Рабочая тетрадь "Тексты для чтения и отработки речевых навыков для учащихся с интеллектуальными нарушениями. 5 класс"
И. Соколов – Микитов. Пролетело жаркое лето…
Пришёл сентябрь. Наступила золотая осень.
На опушках леса растут ещё подосиновики, сыроежки и рыжики. На старых пнях жмутся опята.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели в тёплые края ласточки и стрижи. В шумные стаи собираются на юг скворцы.
Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет и гладит нас.
Задания.
Назови три месяца осени.
Какого цвета осень? Почему?
Какие грибы растут на опушках? На пнях?
Что делают в сентябре птицы?
Назови перелётных птиц.
Куда улетают птицы?
Почему они улетают от нас?
Как греет солнце осенью? А летом?
Допиши текст по памяти:
Пришёл (какой месяц?)……………………. . Наступила (какая?) ………………………. осень.
На опушках леса растут (какие грибы?)………………….., …………………… и ………………….. .
На старых пнях жмутся (какие грибы?) ……………………………… .
Многие птицы (что делают?) ………………………………………………………………………………… .
Улетели в тёплые края (какие птицы?)……………………………… и …………………………….. .
Собираются на юг (какие птицы?) ………………………………………. .
Осеннее солнышко (как?) …………………………… и ………………………… греет нас.
Выпиши из текста подходящие глаголы, выдели окончания и приставки.
Сентябрь (что сделал?) ………………………………….. .
Осень (что сделала?) ……………………………………… .
Подосиновики (что делают?) …………………………………… .
Опята (что делают?) ……………………………………… .
Птицы (что делают?) …………………………………… к отлёту.
Ласточки (что сделали?) …………………………………………… .
Скворцы (что делают?) ……………………………………………. .
Солнышко (что делает?) ……………………………………………, …………………………… и ………………………. .
Нарисуй в тетради рисунок «Сентябрь». Покажи на нём:
- солнышко;
- птиц;
- грибы в лесу.
Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами:
жаркое лето | Как? |
золотая осень | Куда? |
на опушках растут | Какое? |
на старых пнях | К чему? |
осенние дни | Какая? |
собираются на юг | Каких? |
готовятся к отлёту | Кого? |
ласково греет | Какие? |
гладит нас | Где? |
Расставь слова в предложениях по порядку.
А). Пнях, опята, старых, жмутся, на.
Б). Отлёту, многие, готовятся, птицы, к.
В). Стаи, в, скворцы, собираются, шумные.
Г). Нас, ласково, солнышко, гладит, осеннее.
Расставь пункты плана по порядку.
Птицы.
Грибы.
Солнышко.
Сентябрь.
А. Плещеев. Стихотворение «Осень».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
Задания.
Выпиши в столбик подчёркнутые слова. Это подлежащие.
Выпиши к каждому подлежащему сказуемое, поставь вопрос, выдели окончание.
Нарисуй в тетради картинку «Осень». Изобрази на картинке каждое подлежащее.
Выучи стихотворение наизусть (с опорой на подлежащие).
Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
Подружилась Лиса с Журавлём и решила позвать его к себе в гости.
- Приходи, кум, я тебя угощу!
Пришёл Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и говорит:
- Покушай, голубчик!
Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал – ничего не попадает!
А Лисица в это время всю кашу сама и скушала.
- Не сердись, кум! Больше угощать нечем!
- Спасибо, Лиса! Приходи и ты ко мне в гости.
На другой день приходит Лиса, а Журавль приготовил окрошку в кувшине с узким горлышком, поставил её на стол и говорит:
- Кушай, кума! Больше нечем угощать!
Лиса вертится вокруг кувшина, а достать окрошку не может! Не лезет голова в кувшин!
Рассердилась Лиса, да ничего не поделаешь. Как аукнулось, так и откликнулось!
В тех пор Лиса и Журавль не дружат.
Задания.
Прочитайте сказку по ролям.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Зачем Лиса позвала Журавля в гости?
Чем она угощала Журавля?
Почему Журавль остался голодным?
Хорошо или плохо Лиса поступила с Журавлём? Почему?
Зачем Журавль позвал в гости Лису?
Чем он угощал Лису?
Почему Лиса рассердилась?
Хорошо или плохо поступил Журавль с Лисой? Почему?
Кто поступил правильно: Лиса или Журавль?
Как понять смысл выделенного предложения?
Продолжи предложения:
Если ты поступаешь с другом нечестно, то…………………………………………………………………………..
Если ты поступаешь с другом честно, то ………………………………………………………………………………
Лиса (какая?)……………………………………………………………….
Журавль (какой?) ………………………………………………………….
Друзья не должны (что делать?) ………………………………………….
Друзья должны (что делать?) ………………………………………..……
Дополни предложения по памяти:
Подружилась (кто?) ……………….. (с кем?) …………………………
Лиса (что сделала?) ……………………. Журавля в гости.
Лиса (что сделала?) ……………………Журавля (чем?) ………………..
Журавль (что сделал?) ………………. носом по тарелке.
Журавль (что сделал?) ……………………. Лису в гости.
Журавль (что сделал?) ……………………. Лису (чем?) ………………
Лиса не достала (что?) ……………………(из чего?) …………………
Разыграй сказку «Лиса и Журавль» по ролям.
В. Осеева «До первого дождя».
Таня и Маша дружили и всегда ходили в школу вместе.
Однажды девочки вместе шли по улице, и начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула Таня.
- Я не могу, я промокну! – ответила ей Маша.
В школе учительница спросила:
- Что случилось? Почему у Маши платье сухое, а у Тани мокрое? Вы ведь вместе пришли?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
Учительница покачала головой:
- Так вы могли бы укрыться одним плащом. Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маше стало стыдно за себя, а Тане – за Машу.
Задания.
Прочитай рассказ по ролям.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Что делали девочки вместе?
Как была одета Маша, когда начался дождь?
Как была одета Таня, когда начался дождь?
Что предложила сделать Таня?
Почему Маша отказалась снять плащ?
Что спросила учительница у девочек?
Что ответила Таня?
Почему учительница недовольна поведением девочек?
Кто из девочек поступил неправильно: Маша или Таня? Почему?
Почему девочкам стало стыдно?
Как понять смысл выделенного предложения?
Какая была у девочек дружба: крепкая или некрепкая?
Подумай, чем сказка «Лиса и Журавль» похожа на рассказ «До первого дождя»?
Раздели рассказ на части по плану:
Дружба девочек.
Под дождём.
Разговор с учительницей.
Стыдно.
Дополни предложения.
Маша и Таня (что делали?) …………………. и (что делали?) …………….. в школу вместе.
Однажды начался (какой?) ……………………… дождь.
Маша была одета (во что?) ……………………, а Таня была одета (во что?) …………………………… .
Таня предложила Маше (что сделать?) ………………… плащ и (что сделать?)……………………. им вместе.
Маша боялась (что сделать?) ………………………………………….
Учительница спросила, почему у Маши платье (какое?) …………………., а у Тани платье (какое?) …………………………..
Учительница сказала, что дружба девочек (какая?) ……………………
Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами:
ходили в школу | Какой? |
шли по улице | Что сделали? |
сильный дождь | Чья? |
девочки побежали | За кого? |
учительница спросила | Где? |
платье сухое | Кто? |
ваша дружба | Какое? |
стыдно за себя | Куда? |
Расставь предложения по порядку.
Учительница сказала, что дружба Маши и Тани некрепкая.
Таня объяснила учительнице, что у Маши был плащ.
Таня и Маша вместе ходили в школу.
Тане и Маше стало стыдно.
Девочки попали под дождь.
Учительница спросила, что случилось.
Маша отказалась снять плащ.
Таня предложила Маше снять плащ.
Л. Толстой «Два товарища».
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал на землю и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Задания.
Ответь на вопросы полными предложениями.
Где шли два товарища?
Кого они встретили в лесу?
Что сделал один товарищ?
Что сделал другой товарищ?
Что сделал медведь?
Почему медведь ушёл?
Что спросил первый товарищ?
Что ответил ему второй товарищ?
Объясни смысл выделенного предложения.
Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами.
Шли по лесу два товарища | Откуда? |
Влез на дерево | Что? |
Медведь подошёл к нему | Что делал? |
Медведь понюхал ему лицо | Где? |
Слез с дерева | К кому? |
На ухо говорил | От кого? |
От товарищей убегают. | Куда? |
Допиши предложения:
Шли по лесу (кто?)……………………, и выскочил на них (кто?)…………. Один (что сделал?) …………… на дерево, другой (что сделал?) …………. на землю. Медведь (что сделал?) ……………. ему лицо, (что сделал?) ……………….., что он мёртвый, и (что сделал?) …………………. .
В. Осеева «Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали? – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Задания.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Как лаяла собака? На кого она лаяла?
Какой был котёнок?
Где он сидел? Что он делал?
Что делали мальчики?
Что сделала женщина?
Почему женщина ругалась на мальчиков?
Как должны были поступить мальчики?
Подбери к каждому предложению подходящее предложение из текста.
Женщина посмотрела в окно и быстро выскочила из дома.
Женщина сказала, что мальчики неправильно себя вели.
Пёс злобно и громко лаял.
Рядом стояли мальчики и наблюдали за собакой и котёнком.
Перед собакой сидел беспомощный испуганный котёнок.
Мальчики не понимали, за что их ругают.
Подбери подходящие слова:
Собака лаяла (как?) ……………., ………………, ………………… .
Котёнок (какой?) ………………, ………………., …………………. .
Мальчики стояли (где?) ………………., ………………, ………….. .
Женщина выбежала (как?) ……………., ………………, ………….. .
В. Бианки «Месяц прощания с Родиной».
Осенью начинается великое переселение птиц – с севера на юг.
Каждый день, каждую ночь отправляются в путь крылатые странники.
Летят не спеша, потихоньку, с долгими остановками. Видно, не хочется им расставаться с Родиной.
Порядок перелёта такой: первыми летят яркие, пёстрые птицы, последними трогаются зяблики, жаворонки, чайки. У многих птиц вперёд летят молодые, у зябликов – самки раньше самцов.
Большинство летит прямо на юг: во Францию, Италию, Испанию, на Средиземное море, в Африку. Некоторые – на восток: через Урал и Сибирь в Индию и даже в Америку.
Тысячи километров мелькают внизу.
Задания.
Выучи значение выделенных слов:
Великое переселение – большой перелёт,
отправляются в путь – улетают,
крылатые странники – птицы,
летят не спеша – медленно,
расставаться – прощаться.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Когда начинается великое переселение птиц?
Откуда и куда они летят?
Как они летят?
Кто улетает первым? Кто – последним?
О каких перелётных птицах говорится в тексте?
В какие страны улетают птицы?
Сколько километров они пролетают?
Расставь пункты плана по порядку:
Порядок перелёта.
Километры пути.
Великое переселение.
Страны прилёта.
Медленный полёт.
Отправление в путь.
В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».
I
Осень. Хитрый Лис думает: «Утки в отлёт собрались. Схожу – ка я на речку за утятинкой».
Подкрался Лис из – за куста, видит: целая стая уток у берега.
Одна уточка стояла близко, под самым кустом. Лис схватил её за крыло! Изо всех сил рванулась Уточка и оставила перья в зубах у Лиса. Попробовала подняться и полететь – и не смогла. Крылышко было сломано.
Стая уток всполошилась и улетела. А эта Уточка осталась. Куда ей лететь на сломанном крыле? Утки улетели, а она спряталась в камышах, подальше от берега. Лис ушёл ни с чем.
II
Зима. Хитрый Лис думает: «Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт – наследит. По следу я её и найду».
Пришёл на речку – верно: лапки Уточки наследили на снегу у берега. А сама Уточка под кустом сидит. Тут ключ из – под земли бьёт, не даёт льду замёрзнуть. От тёплой полыньи идёт пар.
Кинулся Лис за Уточкой, а Уточка нырнула в полынью и ушла под лёд. Лис опять ушёл ни с чем.
III
Весна. Хитрый Лис снова думает: «Тает лёд на речке. Ведь зима была холодная. И Утка в воде замёрзла. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь».
Пришёл, а Уточка сидит под кустом живая и здоровая. Прожила она зиму в тёплой полынье, корм под водой находила, а от мороза и от Лиса подо льдом спасалась.
«Я тебя всё равно достану, - думает Лис. – Сейчас я за тобой в воду кинусь».
Бросился Лис в воду, а Уточка и улетела. За зиму у неё крылышко зажило. Вылез мокрый и голодный Лис из воды, да и опять ушёл ни с чем.
Задания к части I.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Какое время года наступило?
Что решил сделать Лис?
Куда он пошёл?
Кого увидел Лис из – за куста?
Что сделал Лис на берегу реки?
Почему Уточка не смогла улететь?
Где она спряталась?
Допиши предложения:
Лис пошёл на берег реки, чтобы…………………………………
Он увидел из - за куста, что ……………………………………...
Уточка сломала крылышко, потому что Лис……………………
Уточка не смогла улететь, потому что…………………………..
Уточка спряталась в камыши, чтобы……………………………
Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами:
Хитрый Лис | Что? |
В отлёт собрались | Кто? |
Схожу – ка я за утятинкой | Каком? |
Подкрался Лис из – за куста | Какой? |
Уточка стояла близко | Куда? |
Лис схватил её | Откуда? |
Оставила перья в зубах | Кого? |
Уточка осталась | Что сделал? |
Лететь на сломанном крыле | Где? |
Лис ушёл ни с чем | Зачем? |
Расставь предложения по порядку:
Уточка стояла близко от куста.
Стая уток улетела.
Хитрый Лис решил пойти на речку за утятинкой.
Лис увидел из – за куста стаю уток.
Уточка спряталась в камышах.
Лис схватил Уточку за крыло и сломал его.
Лис ушёл ни с чем.
Уточка не смогла улететь.
Задания к части IⅠ.
Ответь на вопросы полными предложениями:
Какое время года наступило?
Что случилось с озером зимой?
Почему Лис думает, что сможет поймать Уточку?
Где сидит Уточка?
Почему полынья тёплая?
Почему Лис не поймал Уточку?
Допиши предложения:
Зимой озеро (что сделало?) …………………………………
На снегу от лапок Уточки останутся (что?)………………(где?)…………………………………….
Лис пришёл (куда?) ………………….. и увидел Уточку (где?)…………
Лёд код кустом не замёрз, потому что…………………………………….
Лис (что сделал?) ……………… за Уточкой, но (что сделал?)…………..
Уточка (что сделала?) ………… в полынью и (что сделала?)……………
Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами:
Хитрый Лис | За кем? |
Озеро замёрзло | Откуда? |
Следы останутся | Куда? |
Сидит под кустом | Где? |
Найду по следу | Какой? |
Пришёл на речку | Что сделало? |
Бьют из – под земли | По чему? |
Кинулся за Уточкой | Что сделают? |
Расставь предложения по порядку:
Уточка нырнула в полынью.
Уточка сидит под кустом в тёплой полынье.
Лис думает, что поймает Уточку по следам на снегу.
Лис ушёл ни с чем.
Лис пришёл на речку.
Озеро замёрзло.
Уточка ушла под лёд.
Пришла зима.
Задания к части IⅠⅠ.
1.Ответь на вопросы полными предложениями:
Какое время года наступило?
Что случилось с речкой весной?
Почему Лис думает, что Уточка замёрзла?
Зачем он пришёл на речку?
Какую Уточку увидел Лис на речке?
Почему Уточка не замёрзла зимой?
Где она находила корм?
Где она спасалось от Лиса?
Почему Лису опять не удалось поймать Уточку?
2. Допиши предложения:
Весной лёд на речке (что сделал?)……………………….
Лис подумал, что Уточка замёрзла, потому что зима была (какая?)……………….
Лис пришёл на речку, чтобы (что сделать?)………………………….
Уточка сидела (где?) …………………… (какая?)……………………
Уточка грелась зимой (где?) в …………………………………………...
Уточка искала корм (где?) ……………………………………………….
Уточка спасалась от Лиса (где?) ………………………………………..
За зиму крылышко Уточки (что сделало?) ……………………., и она смогла (что сделать?) от Лиса.
3.Соотнеси выделенные слова с подходящими вопросами:
Тает на речке | Какой? |
Холодная зима | Кого? |
В тёплой полынье | Что? |
Находила корм | За кем? |
Спасалась от Лиса | Куда? |
Достану тебя | От кого? |
Кинусь за тобой | Откуда? |
Бросился в воду | Какая? |
Вылез из воды | Где? |
4.Расставь предложения по порядку:
Крылышко Уточки зажило.
Лис кинулся на Уточку, но она улетела.
Пришла весна.
Уточка спасалась от холода в тёплой полынье.
Уточка сидела под кустом живая и здоровая.
Уточка спасалась от Лиса под водой.
Лис подумал, что уточка замёрзла зимой.
Лис ушёл ни с чем.
Лис хотел съесть мёрзлую Уточку.
18
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Алексеевна