12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Галеева111
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский
4

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» для детей с задержкой психического развития 5 класс



Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература»

для детей с задержкой психического развития

5 класс

Пяснительная записка

Данная программа предназначена для преподавания литературы в 5-х классах для детей с ЗПР.

Исходным документом является программа:

Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель).

По сравнению с авторской программой в данную программу внесены следующие изменения: программа автора – составителя Г.С. Меркина рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель). По учебному плану школы выделяется 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель). Дополнительные 35 часов распределяются на темы:

- из мифологии – 2 часа;

- из устного народного творчества – 1 час;

Из литературы XIX века (15 часов):

- А.С. Пушкин – 2 часа;

- М.Ю. Лермонтов – 1 час;

- Н.В. Гоголь – 4 часа;

- И.С. Тургенев – 4 часа;

- Н.А. Некрасов – 1 час;

- Л.Н. Толстой – 3 часа;

Из литературы XX века (10 часов):

- И.А. Бунин – 2 часа;

- Л.А. Андреев – 1 час;

- А.П. Платонов – 1 час;

- П.П. Бажов – 1 час;

- В.П. Астафьев – 3 часа;

- урок внеклассного чтения: Тема детства в произведениях писателей XX века – 1 час;

- родная природа в произведениях писателей XX века – 1 час.

Из зарубежной литературы (7 часов):

- Д. Дефо – 1 час;

- Х.К. Андерсен – 2 часа;

- М.Твен – 2 часа;

- Ж. Рони - Старший – 2 часа.

- резервный час, предусмотренный программой Г.С. Меркина, отведен на повторение изученного в 5 классе.

В 5 классе некоторые темы по теории литературы сложны для изучения детьми с ЗПР. Данные темы будут изучаться и в 6 – 9 классах. Поэтому в 5 классе они будут изучаться ознакомительно. Такие темы в рабочей программе выделены курсивом. Эта особенность планирования преподавания вызвана необходимостью обеспечить реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения и, прежде всего, такого, как принцип доступности.

В рабочей программе предусмотрено проведение уроков:

- уроки развития речи – 6;

- сочинения (классные) – 4;

- изложение с творческим заданием – 1;

- уроки внеклассного чтения – 8.

Используемый УМК:

- Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа);

- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./авт. – сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.


Тематическое планирование


Темы урока

Всего часов

Содержание урока

Чтение наизусть

1

Введение. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Автор, герой, художественная литература.

1

Роль книги в жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебником. Особенности работы с электронным приложением к учебнику.



Из мифологии

4



2

Миф и мифология. ТЛ: миф, легенда, предание. Античная мифология.



Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.


3

Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). ТЛ: мифологический сюжет, мифологический персонаж.


Мифологические персонажи Древней Греции. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Особенности мифологических сюжетов. Что такое мифологический сюжет и мифологический персонаж.


4

Представления древних греков о героях. Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Образы Одиссея и Полифема.

ТЛ: мифологический герой.


Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы героев. Что такое мифологический герой. Отличие мифологического героя от мифологического персонажа.


5

УВЧ Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».


Мифы, пересказанные учёным. Многообразие мифов. Связь мифов и различных видов искусства: картины, рисунки, скульптуры по мотивам мифов.



Из устного народного творчества

7



6

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки, пословицы, поговорки. ТЛ: жанр.


Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера и народной мудрости. Жанры фольклора. Особенности загадок, пословиц, поговорок. Роль загадок, пословиц, поговорок в жизни человека.


7

Сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет сказки. Структура волшебной сказки. Сказочный персонаж.

ТЛ: композиция.


Многообразие сказок. Особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Что такое композиция.


8



Сказочные образы в волшебной сказке. Нравственная проблематика сказки «Царевна – лягушка». ТЛ: антитеза, антонимы в сказке.


Роль изобразительно – выразительных средств в сказке: антитеза, антонимы.


9

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает».

Отличие бытовой сказки от волшебной.

ТЛ: антитеза. Иносказание в сказках.



Особенности бытовых сказок. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Что такое иносказание. Роль изобразительно – выразительных средств в сказке.


10

Сказки народов России: бытовая сказка «Падчерица». Нравственные ценности в сказке. ТЛ: «бродячий сюжет» в сказках.


