Рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине Иностранный язык кружка «В стране грамматики»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической
работе______ О.Ю. Искра
«___»_______2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по учебной дисциплине Иностранный язык
кружка «В стране грамматики »
на 2021-2022 учебный год
Автор: преподаватель немецкого языка
Кострыкина Марина Валентиновна, ВКК
г. Бутурлиновка
2021г.
Рабочая программа внеурочной деятельности по учебной дисциплине Иностранный язык « В стране грамматики » (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», федерального закона об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОУ ВО «БМТК» для обучающихся 1 курсов.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж»
Разработчик:
Кострыкина М.В. – преподаватель Иностранного языка ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного обрудования».
Протокол № от
Председатель ПЦК______________ Г.Д.Вышкварка
СОДЕРЖАНИЕ.
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | С. 4 |
2. | ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ | С. 7 |
3. | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА | С. 8-9 |
4. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | С. 10н |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности
Иностранный язык занимает одно из ведущих мест в воспитании и общеобразовательной подготовке будущих выпускников колледжа. Основная задача каждого образовательного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить высокий уровень знаний учащихся, а также сформировать конструктивно думающую, свободную и динамичную в своих поступках личность, которая была бы способна интегрироваться в систему мировой и национальных культур. Отличительная особенность данной программы состоит не только в усиленном грамматическом тренинге, но и подборе коммуникативных заданий на соответствующие правила. Изучение грамматики иностранного языка имеет огромное практическое и образовательно-воспитательное значение.
Практическое значение изучения грамматики определяется тем, что грамматика, в силу обобщающего характера своих законов, облегчает путь овладения иностранным языком, но также имеет свои трудности и проблемы.
С одной стороны родственность грамматического строя немецкого и русского языков обнаруживается в наличии ряда сходных грамматических категорий, например, падежа, числа, лица, времени, наклонения, состава членов предложения и прочее. С другой стороны в немецком языке существуют явления, которых нет в родном языке. Знакомство с грамматическим строем немецкого языка, открывает для учащегося новую картину, где будут новыми такие синтаксические явления, как строгий порядок слов в предложении и возможность изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в предложении. Все это помогает лучше осознать грамматический строй родного языка.
Работа над грамматикой развивает логическое мышление учащихся, их наблюдательность, способность анализа и синтеза, увеличивает объем памяти.
Цель занятия кружка:
формирование грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от ситуации
формирование специфичных для данного языка грамматических механизмов, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.
Задачи кружка:
рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание;
отобрать необходимый и достаточный грамматический минимум, усвоение которого обеспечит относительно правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности.
обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи.
Практическая значимость внеурочной деятельности.
Программа кружка «В стране грамматики» по немецкому языку разработана для студентов 1 курса всех специальностей и поможет учащимся в предельно сжатые сроки приобрести знания по немецкому языку. Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, выходящими за рамки учебной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка. Работа кружка закрепит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения решать творческие задачи, а также совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Статус. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок « В стране грамматики» по статусу относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы и является составной частью структуры программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ГБПОУ ВО «БМТК».
Лексико – грамматические задания и другие формы работы, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы учащийся получил широкую практику грамматических и лексических знаний, чтобы занятия немецким языком связывались у учащихся с положительными эмоциями и чувством радости.
Планируется, что во время работы кружка обучаемые будут формировать и развивать
общеучебные и универсальные умения и действия:
работать с информацией;
составлять предложения с использованием полученной теории;
работать со словообразованием;
взаимодействовать с партнёрами в рабочей группе;
уметь работать индивидуально.
специальные учебные умения:
находить ключевые слова, грамматические формы и социокультурные реалии в рассматриваемом тексте;
семантизировать слова на основе языковой и грамматической догадки;
группировать и систематизировать языковые средства по определённому признаку;
излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка;
систематизировать изученные грамматические средства;
использовать перевод;
пользоваться двуязычным словарём.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2021-2022учебный год. Рассчитана программа на 10 часов.
Заседания клуба - 1 раз в месяц, первый или второй четверг каждого месяца по плану работы.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, которые формируются на платформе взаимодействия студент – преподаватель.
Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Формируется в результате взаимодействия студентов между собой на уровне группы, отделения, колледжа, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды колледжа, когда обучающийся действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами колледжа, в открытой общественной среде.
Основной инструментарий оценивания результатов внеучебной деятельности:
Виды внеурочной деятельности | Инструментарий оценивания |
- участие в работе клуба; - создание и представление презентации по тематике клуба; - участие в очно/заочных научно-практических конференциях; - участие в очно/заочных олимпиадах по учебной дисциплине; - оформление стенда «Немецкоязычные страны»; | - портфолио обучающихся( сертификаты, дипломы, грамоты, благодарности); - критерии оценки презентаций; - критерии оценки эссе /доклада |
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Вид деятельности | Уровень усвоения |
Введение | Организационное заседание. Определение направления и плана работы клуба. Обсуждение предложенных тем. Выбор и определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования. | 1 | эвристическая беседа | 1 |
Тема 1. Склонение существительных (сильное, слабое, смешанное). | Лексико – грамматические упражнения. | 1 | Сюжетно-ролевые игры с использованием грамматических форм | 2 |
Тема.2. Сложные существительные (образование и употребление). | Лексико – грамматические упражнения. | 1 | этапы перевода сложных существительных | 2 |
Тема 3. Образование временных форм глагола в активном залоге . Präsens, Imperfekt. | составлять предложения с использованием полученной теории | 1 | Сюжетно-ролевые игры с использованием грамматических форм | 2 |
Тема 4. Образование временных форм глагола в активном залоге . Perfekt, Plusquamperfekt. | составлять предложения с использованием полученной теории | 1 | Сюжетно-ролевые игры с использованием грамматических форм | 2 |
Тема 5. Числительные (образование и употребление). | Использовать знания числительных в различных ситуациях | 1 | Составление кроссворда | 2 |
Тема6. Образование временных форм глагола в пассивном залоге . Präsens Passiv, Imperfekt Passiv | составлять предложения с использованием полученной теории | 1 | Сюжетно-ролевые игры с использованием грамматических форм | 2 |
Тема 7. Образование временных форм глагола в пассивном залоге . Perfekt Passiv, PlusquamperfektPassiv | составлять предложения с использованием полученной теории | 1 | Сюжетно-ролевые игры с использованием грамматических форм | 2 |
Тема 8 Сложносочиненные предложения. | Перевод научно – познавательных текстов. | 1 | лексико-грамматический анализ предложений | 3 |
Тема9 Сложнопочиненные предложения. | Перевод научно – познавательных текстов. | 1 | лексико-грамматический анализ предложений | 3 |
Тема 10 Итоговое занятие | Подведение итогов | 1 | Олимпиада по грамматике | |
4. Методические условия реализации программы
1.Басова Н. В., Коноплева Т. Г. Немецкий язык для колледжей.- 18-е изд., дополненное ипереработанное.-Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 2012
2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка. Словарь-справочник. – 5-е изд.,стереотипное. – Киев: «Логос», 2000.
3. Д.А. Паремская. Практическая грамматика немецкого языка. Минск, «Высшая школа», 2004.
4.Миллер Е.Н. Большой универсальный учебник немецкого языка. - Ульяновск: Изд-воСЧП «Язык и литература», 1997.
Электронные ресурсы:
HYPERLINK «http://www.daf-unterricht.ru» www.daf-unterricht.ru
HYPERLINK «http://www.deutschfremdsprache.com» www.deutschfremdsprache.com
HYPERLINK «http://www.1september.ru» www.1september.ru
HYPERLINK «http://www.tatsachenüberdeutschland.de» www.tatsachenüberdeutschland.de
Литература для учащихся :
1. Завьялова В., Ильина Л. Практический курс немецкого языка. ООО «Лист – Нью», 2002.
2.Немецко – русский словарь.
Технические средства обучения
Компьютер, принтер, экран.
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
СПИСОК СТУДЕНТОВ:
Муравьева Дарья – ТХ – 11
Семенова Людмила – ТХ-11
Титов Никита - К – 12
Попов Александр- К – 12
Грищенко Геннадий - ТЗ -11
Струк Юрий -ТЗ -11
Шабанов Виталий - К – 11
Якименко Анна – К-11