Рабочая программа внеурочной деятельности «Донской фольклор»
Ростовская область, Кашарский район, п.Индустриальный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Индустриальная средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Индустриальная СОШ
Приказ о .08.2019г. № ______
_____________/Чупчикова Е.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Донской фольклор»
на 2019-2020 учебный год
Уровень образования- основное общее образование 8 класс
Количество часов
Учитель Резникова Нина Владимировна
Категория : высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Ростовская область – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для общеобразовательных учреждений: авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, «Вентана-Граф», 2012 г.;
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;
учебного плана МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;
Курс «Донской фольклор» основан на образовательном этнокультурном проекте «150 культур Дона», который реализуется во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от 25.01.2016 в соответствии с приказом минобразования Ростовской области от 14.04.2016 № 256.
Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Курс реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 8 классе. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний, обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности донской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям.
Основными целями и задачами реализации предметной области курса является:
формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих в Ростовской области, многообразии исторических и культурных традиций, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
знакомство с истоками духовной культуры Дона и ее творцами;
обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;
ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;
воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
развитие умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;
развитие воображения, фантазии, творческих возможностей, интереса к различным видам искусства;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Донской край, за его историю и культуру ;
воспитание уважительного отношения и любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о донской многонациональной культуре;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате освоения курса
Ученик будет иметь представление:
о символике Ростовской области и Кашарского района;
об историко-культурном наследии и традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
о вкладе жителей Дона в развитие отечественной культуры;
о развитии дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области;
о связях между живой и неживой природой родного края;
об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
о связях между деятельностью человека и состоянием природы Ростовской области.
Ученик научится:
называть народы, населяющие Ростовскую область;
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края;
описывать наиболее важные события истории родного края;
осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;
давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;
уважать национальные традиции своего и других народов;
объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
осознавать зависимость благополучия среды родного края от поведения человека;
корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
оценивать собственные знания и умения;
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
принимать участие в подготовке и проведении праздников, КТД.
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.
СОДЕРЖАНИЕ
курса внеурочной деятельности
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования»:
принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания;
принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития школьников. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
принцип культуро-сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания ценности и необходимости их охраны.
принцип спиралевидности - обучение по данному курсу рассматривается как ряд этапов с устанавливлением связи и зависимости, существующими между ними.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество», поэтому знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Дона, дружба и согласие между народами, культура межличностного и межнационального общения, верность Родине, служение Отечеству, уважение символов Ростовской области, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников;
духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, толерантность, умение прощать, уважение мнения других, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края;
семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие;
религии народов Дона: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
В рабочей программе курса внеурочной деятельности представлены следующие содержательные линии: «Донской край – мой край!», «Религия народов Дона», «Культура народов Дона», «История Донского края», «традиции народов Ростовской области».
Программа построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Элементы содержания
Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности политики Ростовской области.
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Религия народов Дона. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.
Христианская вера.Праздники, обычаи и обряды православного Дона.
Культура ислама. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Культура народов Дона. Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры. Изобразительное искусство.Музыка. Народная музыка. Донской фольклор.
Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения донских писателей. Русские поэты о Доне.
Скифы. Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Сарматы.Монголо-татарские завоеватели на Дону. Тана. Азов. Донское казачество на заре своей истории.
Первые казачьи станицы, казачьи поселения.Быт, хозяйство казаков (жилище, посуда, одежда), земледелие и станичные ремесла. Казачья кухня.
Вера и обычаи. Церковные традиции.Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.Казачий фольклор и театр.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
На внеурочных занятиях по КНД применяются разнообразные обучающие методы, что делает процесс обучения более интересным, позволяет экономить время, дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков:лекция, игра, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, виртуально историческое путешествие, составление альбомов, пословиц, концерты, устные журналы.
Методы и формы организации обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся используются разнообразные методы и формы обучения:
перспективные (словесные, наглядные, практические);
логические: логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;
гностические: объяснительно-репродуктивный,
кибернетические: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
контроля и самоконтроля (устный, письменный);
стимулирования и мотивации;
самостоятельной учебной деятельности;
фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика;
групповая (парная) форма обеспечивают учёт дифференцированных запросов учащихся;
коллективная система обучения.
Программа предусматривает
теоретические занятия: (беседы, лекции, доклады, викторины);
практические занятия: (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Данные формы работы повышают эффективность работы ученика, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся личностные качества.
Календарно-тематическое планирование занятий.
|
тема занятия |
вид деятельности |
дата по плану |
дата по факту |
|
Народы Дона |
составление иллюстрированной карты Ростовской области |
03.09 |
|
|
Народные игры
|
Чемпионат этно-спортивных игр «150 культур Дона», |
10.09 |
|
|
«Проба пера» |
литературный конкурс сочинений-сказок «Новые сказки Тихого Дона» |
17.09 |
|
|
«Донской базар» |
конкурс «Прикладных дел Мастер». |
24.09 |
|
|
«Донской базар» |
конкурс «Прикладных дел Мастер». |
01.10 |
|
|
Сказки народов Дона |
Театрализация народной сказки |
8.10 |
|
|
Сказки народов Дона |
Театрализация народной сказки |
15.10 |
|
|
Народов Дона дружная семья
|
конкурс рисунков |
22.10 |
|
|
Кухня Дона |
электронная презентация |
5.11 |
|
|
Кухня Дона |
выставка -ярмарка |
12.11 |
|
|
Танцы народов Дона |
просмотр фильма |
19.11 |
|
|
Танцы народов Дона |
мастер -класс |
26.11 |
|
|
Песни народов Дона |
концерт |
3.12 |
|
|
Донской язык |
составление словаря народов Дона |
10.12 |
|
|
Донской язык |
составление словаря народов Дона |
17.12 |
|
|
Обычаи народов Дона |
просмотр фильма |
24.12 |
|
|
Обычаи народов Дона |
инсценировка |
14.01 |
|
|
Праздники народов Дона |
|
21.01 |
|
|
Быт донских народов |
викторина |
28.01 |
|
|
Национальные элементы одежды в донском костюме |
мастерская |
04.02 |
|
|
Национальные элементы одежды в донском костюме |
мастерская |
11.02 |
|
|
Литература Дона |
экскурсия в библиотеку |
18.02 |
|
|
Литература Дона |
литературные чтения |
25.02 |
|
|
Религия народов Дона |
устный журнал |
15.03 |
|
|
Национальные занятия на Дону |
подготовка проектов |
03.03 |
|
|
Быт народов Дона |
исследование |
10.03 |
|
|
Быт народов Дона |
исследование |
17.04 |
|
|
Памятные места Дона |
устный журнал |
07.04 |
|
|
Памятные места Дона |
составление туристического маршрута |
14.04 |
|
|
Природа ДОНА |
Составление экологической карты Дона. |
21.04 |
|
|
Образы и характеры |
исследование национальных черт характера в донском многообразии национальностей |
28.04 |
|
|
Фамилии разных народов на Дону |
электронная презентация |
05.05 |
|
|
Фамилии разных народов на Дону |
исследование |
12.05 |
|
|
«150 культур Дона» |
викторина |
19.05 |
|
|
Праздник «Венок дружбы»
|
Итоговое занятие |
26.05 |
|
итого |
35 |