Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» для детей с задержкой психического развития 5 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература»
для детей с задержкой психического развития
5 класс
Пяснительная записка
Данная программа предназначена для преподавания литературы в 5-х классах для детей с ЗПР.
Исходным документом является программа:
Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель).
По сравнению с авторской программой в данную программу внесены следующие изменения: программа автора – составителя Г.С. Меркина рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель). По учебному плану школы выделяется 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель). Дополнительные 35 часов распределяются на темы:
- из мифологии – 2 часа;
- из устного народного творчества – 1 час;
Из литературы XIX века (15 часов):
- А.С. Пушкин – 2 часа;
- М.Ю. Лермонтов – 1 час;
- Н.В. Гоголь – 4 часа;
- И.С. Тургенев – 4 часа;
- Н.А. Некрасов – 1 час;
- Л.Н. Толстой – 3 часа;
Из литературы XX века (10 часов):
- И.А. Бунин – 2 часа;
- Л.А. Андреев – 1 час;
- А.П. Платонов – 1 час;
- П.П. Бажов – 1 час;
- В.П. Астафьев – 3 часа;
- урок внеклассного чтения: Тема детства в произведениях писателей XX века – 1 час;
- родная природа в произведениях писателей XX века – 1 час.
Из зарубежной литературы (7 часов):
- Д. Дефо – 1 час;
- Х.К. Андерсен – 2 часа;
- М.Твен – 2 часа;
- Ж. Рони - Старший – 2 часа.
- резервный час, предусмотренный программой Г.С. Меркина, отведен на повторение изученного в 5 классе.
В 5 классе некоторые темы по теории литературы сложны для изучения детьми с ЗПР. Данные темы будут изучаться и в 6 – 9 классах. Поэтому в 5 классе они будут изучаться ознакомительно. Такие темы в рабочей программе выделены курсивом. Эта особенность планирования преподавания вызвана необходимостью обеспечить реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения и, прежде всего, такого, как принцип доступности.
В рабочей программе предусмотрено проведение уроков:
- уроки развития речи – 6;
- сочинения (классные) – 4;
- изложение с творческим заданием – 1;
- уроки внеклассного чтения – 8.
Используемый УМК:
- Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа);
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./авт. – сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020.
Тематическое планирование
№ | Темы урока | Всего часов | Содержание урока | Чтение наизусть |
1 | Введение. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Автор, герой, художественная литература. | 1 | Роль книги в жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебником. Особенности работы с электронным приложением к учебнику. | |
| Из мифологии | 4 | | |
2 | Миф и мифология. ТЛ: миф, легенда, предание. Античная мифология. | | Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. | |
3 | Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). ТЛ: мифологический сюжет, мифологический персонаж. | | Мифологические персонажи Древней Греции. Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Особенности мифологических сюжетов. Что такое мифологический сюжет и мифологический персонаж. | |
4 | Представления древних греков о героях. Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Образы Одиссея и Полифема. ТЛ: мифологический герой. | | Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы героев. Что такое мифологический герой. Отличие мифологического героя от мифологического персонажа. | |
5 | УВЧ Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». | | Мифы, пересказанные учёным. Многообразие мифов. Связь мифов и различных видов искусства: картины, рисунки, скульптуры по мотивам мифов. | |
| Из устного народного творчества | 7 | | |
6 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки, пословицы, поговорки. ТЛ: жанр. | | Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера и народной мудрости. Жанры фольклора. Особенности загадок, пословиц, поговорок. Роль загадок, пословиц, поговорок в жизни человека. | |
7 | Сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет сказки. Структура волшебной сказки. Сказочный персонаж. ТЛ: композиция. | | Многообразие сказок. Особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Что такое композиция. | |
8 | Сказочные образы в волшебной сказке. Нравственная проблематика сказки «Царевна – лягушка». ТЛ: антитеза, антонимы в сказке. | | Роль изобразительно – выразительных средств в сказке: антитеза, антонимы. | |
9 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. ТЛ: антитеза. Иносказание в сказках. | | Особенности бытовых сказок. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Что такое иносказание. Роль изобразительно – выразительных средств в сказке. | |
