Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5 класса (УМК Т.А. Ладыженской)
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» для детей с задержкой психического развития (5 класс)
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для преподавания русского языка в 5 классе для детей с ЗПР. Исходным документом является программа:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.
Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель). Из них отводится на:
- уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции (развитие речи) – 35;
- диктант – 9;
- контрольная работа (тест) – 2;
- контрольное изложение – 2;
- контрольное сочинение – 2.
Программа насыщенная, но доступная для обучающихся.
Знакомство с курсом русского языка в 5 классе начинается с темы «Язык и общение», которая обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Также предусмотрены уроки, раскрывающие роль и значение русского языка. Значительное место отводится повторению материала. Для этого в начале и в конце учебного года выделяются специальные часы.
Особенности изучения курса в 5 классе для детей с ЗПР: ознакомительно будут изучаться некоторые темы, достаточно трудные для обучающихся с ОВЗ. Более подробное изучение этих тем будет продолжаться и в следующих классах. Темы, изучающиеся ознакомительно, выделяются курсивом:
- морфемика как раздел лингвистики;
- лексикология как раздел лингвистики;
- морфология как раздел грамматики;
- синтаксис как раздел грамматики;
- пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении;
- основные выразительные средства морфемики;
- основные выразительные средства лексики.
В рабочей программе, по сравнению с авторской, изменено количество часов:
- сняты 3 часа с темы «Повторение пройденного в 1-4 классах» и 1 час с темы «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»;
- эти 4 часа распределены на темы: 2 часа добавлены на изучение темы «Синтаксис. Пунктуация», 1 час – на изучение темы «Лексика», 1 час – на изучение темы «Морфология. Морфология как раздел грамматики».
Используемый УМК:
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.
- «Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2019.
Тематическое планирование
№ | Темы урока | Всего часов | Содержание урока |
1. | Язык и общение. Общие сведения о языке | 3 (2+1) | |
1 | Родной язык в жизни человека. Язык и человек. Язык и речь. | 1 | Для чего нужно общаться. Роль языка в жизни человека. Язык – важнейшее средство речевого общения. Понятие о русском литературном языке и его нормах. |
2 | Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. | 1 | Понятие о речевом общении. Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). |
3 | Р.Р. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный; язык художественной литературы. | 1 | Понятие о функциональных стилях речи. |
2. | Повторение пройденного в 1-4 классах | 18 (14+4) | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и написание. Безударные непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова. Орфограмма. | 1 | Звуковой состав слова. Отличие звукового состава слова от буквенного. Что изучает орфография? Понятие «Орфограмма». Место орфограмм в словах. Чем отличаются проверяемые и непроверяемые гласные? Подбор проверочных слов. Знакомство с орфографическим словарём. |
5 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Виды орфограмм: написание согласных в корне слов. Подбор проверочных слов. Орфографический словарь. |
6 | Р.Р. Текст. | 1 | Понятие текста. Основные признаки текста (смысловая и композиционная цельность, связность, членимость). Подготовка к сочинению. Что такое план текста. Абзац. Составление плана сочинения. |
7 | Р.Р. Сочинение «Летние радости». | 1 | Написание сочинения. |
8 | Правописание согласных в корне слова (непроверяемых и непроизносимых). | 1 | Виды орфограмм - написания согласных в корне слов. Подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми согласными в орфографическом словаре. |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | Понятие «шипящие согласные». Условия выбора написания букв – и,у,а после шипящих. Условия выбора написания Ъ-Ь. Слова – исключения. |
10 | Раздельное написание предлога с другими словами. Отличие предлога от приставки. | 1 | Части слова. Как отличить предлог от приставки. |
11 | Р.Р. Тема текста. План текста. Изложение текста повествовательного характера – «Хитрый заяц». | 1 | Понятие «тема текста». Виды тем. Микротема текста. Абзац. Подготовка к изложению текста. Роль плана при написании творческой работы. Написание изложения текста. |
12 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Наречие. | 1 | Понятие о частях речи. Как отличить самостоятельные и служебные части речи. |
13 | Глагол. Лицо, время, род глагола. - Тся – ться - в глаголах | 1 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Как изменяется глагол. Отличие неопределённой формы глагола от формы 3 лица. Условия выбора написания мягкого знака. |
14 | Личные окончания глаголов. Мягкий знак во 2 лице ед. ч. глагола. Правописание не с глаголами. | 1 | Спряжение глагола. Условия выбор написания личных окончаний. Роль мягкого знака в форме 2 лица единственного числа. Как пишется не с глаголами. |
15 | Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Буквы е - и в окончаниях существительных. Мягкий знак на конце существительных | 1 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного. Правописание падежных окончаний существительных. Условия выбора мягкого знака на конце существительных. |
