Рабочая программа элективного курса «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как угрозы обществу» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 С УИП» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
II РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «СКАЖИ ТЕРРОРИЗМУ
НЕТ!», ПРИУРОЧЕННЫЙ КО ДНЮ СОЛИДАРНОСТИ В
БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ
(урок, внеурочной деятельности, акции и т.д. )
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА,
КАК – УГРОЗЫ ОБЩЕСТВУ
(тема)
Вологин Николай Васильевич
(ФИО участника конкурса)
учитель географии
(звание, должность участника конкурса)
Саратов, 2022
Содержание
Пояснительная записка. …………………………………………………… 3-4
Общая характеристика курса……………………………………………….4-6
Основные цели и задачи реализации Программы. ……………………..…6-8
Содержание учебного курса ……………………………………………..…8-9
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности………………………………………………………10-15
Учебно-методическое обеспечение ……………………………………….15-16
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» для 5-х классов разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 6 марта 2006г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму";
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности";
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
- Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму";
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 05.10.2009);
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)";
- "Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы";
- Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
Терроризм является одним из самых радикальных и слабопредсказуемых проявлений в современном мире, приобретающее все более разнообразные формы, охватывая огромные территории, группы людей, сферы производства и быта. Оказывая сильное психологическое давление на большие массы людей, террористические акты, помимо прочего, приносят в общество массовые человеческие жертвы, влекут за собой разрушение материальных и духовных ценностей. Они вносят в межгосударственные отношения долговременные противостояние и вражду, инициируют военные столкновения между ними, ненависть и недоверие между различными группами населения: национальными и социальными, которые иногда сохраняются и муссируются в течение жизни нескольких поколений людей.
В России одним из опаснейших факторов является проявление терроризма и экстремизма. В современных условиях они становится серьезным испытанием для национальной безопасности страны, источником постоянных рисков для общества и угрозой для жизни каждого отдельного человека. В связи с этим, формирование гуманистической идеологии, толерантности, знаний и навыков, которые необходимы для обеспечения личной и общественной безопасности - является наиважнейшей задачей, стоящей перед российским обществом на современном этапе.
Общая характеристика курса
Для России, живущей в условиях глобальных процессов, как и для других стран мира, актуальным вопросом становится формирование гражданского общества, противодействующего распространению идеологии терроризма, неприемлемого фактов экстремизма и терроризма в любых их формах, как представляющие угрозу обществу - в целом и отдельной личности – в частности. Экстремизм и ее крайняя форма проявления - терроризм, направляется и выступает под различными политическими, религиозными, общественно-социальными лозунгами. Основу экстремизма и терроризма составляют слои населения, представители националистических и религиозных движений, отличающиеся демонстрацией своей крайней выраженной маргинальностью, недовольные существующим укладом в обществе. В современных условиях значительную часть таких слоев населения занимают представители из среды интеллигенции и студенчества.
Экстремизм, как явление, стал геополитической реальностью в мире с конца XX - начала XXI вв. Именно, в условиях возникновения угроз глобализации, приверженцы этой идеологии, находясь в поисках выхода и решения глобальных проблем, сформулировали протестные идеи, основанные на крайние формы взглядов и действий.
Часто, особая приверженность к экстремизму приобретается в молодежной среде в силу своих возрастных психофизических особенностей, социального статуса и остроты восприятия окружающей обстановки. Являясь особой частью общества, где очень быстро происходит обмен негативной и протестной информацией, молодежь так же быстро ее накапливает и проявляет в виде негативного протестного потенциала. Именно, под воздействием социальных, политических, экономических и иных факторов, в молодежной среде распространяются радикальные взгляды и убеждения.
Анализ статистики подтверждает, что чаще всего молодежь пополняет собой экстремистские и террористические организации, которые на почве разжигания шовинистических и националистических в своих интересах пытаются привлечь их на свою сторону. При этом формируются принципы ненависти, противопоставления одних людей другим, насаждается фанатизм, неприятие норм и конституционных обязанностей. Все это активно используется для осуществления экстремистских и протестных акций, что в современном обществе являются дестабилизирующий фактором, приводит к расколу российского общества, росту политической напряженности внутри государства между федеральными и региональными властями. Использование тактики запугивания через совершение террористических акций против работников правоохранительных органов, представителей государственных структур, мирного населения подрывает стабильность российского общества.
В условиях многонациональной и многоконфессиональной России, противопоставление экстремизму и терроризму принципов гуманизма, равенства прав и обязанностей, добрососедства, должно стать главной в решении данной проблемы. И здесь, система образования становиться важной структурой по формированию антитеррористической идеологии, умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности у школьников.
Настоящая Программа элективного курса раскрывает теоретические содержание и проблемы экстремизма и терроризма, историю ее распространения, передает опыт противодействия экстремизму и терроризму в мире и России на современном этапе.
Основные цели и задачи реализации Программы.
Долговременной целью настоящей Программы является формирование социально-политических компетенций учащихся 5-х классов, как одной из уязвимых групп общества через умение различать виды терроризма, формирование понятийного мышления в ходе изучения терминов и словосочетаний: информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, и т.д.
