Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
г.о. Кашира
Согласовано-
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Волкова Н.В.
|
Утверждаю-
Директор МБОУ «СОШ №10»
Семенова Т.П.
Приказ №_____,_____._______ 2017 г.
|
Интегративная рабочая программа
элективного курса
«Общество и мы».
(название учебного предмета (курса))
11 .
(класс)
Составитель: Волкова Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания
2017 г.
Пояснительная записка
Интегративная рабочая программа элективного курса «Общество и мы» (далее- интегративная рабочая программа) разработана для выпускников 11 классов, которые имеют желание получить на ЕГЭ по обществознанию более высокие баллы и сориентированы продолжить в дальнейшем продолжить обучение в высших учебных заведениях по специальностям социально- гуманитарного профиля.
На освоение интегративной рабочей программы отводится 29 часов.
Актуальность интегративной рабочей программы состоит в возможности решения одной из проблем современного образования-соединения узкоспециального и широкопрофильного образования. Проблема состоит в том, что образование должно быть узкоспециальным, т.к. «нельзя объять необъятное». Но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях, ему тяжело найти общий язык со специалистами других профилей при решении общей задачи. Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, родителем, потребителем и т. д. Решение производственных, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода. Именно такой интегративный курс на стыке разных дисциплин даёт целостную картину общественной жизни и включает в себя не только основы социальных наук, но и естественных, а так же предполагает использование математических расчетов, например, при решении задач по экономике.
Интегративная рабочая программа строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических и пр. знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Изучение интегративной рабочей программы призвано содействовать формированию у выпускников школы целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономики и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции, а так же ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Новизна интегративной рабочей программы – в межпредметном подходе построения учебного материала для формирования навыков анализа и нестандартного раскрытия и решения проблем общественной жизни.
Значимость интегративной рабочей программы - в формировании системного мышления обучающихся, умении применять полученные знания на практике, подготовке конкурентоспособного абитуриента.
Отбор учебного материала по обществознанию, истории, литературе, физике, химии, географии соотнесен с требованиями государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Цели интегративной рабочей программы:
Помочь обучающимся освоить рациональную модель поведения и нравственно-ценные установки в различных сферах жизнедеятельности, интегрироваться во взрослую жизнь.
Помочь обучающимся в подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Задачи интегративной рабочей программы:
Научить обучающихся видеть и формулировать социальные проблемы,
противоречия общественной жизни, создавать устное и(или) письменное речевое высказывание в форме рассуждения , аргументации, примера, вывода;
Научить обучающихся использовать аргументы, примеры, данные науки, произведений художественной литературы, факты общественной жизни и личного опыта для доказательства своей точки зрения и(или) обоснования высказывания по заданной модели.
Научить обучающихся указывать различные толкования проблемы и альтернативные пути ее решения, точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику.
Научить обучающихся решению практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Научить обучающихся решать задания контрольно- измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию.
Планируемые результаты освоения интегративной рабочей программы.
В результате освоения инегративной рабочей программы обучающийся научится:
развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
уверенно работать с текстами различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации;
владеть навыками редактирования текста;
самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
создавать собственные произведения, идеальные модели социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализовать оригинальный замысел, использовать разнообразные (в том числе художественные) средства, уметь импровизировать;
пользовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных релей;
сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематический план. Содержание учебного материала
Тематика занятий
|
Основное содержание учебного материала
|
Количество часов
|
Формы организации образовательной деятельности
|
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию
|
Интеграция содержания общего и дополнительного образования
|
Систематизация знаний и решение практико- ориентированных заданий по теме «Философия»
|
Обществознание:
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
|
Физика, астрономия, химия:
Н. Коперник, гелиоцентрическая система мироздания (проблема познаваемости мира, особенности социального познания).
А. Эйнштейн, теория относительности (проблема познаваемости мира).
Ф. Кекуле, открытие формулы бензола; Брандт, изобретение висячих мостов; Д.И. Менделеев, открытие периодической системы химических элементов (проблема познаваемости мира, наитие, озарение).
Р. Оппенгеймер, создание атомной бомбы (ответственность ученого, глобальные проблемы современности).
Литература:
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (социальная и личностная значимость образования).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (проблема места человека в мире).
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (особенности социального познания).
А.С. Пушкин «Метель» (влияние религии на жизнь человека).
М. Горький «Старуха Изергиль», Легенда о Данко (проблема противопоставления толпы и личности, мораль, альтруизм).
А. Конан Дойл, произведения о Шерлоке Холмсе (методы научного познания: индукция, дедукция).
