Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Суземского района
__________________________________________________________________
Рабочая программа
учителя-дефектолога
««Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Составлена на основе программ:
1.«Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
2.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко.
3.«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,Е.А. Логиновой.
Разработала:
Учитель-дефектолог: Игнатькова О.В.
Суземка-2022г.
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………...3
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….....3
1.2 Научная обоснованность……………………………………………………..4
1.3 Цель, задачи программы…………………………………………………......7
1.4 Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования………………………………………………………..8
2. Содержательный раздел………………………………………….................11
2.1 Структура программы………………………………………………….........11
2.2.Организация работы…………………………………………………………13
2.3 Планируемые результаты…………………………………………………...15
2.4 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 3-4 лет……19
2.5 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 4-5 лет……21
2.6 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 5-6 лет……24
2.7 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 6-7 лет……28
3. Организационный раздел…………………………………………………..32
3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-дефектолога….32
3.2 Список используемой литературы………………………………………….33
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с затруднениями в обучении. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, с приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и другим нормативным документам и локальным актам. В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с затруднениями в обучении дошкольного возраста.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника, максимального преодоления затруднений в познавательном и речевом развитии.
1.2 Научная обоснованность
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:
«Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985);
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;
«Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития". Под ред. Л.Б Баряевой,Е.А. Логиновой. СПб., 2010;
Дети с затруднениями в обучении относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Учащиеся характеризуются различной степенью выраженности затруднений в обучении, а также различным прогнозом преодоления. Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы таких детей. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Дошкольников с затруднениями в обучении характеризует:
- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изобразительной деятельности, конструирования;
- рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость.
- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
- нарушения речи носят системный характер .
1.3. Цель, задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие, коррекция и компенсация высших психических у дошкольников с затруднениями в обучении, формирование у детей целостной картины мира в соответствии с программным содержанием, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей таких детей.
Задачи:
1) Осуществление ранней диагностики, выявление уровня развития высших психических функций дошкольников, определение путей коррекции и компенсации ВПФ.
2) Всестороннее развитие высших психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников. Формирование мотивации к обучению, формирование желания собственных открытий во всех возможных сферах деятельности.
3) Развитие речи, пассивного и активного словаря детей.
4) Развитие психических процессов: восприятия; мышления; памяти; внимания; воображения.
5) Развитие у детей навыков общения, поддержка инициативы, самостоятельности, познавательной активности ребенка.
6)Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления у детей затруднений в обучении, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
7)Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя-дефектолога в соответствии с программным содержанием.
1.4 Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2.Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Показания и противопоказания к применению:
На программу зачисляются дети младшего(3-4),среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет), имеющие нарушение в темпе формирования высших психических процессов и замедления формирования знаний, умений и навыков.
На программу не зачисляются дошкольники с детским церебральным параличом средней и тяжелой степени выраженности, с сенсорными нарушениями развития, с задержкой психического развития тяжелой степени выраженности, с умственной отсталостью, дети с ранним детским аутизмом, дети в поведении которых преобладают агрессивные и аутичные черты.
Противопоказаниями к посещению групповых занятий являются дети-инвалиды и дети имеющие хронические соматические заболевания сердца, почек, эндокринной системы и другие.
Длительность программы
Длительность программы 33 занятий. В неделю проводится 1 занятие по 25 минут для детей в возрасте 4-5 лет, 30 минут для дошкольников 5-7 лет.
Занятия для детей могут проводиться как в группе из 3-6 человек, так и индивидуально.
2. Содержательный раздел
2.1 Структура программы
Программа состоит из пояснительной записки, в которой раскрывается актуальность, научная обоснованность, направленность, сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из трех блоков: диагностического (входная диагностика), коррекционно-развивающего, диагностического (выходная диагностика)
Диагностический блок.
Основным содержанием диагностического блока является выявление актуального уровня развития и представлений и зоны ближайшего развития ребенка, проектирование и прогнозирование развития на текущий год. По итогам диагностики учащиеся распределяются на группы, сформированные с учетом возраста и уровня развития ВПФ.
Коррекционно-развивающий блок.
Программа коррекционно-развивающего блока включает следующие основные разделы для обучающихся 3-5 лет:
Блок 1. Сенсорные эталоны
Блок 2 . Геометрические фигуры
Блок 3. Количество и счет
Блок 4. Ознакомление с окружающим и развитие речи
Блок 5. Обучение игре
Для обучающихся 5-7 лет программа состоит из следующих основных разделов:
Блок 1. Действия с группами предметов
Блок 2 . Размеры предметов.
Блок 3. Геометрические фигуры
Блок 4. Количество и счет
Блок 5. Пространственные и временные понятия
Программа имеет 4 возрастных блока, разработанных в соответствии с этапами формирования психических процессов и развитием детей.
-четвертый год обучения (3-4 года)
-пятый год обучения(4-5лет)
-шестой год обучения (5-6лет)
-седьмой год обучения(6-7лет)
Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:
- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;
- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) высших психических процессов.
Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с затруднениями в обучении, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.
Занятия направлены на формирование познавательного развития.
Познавательное развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий( развитие мышления); развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числах, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Работа в рамках реализации данной программы предполагает использование групповой или индивидуальной формы работы. При организации групповой формы работы учитывается календарный возраст детей и выраженность имеющихся затруднений.
Дети 1 группы, имеющие легкую степень выраженности затруднений – набираются в группы по 4-5 человек.
Дети 2 группы, имеющие более яркую степень выраженности затруднений – набираются по 2-4 человека в группу.
Диагностический блок.
Итоговая диагностика, выявление результативности коррекционно-развивающего обучения.
2.2.Организация работы
Первый период. В этот период проводятся консультации и первичное диагностической обследование. Выявляется уровень развития ребенка и соответствие сформированности знаний, умений и навыков рамкам возрастной нормы.
Цель первичной диагностики: выявление проблем в формировании высших психических функций, выявление затруднений в обучении.
Второй период. В этот период проводится коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование необходимых знаний, умений и навыков.
Цель: развитие и коррекция памяти, внимания, восприятия, сенсорных представлений, пространственно-временных представлений; элементарных математических представлений, ознакомления с окружающим миом и развития речи.
Третий период. Итоговая диагностика (последнее занятие)
Цель: определение уровня сформированности знаний, умений и навыков, развития высших психических функций по результатам пройденной программы.
График организации коррекционно-развивающего процесса.
Сроки | Содержание работы |
Сентябрь-октябрь | Консультации родителей. Первичная Диагностика психического развития детей. Заполнение протоколов обследования, карт сопровождения. Зачисление на занятие с учителем-дефектологом. |
Октябрь - май | Проведение занятий по расписанию |
Май - июнь | Итоговая диагностика развития и определение качества усвоения программы. Заполнение документации. |
Программа может быть продолжена до полного завершения в следующем учебном году. |
Диагностический материал для обследования
1.С.Д.Забрамная, О.В.Боровик, «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей» и приложение по использованию данного материала.
2.Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004
3.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет
4.Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
5.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка
6.Белопольская М.Л Исключение предметов( четвертый лишний).
2.3 Планируемые результаты.
У детей дошкольного возраста, освоивших программу в полном объеме:
совершенствуется общая ручная моторика;
развивается зрительно-двигательная координация;
формируются предпосылки произвольного внимания, и саморегуляции деятельности;
активизируется познавательная активность и любознательность;
развиваются сферы образов – представлений;
совершенствуются наглядные формы мышления, развиваются предпосылки словесно-логического мышления;
развиваются коммуникативные умения;
развиваются пространственные и временные представления
развиваются такие функции речи, как:
средства усвоения и передачи и общественно исторического опыта (информации); средства общения (коммуникации); орудия интеллектуальной деятельности: восприятия, памяти, мышления, воображения (планирования, регуляции и саморегуляции, контроля и самоконтроля);
формируются элементарные математические представления;
усваиваются социальные нормы поведения.
Учащиеся четвертого года обучения (3-4 года) умеют:
Группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над, под, верхняя – нижняя .
Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
Учащиеся пятого года обучения(4-5 лет) умеют:
Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Считать до пяти (количественный счет), отвечать на вопрос : Сколько всего?
Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а так же путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составление пар) определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Сравнивать два предмета по величине (больше – больше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различать и называть круг, квадрат, треугольник, знать их характерные отличия.
Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди - сзади) двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх-вниз (по лестнице).
Определять части суток.
Определять времена года,знать их характерные признаки
Учащиеся шестого года обучения(5-6 лет) умеют:
Считать (отсчитывать) в пределах 10.
Соотносить числа 0-10 с цифрами, уметь писать цифры
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопрос: Сколько?
Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверять точность определений путем наложения или приложения.
Размещать предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (кол-во углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
Называть утро, день, вечер, ночь, смену частей суток.
Называть текущий день недели.
Учащиеся седьмого года обучения(6-7 лет) умеют:
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями, находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20).
Называть числа в прямом и обратном порядке до 20, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20.
Соотносить цифру 0-9 и кол-во предметов, уметь писать цифры.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (плюс, минус, равно).
Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, вместимость, массу (вес предметов), и способы их измерения.
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.
Различать, называть геометрические фигуры и объемные формы. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола), обозначить взаимное расположение и направление движения объектов. Пользоваться знаковыми обозначениями.
Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до одного часа.
Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Знать, как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Знать название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
2.4 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 3-4 лет
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | | | | |||||
Диагностика познавательных процессов | 1 | | | | |||||||
Блок 1 | | Сенсорные эталоны | 7 | | | | |||||
1. | Признаки предметов. Цвет | Основные цвета — красный, желтый, синий, их различение и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца | 1 | | | | |||||
2. | Признаки предметов. Форма | Форма предметов. Знакомство с различными формами(круг, квадрат, треугольник) | 1 | | | | |||||
3. | Одинаковые-разные. Сравнение и группировка по нескольким признакам | Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и форме. Различение по цвету и форме | 1 | | | | |||||
4. | Равенство и неравенство групп. Понятия больше и меньше. | Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше. | 1 | | | | |||||
5. | Размеры предметов. Большой- маленький, одинаковые. | учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой — маленький, одинаковые), употреблять эти слова в речи | 1 | | | | |||||
6. | Длинный- короткий, одинаковые | учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи; | 1 | | | | |||||
7. | Высокий- низкий, одинаковые | учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи | 1 | | | | |||||
Блок 2 | | Геометрические фигуры | 4 | | | | |||||
8. | Круг. Предметы круглой формы | Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры — круг | 1 | | | | |||||
9. | Квадрат. Предметы квадратной формы. | Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. | 1 | | | | |||||
10. | Треугольник. Предметы треугольной формы | Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. | 1 | | | | |||||
11. | Рисование фигур по шаблонам и трафаретам. Дифференциация | Учить рисовать круги, квадраты треугольники по шаблонам и трафаретам. Продолжать учить различать и правильно называть фигуры | 1 | | | | |||||
Блок 3 | | Количество и счет | 5 | | | | |||||
12. | Один и много | Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи. | 1 | | | | |||||
13. | Число 1 | Познакомить с числом 1 | 1 | | | | |||||
14. | Число 2 | Продолжить знакомить с числом 2 | 1 | | | | |||||
15. | Число 3 | Продолжить знакомить с числом 3 | 1 | | | | |||||
16. | Закрепление счетных навыков. Прямой счет и обратный счёт | Закрепить правильное употребление в речи порядковых числительных | 1 | | | | |||||
Блок 4 | | Ознакомление с окружающим и развитие речи | 10 | | | | |||||
17. | Овощи | Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. | 1 | | | | |||||
18. | Фрукты | Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты. | 1 | | | | |||||
19. | Домашние животные | Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. | 1 | | | | |||||
20. | Дикие животные | Дикие животные. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. | 1 | | | | |||||
21. | Деревья и цветы | Учить различать деревья и цветы, знать названия, определять по картинкам | 1 | | | | |||||
22. | Игрушки | Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки. | 1 | | | | |||||
23. | Одежда | Учить правильно называть предметы одежды. | 1 | | | | |||||
24. | Семья. Знания о себе | Ориентировка в собственном теле. Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). | 1 | | | | |||||
25. | Части суток. | Познакомить детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро, день, вечер, ночь | 1 | | | | |||||
26. | Времена года | Познакомить детей с названиями и характерными признаками четырех времен года. | 1 | | | | |||||
Блок 5 | | Обучение игре | 7 | | | | |||||
27. | Игры с куклами | Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками. | 1 | | | | |||||
28. | Игры с посудой | Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками. | 1 | | | | |||||
29. | Игры по сказкам. «Курочка ряба» | Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки | 1 | | | | |||||
30. | Игры по сказкам. «Колобок» | Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки | 1 | | | | |||||
31. | Игры по сказкам. «Репка» | Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки | 1 | | | | |||||
32. | Игры по сказкам. «Теремок» | Знакомство со сказкой. Игры-драматизации. Игры-инсценировки по сюжету сказки | 1 | | | | |||||
33. | Итоговая диагностика | Проверка усвоенного материала | 1 | | | | |||||
| Всего | | 34 | | | |
2.5 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 4-5 лет
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | | | | |
Диагностика познавательных процессов | 1 | | | | |||
Блок 1 | | Сенсорные эталоны | 6 | | | | |
1. | Признаки предметов. Цвет | Цвета — красный, желтый, синий, зеленый, их различение и называние. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца | 1 | | | | |
2. | Признаки предметов. Форма | Форма предметов. Повторение и закрепление основных форм(круг, квадрат, треугольник) | 1 | | | | |
3. | Одинаковые-разные. Сравнение и группировка по нескольким признакам | Сравнение и сопоставление предметов по цвету и форме. Распределение предметов на группы по цвету и форме, классификация предметов. | 1 | | | | |
4. | Равенство и неравенство групп. Понятия больше и меньше, одинаковые. | Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Учить понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньшею,одинаковые. | 1 | | | | |
5. | Длинный- короткий, одинаковые | Учить сравнивать знакомые предметы по длине (длинный-короткий), употреблять эти слова в речи; | 1 | | | | |
6. | Высокий- низкий, одинаковые | Учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий), употреблять эти слова в речи | 1 | | | | |
Блок 2 | | Геометрические фигуры | 4 | | | | |
7. | Круг . Предметы круглой формы | Познакомить с геометрической фигурой — круг и предметами круглой формы. учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры — круг. Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем; Учить обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; | 1 | | | | |
8. | Треугольник. Предметы треугольной формы | Познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольники по точкам | 1 | | | | |
9. | Квадрат. Предметы квадратной формы. | Познакомить с геометрической фигурой — квадрат; учить видеть в форме предметов геометрическую фигуру. Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать квадраты по точкам; | 1 | | | | |
10. | Овал. Закрепление и обощение знаний о геометрических фигурах. | Познакомить с геометрической фигурой — овал, различать сходство и отличия овала и круга. Закрепить узнавание геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал. Учить соотносить геометрические фигуры с предметами, совпадающими по форме с указанными фигурами. | 1 | | | | |
Блок 3 | | Количество и счет | 8 | | | | |
11. | Число 1 | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. | 1 | | | | |
12. | Число 2 | Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. | 1 | | | | |
13. | Число 3 | Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов. | 1 | | | | |
14. | Сравнение чисел 1, 2 и 3 | Различение чисел и цифр 1-2-3, соотнесение их с количеством. Прямой и обратный счет. Решение практических задач на конкретных предметах; восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов | 1 | | | | |
15. | Число 4. Сравнение чисел 3 и 4 | Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов .Различение цифр и чисел 3 и 4. Соотнесение с количеством пальцев, пересчитывание с называнием итогового числа. Закрепление числового ряда в пределах четырех; закрепление навыков пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве, направления счета | 1 | | | | |
16. | Число 5 | Счет и отсчет предметов. Образование числа 5. Место в числовом ряду. Знакомство с цифрой 5.Обводка и прописи цифры | 1 | | | | |
17. | Сравнение чисел 4 и 5 | Сравнение чисел и цифр 4 и 5.Счетные операции в пределах пяти | 1 | | | | |
18. | Закрепление счетных навыков. Прямой и обратный счет | Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 5. Порядковый счет до 5. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». | 1 | | | | |
Блок 4 | | Ознакомление с окружающим и развитие речи | 12 | | | | |
19. | Овощи | Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. | 1 | | | | |
20. | Фрукты | Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты. | 1 | | | | |
21. | Домашние животные | Домашние животные. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. | 1 | | | | |
22. | Дикие животные | Дикие животные. Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. | 1 | | | | |
23. | Деревья | Познакомить с некоторыми видами деревьев, уточнить характерные особенности, сезонные изменения, названия частей деревьев. | 1 | | | | |
24. | Цветы | Познакомить с некоторыми видами и названиями цветов, научить различать и показывать их на кратинках | 1 | | | | |
25. | Игрушки | Систематизировать знания детей об игрушках. Формировать обобщающее понятие игрушки. | 1 | | | | |
26. | Одежда | Учить правильно называть предметы одежды. Учить правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда. | 1 | | | | |
27. | Обувь | Учить правильно называть предметы обуви. | 1 | | | | |
28. | Семья. Закрепление знаний о себе | Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье. Продолжать учить рассказывать о себе и своей семье. | 1 | | | | |
29. | Части суток. | Познакомить детей с названиями и характерными признаками частей суток-утро, день, вечер, ночь | 1 | | | | |
30. | Времена года | Познакомить детей с названиями и характерными признаками четырех времен года. | 1 | | | | |
Блок 5 | Обучение игре | | 4 | | | | |
31. | Игры с куклами | Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками. | 1 | | | | |
32. | Игры с посудой | Учить составлять сюжет игры, используя усвоенные действия с игрушками. | 1 | | | | |
33. | Игры с заместителями | Учить составлять сюжет игры, используя заместители игрушек | 1 | | | | |
34. | Итоговая диагностика | Проверка усвоенного материала | 1 | | | | |
| Всего | | 34 | | | |
2.6 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 5-6 лет
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | | ||
Обследование познавательного развития ребёнка | | | ||||
Блок 1 | | Действия с группами предметов | 3 | | ||
1. | Признаки предметов, цвет, форма, размер. | Цвета - красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, голубой. Формы - круглые, квадратные, треугольные. Размеры -большой и маленький. Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету, форме, размеру с заданным образцом | 1 | | ||
2. | Понятия один- несколько. Много- мало Количество предметов - столько же, одинаково, поровну. | Учить сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где несколько, много, выражать результаты определения в речи. Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методами наложения и приложения, раскрыть понятие равенства и неравенства совокупностей, используя понятия столько же, одинаково, поровну, больше, меньше. | 1 | | ||
| ||||||
3. | Сравнение множеств | Продолжать закреплять понятия равенства и неравенства, способы уравнивания, учить сопровождать практические действия словами (прибавил, убавил, стало больше, стало поровну, стало меньше) | 1 | | ||
Блок 2 | | Размеры предметов | 5 | | ||
4. | Большой- маленький, одинаковые Высокий- низкий, одинаковые | Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие - маленькие, одинаковые по величине, больше - меньше, самый большой, самый маленький Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие, одинаковые, выше-ниже, самый высокий-самый низкий | 1 | | ||
| ||||||
5. | Длинный- короткий, одинаковые Широкий и узкий, одинаковые | Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий, одинаковые, длиннее-короче, самый длинный-самый короткий Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий, одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий | 1 | | ||
| ||||||
6. | Способы сравнения предметов путем приложения, наложения | Закрепление способов сравнения путем приложения. Сравнение по величине, высоте, ширине. Закрепление способов сравнения путем наложения. Сравнение по величине, высоте, ширине. | 1 | | ||
7. | Сравнение предметов - отличия по нескольким признакам | Упражнять в сравнении предметов по величине, ширине, длине. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. | 1 | | ||
8. | Составление групп из предметов с заданными свойствами. | Закрепить и обобщить знания о размерах предметов, закрепить умения сравнить предметы, учить подбирать и упорядочивать предметы с учетом размера | 1 | | ||
Блок 3 | | Геометрические фигуры | 3 | | ||
9. | Круг и овал, треугольник | Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал, треугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия. | 1 | | ||
10. | Квадрат и прямоугольник | Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия. | 1 | | ||
11. | Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр. | Познакомить с объемными фигурами-кубом, шаром, цилиндром, их свойствами и различиями | 1 | | ||
Блок 4 | | Количество и счет | 16 | | ||
12. | Цифра и число 1.2. | Учить соотносить число 1 с количеством и цифрой, работать над согласованием числительного один и наречия много с существительными в роде и падеже. Прописи цифры 1 Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 2 | 1 | | ||
| ||||||
13. | Цифра и число 3,4 | Соотнесение числа и количества. Цифра 3. Восприятие числа 3 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 3 Соотнесение числа и количества. Цифра 4. Восприятие числа 4 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 4 | 1 | | ||
| ||||||
14. | Цифра и число 5,6 | Соотнесение числа и количества. Цифра 5. Восприятие числа 5 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 5 Соотнесение числа и количества. Цифра 6 . Восприятие числа 6 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 6 | 1 | | ||
| ||||||
15. | Цифра и число 7,8 | Соотнесение числа и количества. Цифра 7 . Восприятие числа 7 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 7 Соотнесение числа и количества. Цифра 8 . Восприятие числа 8 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 8 | 1 | | ||
| ||||||
16. | Цифра и число 9 | Соотнесение числа и количества. Цифра 9 . Восприятие числа 9 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 9 | 1 | | ||
17. | Цифра и число 0 Цифра и число 10 | Соотнесение числа и количества. Цифра 0 . Восприятие числа 0 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 0 Соотнесение числа и количества. Цифра 10. Восприятие числа 10 с помощью различных анализаторов. Прописи цифры 10 | 1 | | ||
| ||||||
18. | Закрепление счетных навыков. Прямой и обратный счет | Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». | 1 | | ||
19. | Знаки плюс и минус | Знакомство со знаками плюс и минус, их графическими обозначениями, свойствами | 1 | | ||
20. | Знаки больше и меньше | Знакомство со знаками больше и меньше, их графическими обозначениями, свойствами | 1 | | ||
21. | Состав чисел. Число 2, 3 | Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) Познакомить с составом числа 3, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | ||
| ||||||
22. | Состав числа 4, 5 | Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | ||
| ||||||
23. | Состав числа 6,7 | Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | ||
| ||||||
24. | Состав числа 8,9 | Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | ||
| ||||||
25. | Состав числа 10 | Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | ||
26. | Числа второго десятка | Повторение чисел второго десятка, закрепление счетных навыков-прямой, обратный, количественный счет | 1 | | ||
27. | Решение задач | Знакомство с простыми задачами. Решение задач | 1 | | ||
Блок 5 | | Пространственные и временные понятия | 7 | | ||
28. | Право и лево. Спереди и сзади | Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости | 1 | | ||
| ||||||
29. | Сверху и снизу. Далеко- близко Внутри и снаружи. | Уточнить представления сверху и снизу, учить правилно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости Учить определять пространственные отношения внутри и снаружи, правильно употреблять в речи | 1 | | ||
| ||||||
30. | Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате. | Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко, внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе | 1 | | ||
31. | Дни недели | Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть | 1 | | ||
32. | Части суток. | Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности | 1 | | ||
33. | Времена года и месяцы | Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев ,повторить их названия, показать,что эта последовательность неизменна | 1 | | ||
34. | Графические диктанты. Итоговая диагностика | Развивать графомоторные умения путем практических упражнений. Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний | 1 | | ||
| Всего | | 34 | |
2.7 Календарно-тематическое планирование для дошкольников 6-7 лет
№ | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | | |||
Диагностическое обследование | | ||||||
Блок 1 | | Действия с группами предметов | 4 | | |||
