Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

5
0
Материал опубликован 1 February 2022 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Суземского района

__________________________________________________________________




Рабочая программа

учителя-дефектолога


««Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»


Составлена на основе программ:

1.«Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

2.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко.

3.«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,Е.А. Логиновой.






Разработала:

Учитель-дефектолог: Игнатькова О.В.






Суземка-2022г.

Содержание

1. Целевой раздел………………………………………………………………...3

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….....3

1.2 Научная обоснованность……………………………………………………..4

1.3 Цель, задачи программы…………………………………………………......7

1.4 Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования………………………………………………………..8

2. Содержательный раздел………………………………………….................11

2.1 Структура программы………………………………………………….........11

2.2.Организация работы…………………………………………………………13

2.3 Планируемые результаты…………………………………………………...15

2.4 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 3-4 лет……19

2.5 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 4-5 лет……21

2.6 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 5-6 лет……24

2.7 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 6-7 лет……28

3. Организационный раздел…………………………………………………..32

3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-дефектолога….32

3.2 Список используемой литературы………………………………………….33



1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с затруднениями в обучении. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам. В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с затруднениями в обучении дошкольного возраста.

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника, максимального преодоления затруднений в познавательном и речевом развитии.


1.2 Научная обоснованность

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

«Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985);

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;

«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,Е.А. Логиновой. СПб., 2010;

Дети с затруднениями в обучении относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Учащиеся характеризуются различной степенью выраженности затруднений в обучении, а также различным прогнозом преодоления. Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы таких детей. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дошкольников с затруднениями в обучении характеризует:

- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изобразительной деятельности, конструирования;

- рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость.

- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

- нарушения речи носят системный характер .


1.3. Цель, задачи программы


Цель программы – всестороннее развитие, коррекция и компенсация высших психических у дошкольников с затруднениями в обучении, формирование у детей целостной картины мира в соответствии с программным содержанием, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей таких детей.

Задачи:

1) Осуществление ранней диагностики, выявление уровня развития высших психических функций дошкольников, определение путей коррекции и компенсации ВПФ.

2) Всестороннее развитие высших психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Формирование мотивации к обучению, формирование желания собственных открытий во всех возможных сферах деятельности.

3) Развитие речи, пассивного и активного словаря детей.

4) Развитие психических процессов: восприятия; мышления; памяти; внимания; воображения.

5) Развитие у детей навыков общения, поддержка инициативы, самостоятельности, познавательной активности ребенка.

6)Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления у детей затруднений в обучении, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

7)Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.


1.4 Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:

1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.


Показания и противопоказания к применению:

На программу зачисляются дети младшего(3-4),среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет), имеющие нарушение в темпе формирования высших психических процессов и замедления формирования знаний, умений и навыков.

На программу не зачисляются дошкольники с детским церебральным параличом средней и тяжелой степени выраженности, с сенсорными нарушениями развития, с задержкой психического развития тяжелой степени выраженности, с умственной отсталостью, дети с ранним детским аутизмом, дети в поведении которых преобладают агрессивные и аутичные черты.

Противопоказаниями к посещению групповых занятий являются дети-инвалиды и дети имеющие хронические соматические заболевания сердца, почек, эндокринной системы и другие.


Длительность программы

Длительность программы 33 занятий. В неделю проводится 1 занятие по 25 минут для детей в возрасте 4-5 лет, 30 минут для дошкольников 5-7 лет.

Занятия для детей могут проводиться как в группе из 3-6 человек, так и индивидуально.


2. Содержательный раздел

2.1 Структура программы

Программа состоит из пояснительной записки, в которой раскрывается актуальность, научная обоснованность, направленность, сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из трех блоков: диагностического (входная диагностика), коррекционно-развивающего, диагностического (выходная диагностика)

Диагностический блок.

Основным содержанием диагностического блока является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развития ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год. По итогам диагностики учащиеся распределяются на группы, сформированные с учетом возраста и уровня развития ВПФ.


Коррекционно-развивающий блок.