Сюжет и особенности сказки. Близость сюжетов сказок различных народов. В чём особенности «бродячего сюжета».


11

Р.Р. Сочинение: сочинение волшебной или бытовой сказки.


Написание сочинения.


12

УВЧ Русские народные сказки («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» и др.)


Многообразие сюжетов сказок народов России. Связь сказок и различных видов искусства: (картины, рисунки, мультфильмы, кинофильмы по мотивам сказок).



Из древнерусской литературы

2



13

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («Расселение славян»). Исторические события и их отражение в древнерусской литературе. ТЛ: летопись, древнерусская повесть (воинская повесть).


Первичные представления о древнерусской литературе. Связь древнерусской литературы и истории. Отражение в литературе исторических событий. Что такое летопись, древнерусская повесть. Право на вымысел у древнерусского автора.


14

Из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Жизнь государства и князей и их отражение в древнерусской литературе. ТЛ: сюжет в древнерусской литературе.


Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Что такое сюжет в произведении. Связь древнерусской литературы и изобразительного искусства: миниатюры в древнерусских летописях. Книги рукописные и книги печатные.



Басни народов мира

1



15

Басня. Эзоп: басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен: басня «Лисица и виноград». Сюжет в баснях. Особенности басен Эзопа и Лафонтена. Характер персонажей в баснях. Эзопов язык. ТЛ: аллегория, иносказание.


Краткие сведения о баснописцах. Своеобразие басен. Сравнение басен Эзопа и Лафонтена. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность. Что такое аллегория, олицетворение, синонимы. Роль изобразительно – выразительных средств в баснях.



Русская басня

4



16

Русские баснописцы XVIIIXIX веков. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. «Случились вместе два Астронома в пиру…» Тема и проблематика басни.


Русские басни. Краткие сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. Нравственная проблематика басни М.В. Ломоносова.


17

И.А. Крылов. Детство писателя, отношение к книге. Сюжет и тематика басен «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок». Сатирическое и нравоучительное в баснях. Басенный сюжет, мораль.


Краткие сведения о писателе. Образный мир басен И.А. Крылова. Особенности сюжета. Что такое басенный сюжет, мораль. Сатира и нравоучение в баснях.


18

Басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сюжет и тематика басен. Идейно – художественное своеобразие басен.

ТЛ: аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола в баснях.


Образный мир басен И.А. Крылова. Разнообразие тематики басен. Мораль басен. Особенности басен. Что такое гипербола. Роль изобразительно-выразительных средств.

Чтение

наизусть басни

И.А. Крылова

(по выбору)


19

Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика и проблематика в баснях.


Краткие сведения о писателе. Особенности басен, созданных в XX веке. Сходства и отличия басен, созданных в XVIII и веках.



Из литературы XIX века

36



20

А.С. Пушкин. Детство и детские впечатления поэта. Пушкин и книга. Стихотворение «Няне»: няня Арина Родионовна в стихотворениях поэта.

6

Краткие сведения о детских годах поэта. Пушкин и няня Арина Родионовна. Отношение поэта к няне. Роль Арины Родионовны в жизни поэта.


21

Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». ТЛ: пейзажная лирика, эпитет. Риторическое обращение.


Русская природа в стихотворениях поэта. Особенности стихотворений о природе. Что такое пейзажная лирика, эпитет, риторическое обращение. Роль изобразительно-выразительных средств.


22

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в сказке. ТЛ: портрет героя, образ героя.


Связь сказок А.С. Пушкина и народных сказок. Литературная сказка и её отличия от фольклорной. Что такое портрет героя и образ героя. Строение сказки А.С. Пушкина.


23

Добро и зло в сказке Пушкина, отношение автора к героям.


Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Положительные и отрицательные герои в сказке. Отношение автора к героям сказки.

Чтение наизусть отрывка из сказки А.С. Пушкина

24

Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) ТЛ: фольклорные элементы в поэме.


Сказочные элементы в поэме. Выразительные средства в поэме.


25

УВЧ Читаем стихи и сказки А.С. Пушкина (по выбору учащихся). ТЛ: интонация, ритм, рифма в лирических произведениях.