10 | Сказки народов России: бытовая сказка «Падчерица». Нравственные ценности в сказке. ТЛ: «бродячий сюжет» в сказках. | | Сюжет и особенности сказки. Близость сюжетов сказок различных народов. В чём особенности «бродячего сюжета». | |
11 | Р.Р. Сочинение: сочинение волшебной или бытовой сказки. | | Написание сочинения. | |
12 | УВЧ Русские народные сказки («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» и др.) | | Многообразие сюжетов сказок народов России. Связь сказок и различных видов искусства: (картины, рисунки, мультфильмы, кинофильмы по мотивам сказок). | |
| Из древнерусской литературы | 2 | | |
13 | Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («Расселение славян»). Исторические события и их отражение в древнерусской литературе. ТЛ: летопись, древнерусская повесть (воинская повесть). | | Первичные представления о древнерусской литературе. Связь древнерусской литературы и истории. Отражение в литературе исторических событий. Что такое летопись, древнерусская повесть. Право на вымысел у древнерусского автора. | |
14 | Из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Жизнь государства и князей и их отражение в древнерусской литературе. ТЛ: сюжет в древнерусской литературе. | | Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Что такое сюжет в произведении. Связь древнерусской литературы и изобразительного искусства: миниатюры в древнерусских летописях. Книги рукописные и книги печатные. | |
| Басни народов мира | 1 | | |
15 | Басня. Эзоп: басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен: басня «Лисица и виноград». Сюжет в баснях. Особенности басен Эзопа и Лафонтена. Характер персонажей в баснях. Эзопов язык. ТЛ: аллегория, иносказание. | | Краткие сведения о баснописцах. Своеобразие басен. Сравнение басен Эзопа и Лафонтена. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность. Что такое аллегория, олицетворение, синонимы. Роль изобразительно – выразительных средств в баснях. | |
| Русская басня | 4 | | |
16 | Русские баснописцы XVIII – XIX веков. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. «Случились вместе два Астронома в пиру…» Тема и проблематика басни. | | Русские басни. Краткие сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова. Нравственная проблематика басни М.В. Ломоносова. | |
17 | И.А. Крылов. Детство писателя, отношение к книге. Сюжет и тематика басен «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок». Сатирическое и нравоучительное в баснях. Басенный сюжет, мораль. | | Краткие сведения о писателе. Образный мир басен И.А. Крылова. Особенности сюжета. Что такое басенный сюжет, мораль. Сатира и нравоучение в баснях. | |
18 | Басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сюжет и тематика басен. Идейно – художественное своеобразие басен. ТЛ: аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола в баснях. | | Образный мир басен И.А. Крылова. Разнообразие тематики басен. Мораль басен. Особенности басен. Что такое гипербола. Роль изобразительно-выразительных средств. | Чтение наизусть басни И.А. Крылова (по выбору) |
19 | Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика и проблематика в баснях. | | Краткие сведения о писателе. Особенности басен, созданных в XX веке. Сходства и отличия басен, созданных в XVIII и веках. | |
| Из литературы XIX века | 36 | | |
20 | А.С. Пушкин. Детство и детские впечатления поэта. Пушкин и книга. Стихотворение «Няне»: няня Арина Родионовна в стихотворениях поэта. | 6 | Краткие сведения о детских годах поэта. Пушкин и няня Арина Родионовна. Отношение поэта к няне. Роль Арины Родионовны в жизни поэта. | |
21 | Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее утро». ТЛ: пейзажная лирика, эпитет. Риторическое обращение. | | Русская природа в стихотворениях поэта. Особенности стихотворений о природе. Что такое пейзажная лирика, эпитет, риторическое обращение. Роль изобразительно-выразительных средств. | |
22 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои и персонажи в сказке. ТЛ: портрет героя, образ героя. | | Связь сказок А.С. Пушкина и народных сказок. Литературная сказка и её отличия от фольклорной. Что такое портрет героя и образ героя. Строение сказки А.С. Пушкина. | |
23 | Добро и зло в сказке Пушкина, отношение автора к героям. | | Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Положительные и отрицательные герои в сказке. Отношение автора к героям сказки. | Чтение наизусть отрывка из сказки А.С. Пушкина |
24 | Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) ТЛ: фольклорные элементы в поэме. | | Сказочные элементы в поэме. Выразительные средства в поэме. | |