Чтобы создать в обществе условия по нераспространению идеологии терроризма, атмосферу нетерпимости к нему, учащиеся 5-х классов должны четко знать его особенности и виды, содержание экстремистской идеологии.
Помимо этого, Программа формирует у учащихся 5-х классов другие важные компетенции: коммуникативные, личностные, психологические, правовые и информационные через призму взаимодействия с обществом.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
1. Теоретические задачи:
▪ понимание основных форм насилия с обществе;
▪ знание содержания нормативных актов и документов по противодействию терроризму в Российской Федерации;
▪ знание актуальности планомерного изучения угроз в современном обществе, их мониторинга и методов предотвращения;
▪ формирование знаний о характере ведения «информационных» войн и их роли в «раскачивании» социально-политической и экономической ситуации в регионах Российской Федерации;
▪ воспитание толерантности по отношению к различным этнокультурам и религиям.
2. Практические задачи:
▪ уметь различать факты и формы воздействия по формированию экстремистских и радикальных настроений среди разных слоев населения: детей, подростков, молодежи и взрослых людей;
▪ знать конституционные права и обязанности граждан в сфере обеспечения личной и общественной безопасности;
▪ знать нормативно-правовые основы противодействия терроризму;
▪ уметь критически оценивать поступающую информацию экстремистского содержания;
▪ развить более высокую стрессоустойчивость за счет лучшей информированности и особенностей психотипа личности.
3. Воспитательные задачи:
▪ формировать активную жизненную позицию учащихся 5-х классов с положительной мотивацией;
▪ формировать у учащихся убежденность об особой роли семейного воспитания в преодолении негативных этноконфессиональных взглядов;
▪ формировать представления о единственно приемлемой форме межкультурного и межконфессионального общения людей на консолидирующей основе в борьбе против общемировых угроз терроризма и экстремизма.
В результате освоения элективного курса внеурочной деятельности «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» обучающиеся будут знать, уметь и использовать в практической деятельности:
знать содержание основных понятий безопасности, представлять основные элементы национальной безопасности Российской Федерации;
понимать содержание терминов: терроризм, идеология терроризма, молодежный экстремизм, террористическая угроза, террористический акт, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм и др.;
четко различать природу появления и распространения различных видов вызовов и угроз экстремизма и терроризма;
уметь анализировать примеры экстремистских проявлений в школьной и информационной среде;
- уметь применять на практике правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 17 часов, из расчета 0,5 часов в неделю.
Содержание элективного курса
Раздел 1. Предмет «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» (1 час).
- Предмет и задачи курса.
Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма (4 часа).
- Терроризм, как современная международная проблема. Содержание экстремизма и терроризма;
- История возникновения и развития терроризма и экстремизма. Виды экстремистских идеологий. Особенности воздействия террористических сообществ на гражданское население;
- Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности;
- Понятие «экстремизм в молодежной среде». Экстремизм и терроризм, как угрозы национальной безопасности России.
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму в современных условиях (5 часов).
- Международный опыт противодействия экстремизму и терроризму;
- Патриотизм, как важное условие противодействия терроризму и экстремизму;
- Межнациональная и межконфессиональная толерантность, как составная часть патриотизма. Содержание антитеррористической политики России;
- Культура межэтнического общения как фактор противодействия терроризму и экстремизму;
- Современная нормативно-правовая база в области противодействия терроризму в Российской Федерации.
Раздел 4. Опасные ситуации социального характера, антиобщественного поведения (5 часов).
- Безопасность в современном обществе, как часть национальной безопасности Российской Федерации;
- Компьютерный терроризм, как результат глобализации в международных отношениях;
- Интернетсайты и другие интернетплатформы распространения идеологии терроризма. Влияние информационной среды в противодействии терроризму;
- Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете;
- Особенности избирательного и критического подхода к информационным материалам, содержащим признаки идеологии экстремизма или терроризма.
Повторно-обобщительное занятие (2 часа).
- Повторение и обобщение изученного материала;
- Семинарское занятие.
Тематическое планирование элективного курса
с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема учебного занятия. | Кол-во часов | Возможность использования электронных или цифровых ресурсов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Виды, формы контроля | Дата изучения П/Ф |
Раздел 1. Предмет «Основы профилактики терроризма и экстремизма, как – угрозы обществу» (1 час). | ||||||
1. | Предмет и задачи курса. | 1 | | - установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, привлече-ние их внимания к обсуждае-мой на уроке информации; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. | Устный опрос, тестовые задания | |
Раздел 2. Теоретические основы терроризма и экстремизма (4ч) | ||||||
2. | Терроризм, как современная международная проблема. Содержание экстремизма и терроризма. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=KXjI0mqW2PE | - привлечение внимания уча-щихся к обсуждаемой инфор-мации, активизации их позна-вательной деятельности; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета; | Диктант | |
3. | История возникновения и развития терроризма и экстремизма. Виды экстремистских идеологий. Особенности воздействия террористических сообществ на гражданское население. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=wMI_-Pb1oMY | - привлечение внимания обуча-ющихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердеч-ности; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися; | Устный опрос, работа с карточками. | |
4. | Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=wMI_-Pb1oMY | - привлечение внимания к цен-ностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организа-ция их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; - инициирование исследова-тельской деятельности уча-щихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | Презента-ция с вопросами повторе-ния и обратной связью | |
5. | Понятие «экстремизм в молодежной среде». Экстремизм и терроризм, как угрозы национальной безопасности России. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=ZGFmfTNgvLI | - побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения; - привлечение внимания обу-чающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с полу-чаемой на уроке социально значимой информацией; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. | Карточки-задания по темам Раздела 2. | |
Раздел 3. Противодействие экстремизму и терроризму в современных условиях (5 ч) | ||||||
6. | Международный опыт противодействия экстремизму и терроризму. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=qWa8YaGUe1A | - привлечение внимания уча-ся к ценностному аспекту изучае-мых явлений, организация их работы с получаемой социаль-но значимой информацией; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета | Устный опрос | |
7. | Патриотизм, как важное условие противодействия терроризму и экстремизму. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=U0NZgngWBVY | - установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися; - привлечение внимания уча-щихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. | Создание ситуатив-ных моментов на уроке | |
8. | Межнациональ-ная и межконфес-сиональная толерантность, как составная часть патриотиз-ма. Содержание антитеррористи-ческой политики России. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=USfh80hoBE8 | - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета. | Создание ситуатив-ных моментов на уроке | |
9. | Культура межэтнического общения, как фактор противодействия терроризму и экстремизму. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=5Bb5gRlpvQs | - установление доверительных отношений между учителем и его учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности; - инициирование обсуждения учащимися своего мнения по поводу вопроса, выработки своего к ней отношения. | Текстовой диктант на знание терминов и словосо-четаний | |
10. | Современная нормативно-правовая база в области противодействия терроризму в Российской Федерации. | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=UQZomsVjiK8 | - побуждение уч-ся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисципли-ны и самоорганизации; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета; | Круглый стол, обсужде-ние | |
Раздел 4. Опасные ситуации социального характера, антиобщественного поведения (5 ч) | ||||||
11. | Безопасность в современном обществе, как часть национальной безопасности Российской Федерации | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=3fv80UlS4u0 | - установление доверительных отношений между учителем и учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой информации, активизации их познавательной деятельности; - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета; | Обсужде-ние ситуатив-ных моментов из жизни, дискуссия | |
12. | Компьютерный терроризм, как результат глобализации в международных отношениях. | 1 | | - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; - применение на уроке интерак-тивных форм работы с уч-ся; - инициирование исследова-тельской деятельности учащих-ся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | Тести-рование | |
13. | Интернетсайты и другие интернет-платформы распространения идеологии терроризма. Влияние информационной среды в противодействии терроризму. | 1 | | - установление доверительных отношений между учителем и учащимися, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активиза-ции их познавательной деятельности; - инициирование обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по поводу вопроса, выработки своего к ней отношения; - применение на уроке интерак-тивных форм работы с уч-ся; | Практи-ческая работа в группах с последу-ющим само- и взаимо-оценива-нием | |
14. | Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете. | 1 | | - использование воспитатель-ных возможностей содержания учебного предмета; - применение на уроке интерак-тивных форм работы с учащимися; - инициирование исследова-тельской деятельности уч-ся в рамках индивидуальных проектов. | Устный диктант | |
15. | Особенности избирательного и критического подхода к инфор-мационным мате-риалам, содержа-щим признаки идеологии экстремизма или терроризма. | 1 | | - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися; - инициирование исследовательской деятельности обучающихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | Практи-ческая работа в группах с последу-ющим само- и взаимо-оценива-нием | |
Повторено-обобщительное занятие (2ч) | ||||||
16. | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | | - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися; | Тестиро-вание | |
17. | Семинарское занятие. | 1 | | - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися; - инициирование исследова-тельской деятельности учащихся в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов. | Дебаты, командная игра | |
ИТОГО: 17 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
Букреев В. И.Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). /Букреев В. И.. - Москва : Флинта, 2011. - 336с.
Чупров В. И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок; Ин-т соц.-полит. исследований РАН. - М.: Academia, 2009. - 320 с.
Экстремизм и его причины. /Под ред. Ю. М. Антоняна. - М. : Логос, 2011. -288 с.
Дополнительная литература
Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. Под общ.ред. Ю.Г.Волкова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
Борисов С. В. Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности. /С. В. Борисов. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 160 с.
Василенко В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М. 2002.
Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
Международный терроризм: Истоки и противодействие: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2001.
Терроризм в России и проблемы системного реагирования. Под ред. А.И.Договой. М., 2004.
Терроризм - угроза человечеству в XXI веке. М.: ИВ РАН, Изд-во «Крафт+», 2003.
Интернет-ресурсы
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки - http://diss.rsl.ru (только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)
Электронно-библиотечная система «BOOK.RU»- http://book.ru
Иностранные и отечественные газеты - http://library.pressdisplay.com