Программа коррекционно-развивающего блока включает следующие основные разделы для обучающихся 3-5 лет:

Блок 1. Сенсорные эталоны

Блок 2 . Геометрические фигуры

Блок 3. Количество и счет

Блок 4. Ознакомление с окружающим и развитие речи

Блок 5. Обучение игре

Для обучающихся 5-7 лет программа состоит из следующих основных разделов:

Блок 1. Действия с группами предметов

Блок 2 . Размеры предметов.

Блок 3. Геометрические фигуры

Блок 4. Количество и счет

Блок 5. Пространственные и временные понятия

Программа имеет 4 возрастных блока, разработанных в соответствии с этапами формирования психических процессов и развитием детей.

-четвертый год обучения (3-4 года)

-пятый год обучения(4-5лет)

-шестой год обучения (5-6лет)

-седьмой год обучения(6-7лет)

Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:

- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;

- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) высших психических процессов.

Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с затруднениями в обучении, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.

Занятия направлены на формирование познавательного развития.

Познавательное развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий( развитие мышления); развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числах, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Работа в рамках реализации данной программы предполагает использование групповой или индивидуальной формы работы. При организации групповой формы работы учитывается календарный возраст детей и выраженность имеющихся затруднений.

Дети 1 группы, имеющие легкую степень выраженности затруднений – набираются в группы по 4-5 человек.

Дети 2 группы, имеющие более яркую степень выраженности затруднений – набираются по 2-4 человека в группу.

Диагностический блок.

Итоговая диагностика, выявление результативности коррекционно-развивающего обучения.


2.2.Организация работы

Первый период. В этот период проводятся консультации и первичное диагностической обследование. Выявляется уровень развития ребенка и соответствие сформированности знаний, умений и навыков рамкам возрастной нормы.

Цель первичной диагностики: выявление проблем в формировании высших психических функций, выявление затруднений в обучении.

Второй период. В этот период проводится коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Цель: развитие и коррекция памяти, внимания, восприятия, сенсорных представлений, пространственно-временных представлений; элементарных математических представлений, ознакомления с окружающим миом и развития речи.

Третий период. Итоговая диагностика (последнее занятие)

Цель: определение уровня сформированности знаний, умений и навыков, развития высших психических функций по результатам пройденной программы.


График организации коррекционно-развивающего процесса.

Сроки

Содержание работы

Сентябрь-октябрь

Консультации родителей.

Первичная Диагностика психического развития детей. Заполнение протоколов обследования, карт сопровождения. Зачисление на занятие с учителем-дефектологом.

Октябрь - май

Проведение занятий по расписанию


Май - июнь

Итоговая диагностика развития и определение качества усвоения программы.

Заполнение документации.

Программа может быть продолжена до полного завершения в следующем учебном году.


Диагностический материал для обследования

1.С.Д.Забрамная, О.В.Боровик, «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей» и приложение по использованию данного материала.

2.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004

3.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет

4.Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

5.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка

6.Белопольская М.Л Исключение предметов( четвертый лишний).


2.3 Планируемые результаты.

У детей дошкольного возраста, освоивших программу в полном объеме:

совершенствуется общая ручная моторика;

развивается зрительно-двигательная координация;

формируются предпосылки произвольного внимания, и саморегуляции деятельности;

активизируется познавательная активность и любознательность;

развиваются сферы образов – представлений;

совершенствуются наглядные формы мышления, развиваются предпосылки словесно-логического мышления;

развиваются коммуникативные умения;

развиваются пространственные и временные представления

развиваются такие функции речи, как:

 средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта (информации); средства общения (коммуникации); орудия интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, мышления, воображения (планирования, регуляции и саморегуляции, контроля и самоконтроля);

формируются элементарные математические представления;

усваиваются социальные нормы поведения.

Учащиеся четвертого года обучения (3-4 года) умеют:

Группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.

Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над, под, верхняя – нижняя .

Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

Учащиеся пятого года обучения(4-5 лет) умеют:

Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

Считать до пяти (количественный счет), отвечать на вопрос : Сколько всего?

Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а так же путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар) определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Сравнивать два предмета по величине (больше – больше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Различать и называть круг, квадрат, треугольник, знать их характерные отличия.

Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди - сзади) двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх-вниз (по лестнице).

Определять части суток.

Определять времена года,знать их характерные признаки


Учащиеся шестого года обучения(5-6 лет) умеют:

Считать (отсчитывать) в пределах 10.

Соотносить числа 0-10 с цифрами, уметь писать цифры

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопрос: Сколько?

Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверять точность определений путем наложения или приложения.

Размещать предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (кол-во углов, сторон, равенство, неравенство сторон).

Называть утро, день, вечер, ночь, смену частей суток.

Называть текущий день недели.


Учащиеся седьмого года обучения(6-7 лет) умеют:

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями, находить части целого множества и целое по известным частям.

Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20).

Называть числа в прямом и обратном порядке до 20, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20.

Соотносить цифру 0-9 и кол-во предметов, уметь писать цифры.

Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (плюс, минус, равно).

Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, вместимость, массу (вес предметов), и способы их измерения.

Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.

Различать, называть геометрические фигуры и объемные формы. Проводить их сравнение.

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола), обозначить взаимное расположение и направление движения объектов. Пользоваться знаковыми обозначениями.

Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до одного часа.

Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

Знать, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знать название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.


2.4 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 3-4 лет


Тема занятия


Содержание

Кол-во часов




Диагностика познавательных процессов

1




Блок 1


Сенсорные эталоны

7




1.

Признаки предметов. Цвет

Основные цвета — красный, желтый, синий, их различе­ние и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца

1




2.

Признаки предметов. Форма

Форма предметов. Знакомство с различными формами(круг, квадрат, треугольник)

1




3.

Одинаковые-разные. Сравнение и группировка по нескольким признакам

Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и форме. Различение по цвету и форме

1




4.

Равенство и неравенство групп. Понятия больше и меньше.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов. Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколь­ко, поровну, больше, меньше.


1




5.

Размеры предметов. Большой- маленький,

одинаковые.

учить сравнивать знакомые предметы по величине (боль­шой — маленький, одинаковые), употреблять эти слова в речи


1




6.

Длинный- короткий, одинаковые

учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи;

1




7.

Высокий- низкий, одинаковые

учить сравнивать знакомые предметы по величине (вы­сокий — низкий), употреблять эти слова в речи

1




Блок 2


Геометрические фигуры

4




8.

Круг. Предметы круглой формы

Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названи­ем геометрической фигуры — круг

1




9.

Квадрат. Предметы квадратной формы.

Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.


1




10.

Треугольник. Предметы треугольной формы

Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру.


1




11.

Рисование фигур по шаблонам и трафаретам. Дифференциация

Учить рисовать круги, квадраты треугольники по шаблонам и трафаретам. Продолжать учить различать и правильно называть фигуры

1




Блок 3


Количество и счет

5




12.

Один и много

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи.


1




13.

Число 1

Познакомить с числом 1

1




14.

Число 2

Продолжить знакомить с числом 2

1




15.

Число 3

Продолжить знакомить с числом 3

1




16.

Закрепление счетных навыков. Прямой счет и обратный счёт

Закрепить правильное употребление в речи порядковых числительных

1




Блок 4


Ознакомление с окружающим и развитие речи

10




17.

Овощи

Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них.

1




18.

Фрукты

Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить со­ставлять загадки-описания фрук­тов. Закрепить понятие фрукты.

1




19.

Домашние животные

Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, прино­симая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.

1




20.

Дикие животные

Дикие животные. Закрепить зна­ния детей о диких животных (внеш­ний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.

1




21.

Деревья и цветы

Учить различать деревья и цветы, знать названия, определять по картинкам

1




22.

Игрушки

Систематизировать зна­ния детей об игрушках. Формиро­вать обобщающее понятие игруш­ки.

1




23.

Одежда

Учить правильно называть предметы одежды.

1




24.