А. Беляев «Голова профессора Доуэля»; В. Дудинцев «Белые одежды» (ответственность ученого).
История:
Легенды и мифы Древней Греции (мифологическое знание).
Жизнь и деятельность И. Христа, Библия (религия, мораль, смысл жизни).
М.В. Ломоносов (социальная и личностная значимость образования).
Восстание Е. Пугачева (особенности социального познания).
Отмена крепостного права в России, русские революции начала 20 века(многообразие процессов общественного развития, отличие реформ от революции).
МХК:
Деятели культуры Возрождения (Л. Да Винчи, Рафаэль, М. Буонарроти), творения (искусство).
И. Репин « Торжественное заседание Государственного Совета» (функции искусства).
П. Пикассо «Девочка на шаре» , К. Малевич «Черный квадрат» (формы культуры).
|
6
|
Семинар, практическое занятие, диспут, ролевая игра, взаимообучение, конкурс, тематический зачет, самостоятельная работа, защита проекта, решение тестов и практико-ориентированных заданий, групповые, коллективные и индивидуальные формы работы, эссе, составление плана.
|
Систематизация знаний и решение практико- ориентированных заданий по теме «Экономика»
|
Обществознание:
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная штата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВНП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.
Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Особенности современной экономики России.
|
Математика:
Использование математических расчетов при решении задач по экономике.
История:
Робин Гуд (налоги, виды налогов)
Д. Рокфеллер«Стандарт Ойл » (конкуренция, монополия, антимонопольное законодательство).
Г. Форд «Форд мотор» (издержки производства, производительность труда, научная организация труда).
Великая депрессия 1929-1932 гг. (экономические циклы, причины экономических кризисов).
Джон Кейнс (макроэкономика).
Экономический кризис в России в начале 90-х гг. (инфляция, гиперинфляция).
География:
Великие географические открытия (причины инфляции).
Экономическая интеграция, экономические союзы, международные экономические организации (государственная политика в области международной торговли).
Литература:
Н.В. Гоголь «Мертвые души» (обмен).
О. де Бальзак «Евгения Гранде» (деньги, собственность, конкуренция).
А.П. Чехов «Вишневый сад» (банкротство).
А.И. Солженицын «Матренин двор»
( ценность труда).
|
6
|
|
Систематизация знаний и решение практико- ориентированных заданий по теме «Социология»
|
Обществознание:
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
|
История:
Жизнь и деятельность Будды, Христа, Мухаммеда (Мировые религии).
Кастовый строй в Индии (социальная стратификация).
Крестовые походы (роль религии в жизни общества).
Петр I (проблема лидерства в социальной группе).
Никон, история жизни, Н. Бонапарт, Д. Вашингтон (социальная мобильность, «социальный лифт»).
Семья Николая II (традиционные семейные ценности).
Холокост (национализм).
Забастовка в Новочеркасске 1962 г. (социальный конфликт).
Распад СССР 1991 г. (межнациональные конфликты).
Математика:
Использование математических расчетов при решении графических заданий по теме «Социология».
Литература, кино:
Д. Дефо «Робинзон Крузо»,
Р. Киплинг «Маугли» (необходимость общественного влияния в жизни человека).
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (молодежь, конфликт поколений).
Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (предписанный и достигаемый статусы, социальная мобильность).
М. Горький «На дне» (маргинальные группы).
Художественный фильм реж. А. Звягинцева «Елена» (социальная стратификация, социальный статус).
Художественный фильм С. Снежкина «Похороните меня за плинтусом» (психология семейных взаимоотношений).
МХК:
Жан-Батист Шарден, картина «Прачка» (предписанный статус).
В.В. Пукирев, картина «Неравный брак» (брак как социальный институт).
|
6
|
|
Систематизация знаний и решение практико- ориентированных заданий по теме «Политика»
|
Обществознание:
Политология как наука.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.
|
История:
Конфуций (государство в политической системе).
Иван IV, опричнина ( влияние власти на поведение человека, обладающего ею).
Денежная реформа Алексея Михайловича, Медный бунт 1662 г. (положительное и отрицательное влияние власти на жизнь общества).
Принятие «Декларации независимости» США 1776 г. (государственный суверенитет).
Французская революция к.18 века (провозглашение политических прав и свобод, республиканской формы правления).
Политика Николая II, русские революции начала 20 века (авторитет власти, доверие к власти в стране).
Приход А. Гитлера к власти в Германии, установление фашистского режима (роль политических партий в политической системе, тоталитарный режим).
Политический кризис в России в 1993 г.(политический конфликт, пути его урегулирования).
Математика:
Использование математических расчетов при решении графических заданий по теме «Политика».
