12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беспалова Ольга Владимировна32
3

Статья на тему «Рабочий лист на уроках литературы как средство развития универсальных учебных действий и воспитания нравственных качеств ребёнка»

Беспалова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» (с. Холмогоры Архангельской области)

 

Рабочий лист на уроках литературы как средство развития универсальных учебных действий и воспитания нравственных качеств ребёнка

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда стояла перед педагогом. Сейчас она стоит не менее остро, чем в прошлом. На мой взгляд, урок литературы открывает прекрасные возможности вести воспитательную работу. Через анализ и осмысление художественного текста учитель может заложить нравственные основы и такие качества, как эмпатия и сострадание, формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих, делать правильный нравственный выбор. Но различные мониторинги по смысловому чтению (в нашей школе в частности) демонстрируют лишь базовый уровень восприятия и анализа текста: 7 классы – 49 %, что равнозначно отметке «удовлетворительно», 8 классы – 68 %, что также равнозначно отметке «удовлетворительно» (данные диагностики 2020-2021 уч.г.).

В связи с таким уровнем осмысления художественного текста возникает необходимость поиска различных видов дидактического материала для работы с литературным текстом, позволяющих активизировать работу детей на уроках литературы и, формируя различные универсальные учебные действия, проводить воспитательную работу. Одним из таких видов раздаточного материала я вижу рабочий лист для урока литературы.

В первую очередь необходимо определиться с тем, что такое рабочий лист, или маршрутный лист. Рабочий лист (далее РЛ) – это вид дидактического материала на печатной основе для индивидуальной, парной, групповой или коллективной работы, позволяющий организовать деятельность обучающихся на уроке. Данный лист может включать вопросы, элементы схем (схемы), таблиц (таблицы), рисунки, графики, иллюстрации, кроссворды, поля для ответов и т.д., выстроенные в определённой логической последовательности.

Исходя из своих наблюдений, я сделала вывод, что РЛ не только даёт возможность проверить у обучающегося знание текста, но и помогает в работе над формированием регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий – как предметных, так и метапредметных – а также вести работу по воспитанию и развитию нравственных качеств ребёнка.

Работа с любым текстом на уроке литературы – это работа с информацией, которую необходимо осмыслить, а осмысление проходит быстрее, если информация структурирована.

Итак, рассмотрим на примере РЛ к уроку по рассказу А.П. Чехова «Тоска», какие УУД и качества личности можно формировать и развивать.

РЛ предназначен для индивидуального (коллективного) заполнения в ходе работы с текстом. В течение урока обучающиеся постепенно выполняют задания. В конце урока дидактический материал сдаётся на проверку.

Регулятивные

Получив лист, обучающиеся рассматривают его и формулируют главную задачу: проанализировав рассказ, заполнить лист. Следующий этап – целеполагание, формулировка темы и её запись. В ходе урока учитель, проходя и просматривая записи детей, индивидуально комментирует и помогает корректировать заполнение листа или корректировка проводится при обсуждении с детьми.

Познавательные

В ходе урока происходит структурирование информации с помощью схемы с точками-встречами, которые частично нанесены на лист, но не подписаны. Обсуждая образ главного героя рассказа – Ионы Потапова - и его действия, дети соотносят их со схемой, выявляют причинно-следственные связи поступков, доказывают своё мнение, отвечая на вопросы учителя (например:«Почему точки на схеме располагаются таким образом?»). Данная схема построена в соответствии с композиционным строением текста, что даёт возможность повторить (или ввести новые) литературоведческие термины: завязка, кульминация, развязка, эпиграф. В начале урока, сформулировав тему, дети озвучивают проблему произведения и в конце возвращаются к ней и комментируют авторское решение данной проблемы. Кроме этого, на уроке проводится лексическая работа с устаревшим словом «повем».

Коммуникативные

В процессе урока предполагается как индивидуальная работа (заполнение РЛ), так и групповая (1-я гр.: факты о прошлой жизни Ионы; 2-я гр.: характеристика главного героя; 3-я и 4-я гр.: пересказ о встречах Ионы) и коллективная (подготовка 3-й и 4-й группами карточек с героями-«собеседниками» Ионы). Также идёт развитие умения слушать выступления одноклассников, проявляя к ним уважение.

Личностные

При заполнении блока «Одиночество» и при ответе на вопросы «Что будет с Ионой дальше?» и «Чему научил меня рассказ «Тоска»?» происходит соотнесение со своим жизненным опытом, осознание и формулирование собственных чувств и эмоций, нравственно-этическое оценивание ситуации и поведения всех героев рассказа, а также делаются личные выводы о возможном собственном поведении в аналогичной ситуации – а это не что иное, как воспитание человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный рабочий лист даёт возможность формировать и развивать на уроке не только все виды универсальных учебных действий, но и человеческие качества – доброту, сочувствие, открытость миру.