Чтение учащимися стихотворений А.С. Пушкина. Рассказ о прочитанных сказках. Что такое ритм, рифма, интонация.


26

Поэзия XIX века о родной природе. Стихотворения русских поэтов о природе и Родине: М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна!..» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная картина…» Лирика природы. ТЛ: олицетворение, эпитет в стихотворениях.

1

Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов. Отношение поэтов к родной природе. Что такое олицетворение. Роль изобразительно-выразительных средств.


27

М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. История создания стихотворения «Бородино».

3

Краткие сведения о детских годах поэта. Бабушка поэта. Отражение в литературе исторических событий. Как создавалось стихотворение «Бородино».


28

Бородинская битва и русский солдат в изображении

М.Ю. Лермонтова. ТЛ: звукопись в стихотворении. Повествование,

монолог, диалог в произведении.


Любовь к родине и верность долгу в изображении поэта. Образ русского солдата. Что такое звукопись, повествование, монолог и диалог.


29

Художественное богатство стихотворения «Бородино» (ТЛ: роль эпитетов, сравнений, метафор в стихотворении, риторическое восклицание в произведении).


Отношение автора к изображаемым событиям. Художественное богатство стихотворения. Что такое метафора, риторическое восклицание.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино»

30

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет произведения.

7

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. «Книга всякой всячины» Н.В. Гоголя. Истрия создания книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».


31

Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов. Фантастика в повести.


Какие славянские преданий и легенды отразились в произведении. Реальное и фантастическое в повести. Мифологические и фольклорные мотивы в произведении.


32

Образы главных героев повести «Ночь перед Рождеством». Портрет, речевая характеристика героев. ТЛ: роль художественной детали в изображении героев.


Образы главных и второстепенных героев. Портрет и речь героев. Какова роль художественной детали в изображении героев.


33

Зло и добро в повести «Ночь перед Рождеством». Юмор в произведении.


Отношение автора к героям. Юмористические ситуации в повести.


34

Р.Р. Изложение с творческим заданием по повести «Ночь перед Рождеством» (подготовка к изложению).


Написание изложения с творческим заданием.


35

Р.Р. Изложение с творческим заданием по повести «Ночь перед Рождеством» (написание изложения).




36

УВЧ Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Фантастика в произведении. Отражение славянских легенд и преданий в произведении.


Фольклорные мотивы в произведении. Вымысел и реальность. Юмор в произведении. Образ главного героя. Речь героя.


37

И.С. Тургенев. Детство И.С. Тургенева. Рассказ «Муму»: тема и сюжет произведения. ТЛ: прототип.

7

Детские впечатления писателя. Спасское – Лутовиново в творческой биографии писателя. История создания рассказа «Муму». Что такое прототип.


38

Центральные и второстепенные образы в рассказе «Муму».


Герои рассказа. Образы барыни, Гаврилы, Татьяны. Их роль в жизни главного героя.


39

Образ Герасима в рассказе «Муму».


Портрет героя. Описание каморки Герасима. Герасим и Татьяна. Муму в жизни главного героя. Отношение автора к герою.


40

Женские образы в рассказе.


Образы барыни и Татьяны. Роль портрета. Особенности создания характера.


41

Нравственная проблематика рассказа «Муму». ТЛ: роль эпитетов и сравнений в рассказе.


Какие нравственные проблемы ставит автор в произведении. Роль крепостного права в жизни и судьбе героев. Какова роль эпитетов и сравнений в рассказе.


42

Современники о рассказе «Муму».


Высказывания современников Н.В. Гоголя о рассказе.


43

Стихотворения в прозе: «Два богача», «Воробей». Особенности жанра. И.С. Тургенев о русском языке: стихотворение в прозе «Русский язык».


Что такое стихотворение в прозе, каковы его особенности. Тематика и социально-нравственная проблематика стихотворений в прозе.

Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык»

44

Н.А. Некрасов. Детство поэта. Стихотворение «Крестьянские дети»: основная тема и идея стихотворения. Отношение автора к детям.

ТЛ: риторическое обращение и риторическое восклицание в стихотворении. Композиция.

