Рабочая программа внеурочной деятельности "Энергия игры" (спортивно-оздоровительное направление) 1 класс
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 Г. АМУРСКА АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
| |
Рабочая программа
внеурочной деятельности "Энергия игры"
(спортивно-оздоровительное направление)
1 класс
2024 - 2025 учебный год
Срок реализации: 1 год
Составила: Овчинникова И.Д.,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
г. Амурск
2024 г.
Пояснительная записка
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, так как на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего физического совершенствования и формируется потенциал физических возможностей.
В современных условия наблюдается тенденция снижения двигательной активности младших школьников, что влияет на здоровье, умственную работоспособность и усвоение учебных программ. Поэтому необходимо увеличивать объём деятельности, который требует от обучающегося проявления физических качеств, находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Энергия игры" для 1-х классов является компонентом основной образовательной программы начального общего образования, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработана на основе учебно-методического пособия курса "Физическая культура" (автор В.И. Лях), созданного в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования начальной школы и позволяет формировать учебные универсальные действия по курсу.
Использование данной программы способствует повышению уровня двигательной активности обучающихся до уровня, обеспечивающего физическое развитие и здоровье обучающихся; создаются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень физической подготовленности обучающихся.
Практические занятия проводятся 1 раз в неделю, изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне - в игровой форме.
Срок реализации: 1 год. Количество часов в год - 33 часа.
Цель: формирование физической культуры личности школьника, укрепление здоровья посредством углубленного изучения основ содержания физкультурной деятельности.
Задачи:
1) повышение уровня двигательной активности обучающихся;
2) содействие гармоническому физическому развитию;
3) развитие активности, творчества, любознательности, честности учащихся;
4) формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнований.
5) привитие занимающимися стойкого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
6) изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости.
Основные принципы, методы и средства обучения.
Практические занятия по физической подготовке проводятся в форме групповых занятий по общепринятой методике.
Реализация основных принципов обучения:
К основным принципам обучения относятся: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип доступности, принцип прочности. Все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Методы обучения:
- словесные методы: объяснение, указание, убеждение, замечание, беседа, поощрение и т.д.
- наглядные методы: показ упражнений, просмотр игр на дисках, слайдах и т.д.
- практические методы: метод упражнений и его варианты, метод многократного повторения упражнения, игровой и соревновательный методы.
Учебно-тематический план
Содержание курса | Количество часов |
1.Основы знаний | 6 |
2. Подвижные игры: 2.1. Игры с бегом 2.2. Игры с мячом 2.3. Игры с прыжками (скакалки) 2.4. Игры малой подвижности (игры на развитие внимания, для правильной осанки, с лазанием и перелазанием) 2.5. Народные игры 2.6. Зимние забавы 2.7. Эстафеты | 27 4 4 3 2 4 5 2 3 |
Общая физическая подготовка | на каждом занятии |
Итого: | 33 часа |
Содержание программы
1 год обучения
1. Основы знаний:
- Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
- История возникновения игр с мячом.
- Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
- Правильная осанка и еѐ значение для здоровья и хорошей учебы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
- Народные игры - основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей.
- Закаливание и его влияние на организм.
2. Подвижные игры:
2.1. Игры с бегом:
- "Волки, зайцы, лисы", "Медведь и пчелы", "Третий лишний".
- "Веселые ракеты", "Салки", "Белые медведи".
- "Шишки, желуди, орехи", "Удержи обруч", "Пустое место".
- "Отгадай чей голос?", "Караси и Щуки", "Гуси - лебеди".
2.2. Игры с мячом:
- "Мячик", "Мяч по полу", "Гусеница", "Перестрелка".
- "Кто меткий?", "Точно в цель", "Бегуны и метатели", "Перестрелка".
- "Передача мяча в колоннах", "Гонка мячей", "Перестрелка".
- "Мяч соседу","Подвижная цель", "Перестрелка".
- "Охотники и утки", "Передал - садись", "Перестрелка".
2.3. Игры с прыжками:
- "Прыгающие воробышки", "Петушиные бои".
- Прыжки с длинной скакалкой «Верѐвочка». Игра "Удочка".
- "Зеркало","Кенгуру".
- "Выше ножки от земли","Лягушата и цапля".
2.4. Игры малой подвижности:
- "Красный, зелѐный","Альпинисты", "Кто быстрее встанет в круг".
- "Разведчики", "Поезд", "Построение в шеренгу".
- "Летает - не летает", "Копна - тропинка - кочки", "Язычок".
2.5. Народные игры:
- русская народная игра "Краски".
- таджикская народная игра "Нахчирбози" ("Горный козел").
- мордовская народная игра "Угадай и догони".
2.6. Зимние забавы:
- "Скатывание шаров", "Гонки снежных комков", "Гонки санок", "Слаломисты","Черепахи".
2.7. Эстафеты:
- эстафеты с предметами (мячами, обручами, скакалками).
Общая физическая подготовка:
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди).
В 1классе обучающиеся знакомятся с упражнениями преимущественно в игровой форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать места занятий в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- характеризовать влияние подвижных игр на самочувствие;
- применять полученные знания в организации самостоятельных занятий подвижными играми.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных ситуаций в сотрудничестве ;
- договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам.
Предметные результаты, на которые ориентирована программа:
Год обучения | Уровни обучения | ||
Результат 1 уровня - приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни | Результат 2 уровня - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом | Результат 3 уровня - приобретение опыта самостоятельного социального действия | |
Первый год обучения | приобретение школьниками знаний: о технике безопасности при занятии спортом: об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; бережно обращаться, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения с инвентарем | развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей; представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической полготовки человека | приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований |
Двигательные умения и навыки проверяются во время участия обучающихся в играх, подведение итогов по общефизической подготовке проводится 2 раза в год (сентябрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м. с высокого старта (сек.) | 6,5 | 7,0 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места (см.) | 130 | 125 |
Выносливость | Бег 1000м. | без учета времени | без учета времени |
Координация | Челночный бег 3по10 м. (сек.) | 11,0 | 11,5 |
Материально - техническое обеспечение:
1. Мячи волейбольные - 25 шт
2. Мячи малые - 25 шт.
3. Скакалки- 25 шт.
4. Гимнастическая стенка - 1 шт.
5. Гимнастические скамейки жёсткие-10шт.
6. Маты - 10 шт.
7. Скакалка - 25 шт.
8. Обручи - 25 шт.
9. Аудиоцентр с системой озвучивания,
10. Мегафон
Список литературы:
Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
Дорошенко А.С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 1 класса. Учебное пособие, - Хабаровск: ХГИФК. 1997.
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
6. Литвинов Е.Н. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя. – М: Просвещение. 2001.
7. Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы. Издательство Просвещение 2001 год.
8. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
9. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 1983 г.
10. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.