Карта психологического сопровождения психологом ребёнка со сложным дефектом
Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение
«Детский сад №» Нижний Новгород
Карта психологического сопровождения психологом ребёнка со сложным дефектом
Ф.И.
Дата рождения:
Диагноз :
2018 – 2019 уч.год
Краткая характеристика на начало года: Преобладающий фон настроения – спокойный, уравновешенный. Адекватно принимает помощь. Не всегда критично оценивает результаты своей деятельности. Общий темп деятельности медленный. Требуется постоянное одобрение и похвала. Преобладает наглядно - действенное мышление, наглядно-образное мышление - уровень ниже среднего, ма. Ребёнку присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, обусловленное спецификой заболевания. Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Познавательная деятельность незначительно отстаёт от возрастной нормы. С направляющей помощью классифицирует предметы по наглядным признакам, выделяет в качестве общих признаков материал и величину, незначительно затрудняется в переключении с одного принципа классификации на другой. Незначительно нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью. Ребёнок иногда не замечает несоответствие своей работы предложенному образцу, не всегда находит допущенные ошибки, даже после просьбы проверить выполненную работу. Речевое развитие: наблюдается нечёткая дикция, недостаточная выразительность речи. Звуки [Ш,Ж, Ч,Щ,ЛЬ] в процессе автоматизации. Звуки [Р,Л] в процессе постановки. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что ______с трудом выделяет первый и последний согласный, гласный звук в середине и в конце слова. Не всегда правильно определяет наличие и место звука в слове. Ошибается в подборе картинок с заданным звуком. Задание на самостоятельное придумывание слов с заданным звуком не выполняет.
Затруднения вызывают воспроизведение слов сложной слоговой структуры.
______плохо справляется с подбором синонимических и антонимических пар. Недоступными являются задания на подбор антонимов с абстрактным значением. Встречаются ошибки в словообразовании: образование увеличительных и уменьшительно – ласкательных форм, относительных и притяжательных прилагательных, сложных слов, некоторых форм приставочных глаголов.
Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (из-под, из-за).
В связной речи наблюдается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски элементов сюжетной линии, нарушение причинно- следственных связей, затруднение в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях. Более доступен рассказ по серии картинок, и по вопросам.
Задачи на первое полугодие | Задачи на второе полугодие |
Развитие навыков общения. Развитие основных психических процессов и пространственных представлений. Развитие зрительного, слухового, осязательного восприятия. Развитие мышечно-суставного чувства | Продолжить развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие слуховой и двигательной памяти. Развитие произвольности ОПП. Развитие пространственно-временных представлений. |
Диагностика ОПП
1. «Коробка форм» - Высокийуровень
2."Покажи (назови)"- средний уровень
3."Матрёшка»- Высокий уровень
4."Разрезные картинки" – из 7 частей (подбор)
5."8 предметов" – 6 из 8 (средний)
6."Найди такую же картинку" – средний уровень
7. "Найди домик для картинки"- средний уровень
8.«На что это похоже" – средний уровень
Месяц | КРР, игры, упражнения, психогимнастика |
Октябрь 23.10.2018 | Упр.: «Коврик», «Найди предмет по наводящим вопросам» Блоки Дьенеша: «Клоун», «Иван-царевич», «Цветное лото», «Дорожка». Игра «Собирай-ка»: «Накроем стол», музыкальные инструменты» |
31.10.2018 | «Разложи по порядку», Знакомство с понятием «жадность», Слушание и обсуждение сказки «Два жадных медвежонка» |
Ноябрь 14.11.2018 | 1. Пальчиковые игры: «Семья», «Весёлый гномик», «Апельсин» 2.Интер. игра: «К чему подходит эта деталь», «Мастерская игрушек», 3.«Продолжи знакомство с эмоциями: злость, испуг, удивления». 4.Арттерапия «Мыльные пузыри» игры на развитие сенсорики(с использованием лэпбука) |
21.112018 | Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку». Дидактическое задание «Поиск закономерностей». Дидактическое задание «Нелепицы». |
