12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Галеева132
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский
1

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 5 класса

​​​​​​​

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык» для детей с задержкой психического развития (5 класс)

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для преподавания русского языка в 5 классе для детей с ЗПР. Исходным документом является программа:

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.

Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель). Из них отводится на:

- уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции (развитие речи) – 35;

- диктант – 9;

- контрольная работа (тест) – 2;

- контрольное изложение – 2;

- контрольное сочинение – 2.

Программа насыщенная, но доступная для обучающихся.

Знакомство с курсом русского языка в 5 классе начинается с темы «Язык и общение», которая обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Также предусмотрены уроки, раскрывающие роль и значение русского языка. Значительное место отводится повторению материала. Для этого в начале и в конце учебного года выделяются специальные часы.

Особенности изучения курса в 5 классе для детей с ЗПР: ознакомительно будут изучаться некоторые темы, достаточно трудные для обучающихся с ОВЗ. Более подробное изучение этих тем будет продолжаться и в следующих классах. Темы, изучающиеся ознакомительно, выделяются курсивом:

- морфемика как раздел лингвистики;

- лексикология как раздел лингвистики;

- морфология как раздел грамматики;

- синтаксис как раздел грамматики;

- пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении;

- основные выразительные средства морфемики;

- основные выразительные средства лексики.

В рабочей программе, по сравнению с авторской, изменено количество часов:

- сняты 3 часа с темы «Повторение пройденного в 1-4 классах» и 1 час с темы «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»;

- эти 4 часа распределены на темы: 2 часа добавлены на изучение темы «Синтаксис. Пунктуация», 1 час – на изучение темы «Лексика», 1 час – на изучение темы «Морфология. Морфология как раздел грамматики».

Используемый УМК:

- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.

- «Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2019.

Тематическое планирование


Темы урока

Всего

часов

Содержание урока

1.

Язык и общение. Общие сведения о языке

3 (2+1)


1

Родной язык в жизни человека. Язык и человек. Язык и речь.

1

Для чего нужно общаться. Роль языка в жизни человека. Язык – важнейшее средство речевого общения. Понятие о русском литературном языке и его нормах.


2

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

1

Понятие о речевом общении. Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).

3

Р.Р. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный; язык художественной литературы.

1

Понятие о функциональных стилях речи.


2.

Повторение пройденного в 1-4 классах

18 (14+4)


4

Звуки и буквы. Произношение и написание. Безударные непроверяемые и проверяемые гласные в корне слова. Орфограмма.

1

Звуковой состав слова. Отличие звукового состава слова от буквенного. Что изучает орфография? Понятие «Орфограмма». Место орфограмм в словах. Чем отличаются проверяемые и непроверяемые гласные? Подбор проверочных слов. Знакомство с орфографическим словарём.

5

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Виды орфограмм: написание согласных в корне слов. Подбор проверочных слов. Орфографический словарь.

6

Р.Р. Текст.

1

Понятие текста. Основные признаки текста (смысловая и композиционная цельность, связность, членимость). Подготовка к сочинению. Что такое план текста. Абзац. Составление плана сочинения.

7

Р.Р. Сочинение «Летние радости».

1

Написание сочинения.

8

Правописание согласных в корне слова (непроверяемых и непроизносимых).

1

Виды орфограмм - написания согласных в корне слов. Подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми согласными в орфографическом словаре.

9

Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Понятие «шипящие согласные». Условия выбора написания букв – и,у,а после шипящих. Условия выбора написания Ъ-Ь. Слова – исключения.

10

Раздельное написание предлога с другими словами. Отличие предлога от приставки.

1

Части слова. Как отличить предлог от приставки.

11

Р.Р. Тема текста. План текста. Изложение текста повествовательного характера – «Хитрый заяц».

1

Понятие «тема текста». Виды тем. Микротема текста. Абзац. Подготовка к изложению текста. Роль плана при написании творческой работы. Написание изложения текста.

12

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Наречие.

1

Понятие о частях речи. Как отличить самостоятельные и служебные части речи.

13

Глагол. Лицо, время, род глагола. - Тся – ться - в глаголах

1

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Как изменяется глагол. Отличие неопределённой формы глагола от формы 3 лица. Условия выбора написания мягкого знака.

14

Личные окончания глаголов. Мягкий знак во 2 лице ед. ч. глагола. Правописание не с глаголами.

