Рабочая тетрадь по алгебре для 7 класса на тему «Степень с натуральным показателем»

1
0
Материал опубликован 12 January 2022 в группе

t1641993809aa.gift1641993809ab.gif







Степень с натуральным показателем













t1641993809ac.gif







Рабочая тетрадь

ученик_____ 7 класса

_____________________

_____________________









Автор - составитель: Е.М. Манина, учитель математики МБОУ «Дробышевская СОШ».


Рекомендовано методическим советом школы. Протокол №1 от 30.08.2021









Предлагаемая рабочая тетрадь призвана помочь учащимся при изучении темы «Степень с натуральным показателем» в курсе алгебры 7 класса.

Рабочая тетрадь содержит 7 занятий по данной теме. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Для удобства перед каждым практическим заданием приведен образец решения, что позволяет обучающемуся полнее разобраться в решении.

Изучение нового материала сопровождается выводом свойств, правил, памятками.

Кроме стандартных заданий, для развития познавательного интереса в тетрадь включены разделы «Занимательная математика», «Из истории математики».

В целях самопроверки в конце занятий приведены ответы на рассматриваемые практические задания.

Последнее задание – итоговое, содержит самостоятельную работу, направленную на проверку полученных знаний.

Использование рабочей тетради в учебном процессе направлено на получение учеником уровня обязательной математической подготовки и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по математике.















t1641993809ad.gif









































t1641993809ae.png








































2



Содержание

Занятие 1. Определение степени с натуральным показателем…………………….….4

Занятие 2. Определение степени с натуральным показателем……………….……….8

Занятие 3. Умножение и деление степеней…………………..……………………….10

Занятие 4. Умножение и деление степеней…………………..……………………….13

Занятие 5. Возведение в степень произведения и степени ....……………………….16

Занятие 6. Возведение в степень произведения и степени ....……………………….19

Занятие 7. Итоговое занятие…………………………………......…………………….21








































3



Занятие 1

тt1641993809af.png ема: Определение степени с натуральным показателем.

Разминка

5

Подсказка.

Квадрат числа есть произведение двух одинаковых множителей.


Куб числа есть произведение трех одинаковых множителей.

t1641993809ag.gif 6 = _____; 7 t1641993809ag.gif 8 = _____; 12 t1641993809ag.gif 5 = _____; 15 t1641993809ag.gif 4 = ______;

62 =____; 92 = ____; 102 = ____;

72 = ____; 23 = _________ ; 33 = _______ ;

43 = ________ ; 103 = ________ .



Изучи

Произведение нескольких одинаковых множителей можно записать в виде

выражения, называемого степенью.

Например: 5 t1641993809ah.gif

Пt1641993809ai.gif овторяющийся множитель называют основанием степени, а число повторяющихся множителей – показателем степени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется выражение t1641993809aj.gif, равное произведению n множителей, каждый из которых равен a Степенью числа a с показателем 1 называется само число a.

























Запись t1641993809aj.gif читается так: «a в степени n», или «n-я степень числа a».

t1641993809ak.gif















Рt1641993809al.gif ассмотрим примеры возведения числа в степень.

t1641993809am.gif

t1641993809an.gif

5

4

2 t1641993809ao.gif;

t1641993809ap.gif


(t1641993809aq.gif - 4) t1641993809ar.gif

t1641993809as.gif

t1641993809at.gif





t1641993809au.gif













Рассмотрим несколько примеров на вычисление значений выражений.

При вычислении значений числовых выражений, не содержащих скобки, принят следующий порядок действий: сначала выполняют возведение в степень, затем умножение и деление, далее сложение и вычитание.

Пример 1. Найти значение выражения 4t1641993809av.gif

t1641993809aw.gif

t1641993809ax.gif

Значит, 4t1641993809ay.gif

Пример 2. Найти значение выражения t1641993809az.gif.

Решим по действиям:

t1641993809ba.gif =t1641993809bb.gif;

t1641993809bc.gif

64 + 81 = 17.

Значит, t1641993809bd.gif= 17.

Реши сам

Нt1641993809be.gif азовите основание и показатель степени:

t1641993809bf.gif.

Запишите произведение в виде степени:

Образец: 3t1641993809bg.gif.



