Программа внеурочной деятельности по литературе «Русский фольклор» (6 класс)
Бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Калачинска Омской области «Лицей»
Рассмотрено Утверждаю
на методсовете Директор лицея
Протокол № __ от ______201___г. _________Е.З. Гордеева
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Русский фольклор»
(духовно-нравственное направление)
Количество часов: 34
Класс: 6 А, Б, В
Учитель: Доровко Анастасия Игоревна,
учитель русского языка и литературы
- Планируемые результаты внеурочной деятельности
- Личностные результаты:
- умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- умение оценивать жизненные ситуации, поступки героев художественных произведений с точки зрения общепринятых норм;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование уважительного отношения к семье, к русскому народу и его традициям.
- Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при помощи учителя;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить аргументы, подтверждающие вывод;
- умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о российской истории и культуре;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- умение работать в паре и группе.
- Предметные результаты:
По окончании курса внеурочной деятельности учащийся должен знать:
- основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа;
- основные жанры фольклора, их особенности;
- иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;
- знать героев мифов древних славян, основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- особенности и исторические предпосылки возникновения жанра былин;
- происхождение и природу загадок;
- народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
- несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок.
- Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.
Удивительный и загадочный мир наших предков.
Знакомство с понятиями фольклор народа, этноса, культура. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов.
Форма организации: лекция, беседа, индивидуальная творческая работа
Вид деятельности: ответы на вопросы учителя, написание эссе
Жанровая система русского фольклора.
Знакомство с жанровой классификацией русского фольклора
Форма организации: лекция, беседа
Вид деятельности: построение схемы «Жанры русского фольклора», ответы на вопросы учителя
РАЗДЕЛ 2. МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Представления древних славян о мире и его устройстве
Процесс познания мира древними людьми. Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Язь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Символическая картина мира( пространство: верх-низ; небо-земля; правый-левый; время: день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский; старший- младший; свой - чужой).
Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов
Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами славянской мифологии, обсуждение, как представляли себе мир древние славяне, словесное рисование.
Славянские боги.
Периодизации славянского язычества. Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Велес и др.
Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.
Вид деятельности: работа с текстом, составление энциклопедии славянских богов, создание иллюстраций.
Языческие персонажи.
Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции.
Форма организации: лекция, беседа, самостоятельная работа.
Вид деятельности: работа с текстом, составление кроссворда, создание иллюстраций.
РАЗДЕЛ 3. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР.
Календарные обряды и песни
Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Тематика, символика, композиция песен. Весенние обряды. Масленица. Проводы зимы.. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды.
Форма организации: лекция, беседа, обсуждение проблемных вопросов, творческая работа, прослушивание аудиозаписей песен
Вид деятельности: работа с текстами песен, создание «Народного крестьянского календаря» (по группам), обсуждение аудиозаписей
Родильно-крестильные обряды
Обряды дородового цикла. Обряды связанные с рождением. Обряды первого года жизни ребенка. Наречение именем. Христианские имена и их значения.
Форма организации: лекция, беседа, работа со справочной литературой, практическая работа
Вид деятельности: ответы на проблемные вопросы, практическая работа с «Православным имясловом».
Свадебные обряды
Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причетания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни.
Форма организации: лекция, беседа, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписей песен
Вид деятельности: обсуждение видеоролика, работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей
Рекрутские обряды
Обряд провожания парней в рекруты, содержание и особенности солдатских песен
Форма организации: лекция, беседа, прослушивание аудиозаписей песен
Вид деятельности: работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей
Магия слова: заговоры, заклинания, гадания.
Заговоры, заклинания, гадания, подблюдные песни: содержание, поэтика.
Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.
Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, постановка мини-спектакля
Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»
Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор». Выставка газет.
Форма организации: творческая работа в группах
Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»
РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Особенности русских народных сказок
Сказки как вид народной прозы. Исторические корни русских сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках. Истоки народных сказок- сказители.
Форма организации: лекция, беседа, практическая работа
Вид деятельности: работа с текстом, составление синквейна и кластера, ответы на проблемные вопросы.
Герои русских народных сказок: кто они?
Переходящие герои русских сказок: образы, характерные черты, магические способности.
Форма организации: лекция, беседа, словесное рисование
Вид деятельности: участвуют в дискуссии, рисуют словесный портрет героя русских народных сказок
Сказки о животных
Содержание сказок про животных и их идейный смысл. Особенности жанра.
Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.
Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, сочиняют сказку по данному началу
Волшебные сказки. Особенности времени и пространства.
Художественные особенности жанра. Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Подземный и надземный мир.
Форма организации: лекция, беседа, творческая работа
Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, рисуют карту волшебного мира
Волшебные сказки. Композиция. Сюжет. Герои
Волшебная сказка как единое целое. Герой сказки, его помощники, злодеи, волшебные предметы. Испытание героя.
Форма организации: беседа, практическая работа
Вид деятельности: создание альбома «Герои волшебных сказок»
Сказки-легенды
Особенности жанра. Герои, время и пространство. Сочетание реальности и вымысла.
Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение
Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра
Авантюрно-новеллистические сказки
Особенности жанра. Герои, время и пространство. Сказки об умных ответах как отдельный вид авантюрно-новеллистических сказок.
Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение
Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра
Бытовые сатирические сказки и анекдоты
Особенности жанра. Бытовые сказки как отражение мира. Классификация бытовых сказок.
Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение
Вид деятельности: составление схемы, работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра
Практическое занятие: создание лэпбука «Русские народные сказки»
Создание лэпбука «Русские народные сказки» при помощи декоративно-прикладных материалов. Презентация своей работы.