Декабрь 05.12.2018 | 1) Поиграем в сказку: «Три медведя (Повтори разными голосами, угости медведей чаем, уложи медведей спать)» 2) «Испорченный телефон», «Переезжаем на новую квартиру: учить различать предметы по назначению и внешнему виду (Н, чашка – стакан, стул – табурет)» 3) Лото «Растения» |
18.12.2018 25.12.2018 | 1) выполнение игр на развитие хватательных движений – сортировка мелких предметов, пересыпание сыпучих предметов, шнуровка, нанизывание бусин на нить. 2) упражнять в различении и назывании признаков времён года, развитие внимания посредством игр «Что изменилось», «Лабиринт», развитие слуховой памяти, «Расставь игрушки, как запомнил(а)» 1) – интерактивные игры: «Что пропало», «Чего не хватает», «Что не так» 2) Игры с песком |
Январь 09.01.2019 | 1) Летает, а не птица (дифференциация птиц – животных – рыб) 2) «Дополни предложения» (развивать быстроту мышления, речевую активность) 3) «Что не так» (развитие логического мышления) |
15.01.2019 | 1) «Чьё имя?» (Топтыжка, Хитрюшка, Пятачок) 2)«Нарисуй» - развитие навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. 3)«Игрушки идут на праздник» - Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активиз. внимание. |
21.01.2019 | 1) «Скопируй» Цель: развитие концентрации и объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики. «Заколдованные сказки». Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение 2) «Кто что любит?», 3) «Назови одним словом», 4) «Чередование бусин, палочек, фишек в заданном ритме» |
31.01.2019 | Игры на развитие логич. Мышления «Побери пару по смыслу», «Чего не хватает» на развит эмоц. сферы: «Какая эмоция?» |
Динамика развития на январь 2019
Уровень наглядно-образного мышления –ниже среднего, наглядно - действенное - высокий уровень, использует несложные визуальные аналогии; интуитивно-визуальный анализ и синтез – затруднён (помощь использует ситуативно); делает перенос простого алгоритма действий на другую ситуацию. Объем зрительной памяти – средний, слуховой памяти – снижен, объем долговременной памяти – ниже среднего. Оптимальная работоспособность – при условии простоты её подачи; при усложнении мыслительной активности – через 8 минут наблюдается резкое падение продуктивности, проявление вялости, утомляемости.
Февраль | Санаторий |
Март 05.03.2019 | 1) Беседа по картинкам: Части суток, времена года (угадай времена года по описанию) 2) «Я начну, а ты продолжи» 3) «Покажи правую руку, левое ушко и т.д. 4) Угадай, что хотел нарисовать художник. |
13.03.2019 | 1)Чтение и обсуждение сказки «3 желания» (о важности заботы о близких, снятие детского эгоцентризма) 2) Игры на восприятие пространства «Кто где находится», «Прятки карандаша» 3) Рисование восковыми мелками «Улитка» |
20.03.2019 | 1) Психогимнастика «Воздушный шар», «Назойливая муха» 2) Чтение сказки «Табуреточка» с последующим обсуждением. 3) Игры с блоками Дьенеша «Лото», «Два обруча» |
27.03.2019 | 1) Чтение и обсуждение сказки «Совушка - сова большая голова» (о важности учитывать мнение окружающих и уважительно относиться к их интересам) 2) Психогимнастика «Похохушки», «Лимон» 3) Игры с блоками Дьенеша «Магазин форм», «Три обруча» |
Апрель 04.04.2019 | 1) Игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Что изменилось», «Сыщик» 2)“Ласковые лапки”, “Кричалки—шепталки—молчалки” - игры на снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, |
09.04.2019 | 1) Тренировка внимания и контроль двигательной активности «Слушай хлопки», «Светофор» 2) Слушание и обсуждение сказки «Два жадных медвежонка» 3) Психогимнастика «Дождик», «Моем, моем трубочиста» |
24.09.2019 | 1) Обсуждение ситуаций и возможных эмоцияхх участников «На нашем дворе» 2)«Чередование бусин, палочек, фишек в заданном ритме» 3) Рисование мыльными пузырями «Смайлики - эмоджи» |
Май 14.05.2019 21.05.2019 | Итоговая диагностика ч.1 Итоговая диагностика ч.2 |
Динамика развития на конец 2018 - 2019 уч.года
Уровень познавательной активности незначительно снижен. Объём представлений об окружающем по – прежнему недостаточен, но следует отметить его значительное расширение, по сравнению с началом года. Объём произвольного внимания снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания. Ведущая модальность памяти – зрительная, объём слуховой и моторной памяти снижен. В двигательной сфере: затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места), мимика малоактивна. Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный. Адекватно принимает помощь, но сам редко за ней обращается.