а) t1641993809bh.gif;

б) t1641993809bi.gif

в

5

) t1641993809bj.gif

г) (-6)t1641993809bk.gif

д) (ху)t1641993809bl.gif


е) t1641993809bm.gif



n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2n











3n











Заполни таблицу и запомни значения степеней чисел 2 и 3.







Выполни возведение в степень:

Образец: 63 = 6t1641993809bn.gif 6 t1641993809ag.gif 6 = 216.


а) t1641993809bo.gif = ____________________________________________________ ;

б) t1641993809bp.gif = ____________________________________________________ ;

в) t1641993809bq.gif= ____________________________________________________ ;

г) t1641993809br.gif= _____________________________________________________ ;

д) t1641993809bs.gif= ___________________________________________________ ;

е) t1641993809bt.gif = _________________________________________________ ;

ж) t1641993809bu.gif= ___________________________________________________ ;

з) t1641993809bv.gif.

Это интересно

Для удобства и быстроты записывания больших чисел оканчивающихся несколькими нулями, принято записывать их в виде произведения числа и степени числа 10. Например, 2100 = 21 t1641993809ag.gif 102. Для некоторых классов десятичной нумерации принята следующая система названий:

103

Тысяча

6


1036

Андециллион

106

Миллион

1039

Дуодециллион

109

Биллион (миллиард)

1042

Тредециллион

1012

Триллион

1045

Кваттордециллион

1015

Квадриллион

1048

Квиндециллион

1018

Квинтиллион

1051

Сексдециллион

1021

Секстиллион

1054

Септедециллион

1024

Септиллион

1057

Октодециллион

1027

Октиллион

1060

Новемдециллион

1030

Нониллион

1063

Вигинтиллион

1033

Дециллион

10100

Гугол

Великий математик Л. Магницкий в своей «Арифметике», изданной при Петре I, упоминает такие названия:

103

Тысяча


106

Леорд

104

Тьма

107

Вран

105

Легион

108

Колода



Число - великан: t1641993809bw.gif - эта запись означает, что сначала надо возвести десять в десятую степень. Получится немного ни мало, а десять миллиардов. А теперь надо возвести 10 в десяти миллиардную степень. Получится число, которое записывается единицей с десятью миллиардами нулей. Если записать это число на ленте, уместив каждую цифру на одной клеточке, то есть на 5 мм, то понадобится лента длиной в 50 000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар по экватору, да еще останется кусок, чтобы протянуть его на Северный полюс.







Пt1641993809bx.png роверь себя.

1. а)t1641993809by.gif б) - 6 – основание, 9 - t1641993809bz.gif в) 2 - t1641993809ca.gif , 99 - t1641993809bz.gif г) t1641993809cb.gif , 4 - t1641993809bz.gif д) d - t1641993809ca.gif , n - t1641993809bz.gif е) t1641993809cc.gif - t1641993809ca.gif , 5 - t1641993809cd.gif

2. а) t1641993809ce.gif; б) t1641993809cf.gif; в)t1641993809cg.gif; г) t1641993809ch.gif.

3.

n

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2n

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

3n

3

9

27

81

243

729

2187

6561

19683

59049



4. а) 16; б) 16; в) 125; г) 243; д) 60,84; е) – 343; ж) t1641993809ci.gif; з) - t1641993809cj.gif.

.









7



Занятие 2

Тt1641993809af.png ема. Определение степени с натуральным показателем.

Разминка

t1641993809ck.gifВосстанови цепочку:




























Вt1641993809cl.jpg спомни и восстанови запись

Выражение вида t1641993809cm.gif называется ________________________, число 7 - ______________, число 5 - ________________________.

Степенью числа a с показателем n, большим 1 называется произведение ____________ множителей, каждый из которых равен ______________. Степенью числа a с показателем 1 называется _____________________ .

Реши сам

Представьте степень в виде произведения одинаковых множителей:

Оt1641993809be.gif бразец: 24 = 2t1641993809cn.gif.


а) 1,53 = _______________________________________________;

б) (-2)5 = _______________________________________________;

в) а7 = _________________________________________________;

г) (-с)4 = _______________________________________________;

д) (2а)3 = ______________________________________________;

е) (х+у)2 = ______________________________________________.



П

8

окажи с помощью стрелки положительным или отрицательным числом является значение выражения:

(t1641993809co.gif -4)17 453 (-8)7 67 (-12)6 235 457 (-3)21 78 (-31)9.