16 | Буквы е - и в окончаниях существительных. Мягкий знак на конце существительных. | 1 | Правописание падежных окончаний существительных. Условия выбора мягкого знака на конце существительных. |
17 | Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в окончаниях прилагательных. | 1 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки прилагательного. Как определить написание окончания в прилагательном. |
18 | Местоимение. | 1 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Особенность употребления местоимений 3 лица. |
19 | Диктант по теме «Повторение пройденного в 1 – 4 классах». | 1 | Написание диктанта. Выполнение грамматического задания на основе темы «Повторение пройденного в 1 - 4 классах». |
20 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания. |
21 | Р.Р. Основная мысль текста. | 1 | Повторение: текст, тема текста. Основная мысль текста (идея), её отличие от темы. |
3. | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | 32 (25+7) | |
22 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Знаки препинания и их функции. | 1 | Что изучает синтаксис. Что изучает пунктуация. Роль знаков препинания в предложении. Одиночные и парные знак препинания. |
23 | Словосочетание как основная единица синтаксиса. Основные признаки и строение словосочетаний. | 1 | Основные признаки словосочетания. Отличие словосочетания от предложения. Строение словосочетаний. Как устанавливается смысловая связь в словосочетании. Грамматическая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. |
24 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний. | 1 | Как найти главное и зависимое слово в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (ознакомительно – именные, глагольные). |
25 | Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Основные признаки предложения. Как отличить предложение от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Как правильно произнести разные по цели высказывания предложения. |
26 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению (текст - «Старый пень»). | 1 | Сжатие текста. Приёмы сжатия текста. |
27 | Р.Р. Сжатое изложение (текст - «Старый пень»). | 1 | Написание сжатого изложения по плану. |
28 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные смысловые особенности. Использование восклицательного знака в восклицательном предложении. |
29 | Чле Г Грамматическая основа предложения. Члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 | Строение грамматической основы предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. |
30 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Когда тире между подлежащим и сказуемым ставить не нужно? |
31 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. Как отличить распространённое и нераспространённое предложение. |
32 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Виды второстепенных членов. Вопросы, на которые отвечает дополнение. Вопросы косвенных падежей. Способы выражения дополнения. Как отличить дополнение от подлежащего. |
33 | Определение. | 1 | На какие вопросы отвечает определение? Способы выражения определения. |
34 | Обстоятельство. | 1 | На какие вопросы отвечает обстоятельство? Способы выражения обстоятельства. |
35 | Р.Р. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Основные жанры разговорной речи (беседа, рассказ). | 1 | Основные особенности устной и письменной речи. Отличие устной и письменной речи. Культура речи. Особенности жанров разговорной речи: беседы, рассказа. |
36 | Диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | Написание диктанта по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Выполнение грамматического задания по теме. |
37 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
38 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Предложение осложнённой структуры. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Условия постановки запятой в предложении с однородными членами. |
39 | Закрепление по теме «Знаки препинания при однородных членах». Обобщающие слова при однородных членах (постановка двоеточия после обобщающего слова). | 1 | Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Условия постановки запятой в предложении с однородными членами. Понятие обобщающего слова. Знаки препинания в предложении с обобщающим словом. |
40 | Обращение. Его функции и способы выражения. Р.Р. Речевой этикет. Этикетные формулы обращения. | 1 | Понятие об обращении. Интонационные особенности предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности речевого этикета. |
41 | Р.Р. Письмо. | 1 | Виды писем. Структура писем. Этикет письма. |
42 | Р.Р. Подробное изложение текста с заданием по тексту – ответить на вопрос. | 1 | Написание подробного изложения. Выполнение творческого задания (ответ на вопрос). |
43 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | Порядок синтаксического разбора простого предложения. Понятие о вводных словах и словосочетаниях (ознакомительно). |
44 | Простые и сложные предложения. Строение сложного предложения, союзы в сложном предложении. | 1 | Понятие сложного предложения. Различие простого и сложного предложения. Структура сложного предложения. Союзы, связывающие части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении. |
45 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. | 1 | Порядок синтаксического разбора сложного предложения. Как правильно оформить письменный разбор сложного предложения. |
46 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Летом». | 1 | Составление плана сочинения. |
47 | Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | 1 | Написание сочинения по плану. |
48 | Способы передачи чужой речи Прямая речь. | 1 | Структура предложений с прямой речью. Интонация предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