1. | Признаки предметов. Цвета и оттенки. Сравнение и группировка по цветам | Повторение названий цветов. Различение оттенков цвета. Учить сравнивать и подбирать пары предметов по признакам цвета и оттенка | 1 | | |||
2. | Форма предметов. Сравнение и группировка по двум признакам | Повторение названий форм предметов. Учить сравнивать и подбирать пары различных предметов по признакам формы и цвета, цвета и формы | 1 | | |||
3. | Размеры предметов. Соотнесение одинаковых и разных по размеру предметов | Повторение названий размеров.Учить подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные или различные по длине, ширине, толщине, высоте с заданным образцом | 1 | | |||
4. | Сравнение разнородных групп предметов. Равенство и неравенство групп | Закрепление понятия равенства и неравенства совокупностей предметов. Практические действия с предметами, различными по нескольким признакам | 1 | | |||
Блок 2 | | Размеры предметов | 2 | | |||
5. | Большой- маленький, одинаковые. Самый большой-самый маленький. Высокий- низкий, одинаковые. Выше-ниже, самый высокий-самый низкий | Учить сравнивать знакомые предметы по величине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами большие-маленькие,одинаковые по величине, больше-меньше, самый большой,самый маленький Учить сравнивать знакомые предметы по высоте способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами высокие-низкие,одинаковые, выше-ниже,самый высокий-самый низкий | 1 | | |||
| |||||||
6. | Длинный- короткий, одинаковые. Длиннее-короче-самый длинный Толстый и тонкий Широкий и узкий | Учить сравнивать знакомые предметы по длине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами длинный-короткий,одинаковые,длиннее-короче,самый длинный-самый короткий Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами толстый-тонкий,одинаковые,толще-тоньше, самый толстый-самый тонкий Учить сравнивать знакомые предметы по ширине способами приложения и наложения, определять признаки предметов словами широкий-узкий,одинаковые, шире-уже, самый широкий-самый узкий | 1 | | |||
| |||||||
| |||||||
Блок 3 | | Геометрические фигуры | 4 | | |||
7. | Круг и овал Треугольник | Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры круг и овал. Отражать в речи признаки сходства и различия. Закрепить знания о геометрической фигуре — треугольник; Учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; сравнивать треугольники по нескольким признакам | 1 | | |||
| |||||||
8. | Квадрат и прямоугольник | Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры квадрат и прямоугольник. Отражать в речи признаки сходства и различия. | 1 | | |||
9. | Четырехугольники-трапеция, ромб. Многоугольники | Познакомить с фигурами, имеющими четыре угла, уточнить различия в их назывании. Познакомить с фигурами, имеющими 5,6,7 углов. | 1 | | |||
10. | Объемные фигуры- куб, шар, цилиндр | Познакомить с объемными фигурами-кубом, шаром, цилиндром, их свойствами и различиями | 1 | | |||
Блок 4 | | Количество и счет | 17 | | |||
11. | Цифры и числа от 1 до 10.Повторение | Повторение чисел и цифр от 1 до 10.Счет движений, счет предметов на ощупь. Счет от заданного числа до 10 в прямом и обратном порядке. Ответы на вопросы: «Который по счету?», «На каком месте?». | 1 | | |||
12. | Цифра и число 2, 3.Состав числа | Цифра 2,3.Познакомить с составом числа 2, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | |||
| |||||||
13. | Цифра и число 4,5 Состав числа | Цифра 4,5.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | |||
| |||||||
14. | Цифра и число 6,7 Состав числа | Цифра 6,7.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | |||
| |||||||
15. | Цифра и число 8,9 Состав числа | Цифра 8.9.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | |||
| |||||||
16. | Цифра и число 10 Состав числа | Цифра 10.Познакомить с составом числа, учить раскладывать на 2 меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число(на конкретных примерах и числовых карточках) | 1 | | |||
17. | Сложение как объединение совокупностей. Знак плюс Запись и решение примеров на сложение со знаком плюс | Закрепить представления о сложении как объединении совокупностей, учить записи сложения с помощью знака плюс Закрепить практические навыки сложения | 1 | | |||
| |||||||
18. | Вычитание как удаление из совокупности. Знак минус Запись и решение примеров на вычитание со знаком минус | Закрепить представления о вычитании как удалении из совокупностей, учить записи вычитания с помощью знака минус. Закрепить практические навыки вычитания | 1 | | |||
| |||||||
19. | Решение примеров на сложение и вычитание | Учить правильно читать примеры на сложении и вычитание, упражнять в решении примеров в пределах 10 | 1 | | |||
20. | Знакомство с задачей. Решение задач | Дать представление об арифметической задаче, учить правильно отвечать на вопрос задачи Обучать решать задачи на основе предметно-практической деятельности детей, уточнить структуру задачи(условие и вопрос) | 1 | | |||
| |||||||
21. | Решение задач | Решение задач с использованием иллюстративного материала и схематичных изображений Решение задач на нахождение суммы и остатка, с называнием арифметических действий | 1 | | |||
| |||||||
22. | Знакомство с числами второго десятка. Число и цифра 11 | Число и цифра 11. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
23. | Число и цифра 12, 13 | Число и цифра 12,13. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
| |||||||
24. | Число и цифра 14,15 | Число и цифра 14,15. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
| |||||||
25. | Число и цифра 16,17 | Число и цифра 16,17. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
| |||||||
26. | Число и цифра 18,19 | Число и цифра 18,19. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
| |||||||
27. | Число и цифра 20 | Число и цифра 20. Соотнесение числа и количества. Восприятие числа с помощью различных анализаторов. Прописи цифры | 1 | | |||
Блок 5 | | Пространственные и временные понятия | 7 | | |||
28. | Слева, справа, посередине. | Уточнить понятия слева-справа-посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости | 1 | | |||
29. | Спереди и сзади. Сверху и снизу. На, над, под | Уточнить пространственные представления спереди-сзади, в действиях с конкретными предметами и на плоскости. Уточнить представления сверху и снизу, учить правильно употреблять в речи предлоги на-над-под, правильно располагать конкретные предметы на плоскости | 1 | | |||
30. | Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в комнате. | Закрепить понятия лево-право-верх-низ в практических упражнениях на альбомном листе. Закрепить понятия далеко-близко,внутри и снаружи в практических действиях с предметами в классе | 1 | | |||
31. | Части суток. Дни недели | Закрепить представления о частях суток, их названии, последовательности. Закрепить понятия о количестве, последовательности дней в неделе, учить правильно называть | 1 | | |||
32. | Времена года и месяцы | Закрепить представления о последовательности времен года и месяцев,повторить их названия,показать,что эта последовательность неизменна | 1 | | |||
33. | Развитие графических умений. Рисование симметричных изображений Работа с шаблонами и трафаретами. Штриховка | Развивать графомоторные умения путем практических упражнений. Рисование симметричных изображений Развивать графомоторные умения путем практических упражнений в альбомах | 1 | | |||
| |||||||
34. | Рисование по клеткам тетради. Графические диктанты. Итоговая диагностика | Развивать графомоторные умения путем практических упражнений.Рисование по клеткам под диктовку. Проверка усвоенных знаний | 1 | | |||
| Всего | | 34 ч | |
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение работы учителя-дефектолога
Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение
условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В
кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и
оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое
сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая
документация, в помещении раздевалки группы функционирует
информативный блок для педагогов и родителей.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для
занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства.
Доступность: игровой материал, дидактические пособия расположены на
нижних полках, материал и документация дефектолога – в закрытых тумбах.
Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация. Окна снабжены жалюзи, позволяющих защитить от прямых солнечных лучей глаза воспитанников во вторую половину дня. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели естественных тонов.
Мобильность: дидактические пособия, легко снимаются и переносятся, детские столы отодвигаются, зеркало по мере необходимости закрывается: пространство кабинета динамично.
Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны в зависимости от возраста детей, задач обучения.
Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких материалов, эстетически оформлены.
3.2 Список используемой литературы:
Забрамная С.Д. ,Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей и методика по использованию данного материала» М.2009 г.
Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Методические пособия к рабочим тетрадям — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Васильева Т.М. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» М. 2008г.
Программа «Детство» Санкт-Петербург 2011г.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. М., Гном-Пресс, 2002.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс , 1999.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб, Союз, 2003