3. Закончите вычисление значения выражения:

а) 45 – 3t1641993809cp.gif23 = 45 – 3 t1641993809ag.gif 8 = ______________________________________;

б) (-4)2 + 2 t1641993809ag.gif 52 = 16 + 2 t1641993809ag.gif 25 = ___________________________________;

в) (-3)4 – 5 t1641993809ag.gif 23 = 81 - __________________________________________;

г) 2 t1641993809ag.gif (-3)4 – 3 t1641993809ag.gif (-2)4 = _________________________________________.

4. Выполните действия:

а) 7 t1641993809cq.gif52 = ___________________________________________________;

б) (7 t1641993809ag.gif 5)2 =__________________________________________________;

в) (- 0,4)3 = _________________________________________________;

г) – 0,43 = __________________________________________________;

д) – 3 t1641993809ag.gif 25 = _________________________________________________;

е) – 62 t1641993809ag.gif (- 12) =______________________________________________.

Уголок занимательной математики

Возьми палочки одинаковой длины. Сложи фигуру как показано на рисунке.

ЗАДАНИЕ. Переложи три палочки так, что бы получилось три равных квадрата.

t1641993809cr.gif









Пt1641993809bx.png роверь себя. 2. (-4)17 – отрицательное; 453 – положительное; (-8)7 – отрицательное; 67 – положительное;

(-12)6– положительное; 235 – положительное;

457– положительное; (-3)21 – отрицательное;

78– положительное; (-31)9 – отрицательное.

3

9

. а) 21; б) 66; в) 41; г) 114. 4. а) 175; б) 1225; в) – 0,064; г) – 0,064; д) – 96; е) 432.

Занятие 3

Тема: Умножение и деление степеней.

Рt1641993809af.png азминка

Определи знак значения выражения:

а) t1641993809cs.gif; б) t1641993809ct.gif в) (- 2)10; г) – 210; д) – 39; е) t1641993809cu.gif; ж) t1641993809cv.gif


Изучи

Выражение а2а3 представляет собой произведение двух степеней с одинаковыми основаниями. Это произведение можно записать в виде степени с тем же основанием:

а2а3 = (аа)(ааа) = ааааа = а5.

Значит, а2а3 = а5.

ПРАВИЛО. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.

ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ДРОБИ. Для любого числа а и произвольных натуральных чисел n и m

а m a n = a m + n















Пример 1. Представьте в виде степени.

а) х3 х5 = х 3 + 5 = х8;

б) у у6 = у1 у6 = у 1 + 6 = у7;

в) g 3 g4 g2 = g 3 + 4 + 2 = g 9;

г) 34 t1641993809ag.gif 32 = 36.

Выражение а7 : а3 = а4 является частным двух степеней с одинаковыми основаниями. Оно имеет смысл при а t1641993809cw.gif 0. Это частное можно представить в виде степени с тем же основанием, используя свойство частного степеней с одинаковыми основаниями.

ПРАВИЛО. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

Для любого числа а t1641993809cw.gif 0 и произвольных натуральных чисел n и m

а m a n = a m - n



















Пример 2. Представьте в виде степени.

а) k8 : k2 = k8 – 2 = k6;

б

10

) f 5 : f = f 5 : f 1 = f 5 – 1 = f 4;

в) х 7 : х 3 : х 2 = х 7 – 3 – 2 = х 2;

г) 62 : 63 = 62 + 3 = 65.



Правило деления степеней действительно при m t1641993809cx.gifn. Если это правило применить к частному а n : a n, то получится а n a n = а n - n = а 0.

Степень с нулевым показателем не была определена. Так как при всяком а t1641993809cw.gif 0 и любом натуральном n: а n : a n = 1, то считают, что при а t1641993809cw.gif 0, а 0 = 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Степень числа а, не равному нулю, с нулевым показателем равна единице.









Пример 3. Представьте в виде степени.

а) с0 = 1;

б) 32 + 50 = 3 t1641993809ag.gif 3 + 1 = 9 + 1 = 10.



Реши сам



Зt1641993809be.gif апишите в виде степени произведение:

Образец: а5 а6 = а5 + 6 = а11.