49 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Схемы предложений с прямой речью. Интонация предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
50 | Диалог. Р.Р. Этикет беседы. Структура беседы. | 1 | Структура диалога. Знаки препинания в предложениях с диалогом. Этикетный диалог. |
51 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Р.Р. Культура речи. Основные нормы речи. | 1 | Закрепление и повторение знаний, полученных при изучении темы. Нормированность речи. |
52 | Диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
53 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 16 (12+4) | |
54 | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Слог. Ударение. Особенности ударения в русском языке. | 1 | Что изучает фонетика. Какие звуки называют звуками речи. Деление слов на слоги. Роль ударения в словах. Особенности ударения. |
55 | Система гласных звуков. Гласные ударные и безударные. Система согласных звуков. Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | Какие звуки являются гласными. Как образуются гласные звуки. Какие звуки являются согласными. Как образуются согласные звуки. Звуки, имеющие пару по мягкости – твёрдости. |
56 | Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Шипящие согласные. | 1 | Звуки, имеющие пару по звонкости – глухости. Какие согласные называются сонорными. В чём особенность шипящих звуков. |
57 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Изменения, происходящие со звуками в потоке речи. Изменение качества гласных звуков. Оглушение и озвончение согласных звуков. |
58 | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Текст-повествование. Особенности текста. | 1 | Композиционные и смысловые признаки текста – повествования. Работа с текстом типа речи повествование. Составление плана к изложению. |
59 | Р.Р. Изложение текста повествовательного характера (текст – «Старинная шкатулка»). | 1 | Написание изложения по плану. |
60 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Как обозначается мягкость согласных на письме. В каких сочетаниях согласных мягкость не обозначается с помощью мягкого знака. Сочетания согласных, в которых мягкость обозначается с помощью мягкого знака. Сочетания согласных, в которых мягкость не обозначается с помощью мягкого знака. Произношение некоторых сочетаний звуков. |
61 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | Условия, при которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Условия, при которых эти буквы обозначают один звук. Роль букв е, ё, ю, я, если они обозначают один звук. |
62 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения. Основные орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические словари. | 1 | Что изучает орфоэпия. Произносительные нормы. Словари, в которых отражаются произносительные нормы. |
63 | Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи. Фонетическая транскрипция. | 1 | Порядок фонетического разбора. Особенности звукописи, её роль в речи. Что такое фонетическая транскрипция. |
64 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография». | 1 | Повторение и закрепление по теме: звуковой состав слова; фонетический разбор слов; правильное произношение слов. |
65 | Диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
66 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания. |
67 | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Текст-описание. Описание предмета. Особенности текста. Слова с национально-культурным компонентом значения. | 1 | Композиционные и смысловые признаки текста – описания. Работа с текстом типа речи описание. Составление плана к сочинению – описанию предмета. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для описания предмета. |
68 | Р.Р. Контрольное сочинение – описание предмета. | 1 | Написание сочинения по плану. |
69 | Графика. Графика как раздел лингвистики. Алфавит. Каллиграфия. | 1 | Что изучает графика. Роль алфавита. Прописные и строчные буквы. Прописные и печатные буквы. Что такое каллиграфия, какова её роль. |
5. | Лексика. Культура речи. | 9 (7+2) | |
70 | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Лексикология как раздел лингвистики. Отличие слова от других языковых единиц. Что такое лексическое и грамматическое значение слов. Различие между лексическим и грамматическим значением Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Слова с одним значением и с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. |
71 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Чем отличаются слова в прямом и переносном значении. Метафора – переносное значение слов. Олицетворение. Толковый словарь: как найти слова с переносным значением. |
72 | Омонимы. Различие омонимов и многозначных слов. | 1 | Что такое омонимы. Роль омонимов в речи. Как найти омонимы в толковом словаре. Отличие омонимов от многозначных слов. |
73 | Р.Р. Подробное изложение (контрольное) «Первый снег» (текст – описание с элементами повествования) – подготовка к изложению. | 1 | Повторение по теме «Функционально-смысловые типы речи»: текст – описание, текст – повествование. Особенности текстов. Работа с текстом для изложения: наблюдение за предложенным материалом, составление плана, лексическая работа. |
74 | Р.Р. Подробное изложение (контрольное) «Первый снег» (текст – описание с элементами повествования). | 1 | Написание изложения по плану. |
75 | Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. | 1 | Что такое синонимы. Синонимы как средство выразительности. Различия между синонимами. Отличие синонимов и омонимов. |
