Работа педагога-организатора в условиях обновления профессионального образования
Рубцов А.В., педагог-организатор
ЧОУ ПО Саянский техникум СТЭМИ
г. Саяногорск
Работа педагога-организатора в условиях
обновления профессионального образования.
Педагог-организатор, прежде всего, специалист, организующий внеурочную деятельность в сфере дополнительного образования обучающихся. Педагог-организатор содействует развитию личности учащихся и создает условия для занятия творческой деятельностью. В соответствии с современными нормативными документами в Российской Федерации ведущими функциями педагога-организатора в СПО являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.
Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития студентов.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах РФ, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства.
Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, вне учебной жизнедеятельности, самоуправления обучающихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи куратором, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей молодежных объединений, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие обучающихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков студентов, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
В современном образовательном учреждении вопросы воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:
1. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо страны.
2. Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление работы по формированию у студентов чувства патриотизма, ощущая себя гражданином России.
3. Создание условий для активизации участия обучающихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского (добровольческого) движения, оказание помощи ветеранам войны и труда, организацию трудовых бригад.
Организация свободного времени обучающихся
В наше время тема: «Организация досуговой деятельности обучающихся» очень актуальна, потому что досуг учащихся очень важен не только в жизни образовательного учреждения, но в целом по стране, для того чтобы молодые люди могли активно проводить свое свободное время с пользой для себя и окружающих.
В настоящее время, в связи с техническим прогрессом, сделать свой досуг более интересным становится намного легче, сейчас есть электронные гаджеты, мобильные компьютеры, интерактивные игры, кинотеатры и многое другое. Сейчас мы можем воспользоваться любым продуктом или услугой, не выходя из дома с помощью интернета, а буквально 20 лет назад нужно было встать, пойти и сделать.
С одной стороны, технический прогресс благоприятно повлиял на развитие досуговых мероприятий общества, однако, если смотреть с другой стороны, то общество стало ленивее, беспомощнее, менее подвижнее, что ведет к обратному явлению - регрессу.
Главным фактором формирования досуговой деятельности является культурный уровень молодежи, некоторые предпочитают использовать готовые продукты, а некоторые стараются постоянно совершенствоваться и развивать, и тренировать мозговую деятельность.
Работа педагога-организатора по профилактике противоправного поведения обучающихся.
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся должна предполагать целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формировать правовую культуру и повышать правовую грамотность учащихся, способствуя тем самым правовому воспитанию.
Поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий по нравственно-правовым проблемам на тему: «Демократия: права и обязанности и гражданина», «Знай свои права» а также при организации и проведении мероприятий правовых знаний: «Путешествие в страну права» и др.
Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги, в частности: ситуационная игра по формированию навыков безопасного поведения «Как поступить?», деловая игра «Измени свою жизнь», тренинг «Сумей сказать «нет».
В процессе нравственно-правового воспитания обучающихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы) и многое другое.
идентификатор плательщика 22011124638