Работа со слабоуспевающими учениками в рамках урочной и внеурочной деятельности

1
2
Материал опубликован 30 April

Министерство образования и науки Российской Федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №10 им. А. В. Чернова ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОМ СОВЕЩАНИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТУЛЫ: РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Выполнена: учителем русского языка и литературы МБОУ ЦО №10 им. А.В Чернова Соколовой Татьяной Валериевной Тула, 2018г

«Главное – не допустить переживания детьми своей неполноценности, воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства» Василий Александрович Сухомлинский Эти слова определяют основную задачу педагога, работающего со слабоуспевающими учениками. Дети попадают в группу трудных в обучении по ряду причин, среди которых слабое развитие интеллектуальных способностей и воли, сниженная работоспособность, слабое развитие эмоциональной сферы, отсутствие должных познавательных интересов, дефицит внимания, психологическая и физическая незрелость, недостаток воспитанности личности, особенности здоровья (дети с ОВЗ). Эти школьники не имеют противопоказаний к обучению в общеобразовательной школе, однако испытывают длительные и стойкие трудности в учении и адаптации в социальной роли ученика. При отсутствии активной помощи со стороны взрослых они в большинстве случаев становятся не только неуспевающими, но и трудными.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным дома; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал. При опросе создавать ситуации успеха. Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Методика обучения слабоуспевающих детей должна быть специальной, «своей»; она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития этой части школьников. Знания растут из практики и опираются на нее. Поэтому сначала отрабатываются базовые умения из базового уровня учебных программ, а потом на подготовленную почву накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учеником. Соединяя занятия языком с активной речевой деятельностью (чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удается более успешно достигать положительных результатов в обучении.   Широкие возможности практической деятельности слабоуспевающих учащихся заключены во внеклассных формах работы. Эти формы позволяют уделять большее внимание индивидуальным особенностям ребенка и конкретизировать обучающе - воспитательные задачи, тем самым способствуя как развитию личности в целом, так и освоению учебного материала. В нашем образовательном центре внеклассной работе уделяется большое внимание.

Внеурочная деятельность: проект «Наша школьная страна» Цель проекта «Наша школьная страна»: создать живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты. Достижение этой цели способствует, с нашей точки зрения, овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи, в том числе, и у слабоуспевающих учащихся. Для того, чтобы узнать, каким образом осуществляется деятельность периодического издания и познакомиться с профессией журналистов, в школе организован кружок «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ», куда были приглашены дети с разным уровнем успеваемости. Цель кружка: Формирование и развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие и самовыражение личности на основе познавательной деятельности, посредством издания школьной газеты «НАША ШКОЛЬНАЯ СТРАНА».

Задачи кружка: Создать творческую группу редакции. Воспитывать эстетический вкус и интерес к событиям школьной жизни. Повысить информационную культуру участников проекта. Способствовать становлению личности ученика – активной, думающей, толерантной путем издания школьной газеты. Сформировать духовно-нравственные качества взаимопомощи, поддержки, коллективизма. Выпускать газету с периодичность один раз в 2 месяца. Создать условия для профессионального самоопределения школьников Методологические принципы для реализации проекта: Личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить; Коммуникативная направленность дает учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты; Деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, в группах; Взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет; Поэтапность обучения от простого к более сложному, способствует овладению устной и письменной речью при создании образовательного продукта.

Для реализации проекта необходимо: создание творческой группы из числа обучающихся, изъявивших желание участвовать в создании школьной газеты, в том числе; сбор и накопление информации, ее обработку, набор текстов заметок и статей; определение основных информационных рубрик газеты, подготовку номеров инициативной группы под руководством редактора газеты и руководителя проекта; создание банка фотоматериалов; макетирование газеты, вычитывание, внесение корректорской и редакторской правки газетных материалов; распространение газеты среди обучающихся, работников школы, родителей и населения.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 1 этап - Создание команды единомышленников. Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят учащиеся 5-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является администрация школы. Распределение редакционных обязанностей: 1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты). 2. Главный редактор. 3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях). 4. Журналисты (корреспонденты, ребята, желающие писать статьи и брать устные интервью (в устном жанре, как показывает практика, хорошо справляются и слабоуспевающие ученики). 5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом – здесь тоже простор для проявления слабоуспевающих вместе с сильными учениками). 6. Корректоры (учителя русского языка). 7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).

