Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе - важная и необходимая часть деятельности педагога

3
0
Материал опубликован 2 April 2021


«Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе - важная и необходимая часть деятельности педагога»

из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Кулундинской СОШ № 1

Евтушенко Татьяны Ивановны


«Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду».

В. А. Сухомлинский

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Современность требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Поэтому во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

    Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.

    В моих классах одновременно учатся дети с разным уровнем интеллектуального развития и разным уровнем готовности к обучению. Есть, конечно, и одарённые дети. Поэтому передо мной появилась проблема создания таких условий, которые будут обеспечивать выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей. Я должна дать каждому ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. С учётом современных требований к обучению, и исходя из собственных возможностей, я работаю над своей системой с одарёнными детьми.

    Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
    Задачи:

Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования.

    Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, имеют высокий уровень интеллекта, у них развитая речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

    Можно выделить несколько типов детской одарённости:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов – само собой разумеется. При этом многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге.

Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты». Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению.

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент. 

Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств, для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Не сложно пронаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и др.). 

  Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и спортивную одарённость.

  Одарённые дети учатся в классе со всеми остальными детьми, поэтому я строю свой учебно-воспитательный процесс так, чтобы любые индивидуальные особенности детей поддерживались, развивались и реализовывались.

   У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенных задач. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проектный.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

- предметные олимпиады;

- интеллектуальные марафоны;

- различные конкурсы и викторины;

- словесные игры и забавы;

- проекты по различной тематике;

- ролевые игры;

- индивидуальные творческие задания.

Участие одарённых детей в данных видах деятельности даёт возможность реализовать свои таланты.

Применяю самые современные технологии, направленные на решение данных задач:

- Развивающее обучение.

- Проблемное обучение.

- Разноуровневое обучение.

- Использование исследовательского метода в обучении.

- Проектные методы в обучении.

- Игровые методы.

- Обучение в сотрудничестве.

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

    Различные увлечения одарённых детей я использую в учёбе. Таким образом, я нахожу подход к ребёнку и правильно мотивирую его на учёбу. Позволяю выбирать дополнительные задания. Это могут быть сообщения, презентации по изученным темам. Подбираю сложные задания, требующие нестандартного решения. Пишем вместе очерки, эссе по пройденному на уроках литературного чтения произведению. Даю обязательно материал для самостоятельного изучения. Одарённые дети интуитивно выбирают самый эффективный формат. Одарённые дети любопытны. Они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить простым словом, поэтому лучших помощников на уроке не найти. И самое главное я хвалю и отмечаю особые стороны и результаты данной категории детей.

    Работа с одарёнными детьми должна  состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

- внеклассная работа по учебным предметам;

- выставки творческих работ учащихся;

- участие в олимпиадах, разного уровня, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД);

- активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах;

- активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Работа с одарёнными детьми это огромный труд, который, конечно, приносит хорошие результаты:

- Высокий показатель качества знаний учащихся по предметам.

- Развитие коммуникативных способностей учащихся.

- Высокий результат выполнения Всероссийских проверочных работ в 4 классе.

- Умение работать в парах и группах.

- Умение решать нестандартные задания, задания повышенной трудности.

- Учащиеся являются победителями и призерами муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников для начальных классов.

- Лауреатами Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсов.

- Победителями и призерами творческих проектов, акций, конкурсов.

- Победителям и призерами проектных и исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.

- 100 % занятость учащихся в кружках и секциях.

  Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают и трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. Моя практика показывает, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.

  Так же одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

  Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому важно не пройти мимо одарённого ребёнка.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.