12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1070
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Эволюция»
1

Рабочая учебная программа элективного курса «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» для 5-х классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 С УИП» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ






II РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «СКАЖИ ТЕРРОРИЗМУ

НЕТ!», ПРИУРОЧЕННЫЙ КО ДНЮ СОЛИДАРНОСТИ В

БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ

(урок, внеурочной деятельности, акции и т.д. )



ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА,

КАК – УГРОЗЫ ОБЩЕСТВУ

(тема)







Вологин Николай Васильевич

(ФИО участника конкурса)

учитель географии

(звание, должность участника конкурса)









Саратов, 2022













































Содержание

Пояснительная записка. …………………………………………………… 3-4

Общая характеристика курса……………………………………………….4-6

Основные цели и задачи реализации Программы. ……………………..…6-8

Содержание учебного курса ……………………………………………..…8-9

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности………………………………………………………10-15

Учебно-методическое обеспечение ……………………………………….15-16






































Пояснительная записка


Рабочая учебная программа элективного курса «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» для 5-х классов разработана на основе нормативных документов:

- Федеральный закон от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму";

- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";

- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

- Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";

- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

- «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 05.10.2009);

- Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";

- "Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы";

- Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».

Терроризм является одним из самых радикальных и слабопредсказуемых проявлений в современном мире, приобретающее все более разнообразные формы, охватывая огромные территории, группы людей, сферы производства и быта. Оказывая сильное психологическое давление на большие массы людей, террористические акты, помимо прочего, приносят в общество массовые человеческие жертвы, влекут за собой разрушение материальных и духовных ценностей. Они вносят в межгосударственные отношения долговременные противостояние и вражду, инициируют военные столкновения между ними, ненависть и недоверие между различными группами населения: национальными и социальными, которые иногда сохраняются и муссируются в течение жизни нескольких поколений людей.

В России одним из опаснейших факторов является проявление терроризма и экстремизма. В современных условиях они становится серьезным испытанием для национальной безопасности страны, источником постоянных рисков для общества и угрозой для жизни каждого отдельного человека. В связи с этим, формирование гуманистической идеологии, толерантности, знаний и навыков, которые необходимы для обеспечения личной и общественной безопасности - является наиважнейшей задачей, стоящей перед российским обществом на современном этапе.

Общая характеристика курса


Для России, живущей в условиях глобальных процессов, как и для других стран мира, актуальным вопросом становится формирование гражданского общества, противодействующего распространению идеологии терроризма, неприемлемого фактов экстремизма и терроризма в любых их формах, как представляющие угрозу обществу - в целом и отдельной личности – в частности. Экстремизм и ее крайняя форма проявления - терроризм, направляется и выступает под различными политическими, религиозными, общественно-социальными лозунгами. Основу экстремизма и терроризма составляют слои населения, представители националистических и религиозных движений, отличающиеся демонстрацией своей крайней выраженной маргинальностью, недовольные существующим укладом в обществе. В современных условиях значительную часть таких слоев населения занимают представители из среды интеллигенции и студенчества.

Экстремизм, как явление, стал геополитической реальностью в мире с конца XX - начала XXI вв. Именно, в условиях возникновения угроз глобализации, приверженцы этой идеологии, находясь в поисках выхода и решения глобальных проблем, сформулировали протестные идеи, основанные на крайние формы взглядов и действий.

Часто, особая приверженность к экстремизму приобретается в молодежной среде в силу своих возрастных психофизических особенностей, социального статуса и остроты восприятия окружающей обстановки. Являясь особой частью общества, где очень быстро происходит обмен негативной и протестной информацией, молодежь так же быстро ее накапливает и проявляет в виде негативного протестного потенциала. Именно, под воздействием социальных, политических, экономических и иных факторов, в молодежной среде распространяются радикальные взгляды и убеждения.

Анализ статистики подтверждает, что чаще всего молодежь пополняет собой экстремистские и террористические организации, которые на почве разжигания шовинистических и националистических в своих интересах пытаются привлечь их на свою сторону. При этом формируются принципы ненависти, противопоставления одних людей другим, насаждается фанатизм, неприятие норм и конституционных обязанностей. Все это активно используется для осуществления экстремистских и протестных акций, что в современном обществе являются дестабилизирующий фактором, приводит к расколу российского общества, росту политической напряженности внутри государства между федеральными и региональными властями. Использование тактики запугивания через совершение террористических акций против работников правоохранительных органов, представителей государственных структур, мирного населения подрывает стабильность российского общества.

В условиях многонациональной и многоконфессиональной России, противопоставление экстремизму и терроризму принципов гуманизма, равенства прав и обязанностей, добрососедства, должно стать главной в решении данной проблемы. И здесь, система образования становиться важной структурой по формированию антитеррористической идеологии, умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности у школьников.

Настоящая Программа элективного курса раскрывает теоретические содержание и проблемы экстремизма и терроризма, историю ее распространения, передает опыт противодействия экстремизму и терроризму в мире и России на современном этапе.


Основные цели и задачи реализации Программы.


