Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело — наш девиз»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Согласовано Заместитель директора по ВР Ненаших Ю.Ю. _________ «______»_______2016 г. |
Утверждаю Директор МБОУ «Сорская СОШ№3 с УИОП» Борисова Т.Н.________ Приказ №_____ от «______»___________2016г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мыслить смело-наш девиз»
(Методы решения открытых творческих задач)
на 2016-2017 уч.год
(по программе 170 часов - 5 часов в неделю)
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработала: Тахтаракова Валентина Анатольевна, учитель математики
Категория - первая
Стаж работы – 34 года
г.Сорск, 2016 г.
Программа «Мыслить смело-наш девиз» (Методы решения открытых творческих задач) основана на принципах Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач.
Цель программы.
Цель: развитие творческих способностей детей, неординарного мышления; формирование умений решать открытые, в том числе и изобретательские, задачи и создавать творческие продукты.
Задачи:
1) продолжить знакомство обучающихся с основами Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), объединяющей три системы: природа, техника и человек;
2) воспитывать интерес к собственному творчеству, к поиску рациональных решений;
3) создать условия для развития творческой личности, учитывая индивидуальные особенности;
4) учить работать в коллективе.
Принципы построения и реализации программы.
Принцип диалектичности: Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития.
Принцип продуктивного выхода: творческая работа должна заканчиваться получением значимого для обучающегося продукта: решением задачи, созданием загадки.
Принцип регулярного воспроизводства заданий: Основные операции отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
Принцип обратной связи: результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания, через оценку творческих работ.
Принцип коллективности: воспитание в коллективах дает человеку опыт жизни в обществе, создает условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Принцип научности и посильной трудности: дети ориентируются на усвоение конкретного через обобщенные теоретические знания. Происходит приобщение к посильной исследовательской деятельности.
Принцип систематичности и последовательности: усвоение знаний, умений и навыков происходит в определенной логической связи, а изучаемое представляет собой систему.
Принцип сознательности и творческой активности
Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления
Принцип положительного эмоционального фона
Программа включает теоретические и практические занятия (в их числе разнообразные формы контроля и многообразные игровые события, в том числе участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах)
Каждое практическое занятие построено на проблемной ситуации, которая характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
Программа поддерживается методической литературой по ТРИЗ (см. список)
Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Практическое применение ТРИЗ
ТРИЗ помогает от неясной проблемы перейти к конкретным задачам и найти в них противоречия
Решить эти задачи с помощью стандартных приемов и принципов
Выбрать из полученных идей наилучшие
Прогнозировать будущие проблемы
Бизнесмены, владеющие ТРИЗ, находят решения сильнее своих конкурентов
Инженеры, создают более эффективные технические системы
Руководители становятся более компетентными и лучше используют внутренние ресурсы
Сотрудники в любых организациях, применяя ТРИЗ, видят гораздо больше идей и решений
Педагоги, использующие ТРИЗ, ведут уроки интересно и дети на их уроках не устают
Медиаторы (посредники в конфликтах) легко помогают найти противоречия в спорах и разрешить их
Родители, изучив ТРИЗ-РТВ, сочиняют своим детям интересные и фантастические сказки, решают с детьми изобретательские задачи
Дети, с радостью решают изобретательские задачи по биологии, химии, физике, математике, литературе, языковые изобретательские задачи и др. Дети в раннем возрасте осваивают системное мышление, что даст им в будущем большие преимущества
В основу данной программы положены методические разработки М.С.Гафитулина, И.Н.Мурашковски, А.А.Нестеренко, С.В. и О.И.Сычевых, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко.
Из программы по курсу «Мир другими глазами» на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) (автор Маркина Т. С.,учитель высшей категории,специалист ТРИЗ II уровня, специалист РТВ II уровня МОУ «Гимназия №8», г. Пермь) взято содержание занятий 52-99. Отдельные задания взяты из практики работы С.И.Гин и Е.А.Драган. Содержание отражено в календарно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема (содержание) |
Форма проведения занятия |
Дата |
Примечание |
1-3 |
Встреча-тренинг с участниками образовательной эколого-промышленной экспедиции «Хакасия: от Иткуля до ГОКа» (в рамках ШНП) |
Отчёт предоставляется на сайт школы и сайт ШНП. |
25.08. |
В рамках ШНП |
4- 5 |
Организация и проведение общешкольного праздника «День финансиста-2016». |
Отчёт о проведении. |
08.09 |
В рамках ШНП |
6-8 |
Организационное занятие «Что такое креативность?» |
Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». |
10.09. |
|
9- 10 |
Сущность ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) |
Теория |
15.09. |
|
11-13 |
Сущность ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) |
Практикум. Девиз: «Весь мир – открытая задача, |
17.09. |
|
Что такое ШРД. Старт конкурса «Школа реальных дел» 2016-2107 года. |
В рамках ШНП |
|||
14-15 |
Практический блок – игровой тренинг -1 «Методы решения открытых, математических, творческих ТРИЗ-задач». |
Умение работы с текстом «Это интересно знать». Освоение правила «Мозговой штурм» при решении задач по математике и физике. |
22.09. |
|
16-18 |
Практический блок – игровой тренинг -2 «Приёмы решения открытых, математич, творческих ТРИЗ-задач». |
24.09. |
||
17-18 |
Информационный блок «Секреты и методы творчества». |
Знакомство с основными методами решения ТРИЗ-задач в различных школьных дисциплинах. |
29.09. |
|
19-21 |
«Детские» приемы ТРИЗ. |
01.10. |
||
22-23 |
История ТРИЗ. Просмотр в/ролика «Г.С. Альшуллер и ТРИЗ» |
Знакомство с основоположником теории ТРИЗ. Подготовка и защита тв. проектов. |
06.10. |
|
24-26 |
Участие во Всероссийском заочном интеллектуальном конкурсе для школьников «Эрудит России» 2016-2017. http://www.banyan555.ru/erudit Старт конкурса 09.09.2016 года. Размещение заданий 08.09 – 12.09.2016 года. Подача заявок 12.09.16г.– 10.12.16г. |
Автономная некоммерческая организация Центр ДО развития детского творчества и спорта «Баньян». Адрес. 649000, Р. Алтай, ул. Чорос-Гуркина 17, а/я – 53. Орг. взнос 100 р. |
08.10. Отправка выполненных заданий до 10.12.16 г. |
Объявление итогов 20-25.12.16 г. Отправка наградного материала с 10.01.2017 года. |
27-28 |
Брейн-ринг «Чем отличаются открытые задачи от закрытых?» |
Игра. Выполнение творческих заданий. Голландский мат. журнал «Пифагор». Задачи Робинзона |
13.10. |
|
29-31 |
«Почему в информационном обществе необходимо постоянно учиться и переучиваться?» |
Лекция. Эвристическая беседа. Решение заданий РК (развивающий канон). |
15.10. |
|
32-33 |
Лекция «Как развивать сильное мышление. Развитие физики, математики, техники, биологии. Каким будет мир через 10-15 лет» |
Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини- доклады + м/презентации |
20.10. |
|
34-36 |
«Электронная школа Знаника Znanika.ru» Конкурс №1. «Потомки Пифагора» 06.10-20.10.2016 г. |
Участие во всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах |
22.10. |
Приложение 1. |
Дистанционная сетевая неделя для всех участников программы ШНП. «Неделя Ломоносова"16-21.11.16 г Школы-участницы ШНП до 01.11.2016 подготовить планы проведения мероприятия и переслать Короткову А., активно освещать проведение Недели на сайте Программы |
||||
37-38 |
Жизнь талантливых людей – вектор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой частью истории науки-эвристическая беседа |
Д/ф №1“Портрет”, №5 Где родилился”, №7 “Интерес к природе”. |
27.10. |
В рамках ШНП |
39-41 |
Проведение игрового тренинга «Ломоносов- химик, физик, энциклопедист, астроном, географ, металлург, геолог, инженер-приборостроитель, поэт, то есть ТРИЗ-изобретатель» |
Развитие коммуникативных навыков, развитие умений выступать перед аудиторией. Математические задания+шифры. |
29.10. |
ДОИ «Великий Ломоносов» в рамках ШНП |
42-43 |
Эвристические интерактивные проекты «От Архимеда до Королёва и Стива Джобса». |
Выяснение представлений о том, какую роль играла и играет математика в разные эпохи в развитии науки. |
03.11. |
В рамках ШНП |
44-46 |
Школьный турнир Ломоносова. |
+Методический разбор олимпиадных заданий |
05.11.-проведён |
В рамках ШНП |
47-48 |
Секреты и методы творчества. Девиз «Фантазирование без полезной цели не имеет смысла» |
Подробный разбор творческих заданий (по книге «Сборник методических материалов I российской олимпиады по ТРИЗ. –Спб.; Родные просторы, 2011 г. Авторы Кислов А.В., Пчёлкина Е.Л.) |
10.11. |
В рамках ШНП |
49-51 |
Участие в творческом игровом конкурс по основам теории игр, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), интеллектуальным и логическим играм, в т.ч. в математике, информатике, лингвистике «ТИГРЕНОК». |
Возможность самостоятельной и альтернативной оценки собственных знаний. Организатор конкурса - «Школа одаренных» ТюмГУ. |
12.11. Заочное участие. |
Разбор задач прошлых лет. Решение заданий 2016 г. |
Методы активизации творческого мышления |
||||
52-53 |
«ПРИЗ» – процедура решения изобретательских задач – несложный учебный алгоритм, который помогает решать открытые (творческие) задачи. Что это такое «Пять уровней творчества»? |
Алгоритм и ресурсы ПРИЗ. Источник: образовательный интернет-портал Creatime, аккумулирующий знания и опыт мастеров ТРИЗ. Миссия проекта – дать креативным людям новые инструменты и навыки для решения нестандартных задач. |
17.11. |
|
54-56 |
Мышление логическое и творческое. Логические цепочки. Установление причинно-следственных связей. |
Творческое воображение. Приемы развития творческого воображения. Как развивать в себе качества творческой личности. |
19.11. |
|
57-58 |
Мы наблюдатели. Командная игра «Битва наблюдателей» |
Развитие наблюдательности. |
23.11. |
|
59-61 |
Триз – технологии и её компоненты: формирование творческого воображения. |
В задачи триз – педагогики входит ознакомление учащихся с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач. |
25.11. |
|
62-63 |
Триз – технологии и её компоненты: решение открытых задач. |
01.12. |
||
64-66 |
Триз – технологии и её компоненты: развитие ассоциативного и системного мышления. Задай сильный вопрос – игра «Да-Нет». |
03.12. |
||
67-68 |
Игровой тренинг «Что? Где? Когда?» |
Умение совершенствовать предмет с помощью вопросов |
08.12. |
|
69-71 |
Инерция. Преодоление психической инерции. Методы снятия психологических барьеров. |
Психологическая инерция мышления. Приемы борьбы с психологической инерцией. |
10.12. |
|
72-73 |
Логический практикум «Метод контрольных вопросов» |
Личный зачёт |
15.12. |
|
74-76 |
Методы математического творчества: «Метод проб и ошибок», «Морфологический ящик» (в решении логических задач), метод «Эвристика» (в решении задач по геометрии) |
Умение последовательно выдвигать и рассматривать все варианты решения математической задачи. |
17.12. |
|
77-78 |
Тест-энциклопедия «Неужели это так!» |
Цель– мотивировать учащихся на познание. Создание презентаций «Другая математика». |
22.12. |
|
79-81 |
Приемы РТВ (развитие творческого воображения). Творчество как навык. |
Математика и цифровые знания. Развивающий канон |
24.12 |
|
82-83 |
«КРЕАТИВНЫЙ БОЙ». Решения оцениваются по номинациям «оригинальность» и «практичность». |
«Креатив-бой» — интеллектуальное командное соревнование |
29.12. |
|
84-86 |
Неалгоритмические методы стимулирования творчества. Решение открытых задач методом проб и ошибок. |
Игра «Чёрный ящик. Курьёзное в мире чисел» |
14.01. |
|
87-89 |
Неалгоритмические методы стимулирования творчества. Решение открытых исторических задач (мозговой штурм) |
Разбор теоретических положений. Тренинг. Работа в малых группах. |
19.01. |
|
90-91 |
Как решать изобретательские задачи. Решательный инструмент «ДОГОВОР с природой» (Процессы, направленные на сохранение жизни, можно зашифровать одним словом – ДОГОВОР (Дыхание, Обмен веществ, Гомеостаз, Обмен энергии, Выживание, Обмен информацией, Размножение). Образно говоря, живой организм как бы заключает ДОГОВОР с окружающей его природой – об условиях своего существования и выживания в природе). Пример выдвижения гипотез с помощью ДОГОВОРа или КАК СОЧИНИТЬ ЗАДАЧУ ПО БИОЛОГИИ |
Игра «Креатив-бой», -приём «мозговой штурм» . Заполнение таблицы «Шаг алгоритма» по изобретательским задачам), (Анатолий Гин, А. Кавтрев «Креатив-бой»: как его провести
Творческая работа. |
Методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Теория открытых задач. Андржеевская И.Ю. |
|
92-94 |
||||
95-96 |
Неалгоритмические методы стимулирования творчества (морфологический ящик). |
«Морфологический ящик» в решении логических задач. |
21.01. |
|
97-99 |
Ассоциативные методы (бином фантазии). |
«Метод инверсии» (в решении обратных математических задач) |
26.01. |
|
100-101 |
Метод решения задач - фантастическая аналогия. Игра «ЧГК» -страноведческая» |
Приёмы: «инверсия», «увеличение-уменьшение», «дробление-объединение», «динамизация-статика», «универсализация-ограничение» |
28.01. |
|
102-104 |
Игра «ЧГК- сообразилка (математико-логическая» |
Личная олимпиада |
02.02. |
|
105-106 |
Ассоциативные методы (метод фокальных объектов – МФО). Известные методы активизации творческого мышления, такие как Мозговой штурм и Метод фокальных объектов используются в курсе развития творческого воображения или при создании рекламы, новых видов товаров. |
Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Метод фокальных объектов (по Г.С. Альтшуллеру) |
04.02. |
|
107-109 |
Игра МФО «Хорошо-плохо» Разработка новых товаров и услуг. |
09.02. |
||
110-111 |
Участие во Всероссийской Олимпиаде школьников «Нанотехнологии - прорыв в будущее». Цель: возможность самостоятельной и альтернативной оценки собственных знаний. |
Цель олимпиады: развитие междисциплинарных естественно-научных подходов в образовании, науки и техники. |
11.02. |
Профиль: нанотехнологии. Предметы биология, математикафизика, химия. |
112-113 |
Решение социальных задач методами ТРИЗ. |
В современном мире техника развивается куда быстрее, чем сознание людей. Вот почему социальные столкновения, конфликты людей и решение социальных задач волнует нас больше, чем задач инженерных. Давайте посмотрим на социальные проблемы глазами профессиональных решателей. Годятся ли для методики ТРИЗ для социального изобретательства? |
16.02. |
Анатолий Гин - вебинар "Решение социальных задач". |
Противоречия. Виды противоречий (18 ч). |
||||
114-116 |
Понятие о противоречии. Виды противоречий. |
Что означает понятие «противоречие». Роль противоречий в развитии систем. Виды противоречий. Причины возникновения противоречий в системах. |
18.02. |
|
117-118 |
Приёмы и способы разрешения противоречий |
Приемы разрешения технических противоречий Разрешение физических противоречий. Противоречия и их разрешение в сказках, пословицах, в искусстве, в технике. |
25.02. |
|
119-121 |
Разрешение противоречий во времени |
Способы разрешения противоречий во времени, в структуре, в воздействиях |
02.03. |
|
122-123 |
Усиление противоречий. Способы устранения противоречий. Цепочки противоречий. |
Игра-тренинг «Открой в себе талант» |
04.03. |
|
124-126 |
Правила формулирования противоречий. |
М/П. Выпуск газеты «Юный противоречивый ТРИЗматик» |
09.03. |
|
127-128 |
ИКР – идеальный конечный результат. Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат (ИКР) |
Практическая работа (групповая форма) Правила формирования ИКР. Игра «Хорошо – плохо», |
11.03. |
|
129-131 |
Метод числовой оси. Оператор РВС. |
Проблемный математический тренинг. |
16.03. |
|
132-133 |
«Мир другими глазами» |
Защита проектных и творческих работ. |
18.03. |
|
134-135 |
Всесибирская открытая олимпиада школьников. Олимпиада школьников «Надежда энергетики» |
Профиль и предметы: информатика, биология, математика, физика, химия.Профиль и предмет: математика. |
23.03. |
В рамках ШНП |
136-138 |
Решение задач с использованием приемов разрешения противоречий. |
Исторические задачи. Задача Непера. |
25.03. |
|
139-140 |
Игровое занятие ««Думалогия» |
Командная игра (задания с портала CREATIME) |
06.04. |
|
141-142 |
Практикум для учителей школы «Чему и как учить современных детей?» |
Скрытая часть школьной программы, чему школа учит кроме знаний. Взгляд на совр. Школу со стороны ученика, родителя и работодателя.
Видеоролик info@creatime.me |
08.04. |
Выступление на п/совете |
143-145 |
Креатив-бой «ЛЕТИМ НА МАРС!» |
Сюжеты заданий связаны с космической тематикой. |
13.04. |
|
146-147 |
Составление и разрешение противоречий. Игра «Сделай себе извилину». |
Source:https://www.trizway.com/art/practical/216.html |
15.04. |
|
148-150 |
Проблемная ситуация-игра на природе «На необитаемом острове» |
Разрешение проблемных ситуаций. |
20.04. |
|
151-152 |
Игра-тренинг «Друзья Шерлока Холмса» |
Решение детективных задач, воспринимая текст задач (1-2 страницы) на слух. |
22.04. |
|
153-155 |
Методы решения творческих задач. Задачи Шерлока Холмса для игр развивающего канона. |
Дидакт.игра «РК-Выбор правильных версий» |
27.04. |
|
156-158 |
Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия. |
Игра «Робинзон». Заполнение таблицы «Шаг алгоритма» по изобретательским задачам. |
29.04. |
|
159-160 |
Игра –детектив «Интеллектуальное казино» |
Командная игра |
04.05. |
|
161-163 |
Защита проектов |
Защита проектных и творческих работ |
06.05. |
|
164-165 |
11.05. |
|||
166-169 |
Игра-соревнование по методам решения творческих задач. Игра-тренажёр «Всё на букву Г» |
Работа в парах |
13.05. |
|
170 |
Итоговые занятия -игры «Научу мыслить смело».Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса. |
Командная игра. |
18.05. |
|
Командная игра. |
20.05. |
Литература:
Айзенк Г.Ю. «Проверьте свои способности», Рига, 2012г.
Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: „Детская литература“, 1989.
Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.
Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — С.21.
Анфимова Т.Б. «Внеурочная деятельность по математике», ИЛЕКСА, М., 2011
Богат В. Ф. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет. - Ярославль: "Академия развития". 2006.
Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Винокурова Н.К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей», «Аст-Пресс», М., 1995.
Верткин И.М. Бороться и искать…: О качествах творческой личности //Нить в
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Гафитулин М.С. Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) //Технологии творчест Source: https://www.trizway.com/art/practical/152.html
Гин А. А. ТВОРЧЕСТВО КАК НАВЫК
Депман И.Я. Мир чисел. Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-7 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность», изд-во «Просвещение», М. 2012 г.,
Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Г. Мордкович. – М.: Оникс 21 век, 2005. – 336 с.
Мамедов Р.Г., С.М. Швынденкова «Методичка по ТРИЗ»
Утемов В. В. Использование методов решения изобретательских задач при формировании креативных способностей учащихся основной школы // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 128-132.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-7 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку.- М.: «Просвещение», 2000г.
http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Медведева Татьяна Петровна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Лихина Елена Викторовна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Огрызко Ирина Владимировна