Рабочая программа внеурочной деятельности коммуникативного направления курса "Чудесный мир детства".
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная ( коррекционная ) школа № 1 г. Усолье-Сибирское
(ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье- Сибирское )
Рабочая программа
внеурочной деятельности
коммуникативного направления
курса «Чудесный мир детства»
Класс: 2А
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 8 – 10лет)
Программу составила:
Некрасова К.В.
воспитатель
г.Усолье – Сибирское
2024 – 2025г
I. Пояснительная записка
Программа реализует коммуникативное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы: развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни; формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
формировать у воспитанников ОВЗ, навыки в области безопасности жизни; способствующих социальной адаптации
развивать коммуникативную функции речи как непременное условие социальной адаптации обучающихся данного вида;
дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту их назначении и правилах пользования;
расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
развивать навыки межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью, сроком на 1 год. Программа создана с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей. Занятия проводятся в группе наполняемостью до 12 человек.
II. Содержание курса
Содержание курса «Чудесный мир детства» имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире.
Раздел 1. «Здравствуй, школа!» (12 ч)
Школа-мой дом; Я дежурный; Безопасный маршрут; Двор моей школы; Мой адрес, мой дом, моя улица; Книга – наш друг, без неё как без рук; Как могут стать опасными домашние вещи? Вещи не бросаю-на место убираю
Раздел 2. «Я человек» (12 ч)
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе; Гигиена человека; Наша Родина - Россия. Наш город. Моя семья.
Раздел 3. «Мир вокруг нас» (16 ч)
Сезонные изменения; Времена года, Неживая природа; Живая природа; Растения и животные в разное время года; Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц; Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года; Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.
Раздел 4. «Азбука безопасности» (14 ч)
Наш город и его транспорт; Безопасный путь в школу и домой; Мы – пассажиры; Детям знать положено; Улица полна неожиданностей; Незнакомый предмет; Если друг оказался вдруг; Обманывать-нехорошо; Соблюдение безопасности при общении с животными; Съедобное, несъедобное; Советы доктора Айболита.
Раздел 5. «Этот сказочный мир» (14 ч) Чему нас учат сказки; Отгадай сказку; Рисуем сказочных героев; Сказки о добре и зле «Мешок яблок»; Вежливые сказки – «Винни Пух идет в гости»; «Дом для домовенка Кузи»; Общительные сказки «Варежка»; «Когда зажигаются елки»; Сказки о храбрых героях «Крошка Енот». Проявление сочувствия и сопереживания, формирование ценностного отношения ребенка к себе и к окружающим людям; Умение вступать в контакт и работать в коллективе.
Раздел 6. «Моя малая Родина» (34 ч)
Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
Главные государственные праздники страны, государственная символика. Любовь к Родине, патриотизм.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая память народа и каждого человека.
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны.
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?
Курс «Чудесный мир детства» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант).
На реализацию программы по внеурочной деятельности отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. Сроки реализации программы — 1 год.
III. Планируемые предметные результаты освоения курса
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к мнению окружающих.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.
Владение навыками коммуникации.
Развитие самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
Формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
Формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
Предметные результаты:
анализ несложных формы объектов;
соотношение несложных типов связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
строить умозаключения (с помощью взрослого);
конструировать (по образцу) простейшие объекты;
решение простейших логических загадок и задач;
проводить отбор и простейшую классификацию предметов. развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;
формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;
стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
Формы и виды контроля
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков обучающихся по курсу, который они будут изучать. | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизацию знаний обучающихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании года обучения с целью выявления уровня знаний обучающихся | Индивидуальный контроль |
В процессе реализации программы учитываются следующие критерии оценок успешного её освоения: каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Изучаемый раздел | Тема занятия | Используемые на занятии виды деятельности | Результаты |
1.1 | Здравствуй, школа! 12 ч. | Школа – мой дом | Беседа. Практические занятия. Работа с предметными картинками. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. Знают правила безопасного поведения в школе. Знают правила гигиены, соблюдают аккуратность во внешнем виде. |
1.2 | Я дежурный | |||
1.3 | Безопасный маршрут | |||
1.4 | Двор нашей школы | |||
1.5 | Мой адрес, мой дом, моя улица | |||
1.6 | Книга – наш друг, без нее как без рук | |||
1.7 | Школьная форма. Мой внешний вид | |||
1.8 | Вещи не бросаю – на место убираю | |||
1.9 | На перемене не шали | |||
1.10 | Мы – одноклассники! | |||
1.11 | Дружно весело шагать… | |||
1.12 | Бережное отношение к школьному имуществу | |||
2.1 2.2 | Я человек 12 ч. | Я – человек. Мы – люди. Общество и я. | Беседа. Практические занятия. Работа с предметными картинками. Рисование на тему «Витамины для человека» |
Формирование навыков ориентировки в схеме на картинке и на себе Отработка практических навыков Соблюдение алгоритма при одевании и раздевании. |
2.3 | Строение тела | |||
2.4 | Осанка. Мое здоровье | |||
2.5 | Мои глаза и уши. Обоняние | |||
2.6 | Гигиена. Кожа, волосы, зубы | |||
2.7 | Опрятные вещи-приятное общение | |||
2.8 | Я живу в России. Мой город | |||
2.9 | Мои родители. Семья | |||
2.10 | Распорядок дня | |||
2.11 | Мое свободное время. Мои увлечения | |||
2.12 | Ты мой друг и я твой друг | |||
3.1 | Мир вокруг нас 16 ч. | Признаки осени, зимы, весны, лета. | Обводка по шаблону, штриховка. Дидактическая игра Работа с раздаточным материалом. Работа с предметными картинками Просмотр презентации |
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, классификация по группам. |
3.2 | Сбор урожая | |||
3.3 | Садовые плоды | |||
3.4 | Деревья, кустарники | |||
3.5 | Цветы садовые. Цветы комнатные. Уход | |||
3.6 | Наша страна - Россия | |||
3.7 | Моя малая Родина. Мой город. | |||
3.8 | Особенности труда людей родного края, их профессии. | |||
3.9 | Удивительные места и достопримечательности города. | |||
3.10 | Транспорт. Виды транспорта | |||
3.11 | Магазины города, торговые центры. Различия | |||
3.12 | Домашние животные. Содержание животных в домашних условиях |
3.13 | | Домашний питомец. Уход за ним. | Работа с предметными картинками | Умеют называть и различать животных, некоторые их особенности и повадки. |
3.14 | Дикие животные. | |||
3.15 | Подготовка животных к холодному времени года | |||
3.16 | Птицы. Птицы в городе. Голубь, воробей | |||
4.1 | Азбука безопасности 14 ч. | Мой иммунитет. Мое здоровье | Просмотр презентации Учатся правильно переходить дорогу, знакомятся с названием и предназначением разных видов дорожных знаков Учатся выделять закономерности Работа с предметными картинками Отработка практических навыков |
Закрепление знаний о правилах безопасного поведения дома, на улице, дороге, в лесу. |
4.2 | Болеешь – обратись к врачу | |||
4.3 | Без взрослых пить лекарство опасно | |||
4.4 | Изучение ПДД. Я пешеход | |||
4.5 | Правила поведения в незнакомом месте, на улице | |||
4.6 4.7 | Знаки дорожного движения | |||
4.8 | Осторожно, лед! | |||
4.9 | Правила безопасного использования учебных принадлежностей | |||
4.10 | Опасные шалости и игрушки | |||
4.11 | Правила поведения в лесу | |||
4.12 | Ядовитые грибы, ягоды, растения. Меры безопасности | |||
4.13 | Правила пользования техникой дома | |||
4.14 | По дороге домой | |||
5.1 | Этот сказочный мир 14 ч. | Чему нас учат сказки? |
Прослушивание сказки, беседа о прочитанном. Пересказ по опорным картинкам, иллюстрациям. Раскрашивание раскрасок. | Знакомство со сказками и их авторами русской литературы. Расширение словарного запаса. Имеют элементарное представление о театре. На основе прочитанного имеют представления о правилах поведения в обществе, в кругу друзей. |
5.2 | Сказка «Гуси- лебеди». | |||
5.3 | Сказка «Царевна-лягушка» | |||
5.4 | Сказки о добре и зле «Иван царевич и серый волк» | |||
5.5 | Вежливые сказки – «Винни Пух идет в гости» | |||
5.6 | В.Бианки «Как муравьишка домой собирался» | |||
5.7 | Нарисую сказку | |||
5.8 | Э.Н. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | |||
5.9 | Н.Носов «Ступеньки» | |||
5.10 | Общительные сказки «Варежка» | |||
5.11 | Просмотр мультфильма по произведению Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | |||
5.12 | Сказка «Мешок яблок» | |||
5.13 | Игра «Отгадай из какой сказки» | |||
5.14 | Волшебная страна - театр | |||
6.1 | Моя малая Родина 34 ч. | Что такое Родина? | Просмотр видеоролика по теме «Народы России и их традиции» Участие в беседе. Рассматривание репродукций картин о природе, городах. | Сформированы понятия о государстве, их символах. Знакомство с традициями народов России. Имеют представления о родном крае. |
6.2 | Россия – здоровая держава! | |||
6.3 | Цари и князья моей страны | |||
6.4 | Россия- многонациональная страна | |||
6.5 | Земля – наш общий дом! | |||
6.6 | Кто такие патриоты? | |||
6.7 | Наука в России | |||
6.8 | Богатства моей страны | |||
6.9 | Защитники Родины. Какие они? | |||
6.10 | Великие писатели России | |||
6.11 | Спорт – наши достижения | |||
6.12 | Столица России - Москва | |||
6.13 | Города герои России | |||
6.14 | Живет мой край под мирным небом | |||
6.15 | Кто такие пионеры? | Просмотр презентации «Государственные символы России» Рассматривание лэпбука по теме. | Продолжают знакомство с государственными символами. Имеют представления об Армии. | |
6.16 | Оборона России. Армия | |||
6.17 | Главные символы России | |||
6.18 | Что означает российский флаг и герб? | |||
6.19 | Промыслы народов России | Просмотр видеоролика. Обсуждение об увиденном, беседа. | Знакомство с историей и традициями русских народов. Расширение словарного запаса. | |
6.20 | Культурные традиции народов России | |||
6.21 | Памятники и исторические здания России | |||
6.22 | Доброта. Добрые дела. Волонтерство | Рассматривание репродукций картин. Раскрашивание раскрасок по теме. Создание коллажа «Удивительная природа России» | Развитие познавательного интереса к своей стране, природе родного края. Знакомство с элементарными правовыми знаниями. | |
6.23 | Мой край в Великую Отечественную Войну | |||
6.24 | Защищать Родину – это почетный долг | |||
6.25 | Красота русской природы | |||
6.26 | Быть смелым, честным и отважным – важно! | |||
6.27 | Язык- душа русского народа | |||
6.28 | Планета Земля в опасности | |||
6.29 | Хлеб – богатство России | Просмотр видеоролика по теме. Игра «Назови предмет» | Имеют представление о предметах быта, русских традициях | |
6.30 | Изба-жилище русского человека | |||
6.31 | Гостеприимный хозяин на Руси | |||
6.32 | Многообразие профессий в России | Участие в беседе о профессиях по иллюстрациям. Дид.игра «Отгадай профессию» | Имеют представление о некоторых профессиях. Расширение словарного запаса. | |
6.33 | Кем ты хочешь стать? | |||
6.34 | Зачем нужно усердно учиться? |