Форма организации: практическая работа
Вид деятельности: Создание лэпбука «Русские народные сказки»
РАЗДЕЛ 5. РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС
Былины- стихотворный героический эпос Древней Руси
Жанровые особенности былины. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля.
Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение
Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы
Герои былин
Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь.
Форма организации: лекция, беседа, творческая работа
Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам
Отличия былины от сказки
Сказочные черты в былинах (композиция, герои, особенности пространства), характерные для былин черты.
Форма организации: лекция, дискуссия, практическая работа
Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют таблицу «Отличия былины от сказки».
Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве»
Анализ изображения былинных сюжетов и героев в произведениях художников. Создание плаката «Былины в изобразительном искусстве»
Форма организации: работа с иллюстративным материалом, практическая работа
Вид деятельности: создают плакат «Былины в изобразительном искусстве»
РАЗДЕЛ 6. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Поэтика пословиц и поговорок
Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа»
Форма организации: беседа, самостоятельная работа
Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, составляют синквейн, восстанавливают пословицы и поговорки по заданному началу.
Практическая работа: Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок
Обсуждение разделов тематического каталога, создание тематического каталога русских пословиц и поговорок, представление своей работы
Форма организации: практическая работа
Вид деятельности: создают тематический каталог русских пословиц и поговорок, представляют свою работу
Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества
Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Виды загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.
Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность
Вид деятельности: загадывают и отгадывают загадки, исследуют загадки разных типов, составляют «Инструкцию по разгадыванию загадок».
Конкурс загадок «Самый умный».
Викторина по отгадыванию и составлению загадок.
Форма организации: викторина
Вид деятельности: отгадывают, загадывают и составляют загадки
РАЗДЕЛ 7. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Жанры детского фольклора
Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, считалки. Особенности детского фольклора. Классификация детского фольклора.
Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа
Вид деятельности: работают с текстом, обсуждают проблемные вопросы, составляют древо жанров детского фольклора
Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора»
Работа с терминологией. Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора». Иллюстрирование книжки.
Форма организации: практическая работа
Вид деятельности: Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора».
РАЗДЕЛ 8. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР
Вертеп, театр Петрушки, балаган
Происхождение фольклорного театра, особенности отдельных его видов (вертеп, театр Петрушки, балаган)
Форма организации: лекция, беседа, просмотр видео
Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждают и рецензируют видео
Постановка мини-спектакля
Форма организации: практическая творческая работа
Вид деятельности: подготавливают и инсценируют мини-спектакль
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Форма организации: тест
Вид деятельности: выполняют тест по итогу изучения курса
- Тематическое планирование с учётом программы воспитания обучающихся
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теоретические | практические | ||
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||
1 | Удивительный и загадочный мир наших предков | 1 ч. | |
2 | Жанровая система русского фольклора | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 2. МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН (3 ч) | |||
3 | Представления древних славян о мире и его устройстве | 1 ч. | |
4 | Славянские боги. | 1 ч. | |
5 | Языческие персонажи. | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 3. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР (7 ч) | |||
6-7 | Календарные обряды и песни . | 1 ч. | 1 ч. |
8 | Родильно-крестильные обряды. | 1 ч. | |
9 | Свадебные обряды. | 1 ч | |
10 | Рекрутские обряды | 1 ч. | |
11 | Магия слова: заговоры, заклинания, гадания. | 1 ч. | |
12 | Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор» | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (9 ч) | |||
13 | Особенности русских народных сказок | 1 ч. | |
14 | Герои русских народных сказок: кто они? | 1 ч. | |
15 | Сказки о животных | 1 ч. | |
16 | Волшебные сказки. Особенности времени и пространства. | 1 ч. | |
17 | Волшебные сказки. Композиция. Сюжет. Герои | 1 ч. | |
18 | Сказки-легенды | 1 ч. | |
19 | Авантюрно-новеллистические сказки | 1 ч. | |
20 | Бытовые сатирические сказки и анекдоты | 1 ч. | |
21 | Практическое занятие: создание лэпбука «Русские народные сказки» | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 5. РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (4 ч) | |||
22 | Былины- стихотворный героический эпос Древней Руси | 1 ч. | |
23 | Герои былин | 1 ч. | |
24 | Отличия былины от сказки | 1 ч. | |
25 | Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве» | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 6. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (4 ч) | |||
26 | Поэтика пословиц и поговорок | 1 ч. | |
27 | Практическая работа: «Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок» | 1 ч. | |
28 | Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества | 1 ч. | |
29 | Конкурс загадок «Самый умный» | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 7. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч) | |||
30 | Жанры детского фольклора | 1 ч | |
31 | Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора» | 1 ч. | |
РАЗДЕЛ 7. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР (2 ч) | |||
32 | Вертеп, театр Петрушки, балаган | 1 ч. | |
33 | Постановка мини-спектакля | 1 ч. | |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч) | |||
34 | Викторина «В мире русского фольклора» | 1 ч. | |
ИТОГО: | 20 ч. | 14 ч. | |
ВСЕГО ЗА ГОД: | 34 ч. |
Список литературы
Литература для учителя
- Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П. , Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.
- Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1982.
- Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
- Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1974.
- Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986.
- Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.
- Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М., 2002.
Литература для учеников
- Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни/Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М., 1983.
- Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.
- Русское устное народное творчество: / И. Н. Райкова, С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская и др. ; под общ. ред. С. А. Джанумова. - Москва: Академия, 2008. -Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Шафранская. - Москва : Академия, 2008.
- Кравцов Н.И. Славянский фольклор / Н. И. Кравцов ; науч. ред., вступ. ст. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2009.