25 | УВЧ Читаем стихи и сказки А.С. Пушкина (по выбору учащихся). ТЛ: интонация, ритм, рифма в лирических произведениях. | | Чтение учащимися стихотворений А.С. Пушкина. Рассказ о прочитанных сказках. Что такое ритм, рифма, интонация. | |
26 | Поэзия XIX века о родной природе. Стихотворения русских поэтов о природе и Родине: М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна!..» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная картина…» Лирика природы. ТЛ: олицетворение, эпитет в стихотворениях. | 1 | Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов. Отношение поэтов к родной природе. Что такое олицетворение. Роль изобразительно-выразительных средств. | |
27 | М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. История создания стихотворения «Бородино». | 3 | Краткие сведения о детских годах поэта. Бабушка поэта. Отражение в литературе исторических событий. Как создавалось стихотворение «Бородино». | |
28 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. ТЛ: звукопись в стихотворении. Повествование, монолог, диалог в произведении. | | Любовь к родине и верность долгу в изображении поэта. Образ русского солдата. Что такое звукопись, повествование, монолог и диалог. | |
29 | Художественное богатство стихотворения «Бородино» (ТЛ: роль эпитетов, сравнений, метафор в стихотворении, риторическое восклицание в произведении). | | Отношение автора к изображаемым событиям. Художественное богатство стихотворения. Что такое метафора, риторическое восклицание. | Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино» |
30 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет произведения. | 7 | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. «Книга всякой всячины» Н.В. Гоголя. Истрия создания книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |
31 | Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов. Фантастика в повести. | | Какие славянские преданий и легенды отразились в произведении. Реальное и фантастическое в повести. Мифологические и фольклорные мотивы в произведении. | |
32 | Образы главных героев повести «Ночь перед Рождеством». Портрет, речевая характеристика героев. ТЛ: роль художественной детали в изображении героев. | | Образы главных и второстепенных героев. Портрет и речь героев. Какова роль художественной детали в изображении героев. | |
33 | Зло и добро в повести «Ночь перед Рождеством». Юмор в произведении. | | Отношение автора к героям. Юмористические ситуации в повести. | |
34 | Р.Р. Изложение с творческим заданием по повести «Ночь перед Рождеством» (подготовка к изложению). | | Написание изложения с творческим заданием. | |
35 | Р.Р. Изложение с творческим заданием по повести «Ночь перед Рождеством» (написание изложения). | | | |
36 | УВЧ Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Фантастика в произведении. Отражение славянских легенд и преданий в произведении. | | Фольклорные мотивы в произведении. Вымысел и реальность. Юмор в произведении. Образ главного героя. Речь героя. | |
37 | И.С. Тургенев. Детство И.С. Тургенева. Рассказ «Муму»: тема и сюжет произведения. ТЛ: прототип. | 7 | Детские впечатления писателя. Спасское – Лутовиново в творческой биографии писателя. История создания рассказа «Муму». Что такое прототип. | |
38 | Центральные и второстепенные образы в рассказе «Муму». | | Герои рассказа. Образы барыни, Гаврилы, Татьяны. Их роль в жизни главного героя. | |
39 | Образ Герасима в рассказе «Муму». | | Портрет героя. Описание каморки Герасима. Герасим и Татьяна. Муму в жизни главного героя. Отношение автора к герою. | |
40 | Женские образы в рассказе. | | Образы барыни и Татьяны. Роль портрета. Особенности создания характера. | |
41 | Нравственная проблематика рассказа «Муму». ТЛ: роль эпитетов и сравнений в рассказе. | | Какие нравственные проблемы ставит автор в произведении. Роль крепостного права в жизни и судьбе героев. Какова роль эпитетов и сравнений в рассказе. | |
42 | Современники о рассказе «Муму». | | Высказывания современников Н.В. Гоголя о рассказе. | |
43 | Стихотворения в прозе: «Два богача», «Воробей». Особенности жанра. И.С. Тургенев о русском языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | | Что такое стихотворение в прозе, каковы его особенности. Тематика и социально-нравственная проблематика стихотворений в прозе. | Чтение наизусть стихотворения в прозе «Русский язык» |