1

Спряжение глагола. Условия выбор написания личных окончаний. Роль мягкого знака в форме 2 лица единственного числа. Как пишется не с глаголами.

15

Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Буквы е - и в окончаниях существительных. Мягкий знак на конце существительных

1

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного. Правописание падежных окончаний существительных. Условия выбора мягкого знака на конце существительных.

16

Буквы е - и в окончаниях существительных. Мягкий знак на конце существительных.

1

Правописание падежных окончаний существительных. Условия выбора мягкого знака на конце существительных.

17

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в окончаниях прилагательных.

1

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки прилагательного. Как определить написание окончания в прилагательном.

18

Местоимение.

1

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Особенность употребления местоимений 3 лица.

19

Диктант по теме «Повторение пройденного в 1 – 4 классах».

1

Написание диктанта. Выполнение грамматического задания на основе темы «Повторение пройденного в 1 - 4 классах».

20

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания.

21

Р.Р. Основная мысль текста.

1

Повторение: текст, тема текста. Основная мысль текста (идея), её отличие от темы.

3.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

32 (25+7)


22

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Знаки препинания и их функции.

1

Что изучает синтаксис. Что изучает пунктуация. Роль знаков препинания в предложении. Одиночные и парные знак препинания.

23

Словосочетание как основная единица синтаксиса. Основные признаки и строение словосочетаний.

1

Основные признаки словосочетания. Отличие словосочетания от предложения. Строение словосочетаний. Как устанавливается смысловая связь в словосочетании. Грамматическая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи.

24

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

1

Как найти главное и зависимое слово в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (ознакомительно – именные, глагольные).

25

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

1

Основные признаки предложения. Как отличить предложение от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Как правильно произнести разные по цели высказывания предложения.

26

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению (текст - «Старый пень»).

1

Сжатие текста. Приёмы сжатия текста.

27

Р.Р. Сжатое изложение (текст - «Старый пень»).

1

Написание сжатого изложения по плану.

28

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные смысловые особенности. Использование восклицательного знака в восклицательном предложении.

29

Чле Г Грамматическая основа предложения. Члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

1

Строение грамматической основы предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

30

Тире между подлежащим и сказуемым.


1

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Когда тире между подлежащим и сказуемым ставить не нужно?


31

Распространённые и нераспространённые предложения.


1

Виды предложений по наличию второстепенных членов. Как отличить распространённое и нераспространённое предложение.


32


Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Виды второстепенных членов. Вопросы, на которые отвечает дополнение. Вопросы косвенных падежей. Способы выражения дополнения. Как отличить дополнение от подлежащего.

33

Определение.


1

На какие вопросы отвечает определение? Способы выражения определения.

34

Обстоятельство.

1

На какие вопросы отвечает обстоятельство? Способы выражения обстоятельства.


35

Р.Р. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Основные жанры разговорной речи (беседа, рассказ).


1

Основные особенности устной и письменной речи. Отличие устной и письменной речи. Культура речи. Особенности жанров разговорной речи: беседы, рассказа.


36

Диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения».


1

Написание диктанта по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Выполнение грамматического задания по теме.

37

Работа над ошибками.


1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.


38

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

1

Предложение осложнённой структуры. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Условия постановки запятой в предложении с однородными членами.

39

Закрепление по теме «Знаки препинания при однородных членах». Обобщающие слова при однородных членах (постановка двоеточия после обобщающего слова).

1

Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Условия постановки запятой в предложении с однородными членами. Понятие обобщающего слова. Знаки препинания в предложении с обобщающим словом.

40

Обращение. Его функции и способы выражения. Р.Р. Речевой этикет. Этикетные формулы обращения.

1

Понятие об обращении. Интонационные особенности предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенности речевого этикета.

41

Р.Р. Письмо.

1

Виды писем. Структура писем. Этикет письма.

42

Р.Р. Подробное изложение текста с заданием по тексту – ответить на вопрос.

1

Написание подробного изложения. Выполнение творческого задания (ответ на вопрос).

43

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Порядок синтаксического разбора простого предложения. Понятие о вводных словах и словосочетаниях (ознакомительно).

44

Простые и сложные предложения. Строение сложного предложения, союзы в сложном предложении.

1

Понятие сложного предложения. Различие простого и сложного предложения. Структура сложного предложения. Союзы, связывающие части сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

45

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения.

1

Порядок синтаксического разбора сложного предложения. Как правильно оформить письменный разбор сложного предложения.

46

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Летом».

1

Составление плана сочинения.

47

Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

1

Написание сочинения по плану.

48

Способы передачи чужой речи Прямая речь.

1

Структура предложений с прямой речью. Интонация предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

49

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Схемы предложений с прямой речью. Интонация предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

50

Диалог. Р.Р. Этикет беседы. Структура беседы.

1

Структура диалога. Знаки препинания в предложениях с диалогом. Этикетный диалог.

51

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Р.Р. Культура речи. Основные нормы речи.

1

Закрепление и повторение знаний, полученных при изучении темы. Нормированность речи.

52

Диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

53

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

16 (12+4)


54

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Слог. Ударение. Особенности ударения в русском языке.

1

Что изучает фонетика. Какие звуки называют звуками речи. Деление слов на слоги. Роль ударения в словах. Особенности ударения.

55

Система гласных звуков. Гласные ударные и безударные. Система согласных звуков. Согласные твёрдые и мягкие.

1

Какие звуки являются гласными. Как образуются гласные звуки. Какие звуки являются согласными. Как образуются согласные звуки. Звуки, имеющие пару по мягкости – твёрдости.

56

Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

1

Звуки, имеющие пару по звонкости – глухости. Какие согласные называются сонорными. В чём особенность шипящих звуков.

57

Изменение звуков в потоке речи.

1

Изменения, происходящие со звуками в потоке речи. Изменение качества гласных звуков. Оглушение и озвончение согласных звуков.

58

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Текст-повествование. Особенности текста.

1

Композиционные и смысловые признаки текста – повествования. Работа с текстом типа речи повествование. Составление плана к изложению.

59

Р.Р. Изложение текста повествовательного характера (текст – «Старинная шкатулка»).

1

Написание изложения по плану.

60

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

Как обозначается мягкость согласных на письме. В каких сочетаниях согласных мягкость не обозначается с помощью мягкого знака. Сочетания согласных, в которых мягкость обозначается с помощью мягкого знака. Сочетания согласных, в которых мягкость не обозначается с помощью мягкого знака. Произношение некоторых сочетаний звуков.

61

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1

Условия, при которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Условия, при которых эти буквы обозначают один звук. Роль букв е, ё, ю, я, если они обозначают один звук.

62

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения. Основные орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические словари.

1

Что изучает орфоэпия. Произносительные нормы. Словари, в которых отражаются произносительные нормы.

63

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.

Фонетическая транскрипция.

1

Порядок фонетического разбора. Особенности звукописи, её роль в речи. Что такое фонетическая транскрипция.

64

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография».

1

Повторение и закрепление по теме: звуковой состав слова; фонетический разбор слов; правильное произношение слов.

65

Диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

66

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор грамматического задания.


67

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Текст-описание. Описание предмета. Особенности текста. Слова с национально-культурным компонентом значения.

1


Композиционные и смысловые признаки текста – описания. Работа с текстом типа речи описание. Составление плана к сочинению – описанию предмета. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний для описания предмета.

68

Р.Р. Контрольное сочинение – описание предмета.

1

Написание сочинения по плану.

69

Графика. Графика как раздел лингвистики. Алфавит. Каллиграфия.

1

Что изучает графика. Роль алфавита. Прописные и строчные буквы. Прописные и печатные буквы. Что такое каллиграфия, какова её роль.

5.

Лексика. Культура речи.

9 (7+2)


70

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Однозначные и многозначные слова.

1

Лексикология как раздел лингвистики. Отличие слова от других языковых единиц. Что такое лексическое и грамматическое значение слов. Различие между лексическим и грамматическим значением Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Слова с одним значением и с несколькими значениями. Многозначные слова в толковом словаре. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

71

Прямое и переносное значение слов.

1

Чем отличаются слова в прямом и переносном значении. Метафора – переносное значение слов. Олицетворение. Толковый словарь: как найти слова с переносным значением.

72

Омонимы. Различие омонимов и многозначных слов.

1

Что такое омонимы. Роль омонимов в речи. Как найти омонимы в толковом словаре. Отличие омонимов от многозначных слов.

73

Р.Р. Подробное изложение (контрольное) «Первый снег» (текст – описание с элементами повествования) – подготовка к изложению.

1

Повторение по теме «Функционально-смысловые типы речи»: текст – описание, текст – повествование. Особенности текстов. Работа с текстом для изложения: наблюдение за предложенным материалом, составление плана, лексическая работа.

