакцией В. В. Ворнковой, м., «Просвещение»,2013г.

2. Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

3.Крепчук О. И. Пальчиковые игры.-С.-П.2010

4. Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос. 2005 г.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации