Рабочая программа внеурочной деятельности коммуникативного направления курса "Чудесный мир детства".

0
0
Материал опубликован 12 September в группе

Министерство образования Иркутской области

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная ( коррекционная ) школа № 1 г. Усолье-Сибирское

(ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье- Сибирское )



t1726105652aa.jpg






Рабочая программа

внеурочной деятельности

коммуникативного направления

курса «Чудесный мир детства»



Класс:

(Срок реализации -1 год, возраст детей – 8 – 10лет)









Программу составила:

Некрасова К.В.

воспитатель









г.Усолье – Сибирское

2024 – 2025г





I. Пояснительная записка

Программа реализует коммуникативное направление во внеурочной деятельности.

Цель программы: развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни; формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

формировать у воспитанников ОВЗ, навыки в области безопасности жизни; способствующих социальной адаптации

развивать коммуникативную функции речи как непременное условие социальной адаптации обучающихся данного вида;

дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту их назначении и правилах пользования;

расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

развивать навыки межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;



Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью, сроком на 1 год. Программа создана с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей. Занятия проводятся в группе наполняемостью до 12 человек.











































II. Содержание курса

Содержание курса «Чудесный мир детства» имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.

Раздел 1. «Здравствуй, школа!» (12 ч)

Школа-мой дом; Я дежурный; Безопасный маршрут; Двор моей школы; Мой адрес, мой дом, моя улица; Книга – наш друг, без неё как без рук; Как могут стать опасными домашние вещи? Вещи не бросаю-на место убираю

Раздел 2. «Я человек» (12 ч)

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе; Гигиена человека; Наша Родина - Россия. Наш город. Моя семья.

Раздел 3. «Мир вокруг нас» (16 ч)

Сезонные изменения; Времена года, Неживая природа; Живая природа; Растения и животные в разное время года; Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц; Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года; Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.

Раздел 4. «Азбука безопасности» (14 ч)

Наш город и его транспорт; Безопасный путь в школу и домой; Мы – пассажиры; Детям знать положено; Улица полна неожиданностей; Незнакомый предмет; Если друг оказался вдруг; Обманывать-нехорошо; Соблюдение безопасности при общении с животными; Съедобное, несъедобное; Советы доктора Айболита.

Раздел 5. «Этот сказочный мир» (14 ч) Чему нас учат сказки; Отгадай сказку; Рисуем сказочных героев; Сказки о добре и зле «Мешок яблок»; Вежливые сказки – «Винни Пух идет в гости»; «Дом для домовенка Кузи»; Общительные сказки «Варежка»; «Когда зажигаются елки»; Сказки о храбрых героях «Крошка Енот». Проявление сочувствия и сопереживания, формирование ценностного отношения ребенка к себе и к окружающим людям; Умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Раздел 6. «Моя малая Родина» (34 ч)

Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

Главные государственные праздники страны, государственная символика. Любовь к Родине, патриотизм.

Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая память народа и каждого человека.

Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны.

Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?


Курс «Чудесный мир детства» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант).

На реализацию программы по внеурочной деятельности отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Сроки реализации программы — 1 год.








































III. Планируемые предметные результаты освоения курса


При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных и предметных результатов деятельности обучающихся.

Личностные результаты:

Формирование уважительного отношения к мнению окружающих.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.

Владение навыками коммуникации.

Развитие самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

Формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;

Формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;

Предметные результаты:

анализ несложных формы объектов;

соотношение несложных типов связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;

строить умозаключения (с помощью взрослого);

конструировать (по образцу) простейшие объекты;

решение простейших логических загадок и задач;

проводить отбор и простейшую классификацию предметов. развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;

формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;

стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;





Формы и виды контроля


В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:


Виды контроля

Цель организации контроля

Формы организации контроля

1.


Предварительное выявление уровня знаний и умений


Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать.

Индивидуальный устный контроль

2.



Текущий контроль

Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся

Устный фронтальный контроль

3.

Тематический контроль

Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся

Комбинированный контроль

4.

Итоговый контроль


Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся

Индивидуальный контроль


В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения: каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.









Тематическое планирование курса


п/п

Изучаемый раздел

Тема занятия

Используемые на занятии виды деятельности

Результаты

1.1

Здравствуй, школа!

12 ч.

Школа – мой дом







Беседа. Практические занятия.

Работа с предметными картинками.


Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.

Знают правила безопасного

поведения в школе.

Знают правила гигиены, соблюдают аккуратность во внешнем виде.

1.2

Я дежурный

1.3

Безопасный маршрут

1.4

Двор нашей школы

1.5

Мой адрес, мой дом, моя улица

1.6

Книга – наш друг, без нее как без рук

1.7

Школьная форма. Мой внешний вид

1.8

Вещи не бросаю – на место убираю

1.9

На перемене не шали

1.10

Мы – одноклассники!

1.11

Дружно весело шагать…

1.12

Бережное отношение к школьному имуществу

2.1

2.2

Я человек

12 ч.

Я – человек. Мы – люди. Общество и я.




Беседа. Практические занятия.

Работа с предметными картинками. Рисование на тему «Витамины для человека»



Формирование навыков ориентировки в схеме на картинке и на себе

Отработка практических навыков

Соблюдение алгоритма при одевании и раздевании.

2.3

Строение тела

2.4

Осанка. Мое здоровье

2.5

Мои глаза и уши. Обоняние

2.6

Гигиена. Кожа, волосы, зубы

2.7

Опрятные вещи-приятное общение

2.8

Я живу в России. Мой город

2.9


Мои родители. Семья

2.10

Распорядок дня

2.11

Мое свободное время. Мои увлечения

2.12

Ты мой друг и я твой друг

3.1

Мир вокруг нас

16 ч.

