Технологическая карта урока географии в 5 классе «Работа с коллекцией горных пород»
Технологическая карта урока
Предмет: География Раздел: Литосфера
Учитель: Молявко Н.С.
Тема: Работа с коллекцией горных пород (урок-практикум)
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием деятельностного метода обучения
Вид урока: Урок-практикум
Цель урока: создать условия для формирования представления о горных породах и полезных ископаемых, их значимости.
Образовательные задачи:
дать представление о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании людьми;
научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;
Развивающие задачи:
продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Воспитательные задачи:
способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.
развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Дидактический материал: раздаточный материал – горных пород и готовых изделий, инструктивные карты
Наглядные пособия: коллекции горных пород и минералов.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:
Урок: Работа с коллекцией горных пород. (1 час)
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
Цели |
Оборудование |
1 Организационный момент |
||||||
2 Актуализация знаний. |
– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? – Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.) |
Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы Камни. |
Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока. |
Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью |
Слайд№1, 2 Слайд №3 Слайд №4 |
|
3 Создание проблемной ситуации, постановка проблемы. Целеполагание. Планирование. |
Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания. – Перед вами на столе образцы горных пород. – Почему горные породы так важны для человечества? А как будут называть горные породы используемые человеку, полезные ему? Как мы понимаем значение слова «ПОЛЕЗНЫЕ»? А слова «ИСКОПАЕМЫЕ»? Что же такое полезные ископаемые? А от чего будет зависеть тот факт, что разные горные породы используют по-разному? А какие свойства горных пород мы с вами знаем? А как будет называться профессия человека изучающего горные породы и их свойства? Давайте отгадаем ребус |
Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация). Из них берут полезные вещества. Полезные ископаемые Необходимые, нужные Извлекать, добывать Ответ на вопрос У них разные свойства, происхождение. И разные виды Цвет, прозрачность, блеск, твердость Ге + `колос `+ г (геолог) |
Слайд № 5 Слайд №6 Слайд № 7 |
|||
3. Практическая деятельность детей (работа в группах) |
– Сегодня мы сами будем изучать горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы), которые будут выполнять свои собственные задания – исследовать свои виды полезных ископаемых 1 группа - первая партия (графит, гипс, гранит) 2 группа - вторая партия (мрамор, песчаник, магнитный железняк) 3 группа - третья партия (глина, магнетит, гипс) 4 группа – четвертая партия (гранит, белый мрамор, песчаник) |
Работают с разными источниками географической информации (коллекциями и учебником); выделяют главное, анализировать собранную информацию, оформляют результаты работы в таблице; |
Заполняют карту геолога |
продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации; умений выделять главное, анализировать собранную информацию, оформлять результаты работы в виде таблицы; |
Слайд №8-9 |
|
4. Результаты самостоятельной работы групп. |
Слушает ответы учащихся, оценивает. |
Выступают с отчётом о проделанной работе |
Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний. |
формирование умения кратко излагать свои мысли устно, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии |
||
5. Краеведческий элемент |
Какие же есть полезные ископаемые в Новосибирской области? Нефть, гранит, известняк, глина, каменный уголь, торф, газ. |
Слайд № 10-16 |
||||
6. Проверка приобретённых знаний |
Мы сегодня с вами познакомились с полезными ископаемыми. Почему же часть горных пород и минералов называют полезными? Кому они полезны? Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже Белый камешек растаял, На доске следы оставил Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу 2 Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел. |
песок мел гранит Нефть Уголь Глина Мрамор – по происхождению метаморфическая горная порода |
Слайд № 17-23 Слайд № 24 |
|||
7. Рефлексия |
Давайте ответим на вопросы: На уроке я узнал… Мне было трудно… Мне понравилось… У вас на партах карточки со смайликами Выберите то что соответствует вашему настроению |
Отвечают на вопросы по желанию… Обсуждения в группах, делают свои выводы |
Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства |
Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение |
Слайд № 25 Слайд № 26 Смайлики |
|
8 Домашнее задание |
Параграф 20 |
Слайд № 27 |
Карта геологической партии
Фамилия, имя членов геологической партии:
1._______________________ 6.______________________________
2._______________________ 7.______________________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
Практическая работа «Полезные ископаемые и их свойства»
План.
Рассмотрите полезное ископаемое.
Опишите их внешний вид.
Опишите их свойства.
Как используются полезные ископаемые.
Название полезного ископаемого |
Внешний вид (цвет), происхождение |
Свойства полезного ископаемого |
Где использует человек |
|||||
Блеск |
Ковкость |
Магнитность |
Плавление |
Твердость |
Прозрачность, непрозрачность. |
|||