Заключение

Подводя итог, хочу отметить, что создание рабочих листов к урокам литературы – процесс увлекательный и творческий, а практика использования их на уроке литературы помогает мне достичь воспитательных целей.

Благодаря работе с таким раздаточным материалом, ребёнок видит логику построения художественного произведения, осмысливает тематику и проблематику текста. Рабочий лист даёт возможность обучающемуся через констатирующий уровень и уровень героя выйти на уровень идеи, определить уровень осмысления конкретного текста. Кроме этого, учитель имеет возможность оценить работу ребёнка, выставляя более одной отметки: 1) за полноту заполнения; 2) правильность заполнения; 3) орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность (при наличии соответствующих заданий). А также РЛ – это документальное подтверждение для родителей, говорящее о готовности ребёнка к уроку и работе на учебном занятии.

В перспективе работа по созданию РЛ к урокам литературы может быть проведена совместно с обучающимися. Исходя из собственного опыта, могу отметить, что дети помогают мне корректировать и совершенствовать РЛ. Такая работа даёт возможность педагогу создать свои рабочие тетради к каждому учебнику литературы.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

t1645382887aa.png

t1645382887ab.png

Приложение № 2

План-конспект к уроку по рассказу А.П. Чехова «Тоска»

Класс: 7

Тема урока: «Скверно вы живёте, господа!» (М.Горький. Из воспоминаний о Чехове)

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска».

Задачи:

обучающие: обучать анализу произведения, используя схему;

развивающие: развивать умения работать с текстом (выборочное чтение, смысловое чтение), анализировать речь героя, анализировать собственный жизненный опыт и состояние; развивать умение слушать текст, выступления одноклассников, работать в группе;

воспитательные: воспитывать чуткое отношение к окружающим людям.

Оборудование: портрет А.П. Чехова; проектор, аудиоаппаратура, фрагмент видеофильма «Тоска», раздаточный материал (для групп 3 и 4 – чистые листы для записи слов, маркеры), карточка с цитатой М.Горького, рабочий лист для заполнения (А4) – каждому обучающемуся.

Ход урока

(Этапы деятельности обучающихся, связанные с воспитательной целью, отмечены **)

Этап

Содержание

Деятельность обучающихся

Приветствие

Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Можете обернуться, поприветствовать наших гостей улыбками.

Весь урок мы будем работать с выданным вам рабочим листом. Не забывайте вносить в него результаты нашей работы и в конце урока сдать на проверку.

 

 

 

Знакомятся с раздаточным материалом

Вступление. Слово учителя

Итак, начнём.

 

Хочу найти заветные слова,

Чтоб исцелять израненные души,

Чтоб шёпотом произнести едва –

И не осталось больше равнодушных.

 

Я уверена, что А.П. Чехов, проживший трудную жизнь, тоже мечтал изменить общество.

 

 

Определение темы и целеполагание

Прочитайте цитату М.Горького из воспоминаний О Чехове: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

   -- Скверно вы живете, господа!»

Какие слова и словосочетания характеризуют общество, людей, окружавших Чехова?

(«всей этой скучной, серой толпы бессильных людей, …этих скучных жителей своей родины»)

А какая фраза станет темой сегодняшнего урока?

(«Скверно вы живете, господа!»)

Запишите тему.

В таком случае, какой же будет цель урока?

(О какой скверной жизни говорит Чехов, по мнению Горького?Понять, в чём скверность жизни окружающих.)

 

Чтобы достичь цели, давайте обратимся к рассказу.

 

 

 

 

 

 

**Работа с цитатой: чтение, осмысление,

ответ на вопрос учителя;

оформление темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка цели урока

 

Работа с текстом

1. Итак, кто главный герой рассказа?

(Иона)

Что мы знаем об этом герое, давайте соберём информацию о нем, работая в группах.

Задание для групп:

1) собирают факты о прошлой жизни героя;

(жил в деревне, пахал землю, работает извозчиком, неделю назад похоронил сына, в деревне живет дочь, есть лошадка, доход маленький…)

2) ищут в тексте описание Ионы, каким представлен герой;

(сидит на козлах и ожидает пассажиров…)

3) ищут информацию о 1 и 2 встрече Ионы и чем они закончились;

(военный и весёлая компания)

4) ищут информацию о 3 и 4 встрече Ионы и чем они заканчиваются.

(дворник и молодой извозчик)

 

 

3. Почему точки-встречи на нашем листе располагаются по возрастающей?