44 | Н.А. Некрасов. Детство поэта. Стихотворение «Крестьянские дети»: основная тема и идея стихотворения. Отношение автора к детям. ТЛ: риторическое обращение и риторическое восклицание в стихотворении. Композиция. | 3 | Детские впечатления поэта. Стихотворения, посвящённые крестьянским детям. Как автор относится к детям. Какова роль риторического восклицания и риторического обращения в стихотворении. Композиция стихотворения «Крестьянские дети». | Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» |
45 | Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка». ТЛ: роль эпитетов и сравнений в стихотворении. Рифма, ритм, строфа. | | Образ русской женщины в стихотворении. Фольклорные элементы в стихотворении. Отношение автора к судьбе русской женщины. | |
46 | УВЧ Стихотворения Н.А. Некрасова и поэтов XIX века о природе (Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника», И.С. Никитин «Утро», «Пахарь», Я.П. Полонский «Утро», А.Н. Майков «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...», Ф.И. Тютчев «Утро в горах»). | | Картины родной природы в стихотворениях Н.А Некрасова и русских поэтов. Отношение поэтов к родной природе. Особенности стихотворений. | Чтение наизусть стихотворения о русской природе (по выбору) |
47 | Л.Н. Толстой. Детские годы писателя. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Рассказ «Кавказский пленник»: творческая история произведения. | 7 | Краткие сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной поляне. Яснополянская школа. История создания рассказа «Кавказский пленник». | |
48 | Сюжет рассказа. ТЛ: фабула, фабульные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка, эпилог). | | Своеобразие сюжета рассказа. Что такое фабула и каковы её элементы. | |
49 | Тема и основная проблематика рассказа. ТЛ: конфликт в произведении. | | Какова тема рассказа. Основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода и неволя в рассказе. Особенности конфликта в произведении. | |
50 | Герои произведения Жилин и Костылин. Портреты героев. ТЛ: приём контраста в рассказе. | | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Портрет и речь персонажей. Контраст в рассказе. | |
51 | Второстепенные герои рассказа. Портрет героев. | | Образ Дины. Любовь как нравственная основа в человеке. Портрет и речь пресонажей. | |
52 | Отношение писателя к событиям и героям рассказа «Кавказский пленник». | | Как автор относится к изображаемым событиям и героям. Вымысел и реальность в рассказе. | |
53 | Р.Р. Сочинение – ответ на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | | Написание сочинения. | |
54 | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Пересолил»: тема произведения. Юмор, юмористическая ситуация. | 2 | Как проходило детство и юность писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Какова тема рассказа «Пересолил». Приёмы создания характеров и ситуаций. Что такое юмор, юмористическая ситуация. | |
55 | А.П. Чехов «Злоумышленник». Отношение писателя к героям. ТЛ: ирония. Роль детали в создании художественного образа, антитезы и метафоры. Диалог героев. | | Тема рассказа «Злоумышленник». Как автор относится к своим героям. Жанровое своеобразие рассказов А.П. Чехова. Что такое ирония. Роль изобразительно-выразительных средств. | |
| Из литературы XX века | 32 | | |
56 | Из литературы XX века. И. А. Бунин. Детство И.А. Бунина. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» Тема природы в произведении. Художественное богатство стихотворения (ТЛ: роль метафоры и эпитетов). | 4 | Детские годы писателя. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности писателя. Роль книги в жизни И.А. Бунина. Особенности изображения природы в стихотворениях И.А. Бунина. Второй смысловой план стихотворения. | Чтение наизусть стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…» |
57 | Рассказ И. А. Бунина «В деревне»: человек и природа в произведении. Образ главного героя. ТЛ: автобиографическое произведение. | | Образ героя в произведении. Выразительные средства создания образа. Слияние человека с природой. Что такое автобиографическое произведение. | |
58 | Образ главного героя и роль выразительных средств в рассказе «Подснежник». | | Человек и природа в произведении. Нравственно-эмоциональное состояние героя. Выразительные средства создания образа. | |
59 | Особенности произведений И.А. Бунина. (ТЛ: образ-пейзаж и образы животных в произведениях). | | Что такое образ-пейзаж. Особенности изображения русской природы и животных в произведениях писателя. | |
60 | Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика произведения. ТЛ: прототип главного героя. | 3 | Краткие сведения о писателе. Тема рассказа «Петька на даче». Проблемы, поднятые в произведении. История создания рассказа. | |
61 | Образ главного героя. ТЛ: эпизод. Роль контраста и детали в создании образа. | | Тяжёлое детство главного героя. Что такое сострадание, чуткость. Роль эпизода в создании образа героя. Какую роль играют контраст и деталь в создании образа героя. | |
62 | Природа в жизни главного героя. Финала рассказа. ТЛ: кольцевая композиция произведения. | | В чём особенности описания природы в рассказе. Значение финала. В чём особенности кольцевой композиции. | |
63 | А.И. Куприн. Детство писателя. Рассказ «Золотой Петух». Тема рассказа. | 2 | Краткие сведения о писателе. Отношение писателя к языку. Какова тема рассказа. | |
64 | Особенности создания образа в рассказе. Портрет героя. Финал рассказа. ТЛ: деталь, сравнения, эпитеты в рассказе. | | В мире художественного слова А.И. Куприна. Особенности финала рассказа. Роль детали, сравнения, эпитетов в рассказе. | |
65 | А.А. Блок. Детство поэта. Книга в жизни юного А.Блока. Стихотворение «Летний вечер». Красота природы в изображении поэта. Пейзаж. | 2 | Детские впечатления поэта. Роль книг в его жизни. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Особенности стихотворений о природе: умение поэта почувствовать красоту природы, сопереживать ей. | Чтение наизусть стихотворения «Летний вечер» |
66 | Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…» ТЛ: антитеза и цветопись в творчестве А.А. Блока. | | Образная система стихотворения. Что такое цветопись. Роль антитезы и цветописи в стихотворении. | |
67 | С.А.Есенин. Детские годы С.А. Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…». | 2 | Краткие сведения о детстве поэта. В есенинском Константинове. Человек и природа в стихотворениях поэта. | |
68 | Малая и большая родина в стихотворениях С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». ТЛ: роль изобразительно-выразительных средств в поэзии С.А. Есенина. | | Картины родной природы в произведениях поэта. Отношение С.А. Есенина к русской природе. Особенности стихотворений. | Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору) |
69 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка в рассказе. | 3 | Краткие биографические сведения о писателе. Особенности изображения образа ребёнка в рассказе. Злое и доброе начало в окружающем мире. Своеобразие языка. | |
70 | Рассказ «Цветок на земле». Образ главного героя в рассказе. Мир глазами ребёнка. | | Образ ребёнка в рассказе. Своеобразие языка. | |
71 | Темы и идеи рассказов писателя. Фантастика в произведениях. Своеобразие языка рассказов А.П. Платонова. | | Особенности рассказов А.П. Платонова. Реальность и фантастика в рассказах. | |
72 | П.П. Бажов. Жизнь и творчество писателя. Сказ «Каменный цветок». Сказ, его особенности. Отличие сказа от сказки. | 3 | Краткие сведения о писателе. Что такое сказ, его особенности и отличие от сказки. | |
73 | Человек труда в сказе П.П. Бажова. Образы главных героев. | | Труд и мастерство, вдохновение. Портрет главного героя. Образы Кати и Прокопьича. | |
74 | Художественное своеобразие сказа «Каменный цветок». ТЛ: побывальщина. | | Особенности жанра. Своеобразие языка сказа. Что такое побывальщина. | |
75 | Н.Н. Носов. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Три охотника». Тема рассказа. | 2 | Краткие сведения о писателе. Тема рассказа, система образов. | |
76 | Образы героев в произведении Н.Н. Носова. | | Реальность и вымысел в рассказе. Юмор в произведении. Своеобразие языка произведения. | |
77 | В.П. Астафьев. Детство писателя. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и сюжет рассказа. | 5 | Краткие сведения о писателе. Какова тема и сюжет рассказа «Васюткино озеро». История создания рассказа. | |
78 | Образ главного героя в рассказе «Васюткино озеро». | | Изображение главного героя в рассказе. Поведение мальчика в тайге. Состояние главного героя. Отношение автора к герою. | |
79 | Нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева. Идея рассказа. | | Нравственные проблемы в рассказе. Умение чувствовать природу и не теряться в трудных жизненных обстоятельствах – главная идея рассказа. | |
80 | Художественные особенности рассказа «Васюткино озеро». ТЛ: композиция рассказа. | | Художественные средства в рассказе. Какова композиция рассказа. Особенности языка. | |
81 | Р.Р. Сочинение – отзыв по рассказу «Васюткино озеро». | | Написание сочинения по произведению. | |
82 | Е.И.Носов. Жизнь и творчество писателя. Мир глазами ребёнка в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 2 | Краткие сведения о писателе. Образ главного героя в рассказе, его отношение к животным. Изображение природы в рассказе. | |
83 | Юмористическое и лирическое в рассказе. ТЛ: роль просторечий, синонимов в рассказе. Изобразительно-выразительные средства. | | Добро и доброта в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Юмор в рассказе. Что такое просторечие, его роль. Роль изобразительно-выразительных средств. | |