а) m3 m8 = _________________; б) x4 x4 = _____________________;

в) c7c12 = __________________; г) p3p11 = ____________________;

д) aa3 = ___________________; е) b2b = ______________________;

ж) 59 t1641993809ag.gif 58 = ___________________; з) 33 t1641993809ag.gif 33 = _____________________.


Представьте в виде степени частное:

Образец: х6 : х3 = х6 – 3 = х3.

а) p5 : p3 = _________________; б) a10 : a7 = ___________________;

в) x21 : x = _________________; г) b19 : b18 = ___________________;

д) c12 : c3 = _________________; е) y20 : y10 = __________________;

ж) 38 : 35 = _________________; з) 0,79 : 0,74 = _________________.


Представьте в виде степени:

Образец: 43 t1641993809ag.gif 16 = 43 t1641993809ag.gif 42 = 43 + 2 = 45.


а

11

) 58 t1641993809ag.gif 25 = ______________________________________;

б) 312 t1641993809ag.gif 27 =_____________________________________________________;

в) 615 t1641993809cq.gif36 =_____________________________________________________;

г) 29 t1641993809ag.gif 32 =______________________________________________________;

д) 0,45 t1641993809ag.gif 0,16 =___________________________________________________;

е) 0,001 t1641993809ag.gif 0,14 =__________________________________________________.



Из истории математики

Понятие степени, возникшее свыше 400 лет назад и первоначально означавшее произведение конечного числа равных сомножителей (степень с натуральным показателем), на протяжении веков неоднократно обобщалось и обогащалось по содержанию. Понятия 2-й и 3-й степени числа появилось, возможно, в связи с определением площади квадрата и объема куба.

Вавилоняне составляли и пользовались таблицами квадратов и кубов чисел. Названия квадраты и кубы для 2-й и 3-й степени чисел древнегреческого происхождения.

Индийские ученые оперировали степенями с натуральными показателями до 9 включительно, называя их с помощью комбинации трех слов: «ва» (2-я степень, от слова «варга» - квадрат), «гха» (3-я степень, от «гхана» - тело, куб) и «гхата» (слово, указывающее на сложение показателей). Применялся мультипликативный принцип как основной: «ва - гха», например, означало 6-ю степень (2 t1641993809cy.gif 3), «ва – ва - ва» - 8-ю, «ва – гха - гхата» - 5-ю (2 + 3).

Следует отметить, что до XVI в. понятие степени относилось обычно не к числу вообще, а лишь к неизвестным в уравнениях.




Пt1641993809bx.png роверь себя. Разминка: 1.2. а) положительное; б) отрицательное; в) положительное; г) отрицательное; д) отрицательное; е) отрицательное; ж) отрицательное.

1) а) m11; б) x8; в) c19; г) p14; д) a4; е) b3; ж) 517; з) 36.

2) а) p2; б) a3; в) x20; г) b1; д) c10; е) y10; ж) 33; з) 0,75.

3) а) 510; б) 315; в) 617; г) 214; д) 0,47; е) 0,17.








12



Занятие 4

Тема: Умножение и деление степеней.

Рt1641993809af.png азминка

Впиши в кружки выражения вида аn, так чтобы произведение любых трех множителей, расположенных на одном луче, было равно а18.

t1641993809cz.gif









t1641993809cl.jpg

Вспомни и восстанови

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели ________________________________;

При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя делимого _____________________ показатель делимого;

Любое натуральное число в нулевой степени равно ____________________ .


Реши сам

Зt1641993809be.gif акончите запись:

а) а15 = а5 t1641993809ag.gif ____________ ; б) а8 = а10 : ____________________;

в) х14 = х13 t1641993809ag.gif ___________ ; г) у9 = у10 : ___________________ .


Найдите значение выражения:

а) 56 : 54 = ___________________________________________________________ ;

б) 1015 : 1012 = ________________________________________________________ ;

в) 0,510 : 0,57 = ________________________________________________________ ;

г) t1641993809da.gif : t1641993809db.gif = _____________________________________________________ ;

д) 2,7313 : 2,7312 = _____________________________________________________ .

13



Представьте выражение в виде степени: Образец: 125 t1641993809ag.gif 52 = 53 t1641993809ag.gif 52 = 53 + 2 = 55 = 3125.

а) 25 t1641993809ag.gif 8 = __________________________________________ ;

б) 16 t1641993809ag.gif 64 = _________________________________________ ;

в) 72 t1641993809ag.gif 343 = _________________________________________ ;

г) 81 t1641993809ag.gif 34 = __________________________________________ .


4. Найдите отношения массы каждой из планет Солнечной системы к массе Земли.

Справка.

Планета

Солнце

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса, кг

2 t1641993809ag.gif 1030

3,4 t1641993809ag.gif 1023

4,9 t1641993809ag.gif 1024

6 t1641993809ag.gif 1024

6,4 t1641993809ag.gif 1023



Планета

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

Масса, кг

1,9 t1641993809ag.gif 1027

5,7 t1641993809ag.gif 1026

8,8 t1641993809ag.gif 1025

1,0 t1641993809ag.gif 1026

1,1 t1641993809ag.gif 1021



Решение: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________



Уголок занимательной математики

Сt1641993809dc.gif колько различных треугольников на рисунке?





















14





14



Пt1641993809bx.png роверь себя. 2. а) 25; б) 1000; в) 0,125; г) t1641993809dd.gif; д) 2,73.

3. а) 256; б) 4096; в) 16807; г) 6561.

4. 3,3 t1641993809ag.gif 105; 0,056; 0,81; 1; 0,11; 317; 95; 15; 17; 0,18.

Уголок занимательной математики. 10 треугольников.

t1641993809de.png


Веселая переменка

Как угадать возраст?

Попроси своего товарища умножить число своих лет на 10, затем любое однозначное число умножить на 9, от первого произведения отнять второе произведение, а полученную разность сообщить вам.

Ваша задача: быстро в уме сложить цифру единиц с цифрой десятков, получится число лет вашего товарища.

Пример: 12 t1641993809ag.gif 10 – 4 t1641993809ag.gif 9 = 120 – 36 = 84,

8 + 4 = 12.

Ответ: 12 лет.


Как узнать задуманный день недели?

Пусть кто – нибудь задумает порядковый номер дня недели (считая понедельник первым днем, а воскресенье - седьмым).

Попросите его выполнить следующие несложные вычислительные операции: номер задуманного дня умножить на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце нуль; результат сообщить вам.

Ваша задача: из полученного числа вычесть 250, и число сотен будет номером задуманного дня.

Пример: путь я задумала день недели: четверг (четвертый день недели).

[(4 t1641993809ag.gif 2 + 5) t1641993809ag.gif 5] t1641993809ag.gif 10 = 650.

650 – 250 = 400.

Число сотен 4, т. е. задуман четвертый день – четверг.


15



Занятие 5

Тема: Возведение в степень произведения и степени.

Рt1641993809af.png азминка

1. Какое выражение надо поставить вместо (*), чтобы получилось верное равенство:

а) х2 t1641993809ag.gif (*) = х6; б) а15 : (*) = а5; в) у4 t1641993809cq.gif(*) = у5; г) (*) : с6 = с6;

д) (*)t1641993809cp.gifd5 = d7; е) k12 : (*) = 1; ж) t11 t1641993809ag.gif (*) = t17; з) (*) : х3 = х14.

Ответ: а)________б)________в)_______г)_______д)_______е)_______ж)_______з)______ .

2. Вставь пропущенные слова в предложении.

а) При умножении степеней с ________________________________________ основание оставляют прежним, а _____________________________________________________ .

б) При делении степеней с ________________________________________ основание оставляют прежним, а _____________________________________________________ .


Изучи

Выражение (ab)4 является степенью произведения множителей a и b. Это выражение можно представить в виде произведения степеней a и b:

(ab)4 = ab t1641993809ag.gif ab t1641993809cq.gifab t1641993809cq.gifab = (aaaa) t1641993809cq.gif(bbbb) = a4 b4.

Значит, (ab)4 = a4 b4.

Аналогичным свойством обладает любая натуральная степень произведения двух множителей.

Для любых a и b и произвольного натурального числа n

(ab)n = an bn.