Семья. Знания о себе

Ориентировка в собственном теле. Уточнить и закрепить зна­ния ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи).

1




25.

Части суток.

Познакомить детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро, день, вечер, ночь

1




26.

Времена года

Познакомить детей с названиями и характерными признаками четырех времен года.

1




Блок 5


Обучение игре

7




27.

Игры с куклами

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1




28.

Игры с посудой

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1




29.

Игры по сказкам. «Курочка ряба»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки

1




30.

Игры по сказкам. «Колобок»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки

1




31.

Игры по сказкам. «Репка»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки

1




32.

Игры по сказкам. «Теремок»

Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки

1




33.

Итоговая диагностика

Проверка усвоенного материала

1





Всего


34






2.5 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 4-5 лет


Тема занятия


Содержание

Кол-во часов




Диагностика познавательных процессов

1




Блок 1


Сенсорные эталоны

6




1.

Признаки предметов. Цвет

Цвета — красный, желтый, синий, зеленый, их различение и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца

1




2.

Признаки предметов. Форма

Форма предметов. Повторение и закрепление основных форм(круг, квадрат, треугольник)


1




3.

Одинаковые-разные. Сравнение и группировка по нескольким признакам

Сравнение и сопоставление предметов по цвету и форме. Распределение предметов на группы по цвету и форме, классификация предметов.

1




4.

Равенство и неравенство групп. Понятия больше и меньше, одинаковые.

Учить устанавливать равенство и неравенство групп пред­метов. Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколь­ко, поровну, больше, меньшею,одинаковые.

1




5.

Длинный- короткий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи;


1




6.

Высокий- низкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи


1




Блок 2


Геометрические фигуры

4




7.

Круг . Предметы круглой формы

Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. учить видеть форму предметов, соотносить ее с названи­ем геометрической фигуры — круг. Учить обследовать круги осязательно-двигательным пу­тем; Учить обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;


1




8.

Треугольник. Предметы треугольной формы

Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольники по точкам

1




9.

Квадрат. Предметы квадратной формы.

Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать квадраты по точкам;


1




10.

Овал. Закрепление и обощение знаний о геометрических фигурах.

Познакомить с геометрической фигурой — овал, различать сходство и отличия овала и круга. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры с предметами, совпадающими по форме с указанными фигурами.

1




Блок 3


Количество и счет

8




11.

Число 1

Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов.

1




12.

Число 2

Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов.

1




13.

Число 3

Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов.

1




14.

Сравнение чисел 1, 2 и 3

Различение чисел и цифр 1-2-3, соотнесение их с количеством. Прямой и обратный счет. Решение прак­тических задач на конкретных предме­тах; восприятие количества с помо­щью слухового, двига­тельного, тактильного анализаторов

1




15.

Число 4. Сравнение чисел 3 и 4

Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов .Различение цифр и чисел 3 и 4. Соотнесение с количеством пальцев, пересчитывание с называнием итогового числа. За­крепление числового ряда в пределах четы­рех; закрепление навы­ков пересчета предме­тов независимо от пере­мещения и расположе­ния в пространстве, на­правления счета

1




16.

Число 5

Счет и отсчет предме­тов. Образование чис­ла 5. Место в число­вом ряду. Знакомство с цифрой 5.Обводка и прописи цифры

1




17.

Сравнение чисел 4 и 5

Сравнение чисел и цифр 4 и 5.Счетные операции в пределах пяти

1




18.

Закрепление счетных навыков. Прямой и обратный счет

Счет движе­ний, счет предметов на ощупь. Счет от за­данного числа до 5. Порядковый счет до 5. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1




Блок 4


Ознакомление с окружающим и развитие речи

12




19.

Овощи

Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них.

1




20.

Фрукты

Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить со­ставлять загадки-описания фрук­тов. Закрепить понятие фрукты.

1




21.

Домашние животные

Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, прино­симая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.

1




22.

Дикие животные

Дикие животные. Закрепить зна­ния детей о диких животных (внеш­ний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.

1




23.

