Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Право
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский индустриальный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Право
для специальности
38.02.02. Страховое дело
Белгород 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего общего образования и учебного плана по специальности 38.02.02 Страховое дело.
Рассмотрено цикловой комиссией общеобразовательных и социально-экономических дисциплин» Протокол заседания № 1 От «30» августа 2019 г. Председатель цикловой комиссии ______________/ Горлова Е.В. | Согласовано Зам. директора по УР __________/ Г. Н. Беляева «30» августа 2019 г. | Утверждаю Зам. директора по УР ______/ Н. В. Выручаева «30» августа 2019 г. |
Рассмотрено цикловой комиссией общеобразовательных и социально-экономических дисциплин Протокол заседания № 1 От «31» августа 2020 г. Председатель цикловой комиссии ______________/ _______________ | | |
Рассмотрено цикловой комиссией общеобразовательных и социально-экономических дисциплин Протокол заседания № 1 От «31» августа 2021г. Председатель цикловой комиссии ______________/ _______________ | | |
Рассмотрено цикловой комиссией общеобразовательных и социально-экономических дисциплин» Протокол заседания № 1 От «__» августа 202_ г. Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________ | | |
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
Разработчик: преподаватель ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» Гонтарь Татьяна Леонидовна
Рецензент (внутренний): преподаватель ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» Горлова Елена Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6-10 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11-12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Право
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Право является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.02.Страховое дело. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована по программам курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению 38.02.02.Страховое дело.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: в учебных планах ППССЗ учебная дисциплина ОУД.12 Право входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.12 Право обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
ЛР1 − воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
ЛР2−− формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
ЛР3−− сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
ЛР4−− готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
ЛР5−− готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
ЛР6−− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛР7−− готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни
• метапредметных:
МР1−− выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
МР2−− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
МР3−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР4−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
МР5−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР6−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР7−− владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, новых познавательных задач и средств их достижения;
• предметных:
ПР1−− сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах;
ПР2−− владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
ПР3−− владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
ПР4− сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
ПР5−− сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
ПР6−− сформированность основ правового мышления;
ПР7−− сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
ПР8−− понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
ПР9−− сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
ПР10−− сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины «Право»:
максимальной учебной нагрузки студента 127 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 85 часов.
Практические работы – 18 часов,
самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.
- консультации – 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 127 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 36 |
консультации | 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.12 Право.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тема1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества | Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | | |||||
1 | Проработка конспекта лекций; работа с понятиями; подготовка сообщений на темы «Роль правовой информации в познании права», «Право и мораль: общее и особенное», «Пределы действия законов». | 2 | |||||
Тема 2. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы | | 9 | |||||
Тема 2.1 Понятие и система права. | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. | 1 | 2 | ||||
Тема 2.2. Источники права | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
2 | Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 1. | 1 | | |||||
1 | Классификация и определение норм права. | | |||||
Самостоятельная работа: | 3 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекций. Подготовка сообщений по теме: Формы права. Правовой обычай. Юридический прецедент. | 3 | |||||
Тема 3 Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности | | 10 | |||||
Тема 3.1 Юридические факты как основание правоотношений | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | 2 | 2 | ||||
Тема 3.2. Правовое сознание и его структура | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. | 2 | 2 | ||||
Тема 3.3.Понятие правовой системы общества | Содержание учебного материала | 5 | | ||||
1 | Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая система. Англо-саксонская правовая система. Религиозно-правовая система. Социалистическая правовая система. Особенности правовой системы в России. | 1 | 3 | ||||
Практическое занятие 2. | 1 | | |||||
1 | Правовые отношения | | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекций; работа с понятиями. Подготовка сообщений по теме: «Правовая культура. Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем молодежи», «Правовые системы и их виды» | 4 | |||||
Тема 4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации | | 13 | |||||
Тема 4.1. Происхождение и признаки государства. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. происхождение античного государства. Происхождение государства древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. | 2 | 2 | ||||
Тема 4.2. Сущность и функции государства. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. | 2 | 2 | ||||
Тема 4.3. Конституция Российской Федерации — основной закон страны | Содержание учебного материала | 9 | | ||||
1 | Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 3. | 2 | | |||||
| Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации Организация работы с Конституцией РФ. .Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. | 2 | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекций; работа с текстом Конституции РФ, Подготовка сообщений по теме: Особенности организации власти в смешанной республике. Президент России: история и современность. Основы конституционного строя в РФ. Традиции местного самоуправления в нашем регионе. Законодательная деятельность Белгородской областной Думы. | 4 | |||||
Консультация 1 | 1 | ||||||
1 | Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации | 1 | |||||
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы | | 9 | |||||
Тема 5.1. Защита прав человека в государстве | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. | 2 | | ||||
Тема 5.2 Правоохранительные органы Российской Федерации | Содержание учебного материала | 6 | | ||||
1 | Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 4. | 1 | | |||||
1 | Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции | 1 | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
1 | Работа с ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности». Выполнить задание в тетради, используя учебник: Казанцев, С.Я. Основы права.: учебник / Казанцев С.Я. — Москва: Юстиция, 2019 — 287 с. — (СПО). — URL: https://book.ru/book/930567 . — Текст: электронный . | 4 | |||||
Тема 6. Гражданское право. Организация предпринимательства в России | | 14 | |||||
Тема 6.1.Понятие и сущность гражданского права | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. | 2 | 2 | ||||
Тема 6.2. Обязательства и способы их обеспечения. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств | 2 | 2 | ||||
Тема 6.3. Право собственности. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные, неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско- правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. | 2 | 2 | ||||
Тема 6.4. Предпринимательство и предпринимательское право | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. | 2 | 2 | ||||
Тема 6.5 Правовое регулирование защиты предпринимателей и прав собственности. | Содержание учебного материала | 6 | | ||||
1 | Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. | 1 | 3 | ||||
| Практическое занятие 5. | 1 | | ||||
1 | Порядок защиты прав собственности. Права потребителей. Наследование и завещание. | 1 | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекций; работа с понятиями. Подготовка сообщений по теме: Защита права собственности в РФ. Договор возмездного оказанияуслуг. | ||||||
Тема 7. Защита прав потребителей. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа: | 2 | | |||||
| Проработка конспекта лекций; работа над понятиями. Порядок защиты прав потребителя Реализация права на образование в России и за рубежом | 2 | |||||
Тема 8. Правовое регулирование образовательной деятельности | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 6. | 2 | | |||||
1 | Правовое регулирование образовательной деятельности. Работа с Законом РФ «Об образовании» | 2 | |||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||
| Работа с конспектом лекции, с понятиями. Подготовка сообщения на тему Право на образование в РФ. | 2 | |||||
Тема 9. Семейное право и наследственное право | | 15 | |||||
Тема 9.1. Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. | 2 | | ||||
Тема 9.2. Порядок заключения и расторжения браков. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Порядок заключения брака. Расторжение брака. | 2 | 2 | ||||
Тема 9.3.Имущественные и личные неимущественные права супругов.. | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. | 2 | 2 | ||||
Тема 9.4. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений | Содержание учебного материала | 9 | | ||||
1 | Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства | 2 | 3 | ||||
| Практическое занятие 7. | 2 | | ||||
1 | Семейное право и наследственное право. Взаимоотношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 2 | |||||
Самостоятельная работа: | 4 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекций; работа с понятиями. Подготовка сообщений по теме:. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование семейных отношений | 4 | |||||
Консультация 2. | 1 | ||||||
1 | Семейное право и наследственное право | 1 | |||||
Тема 10.Трудовое право | | 14 | |||||
Тема 10.1 Понятие трудового права | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права | 2 | 2 | ||||
Тема 10.2. Занятость и трудоустройство | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. | 2 | 2 | ||||
Тема 10.3. Трудовой договор | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная Ответственность | 2 | 2 | ||||
Тема 10.4. Правовое регулирование трудовых отношений. | Содержание учебного материала | 8 | | ||||
1 | Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 8. | 2 | | |||||
1 | Трудовое право. Порядок оформления на работу. Разрешение трудовых споров. Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших совершеннолетия. | 2 | |||||
Самостоятельная работа: | 3 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекции, работа с понятиями. Подготовка сообщений на темы Право на труд в РФ. Правовое регулирование трудоустройства в РФ. Споры в трудовом коллективе. Материальная ответственность работников и работодателей. | 3 | |||||
Консультация 3. | 1 | ||||||
1 | Трудовое право | 1 | |||||
Тема 11. Административное право и административный процесс. | | 9 | |||||
Тема 11.1 Административное право и административные правоотношения | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. | 2 | 2 | ||||
Тема 11.2. Административные правоотношения | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
1 | Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. | 2 | 2 | ||||
Тема 11.3. Административная ответственность. | Содержание учебного материала | 5 | | ||||
1 | Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 9. | 2 | | |||||
Административное право и административный процесс. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекции, работа с понятиями. | 2 | |||||
Консультация 4. | 1 | ||||||
| | Административное право и административный процесс. | | ||||
Тема 12.Уголовное право и уголовный процесс | | 16 | |||||
Тема 12.1. Понятие и принципы уголовного права. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. | 2 | | ||||
| Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Тема 12.2. Понятие и виды преступлений. | 1 | Понятие преступления. Основные виды преступлений. | 2 | | |||
Тема 12.3. Уголовная ответственность и наказание | Содержание учебного материала | 3 | | ||||
1 | Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 10. | 1 | | |||||
1 | Преступления и наказания за них. Решение задач по праву | | |||||
Тема 12.4. Уголовный процесс. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. | 2 | 2 | ||||
Тема 12.5. Защита от преступления | Содержание учебного материала | 7 | | ||||
1 | Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 11. | 2 | | |||||
1 | Уголовное право и уголовный процесс Реализация уголовной ответственности. Права и обязанности участников уголовного процесса | 2 | |||||
Самостоятельная работа: | 2 | ||||||
1 | Проработка конспекта лекции, работа с понятиями. Подготовка сообщений на тему Уголовная ответственность как вид юридической ответственности. | 2 | |||||
Консультация 5. | 1 | ||||||
| 1 | Уголовное право и уголовный процесс | | ||||
Тема 13.Международное право как основа взаимоотношений государств мира | Содержание учебного материала. | 4 | |||||
1 | Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека. | 2 | 3 | ||||
Практическое занятие 12. | 1 | | |||||
1 | Международное право как основа взаимоотношений государств мира. Проблемы международно-правовой защиты прав человека | 1 | |||||
Консультация 6. | 1 | ||||||
1 | Международное право как основа взаимоотношений государств мира | 1 | |||||
Всего | | 127 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство);
Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации учебной дисциплины3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета социально-экономических дисциплин:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
портреты, таблицы;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Рекомендуемая основная литература:
1. Казанцев, С.Я. Основы права.: учебник / Казанцев С.Я. — Москва:
Юстиция, 2019 — 287 с. — (СПО). — URL: https://book.ru/book/930567 .
— Текст: электронный.
2. Смоленский, М.Б. Основы права.: учебное пособие / Смоленский М.Б. —
Москва: КноРус, 2019 — 328 с. — (СПО). — URL:
https://book.ru/book/929999. — Текст: электронный.
3. Некрасов, С.И. Основы права. : учебник / Некрасов С.И. — Москва :
Юстиция, 2019 — 180 с. — (СПО). — URL: https://book.ru/book/930206 .
— Текст: электронный.
4. Румынина В.В. Основы права [Текст] : Учебник / В. В. Румынина. - М. :
ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015 - 256 с. - (Профессиональное образование).
Дополнительная литература
1. Кучина, Ю.А. Трудовое право. Базовый уровень.: учебник / Кучина Ю.А.,
Козина Е.В., Белозерова К.А. — Москва: Юстиция, 2020 — 362 с. —
(СПО). — URL: https://book.ru/book/933640. — Текст: электронный.
2. Смоленский, М.Б. Гражданское право: учебник / Смоленский М.Б. —
Москва : КноРус, 2019 — 325 с. — (СПО). — URL:
https://book.ru/book/932038. — Текст: электронный.
3. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля:учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Нормативные правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 27. 03. 2019) // (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2019, 27 марта, № 0001201903270019); РГ ***; ПГ ***; СЗ РФ ***)
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002 № 95-ФЗ) (в ред. 2019 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (в ред. От 01.10.2019 г.) // СЗ РФ. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) (в ред. от 18.08.2019) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 14.11.2002 № 138-ФЗ) (в ред. от 24.10.2019. г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
Жилищный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ) (в ред . от 24.10.2019 г.) // СЗ РФ. — 2011. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 14.
Земельный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) (в ред. от 03.08.2018 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст.1.
Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (в ред. 2019 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 3.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 08.01.1997 № 1-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 18.12.2001 № 174-ФЗ) (в ред. от 30.10.2018 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 4921.
Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. 2019 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) «О референдуме» // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. 2018 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 11.12.2018 )( // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. 2018 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031.
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (в ред. 2018 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. 2018г.) «О полиции» // СЗ РФ. —2011. — № 7. — Ст. 900.
Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. — 1994. — № 8. — Ст. 801.
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 07.05.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — № 39.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ (в ред. от 30.11.2011) «Об альтернативной гражданской службе» (/ред. от 27.06.2018 )/ СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3448.
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. — № 15. — Ст. 1277.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. 2018 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002
Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 29.12.2015) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002 № 95-ФЗ) (в ред. 2018 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.