74

Р.Р. Подробное изложение (контрольное) «Первый снег» (текст – описание с элементами повествования).

1

Написание изложения по плану.

75

Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.

1

Что такое синонимы. Синонимы как средство выразительности. Различия между синонимами. Отличие синонимов и омонимов.

76

Антонимы. Словари синонимов и антонимов. Основные выразительные средства лексики.

1

Антонимы – противоположные слова. Роль антонимов в речи.

77

Диктант по теме « Лексика».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

78

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22 (18+4)


79

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Морфемные словари русского языка.

1

Морфемика как раздел лингвистики. Что такое морфема. Чем морфемы отличаются между собой. Роль морфемных словарей.

80

Изменение и образование слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1

Морфемный состав слова. Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова.

81

Окончание как формообразующая морфема. Основа слова.

1

Роль окончания. Нахождение и выделение окончания. Нулевое окончание. Выделение основы в слове.

82

Корень слова.

1

Отличие корня от других морфем. Как правильно найти корень. Однокоренные слова.

83

Суффикс. Роль суффиксов в слове.

1

Виды суффиксов. Роль суффиксов в слове: образование новых слов с помощью суффикса.

84

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение в повествовании. Его структура и разновидности. Язык и история. Секрет названия.

1

Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа.

85

Р.Р. Сочинение – повествование с элементами рассуждения «Дни недели рассказывают о себе».

1

Написание сочинения по плану.

86

Приставка. Роль приставок в слове.

1

Виды приставок. Роль приставки: образование новых слов с помощью приставки.

87

Чередование звуков в морфемах. Беглые гласные.

1

Что такое чередование звуков. Морфемный состав слова и чередование звуков. Многообразие чередований звуков.

88

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1

Что такое вариант морфемы. Выделение морфем в слове, нахождение и объяснение чередований звуков.

89

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Правильное нахождение приставки в слове, объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

90

Буквы з - с на конце приставок.

1

Виды приставок на з – с. Условия, при которых в приставке пишется з или с. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

91

Закрепление по теме «Буквы з – с на конце

приставок».

1

Применение правила в практике написания слов. Слова, не имеющие приставок на з – с. Слова с приставкой с.

92

Буквы о - а в корнях лаг - лож.

1

Условия, при которых в корнях лаг - лож пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

93

Р.Р. Описание «поэтических предметов». Сочинение по картине: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» (подготовка к сочинению).

1

Знакомство с понятием «пейзаж» в художественной литературе. Композиционные и смысловые признаки текста – описание (повторение). Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа.

94

Р.Р. Сочинение по картине: И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

1

Написание сочинения по плану.

95

Буквы о - а в корнях раст – ращ - рос.

1

Условия, при которых в корнях раст – ращ - рос пишутся буквы о – а. Объяснение написания орфограммы. Слова – исключения. Применение правила в практике написания слов.

96

Буквы о - ё после шипящих в корне.

1

Условия, при которых после шипящих в корне пишутся буквы о – ё. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

97

Буквы ы - и после – ц.

1

Условия, при которых после ц в корне слов пишется буква и. Условия, при которых после ц в окончаниях и суффиксах слов пишется буква ы. Объяснение написания Объяснение написания орфограммы. Слова – исключения. Применение правила в практике написания слов.

98

Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика». Основные выразительные средства морфемики.

1

Морфемы, морфемный разбор слов. Варианты морфем. Чередование звуков и беглые гласные. Орфограммы в приставках, корнях, окончаниях слов.

99

Диктант по теме «Морфемика. Орфография».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

100

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.



101

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Грамматическое значение слова. Система частей речи в русском языке.

8.

Имя существительное.

20 (17+3)


102

Имя существительное как часть речи.

1

Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении.

103


Р.Р. Доказательства в рассуждении.


1


Повторение по теме «Функционально-смысловые типы речи». Композиционные и смысловые признаки текста повествования с элементами рассуждения (повторение). Ведение понятия: текст – рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа.

104

Р.Р. Сочинение-рассуждение (контрольное) на одну из предложенных тем.

1

Написание сочинения по плану.

105

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

Как отличить одушевлённое существительное от неодушевлённого. Вопросы, которые ставятся к имени существительному.

106

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений, выделение этих названий кавычками.

107

Род имён существительных.

1

Как определить род существительного. Согласование имён существительных с прилагательными.