Деревья

Познакомить с некоторыми видами деревьев, уточнить характерные особенности, сезонные изменения, названия частей деревьев.

1




24.

Цветы

Познакомить с некоторыми видами и названиями цветов, научить различать и показывать их на кратинках

1




25.

Игрушки

Систематизировать зна­ния детей об игрушках. Формиро­вать обобщающее понятие игруш­ки.

1




26.

Одежда

Учить правильно называть предметы одежды. Учить правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда.

1




27.

Обувь

Учить правильно называть предметы обуви.

1




28.

Семья. Закрепление знаний о себе

Уточнить и закрепить зна­ния ребенка о себе и своей семье. Продолжать учить рассказывать о себе и своей семье.

1




29.

Части суток.

Познакомить детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро, день, вечер, ночь

1




30.

Времена года

Познакомить детей с названиями и характерными признаками четырех времен года.

1




Блок 5

Обучение игре


4




31.

Игры с куклами

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1




32.

Игры с посудой

Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками.

1




33.

Игры с заместителями

Учить составлять сюжет игры, используя заместители игрушек

1




34.

Итоговая диагностика

Проверка усвоенного материала

1





Всего


34






2.6 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 5-6 лет


Тема занятия


Содержание

Кол-во часов


Обследование познавательного развития ребёнка



Блок 1


Действия с группами предметов

3


1.

Признаки предметов, цвет, форма, размер.

Цвета - красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, голубой.

Формы - круглые, квадратные, треугольные. Размеры -большой и маленький. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету, форме, размеру с заданным образцом

1


2.

Понятия один- несколько. Много- мало

Количество предметов - столько же, одинаково, поровну.

Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где несколько, много, выражать результаты определения в речи.

Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методами наложения и приложения, раскрыть понятие равенства и неравенства совокупностей, используя понятия столько же, одинаково, поровну, больше, меньше.

1



3.

Сравнение множеств

Продолжать закреплять понятия равенства и неравенства, способы уравнивания, учить сопровождать практические действия словами (прибавил, убавил, стало больше, стало поровну, стало меньше)

1


Блок 2


Размеры предметов

5


4.

Большой- маленький, одинаковые

Высокий- низкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие - маленькие, одинаковые по величине, больше - меньше, самый большой, самый маленький

Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие, одинаковые, выше-ниже, самый высокий-самый низкий

1




5.

Длинный- короткий, одинаковые

Широкий и узкий, одинаковые

Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий, одинаковые, длиннее-короче, самый длинный-самый короткий

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий, одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий

1




6.

Способы сравнения предметов путем приложения, наложения

Закрепление способов сравнения путем приложения. Сравнение по величине, высоте, ширине.

Закрепление способов сравнения путем наложения. Сравнение по величине, высоте, ширине.

1


7.

Сравнение предметов - отличия по нескольким признакам

Упражнять в сравнении предметов по величине, ширине, длине. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам.

1


8.

Составление групп из предметов с заданными свойствами.

Закрепить и обобщить знания о размерах предметов, закрепить умения сравнить предметы, учить подбирать и упорядочивать предметы с учетом размера

1


Блок 3


Геометрические фигуры

3


9.

Круг и овал, треугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал, треугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия.

1


10.

Квадрат и прямоугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия.

1


11.

Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр.

Познакомить с объемными фигурами-кубом, шаром, цилиндром, их свойствами и различиями

1


Блок 4


Количество и счет

16


12.

Цифра и число 1.2.


Учить соотносить число 1 с количеством и цифрой, работать над согласованием числительного один и наречия много с существительными в роде и падеже. Прописи цифры 1

Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 2

1




13.

Цифра и число 3,4


Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 3

Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 4


1



14.

Цифра и число 5,6

Соотнесение числа и количества. Цифра 5. Восприятие числа 5 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 5

Соотнесение числа и количества. Цифра 6 . Восприятие числа 6 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 6

1




15.

Цифра и число 7,8


Соотнесение числа и количества. Цифра 7 . Восприятие числа 7 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 7

Соотнесение числа и количества. Цифра 8 . Восприятие числа 8 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 8

1




16.

