Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
БРОВАРЦА ВЛАДИМИРА ТИМОФЕЕВИЧА»
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2023 г. протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № _________М. А. Кунаковская «29» августа 2023 г. |
Р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Подвижные игры
срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 34 ч
возраст обучающихся: 7-8лет
Составитель: Чебанец Оксана Александровна,
учитель физической культуры
Ст.Новотитаровская
2023 г.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП НОО), организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана на основе
--Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителя общеобразовательных учреждений». В.И. Лях.-2-е изд.-М., Просвещение,2019;
--Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
--Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
--Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
--Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
--Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
--Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
--Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
--Устава МАОУ СОШ № 29 МО Динской район
--Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее-ДООП) является локальным нормативным актом МАОУ СОШ № 29 МО Динской район
Направленность программы «Подвижные игры» --физкультурно-спортивная.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная, включает в себя практические занятия занятия подвижными играми, беседы.
Уровень реализации программы - стартовый (начальный, ознакомительный).
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа. Каждое практическое занятие должно состоять из трёх частей:
-- подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т. д.);
-- основной, в которой проводятся подвижные, спортивные игры, беседа;
-- заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными оздоровительными целями занятия.
Адресаты программы-- учащиеся 1 классов (7-8лет). Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
--смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях;
--смена личностных интересов и запросов учащихся.
Объём программы--34 занятия в год, согласно Плану работы школы.
Форма обучения--очная.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Режим занятий -- 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час.
Цель и задачи программы
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
-- Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
-- Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.
-- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию. Улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
-- Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
-- Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
-- Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
--Овладение школой движений. Развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей.
-- Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
-- Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов (учебных занятий) | Формы аттестации (контроля) | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Тема 1. Вводное занятие. Вводный контроль | 2 | 1 | 1 | Беседа/Игра | |
2 | Тема 2. Подвижные игры | 8 | - | 8 | Игры | |
3 | Тема 3. Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры | 2 | - | 2 | ||
4 | Тема 4. Игры на свежем воздухе | 8 | - | 8 | Игры | |
5 | Промежуточный контроль | 1 | - | 1 | Соревнования | |
6 | Тема 5. Элементы спортивных игр | 12 | - | 12 | Игры | |
7 | Итоговый контроль | 1 | - | 1 | Соревнования | |
Всего | 34 | 1 | 33 |
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час). Требования техники безопасности на занятиях.
Практика (1 час). Игра с мячом.
Тема 2. Подвижные игры (8 часов)
Практика (8 часов). Игры: «Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу», «Утиная охота», «Воробышки», «Волк и козлята», «Мяч среднему», «Кузнечики», «Охотники и утки», «Мышеловка», «Возьми городок», «Семья», «Горячая картошка», «С кочки на кочку», «Быстро по кругу».
Тема 3. Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры (2 часа)
Практика (2 часа). Музыкально –сценические и музыкально-хореографические игры должны способствовать усвоению и закреплению пройденного материала и развивать в ребенке воображение, музыкальность, осуществлять его социальную адаптацию в обществе.
В программу включены следующие танцы: «Полька», народные танцы. В процессе обучения дети должны научиться комбинировать танцевальные элементы и шаги, импровизируя под музыку.
Тема 4. Игры на свежем воздухе (8 часов)
Практика (8 часов). Игры: «Захвати палку», «Снежные домики», «Снежная крепость», «Салки -снежки», «Защити товарища», «Катапульта», эстафеты.
Тема 5. Элементы спортивных игр (12 часов)
Практика (12 часов). Игры «10 передач», мини-футбол, мини-баскетбол, пионербол, «Перестрелка». Игра по упрощенным правилам. Элементы игр, способствуют дальнейшему овладению правилами спортивных игр.
Итоговый контроль (1 час)
Практика (1 час). Соревнования.
Развитие физических качеств (сила, быстрота, гибкость, выносливость, координационные (в процессе занятий).
Беседы (в процессе занятий).
Примерные темы для бесед:
«Режим дня».
«Утренняя гимнастика»
«Я расту»
«Дружи с водой»
«Питание и здоровье»
«Полезные пищевые продукты»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Что такое зубы и почему они есть?»
«Как сохранить улыбку здоровой»
«Сон-лучшее лекарство»
«Овощи и фрукты –витаминные продукты»
«Берегите осанку»
«Наши глаза»
«Компьютер или прогулка?»
«Наша кожа»
«Как лучше отдыхать»
«Когда возникла физкультура»
«История олимпийских игр»
«Олимпийский девиз»
Комплекс ГТО
«Талисман Олимпийских игр»
«Наше настроение»
Планируемые результаты:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- уважительное отношение к физической культуре, как к важной части общей культуры;
- понимание ценности человеческой жизни, значения физической культуры для укрепления здоровья человека;
- самостоятельность в выполнении личной гигиены;
- понимание личной ответственности за свое поведение в командных соревнованиях, в подвижных играх.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- мотивации к овладению умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, гигиенические процедуры, подвижные игры);
- стремления к совершенствованию физического развития.