КОРРЕСПОНДЕНТЫ

ЖУРНАЛИСТЫ

ФОТОГРАФЫ

2 этап - Разработка плана работы редколлегии 1. Организационно-подготовительный Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ; Формирование групп учащихся, выбор заместителей главного редактора. Составление плана работы (составление тематики газет на год). 2. Обучающий Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты. Организовать обучающие занятия: а) информационные технологии, работа с компьютерными программами: б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером; в) русский язык и литература, культура речи; г) основы журналистики. Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты. 3. Исследовательский Работа по группам. Распределение журналистских заданий.

3 этап - Издание выпуска школьной газеты Примерный перечень тем выпусков газет: 1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла). Репортаж с Городских Рождественских чтений, с концерта начальных классов «Сердечко для мамочки», фоторепортаж с «Битвы хоров», литературно-музыкальной композиции «Безопасный путь», турнира по мини-футболу и другие.

2. Подготовка к празднику. Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране. Поздравление директора, новогоднее интервью с учителями, Ученикам нашей школы было предложено поразмышлять о профессии учителя, вспомнить своих учителей, выразить им свою любовь и уважение, поздравить с наступающим праздником; статья о несении учениками Поста№1 у Вечного огня 3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.). Репортаж как прошел 1 декабря в школе Международным днем борьбы со СПИДом, месячник ПДД, фоторепортажи с единых классных часов, например, посвященного Дню солидарности по борьбе с терроризмом, Статья о форуме "Молодёжь – будущее России!" с М. Пореченковым, Д. Дибровым 4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки). История праздников Дня учителя и Нового года, Из сокровищницы мудрости (афоризмы, пословицы, цитаты), советы психолога «Как планировать свою деятельность», интервью с учителями

4 этап - Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты — это ее витрина. Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Итак, работа со слабоуспевающими учащимися в процессе создания, выпуска и реализации газеты учитывает их индивидуальные особенности, способствует обучению свободно и творчески мыслить и общаться; мотивирует интерес к написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, обеспечивает поэтапность обучения от простого к сложному.

«НАША ШКОЛЬНАЯ СТРАНА» 1 ВЫПУСК

«НАША ШКОЛЬНАЯ СТРАНА» 1 ВЫПУСК

О, Театр, ты – мир!

Театр существует в школе 23 года. За это время поставлено более 40 спектаклей и творческих работ по произведениям русской и зарубежной классики с авторской художественной, музыкальной, режиссерской концепцией каждого спектакля и его видеоверсии. В школьном театре занимаются учащиеся 5-х – 9-х классов (основной состав), по желанию могут принимать участие в занятиях и выступлениях учащиеся 3-х – 11-х классов (дополнительный состав).

На занятиях предполагается глубокое изучение сценарного материала, композиции, жанровых особенностей, анализ образов, сюжетных линий, осмысление не только своей роли, но и других персонажей, а на репетициях - труд по развитию устной речи, произношению, логическому и эмоциональному интонированию, идущим от внутреннего самочувствия, развитие эмпатии и рефлексии учащихся при работе над ролью

Образовательная программа школьного Литературного театра является программой художественной направленности и имеет своей целью воспитание и образование детей средствами театрального искусства. Среди задач: развитие заложенных в учащихся эстетических способностей (сценических, литературных, музыкальных, художественных, танцевальных и других); развитие устной речи, произношения, логического и эмоционального интонирования речи, обогащение лексического словаря, расширения кругозора, знакомство с литературой вне школьной программы; формирование и духовное обогащение личности учащихся, развитие нравственных, гражданственных, патриотических качеств; осуществление межпредметных связей с курсами литературы, музыки, изобразительного искусства, ОПК и МХК, танцевального кружка; использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики через работу с различными социальными категориями учащихся (неуспевающими и «трудными» детьми, находящимися под опекой, детьми с ОВЗ); воспитание театральной и зрительской культуры, культуры межличностного общения широкой ученической аудитории и другие.

Психолого-педагогические задачи в деятельности Школьного театра создание сплоченного коллектива учащихся формирование доверительного общения внимание к внутреннему миру ребенка, его индивидуальным особенностям возможность коррекции негативных личностных качеств создание ситуации личностного успеха во внеклассной деятельности изменение самооценки учащегося переосмысление отношения учителей-и родителей к личности неуспевающего или имеющего психофизические проблемы учащегося более полное раскрытие и проявление интеллектуальных и эмоциональных сфер личности учащегося в учебной деятельности

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Я не совсем поняла: школьную газету делают слабоуспевающие ученики?

30 April