Признаки осени, зимы, весны, лета.

Обводка по шаблону, штриховка.

Дидактическая игра

Работа с раздаточным материалом.

Работа с предметными картинками





Просмотр презентации




Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, классификация по группам.

3.2

Сбор урожая

3.3

Садовые плоды

3.4

Деревья, кустарники

3.5

Цветы садовые. Цветы комнатные. Уход

3.6

Наша страна - Россия

3.7

Моя малая Родина. Мой город.

3.8

Особенности труда людей родного края, их профессии.

3.9

Удивительные места и достопримечательности города.

3.10

Транспорт. Виды транспорта

3.11

Магазины города, торговые центры. Различия

3.12

Домашние животные. Содержание животных в домашних условиях


3.13


Домашний питомец. Уход за ним.

Работа с предметными картинками

Умеют называть и различать животных, некоторые их особенности и повадки.

3.14

Дикие животные.

3.15

Подготовка животных к холодному времени года

3.16

Птицы. Птицы в городе. Голубь, воробей

4.1

Азбука безопасности 14 ч.

Мой иммунитет. Мое здоровье

Просмотр презентации


Учатся правильно переходить дорогу, знакомятся с названием и предназначением

разных видов дорожных знаков

Учатся выделять закономерности Работа с предметными картинками

Отработка практических навыков








Закрепление знаний о правилах безопасного поведения дома, на улице, дороге, в лесу.

4.2

Болеешь – обратись к врачу

4.3

Без взрослых пить лекарство опасно

4.4

Изучение ПДД. Я пешеход

4.5

Правила поведения в незнакомом месте, на улице

4.6

4.7

Знаки дорожного движения

4.8

Осторожно, лед!

4.9

Правила безопасного использования учебных принадлежностей

4.10

Опасные шалости и игрушки

4.11

Правила поведения в лесу

4.12

Ядовитые грибы, ягоды, растения. Меры безопасности

4.13

Правила пользования техникой дома

4.14

По дороге домой

5.1

Этот сказочный мир 14 ч.

Чему нас учат сказки?



Прослушивание сказки, беседа о прочитанном. Пересказ по опорным картинкам, иллюстрациям.

Раскрашивание раскрасок.





Знакомство со сказками и их авторами русской литературы. Расширение словарного запаса.


Имеют элементарное представление о театре.

На основе прочитанного имеют представления о правилах поведения в обществе, в кругу друзей.

5.2

Сказка «Гуси- лебеди».

5.3

Сказка «Царевна-лягушка»

5.4

Сказки о добре и зле «Иван царевич и серый волк»

5.5

Вежливые сказки – «Винни Пух идет в гости»

5.6

В.Бианки «Как муравьишка домой собирался»

5.7

Нарисую сказку

5.8

Э.Н. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

5.9

Н.Носов «Ступеньки»

5.10

Общительные сказки «Варежка»

5.11

Просмотр мультфильма по произведению Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5.12

Сказка «Мешок яблок»

5.13

Игра «Отгадай из какой сказки»

5.14

Волшебная страна - театр

6.1

Моя малая Родина

34 ч.

Что такое Родина?


Просмотр видеоролика по теме «Народы России и их традиции» Участие в беседе. Рассматривание репродукций картин о природе, городах.






Сформированы понятия о государстве, их символах. Знакомство с традициями народов России. Имеют представления о родном крае.

6.2

Россия – здоровая держава!

6.3

Цари и князья моей страны

6.4

Россия- многонациональная страна

6.5

Земля – наш общий дом!

6.6

Кто такие патриоты?

6.7

Наука в России

6.8

Богатства моей страны

6.9

Защитники Родины. Какие они?

6.10

Великие писатели России

6.11

Спорт – наши достижения

6.12

Столица России - Москва

6.13

Города герои России

6.14

Живет мой край под мирным небом

6.15

Кто такие пионеры?

Просмотр презентации «Государственные символы России» Рассматривание лэпбука по теме.



Продолжают знакомство с государственными символами. Имеют представления об Армии.

6.16

Оборона России. Армия

6.17

Главные символы России

6.18

Что означает российский флаг и герб?

6.19

Промыслы народов России

Просмотр видеоролика. Обсуждение об увиденном, беседа.

Знакомство с историей и традициями русских народов. Расширение словарного запаса.

6.20

Культурные традиции народов России

6.21

Памятники и исторические здания России

6.22

Доброта. Добрые дела. Волонтерство

Рассматривание репродукций картин. Раскрашивание раскрасок по теме. Создание коллажа «Удивительная природа России»



Развитие познавательного интереса к своей стране, природе родного края.

Знакомство с элементарными правовыми знаниями.

6.23

Мой край в Великую Отечественную Войну

6.24

Защищать Родину – это почетный долг

6.25

Красота русской природы

6.26

Быть смелым, честным и отважным – важно!

6.27

Язык- душа русского народа

6.28

Планета Земля в опасности

6.29

Хлеб – богатство России

Просмотр видеоролика по теме. Игра «Назови предмет»

Имеют представление о предметах быта, русских традициях

6.30

Изба-жилище русского человека

6.31

Гостеприимный хозяин на Руси

6.32

Многообразие профессий в России

Участие в беседе о профессиях по иллюстрациям. Дид.игра «Отгадай профессию»

Имеют представление о некоторых профессиях. Расширение словарного запаса.

6.33

Кем ты хочешь стать?

6.34

Зачем нужно усердно учиться?




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации