Программа внеурочной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 7а класса
«Тайны текста: от чтения к пониманию»
познавательное направление
Автор-составитель: Батаева О.Н.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочного курса «Тайны слова: от чтения к пониманию» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана:
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
- с опорой на программу «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы» /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
- на основе программы «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) авторов Васильевой В. В.,Ежовой Е.В.// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — 128 с.
− с учётом планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей: Задания на понимание текста. 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
В основной школе на всех предметах должна вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся при-обретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным;коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.
Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности,− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации,
установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста,
умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать
тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного
мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое
устное высказывание.
ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, сред-него (полного) общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное
учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности
и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом,
символическом, цифровом и др.) при помощи устных
и письменных коммуникативных информационных технологий.
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Тайны слова: от чтения к пониманию» для 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Соответственно, задачами данного курса являются:
− формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное от-ношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
− формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
− приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
− духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок сози-дания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. поиск информации и понимание прочитанного;
2. преобразование и интерпретация информации;
3. оценка информации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Тайны текста: от чтения к пониманию» для 7 класса реализуется в объеме 35 часов (1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Тайны текста: от чтения к пониманию» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования ин-формации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения
по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес
к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать коли-чественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической
и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
− определять признаки текста, тему, основную мысль,
идею текста, авторскую позицию;
− выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
− формулировать тезис, выражающий общий смысл
текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
− составлять разные виды планов; объяснять порядок
частей/микротем, содержащихся в тексте;
− сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробе-гать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического пони-мания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя
из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только
содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать сомнению достоверность имеющейся инфор-мации, обнаруживать недостоверность получаемой ин-формации, пробелы в информации и находить пути вос-полнения этих пробелов;
173 Педагогика общеобразовательной школы
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ТАЙНЫ ТЕКСТА: ОТ ЧТЕНИЯ К ПОНИМАНИЮ»
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности
разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, по-исковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.Работа с несколькими источниками информации. Со-поставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического вы-сказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации
из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на про-читанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Состав-ление инструкции, алгоритма.Создание собственных письменных материалов на ос-нове прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной
и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочи-танном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей инфор-мации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколь-кими источниками выявление достоверной (противречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения)
формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35ч .)
№ занятий |
Тема занятий |
Дата |
Описание примерного содержания занятий |
Характеристика основных видов деятельности |
Оборудование |
Раздел 1 «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» 12ч. |
|||||
1 |
Вводное занятие. Учимся слушать и слышать |
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художе-ственный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. |
Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции. |
Презентация словари |
|
2 |
Звуки не буквы! |
таблицы Словари, индивидуальный раздаточный материал |
|||
3 |
. Какие бывают тексты? |
ресурсы Интернета словари |
|||
4 |
Загадки стиля и жанра текста |
ресурсы Интернета словари |
|||
ресурсы Интернета словари |
|||||
5 |
Тема-это то, о чем…. |
||||
6 |
Что такое микротема? |
Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смыс-ловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диа-граммы. Виды чтения: озанакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. |
|||
7 |
Что хотел сказать автор? Или идея текста. |
||||
8 |
Эти тайные знаки: от символа к слову. |
||||
9 |
Виды чтения |
||||
10 |
Практикум «Почитаем- поиграем» |
||||
11 |
Источники информации |
||||
12 |
Защита проектов по темам раздела |
||||
Раздел «Работа с текстом: преобразование -14ч |
|||||
13 |
Прочитай- перескажи, если надо -докажи |
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на про-читанный текст. Формирование списка используемой ли-тературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на ос-нове прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). |
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: -выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения, Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Презентация ресурсы Интернета словари |
|
14 |
В царстве смыслов много дорог. |
Таблицы Словари, индивидуальный раздаточный материал |
|||
15 |
Читаем «между строк» |
||||
16 |
Практикум. Составляем вопросы по тексту |
Презентация ресурсы Интернета словари |
|||
17 |
Монолог на тему… |
Словари презентация |
|||
18 |
Практикум Составляем план, алгоритм |
ресурсы Интернета словари |
|||
19 |
Что значит конспектировать? |
Презентация Словари |
|||
20 |
Словари |
||||
21 |
Практикум Создай свою инструкцию |
Словари, повесть А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
|||
22 |
Секреты удачного выступления |
||||
23-24 |
Презентация - это просто! |
||||
25-26 |
Урок-конференция «Почему мы так говорим» |
||||
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»-9ч. |
|||||
27 |
Верю-не верю |
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей инфор-мации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколь-кими источниками выявление достоверной (противо-речивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации |
Познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Ресурсы интернет и СМИ, Презентации, словари, индивидуальный раздаточный материал |
|
28-29 |
Учебный диалог по прочитанному тексту |
||||
30 |
Практикум. «У меня есть точка зрения» |
||||
31 |
Зачем нужна реклама? |
||||
32 |
Сила убеждения! |
||||
33-34 |
Читательская конференция «Моя «золотая полка» |
||||
35 |
Итоговое занятие |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-теоретическое обеспечение курса
1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Ка-зарин. — Екатеринбург, 2010.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 1981.
4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.
5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.
6. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.
7. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
9. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учи-телей. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
10. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Учебно-практическое обеспечение курса
1. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.
2. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.
3. Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.
4. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.
5. Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
6. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: По-собие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.
7. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: По-собие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.
8. Никулина М. Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. — М.: Издатель-ство «Экзамен», 2013, — 94 с.
9. Пименова С. Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа, 2015. — 128 с.
10. Пименова С. Н. Русский язык. 6 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа, 2014. — 128 с.