Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности «Автоматизация технологических процессов и производств»
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Зам. директора по УМР
БПОУ ВО «ЧМК»
«___»__________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 География
для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
(углубленная подготовка)
2020
Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 География разработана в соответствии:
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», в редакции приказа от 29.06.2017 № 613;
письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
письмом Федерального государственного автономного учреждения Федеральный институт развития образования «Об уточнении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259);
информационно-методическим письмом об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования ФГАУ «ФИРО» от 11 октября 2017 г. за № 01-00-05/925 «Разъяснения по формированию общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования и программно-методическому сопровождению изучения общеобразовательных дисциплин»;
примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 (с последующими изменениями);
примерной основной образовательной программой среднего общего образования //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Разработчик:
Смирнова Т.П., преподаватель колледжа
Рекомендована цикловой комиссией
«Социально-экономические дисциплины и ОБЖ»,
протокол № от 20 г.
Председатель ЦК _______/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 43 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 45 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.01 География
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «География» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии Программа является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (углубленная подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программ
Учебная дисциплина «География» относится к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО, входит в состав дополнительных (предлагаемых ПОО) дисциплин общеобразовательного цикла, ОПОП СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (углубленная подготовка)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владения навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения логическими действиями определения понятий. Обобщения, установления аналогий. Классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критерий;
-умение устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждение. Умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление обширных междисциплинарных связей географии.
- предметных:
-владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 270 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 180 часов;
самостоятельная работа обучающегося 90 часов,
из них
выполнение индивидуального проекта ( по выбору обучающихся) 10 часов.
1.5 Используемые современные образовательные технологии в реализации рабочей программы учебной дисциплины
В реализации рабочей программы на учебных занятиях используются современные образовательные технологии:
информационно-развивающие технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные технологии, представленные самостоятельной работой на опережающей основе, проектной деятельностью, групповой работой, осуществлением само- и взаимооценки, реализацией права выбора уровня сложности и способа выполнения заданий, партнера в учебной деятельности, источника информации;
развивающие технологии, характеризующиеся включением обучающихся в проблемные лекции и семинары, учебные дискуссии, коллективную мыслительную и учебно-исследовательскую деятельность.
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
| |
| |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: | |
выполнение индивидуального проекта (для обучающихся, выбравших выполнение индивидуального проекта по дисциплине) | 10 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта во втором семестре. | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практическая и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. Тема 1.Источники географической информации | Содержание учебного материала | 10 | | |
Введение. 1.Источники географической информации. | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальности. Традиционные и новые методы географических исследований. . Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 4 | 2 | |
Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. | 2 | | | |
Самостоятельные работы обучающихся Нанесение основных географических объектов на контурную карту. | 4/3 | | | |
Выполнение индивидуального проекта Определение темы, выдвижение проблемы, создание развернутого плана, выбор продукта индивидуального | /1 | | | |
Тема 2 Современная политическая устройство мира. | Содержание учебного материала | 34 | | |
| Современная политическая карта мира. | 2 | 2 2 | |
Группировка стран по площади территории и по численности населения. | 2 | | ||
Типология стран мира | 2 | | ||
Экономически развитые страны мира | 2 | | ||
Развивающиеся страны мира | 2 | | ||
Влияние международных отношений на политическую карту мира | 2 | | ||
| Государственный строй страны. | 2 | | |
| Политико – географическое положение стран и районов. | 2 | | |
| Политическая география и геополитика | 2 | | |
| Практические занятия Ознакомление с политической картой мира. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. Отражение на карте классификации стран мира по различным признакам и особенностей современной политической карты Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | 4 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Новейшие изменения политической карты мира». Составление таблицы «Государственный строй страны мира» | 12 | | ||
Тема 3 География мировых природных ресурсов. | Содержание учебного материала | 36 | | |
| Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы | 2 | 2 | |
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно–ресурсный потенциал | 2 | | | |
Размещение минеральных ресурсов на территории мировой суши. Достаточно ли их? | 2 | | | |
Земельные ресурсы мира Два противоположных процессов. | 2 | | | |
Водные ресурсы суши. Проблема пресной воды | 2 | | | |
Биологические ресурсы мира | 2 | | | |
Ресурсы Мирового океана | 2 | | | |
| Рекреационные ресурсы | 2 | | |
Загрязнение и охрана окружающей среды | 2 | | | |
Географическое ресурсоведение и геоэкология | 2 | | | |
| Практические занятия Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира топливными природными ресурсами Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира земельными природными ресурсами Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира водными природными ресурсами мира. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения | 6 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Обработка текста- Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. Подготовка выступлений по одной из тем по выбору обучающихся Загрязнение и охрана окружающей среды: Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения) Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути сохранения) Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути сохранения) Составление таблицы -Типы природопользования в различных регионах и странах мира. Составление развернутого плана темы «Ресурсы Мирового океана» Составление конспекта «Альтернативые источники энергии» | 10/8 | | | |
| Выполнение индивидуального проекта. Подготовка библиографии проекта. Сбор информации по теме проекта | /2 | | |
Тема 4 География населения мира. | Содержание учебного материала | 36 | | |
| Численность и динамика населения мира. Наиболее населенные регионы и страны мира. | 2 | 2 | |
Воспроизводство населения и его типы. | 2 | | | |
Демографическая ситуация в мире. Демографическая политика. | 2 | | | |
Половая и возрастная структура населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. | 2 | | | |
. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. | 2 | | | |
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.. | 2 | | | |
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. | 2 | | | |
Миграции населения и их основные направления. | 2 | | | |
| Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Возрастание роли | 2 | 2 | |
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы | 2 | | | |
Население и окружающая сред: воздействие урбанизации | 2 | | | |
| Практические занятия Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. Составление таблицы по показателям плотности населения мира Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. Определение уровни и темпы урбанизации в мире. | 6 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка выступлений по одной из тем по выбору обучающихся: Особенности современного воспроизводства мирового населения. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. Демографическая политика в России: цели, методы, результаты. Современные международные миграции населения. Особенности урбанизации в развивающихся странах.. | 8/6 | | | |
| Выполнение индивидуального проекта. Сбор информации, ее структурирование. | 2 | | |
Тема 5 Мирового хозяйства. | | 54 | | |
5.1.Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | | |
| . Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование . | 2 | | |
Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства | 2 | | | |
Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, Исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 4 | | | |
5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | | |
| Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка | 2 | 2 | |
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | | | |
5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | | |
| Географические особенности мирового потребления минерального топлива, | 2 | 2,3 | |
Нефтяная, угольная и газовая промышленность | 2 | | | |
Развития мировой электроэнергетики | 2 | | | |
Географические особенности черная и цветная металлургия. | 2 | | | |
Географические особенности машиностроения | 2 | | | |
Географические особенности химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности | 2 | | | |
5.4.География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | | | |
| География транспорта Транспортный комплекс и его современная структура. | 2 | | |
Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 | 2 | | |
| Практические занятия Характеристика научно-технической революции. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда. Построение картосхемы размещения основных районов сельского хозяйства Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности. Характеристика географии транспорта Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов . | 6 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Выписки из текста учебника - Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Работа с Интернет –ресурсами www. wikipedia. Org для подготовки презентаций по темам: Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. Международный туризм в различных странах и регионах мира. | 20/18 | | | |
| Выполнение индивидуального проекта. Проведение исследования, обработка его результатов. | 2 | | |
Тема 6 Регионы мира. | | 58 | | |
6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | | | |
| Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Зарубежной Европы. | 2 | 2 | |
Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации Зарубежной Европы. Территориальная структура. Интеграционные группировки. | 2 | | | |
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно–ресурсный потенциала, населения и хозяйства и их территориальная структура. | 2 | | | |
6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии. | | | | |
| Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки. | 2 | 2 | |
Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура.. Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы, природно–ресурсный потенциал, населения и хозяйства и ее территориальная структура. | 2 | 2 | | |
6.3 География населения и хозяйства Африки. | | | | |
| Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 2 | 2 | |
| Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура. Интеграционные группировки | 2 | | |
6.4 География населения и хозяйства Северной Америки. | | | | |
| Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения регион. История формирования его политической карты. Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно–ресурсный потенциал, население. Ведущие отрасли хозяйства и экономические районы | 2 | 2 | |
Канада. Условия формирования и развития. Особенности политической системы. Природно–ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства | 2 | | | |
6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки. | | | | |
| Место и роль Латинской Америки. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты Латинской Америки.. | 2 | 2 | |
Характерные черты природно–ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки | 2 | | | |
Бразилия и Мексика как ведущие страны. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Особенности политической системы. Природно–ресурсного потенциала, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура хозяйства. | 2 | 2 | | |
6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании. | | | | |
| Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | 2 | |
| Практические занятия Составление характеристики экономико- географического положения страны(региона) Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Характеристика Африки. Сравните страны Северной , Тропической Африки и ЮАР Описание одного из микрорайонов США(по выбору) Составление социально- экономической характеристики Канады. Сравнительная характеристика стран Латинской Америки. Составление комплексной экономико-географической характеристики Австралии. | 8 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с Интернет –ресурсами : www. wikipedia. org «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. Особенности политической карты Африки с целью выполнения аналитического задания. Подготовка выступлений по одной из тем ( по выбору обучающихся) Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки . Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | 24/22 | | | |
| Выполнение индивидуального проекта: работа над продуктом проекта. | 2 | | |
Тема 7 Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 20 | | |
| Россия на карте мира. | 2 | 2,3 | |
Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже 20 -21 веков. | 2 | | | |
Россия в людском потенциале | 2 | | | |
Характеристика современного этапа социально –экономического развития | 2 | | | |
Особенности территориальной структуры хозяйства. | 2 | | | |
. География отраслей международной специализации. | 2 | | | |
| Практические занятия Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира. | 2 | | |
| Самостоятельная работа обучающихся Выполнение аналитического задания: Особенности современного экономико-географического положения России. Внешняя торговля товарами России. Подготовка сообщении: Ознакомьтесь с проектом «Стратегия 2020» Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Нанесение на контурную карту России международные организации, в работе которых участвует Россия. | 6/5 | | |
| Выполнение индивидуального проекта: подготовка к защите проекта: работа над презентацией проекта. | 1 | | |
Тема 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | 20 | | |
| Глобальные проблемы человечества. Демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | 2,3 | |
Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. | 2 | | | |
Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | | | |
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | | | |
Роль географии в решении глобальных проблем человечества | 2 | | | |
Стратегия устойчивого развития и география | 2 | 2 | | |
| Практические занятия Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества | 2 | | |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовка конспекта -Глобальная проблема изменения климата Подготовка сообщении: «На пути к безъядерному и безопасному миру » Демографический портрет Земли. | 6 | | |
Дифференцированный зачет. | Дифференцированный зачет. | 2 | | |
Всего: 270 часа | | | ||
| | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Географические проблемы урбанизации .
География международного туризма.
Демографическая политика и права личности .
Демографическая проблема.
Значение космических исследований для физической географии.
Значения учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере для развития географии.
Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? (В том числе в нашем городе.)
Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
Мировые города – главные центры активности мирового сообщества.
Может ли 21 век стать веком старения населения?
Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
Нетрадиционные источники получения энергии.
Нефть — природное богатство.
Нефть и газ.
Нефть и ее роль в жизни человека
Политическая карта мира. Этапы формирования. международные конфликты.
Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
Праздники, традиции, обычаи народов мира .
Проблемы переселенцев в России и мире.
Существуют ли расы? История и прогноз
Эволюция климата
Экологические кризисы в истории Земли.
Энергетика будущего.
3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
по разделам содержания учебной дисциплины УД.01 География
Наименование разделов | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснять междисциплинарные связи географии. Использовать традиционные и новые источники географической информации. Использовать Интернет и геоинформационных систем в изучении географии. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом; | Формировать сознательное ответственное отношение к обучению географии; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Вести диалог друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2.Политическое устройство мира | Показывать на карте различные страны мира. Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Сформировать представление о разнообразии современного мира; Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | Оценивать свою работу и работу однокурсников; Адекватно понимать особенности развития современного мира; Уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
3.География мировых природных ресурсов | Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделять различные типы природопользования. Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана | Уметь организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; Составлять качественное и количественное описание объекта. Развивать экологическое мышление, уметь применять его на практике. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. | Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Вносить самостоятельный поиск, анализ отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
4. География населения мира | Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделять различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Называть основные показатели качества жизни населения. Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснять основных направлений и причин современных международных миграций населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисов. . | Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Составлять качественное и количественное описание регионов и стран мира. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; | Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
5 Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделять характерных черт современной научно- технической революции. Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития | Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Участвовать в совместной деятельности; Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности; Развивать целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики. |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделять характерных черт «зеленой революции». Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира | Выделять главное, существенные признаки и понятий; Планировать свою деятельность под руководством преподавателя и самостоятельно; Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. | Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость; |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделять стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей | Владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и авто- мобильных дорог. Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть устной и письменной речью, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Великобритании и Германии. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Выявлять причинно–следственные связи; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Адекватно понимать особенности развития современного мира; Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Африки | Показывать на карте различные страны Африки. Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
География населения и хозяйства Северной Америки | Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделять отраслей международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставлять стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения. Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделять отрасли международной специализации в Бразилии и Мексике. | Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; Готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; Адекватно понимать особенности развития современного мира; | Владеть устной и письменной речью , грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Развивать критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать креативность мышления, инициативность и находчивость. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделять отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно- промышленные и сельскохозяйственные районы | Уметь ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Владеть на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
7.Россия в современном мире | географического положения России. Выделять основных товарных статей экспорта и импорта России. Называть ведущих внешнеторговых партнеров России | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Создавать презентационные материалы. | Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделять глобальных проблем человечества. Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения | Создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях других источниках географической информации. Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. | Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы; Вести диалог друг с другом, находить общие цели и сотрудничать интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Развивать экологическое мышление, понимать влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретать опыта эколого-направленной деятельности; Вносить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: АРМ преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, экран).
