Рабочая программа внеурочной деятельности направления по читательской грамотности «В гости к сказкам» для 1 «А» класса
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МКОУ
_____ /Менц Е.А. МКОУ ВСШ «Ванаварская средняя школа»
Протокол № ____ от _______/Гуськова Ю.И.) _________ /ФилипенкоТ.Н./
«___» _________2018г. «___» ___________2018г. Приказ № _____ от2018г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
направления по читательской грамотности
«В гости к сказкам»
для 1 «А» класса
Составитель: Усольцева В.М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____17___ от
«__25_» _____августа______ 2018г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, планируемых результатов начального общего образования по читательской грамотности.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
С каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются, ни эстетикой, ни нравственностью. В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности “В гостях у сказки”.
Актуальность программы
Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Предлагаемое тематическое планирование занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
Цель курса:
Создать условия для развития у младших школьников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности.
Задачи курса:
- способствовать формированию навыка чтения, устойчивого интереса к сказкам и книгам; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- способствовать развитию эмоционально – чувственной сферы;
- способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к книгам,
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 ч.)
1 кл. – 33 ч.
Содержание программы
Содержание программы курса «В гости к сказкам» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности и грамотности.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию.
Программа состоит из трёх разделов:
Русские народные сказки – 16ч.
Сказки разных народов – 5ч.
Авторские сказки – 12ч.
Каждый раздел заканчивается игровым занятием, целью которого является обобщение и проверка знаний учащихся. К этому занятию обучающиеся готовят мини-проект о наиболее понравившемся произведении.
Структура занятий: Различные виды чтения, слушание, беседа, рассказ учителя,
озвучивание героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций,
конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гости к сказкам» формируются следующие предметные умения:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование 1 класс
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата |
1. Русские народные сказки – 16ч. |
|||
1. |
Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки» |
Отгадывание загадок, ответы на вопросы, дополнение фраз из сказок. Инсценировка сказки «Колобок» |
07.09 |
2. |
Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Выявить особенности сказки. Познакомиться с видами сказок. Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». |
14.09 |
3. |
Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» |
Чтение сказок, выявление главных героев, оценивание поступков. |
21.09 |
4. |
Русская народная сказка «Петух и жерновцы» |
Чтение сказки, ответы на вопросы, рассказ по картинкам. |
28.09 |
5. |
Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, оценивание поступков главных героев. |
05.10 |
6. |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
Чтение сказки, восстановление последовательности, характеристика героев, разыгрывание сказки. |
12.10 |
7. |
Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки» |
Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, сравнение сказок. Характеристика героев. |
19.10 |
8. |
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» |
Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке. |
26.10 |
9. |
Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» |
Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке. Характеристика героев. |
9.11 |
10. |
Русская народная сказка «Никита Кожемяка» |
Чтение сказки, ответы на вопросы, составление вопросов учащимися, восстановление событий по иллюстрациям. |
16.11 |
11. |
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» |
Чтение сказки. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке. |
23.11 |
12. |
Русская народная сказка «Несмеяна-царевна» |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке. Характеристика героев. |
30.11 |
13. |
Русская народная сказка «Терёшечка» |
Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом. |
7.12 |
14. |
Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. |
Анализ и сравнение сказок, характеристика главных героев, волшебство в сказках, восстановление последовательности событий по иллюстрациям. Рисунки. |
14.12 |
15. |
Русская народная сказка «Морозко» |
Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом. Анализ поступков главных героев. |
21.12 |
16. |
Итоговое занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам. |
28.12 |
|
2. Сказки разных народов – 5 ч. |
|||
17. (1) |
Белорусская народная сказка «Пых» Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». |
Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Иллюстрирование. |
18.1 |
18. (2) |
Адыгейская сказка «Кто сильнее?». Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». |
Прослушивание сказок. Герои сказок. Пересказ. |
25.1 |
19. (3) |
Латвийская народная сказка «Заячий домик». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» |
Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев. |
1.2 |
20. (4) |
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чукотская сказка «Хвост». |
Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев. |
8.2 |
21. (5) |
Итоговое занятие по разделу. Викторина по сказкам разных народов. |
Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам. |
|
3. Авторские сказки – 12 ч. |
|||
22. (1) |
Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята». |
Выставка книг. Чтение сказок. Главные герои и их характеристика. Работа над пересказом. Разыгрывание сказки. |
22.02 |
23. (2) |
Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка» |
Выставка книг. Чтение сказки. Составление вопросов к сказке. Анализ сказки. Сочинение сказки про себя. |
1.03 |
24. (3) |
Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе» |
Выставка книг. Чтение. Чтение наизусть. Беседа по вопросам, характеристика героев. Иллюстрирование. |
7 .3 |
25. (4) |
Сказки М.Пляцковского «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы» |
Выставка книг. Беседа. Чтение сказок. Характеристика героев и их поступков. Рисунки. |
15.3 |
26. (5) |
Сказки М.Пляцковского «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить» |
Выставка книг. Беседа по сказкам. Характеристика героев и их поступков. Викторина. |
22.3 |
27. (6) |
Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски» |
Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Раскрашивание. |
5.4 |
28. (7) |
Сказки В.Сутеева «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» |
Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Рисование и раскрашивание. |
12.4 |
29. (8) |
Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» |
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями. Раскрашивание. |
19.4 |
30. (9) |
Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит» |
Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями, раскрашивание. |
26.4 |
31. (10) |
Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» |
Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление вопросов. Иллюстрирование. |
3.5 |
32. (11) |
Итоговое занятие по разделу. Викторина по авторским сказкам. |
Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам. |
10.5 |
33. (12) |
Открытое занятие. Представление проектов «Моя сказка» |
Чтение сказок собственного сочинения. Демонстрация книжки-малышки. |
17.5 |