Долговременной целью настоящей Программы является формирование социально-политических компетенций учащихся 5-х классов, как одной из уязвимых групп общества через умение различать виды терроризма, формирование понятийного мышления в ходе изучения терминов и словосочетаний: информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, и т.д.

Чтобы создать в обществе условия по нераспространению идеологии терроризма, атмосферу нетерпимости к нему, учащиеся 5-х классов должны четко знать его особенности и виды, содержание экстремистской идеологии.

Помимо этого, Программа формирует у учащихся 5-х классов другие важные компетенции: коммуникативные, личностные, психологические, правовые и информационные через призму взаимодействия с обществом.


Программа ориентирована на решение следующих задач:

1. Теоретические задачи:

понимание основных форм насилия с обществе;

знание содержания нормативных актов и документов по противодействию терроризму в Российской Федерации;

знание актуальности планомерного изучения угроз в современном обществе, их мониторинга и методов предотвращения;

формирование знаний о характере ведения «информационных» войн и их роли в «раскачивании» социально-политической и экономической ситуации в регионах Российской Федерации;

воспитание толерантности по отношению к различным этнокультурам и религиям.

2. Практические задачи:

уметь различать факты и формы воздействия по формированию экстремистских и радикальных настроений среди разных слоев населения: детей, подростков, молодежи и взрослых людей;

знать конституционные права и обязанности граждан в сфере обеспечения личной и общественной безопасности;

знать нормативно-правовые основы противодействия терроризму;

уметь критически оценивать поступающую информацию экстремистского содержания;

развить более высокую стрессоустойчивость за счет лучшей информированности и особенностей психотипа личности.

3. Воспитательные задачи:

формировать активную жизненную позицию учащихся 5-х классов с положительной мотивацией;

формировать у учащихся убежденность об особой роли семейного воспитания в преодолении негативных этноконфессиональных взглядов;

формировать представления о единственно приемлемой форме межкультурного и межконфессионального общения людей на консолидирующей основе в борьбе против общемировых угроз терроризма и экстремизма.

В результате освоения элективного курса внеурочной деятельности «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» обучающиеся будут знать, уметь и использовать в практической деятельности:

знать содержание основных понятий безопасности, представлять основные элементы национальной безопасности Российской Федерации;

понимать содержание терминов: терроризм, идеология терроризма, молодежный экстремизм, террористическая угроза, террористический акт, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм и др.;

четко различать природу появления и распространения различных видов вызовов и угроз экстремизма и терроризма;

уметь анализировать примеры экстремистских проявлений в школьной и информационной среде;

- уметь применять на практике правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Рабочая программа элективного курса рассчитана на 17 часов, из расчета 0,5 часов в неделю.
















Содержание элективного курса


Раздел 1. Предмет «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» (1 час).

- Предмет и задачи курса.

Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма (4 часа).

- Терроризм, как современная международная проблема. Содержание экстремизма и терроризма;

- История возникновения и развития терроризма и экстремизма. Виды экстремистских идеологий. Особенности воздействия террористических сообществ на гражданское население;

- Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности;

- Понятие «экстремизм в молодежной среде». Экстремизм и терроризм, как угрозы национальной безопасности России.

Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму в современных условиях (5 часов).

- Международный опыт противодействия экстремизму и терроризму;

- Патриотизм, как важное условие противодействия терроризму и экстремизму;

- Межнациональная и межконфессиональная толерантность, как составная часть патриотизма. Содержание антитеррористической политики России;

- Культура межэтнического общения как фактор противодействия терроризму и экстремизму;

- Современная нормативно-правовая база в области противодействия терроризму в Российской Федерации.

Раздел 4. Опасные ситуации социального характера, антиобщественного поведения (5 часов).

- Безопасность в современном обществе, как часть национальной безопасности Российской Федерации;

- Компьютерный терроризм, как результат глобализации в международных отношениях;

- Интернетсайты и другие интернетплатформы распространения идеологии терроризма. Влияние информационной среды в противодействии терроризму;

- Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете;

- Особенности избирательного и критического подхода к информационным материалам, содержащим признаки идеологии экстремизма или терроризма.

Повторно-обобщительное занятие (2 часа).

- Повторение и обобщение изученного материала;

- Семинарское занятие.





Тематическое планирование элективного курса

с определением основных видов учебной деятельности


п/п

Наименование раздела программы.

Тема учебного занятия.

Кол-во часов

Возможность использования электронных или цифровых ресурсов

Деятельность

учителя с учетом рабочей программы воспитания

Виды, формы контроля

Дата изучения

П/Ф

Раздел 1. Предмет «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» (1 час).

1.

Предмет и задачи курса.

1


- установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, привлече-ние их внимания к обсуждае-мой на уроке информации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.

Устный опрос, тестовые задания


Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма (4ч)

2.

Терроризм, как современная международная проблема. Содержание экстремизма и терроризма.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=KXjI0mqW2PE

- привлечение внимания уча-щихся к обсуждаемой инфор-мации, активизации их позна-вательной деятельности;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета;

Диктант


3.

