РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

1
0
Материал опубликован 5 December в группе

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Альметьевский медицинский колледж»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»








Альметьевск, 2024 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО.














Разработчик: Мохова О.М. – преподаватель «Основы финансовой грамотности»



СОДЕРЖАНИЕ


  • Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности.
  • Тематическое планирование.
  • Содержание внеурочной деятельности.
  • Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности.
  • Условия реализации программы



Пояснительная записка

Планируемые результаты внеурочной деятельности


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на основании нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 (с изменения и дополнениями 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Целью изучения основ финансовой грамотности является освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив.

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности студентов и направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Главная образовательная и воспитательная задача внеурочной деятельности по Финансовой грамотности заключается в подготовке учащихся к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

  • применять теоретические знания по финансовой грамотности для прак­тической деятельности и повседневной жизни;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распре­делять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
  • анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финан­сов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;
  • оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа. Механизм зачета результатов освоения курса внеурочной деятельности:

-выполнение творческих работ, исследовательских проектов,

-участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, научно-практических конференциях внутрифирменного, городского, регионального, всероссийского уровней;

-фиксация результатов внеурочной деятельности в портфолио студента.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Количество часов

 1

Тема 1.1. Сущность финансовой грамотности.

2

 2

Тема1.2. Доходы и расходы

2

 3

Тема 2.1.

Банк и банковские депозиты

2

 4

Тема 2.2

Управление рисками по депозиту.

2

 5

Тема 3.1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.

2

 6

Тема 3.2. Кредитная история.

3

 7

Тема 4.1. Хранение, обмен и перевод денег.

3

 8

Тема 4.2. Виды платежных средств.

4

 9

Тема 5.1 Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования.

3

 10

Тема 5.2 Виды страхования в России.

3

 11

Тема 6.1.

Инвестиции, способы инвестирования.

2

 12

Тема 7.1.

Защита от мошеннических действий на финансовом рынке.

6


итого

34


Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

Результаты обучения

Критерии оценки

Знать:

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;


демонстрирует знания особенностей профессионального и социального контекста;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием;

ориентируется в источниках информации и ресурсах для решения задач в профессиональном и социальном контексте;

- критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия;

может назвать критерии оценки результатов принятого решения в профессиональной деятельности, для личностного развития и достижения финансового благополучия;

- информационные источники, применяемые в профессиональной деятельности; для решения задач личностного развития и финансового благополучия;

может объяснить, как пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

- формат представления результатов поиска информации,

демонстрирует знания о том, как представлять результаты поиска информации;

- современные средства и устройства информатизации, возможности использования различных цифровых средств при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

может охарактеризовать возможности различных цифровых средств, используемых для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

- принципы и методы презентации собственных бизнес-идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц;

способен к презентации собственных бизнес-идей, в том числе различным категориям заинтересованных лиц;

- основные принципы и методы проведения финансовых расчетов в процессе осуществления предпринимательской деятельности и планирования личных финансов;

ориентируется в нормативно-правовой базе, регламентирующей профессиональную деятельность, предпринимательство и личное финансовое планирование;

- различие между наличными и безналичными платежами, порядок использования их при оплате покупки;

способен определить наиболее подходящие способы оплаты товаров и услуг в конкретных ситуациях;

- понятие инфляции, ее влияние на решение финансовых задач в профессии, личном планировании;

демонстрирует понимание влияния инфляции на решение финансовых задач в профессии, личном планировании

- понятие иностранной валюты и валютного курса;


демонстрирует понимание валютных курсов и порядка проведения расчетов по обмену одной валюты на другую;

- структуру личных доходов и расходов, правила составления личного и семейного бюджета

- демонстрирует понимание правил составления личного и семейного бюджета

- особенности различных банковских и страховых продуктов и возможности их использования в профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами

способен назвать банковские продукты, описать их особенности и возможности для профессиональной, предпринимательской деятельности и для управления личными финансами;

- базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами;

способен назвать базовые характеристики и риски основных финансовых инструментов для предпринимательской деятельности и управления личными финансами;

- направления взаимодействия с государственными органами, сторонними организациями (в том числе, финансовыми) в профессиональной деятельности, при осуществлении предпринимательской деятельности и личного финансового планирования для реализации своих прав, и исполнения обязанностей

демонстрирует представление о направлениях взаимодействия с государственными органами, сторонними организациями (в том числе, финансовыми) в профессиональной деятельности, при осуществлении предпринимательской деятельности и личного финансового планирования для реализации своих прав, и исполнения обязанностей

- особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы;

способен охарактеризовать особенности работы в малых и больших группах, работы в команде, организации коллективной работы;

- принципы организации проектной деятельности

демонстрирует представление о принципах организации проектной деятельности

Уметь:

- определять задачу в профессиональном и/или социальном контексте, в контексте личностного развития и управления финансовым благополучием;


определяет задачу в профессиональном и/или социальном контексте;

-выявлять и отбирать информацию, необходимую для решения задачи;

осуществляет поиск и отбор информации, необходимой для решения задачи;

- составлять план действий;

осуществляет планирование действий для решения задачи;

-определять необходимые ресурсы;

определяет ресурсы для решения задачи;

- реализовывать составленный план;

выполняет составленный план;

- определять задачи для сбора информации;

определяет задачи для сбора информации;

- планировать процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников;

планирует процесс поиска информации и осуществлять выбор необходимых источников;

- оформлять результаты поиска, пользоваться средствами информационных технологий для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

представляет результаты поиска информации для решения профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия с применением средств информационных технологий;

- использовать различные цифровые средства при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

демонстрирует умение пользоваться цифровыми средствами при решении профессиональных задач, задач личностного развития и финансового благополучия;

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования;

использует актуальную нормативно-правовую документацию в профессиональной деятельности, для ведения предпринимательской деятельности и личного финансового планирования;

- осуществлять наличные и безналичные платежи, сравнивать различные способы оплаты товаров и услуг, соблюдать требования финансовой безопасности;

выполняет задания по выбору и использованию различных платежных инструментов в конкретной ситуации с учетом правил финансовой безопасности;

- учитывать инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании;

учитывает инфляцию при решении финансовых задач в профессии, личном планировании;

- производить расчеты по валютно-обменным операциям;

производит расчеты по валютно-обменным операциям;

- планировать личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составлять личный бюджет;

планирует личные доходы и расходы, принимать финансовые решения, составляет личный бюджет;

- использовать разнообразие финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности;

выполняет практические задания, основанные на использовании разнообразных финансовых инструментов для управления личными финансами в целях достижения финансового благополучия с учетом финансовой безопасности;

- выявлять сильные и слабые стороны бизнес-идеи, плана достижения личных финансовых целей;

анализирует бизнес-идею;


- производить основные финансовые расчеты в сферах предпринимательской деятельности и планирования личных финансов;

проводит финансовые расчет, включая анализ расходов, необходимых для достижения цели,

- оценивать финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов;

проводит оценку возможных финансовых рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и планирования личных финансов;

- работать в коллективе и команде;

осуществляет эффективные коммуникации в коллективе и команде;

- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами, в ходе профессиональной и предпринимательской деятельности

взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами в модельных ситуациях профессиональной и предпринимательской деятельности с опорой на знания правил коммуникации;


Критерии оценки:

« 5 » – показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала, сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; составляет полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделяет главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делает анализ, обобщения, выводы; составляет ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с схемами, графиками, сопутствующими ответу.

« 4 » – показывает знания всего изученного программного материала; даёт правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; не обладает Достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

« 3 » – усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий; отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание теоретического материала, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

« 2 » – не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений; имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу; при ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

« 1 » – нет ответа.



Тест №1 для проверки знаний

Вопрос № 1: Финансовую защиту благосостояния семьи обеспечивает капитал:
а) резервный +
б) текущий
в) инвестиционный


Вопрос № 2 Инфляция:
а) повышение заработной платы бюджетникам
б) повышение покупательной способности денег
в) снижение покупательной способности денег +


Вопрос № 3 Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:
а) ипотечный +
б) потребительский
в) целевой


Вопрос № 4 Фондовый рынок – это место, где:
а) продаются и покупаются строительные материалы
б) продаются и покупаются ценные бумаги +
в) продаются и покупаются продукты питания


Вопрос № 5 Биржа – это место, где:
а) продаются и покупаются автомобили
б) продаются и покупаются ценные бумаги
в) место заключения сделок между покупателями и продавцами +


Вопрос № 6 Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) добавочная
б) второстепенная
в) базовая +


Вопрос № 7 Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:
а) страховая +
б) единоразовая
в) основная

Вопрос № 8 Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:
а) дефолт +
б) коллапс
в) девальвация


Вопрос № 9 Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:
а) активам
б) накоплениям
в) пассивам +


Вопрос № 10 Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:
а) простой +
б) средний
в) сложный


Вопрос № 11 Сумма, которую банк берет за свои услуги по выдаче кредита и его обслуживанию, называется:
а) ремиссия
б) комиссия +
в) процент


Вопрос № 12 Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
б) не буду смотреть, потому что это бесполезно
в) на полную стоимость кредита +


Вопрос № 13 Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:
а) не буду смотреть, потому что это бесполезно
б) на величину процентной ставки +
в) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку


Вопрос № 14 Выберите подходящее на ваш взгляд описание такого инструмента защиты как страхование:
а) это «финансовый зонтик», который поможет в непредвиденных ситуациях – потеря работы, порча имущества, проблемы со здоровьем и т.д.+
б) это пустая трата денег, со мной всё будет хорошо
в) это для богатых, а у меня нечего страховать


Вопрос № 15 Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от суммы долга. Какое из предложений дешевле:
а) первое
б) второе +
в) одинаковы

Вопрос № 16 Представьте, что в предстоящие 5 лет цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое. Если ваш доход тоже увеличится вдвое, вы сможете купить меньше, больше или столько же товаров и услуг как и сегодня:
а) столько же +
б) больше
в) меньше


Вопрос № 17 При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета:
а) от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
б) более 100 000 рублей в месяц
в) независимо от уровня дохода +


Вопрос № 18 Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка:
а) 500 000 рублей
б) 1 400 000 рублей +
в) 700 000 рублей


Примерный перечень тестовых заданий для промежуточной аттестации

1. Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета:

а) 1 месяц

б) 1 год

в) 1 неделя

2. Как называется общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц:

а) финансы семьи

б) доход семьи

в) заработок семьи

3. Какая самая распространенная форма заработной платы:

а) сдельная

б) понедельная

в) помесячная

4. Как называется оплата труда за проделанную работу:

а) сдельная

б) фактическая

в) премиальная

5. Как называется денежное вознаграждение художников, поэтов и музыкантов за проделанную работу:

а) грант

б) премия

в) гонорар

Эталон ответов на тестовые задания

Номер вопроса

Вариант ответа

1

А

2

Б

3

В

4

А

5

В


Критерии оценки ТЕСТОВ:

От 90% до 100% - отлично

От 80% до 89% – хорошо

От 70% до 79% – удовлетворительно

Меньше 70% – неудовлетворительно.


5. условия реализации программы

5.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» требуется наличие учебного кабинета.

Помещение учебного кабинета удовлетворяет требованиям санитарно -эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы «Основы финансовой грамотности» входят:

Технические средства обучения (средства ИКТ):

-компьютеры для студентов -13;

-рабочее место педагога-1,

-одноранговая локальная сеть кабинета - 1

-Интернет;

-проектор -1,

-экран 1;

Мебель:

- шкаф для хранения учебных пособий – 2

- компьютерные столы студентов - 14

- компьютерный стол преподавателя -1

- стулья -29

- доска классная -1.


В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы «Основы финансовой грамотности» входят:

  • информационно-коммуникационные средства;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
  • библиотечный фонд кабинета;
  • рекомендованные мультимедийные пособия.

В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение программы «Основы финансовой грамотности», рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы СПО. Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам финансовой грамотности.

В процессе освоения программы «Основы финансовой грамотности» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в телекоммуникационной сети Интернет (электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).


5.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

 ,  ,  Финансовая грамотность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/  ,  ,  – 3-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2022. - 288 с. ,  ,  Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/  ,  ,  – 2-е изд., стер. – М: Образовательно- издательский центр «Академия», 2022. - 128 с.


Дополнительные источники:

  1. Электронный учебник по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/.

Перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных программе

Нормативно-правовая база

1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».


5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации