12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия Сергеевна Молявко99
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Технологическая карта урока

Предмет: География Раздел: Литосфера

Учитель: Молявко Н.С.

Тема: Работа с коллекцией горных пород (урок-практикум)

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием деятельностного метода обучения

Вид урока: Урок-практикум

Цель урока: создать условия для формирования представления о горных породах и полезных ископаемых, их значимости.

Образовательные задачи:

дать представление о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании людьми;

научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;

Развивающие задачи:

продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Воспитательные задачи:

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;

развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Дидактический материал: раздаточный материал – горных пород и готовых изделий, инструктивные карты

Наглядные пособия: коллекции горных пород и минералов.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:

Урок: Работа с коллекцией горных пород. (1 час)

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Цели

Оборудование

1 Организационный момент

           

2 Актуализация знаний.

 

– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях?

– Как по-другому можно назвать

камни, из которых сложена литосфера

и в том числе горы? (Горные породы.)

Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы

Камни.

Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.

Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью

Слайд№1, 2

Слайд №3

Слайд №4

3 Создание проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Целеполагание.

Планирование.

 

Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

– Перед вами на столе образцы горных пород.

Почему горные породы так важны для человечества?

А как будут называть горные породы используемые человеку, полезные ему?

Как мы понимаем значение слова «ПОЛЕЗНЫЕ»?

А слова «ИСКОПАЕМЫЕ»?

Что же такое полезные ископаемые?

А от чего будет зависеть тот факт, что разные горные породы используют по-разному?

А какие свойства горных пород мы с вами знаем?

А как будет называться профессия человека изучающего горные породы и их свойства?

Давайте отгадаем ребус

Дети высказывают разные мнения

(возникает проблемная ситуация).

Из них берут полезные вещества.

Полезные ископаемые

Необходимые, нужные

Извлекать, добывать

Ответ на вопрос

У них разные свойства, происхождение.

И разные виды

Цвет, прозрачность, блеск, твердость

Ге + `колос `+ г (геолог)

   

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд № 7

3. Практическая деятельность детей (работа в группах)

 

– Сегодня мы сами будем изучать горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами.

Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы), которые будут выполнять свои собственные задания – исследовать свои виды полезных ископаемых

1 группа - первая партия (графит, гипс, гранит)

2 группа - вторая партия (мрамор, песчаник, магнитный железняк)

3 группа - третья партия (глина, магнетит, гипс)

4 группа – четвертая партия (гранит, белый мрамор, песчаник)

Работают с разными источниками географической информации (коллекциями и учебником);

выделяют главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы в таблице;

Заполняют карту геолога

продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации;

умений выделять главное,

анализировать собранную информацию,

оформлять результаты работы в виде таблицы;

Слайд №8-9

4. Результаты самостоятельной работы групп.

 

Слушает ответы учащихся, оценивает.

Выступают с отчётом о проделанной работе

Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.

формирование умения кратко излагать свои мысли устно,

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии

 

5. Краеведческий элемент

 

Какие же есть полезные ископаемые в Новосибирской области?

Нефть, гранит, известняк, глина, каменный уголь, торф, газ.

     

Слайд № 10-16

6. Проверка приобретённых знаний

 

Мы сегодня с вами познакомились с полезными ископаемыми. Почему же часть горных пород и минералов называют полезными? Кому они полезны?

Отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу

2 Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел.

песок

мел

гранит

Нефть

Уголь

Глина

Мрамор – по происхождению метаморфическая горная порода

   

Слайд № 17-23

Слайд № 24

7. Рефлексия

 

Давайте ответим на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

У вас на партах карточки со смайликами

Выберите то что соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы по желанию…

Обсуждения в группах, делают свои выводы

Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства

Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение

Слайд № 25

Слайд № 26

Смайлики

8 Домашнее задание

 

Параграф 20

     

Слайд № 27

 

Карта геологической партии

Фамилия, имя членов геологической партии:

1._______________________ 6.______________________________

2._______________________ 7.______________________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

Практическая работа «Полезные ископаемые и их свойства»

План.

Рассмотрите полезное ископаемое.

Опишите их внешний вид.

Опишите их свойства.

Как используются полезные ископаемые.

Название полезного ископаемого

Внешний вид (цвет), происхождение

Свойства полезного ископаемого

Где использует человек

Блеск

Ковкость

Магнитность

Плавление

Твердость

Прозрачность, непрозрачность.

                 
                 
                 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.