История возникновения и развития терроризма и экстремизма. Виды экстремистских идеологий. Особенности воздействия террористических сообществ на гражданское население.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=wMI_-Pb1oMY

- привлечение внимания обуча-ющихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердеч-ности;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися;

Устный опрос, работа с карточками.


4.

Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=wMI_-Pb1oMY

- привлечение внимания к цен-ностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организа-ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

- инициирование исследова-тельской деятельности уча-щихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Презента-ция с вопросами повторе-ния и обратной связью


5.

Понятие «экстремизм в молодежной среде». Экстремизм и терроризм, как угрозы национальной безопасности России.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=ZGFmfTNgvLI

- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения;

- привлечение внимания обу-чающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с полу-чаемой на уроке социально значимой информацией;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Карточки-задания по темам Раздела 2.


Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму в современных условиях (5 ч)

6.

Международный опыт противодействия экстремизму и терроризму.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=qWa8YaGUe1A

- привлечение внимания уча-ся к ценностному аспекту изучае-мых явлений, организация их работы с получаемой социаль-но значимой информацией;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета

Устный опрос


7.

Патриотизм, как важное условие противодействия терроризму и экстремизму.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=U0NZgngWBVY

- установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися;

- привлечение внимания уча-щихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.

Создание ситуатив-ных моментов на уроке


8.

Межнациональ-ная и межконфес-сиональная толерантность, как составная часть патриотиз-ма. Содержание антитеррористи-ческой политики России.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=USfh80hoBE8

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета.

Создание ситуатив-ных моментов на уроке


9.

Культура межэтнического общения, как фактор противодействия терроризму и экстремизму.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=5Bb5gRlpvQs

- установление доверительных отношений между учителем и его учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;

- инициирование обсуждения учащимися своего мнения по поводу вопроса, выработки своего к ней отношения.

Текстовой диктант на знание терминов и словосо-четаний


10.

Современная нормативно-правовая база в области противодействия терроризму в Российской Федерации.

1

https://www.youtube.com/watch ?v=UQZomsVjiK8

- побуждение уч-ся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисципли-ны и самоорганизации;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета;

Круглый стол, обсужде-ние


Раздел 4. Опасные ситуации социального характера, антиобщественного поведения (5 ч)

11.

Безопасность в современном обществе, как часть национальной безопасности Российской Федерации

1

https://www.youtube.com/watch ?v=3fv80UlS4u0

- установление доверительных отношений между учителем и учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности;

- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета;

Обсужде-ние ситуатив-ных моментов из жизни, дискуссия



12.

Компьютерный терроризм, как результат глобализации в международных отношениях.

1


- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применение на уроке интерак-тивных форм работы с уч-ся;

- инициирование исследова-тельской деятельности учащих-ся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Тести-рование


13.

Интернетсайты и другие интернет-платформы распространения идеологии терроризма.

Влияние информационной среды в противодействии терроризму.

1


- установление доверительных отношений между учителем и учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активиза-ции их познавательной деятельности;

- инициирование обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по поводу вопроса, выработки своего к ней отношения;

- применение на уроке интерак-тивных форм работы с уч-ся;

Практи-ческая работа в группах с последу-ющим само- и взаимо-оценива-нием


14.

Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете.

1


- использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета;

- применение на уроке интерак-тивных форм работы с учащимися;

- инициирование исследова-тельской деятельности уч-ся в рамках индивидуальных проектов.

Устный диктант


15.

Особенности избирательного и критического подхода к инфор-мационным мате-риалам, содержа-щим признаки идеологии экстремизма или терроризма.

1


- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися;

- инициирование исследовательской деятельности обучающихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Практи-ческая работа в группах с последу-ющим само- и взаимо-оценива-нием


Повторено-обобщительное занятие (2ч)

16.

Повторение и обобщение изученного материала.

1


- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися;

Тестиро-вание


17.

Семинарское занятие.

1


- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися;

- инициирование исследова-тельской деятельности учащихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Дебаты, командная игра


ИТОГО: 17 часов



Учебно-методическое обеспечение

Основная литература


Букреев В. И.Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). /Букреев В. И.. - Москва : Флинта, 2011. - 336с.

Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок; Ин-т соц.-полит. исследований РАН. - М.: Academia, 2009. - 320 с.

Экстремизм и его причины. /Под ред. Ю. М. Антоняна. - М. : Логос, 2011. -288 с.


Дополнительная литература


Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Под общ.ред. Ю.Г.Волкова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

Борисов С. В. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности. /С. В. Борисов. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 160 с.

Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М. 2002.

Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

Международный терроризм: Истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2001.

Терроризм в России и проблемы системного реагирования. Под ред. А.И.Договой. М., 2004.

Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. М.: ИВ РАН, Изд-во «Крафт+», 2003.

Интернет-ресурсы


Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки - http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)

Электронно-библиотечная система «BOOK.RU»- http://book.ru

Иностранные и отечественные газеты - http://library.pressdisplay.com























































Опубликовано в группе «Эволюция»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.