Литература:
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (беззаконность тоталитарного режима).
Е. Замятин «Мы», Д. Оруэлл «1984» (подавление личности при тоталитаризме).
|
6
|
|
Систематизация знаний и решение практико- ориентированных заданий по теме «Право»
|
Обществознание:
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в России.
Гражданство в Российской федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания дополнительных штатных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
|
Математика:
Использование математических расчетов при решении графических заданий по теме «Право».
История:
Ф.Н. Плевако (из адвокатской практики)
Октябрьский переворот 1917 г. ( свобода и закон).
«Закон о трех колосках» 1932 г. (закон, право, справедливость).
Грузинско- южноосетинский конфликт 2008 г. (предотвращение геноцида южноосетинского народа в условиях реализации норм международного права).
Нюрнбергский процесс, война в Сирии (международное гуманитарное право).
СМИ:
Телепередачи: «Ваше право», «Потребительский альянс», «Криминальные хроники» (права человека, судебная практика).
МХК:
Н. Неврев, картина «Торг» ( права человека).
|
5
|
|
Календарно- тематическое планирование
№ занятия
|
Тема занятия
|
Форма занятий
|
Сроки изучения
|
Тема «Философия»
|
|
|
|
Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Пространство и время.
|
Лекция
|
19.09.
|
|
Мифы. Мифологическое познание. Наитие. Озарение.
|
Семинар
|
26.09.
|
|
Особенности социального познания. Типитака. Коран. История в библейских сюжетах.
|
Диспут
|
3.10
|
|
Познание средствами искусства.
|
Защита проектов
|
10.10.
|
|
Социальная и личностная значимость образования
|
Семинар
|
17.10
|
|
Ответственность ученого. Заблуждение. Ошибка. Ложь.
|
Диспут
|
24.10.
|
Тема «Экономика»
|
|
|
|
Вопросы микроэкономики в задачах.
|
Практическая работа
|
7.11
|
|
Вопросы макроэкономики в задачах.
|
Практическая работа
|
14.11
|
|
Великие предприниматели эпохи: история жизни, опыт.
|
Семинар
|
21.11
|
|
Научная организация труда
|
Лекция
|
28.11
|
|
Ценность труда в художественных произведениях.
|
Защита проектов
|
5.12
|
|
Экономическая интеграция: положительные и отрицательные последствия.
|
Диспут
|
12.12
|
Тема «Социология»
|
|
|
|
Проблема лидерства в социальной группе. Харизма.
|
Деловая игра
|
19.12
|
|
Социальная структура современной России, тенденции и перспективы.
|
Практическая работа
|
26.12
|
|
Изменение функций семьи в современном обществе.
|
Диспут
|
16.01
|
|
Квазигруппа, ее особенности.
|
Лекция
|
23.01
|
|
Демографическая ситуация и политика современной России
|
Практическая работа
|
30.01
|
|
Решение графических заданий по теме «Социология»
|
Практическая работа
|
6.02.
|
Тема «Политика»
|
|
|
|
Авторитет власти в стране. Доверие к власти.
|
Лекция
|
13.02
|
|
Взаимоотношение общества и государства. Подавление личности. Роль гражданского общества.
|
Семинар
|
20.02
|
|
Политический конфликт, пути его решения.
|
Защита проекта
|
27.02
|
|
Политический лидер, его роль
|
Лекция
|
6.03
|
|
Избирательная кампания. Верный выбор.
|
Деловая игра
|
13.03
|
|
Вопросы политики в задачах.
|
Практическая работа
|
20.03.
|
Тема «Право»
|
|
|
|
Закон, право, справедливость : общее и отличия. Социальная справедливость.
|
Занятие в группах
|
3.04
|
|
Из адвокатской практики
|
Деловая игра
|
10.04
|
|
Смертная казнь: за и против.
|
Диспут
|
17.04
|
|
Международное гуманитарное право. Геноцид. Холокост.
|
Лекция
|
24.04
|
|
Вопросы права в задачах.
|
Практическая работа
|
8.05.
|
Учебно-методическое обеспечение интегративной рабочей программы.
Демоверсия по обществознанию 2018 г.http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoveRsii-sPeciFikacii-kodiFikatoRy
Баранов П.А., Шевченко С.В., ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор, АСТ, 2017
Лискова Т.Е., Котова О.А. Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс. ФГОС, Национальное образование, 2016
Интерактивные тесты по обществознанию 2018 г.https://neznaika.pro/ege/soc/
Тренировочные, диагностические типовые тестовые задания ЕГЭ 2017-2018 гг.http://www.alleng.ru/edu/social2.htm