84 | УВЧ Тема детства в произведениях поэтов и писателей XX века (произведения К.М, Симонова, Е.И. Носова, А.Г. Алексина, В.К. Железникова). | 1 | Изображение детей в стихотворениях и рассказах поэтов и писателей XX века. Особенности изображения детей. Проблематика произведений. | |
85 | Родная природа в произведениях писателей XX века. Стихотворения В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатова «Песня соловья». ТЛ: роль метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений в стихотворениях. | 3 | Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов XX века. Отношение поэтов к родной природе. Роль изобразительно-выразительных средств | Чтение наизусть стихотворения о русской природе (по выбору). |
86 | Лирическая проза: В.И. Белов «Весенняя ночь», В.Г. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). Роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. ТЛ: повесть. | | Что такое лирическая проза. Особенности изображения природы в произведениях. Человек и природа в произведениях. Что такое повесть. | |
87 | Р.Р. Сочинение – рассказ (на самостоятельно выбранную тему). | | Написание сочинения. | |
| Из зарубежной литературы | 17 | | |
88 | Д.Дефо. Личность писателя. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (отрывок). ТЛ: приключенческий роман. | 3 | Краткие сведения о писателе. Что такое приключенческий роман. | |
89 | Сюжет произведения, образ Робинзона Крузо. Характер главного героя. | | Каковы сюжетные линии произведения. Характеристика главного героя (лучшие качества героя - смекалка, находчивость). | |
90 | Особенности произведения. «Приключения Робинзона Крузо…» - роман воспитания, роман – путешествие (ТЛ). | | Что такое роман – путешествие, роман – воспитание. Характеристика жанра. | |
91 | Х.К. Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Авторская сказка. | 3 | Краткие сведения о писателе. Многообразие сказок писателя. Отличие авторской сказки от народной. | |
92 | Внешняя и внутренняя красота в сказке, добро и благодарность. Приём контраста. | | Особенности сказки «Соловей». Тема и идея сказки. Роль контраста в произведении. | |
93 | УВЧ Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». | | Внешняя и внутренняя красота в сказке. Реальное и фантастическое в произведении. | |
94 | М.Твен. Детские годы писателя. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы в произведении. Сюжет и композиция произведения. | 4 | Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. | |
95 | Мир детства и мир взрослых в произведении «Приключения Тома Сойера». | | Изображение взрослых и детей в произведении. Добро и зло в изображении писателя. | |
96 | Образы главных героев произведения. Юмор в произведении. | | Главные герои произведения. Портрет героев. Юмористические ситуации. Отношение автора к героям. | |
97 | УВЧ «Приключения Тома Сойера» (отрывки из произведения). Приключенческая литература. | | Смысл названия произведения. Нравственные проблемы, поднятые автором в произведении. | |
98 | Ж. Рони – Старший. Писатель и его произведения. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Приключенческая, историческая литература. | 3 | Краткие сведения о писателе. В чём особенности исторической литературы. Отличие исторической и приключенческой литературы. | |
99 | Гуманистическое изображение древнего человека. | | Человек и природа в произведении. Нравственные проблемы в произведении. | |
100 | Эмоциональный мир доисторического человека. ТЛ: роль детали и художественных средств в изображении героев. | | Художественные средства в произведении. Язык произведения. | |
101 | ДЖ. Лондон. Жизнь и творчество Дж. Лондона. Рассказ «Сказание о Кише»: раннее взросление героя произведения. | 2 | Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. Детство главного героя произведения, его раннее взросление. | |
102 | Добро и зло, уважение взрослых в рассказе «Сказание о Кише». | | История жизни героя, секрет его успеха. Характер главного героя. | |
103 | А. Линдгрен. Жизнь и творчество писательницы. Мир детей и мир взрослых в произведении «Приключения Эмиля из Лённеберги». | 2 | Краткие сведения о писательнице. Изображение детей и взрослых в произведении. Образ главного героя в произведении. | |
104 | Юмор в произведении А. Линдгрен. | | Юмористические ситуации в произведении. Отношение автора к герою произведения. | |
105 | Повторение изученного в 5 классе. | 1 | Викторина по произведениям, изученным в 5 классе. | |
Список использованной литературы:
1. Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).