76 | Антонимы. Словари синонимов и антонимов. Основные выразительные средства лексики. | 1 | Антонимы – противоположные слова. Роль антонимов в речи. |
77 | Диктант по теме « Лексика». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
78 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 (18+4) | |
79 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Морфемные словари русского языка. | 1 | Морфемика как раздел лингвистики. Что такое морфема. Чем морфемы отличаются между собой. Роль морфемных словарей. |
80 | Изменение и образование слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 1 | Морфемный состав слова. Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
81 | Окончание как формообразующая морфема. Основа слова. | 1 | Роль окончания. Нахождение и выделение окончания. Нулевое окончание. Выделение основы в слове. |
82 | Корень слова. | 1 | Отличие корня от других морфем. Как правильно найти корень. Однокоренные слова. |
83 | Суффикс. Роль суффиксов в слове. | 1 | Виды суффиксов. Роль суффиксов в слове: образование новых слов с помощью суффикса. |
84 | Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение в повествовании. Его структура и разновидности. Язык и история. Секрет названия. | 1 | Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
85 | Р.Р. Сочинение – повествование с элементами рассуждения «Дни недели рассказывают о себе». | 1 | Написание сочинения по плану. |
86 | Приставка. Роль приставок в слове. | 1 | Виды приставок. Роль приставки: образование новых слов с помощью приставки. |
87 | Чередование звуков в морфемах. Беглые гласные. | 1 | Что такое чередование звуков. Морфемный состав слова и чередование звуков. Многообразие чередований звуков. |
88 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | Что такое вариант морфемы. Выделение морфем в слове, нахождение и объяснение чередований звуков. |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Правильное нахождение приставки в слове, объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
90 | Буквы з - с на конце приставок. | 1 | Виды приставок на з – с. Условия, при которых в приставке пишется з или с. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
91 | Закрепление по теме «Буквы з – с на конце приставок». | 1 | Применение правила в практике написания слов. Слова, не имеющие приставок на з – с. Слова с приставкой с. |
92 | Буквы о - а в корнях лаг - лож. | 1 | Условия, при которых в корнях лаг - лож пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
93 | Р.Р. Описание «поэтических предметов». Сочинение по картине: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» (подготовка к сочинению). | 1 | Знакомство с понятием «пейзаж» в художественной литературе. Композиционные и смысловые признаки текста – описание (повторение). Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
94 | Р.Р. Сочинение по картине: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь». | 1 | Написание сочинения по плану. |
95 | Буквы о - а в корнях раст – ращ - рос. | 1 | Условия, при которых в корнях раст – ращ - рос пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Слова – исключения. Применение правила в практике написания слов. |
96 | Буквы о - ё после шипящих в корне. | 1 | Условия, при которых после шипящих в корне пишутся буквы о – ё. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
97 | Буквы ы - и после – ц. | 1 | Условия, при которых после ц в корне слов пишется буква и. Условия, при которых после ц в окончаниях и суффиксах слов пишется буква ы. Объяснение написания Объяснение написания орфограммы. Слова – исключения. Применение правила в практике написания слов. |
98 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика». Основные выразительные средства морфемики. | 1 | Морфемы, морфемный разбор слов. Варианты морфем. Чередование звуков и беглые гласные. Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов. |
99 | Диктант по теме «Морфемика. Орфография». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
100 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. | ||
101 | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке. |
8. | Имя существительное. | 20 (17+3) | |
102 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении. |
103 | Р.Р. Доказательства в рассуждении. | 1 | Повторение по теме «Функционально-смысловые типы речи». Композиционные и смысловые признаки текста повествования с элементами рассуждения (повторение). Ведение понятия: текст – рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
104 | Р.Р. Сочинение-рассуждение (контрольное) на одну из предложенных тем. | 1 | Написание сочинения по плану. |
105 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | Как отличить одушевлённое существительное от неодушевлённого. Вопросы, которые ставятся к имени существительному. |
106 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений, выделение этих названий кавычками. |
107 | Род имён существительных. | 1 | Как определить род существительного. Согласование имён существительных с прилагательными. |
108 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | Какие существительные имеют форму только множественного числа. Особенности употребления их в речи. |
109 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | Какие существительные имеют форму только множественного числа. Особенности употребления их в речи. |
110 | Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение текста-рассуждения. | 1 | Повторение по теме «Текст. Тема текста. Основная мысль текста». Приёмы сжатия текста. |