108


Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Какие существительные имеют форму только множественного числа. Особенности употребления их в речи.

109

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

Какие существительные имеют форму только множественного числа. Особенности употребления их в речи.

110

Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение текста-рассуждения.

1

Повторение по теме «Текст. Тема текста. Основная мысль текста». Приёмы сжатия текста.

111

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.

1

Склонение – это изменение существительного по падежам и числам. Как определить склонение существительных. Как определить падеж существительных. Особенности склонения существительных.

112

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

1

Гласные в окончаниях существительных. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

113

Правописание существительных на – ий, - ия, - ие

1

Гласные в окончаниях существительных на - ий, - ие, - ия. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

114

Диктант по теме «Правописание имён существительных».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

115

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

116

Множественное число имён существительных.

1

Особенности употребления существительных во множественном числе в падежных формах. Форма родительного падежа множественного числа существительных.

117

Правописание букв о - е после шипящих и – ц - в окончаниях существительных.

1

Условия, при которых после шипящих и - ц в окончаниях существительных пишутся буквы о - е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

118

Морфологический разбор имени существительного.

1

Постоянные и непостоянные признаки существительного. План морфологического разбора существительного.

119


Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное». Подготовка к контрольной работе по теме «Имя существительное».

1

Повторение и закрепление по теме: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные, род, число, падеж существительных, правописание окончаний существительных.

120

Контрольная работа (тест) по теме «Имя существительное».

1

Выполнение тестовой контрольной работы по теме.

121

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

9.

Имя прилагательное.

14 (10+4)


122

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных в предложении». Род и

число имён прилагательных.

1

Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении.

123

Падеж прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Как определить падеж прилагательного. Окончания прилагательных в разных падежных формах. Как проверить написание окончания прилагательного.

124

Закрепление по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных».

1

Применение правила в практике написания слов. Способы самопроверки.

125

Р.Р. Описание животного. Структура и признаки текста.

1

Повторение по теме: текст – описание. Особенности текста – описание животного. Стилистические разновидности этого жанра. Составление плана текста – описание животного.

126

Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием животного (текст А.И. Куприна из рассказа «Ю – ю»).

1

Написание изложения по плану.

127

Буквы о – е после шипящих в окончаниях прилагательных.

1

Условия, при которых после шипящих в окончаниях прилагательных пишутся буквы о – е. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

128

Прилагательные полные и краткие. Р.Р. Этикет просьбы. Правильное употребление имён прилагательных в речи.

1

Отличие полных и кратких прилагательных. Образование кратких прилагательных. Изменение кратких прилагательных по числам и в единственном числе по родам. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.

129

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую: неупотребление буквы – ь.

130

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного. План морфологического разбора прилагательного.

131

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Повторение и закрепление по теме: общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксические функции существительных в предложении, падеж прилагательных, правописание окончаний прилагательных, краткие и полные имена прилагательные, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, морфологический разбор имени прилагательного.

132

Диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

133

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

134


Р.Р. Устное составление текста с описанием любимого животного.

1

Повторение по теме: текст – описание, особенности текста – описание животного. Стилистические разновидности этого жанра: описание животного в научном и художественном стиле. Составление плана текста – описание животного.

135

Р.Р. Устное составление текста с описанием любимого животного. Урок рассказывания.

1

Рассказы учащихся о своих любимых животных.

10.

Глагол.

34 (29+5)


136

Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола в предложении.

1

Общее грамматическое значение, морфологические свойства и синтаксическая роль глагола в предложении. Как изменяется глагол.

137

Правописание не с глаголами.

1

Как пишется не с глаголами. Случаи, когда не с глаголами пишется слитно.

138

Закрепление по теме «Правописание не с глаголами».

1

Повторение и закрепление по теме.

139

Р.Р. Рассказ. Структура и особенности стиля.

1

Рассказ, строение рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка). Стиль рассказа. Подготовка к сочинению: работа по иллюстрациям, составление плана.

140

Р.Р. Сочинение – рассказ по сюжетным картинкам.

1

Написание рассказа по сюжетным картинкам.

141

Неопределённая форма глагола (инфинитив).

1

Вопросы, на которые отвечает неопределённая форма глагола. Признаки неопределённой формы глагола.

142

Правописание мягкого знака в неопределенной форме глагола после шипящих.

1

Условия, при которых пишется буква ь. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

143

Закрепление по теме «Неопределенная форма глагола».