3

Детские впечатления поэта. Стихотворения, посвящённые крестьянским детям. Как автор относится к детям. Какова роль риторического восклицания и риторического обращения в стихотворении. Композиция стихотворения «Крестьянские дети».

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Крестьянские дети»

45

Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка». ТЛ: роль эпитетов и сравнений в стихотворении. Рифма, ритм, строфа.


Образ русской женщины в стихотворении. Фольклорные элементы в стихотворении. Отношение автора к судьбе русской женщины.


46

УВЧ Стихотворения Н.А. Некрасова и поэтов XIX века о природе (Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника», И.С. Никитин «Утро», «Пахарь»,

Я.П. Полонский «Утро»,

А.Н. Майков «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...»,

Ф.И. Тютчев «Утро в горах»).


Картины родной природы в стихотворениях Н.А Некрасова и русских поэтов. Отношение поэтов к родной природе. Особенности стихотворений.

Чтение наизусть стихотворения о русской природе (по выбору)

47

Л.Н. Толстой. Детские годы писателя. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Рассказ «Кавказский пленник»: творческая история произведения.

7

Краткие сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной поляне. Яснополянская школа. История создания рассказа «Кавказский пленник».


48

Сюжет рассказа. ТЛ: фабула, фабульные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка, эпилог).


Своеобразие сюжета рассказа. Что такое фабула и каковы её элементы.


49

Тема и основная проблематика рассказа. ТЛ: конфликт в произведении.


Какова тема рассказа. Основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода и неволя в рассказе. Особенности конфликта в произведении.


50

Герои произведения Жилин и Костылин. Портреты героев. ТЛ: приём контраста в рассказе.


Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Портрет и речь персонажей. Контраст в рассказе.


51

Второстепенные герои рассказа. Портрет героев.


Образ Дины. Любовь как нравственная основа в человеке. Портрет и речь пресонажей.


52

Отношение писателя к событиям и героям рассказа «Кавказский пленник».


Как автор относится к изображаемым событиям и героям. Вымысел и реальность в рассказе.


53

Р.Р. Сочинение – ответ на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?


Написание сочинения.


54

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил»: тема произведения. Юмор, юмористическая ситуация.

2

Как проходило детство и юность писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Какова тема рассказа «Пересолил». Приёмы создания характеров и ситуаций. Что такое юмор, юмористическая ситуация.


55

А.П. Чехов «Злоумышленник». Отношение писателя к героям.

ТЛ: ирония. Роль детали в создании художественного образа, антитезы и метафоры. Диалог героев.


Тема рассказа «Злоумышленник». Как автор относится к своим героям. Жанровое своеобразие рассказов А.П. Чехова. Что такое ирония. Роль изобразительно-выразительных средств.



Из литературы XX века

32



56

Из литературы XX века. И. А. Бунин. Детство И.А. Бунина. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» Тема природы в произведении. Художественное богатство стихотворения (ТЛ: роль метафоры и эпитетов).

4

Детские годы писателя. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности писателя. Роль книги в жизни И.А. Бунина. Особенности изображения природы в стихотворениях И.А. Бунина. Второй смысловой план стихотворения.

Чтение наизусть стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…»

57

Рассказ И. А. Бунина «В деревне»: человек и природа в произведении. Образ главного героя. ТЛ: автобиографическое произведение.


Образ героя в произведении. Выразительные средства создания образа. Слияние человека с природой. Что такое автобиографическое произведение.


58

Образ главного героя и роль выразительных средств в рассказе «Подснежник».


Человек и природа в произведении. Нравственно-эмоциональное состояние героя. Выразительные средства создания образа.


59

Особенности произведений И.А. Бунина. (ТЛ: образ-пейзаж и образы животных в произведениях).


Что такое образ-пейзаж. Особенности изображения русской природы и животных в произведениях писателя.


60

Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика произведения.

ТЛ: прототип главного героя.

3

Краткие сведения о писателе. Тема рассказа «Петька на даче». Проблемы, поднятые в произведении. История создания рассказа.


61

Образ главного героя. ТЛ: эпизод. Роль контраста и детали в создании образа.


Тяжёлое детство главного героя. Что такое сострадание, чуткость. Роль эпизода в создании образа героя. Какую роль играют контраст и деталь в создании образа героя.