111 | Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. | 1 | Склонение – это изменение существительного по падежам и числам. Как определить склонение существительных. Как определить падеж существительных. Особенности склонения существительных. |
112 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. | 1 | Гласные в окончаниях существительных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
113 | Правописание существительных на – ий, - ия, - ие | 1 | Гласные в окончаниях существительных на - ий, - ие, - ия. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
114 | Диктант по теме «Правописание имён существительных». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
115 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
116 | Множественное число имён существительных. | 1 | Особенности употребления существительных во множественном числе в падежных формах. Форма родительного падежа множественного числа существительных. |
117 | Правописание букв о - е после шипящих и – ц - в окончаниях существительных. | 1 | Условия, при которых после шипящих и - ц в окончаниях существительных пишутся буквы о - е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
118 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Постоянные и непостоянные признаки существительного. План морфологического разбора существительного. |
119 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное». Подготовка к контрольной работе по теме «Имя существительное». | 1 | Повторение и закрепление по теме: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные, род, число, падеж существительных, правописание окончаний существительных. |
120 | Контрольная работа (тест) по теме «Имя существительное». | 1 | Выполнение тестовой контрольной работы по теме. |
121 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
9. | Имя прилагательное. | 14 (10+4) | |
122 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных в предложении». Род и число имён прилагательных. | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении. |
123 | Падеж прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | Как определить падеж прилагательного. Окончания прилагательных в разных падежных формах. Как проверить написание окончания прилагательного. |
124 | Закрепление по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных». | 1 | Применение правила в практике написания слов. Способы самопроверки. |
125 | Р.Р. Описание животного. Структура и признаки текста. | 1 | Повторение по теме: текст – описание. Особенности текста – описание животного. Стилистические разновидности этого жанра. Составление плана текста – описание животного. |
126 | Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием животного (текст А.И. Куприна из рассказа «Ю – ю»). | 1 | Написание изложения по плану. |
127 | Буквы о – е после шипящих в окончаниях прилагательных. | 1 | Условия, при которых после шипящих в окончаниях прилагательных пишутся буквы о – е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
128 | Прилагательные полные и краткие. Р.Р. Этикет просьбы. Правильное употребление имён прилагательных в речи. | 1 | Отличие полных и кратких прилагательных. Образование кратких прилагательных. Изменение кратких прилагательных по числам и в единственном числе по родам. Синтаксическая роль прилагательных в предложении. |
129 | Краткие прилагательные с основой на шипящую. | 1 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую: неупотребление буквы – ь. |
130 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. План морфологического разбора прилагательного. |
131 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | Повторение и закрепление по теме: общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении, падеж прилагательных, правописание окончаний прилагательных, краткие и полные имена прилагательные, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, морфологический разбор имени прилагательного. |
132 | Диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
133 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
134 | Р.Р. Устное составление текста с описанием любимого животного. | 1 | Повторение по теме: текст – описание, особенности текста – описание животного. Стилистические разновидности этого жанра: описание животного в научном и художественном стиле. Составление плана текста – описание животного. |
135 | Р.Р. Устное составление текста с описанием любимого животного. Урок рассказывания. | 1 | Рассказы учащихся о своих любимых животных. |
10. | Глагол. | 34 (29+5) | |
136 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола в предложении. | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксическая роль глагола в предложении. Как изменяется глагол. |
137 | Правописание не с глаголами. | 1 | Как пишется не с глаголами. Случаи, когда не с глаголами пишется слитно. |
138 | Закрепление по теме «Правописание не с глаголами». | 1 | Повторение и закрепление по теме. |
139 | Р.Р. Рассказ. Структура и особенности стиля. | 1 | Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Подготовка к сочинению: работа по иллюстрациям, составление плана. |
140 | Р.Р. Сочинение – рассказ по сюжетным картинкам. | 1 | Написание рассказа по сюжетным картинкам. |
141 | Неопределённая форма глагола (инфинитив). | 1 | Вопросы, на которые отвечает неопределённая форма глагола. Признаки неопределённой формы глагола. |
142 | Правописание мягкого знака в неопределенной форме глагола после шипящих. | 1 | Условия, при которых пишется буква ь. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
143 | Закрепление по теме «Неопределенная форма глагола». | 1 | Повторение и закрепление по теме. Применение правила в практике написания слов. |