(нарастает чувство тоски в душе Ионы)

Зачитайте цитату о тоске

 

4. Почему Иона тоскует?

(никто не выслушал Иону, он чувствует себя одиноким)

Запишите слово «ОДИНОЧЕСТВО»

Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

 

5. Что же делать, чтобы человек не чувствовал себя одиноким?

(говорить с человеком, с животным)

А если нет рядом ни человека, ни животного?

(музыка, любимое дело, Бог…)

 

6. Что же дальше с нашим героем?

Куда идёт герой?

(«брат кобылочка»)

 

Давайте посмотрим, как это происходит.

 

А теперь обратите внимание на речь Ионы в тексте. Как оформляет её автор?

(многоточия, короткие фразы)

Почему так?

(Ионе тяжело говорить, больно, он останавливается, молчит)

 

Становится ли Ионе легче?

(да, он увлекается и рассказывает всё)

 

Да, вы правы, человек должен говорить, обсуждать свою проблему с кем-то. А если совсем не с кем?...

А вот сейчас время пришло обратить внимание на эпиграф к рассказу – «Кому повем печаль мою?..»

Слово «повем» этимологически восходит к слову «ведать» + приставка по- = «кому расскажу печаль мою».

Строка эта взята из духовного стиха библейского персонажа Иосифа Прекрасного, проданного братьями в рабство. И полное четверостишие такое:

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известен плачь сердечной мой…

Значит, наше предположение о том, что когда человеку плохо, верно: нужно говорить с Богом, если говорить не с кем.

 

7. Где будет расположена последняя точка-встреча на нашей схеме?

(внизу: напряжение спало)

Мы с вами изобразили развитие событий в рассказе. Как называется эта схема в литературоведении?

Композиция: завязка (вынесена за рамки: умер сын) – кульминация – развязка

 

8. А сейчас давайте снова вернёмся к нашей теме.

Какую проблему поднимает автор в рассказе? Что же значит – жить скверно, по мнению Горького и Чехова?

(равнодушно к другим, не помогая, не замечая чужой беды, горя…)

А как вам кажется, кто ещё тоскует в рассказе?

Вернитесь к цитате о Чехове: «с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди…»

(Чехов)

 

 

Работа в группах

Оформление рабочего поля (в ч.т. и на доске):

 

 

1) блок «ИОНА» и его фактические характеристики

 

 

2) чтение описания Ионы на улице

 

3) пересказ - блок «Точки-встречи»: кто – результат встречи

 

4) пересказ - блок «Точки-встречи»: кто – результат встречи

 

 

Анализ схемы

**Соотнесение с внутренним состоянием героя

 

**Работа с понятием, соотнесение с собственным жизненным опытом

 

 

 

**Коллективное размышление, поиск вариантов выхода из критической ситуации

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

**Работа с текстом: речевая характеристика состояния героя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

**Лексическая работа: определение значения устаревшего слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление рабочего листа, анализ схемы

 

 

 

 

 

 

 

**Обобщение по теме, соотнесение с поставленной целью

 

 

 

 

 

 

**Работа с цитатой

Развитие письменной речи

 

 

 

Рефлексия

На вашем рабочем листе два вопроса: что будет с Ионой дальше и чему научил меня рассказ. Выберите одно задание и напишите ответ в 2-3 фразах.

 

Поделитесь с нами вашими размышлениями

**Написание ответа на рабочем листе (соотнесение с личным жизненным опытом)

 

Заключительное слово учителя

У Эдуарда Асадова есть такие слова:

Падает снег, падает снег,

По стёклам шуршит узорным.

А сквозь метель идёт человек,

И снег ему кажется чёрным...

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

Мне очень хочется верить, ребята, что рядом с нами всегда будут чуткие и отзывчивые люди, и сами мы не пройдем мимо чужой боли.

Спасибо всем за урок.

 


 

Список использованной литературы и источников

1. Асадов Э. Избранное. Библиотека всемирной поэзии. М.: Эксмо, 2015, 414 с.

2. Горький М. А.П. Чехов. Режим доступа: http://gorkiy- lit.ru/gorkiy/vospominaniya/a-p-chehov.htm

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. М.: Русский язык, 1978-1980 гг.

4. Карусель. Телевизионный фильм режиссёра Михаила Швейцера, 1970 г.

5. Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii

6. Москвин Г.В. Литература: 7 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций в 2 частях, часть 1. М.: Вентана-Граф, 2015.

7. Православный журнал «Фома». Иосиф прощает братьев. Режим доступа: https://foma.ru/iosif-proshhaet-bratev.html


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.