Рабочая программа внеурочной деятельности «Донской фольклор»

0
0
Материал опубликован 28 October

Ростовская область, Кашарский район, п.Индустриальный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Индустриальная средняя общеобразовательная школа


 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Индустриальная СОШ

Приказ о .08.2019г. № ______
_____________/Чупчикова Е.В./

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

«Донской фольклор»

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

Уровень образования- основное общее образование 8 класс

Количество часов

 

Учитель Резникова Нина Владимировна

Категория : высшая квалификационная категория

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Ростовская область – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания и национальной принадлежности. Поэтому школьники должны приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);

Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

Авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для общеобразовательных учреждений: авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, «Вентана-Граф», 2012 г.;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;

учебного плана МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;

календарного учебного графика МБОУ Индустриальная СОШ на 2019-2020 учебный год;

Курс «Донской фольклор» основан на образовательном этнокультурном проекте «150 культур Дона», который реализуется во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Межрегионального форума Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» от 25.01.2016 в соответствии с приказом минобразования Ростовской области от 14.04.2016 № 256.

Этнокультурное образование направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. 

 

Курс реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 8 классе. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний, обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности донской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям.

 

Основными целями и задачами реализации предметной области курса является:

формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих в Ростовской области, многообразии исторических и культурных традиций, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;

знакомство с истоками духовной культуры Дона и ее творцами;

обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;

знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;

ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;

воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;

развитие умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;

развитие воображения, фантазии, творческих возможностей, интереса к различным видам искусства;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

курса внеурочной деятельности 

В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;

воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Донской край, за его историю и культуру ;

воспитание уважительного отношения и любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о донской многонациональной культуре;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

 

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В результате освоения курса

Ученик будет иметь представление:

о символике Ростовской области и Кашарского района;

об историко-культурном наследии и традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

о вкладе жителей Дона в развитие отечественной культуры;

о развитии дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области;

о связях между живой и неживой природой родного края;

об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

о связях между деятельностью человека и состоянием природы Ростовской области.

Ученик научится:

называть народы, населяющие Ростовскую область;

различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;

различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

приводить примеры представителей животного мира родного края;

приводить примеры достопримечательностей родного края;

описывать наиболее важные события истории родного края;

осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;

давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;

уважать национальные традиции своего и других народов;

объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;

рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

осознавать зависимость благополучия среды родного края от поведения человека;

корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; 

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

оценивать собственные знания и умения;

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;

использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

принимать участие в подготовке и проведении праздников, КТД.

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;

рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.


 

СОДЕРЖАНИЕ

курса внеурочной деятельности 

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования»:

принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания;

принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития школьников. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

принцип культуро-сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания ценности и необходимости их охраны.

принцип спиралевидности - обучение по данному курсу рассматривается как ряд этапов с устанавливлением связи и зависимости, существующими между ними.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество», поэтому знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Дона, дружба и согласие между народами, культура межличностного и межнационального общения, верность Родине, служение Отечеству, уважение символов Ростовской области, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников;

духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, толерантность, умение прощать, уважение мнения других, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края;

семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие;

религии народов Дона: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

В рабочей программе курса внеурочной деятельности представлены следующие содержательные линии: «Донской край – мой край!», «Религия народов Дона», «Культура народов Дона», «История Донского края», «традиции народов Ростовской области».

Программа построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

 

Элементы содержания

Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности политики Ростовской области.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Религия народов Дона. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.

Христианская вера.Праздники, обычаи и обряды православного Дона.

Культура ислама. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Культура народов Дона. Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры. Изобразительное искусство.Музыка. Народная музыка. Донской фольклор.

Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения донских писателей. Русские поэты о Доне.

Скифы. Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Сарматы.Монголо-татарские завоеватели на Дону. Тана. Азов. Донское казачество на заре своей истории.

Первые казачьи станицы, казачьи поселения.Быт, хозяйство казаков (жилище, посуда, одежда), земледелие и станичные ремесла. Казачья кухня.

Вера и обычаи. Церковные традиции.Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.Казачий фольклор и театр.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

На внеурочных занятиях по КНД применяются разнообразные обучающие методы, что делает процесс обучения более интересным, позволяет экономить время, дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков:лекция, игра, создание мини- каталога национальной одежды, презентация, виртуально историческое путешествие, составление альбомов, пословиц, концерты, устные журналы. 

 

Методы и формы организации обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся используются разнообразные методы и формы обучения:

перспективные (словесные, наглядные, практические);

логические: логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;

гностические: объяснительно-репродуктивный,

кибернетические: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;

контроля и самоконтроля (устный, письменный);

стимулирования и мотивации;

самостоятельной учебной деятельности;

фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;

индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика;

групповая (парная) форма обеспечивают учёт дифференцированных запросов учащихся;

коллективная система обучения.

Программа предусматривает

теоретические занятия: (беседы, лекции, доклады, викторины);

практические занятия: (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Данные формы работы повышают эффективность работы ученика, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся личностные качества.


 

Календарно-тематическое планирование занятий.

 

тема занятия

вид деятельности

дата по плану

дата по факту

 

Народы Дона

составление иллюстрированной карты Ростовской области

03.09

 

 

Народные игры

 

Чемпионат этно-спортивных игр «150 культур Дона»,

10.09

 

 

«Проба пера»

литературный конкурс сочинений-сказок «Новые сказки Тихого Дона»

17.09

 

 

«Донской базар»

конкурс «Прикладных дел Мастер».

24.09

 

 

«Донской базар»

конкурс «Прикладных дел Мастер».

01.10

 

 

Сказки народов Дона

Театрализация народной сказки

8.10

 

 

Сказки народов Дона

Театрализация народной сказки

15.10

 

 

Народов Дона дружная семья

 

конкурс рисунков

22.10

 

 

Кухня Дона

электронная презентация

5.11

 

 

Кухня Дона

выставка -ярмарка

12.11

 

 

Танцы народов Дона

просмотр фильма

19.11

 

 

Танцы народов Дона

мастер -класс

26.11

 

 

Песни народов Дона

концерт

3.12

 

 

Донской язык

составление словаря народов Дона

10.12

 

 

Донской язык

составление словаря народов Дона

17.12

 

 

Обычаи народов Дона

просмотр фильма

24.12

 

 

Обычаи народов Дона

инсценировка

14.01

 

 

Праздники народов Дона

 

21.01

 

 

Быт донских народов

викторина

28.01

 

 

Национальные элементы одежды в донском костюме

мастерская

04.02

 

 

Национальные элементы одежды в донском костюме

мастерская

11.02

 

 

Литература Дона

экскурсия в библиотеку

18.02

 

 

Литература Дона

литературные чтения

25.02

 

 

Религия народов Дона

устный журнал

15.03

 

 

Национальные занятия на Дону

подготовка проектов

03.03

 

 

Быт народов Дона

исследование

10.03

 

 

Быт народов Дона

исследование

17.04

 

 

Памятные места Дона

устный журнал

07.04

 

 

Памятные места Дона

составление туристического маршрута

14.04

 

 

Природа ДОНА

Составление экологической карты

Дона.

21.04

 

 

Образы и характеры

исследование национальных черт характера в донском многообразии национальностей

28.04

 

 

Фамилии разных народов на Дону

электронная презентация

05.05

 

 

Фамилии разных народов на Дону

исследование

12.05

 

 

«150 культур Дона»

викторина

19.05

 

 

Праздник «Венок дружбы»

 

Итоговое занятие

26.05

 

итого

35


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.