12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосова Елена Фоминична65
учитель музыки и педагог дополнительного образования, веду вокально-хоровой кружок "Фантазия"
Россия, Карачаево-Черкессия респ., село Коста Хетагурова

«Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения.Работа с одаренными детьми в школе»

                                                                                  Е. Ф. Федосова, учитель музыки

МКОУ «СОШ с. Коста Хетагурова»

   Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

   Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

   Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем пойдет речь. При характеристике познавательных возможностей используется терминология, которая включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, которые помогают ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. 
    Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все способности развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Кого считают одаренным? Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеурочной деятельности, в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами и общения с родителями.

Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с одаренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми я стараюсь применять в своей практической деятельности:

1. выявление одаренных детей;

2. развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках;

3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная деятельность);

4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

1. Условия и принципы успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Назовем составляющие части работы с одаренными детьми:

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Следовательно, методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проектный.

В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы:

1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей, обучение приемам самостоятельной работы.

3. Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять

4. Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

5. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

6. Участие в проектно-исследовательской работе. Закладывание основ исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

2. Выявление одаренных детей на уроках музыки

Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания.

Во время общения на уроках и внеурочной деятельности педагогу необходимо постоянно

стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всему классу. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания ), и театральные (изображая образы героев), и художественные (изображая на листе бумаги свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности.

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффектное использование на практике.

Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей:

 эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

 способность к переживанию в форме музыкальных образов;

 способность к творческому восприятию музыки;

 музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

 ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

 чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.) образует музыкальную одаренность.

Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

 метод наблюдения за музыкой;

 метод сопереживания;

 метод моделирования художественного творческого процесса;

 метод интонационно стилевого постижения музыки.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

3. Влияние внеурочной работы

Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу (ООП) начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС. Каждая школа индивидуально разрабатывает программу внеурочной деятельности, определяет ее цели, содержание, формы организации, ожидаемые результаты. Она формирует свой потенциал для организации внеурочной деятельности.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. Они предназначены в основном для учеников, у которых интересы выходят за пределы программы, но не исключают возможности посещения их всеми учащимися.

Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.

Перед каждым из педагогов внеурочной деятельности стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.

К внеурочной работе относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, с имею возможность максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей. В своем классе я веду факультативы "Развитие речи" (русский язык), "Умники и умницы" (математика).

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении предметной недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

4. Роль родителей и индивидуальная работа

Педагог не должен быть одинок в поддержании интересов ребенка, главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Среди некоторых коллег существует такое мнение, что участие в конкурсах- это заслуга родителей или учителя, но никак не детей. Да, я в какой-то мере согласна, но это только в самом начале, когда ребёнок только учится. Имея свой родительский опыт, могу с уверенностью сказать, если родитель по максимуму будет вникать в учебный процесс, помогать ребёнку справляться с трудностями, радоваться его успехам, труд будет вознаграждён. Без помощи взрослых ребёнку не обойтись, главное - помочь в начале пути!

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

круглые столы;

информационно-практические беседы;

информационные лектории с элементами практикума;

обучающие семинары;

творческие лаборатории родителей;

родительские педагогические тренинги;

родительско-ученические мероприятия;

обмен мнениями.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

В настоящее время система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Я использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.

Взаимоотношения с учениками в процессе обучения строю на основе доверия. Так как знаю, чем больше доверия питаешь к способностям ученика, тем больше сумеешь от него получить.

Индивидуальная работа с ребенком представлена совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленных на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям. Участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.

5. Значение дополнительного образования

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Занятие в учреждениях дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу детей, по чередованию форм работы, насыщению разными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Таким образом, занятия в учреждениях дополнительного образования детей направлены на развитие творческого потенциала обучающихся.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Поэтому в практической творческой деятельности одаренным детям нужно давать усложненные задания и увеличивать объем работы. Как правило, работы именно таких детей, жюри отмечает на различных конкурсах, подчеркивая индивидуальность работы.  Педагог в своей деятельности должен учитывать возможности каждого обучающегося и находить к каждому ребенку индивидуальный подход, использовать личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, авторские программы нового поколения, ориентированные на реальное развитие творческих способностей.

Развивать ребенка возможно только через деятельность. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности.  На занятиях в системе дополнительного образования обучающиеся получают хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем в процессе обучения в школе.  

  Каким же должен быть учитель, чтобы действительно содействовать реализации способностей и становлению личности одарённого ребёнка?

Личностные качества.

Безусловно, ведущими являются личностные качества, а среди них такая глобальная характеристика личности как система взглядов и убеждений учителя. Наибольшее значение имеют представление о самом себе, о других людях, о целях и задачах своей деятельности. Вот какие личностные характеристики входят в описание учителей, которые успешно сотрудничают с одарёнными детьми:

- понимает, принимает, уважает, доверяет и нравится сам себе;

- чувствителен к другим, меньше озабочен собой, своими проблемами; поддерживает, уважает других;

- умственное развитие выше среднего; в интеллектуальном стиле отмечается стремление к концептуализации, генерализации, креативности;

- инициативен, обладает организаторскими способностями, легко завязывает отношения;

- имеет развитое воображение, гибкость, открытость новым идеям ;

- обладает интересом к интеллектуальной деятельности, к литературе, культуре, искусству;

- отличается потребностью учиться, увеличивать запас знаний; высоки потребности в достижении;

- интуитивен, хорошо развито восприятие, стремится к совершенствованию;

- обладает чувством ответственности за собственное поведение и его последствия;

Профессионально-личностные умения.

К приоритетным умениям учителя для одарённых детей относятся следующие:

- склонен скорее вести, направлять, чем управлять или оказывать давление;

- демократичен, а не авторитарен;

- внимателен как к процессу обучения, так и к его результату;

- склонен к новаторству, экспериментам, но не к подражанию образцам;

- стремится решить стоящие перед ним педагогические задачи, а не делать необоснованные выводы;

- стремится вовлекать других в поиск, а не давать готового решения.

Легко заметить, что большая часть приведённых умений определяет именно содействие одарённым детям.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

6. Положительные и отрицательные последствия явления "одаренность"

Одаренность – явление сложное, она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одаренности относятся хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если тот интеллектуально слабее.
 2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия способности идти на компромисс.
  7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.


  Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса.

Именно поэтому учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать следующими качествами:

Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

Быть доброжелательным и чутким;

Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

Обладать чувством юмора;

Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;

Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

Стимулировать когнитивные способности учащихся.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать следующие рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми:

Изучайте индивидуальные особенности поведения одарённого ребёнка.

Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

Подумайте о методике обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

7. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание, 1991.

8. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” / Н. С. Лейтес. - Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.

9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж / Н. С. Лейтес. – Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.

10. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность школьников» / Н. С. Лейтес – М.: Академия, 2000.

11. “Одаренные дети”. / Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.

12. Овчинникова П. М. Работа с одаренными учащимися // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1055-1057.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.