Предметные
Учащиеся научатся:
- играть в подвижные игры;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием;
- в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения;
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
-оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
- выполнять элементы спортивных игр;
- выполнять танцевальные шаги.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать свои действия во время подвижных игр;
- самостоятельно организовывать игры.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить собственные цели и задачи по развитию физических качеств;
- самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, гигиенические процедуры, подвижные игры).
Учащиеся научатся:
- различать виды упражнений, виды спорта;
- понимать символику и атрибутику Олимпийских игр;
-исполнять хореографические упражнения.
Форма аттестации.
Требования к уровню подготовки
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
-- викторины;
-- конкурсы;
-- ролевые игры;
--выполнение заданий соревновательного характера;
-- участие в спортивных внутришкольных мероприятиях, праздниках;
-- оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
-- результативность участия в конкурсных программах и др.
Аттестация проводится по двум направлениям:
- выявление уровня теоретической подготовки;
- выявление уровня практической подготовки.
Уровень теоретической подготовки выявлялся с помощью контрольных вопросов (знания игр по темам программы):
- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх в начале учебного года, а также в течение года по темам программы.
- Тестирование проводится в конце учебного года с целью подведения итогов по предметным знаниям программы.
Низкий уровень (1балл)- ребёнок не справляется с тестированием т.е. правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста, его объём знаний по программе менее чем ½.
Средний уровень (2балла)- ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½.
Высокий уровень(3балла) - ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов, значит, освоен практически весь объём знаний по программе.
Уровень практической подготовки выявляется с помощью выполнения практических заданий:
- Наблюдение осуществляется в течение всего года с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Самостоятельное проведение игр проводиться в конце 1 полугодия как итоговое занятие по пройденным темам программы с целью выявления личностных и метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Праздник – проводиться в конце учебного года с целью подведения итогов по пройденному курсу программы.
Низкий уровень (1балл) - ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснить содержание и правила игры или отказывается проводить игру.
Средний уровень (2балла) - ребёнок проводит самостоятельно игру, используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к. затрудняется в объяснениях содержания и правил игры.
Высокий уровень(3балла) - ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру.
Материально-техническое обеспечение.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество |
1 | Спортивные залы (кабинеты) | 1 |
2 | Стенка гимнастическая | 2 |
3 | Скамейки гимнастические | 2 |
4 | Обручи гимнастические | 6 |
5 | Комплект матов гимнастических | 4 |
6 | Набор для подвижных игр | 1 |
7 | Аптечка медицинская | 1 |
8 | Мячи футбольные | 2 |
9 | Мячи баскетбольные | 10 |
10 | Мячи волейбольные | 10 |
11 | Мячи для метания | 10 |
12 | Сетка волейбольная | 1 |
13 | Игровое поле для футбола (мини-футбола), гандбола | 1 |
14 | Гимнастический городок | 1 |
15 | Полоса препятствий | 1 |
Список литературы.
1.«Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителя общеобразовательных учреждений». В.И. Лях.-2-е изд.-М., Просвещение,2019.
2. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 256 c.
3. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 c.
4. Гусева, Т. А. Картотека сюжетных картинок. Выпуск 14. Подвижные игры / Т.А. Гусева, Т.О. Иванова. - М.: Детство-Пресс, 2011.
5.Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 c.
6. Кириллова, Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет / Ю.А. Кириллова. - М.: СПб: Детство-пресс, 2008. - 432 c.
7. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 95 c.
8. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
9. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2013. - 567 c.
10. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 c.
Согласовано
заместитель
директора по ВР
29.08.2024 г.
Мельникова А. Ю.
___________
Приложения
Диагностика уровня усвоения образовательной программы
«Подвижные игры» за 2023-2024 учебный год.
Все баллы суммируются и выводятся в общий балл
Показатели | Формы и методы диагностики | Сроки проведения | Уровень оценки (в баллах) |
Теоретическая подготовка Теоретические знания по темам программы | устный опрос тестирование | в течение года конец года | 3-высокий 2-средний 1- низкий |
Практическая подготовка Практические умения по программе: Самостоятельность Культура игрового общения Коммуникативная культура | Наблюдение Самостоятельное проведение игр Праздник | в течение года конец года | 3-высокий 2-средний 1- низкий |
№ п/п | Ф.И. учащегося | 1 полугодие | 2 полугодие | Средний балл за год | Общий балл | ||||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10 | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. |