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2017.-397
2.Экономическая и социальная география. учебник и практикум для СПО/ под общ. ред Я.Д Вишнякова.-М.: Издательство «Юрайт»,2019-594с.(Серия: Профессиональное образование; ЭБС «Юрайт»
Дополнительные источники:
1.Регионоведение: Учебник для СПО / Гладкий Ю.Н..Чистобаев А.И. -М.: Издательство «Юрайт»,2019-360с.(Серия: Профессиональное образование); ЭБС «Юрайт»
2. Симагин.Ю.А. Экономическая география и регионалистика: учебник для СПО/ под общ. ред Ю.А Симагин.. А.А.,Обыграйкина, В.Д Карасева-М.: 2-е изд. переаб. и доп. –М.: издательство «Юрайт»,2019-594с.(Серия: Профессиональное образование); ЭБС «Юрайт»
3. Калуцкова В.Н. География России:учебнк и практикум для СПО / В.Н Калуцкова 2-е изд. переаб. и доп. –М.: издательство «Юрайт»,2019-360с.(Серия: Профессиональное образование); ЭБС «Юрайт»
4.Родионова. О.А .Экономическая и социальная география В 2ч. учебник для СПО-М.: Издательство «Юрайт»,2019-385с.(Серия: Профессиональное образование); ЭБС «Юрайт»
Интернет- ресурсы:
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
www. collection.edu.yar.ru (Виртуальная лаборатория «Геополитика»)
www. alleng.ru Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский В.П .;
Rambler,Yandex, Google.(поисковые системы)
www.shkolnye-prezentacii.ru ( Мультимедийные презентации по дисциплине «География» )
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, в том числе индивидуального проекта.
Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, задания к которому рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся на первом занятии по дисциплине.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки
Основные показатели оценки результата | |
Личностные | Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать: 1. Ответственное отношение к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2.Целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики; 3. .Экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
Метапредметные | Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения: 1. Умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 2.Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; Основным критерием сформированности коммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя: 1.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 2.Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе; 3. Задавать вопросы с целью получения нужной информации; 4. Организовывать взаимопроверку выполнения работы; 5. Высказывать свое мнение при обсуждении задании. Критериями сформированности у обучающихся регуляции своей деятельности может стать способность: 1.Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. 2.Выбрать средства для организации своего поведения 3.Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. 4.Планировать шаги по устранению пробелов. 5.Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками. 6.Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
Предметные | |
Тема 1. Введение. Источники географической информации | В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; 3. Сопоставлять географические карты различной тематики; |
Тема 2.Политическое устройство мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира; 2. Типологию стран мира по уровню социально –экономическогоо развития; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений социально – экономическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; 2. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни. |
Тема 3. География мировых природных ресурсов | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; 2. Сопоставлять географические карты различной тематики; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; 2. Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов |
Тема 4. География населения мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; 2.Различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 5. Мировое хозяйство | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; |
Тема 6. Регионы мира | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира. 3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ; |
Тема 7. Россия в современном мире | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1.Сопоставлять географические карты различной тематики; 2.Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; 3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: геополитической и геоэкономической ситуации в России. |
Тема 8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | В результате изучения темы, обучающиеся должны знать: 1.Географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении; В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь: 1. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.