Технологическая карта интегрированного урока физики и математики в 7 классе на тему «Расчёт средней скорости с помощью правила рычага»
МАОУ «ЦО им. И.А.Милютина»
СП «Гимназия №8»
Методическая разоработка занятия
Тема: «Расчет средней скорости с помощью правила рычага»
Авторы:
Луканичева Виктория Николаевна, учитель физики
Шишкина Виктория Ивановна, учитель математики,
МАОУ «ЦО им. И.А.Милютина»
СП «Гимназия №8»
2024
Технологическая карта занятия
Предмет : физика, математика
Класс: 7 (углубленное изучение физики и математики)
Базовый учебник:
- Математика. Алгебра: 7 класс:/ учебник / Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков; под редакцией С.А. Теляковского — М.: Просвещение, 2023— 376
- Физика 7 класс. Базовый уровень. Учебник (к новому ФП, 2023-2024 гг.). УМК "Физика. Перышкин И. М. - Иванов А. И.". ФГОС. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.
3-е издание, переработанное.
Тема занятия: «Расчет средней скорости с помощью правила рычага»
Тип: изучение нового материала
Цель: формирование умения решения задач на расчет средней скорости с помощью правила рычага и его применение для решения задач из реальной жизни.
Задачи:
Актуализировать знания по теме занятия.
Подвести учащихся к формулировке проблемы (учебной задачи) с помощью проблемной ситуации.
Организовать работу учащихся, направленную на осознание учащимися основных понятий урока.
Организовать самостоятельную работу в парах, позволяющую найти алгоритм решения задач на расчет средней скорости с помощью правила рычага.
Организовать первичное закрепление пройденного материала.
Организовать обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Структура и ход занятия
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 этап занятия, направленный на создание эмоционального настроя, мотивирующего дальнейшую деятельность учащихся |
||||
1 |
Организационный момент |
Читает эпиграф к занятию: “Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю” Архимед На слайде фраза не полная. Предлагает ребятам фразу продолжить (Слайд 1) Предлагает учащимся порассуждать о смысле этой фразы. |
Слушают учителя, рассуждают |
К: понимать позицию другого |
2 |
Актуализация знаний |
1)Для активизации познавательной деятельности показывает фрагмент мультфильма “Пес в сапогах” СССР 1981 г с 3 по 3.5 минуты "Пёс в сапогах", мультфильм, СССР, 1981 - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) и задает вопрос: “Киноверсия какого произведения представлена в этом мультфильме?” (Слайд 2)
2) Учитель читает задание: “Хрупкая леди Винтер (она же Миледи, она же графиня де ла Фер) пригласила Портоса в Лувр покачаться на качелях. Если катание не состоиться, граф Рошфор по доносу Миледи упрячет Портоса в Бастилию. Вы можете спасти Портоса, если передадите ему чертеж, указывающий правильное положение пары на качелях. Можете ли вы, поместив Миледи на край доски, найти правильное положение для Портоса? Если Миледи взбредет в голову передвинуться, куда следует передвинуться Портосу, чтобы равновесие не нарушилось? А что если к ним присоединяться Атос, Арамис и Дартаньян? (Слайд 3) |
1) Узнают и называют произведение Александра Дюма “Три мушкетера”
2) Анализируют ситуацию, узнают в качелях рычаг, вспоминают правило равновесия рычага и объясняют, как применить его в разных ситуациях. |
П: анализировать и сравнивать предложенные объекты; выявлять отличительные особенности предложенных объектов. К.: понимать позицию другого, излагать свое мнение |
|
Мотивация к учебной деятельности Выявление места и причины затруднения |
Организует проблемную ситуацию. 1 задание (устно). Определить по рисунку находится ли рычаг в равновесии? Задание выполнено на ресурсе https://learningapps.org/watch?v=pn9006es324 Перед выполнением второго задания учащиеся разбиваются по группам. Нужно сформировать 5 групп. Количество детей в группе зависит от количества учащихся в классе. (Слайд 4) Учитель выдает рабочие листы учащимся. 2 задание (работа в группах)(Слайд 5). На рисунке изображены крючки, на которых имеются крючки, прикрепленные через одинаковые расстояния. Крючки пронумерованы, причем ноль приходится на середину рычага. Имеется еще один такой же неподвешенный груз. К крючку с каким номером его нужно подвесить, чтобы уравновесить систему? (рабочий лист приложение 1). Над каждым номером находится буква. Правильный номер сопоставь соответствующей букве и расшифруй название физического термина. 3. Каждая группа должна получить три буквы. 4. Буквы вывешиваются на доске и учащиеся пробую составить словосочетание “средняя скорость”. (Слайд 6) Учитель задает вопрос как средняя скорость может быть связана с рычагом? Возникает проблемная ситуация |
Решают в группах устные и письменные задания, с использованием правила рычага, находят координату уравновешивающего груза, в которой находится буква шифровки. После расшифровки получают словосочетание “средняя скорость”. Не могут ответить на вопрос учителя “как средняя скорость связана с рычагом”? Возникает затруднение. |
П: умение видеть проблему и формулировать ее. |
4 |
Целеполагание и построение проекта выхода из ситуации |
Предлагает сформулировать цель и тему урока. Предлагает записать название темы в тетрадь. |
Формулируют цель и тему урока. Тема урока: “Средняя скорость”. |
Р: определять цель К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение. |
2 этап. Эксперимент |
||||
5 |
Реализация построенного проекта |
Организация работы для выхода из сложившегося затруднения. Учитель предлагает вспомнить понятие средней скорости и формулу для ее расчета. В качестве подсказки на экран выводится слайд (Слайд 7,8) Преобразовать формулу средней скорости по аналогии с правилом равновесия рычага. Учитель предлагает решить задание 3. В рабочем листе есть справочный материал со схемой и правилом равновесия рычага (Слайд 9) . Учитель предлагает решить задачу на нахождение средней скорости методом рычага (Слайд 10). Задачу решаем по аналогии. В схеме есть пропущенные места, учащиеся должен правильно расставить недостающие данные из условия задачи. .После решения задачи учитель предлагает составить алгоритм решения задач на нахождения средней скорости методом рычага.
|
Учащиеся вспоминают понятие средней скорости. и формулу для ее расчета. Учащиеся преобразовывают формулу средней скорости по аналогии с правилом равновесия рычага. Учащиеся работают с рабочим листом. Учащиеся составляют алгоритм задач на нахождения средней скорости методом рычага. Возможный алгоритм: Проанализировать условие задачи и определить неизвестные величины Выполнить чертеж Составить уравнение Найти неизвестную величину, решив уравнение Проверить ответ на истинность
|
Р: планировать деятельность; выдвигать версии. К: излагать свое мнение, корректировать свое мнение; понимать позицию товарища; организация работы в группе. П: : анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии; строит логические рассуждения. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять; защищать результаты.
|
3 этап урок. Первичное закрепление |
||||
6 |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Предлагает задания для первичного закрепления (Слайд 11) |
Учащиеся применяют полученные знания на практике, отрабатывают умения |
|
7 |
Применение знаний и умений при решении практико-ориентированных задач |
Учитель предлагает учащимся решить задачу из реальной жизни (Слайд 12) Задача. Каждый день учителю, живущему в селе Починок необходимо ездить на работу за 40 км в город Нск. Рабочий день начинается в 8.30. Учитель ездит на работу на личном автомобиле, весь путь делится на 3 этапа. Первый участок он едет со скоростью 60 км\ч в течение 15 минут. На втором участке попадает в «пробку» длиной 3 км и движется со средней скоростью 15 км\ч. Оставшийся участок учитель едет со скоростью 70 км\ч. В какое время необходимо выехать учителю, чтобы приехать на работу за 20 минут до начала рабочего дня. Задает домашнее задание: «Придумать задачи на расчет средней скорости» |
Учащиеся применяют правило рычага для решения задачи из реальной жизни |
|
4 этап урок. Рефлексия |
||||
8 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог урока)
|
Предлагает ученикам соотнести результаты урока с целью; обсудить личные результаты учебной деятельности. (Слайд 13) Вопросы для рефлексии: - На уроке я узнал (а)… - На уроке я научился (научилась)… - Было интересно… - Было трудно… - Больше всего мне понравилось… - Для меня было важным… - Для меня было открытием…
|
Делают вывод о цели и результатах урока
|
П: анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогию Р: оценивать степень и способы достижения цели К: корректировать свое мнение, использовать речевые средства Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила |
Приложение 1
Рабочий лист
Задание 2. На рисунке изображены крючки, на которых имеются грузы, прикрепленные через одинаковые расстояния. Крючки пронумерованы, причем ноль приходится на середину рычага. Имеется еще один такой же неподвешенный груз. К крючку с каким номером его нужно подвесить, чтобы уравновесить систему? Каждому номеру соответствует буква, выпишите найденные буквы в поле ниже
Задания для 1 группы
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания для 2 группы
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания для 3 группы
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания для 4 группы
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания для 5 группы
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема урока:_______________________________________________________________________________________
Цель урока:_______________________________________________________________________________________
Задание 3. Вставьте пропущенные величины в пустые окошки и решите задачу
|
На горизонтальном участке пути автомобиль ехал со скоростью 72 км\ч в течение 10 минут, а затем проехал подъем со скоростью 36 км\ч за 20 минут. Чему равна средняя скорость на всем пути?
|
||
|
Дано: |
СИ |
Решение: |
Задачи
Мальчик ехал на велосипеде первые 30 с со скоростью 4 м\с, а потом 20 с - со скоростью 5 м\с. Определите среднюю скорость мальчика.
Дано: |
СИ |
Решение: |
Первый пролет лестницы длиной 10 м мальчик пробежал за 2 с, второй пролет такой же длины - со скоростью 2 м\с. Найдите среднюю скорость мальчика.
Дано: |
СИ |
Решение: |
Велосипедист первую половину времени ехал со скоростью 20 км\ч, а вторую половину - со скоростью 60 км\ч. Определите среднюю скорость велосипедиста.*
Дано: |
СИ |
Решение: |
Задача из реальной жизни
Каждый день учителю, живущему в селе Починок необходимо ездить на работу за 40 км в город Нск. Рабочий день начинается в 8.30. Учитель ездит на работу на личном автомобиле, весь путь делится на 3 этапа. Первый участок он едет со скоростью 60 км\ч в течение 15 минут. На втором участке попадает в «пробку» длиной 3 км и движется со средней скоростью 15 км\ч. Оставшийся участок учитель едет со скоростью 70 км\ч. В какое время необходимо выехать учителю, чтобы приехать на работу за 20 минут до начала рабочего дня
Дано: |
СИ |
Решение: |
Спицына Любовь Ивановна