144 | Правописание - тся и – ться в глаголах. | 1 | Отличие неопределённой формы глагола от формы 3 лица. Условия выбора написания мягкого знака. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов |
145 | Закрепление по теме «Правописание - тся - ться в глаголах». | 1 | Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов |
146 | Диктант по теме «Правописание глаголов». | 1 | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
147 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. |
148 | Вид глагола. Видовые пары. | 1 | Какие существуют виды глагола. Вопросы, на которые отвечает глагол. Определение вида глагола. Видовые пары, которые образуют глаголы. |
149 | Закрепление по теме «Вид глагола». | 1 | Вид глагола. Видовые пары глагола. |
150 | Буквы е - и в корнях с чередованием. | 1 | Повторение по теме «Чередование звуков». Условия, от которых зависит выбор гласной е – и в корнях с чередованием. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
151 | Закрепление по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием». | 1 | Повторение и закрепление по теме. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов |
152 | Р.Р. Подготовка к изложению с заменой лица рассказчика. | 1 | Изменение лица рассказчика в тексте: замена 1 лица на 3-е. Составление плана текста, подбор заголовка. |
153 | Р.Р. Изложение с заменой лица рассказчика. | 1 | Написание изложения по плану. |
154 | Время глагола. Прошедшее время глагола. | 1 | Вопросы к глаголам в прошедшем времени. Образование формы прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и в единственном числе по родам. |
155 | Настоящее время глагола. | 1 | У каких глаголов есть форма настоящего времени. Как образуется форма настоящего времени. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. |
156 | Будущее время глагола. Закрепление по теме «Время глагола». | 1 | Образование формы будущего времени. Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам. Отличие временных форм друг от друга. Правильное употребление видовременных форм в тексте. |
157 | Спряжение глаголов. | 1 | Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
158 | Как определить спряжение глагола. | 1 | Как правильно написать безударное личное окончание глагола. Глаголы – исключения. |
159 | Правописание букв е – и в личных окончаниях глаголов. | 1 | Повторение и закрепление по теме: правописание личных окончаний глаголов. |
160 | Закрепление по теме «Как определить спряжение глагола». | 1 | Особенности спряжения глаголов. Как правильно написать безударное окончание глагола. |
161 | Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе). Составление устного рассказа о себе. Устный рассказ о себе на одну из предложенных тем. | 1 | Строение рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка. Особенности стиля рассказа. Название рассказа. Рассказы учащихся о себе. |
162 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Постоянные и непостоянные признаки глагола. План морфологического разбора глагола. |
163 | Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 | Когда пишется ь после шипящих в глаголах. Условия, от которых зависит написание ь в глаголах. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
164 | Закрепление по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа». | 1 | Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов. |
165 | Употребление времён. | 1 | Какие формы глаголов могут использоваться в рассказе о прошлом? Как правильно использовать в речи формы настоящего времени. |
166 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Повторение и закрепление по теме: правописание не с глаголами, ться и тся в глаголах. |
167 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Повторение и закрепление по теме: е – и в корнях с чередованием, личные окончания глаголов, ь в окончаниях глаголов, морфологический разбор глаголов. |
168 | Контрольная работа по теме «Глагол» (тест). | 1 | Выполнение тестовой контрольной работы по теме. |
169 | Работа над ошибками. | 1 | Разбор основных орфографических ошибок. Выполнение второго варианта работы. |
11. | Систематизация и обобщение изученного в 5 классе. | 6 (5+1) | |
170 | Разделы лингвистики. | 1 | Какие существуют разделы лингвистики, изучающие язык. Единицы языка. |
171 | Орфограммы в приставке и корне слов. | 1 | Какие орфограммы существуют в приставках, корнях и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов. |
172 | Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ – ь. | 1 | Какие орфограммы существуют в окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов. |
173 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Простое и сложное предложения, строение предложений. Пунктограммы в простом и сложном предложениях. Объяснение пунктограмм. Применение правила в практике написания предложений. |
174 | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы. Основные способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | Тексты разных функциональных типов: описание, повествование, рассуждение, особенности текстов. Композиционно-жанровое своеобразие текстов. Стилистические разновидности текстов. разных Основные особенности разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы. Работа с текстами разных функциональных типов и стилей. |
175 | Культуроведческая компетенция. Пословицы. Поговорки. Отражение в языке культуры и истории народа. | 1 | Многообразие пословиц и поговорок. Как в языке отражается история и культура народа. |
Список использованной литературы
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.
2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).