12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Доровко Анастасия Игоревна118
Россия, Омская обл., г.Калачинск

Бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Калачинска Омской области    «Лицей»



Рассмотрено                                                                                         Утверждаю

на методсовете                                                                                     Директор лицея

Протокол № __ от ______201___г.                                                     _________Е.З. Гордеева











Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Русский фольклор»

(духовно-нравственное  направление)





Количество часов: 34

Класс:  6 А, Б, В

Учитель:  Доровко Анастасия Игоревна,

учитель русского языка и литературы





  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности


  1. Личностные результаты:
  • умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • умение оценивать жизненные ситуации, поступки героев художественных произведений с точки зрения общепринятых норм;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование уважительного отношения к семье, к русскому народу и его традициям.


  1. Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на занятии при помощи учителя;
  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте и находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;

 Познавательные универсальные учебные действия:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • формирование представлений о российской истории и культуре;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности и общего речевого развития;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • умение работать в паре и группе.


  1.  Предметные результаты:

По окончании курса внеурочной деятельности учащийся должен знать:

  • основные понятия темы: фольклор,  обряд, обрядовый фольклор,    календарно-обрядовая поэзия её взаимосвязь религиозными представлениями народа;
  • основные жанры фольклора, их особенности;
  • иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;
  • знать героев мифов древних славян, основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • особенности и исторические предпосылки возникновения  жанра былин;
  • происхождение и природу загадок;
  • народные осенние, зимние, весенние и летние приметы;
  • несколько народных песен, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок.

                                                                                              

  1. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

Удивительный и загадочный мир наших предков.

Знакомство с  понятиями фольклор народа,  этноса, культура. Мир фольклора – мир народной мудрости. Виды фольклора. Особенности русской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов.

Форма организации: лекция, беседа, индивидуальная творческая работа

Вид деятельности: ответы на вопросы учителя, написание эссе

Жанровая система русского фольклора.

Знакомство с жанровой классификацией русского фольклора

Форма организации: лекция, беседа

Вид деятельности: построение схемы «Жанры русского фольклора», ответы на вопросы учителя


РАЗДЕЛ 2. МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Представления древних славян о мире и его устройстве

Процесс  познания мира древними людьми.  Представление о мировом дереве, связывающем три мира- Правь, Язь, Навь. Отражение мифологических представлений об устройстве мира в фольклоре. Миф как способ осмысления мира. Обрядовые действия. Символическая картина мира( пространство: верх-низ; небо-земля; правый-левый; время: день-ночь; лето- зима; социальное устройство общества: мужской - женский;  старший- младший; свой - чужой).

Форма организации: лекция, обсуждение проблемных вопросов

Вид деятельности: работа с текстом, участие в дискуссии, знакомство с основами славянской мифологии, обсуждение, как представляли себе мир древние славяне, словесное рисование.

Славянские боги.

Периодизации славянского язычества. Языческий пантеон славянских богов. Сварог, Даждьбог, Перун, Велес и др.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работа с текстом, составление энциклопедии славянских богов, создание иллюстраций.

Языческие персонажи.

Низшая демонология. Домовые, лесные, речные божества, их основные функции.

Форма организации: лекция, беседа, самостоятельная работа.

Вид деятельности:  работа с текстом, составление кроссворда, создание иллюстраций.


РАЗДЕЛ 3. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР.

Календарные обряды и песни

Календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия. Славянский календарь. Зимние обряды. Святки. Колядование. Тематика, символика, композиция песен.  Весенние обряды. Масленица. Проводы зимы.. Масленичные песни: величальные, корильные, ритуальные, заклинательные. Встреча весны (веснянки). Летние обряды. Троицко-семицкие обряды. Осенние обряды. 

Форма организации: лекция, беседа, обсуждение проблемных вопросов, творческая работа, прослушивание аудиозаписей песен

Вид деятельности: работа с текстами песен, создание «Народного крестьянского календаря»  (по группам), обсуждение аудиозаписей

Родильно-крестильные обряды

Обряды дородового цикла. Обряды связанные с рождением. Обряды первого года жизни ребенка. Наречение именем. Христианские имена и их значения.

Форма организации: лекция, беседа, работа со справочной литературой, практическая работа

Вид деятельности: ответы на проблемные вопросы, практическая работа с «Православным имясловом».

Свадебные обряды

Свадебный обряд как традиционное драматическое представление. Основные части и их функции: сватовство, сговор, девичник, ритуалы свадебного дня и послесвадебные. Свадебные причетания, свадебные величания и собственно свадебные песни, свадебные корильные песни.

Форма организации: лекция, беседа, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписей песен

Вид деятельности: обсуждение видеоролика, работа с текстами песен, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей

Рекрутские обряды

Обряд провожания парней в рекруты, содержание и особенности солдатских песен

Форма организации: лекция, беседа, прослушивание аудиозаписей песен

Вид деятельности: работа с текстом, ответы на проблемные вопросы, обсуждение аудиозаписей

Магия слова: заговоры, заклинания, гадания.

Заговоры, заклинания, гадания, подблюдные песни: содержание, поэтика.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: работают  с текстом, отвечают на проблемные вопросы, постановка мини-спектакля

Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»

Создание литературной газеты «Обрядовый фольклор». Выставка газет.

Форма организации: творческая работа в группах

Вид деятельности: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»


РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Особенности русских народных сказок

Сказки как вид народной прозы.   Исторические корни русских сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках. Истоки народных сказок- сказители.

Форма организации: лекция, беседа, практическая работа

Вид деятельности: работа с текстом, составление синквейна и кластера, ответы на проблемные вопросы.

Герои русских народных сказок: кто они?

Переходящие герои русских сказок: образы, характерные черты, магические способности.

Форма организации: лекция, беседа, словесное рисование

Вид деятельности: участвуют в дискуссии, рисуют словесный портрет героя русских народных сказок

Сказки о животных

Содержание сказок про животных и их идейный смысл. Особенности жанра.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа.

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, сочиняют сказку по данному началу

Волшебные сказки. Особенности времени и пространства.

Художественные особенности жанра. Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Подземный и надземный мир.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, рисуют карту волшебного мира

Волшебные сказки. Композиция. Сюжет. Герои

Волшебная сказка как единое целое. Герой сказки, его помощники, злодеи, волшебные предметы. Испытание героя.

Форма организации: беседа, практическая работа

Вид деятельности: создание альбома «Герои волшебных сказок»

Сказки-легенды

Особенности жанра. Герои,  время и пространство.  Сочетание реальности и вымысла.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Авантюрно-новеллистические сказки

Особенности жанра. Герои,  время и пространство. Сказки об умных ответах как отдельный вид авантюрно-новеллистических сказок.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Бытовые сатирические сказки и анекдоты

Особенности жанра. Бытовые сказки как отражение мира. Классификация бытовых сказок.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: составление схемы, работа с текстом, анализ художественных особенностей жанра

Практическое занятие: создание лэпбука «Русские народные сказки»

Создание лэпбука «Русские народные сказки» при помощи декоративно-прикладных материалов. Презентация своей работы.

Форма организации: практическая работа

Вид деятельности: Создание лэпбука «Русские народные сказки»


            РАЗДЕЛ 5. РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Былины- стихотворный героический эпос Древней Руси

Жанровые особенности былины. Исторические предпосылки возникновения жанра. Особенности языка и стиля.

Форма организации: лекция, беседа, выразительное чтение

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы

Герои былин

Характерные особенности былинного героя: внешность, сила, снаряжение, богатырский конь.

Форма организации: лекция, беседа, творческая работа

Вид деятельности: работают с текстом, отвечают на проблемные вопросы, создают иллюстрации к былинам

Отличия былины от сказки

Сказочные черты в былинах (композиция, герои, особенности пространства),  характерные для былин черты.

Форма организации: лекция, дискуссия,  практическая работа

Вид деятельности: участвуют в дискуссии, составляют таблицу «Отличия былины от сказки».

Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве»

Анализ изображения былинных сюжетов и героев в произведениях художников. Создание плаката «Былины в изобразительном искусстве»

Форма организации: работа с иллюстративным материалом, практическая работа

Вид деятельности: создают плакат «Былины в изобразительном искусстве»


РАЗДЕЛ 6. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Поэтика пословиц и поговорок

Пословицы как самостоятельно оформленные, логически завершенные суждения, обобщающие трудовой и социальный опыт народа. Поговорки как «окольные выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (В.И. Даль). Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа»

Форма организации: беседа, самостоятельная работа

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, составляют синквейн, восстанавливают пословицы и поговорки по заданному началу.

Практическая работа: Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок

Обсуждение разделов тематического каталога, создание тематического каталога русских пословиц и поговорок, представление своей работы

Форма организации: практическая работа

Вид деятельности: создают тематический каталог русских пословиц и поговорок, представляют свою работу

Загадки, как особый жанр народного поэтического творчества

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Виды загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Форма организации: лекция, беседа, исследовательская деятельность

Вид деятельности: загадывают и отгадывают загадки, исследуют загадки разных типов, составляют «Инструкцию по разгадыванию загадок».

Конкурс загадок «Самый умный».

Викторина по отгадыванию и составлению загадок.

Форма организации: викторина

Вид деятельности: отгадывают, загадывают и составляют загадки


РАЗДЕЛ 7. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Жанры детского фольклора

Понятие «детский фольклор». Жанры детского фольклора: потешки, прибаутки, считалки. Особенности детского фольклора.  Классификация детского фольклора.

Форма организации:  лекция, беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа

Вид деятельности: работают с текстом, обсуждают проблемные вопросы, составляют  древо жанров детского фольклора

Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора»

Работа с терминологией. Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора». Иллюстрирование книжки.

Форма организации: практическая работа

Вид деятельности: Составление книжки-малышки «Жанры детского фольклора».


РАЗДЕЛ 8. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР

Вертеп, театр Петрушки, балаган

Происхождение фольклорного театра, особенности отдельных его видов (вертеп, театр Петрушки, балаган)

Форма организации: лекция, беседа, просмотр видео

Вид деятельности: отвечают на проблемные вопросы, обсуждают и рецензируют видео

Постановка мини-спектакля

Форма организации: практическая творческая работа

Вид деятельности: подготавливают  и инсценируют мини-спектакль


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Форма организации: тест

Вид деятельности: выполняют тест по итогу изучения курса


  1. Тематическое планирование с учётом программы воспитания обучающихся

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теоретические

практические


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1

Удивительный и загадочный мир наших предков

1 ч.


2

Жанровая система русского фольклора

1 ч.



РАЗДЕЛ 2. МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН (3 ч)

3

Представления древних славян о мире и его устройстве

1 ч.


4

Славянские боги.


1 ч.

5

Языческие персонажи.


1 ч.


РАЗДЕЛ 3. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР (7 ч)

6-7

Календарные обряды и песни .

1 ч.

1 ч.

8

Родильно-крестильные обряды.

1 ч.


9

Свадебные обряды.

1 ч


10

Рекрутские обряды

1 ч.


11

Магия слова: заговоры, заклинания, гадания.


1 ч.

12

Практическая работа: создание литературной газеты «Обрядовый фольклор»


1 ч.


РАЗДЕЛ 4. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (9 ч)

13

Особенности русских народных сказок

1 ч.


14

Герои русских народных сказок: кто они?

1 ч.


15

Сказки о животных

1 ч.


16

Волшебные сказки. Особенности времени и пространства.

1 ч.


17

Волшебные сказки. Композиция. Сюжет. Герои


1 ч.

18

Сказки-легенды

1 ч.


19

Авантюрно-новеллистические сказки

1 ч.


20

Бытовые сатирические сказки и анекдоты

1 ч.


21

Практическое занятие: создание лэпбука «Русские народные сказки»


1 ч.


РАЗДЕЛ 5. РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (4 ч)

22

Былины- стихотворный героический эпос Древней Руси

1 ч.


23

Герои былин

1 ч.


24

Отличия былины от сказки


1 ч.

25

Практическая работа: создание плаката «Былины в изобразительном искусстве»


1 ч.


РАЗДЕЛ 6. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (4 ч)

26

Поэтика пословиц и поговорок

1 ч.


27

Практическая работа: «Создание тематического каталога русских пословиц и поговорок»


1 ч.

28

Загадки, как особый жанр народного

поэтического творчества

1 ч.


29

Конкурс загадок «Самый умный»


1 ч.


РАЗДЕЛ 7. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч)

30

Жанры детского фольклора

1 ч


31

Практическая работа: создание книжек-малышек «Жанры детского фольклора»


1 ч.



РАЗДЕЛ 7. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР (2 ч)

32

Вертеп, театр Петрушки, балаган

1 ч.


33

Постановка мини-спектакля


1 ч.


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч)

34

Викторина «В мире русского фольклора»


1 ч.


ИТОГО:

20 ч.

14 ч.


ВСЕГО ЗА ГОД:

34 ч.


Список  литературы

Литература для учителя

  1. Аникин  В.П.  Детский фольклор //  Аникин В.П. , Круглов Ю.Г.  Русское народное поэтическое  творчество. – Л., 1983.
  2. Аникин В.П.  Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М., 1957.
  3. Бахтин В.С.  От былины до считалки:  Рассказы о фольклоре. – Л., 1982.
  4. Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – М., 1988.
  5. Круглый год.  Русский земледельческий календарь  / Сост. А.Ф. Некрылова. – М., 1991.
  6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в школе - М., 2002.
  7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
  8. Народные песни Воронежской области. / Под ред. С.Г.Лазутина. – Воронеж, 1974.
  9. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
  10. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учебн. пособие для филолог. спец. пед. ин-тов /  Сост. Ю.Г. Круглов. – М., 1986.
  11. Савушкина Н.И. Русский народный театр. -   М., 1976.
  12. Уланова Л.С. Русский свадебный обряд (праздник в школе). - М., 2002.

Литература для учеников

  1. Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки, календарные песни/Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю. Смольникова. – М., 1983.
  2. Гилярова Н. Детский фольклор Рязанской области. – Рязань, 1992.
  3. Русское устное народное творчество: / И. Н. Райкова, С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская и др. ; под общ. ред. С. А. Джанумова.  - Москва: Академия, 2008. -Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Шафранская.  - Москва : Академия, 2008. 
  4. Кравцов Н.И. Славянский фольклор / Н. И. Кравцов ; науч. ред., вступ. ст. А. В. Кулагина, В. А. Ковпик.  - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.