Статья на тему «Радость учения»

2
0
Материал опубликован 15 May 2016 в группе

Радость учения – это состояние, которое образуется у ребенка вследствие того, что он успешен в процессе обучения.   Данное состояние формируется по большей части учителем, который может грамотно простимулировать  ученика поощрением за любой малейший успех. Похвала не должна расслаблять ученика, а наоборот, должна сформировать у него повышенную требовательность к себе, т.к. учитель не хвалит просто так, а ученик эту похвалу заслуживает своими, пусть даже скромными, успехами. Отсюда мы можем увидеть состояние ученика: он доволен, когда его хвалят, позитивное внимание учителя его воодушевляет, соответственно, процесс обучения приносит ему радость и стимулирует интерес к дальнейшей деятельности. 

Факторы, определяющие радостное настроение в процессе учения, таковы:

1. Обучение должно быть посильным и постепенным.  Школьная программа едина для всех. Но дети имеют неодинаковый уровень способности усвоения знаний разных  предметов.  Посредством индивидуального подхода к каждому ученику необходимо выявить отстающих и уделить им повышенное внимание. Это необходимо сделать для того, чтобы ученики не отстали навсегда. При этом сильные дети получают заслуженное поощрение и тоже не обделены вниманием педагога. 

2. Принцип последовательности: следующее вытекает из предыдущего. Программа обучения должна быть составлена таким образом, чтобы переход от раздела к разделу, от темы к теме  был последовательным. Невозможно начать изучение сложных синтаксических конструкций, не познав азов синтаксиса. Нельзя проанализировать стихотворение,  не зная историко-литературного контекста, особенностей биографии поэта, его стиля. Идем от простого к сложному. В этом и заключается принцип последовательности.   Ребенку гораздо легче быть успешным, если у него сформирована база для каждого следующего знания.

3. Обучение должно быть интересным. Л. Н. Толстой, с мнением которого я соглашаюсь и принципы которого использую в своей работе, предполагал, что процесс обучения будет представлять собой некую единую историю, которая ребенку будет интересна и он будет хотеть узнать ее продолжение. Но живя в 21 веке, я четко сознаю, что современная программа далека от представлений Толстого. Тем не менее, интерес - это необходимое условие для восприятия знаний ребенком. Так как в наших реалиях невозможно программу предмета объединить в единую интересную историю, я нашла своеобразный выход: применение игровых форм обучения независимо от возрастной категории учеников. Например, вместо обычной привычной контрольной работы по литературе проводим турнир знатоков литературы. Групповая форма работы, элемент соревновательности, возможность получить поддержку от товарищей по команде - все это вызывает неподдельный интерес, исключает страх получения плохой отметки, что положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка; и даже если ученик в группе слабее остальных, успех команды он примеряет на себя. 

Все перечисленные принципы при правильном применении способствуют формированию радостного отношения учеников  к процессу учения. 

Безусловно, умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения - важнейшие элементы профессионального мастерства педагога. 

Для доказательства этой мысли возьмем три уровня ответственности педагога за процесс обучения.

1. Безответственность - "я ни за что не отвечаю", следую регламенту, выдала программу, результат целиком и полностью на совести учеников. "Я сделала все, что могла". Ни учитель, ни ученик не проявляют особого интереса к процессу и результату обучения. Формально урок проведен, но результативность нулевая. 

2. Обоюдная ответственность - "я хочу и могу дать знания, но ученик должен быть готов их принять". Педагог заинтересован, делает все возможное, чтобы ребенок усвоил материал, но ученику не интересно. Учитель делает все зависящее от него, но если ученик не отвечает взаимностью, то ответственность за качество знаний возлагается на него. 

3. Полная ответственность - "я даю знания и если ребенок по каким-либо причинам их не усвоил, - это моя ответственность". Учитель не снимает с себя ответственности даже в том случае, если ребенку не интересно. Учитель понимает, что без заинтересованности материал не будет усвоен: сначала привлекаем внимание ученика, вызываем интерес, а уже потом продолжаем  интересно объяснять материал. 

Из этого следует, что если у учителя нет способности вызывать интерес учеников к себе и предмету, то он может обучить лишь малую часть класса: детей, которые и без него замотивированы на обучение. Большая часть учеников не воспримет знания от такого учителя. 

В результате рассуждений приходим к выводу: умение вызывать интерес учеников является ключевым, обязательным навыком любого педагога. Без этого навыка учителя процесс обучения малоэффективен, доступен лишь  малой части обучающихся. 

Сильным ученикам, тем, у кого изначально высок интерес к обучению,  предлагается участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, кружковой работе. Суть работы в том, что вызывать интерес нет надобности, его нужно только подогревать и развивать.   

Ко всем остальным применяется индивидуальный подход. Он заключается в выявлении других способностей ученика и попытке привязать эти способности к моему предмету. Например, есть ученики со средними знаниями по предмету, но при этом одарены творческими способностями. Их привлекаю к участию в творческих  конкурсах, например,  актерского чтения. 

Если ученик откровенно слаб, не успешен, и я наблюдаю полное отсутствие интереса к учебе в целом и моему предмету в частности, то  направлением работы является углубленное изучение жизни ребенка, т.к. отсутствие интереса - это, как правило, следствие проблем в семье. Такому ученику оказывается поддержка, проявляется снисходительность, создается максимально благополучная ситуация для достижения успеха. 

Комментарии
Комментариев пока нет.