Цифра и число 9

Соотнесение числа и количества. Цифра 9 . Восприятие числа 9 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 9

1


17.

Цифра и число 0

Цифра и число 10

Соотнесение числа и количества. Цифра 0 . Восприятие числа 0 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 0

Соотнесение числа и количества. Цифра 10. Восприятие числа 10 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 10

1



18.

Закрепление счетных навыков. Прямой и обратный счет

Счет движе­ний, счет предметов на ощупь. Счет от за­данного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1


19.

Знаки плюс и минус

Знакомство со знаками плюс и минус, их графическими обозначениями, свойствами

1


20.

Знаки больше и меньше

Знакомство со знаками больше и меньше, их графическими обозначениями, свойствами

1


21.

Состав чисел. Число 2, 3

Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

Познакомить с составом числа 3, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1



22.

Состав числа 4, 5

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1



23.

Состав числа 6,7

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1




24.

Состав числа 8,9

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1




25.

Состав числа 10

Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1


26.

Числа второго десятка

Повторение чисел второго десятка, закрепление счетных навыков-прямой, обратный, количественный счет

1


27.

Решение задач

Знакомство с простыми задачами. Решение задач

1


Блок 5


Пространственные и временные понятия

7


28.

Право и лево.

Спереди и сзади

Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости

Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости

1




29.

Сверху и снизу. Далеко- близко

Внутри и снаружи.

Уточнить представления сверху и снизу, учить правилно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости

Учить определять пространственные отношения внутри и снаружи, правильно употреблять в речи


1



30.

Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате.

Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко, внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе

1


31.

Дни недели

Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть

1


32.

Части суток.

Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности

1


33.

Времена года и месяцы

Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев ,повторить их названия, показать,что эта последовательность неизменна

1


34.

Графические диктанты.

Итоговая диагностика

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений. Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний

1



Всего


34



2.7 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 6-7 лет


Тема занятия


Содержание

Кол-во часов


Диагностическое обследование


Блок 1


Действия с группами предметов

4


1.

Признаки предметов. Цвета и оттенки. Сравнение и группировка по цветам

Повторение названий цветов. Различение оттенков цвета. Учить сравнивать и подбирать пары предметов по признакам цвета и оттенка

1


2.

Форма предметов. Сравнение и группировка по двум признакам

Повторение названий форм предметов. Учить сравнивать и подбирать пары различных предметов по признакам формы и цвета, цвета и формы

1


3.

Размеры предметов. Соотнесение одинаковых и разных по размеру предметов

Повторение названий размеров.Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные или различные по длине, ширине, толщине, высоте с заданным образцом

1


4.

Сравнение разнородных групп предметов. Равенство и неравенство групп

Закрепление понятия равенства и неравенства совокупностей предметов. Практические действия с предметами, различными по нескольким признакам

1


Блок 2


Размеры предметов

2


5.

Большой- маленький, одинаковые. Самый большой-самый маленький.

Высокий- низкий, одинаковые. Выше-ниже, самый высокий-самый низкий

Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие-маленькие,одинаковые по величине, больше-меньше, самый большой,самый маленький

Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие,одинаковые, выше-ниже,самый высокий-самый низкий

1




6.

Длинный- короткий, одинаковые. Длиннее-короче-самый длинный

Толстый и тонкий

Широкий и узкий

Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий,одинаковые,длиннее-короче,самый длинный-самый короткий

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами толстый-тонкий,одинаковые,толще-тоньше, самый толстый-самый тонкий

Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий,одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий


1





Блок 3


Геометрические фигуры

4


7.

Круг и овал

Треугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал. Отражать в речи признаки сходства и различия.

Закрепить знания о геометрической фигуре — треугольник; Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; сравнивать треугольники по нескольким признакам

1




8.

Квадрат и прямоугольник

Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия.

1


9.

Четырехугольники-трапеция, ромб. Многоугольники

Познакомить с фигурами, имеющими четыре угла, уточнить различия в их назывании. Познакомить с фигурами, имеющими 5,6,7 углов.

1


10.

Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр

Познакомить с объемными фигурами-кубом, шаром, цилиндром, их свойствами и различиями

1


Блок 4


Количество и счет

17


11.

Цифры и числа от 1 до 10.Повторение

Повторение чисел и цифр от 1 до 10.Счет движе­ний, счет предметов на ощупь. Счет от за­данного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?».

1


12.

Цифра и число 2, 3.Состав числа


Цифра 2,3.Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1




13.

Цифра и число 4,5 Состав числа


Цифра 4,5.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1




14.

Цифра и число 6,7 Состав числа


Цифра 6,7.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1



15.

Цифра и число 8,9 Состав числа


Цифра 8.9.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1



16.

Цифра и число 10

Состав числа

Цифра 10.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках)

1


17.

Сложение как объединение совокупностей. Знак плюс

Запись и решение примеров на сложение со знаком плюс

Закрепить представления о сложении как объединении совокупностей, учить записи сложения с помощью знака плюс

Закрепить практические навыки сложения


1




18.

Вычитание как удаление из совокупности. Знак минус

Запись и решение примеров на вычитание со знаком минус

Закрепить представления о вычитании как удалении из совокупностей, учить записи вычитания с помощью знака минус.

Закрепить практические навыки вычитания

1



19.

Решение примеров на сложение и вычитание

Учить правильно читать примеры на сложении и вычитание, упражнять в решении примеров в пределах 10

1


20.

Знакомство с задачей.

Решение задач

Дать представление об арифметической задаче, учить правильно отвечать на вопрос задачи

Обучать решать задачи на основе предметно-практической деятельности детей, уточнить структуру задачи(условие и вопрос)

1




21.

Решение задач


Решение задач с использованием иллюстративного материала и схематичных изображений

Решение задач на нахождение суммы и остатка, с называнием арифметических действий

1




22.

Знакомство с числами второго десятка. Число и цифра 11

Число и цифра 11. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1


23.

Число и цифра 12, 13

Число и цифра 12,13. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1




24.

Число и цифра 14,15

Число и цифра 14,15. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1




25.

Число и цифра 16,17


Число и цифра 16,17. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1




26.

Число и цифра 18,19

Число и цифра 18,19. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1




27.

Число и цифра 20

Число и цифра 20. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры

1


Блок 5


Пространственные и временные понятия

7


28.

Слева, справа, посередине.

Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости

1


29.

Спереди и сзади. Сверху и снизу. На, над, под

Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости. Уточнить представления сверху и снизу, учить правильно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости

1


30.

Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате.

Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко,внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе

1


31.

Части суток. Дни недели

Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности. Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть


1


32.

Времена года и месяцы

Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев,повторить их названия,показать,что эта последовательность неизменна

1


33.

Развитие графических умений. Рисование симметричных изображений

Работа с шаблонами и трафаретами. Штриховка

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений. Рисование симметричных изображений

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений в альбомах

1




34.

Рисование по клеткам тетради. Графические диктанты.

Итоговая диагностика

Развивать графомоторные умения путем практических упражнений.Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний

1



Всего


34 ч

































3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-дефектолога

Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение

условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В

кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и

оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое

сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая

документация, в помещении раздевалки группы функционирует

информативный блок для педагогов и родителей.

       Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для

занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства.

Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены на

нижних полках, материал и документация дефектолога – в закрытых тумбах.

Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников во вторую половину дня. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов.

Мобильность: дидактические пособия, легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается: пространство кабинета динамично.

Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения.

Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены.



3.2 Список используемой литературы:


Забрамная С.Д. ,Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей и методика по использованию данного материала» М.2009 г.

Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Методические пособия к рабочим тетрадям — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Васильева Т.М. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» М. 2008г.

Программа «Детство» Санкт-Петербург 2011г.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. М., Гном-Пресс, 2002.

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс , 1999.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб, Союз, 2003









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации