РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Альметьевский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Альметьевск, 2024 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Разработчик: Мохова О.М. – преподаватель «Основы финансовой грамотности»
СОДЕРЖАНИЕ
- Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование.
- Содержание внеурочной деятельности.
- Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности.
- Условия реализации программы
Пояснительная записка
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на основании нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 (с изменения и дополнениями 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Целью изучения основ финансовой грамотности является освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности студентов и направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная образовательная и воспитательная задача внеурочной деятельности по Финансовой грамотности заключается в подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Задачи курса:
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа. Механизм зачета результатов освоения курса внеурочной деятельности:
-выполнение творческих работ, исследовательских проектов,
-участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, научно-практических конференциях внутрифирменного, городского, регионального, всероссийского уровней;
-фиксация результатов внеурочной деятельности в портфолио студента.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Тема 1.1. Сущность финансовой грамотности. | 2 |
2 | Тема1.2. Доходы и расходы | 2 |
3 | Тема 2.1. Банк и банковские депозиты | 2 |
4 | Тема 2.2 Управление рисками по депозиту. | 2 |
5 | Тема 3.1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. | 2 |
6 | Тема 3.2. Кредитная история. | 3 |
7 | Тема 4.1. Хранение, обмен и перевод денег. | 3 |
8 | Тема 4.2. Виды платежных средств. | 4 |
9 | Тема 5.1 Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. | 3 |
10 | Тема 5.2 Виды страхования в России. | 3 |
11 | Тема 6.1. Инвестиции, способы инвестирования. | 2 |
12 | Тема 7.1. Защита от мошеннических действий на финансовом рынке. | 6 |
итого | 34 |
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
Результаты обучения | Критерии оценки |
Знать: - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; | демонстрирует знания особенностей профессионального и социального контекста; |
- основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием; | ориентируется в источниках информации и ресурсах для решения задач в профессиональном и социальном контексте; |
- критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; | может назвать критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия; |
- информационные источники, применяемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия; | может объяснить, как пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; |
- формат представления результатов поиска информации, | демонстрирует знания о том, как представлять результаты поиска информации; |
- современные средства и устройства информатизации, возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; | может охарактеризовать возможности различных цифровых средств, используемых для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; |
- принципы и методы презентации собственных бизнес-идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц; | способен к презентации собственных бизнес-идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц; |
- основные принципы и методы проведения финансовых расчетов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; | ориентируется в нормативно-правовой базе, регламентирующей профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование; |
- различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки; | способен определить наиболее подходящие способы оплаты товаров и услуг в конкретных ситуациях; |
- понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании; | демонстрирует понимание влияния инфляции на решение финансовых задач в профессии, личном планировании |
- понятие иностранной валюты и валютного курса; | демонстрирует понимание валютных курсов и порядка проведения расчетов по обмену одной валюты на другую; |
- структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета | - демонстрирует понимание правил составления личного и семейного бюджета |
- особенности различных банковских и страховых продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами | способен назвать банковские продукты, описать их особенности и возможности для профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами; |
- базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; | способен назвать базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами; |
- направления взаимодействия с государственными органами, сторонними организациями (в том числе, финансовыми) в профессиональной деятельности, при осуществлении предпринимательской деятельности и личного финансового планирования для реализации своих прав, и исполнения обязанностей | демонстрирует представление о направлениях взаимодействия с государственными органами, сторонними организациями (в том числе, финансовыми) в профессиональной деятельности, при осуществлении предпринимательской деятельности и личного финансового планирования для реализации своих прав, и исполнения обязанностей |
- особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; | способен охарактеризовать особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы; |
- принципы организации проектной деятельности | демонстрирует представление о принципах организации проектной деятельности |
Уметь: - определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием; | определяет задачу в профессиональном и/или социальном контексте; |
-выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи; | осуществляет поиск и отбор информации, необходимой для решения задачи; |
- составлять план действий; | осуществляет планирование действий для решения задачи; |
-определять необходимые ресурсы; | определяет ресурсы для решения задачи; |
- реализовывать составленный план; | выполняет составленный план; |
- определять задачи для сбора информации; | определяет задачи для сбора информации; |
- планировать процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников; | планирует процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников; |
- оформлять результаты поиска, пользоваться средствами информационных технологий для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; | представляет результаты поиска информации для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия с применением средств информационных технологий; |
- использовать различные цифровые средства при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; | демонстрирует умение пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия; |
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; | использует актуальную нормативно-правовую документацию в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования; |
- осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности; | выполняет задания по выбору и использованию различных платежных инструментов в конкретной ситуации с учетом правил финансовой безопасности; |
- учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; | учитывает инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании; |
- производить расчеты по валютно-обменным операциям; | производит расчеты по валютно-обменным операциям; |
- планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет; | планирует личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составляет личный бюджет; |
- использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности; | выполняет практические задания, основанные на использовании разнообразных финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности; |
- выявлять сильные и слабые стороны бизнес-идеи, плана достижения личных финансовых целей; | анализирует бизнес-идею; |
- производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; | проводит финансовые расчет, включая анализ расходов, необходимых для достижения цели, |
- оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; | проводит оценку возможных финансовых рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов; |
- работать в коллективе и команде; | осуществляет эффективные коммуникации в коллективе и команде; |
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, в ходе профессиональной и предпринимательской деятельности | взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами в модельных ситуациях профессиональной и предпринимательской деятельности с опорой на знания правил коммуникации; |
Критерии оценки:
« 5 » – показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала, сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; составляет полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделяет главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы; составляет ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с схемами, графиками, сопутствующими ответу.
« 4 » – показывает знания всего изученного программного материала; даёт правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; не обладает Достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
« 3 » – усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание теоретического материала, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
« 2 » – не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений; имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу; при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
« 1 » – нет ответа.
Тест №1 для проверки знаний
Вопрос № 1: Финансовую защиту благосостояния семьи обеспечивает капитал:
а) резервный +
б) текущий
в) инвестиционный
Вопрос № 2 Инфляция:
а) повышение заработной платы бюджетникам
б) повышение покупательной способности денег
в) снижение покупательной способности денег +
Вопрос № 3 Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:
а) ипотечный +
б) потребительский
в) целевой
Вопрос № 4 Фондовый рынок – это место, где:
а) продаются и покупаются строительные материалы
б) продаются и покупаются ценные бумаги +
в) продаются и покупаются продукты питания
Вопрос № 5 Биржа – это место, где:
а) продаются и покупаются автомобили
б) продаются и покупаются ценные бумаги
в) место заключения сделок между покупателями и продавцами +
Вопрос № 6 Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) добавочная
б) второстепенная
в) базовая +
Вопрос № 7 Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) страховая +
б) единоразовая
в) основная
Вопрос № 8 Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:
а) дефолт +
б) коллапс
в) девальвация
Вопрос № 9 Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:
а) активам
б) накоплениям
в) пассивам +
Вопрос № 10 Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:
а) простой +
б) средний
в) сложный
Вопрос № 11 Сумма, которую банк берет за свои услуги по выдаче кредита и его обслуживанию, называется:
а) ремиссия
б) комиссия +
в) процент
Вопрос № 12 Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
б) не буду смотреть, потому что это бесполезно
в) на полную стоимость кредита +
Вопрос № 13 Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть, потому что это бесполезно
б) на величину процентной ставки +
в) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
Вопрос № 14 Выберите подходящее на ваш взгляд описание такого инструмента защиты как страхование:
а) это «финансовый зонтик», который поможет в непредвиденных ситуациях – потеря работы, порча имущества, проблемы со здоровьем и т.д.+
б) это пустая трата денег, со мной всё будет хорошо
в) это для богатых, а у меня нечего страховать
Вопрос № 15 Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от суммы долга. Какое из предложений дешевле:
а) первое
б) второе +
в) одинаковы
Вопрос № 16 Представьте, что в предстоящие 5 лет цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое. Если ваш доход тоже увеличится вдвое, вы сможете купить меньше, больше или столько же товаров и услуг как и сегодня:
а) столько же +
б) больше
в) меньше
Вопрос № 17 При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета:
а) от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
б) более 100 000 рублей в месяц
в) независимо от уровня дохода +
Вопрос № 18 Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка:
а) 500 000 рублей
б) 1 400 000 рублей +
в) 700 000 рублей
Примерный перечень тестовых заданий для промежуточной аттестации
1. Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета:
а) 1 месяц
б) 1 год
в) 1 неделя
2. Как называется общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц:
а) финансы семьи
б) доход семьи
в) заработок семьи
3. Какая самая распространенная форма заработной платы:
а) сдельная
б) понедельная
в) помесячная
4. Как называется оплата труда за проделанную работу:
а) сдельная
б) фактическая
в) премиальная
5. Как называется денежное вознаграждение художников, поэтов и музыкантов за проделанную работу:
а) грант
б) премия
в) гонорар
Эталон ответов на тестовые задания
Номер вопроса | Вариант ответа |
1 | А |
2 | Б |
3 | В |
4 | А |
5 | В |
Критерии оценки ТЕСТОВ:
От 90% до 100% - отлично
От 80% до 89% – хорошо
От 70% до 79% – удовлетворительно
Меньше 70% – неудовлетворительно.
5. условия реализации программы
5.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» требуется наличие учебного кабинета.
Помещение учебного кабинета удовлетворяет требованиям санитарно -эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы «Основы финансовой грамотности» входят:
Технические средства обучения (средства ИКТ):
-компьютеры для студентов -13;
-рабочее место педагога-1,
-одноранговая локальная сеть кабинета - 1
-Интернет;
-проектор -1,
-экран 1;
Мебель:
- шкаф для хранения учебных пособий – 2
- компьютерные столы студентов - 14
- компьютерный стол преподавателя -1
- стулья -29
- доска классная -1.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы «Основы финансовой грамотности» входят:
- информационно-коммуникационные средства;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета;
- рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение программы «Основы финансовой грамотности», рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО. Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам финансовой грамотности.
В процессе освоения программы «Основы финансовой грамотности» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в телекоммуникационной сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
5.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
, , Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ , , – 3-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2022. - 288 с. , , Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ , , – 2-е изд., стер. – М: Образовательно- издательский центр «Академия», 2022. - 128 с.Дополнительные источники:
- Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.
Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных программе
Нормативно-правовая база
1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
5