Рабочая программа внеурочной деятельности «English Theatre» для 3 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 3 классов
English Theatre (Английский театр)
Срок реализации программы – 1 год.
Составитель программы:
Барабанова Маргарита Александровна
учитель английского языка
МАОУ СМТЛ
Пояснительная записка.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. «Английский театр» является предметом внеурочной деятельности в школе. Наравне с основными предметами образования он способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности в главных, существенных чертах. Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.
Работа с детьми над спектаклем дает возможность использовать имеющиеся знания и навыки общения в различных ситуациях, кроме того, развивает партнерские отношения: дети учатся слаженно взаимодействовать, слушать и слышать друг друга. Формируется личная сопричастность ко всему происходящему. Таким образом, значение театральной деятельности велико как в плане общего развития личности, так и в плане обучения языку.
Курс «Английский театр» рассчитан на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Курс «Английский театр» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций формируем цели и задачи.
ЦЕЛЬ. Воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
Основные задачи:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
7. Развивать чувство ритма и координацию движения;
8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре.
Личностные УУД:
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
- ориентация в системе моральных ценностей и норм, их иерархизация;
- основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
- готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умение убеждать;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные УУД:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в завсимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить классификацию на основе дихотомического деления;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи;
Пути, средства, методы достижения цели:
Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как: беседы, викторины, уроки сценической грамоты; игровые виды деятельности; выразительное чтение; создание масок, костюмов, декораций; участие в постановке спектакля.
Тематический план программы.
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Вид деятельности учащихся |
1 |
Вводный урок. Знакомство с содержанием курса. |
1 |
Беседа. |
2 |
Пластичность. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
3 |
Отбор сценария для постановки спектакля. |
1 |
Беседа, дискуссии. |
4 |
Пластичность. Музыкальные игры. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
5 |
Видеоурок. |
1 |
Просмотр мультфильма по произведению на английском языке. |
6 |
Пластические игры. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
7 |
Художественное чтение произведения. |
1 |
выразительное чтение; чтение по ролям, сценические этюды. |
8 |
Пластичность. Развитие двигательных способностей ребёнка. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
9 |
Художественное чтение произведения. |
1 |
выразительное чтение; чтение по ролям, сценические этюды. |
10 |
Пластичность. Театрализованные упражнения. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
11 |
Анализ произведения |
1 |
Беседы, поисковое чтение. |
12 |
Речевая гимнастика. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
13 |
Анализ произведения |
1 |
Беседы, сценические этюды. |
14 |
Речевая гимнастика. Игры на развитие дыхания. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
15 |
Анализ произведения |
1 |
Беседы, викторина |
16 |
Речевая гимнастика. Игры на развитие свободы речевого аппарата. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
17 |
Распределение ролей |
1 |
Беседа, дискуссии, круглый стол. |
18 |
Речевая гимнастика. Упражнение на формирование правильной артикуляции. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
19 |
Подбор музыкального оформления спектакля. |
1 |
Беседы, круглый стол. |
20 |
Речевая гимнастика. Упражнения на развитие четкой дикции. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
21 |
Разучивание песен из спектакля. |
1 |
Выразительное чтение. |
22 |
Развитие речи. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
23 |
Разучивание песен из спектакля. |
1 |
Выразительное чтение. |
24 |
Развитие речи. Игры со словом. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
25 |
Разучивание песен из спектакля. |
1 |
Аудиоурок. |
26 |
Развитие речи. Упражнения на развитие связной образной речи. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
27 |
Разучивание песен из спектакля. |
1 |
Аудиоурок. |
28 |
Развитие речи. Придумываем рассказ. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
29 |
Чтение по ролям. |
1 |
Выразительное чтение. Сценические этюды. |
30 |
Развитие речи. Подбираем рифмы. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
31 |
Чтение по ролям. |
1 |
Выразительное чтение. Сценические этюды. |
32 |
Развитие речи. Пополняем словарный запас. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
33 |
Чтение по ролям. |
1 |
Выразительное чтение. Сценические этюды. |
34 |
Театр, как вид искусства. |
1 |
Лекции - беседы. Просмотр видео и фотоматериалов. |
35 |
Отработка правильного чтения слов. |
1 |
Отработка навыков произношения, индивидуальная работа с учащимися. |
36 |
Театр. Правила поведения. |
1 |
Лекции - беседы. Просмотр видео и фотоматериалов. |
37 |
Отработка правильного чтения слов. |
1 |
Отработка навыков произношения, индивидуальная работа с учащимися. |
38 |
Театр. За кулисами. |
1 |
Лекции - беседы. Просмотр видео и фотоматериалов. |
39 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
40 |
Творчество. Сочиняем скороговорки. |
1 |
Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок. |
41 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
42 |
Творчество. Сочиняем стихотворения. |
1 |
Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок. |
43 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
44 |
Творчество. Сочиняем сказку. |
1 |
Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок. |
45 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
46 |
Творчество. Рисуем сказку. |
1 |
Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок. |
47 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
48 |
Творчество. Создаем образ героя. |
1 |
Импровизация. Сценические этюды. Сочинение стихов, сказок. |
49 |
Подбор декораций. |
1 |
Беседы, дискуссии. |
50 |
Речевая гимнастика. Упражнения на развитие орфоэпии. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
51 |
Изготовление декораций и инвентаря. |
1 |
Урок-мастерская. |
52 |
Речевая гимнастика. Фонетические игры. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
53 |
Эскиз и изготовление костюмов. |
1 |
Создание эскизов будущих костюмов для спектакля. |
54 |
Речевая гимнастика. Работа над постановкой голоса. |
1 |
Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Скороговорки, чистоговорки. |
55 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
56 |
«Пластические загадки». |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
57 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
58 |
Пластичность. Ритмические игры. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. |
59 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
60 |
Пластичность. Сценические этюды. |
1 |
Сюжетно – ролевые игры. Игры – упражнения, направленные на развитие пластики. |
61 |
Работа с текстом. Репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
62 |
Развитие речи. Передаём характер героя. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
63 |
Генеральная репетиция спектакля. |
1 |
Выразительное чтение, чтение сценария по ролям с музыкальным оформлением, репетиции на сцене. |
64 |
Развитие речи. Лексические игры. |
1 |
Выразительное чтение. Голосо – речевой тренинг. Игры со словом. |
65 |
Представление спектакля. |
1 |
Презентация спектакля зрителям: родителям, учащимся, учителям и администрации школы; |
66 |
Анализ работы театра. |
1 |
обобщение и систематизация материала за год, оформление выставки, фотоальбома, отражающих работу театральной студии; |
67 |
Анализ работы театра. |
1 |
обобщение и систематизация материала за год, оформление выставки, фотоальбома, отражающих работу театральной студии; |
68 |
Заключительный урок. |
1 |
Подведение итогов. Чаепитие. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько тем: «Пластичность», «Речевая гимнастика», «Развитие речи», «Театр», «Творчество», которые чередуются с непосредственной работой над спектаклем (анализом произведения, чтением по ролям и т.д.). Чередование вносит разнообразие в виды деятельности учащихся, а также позволяет им совершенствовать свои актерские и речевые навыки в течение года, что повышает их мотивацию и самооценку.
Тема «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
Тема «Речевая гимнастика» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах (тренировочные упражнения).
Тема «Развитие речи» В неё включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
Тема «Театр» призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, виртуальные экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре.
Тема «Творчество» В тему включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы – творческие игры, конкурсы.
Все занятия, включая игры, сценки, песни, скороговорки, чистоговорки, этюды, сюжетно-ролевые игры, проводятся на материале английского языка, что положительно влияет на произношение учащихся, увеличивает их словарный запас, расширяет кругозор, благоприятно сказывается на общей мотивации учащихся к изучению английского языка.