62

Природа в жизни главного героя. Финала рассказа. ТЛ: кольцевая композиция произведения.


В чём особенности описания природы в рассказе. Значение финала. В чём особенности кольцевой композиции.


63

А.И. Куприн. Детство писателя. Рассказ «Золотой Петух». Тема рассказа.

2

Краткие сведения о писателе. Отношение писателя к языку. Какова тема рассказа.


64

Особенности создания образа в рассказе. Портрет героя. Финал рассказа. ТЛ: деталь, сравнения, эпитеты в рассказе.


В мире художественного слова А.И. Куприна. Особенности финала рассказа. Роль детали, сравнения, эпитетов в рассказе.


65

А.А. Блок. Детство поэта. Книга в жизни юного А.Блока. Стихотворение «Летний вечер». Красота природы в изображении поэта. Пейзаж.

2

Детские впечатления поэта. Роль книг в его жизни. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Особенности стихотворений о природе: умение поэта почувствовать красоту природы, сопереживать ей.

Чтение наизусть стихотворения «Летний вечер»

66

Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…» ТЛ: антитеза и цветопись в творчестве А.А. Блока.


Образная система стихотворения. Что такое цветопись. Роль антитезы и цветописи в стихотворении.


67

С.А.Есенин. Детские годы С.А. Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

2

Краткие сведения о детстве поэта. В есенинском Константинове. Человек и природа в стихотворениях поэта.


68

Малая и большая родина в стихотворениях С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». ТЛ: роль изобразительно-выразительных средств в поэзии С.А. Есенина.


Картины родной природы в произведениях поэта. Отношение С.А. Есенина к русской природе. Особенности стихотворений.

Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору)

69


А.П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка в рассказе.

3

Краткие биографические сведения о писателе. Особенности изображения образа ребёнка в рассказе. Злое и доброе начало в окружающем мире. Своеобразие языка.


70

Рассказ «Цветок на земле». Образ главного героя в рассказе. Мир глазами ребёнка.


Образ ребёнка в рассказе. Своеобразие языка.


71

Темы и идеи рассказов писателя. Фантастика в произведениях. Своеобразие языка рассказов А.П. Платонова.


Особенности рассказов А.П. Платонова. Реальность и фантастика в рассказах.


72

П.П. Бажов. Жизнь и творчество писателя. Сказ «Каменный цветок». Сказ, его особенности. Отличие сказа от сказки.

3

Краткие сведения о писателе. Что такое сказ, его особенности и отличие от сказки.


73

Человек труда в сказе П.П. Бажова. Образы главных героев.


Труд и мастерство, вдохновение. Портрет главного героя. Образы Кати и Прокопьича.


74

Художественное своеобразие сказа «Каменный цветок».

ТЛ: побывальщина.


Особенности жанра. Своеобразие языка сказа. Что такое побывальщина.


75

Н.Н. Носов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Три охотника». Тема рассказа.

2

Краткие сведения о писателе. Тема рассказа, система образов.


76

Образы героев в произведении Н.Н. Носова.


Реальность и вымысел в рассказе. Юмор в произведении. Своеобразие языка произведения.


77

В.П. Астафьев. Детство писателя. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и сюжет рассказа.

5

Краткие сведения о писателе. Какова тема и сюжет рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа.


78

Образ главного героя в рассказе «Васюткино озеро».


Изображение главного героя в рассказе. Поведение мальчика в тайге. Состояние главного героя. Отношение автора к герою.


79

Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева. Идея рассказа.


Нравственные проблемы в рассказе. Умение чувствовать природу и не теряться в трудных жизненных обстоятельствах – главная идея рассказа.


80

Художественные особенности рассказа «Васюткино озеро».

ТЛ: композиция рассказа.


Художественные средства в рассказе. Какова композиция рассказа. Особенности языка.


81

Р.Р. Сочинение – отзыв по рассказу «Васюткино озеро».


Написание сочинения по произведению.


82

Е.И.Носов. Жизнь и творчество писателя. Мир глазами ребёнка в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

2

Краткие сведения о писателе. Образ главного героя в рассказе, его отношение к животным. Изображение природы в рассказе.