Интернет-ресурсы
www. pravo. gov. ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).
www. constitution. ru (Конституция РФ).
www. law. edu. ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).
www. uznay-prezidenta. ru (Президент России гражданам школьного возраста).
www. council. gov. ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ).
www. duma. gov. ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).
www. ksrf. ru (Конституционный суд РФ).
www. vsrf. ru (Верховный суд РФ).
www. arbitr. ru (Высший Арбитражный суд РФ).
www. genproc. gov. ru (Генеральная прокуратура РФ).
www. sledcom. ru (Следственный комитет РФ).
www. pfrf. ru (Пенсионный фонд РФ).
www. cbr. ru (Центральный банк РФ).
www. notariat. ru (Федеральная нотариальная палата).
www. rfdeti. ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
www. ombudsmanrf. org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).
www. mnr. gov. ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
www. rostrud. ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
www. rosregistr. ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и
кадастра).
www. potrebitel. net (Союз потребителей Российской Федерации).
www. rospotrebnadzor. ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-
телей и благополучия человека).
www. рспп. рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).
www. acadprava. ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).
www. un. org/ru (Организация Объединенных Наций).
www. unesco. org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки, культуры — ЮНЕСКО).
www. coe. int (Информационный офис Совета Европы в России).
www. studfiles.net/preview/4017643/page:7/
www.infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-teme-pravoohranitelnie-organi-rf-2638579.html
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/a675a4ea8c67cda1c933cf0db7fd539ccebd8af6/
www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1369671
www. multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-prakticheskoi-rab-1.html
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - Работа с таблицей, графиками, схемами, исследование конкретных тем и оформление результатов в виде рефератов, докладов и презентаций; Выражать и обосновывать свою позицию по основным событиям или явлениям правовой жизни; Работать с правовыми документами. | - тестовый контроль; - оценка результатов выполнения практических работ (решение практических ситуаций); - Письменный контроль знаний; - Устная проверка. |
Сопоставлять- Правовые системы, различных государств, определять принадлежность конкретного государства к тому или иному типу политического режима, форме правления, анализировать избирательные платформы политических партий, работать с документами правового характера; Объяснять- Правовые документы, нормы права, отрасли права и институты. | - письменная проверка; - оценка результатов выполнения практических работ (решение ситуационных задач); |
Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам правового характера. | - устная проверка; - оценка результатов выполнения практических и самостоятельных работ в форме защиты рефератов, докладов, сообщений и презентаций |
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине ОУД.12 Право
для специальностей:
38.02.03 Операционная деятельность в логистике,
38.02.02 Страховое дело,
составленную преподавателем ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» Гонтарь Т.Л.
Рабочая программа по дисциплине ОУД 12. Право разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования. Актуальность программы заключается в том, что изучение права, согласно данной программе, способствует овладению необходимыми общими компетенциями и получению высокого уровня квалификации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа учебного курса включает обязательный минимум знаний, изучение которых позволит овладеть основными положениями и категориями правовой и политической наук. Целью освоения учебной дисциплины «Право» является усвоение студентами основ правовой культуры, и на этой основе формирование представлений о гражданских правах и свободах, формах и способах включения в сложный мир политических отношений, приобретение ими навыков ориентирования в современных политических процессах различного масштаба и сложности, соответствующих современному уровню развития российского общества.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности, с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Структура программы учебной дисциплины «Право» ориентирована на изучение следующих вопросов:
- значение изучения «Права», правовые нормы, формы и отрасли права;
- общая методология правовой науки, основные концептуальные подходы к исследованию правовых процессов;
- исторические модели политико-правовой организации общества и формы правовых представлений;
- природа и типология субъектов политических отношений, ролевые функции участников политического процесса как объект исследования;
- юридические факты, субъекты и объекты правоотношений;
- социокультурный подход к анализу политических явлений;
- своеобразие политического опыта стран и народов и его интерпретация в политологии;
- поведение людей в мире права;
- правовой статус человека в Российской Федерации;
- основные формы и способы защиты прав граждан;
- судебная система в РФ;
- система правоохранительных органов;
- понятие международного права, источники и принципы международного права.
Изучение учебной дисциплины ОУД 12. Право направлено на развитие у обучающихся гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания, правовой культуры, навыков правовомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предусматривает самостоятельную работу студентов и такие формы деятельности как:
– лабораторная работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;
– подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на миниконференции;
– работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;
– работа с таблицей, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
– дискуссия, брейн-ринг;
– решение задач;
– работа с документами.
Организация занятий в таких случаях может осуществлять в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций. Учащимся предлагается также самостоятельная работа по подготовке рефератов.
Рецензент: Преподаватель
ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» Горлова Е.В.