1

Повторение и закрепление по теме. Применение правила в практике написания слов.

144

Правописание - тся и – ться в глаголах.

1

Отличие неопределённой формы глагола от формы 3 лица. Условия выбора написания мягкого знака. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов

145

Закрепление по теме «Правописание - тся - ться в глаголах».

1

Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов

146

Диктант по теме «Правописание глаголов».

1

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

147

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок.

148

Вид глагола. Видовые пары.

1

Какие существуют виды глагола. Вопросы, на которые отвечает глагол. Определение вида глагола. Видовые пары, которые образуют глаголы.

149

Закрепление по теме «Вид глагола».

1

Вид глагола. Видовые пары глагола.

150

Буквы е - и в корнях с чередованием.

1

Повторение по теме «Чередование звуков». Условия, от которых зависит выбор гласной е – и в корнях с чередованием. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

151

Закрепление по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием».

1

Повторение и закрепление по теме. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов

152

Р.Р. Подготовка к изложению с заменой лица рассказчика.

1

Изменение лица рассказчика в тексте: замена 1 лица на 3-е. Составление плана текста, подбор заголовка.

153

Р.Р. Изложение с заменой лица рассказчика.

1

Написание изложения по плану.

154

Время глагола. Прошедшее время глагола.

1

Вопросы к глаголам в прошедшем времени. Образование формы прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и в единственном числе по родам.

155

Настоящее время глагола.

1

У каких глаголов есть форма настоящего времени. Как образуется форма настоящего времени. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.

156

Будущее время глагола. Закрепление по теме «Время глагола».

1

Образование формы будущего времени. Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам. Отличие временных форм друг от друга. Правильное употребление видовременных форм в тексте.

157

Спряжение глаголов.

1

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

158

Как определить спряжение глагола.

1

Как правильно написать безударное личное окончание глагола. Глаголы – исключения.

159

Правописание букв е – и в личных окончаниях глаголов.

1

Повторение и закрепление по теме: правописание личных окончаний глаголов.

160


Закрепление по теме «Как определить спряжение глагола».

1

Особенности спряжения глаголов. Как правильно написать безударное окончание глагола.

161

Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе). Составление устного рассказа о себе. Устный рассказ о себе на одну из предложенных тем.

1

Строение рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка. Особенности стиля рассказа. Название рассказа. Рассказы учащихся о себе.

162

Морфологический разбор глагола.

1

Постоянные и непостоянные признаки глагола. План морфологического разбора глагола.

163

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

Когда пишется ь после шипящих в глаголах. Условия, от которых зависит написание ь в глаголах. Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

164

Закрепление по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа».

1

Объяснение написания орфограммы. Применение правила в практике написания слов.

165

Употребление времён.

1

Какие формы глаголов могут использоваться в рассказе о прошлом? Как правильно использовать в речи формы настоящего времени.

166


Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

1

Повторение и закрепление по теме: правописание не с глаголами, ться и тся в глаголах.

167

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

1

Повторение и закрепление по теме: е – и в корнях с чередованием, личные окончания глаголов, ь в окончаниях глаголов, морфологический разбор глаголов.

168

Контрольная работа по теме «Глагол» (тест).

1

Выполнение тестовой контрольной работы по теме.

169

Работа над ошибками.

1

Разбор основных орфографических ошибок. Выполнение второго варианта работы.

11.

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе.

6 (5+1)


170

Разделы лингвистики.

1

Какие существуют разделы лингвистики, изучающие язык. Единицы языка.

171

Орфограммы в приставке и корне слов.

1

Какие орфограммы существуют в приставках, корнях и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов.

172

Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ – ь.

1

Какие орфограммы существуют в окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Применение правила в практике написания слов.

173

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Простое и сложное предложения, строение предложений. Пунктограммы в простом и сложном предложениях. Объяснение пунктограмм. Применение правила в практике написания предложений.

174

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы.

Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1

Тексты разных функциональных типов: описание, повествование, рассуждение, особенности текстов. Композиционно-жанровое своеобразие текстов. Стилистические разновидности текстов. разных Основные особенности разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы. Работа с текстами разных функциональных типов и стилей.

175

Культуроведческая компетенция. Пословицы. Поговорки. Отражение в языке культуры и истории народа.

1

Многообразие пословиц и поговорок. Как в языке отражается история и культура народа.



Список использованной литературы

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и другие]. - 13-е издание. – М.: Просвещение, 2016.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.