83

Юмористическое и лирическое в рассказе. ТЛ: роль просторечий, синонимов в рассказе. Изобразительно-выразительные средства.


Добро и доброта в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Юмор в рассказе. Что такое просторечие, его роль. Роль изобразительно-выразительных средств.


84

УВЧ Тема детства в произведениях поэтов и писателей XX века (произведения К.М, Симонова, Е.И. Носова, А.Г. Алексина, В.К. Железникова).

1

Изображение детей в стихотворениях и рассказах поэтов и писателей XX века. Особенности изображения детей. Проблематика произведений.


85

Родная природа в произведениях писателей XX века. Стихотворения В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатова «Песня соловья». ТЛ: роль метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений в стихотворениях.

3

Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов XX века. Отношение поэтов к родной природе. Роль изобразительно-выразительных средств

Чтение наизусть стихотворения о русской природе (по выбору).

86

Лирическая проза: В.И. Белов «Весенняя ночь», В.Г. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). Роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. ТЛ: повесть.


Что такое лирическая проза. Особенности изображения природы в произведениях. Человек и природа в произведениях. Что такое повесть.


87

Р.Р. Сочинение – рассказ (на самостоятельно выбранную тему).


Написание сочинения.



Из зарубежной литературы

17



88

Д.Дефо. Личность писателя. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (отрывок).

ТЛ: приключенческий роман.

3

Краткие сведения о писателе. Что такое приключенческий роман.


89

Сюжет произведения, образ Робинзона Крузо. Характер главного героя.


Каковы сюжетные линии произведения. Характеристика главного героя (лучшие качества героя - смекалка, находчивость).


90

Особенности произведения. «Приключения Робинзона Крузо…» - роман воспитания, роман – путешествие (ТЛ).


Что такое роман – путешествие, роман – воспитание. Характеристика жанра.


91

Х.К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Авторская сказка.

3

Краткие сведения о писателе. Многообразие сказок писателя. Отличие авторской сказки от народной.


92

Внешняя и внутренняя красота в сказке, добро и благодарность. Приём контраста.


Особенности сказки «Соловей». Тема и идея сказки. Роль контраста в произведении.


93

УВЧ Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».


Внешняя и внутренняя красота в сказке. Реальное и фантастическое в произведении.


94

М.Твен. Детские годы писателя. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы в произведении. Сюжет и композиция произведения.

4

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве.


95

Мир детства и мир взрослых в произведении «Приключения Тома Сойера».


Изображение взрослых и детей в произведении. Добро и зло в изображении писателя.


96

Образы главных героев произведения. Юмор в произведении.


Главные герои произведения. Портрет героев. Юмористические ситуации. Отношение автора к героям.


97

УВЧ «Приключения Тома Сойера» (отрывки из произведения). Приключенческая литература.


Смысл названия произведения. Нравственные проблемы, поднятые автором в произведении.


98

Ж. Рони – Старший. Писатель и его произведения. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Приключенческая, историческая литература.

3

Краткие сведения о писателе. В чём особенности исторической литературы. Отличие исторической и приключенческой литературы.


99

Гуманистическое изображение древнего человека.


Человек и природа в произведении. Нравственные проблемы в произведении.


100

Эмоциональный мир доисторического человека.

ТЛ: роль детали и художественных средств в изображении героев.


Художественные средства в произведении. Язык произведения.


101

ДЖ. Лондон. Жизнь и творчество Дж. Лондона. Рассказ «Сказание о Кише»: раннее взросление героя произведения.

2

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. Детство главного героя произведения, его раннее взросление.


102

Добро и зло, уважение взрослых в рассказе «Сказание о Кише».


История жизни героя, секрет его успеха. Характер главного героя.


103

А. Линдгрен. Жизнь и творчество писательницы. Мир детей и мир взрослых в произведении «Приключения Эмиля из Лённеберги».

2

Краткие сведения о писательнице. Изображение детей и взрослых в произведении. Образ главного героя в произведении.


104

Юмор в произведении А. Линдгрен.


Юмористические ситуации в произведении. Отношение автора к герою произведения.


105

Повторение изученного в 5 классе.

1

Викторина по произведениям, изученным в 5 классе.




Список использованной литературы:


1. Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.