Дt1641993809df.gif окажем данное свойство: по определению степени (ab)n = (ab) t1641993809dg.gif t1641993809dh.gif t1641993809cq.gif(ab).

n раз

Сгруппировав отдельно множители a и b, получим

(t1641993809di.gifab)t1641993809bn.gif (ab) t1641993809dj.gif(ab) = (aa…a)t1641993809bn.gif (bb…b)

n раз n раз n раз

Вt1641993809dk.gif оспользовавшись определением степени, находим (aaa) t1641993809ag.gif (bbb) = an bn.

n раз n раз

С

16

ледовательно, (ab)n = an bn.

Свойство степени произведения распространяется на степень произведения трех и более множителей.

Например, (abc)n = an bn cn. Отсюда получается правило:

ПРАВИЛО. Чтобы возвести в степень произведение достаточно возвести в эту степень каждый множитель и результаты перемножить.


Пример 1. Возвести произведение (2cy) в пятую степень.

Решение: (2cy)5 = 25c5y5 = 32c5 y5.

Выражение (а6)4 есть степень, основание которой само является степенью. Это выражение можно представить в виде степени с основанием a: (а6)4 = а6 а6 а6 = а6 + 6 +6 + 6 = а24.

Для любого числа a и b произвольных m и n

(am)n = amt1641993809cp.gifn.






Дt1641993809dl.gif окажем данное свойство: по определению степени (am)n = amamam.

n раз

t1641993809dm.gifn раз

Сt1641993809dl.gif огласно основному свойству степени amamam = am+m+…+m.

n раз

Зt1641993809dn.gif аменим сумму m +m+…+m произведением mn.

n раз

t1641993809dm.gifn раз

Тогда получим am+m+…+m = amt1641993809cp.gifn.

Следовательно, (am)n = amt1641993809cp.gifn.

Из доказанного свойства степени следует правило:

ПРАВИЛО. При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.






Пример 2. Представим выражение (с4)5 в виде степени с основанием с.

Решение: (с4)5 = t1641993809do.gif = с20.

Свойства степеней, выраженные формулами (ab)n = an bn и (am)n = amt1641993809cp.gifn, справедливы и для степеней с нулевым показателем (если основания отличны от нуля).

Реши сам

Вt1641993809be.gif ыполните возведение в степень:

Образец: (nm)3 = n3 m3; (6u)2 = 62 u2 = 36 u2.

а) (ху)4 = ______________________________; б) (abc)5 = __________________________________;

в) (2х)3 = ______________________________; г) (3а)2 = ____________________________________;

д) (- 5х)3 = __________________; е) (- 10аb)2 = _____________________;

ж) (- 0,2ху)4 = _______________; з) (- 0,5bd)3 = _____________________.

2. Представьте в виде степени произведение:

Образец: а6d6 = (ad)6; 25с2 = 52с2 = (5с)2.

а

17

) b3x3 =________________________; б) a7y7 = _________________________;

в) x2y2z2 =_______________________; г) (- a)3b3 =______________________ ;

д) 32a5 =________________________; е) 0,027m3 = _____________________ .


3. Выполните возведение в степень:

Образец:2)6 = с2t1641993809bn.gif 6 = с 12.

а) (а5)4 = ________________________; б) (а6)3 =_________________________ ;

в) (х3)2 = ________________________ ; г) (х2)3 = ________________________ ;

д) (у2)5 =________________________ ; е) (у7)2 = ________________________ .


Как изменится площадь квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза? в 3 раза?

Рt1641993809dp.gif ешение: ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________

t1641993809dq.gif





Уголок занимательной математики

Правдивый Петя всегда говорит только правду, но однажды, когда ему задали два раза подряд один и тот, же вопрос, он дал на него разные ответы. Могло ли такое быть?


Пt1641993809bx.png роверь себя. Разминка. а) x4; б) a10; в) y; г) c12; д) d2; е) k12; ж) t6; з) x17.

1. а) x4y4; б) a5b5c5; в) 8x3; г) 9a2; д) - 125x3; е) 100a2b2; ж) 0,0016x4y4;

з) – 0,125b 3d3.

2. а) (bx)3; б) (ay)7; в) (xyz)2; г) (- ab)3; д) (2a)5; е) (0,3)3.

3. а) а20; б) а18; в) х6; г) х6; д) у10; е) у14. 4. а) увеличится в 4 раза; б) увеличится в 9 раз. Уголок занимательной математики. Например, можно дважды спросить у него «Сколько сейчас времени?».


18


Занятие 6

Тема: Возведение в степень произведения и степени.

Рt1641993809af.png азминка

Прочитай выражение: а) 82 + 32; б) (8 + 3)2; в) (- 4)2 – 52; г) a3m3;

д) (am)3.

Укажи порядок действий при нахождении значения выражения. Вычисли устно.

а) 52 – 32; б) 2 t1641993809ag.gif 72 – 3 : t1641993809dr.gif

Представьте в виде степени с основанием 10 число: 10; 100; 1000; 10000; 1000000 (устно).

It1641993809cl.jpg I. Вспомни и восстанови

Чтобы возвести в степень произведение достаточно _________________

__________________ каждый множитель и результаты____________________ .

При возведении степени в степень основание _____________________ , а показатели _______________________________________________________ .



III. Реши сам

Вt1641993809be.gif озведите в степень:

Образец:k)3 = c3k3; (2ху)4 = 16х4у4.


а) (mn)5 = ____________________________; б) (- 3y)4 = _________________________;

в) (10xy)2 = __________________________; г) ( - am)3 = ________________________.



Найдите значение выражения:

а) (2t1641993809bn.gif10)3 = _______________________; б) (2 t1641993809ag.gif5)4 = _________________________;

в) (3 t1641993809ag.gif 100)4 = ______________________; г) (5 t1641993809ag.gif 7 t1641993809ag.gif 20)2 = _____________________.



Найти значение выражения:

Образец: 0,26 t1641993809ag.gif 56 = (0,2 t1641993809ag.gif 5)6 = 16 = 1;

t1641993809ds.gif 1,67 = t1641993809ds.gif 1,66 t1641993809ag.gif 1,6 = t1641993809dt.gif 1,6 = 16 t1641993809ag.gif 1,6 = 1,6.


а) 24 t1641993809ag.gif 54 = _____________________; б) 43 t1641993809ag.gif 253 = _______________________;

в) 0,2515 t1641993809ag.gif 415 = _________________; г) t1641993809du.gif 1,57 = _____________________;

д

19

) t1641993809dv.gif t1641993809ag.gif 1,49 = ___________________________________________________;

е) 0,26 t1641993809ag.gif 507 = _____________________________________________________.


Представьте 220 в виде степени с основанием:

а) 22 = ________________________; б) 24 = __________________________;

в) 25 = _________________________; г) 210 = _________________________.


5. Температура Т остывающего чайника с кипятком в момент времени t (мин) вычисляется по формуле Т = 20 + t1641993809dw.gif. Заполните таблицу:

t, мин

0

10

20

30

40

50

Т, t1641993809dx.gifС







Решение: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

It1641993809dy.gif V. Уголок занимательной математики

Сколько квадратов ты видишь?





t1641993809dz.gif













Пt1641993809bx.png роверь себя. Разминка. 2. а) 16; б) 74. 3.101; 102; 103; 104; 106.

Реши сам. 1. а) m5n5; б) 81y4; в) 100x2y2; г) – a3m3.

2. а) 8000; б) 10000; в) 8100000000; г) 490000. 3. а) 10000; б) 1000000; в) 1; г) 1; д) t1641993809ea.gif;

е) 50 000 000. 4. а) (22)10; б) (25)4; в) (24)5; г) (210)2.

t, мин

0

10

20

30

40

50

Т, t1641993809dx.gifС

100

60

40

30

25

22,5

5.



У

20

голок занимательной математики: 10 квадратов

Занятие 7

Тема: Степень и ее свойства (итоговая проверочная работа).

Данная работа состоит из двух частей: теоретическая и практическая. Практическая часть включает тест и задания познавательного характера.

Вам необходимо выполнить всю работу, если возникают трудности, вернитесь к уроку по данной теме и повторите правила, свойства.

Восстанови запись

Выражение вида 84 называется __________________, число 8 - _________________, а число 4- _________________________________________ .

Степенью числа а с показателем , большим единицы, называется произведение _____________ множителей, каждый из которых равен ___________ . Степенью числа а с показателем 1 называется ______________________________________________________ .

При умножении степеней с ___________________ основаниями, основание оставляют ________________, а показатели ______________________________________ .

При делении степеней с ___________________ основаниями, основание оставляют ________________, а показатели ________________________________________________ .

При возведении степени в степень основание ____________________________ , а показатели ___________________________________________________________________ .

При возведении произведения в степень возводят в эту степень _________________________ и результаты _______________________________________ .


Тест

Из предложенных ответов нужно выбрать верный и записать во вторую строку предложенной таблицы, в третью строку - букву соответствующую правильному ответу.

Представьте в виде степени произведение:

(- 7) t1641993809ag.gif (- 7) t1641993809ag.gif (- 7) t1641993809ag.gif (- 7).

а) 7; м) (- 7)4; в) - 74; г) 4 t1641993809ag.gif (- 7).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Найдите значение степени, если основание равно 3, а показатель равен 4.

а) 64; б) 12; о) 81; е) 27.

___________________________________________________________________________

_

21

__________________________________________________________________________


Запишите произведение в степени: (a - b) t1641993809ag.gif (a - b) t1641993809ag.gif (a - b);

а) 3(a - b); м) a3 – b3; в) a3+ b3; л) (a - b)3.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выполните действия: a4 t1641993809cq.gifa12; b8 : b2; (m3)5.

а) a48; b4; m15. е) a16; b4; m8. о) a16; b6; m15. п) a16; b6; m8.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вычислите: t1641993809eb.gif.

а) 27; б) 3; г) 81; д) 9.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполните возведение в степень: t1641993809ec.gif

а) t1641993809ed.gif p8q12; б) t1641993809ee.gifp6q12; е) t1641993809ee.gifp8q12; о) t1641993809ed.gif p6q7.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Запишите число 64 в виде степени с основанием 4.

а) 16 t1641993809ag.gif 4; ц) 43; в) 44; б) 416.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

ответ








Получившееся слово










Если у вас получилось слово, то вы усвоили данную тему на отлично, если допустили ошибку, то необходимо повторить правила, и выполнить задание еще раз.

Это интересно

Знаете ли Вы …

что у нас в тундре растет «олений мох»?

П

22

равильное название этого лишайника узнаете, выполнив следующее задание. Выполните действия и из данной таблицы выпишите буквы соответствующие полученным ответам:

1) а5 t1641993809ag.gif а10 = _____________________; 2) а10 : а 2 =_______________________;

3) (а2)10 = ______________________; 4) а6 t1641993809ag.gif а6 = ________________________;

5) (а3)3 = ______________________.

а50

а8

а9

а5

а12

а36

а15

а0

а20

в

г

ь

д

л

к

я

б

е




Правильный ответ: ягель.

Ягель – ценнейший продукт питания северных оленей, которым питаются они круглый год, зимой выкапывая его из-под снега, а летом добавляя к нему травы, листья кустарников, грибы. Растет ягель очень медленно, примерно за один год всего на 1 мм.

Знаете ли Вы…

какова площадь территории ЯНАО?

Выполнив задание и записав полученные ответы в данную таблицу, вы получите ответ на вопрос.

2 t1641993809ag.gif 22 – 1 = __________________________________________

312 : 310 – 4 = _________________________________________

75 : 72 – 343 = ___________________________________________

42 – 4 = ________________________________________________

(52)2 : 53 – 2 = ___________________________________________

примера

1

2

3

4

5

ответ




,








ЯНАО образован 10.XII. 1930 г. Площадь территории округа составляет 750, 3 тыс. км2. Численность населения округа составляет 513,4 тысяч человек. В состав округа входят 13 муниципальных образований.


Знаете ли вы. . .

что в нашей стране есть озеро, которое называют жемчужиной планеты, замените числа буквами и прочитайте.

Из данных выражений выпишите те, которые можно представить в виде квадрата:

а) 64а6b; б) – 16a4b4; в) 81a6b6; г) – 27a6b6; д) a12b12; е) a6b6; ж) 8a3b15;

23

з) 729 a 12b18; и) a24b18.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ

(a6b6)2

(27a6b9)2

(4a2b2)2

(8а3b6)2

(5a6b6)

(9a3b3)2

(a3b3)2

(a 12b9)2

(a7b7)2

буква

й

а

о

б

н

а

к

л

в


_____________________________________________________________________________

Правильный ответ: Байкал.

Байкал - самое глубокое пресноводное озеро. В озере водятся ценные породы рыб, например, омуль, осетр. Байкал знаменит необыкновенно чистой водой.
























24


Для заметок






































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации