Урок «Распознание денежных купюр с использованием сохранных анализаторов»
План урока по Пространственной ориентировке в 8 «а» классе на тему
«Распознание денежных купюр с использованием сохранных анализаторов»
Наименование ОУ: АООП ГКОУ «Школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
Цель урока: расширение пространственных представлений о деньгах на суженной сенсорной основе обучающихся.
Задачи урока:
- формирование навыков, позволяющих свободно пользоваться деньгами;
- развитие пространственных понятий об окружающей среде;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи
- развитие фонематического слуха, умения дифференцировать звуки;
- формирование навыка устанавливать существенные связи между предметами;
- формирование навыка различения;
- развитие связи восприятия с прошлым опытом;
- пополнение опыта чувственной ориентации;
- учить преодолевать недостатки функций зрения
- формирование смысловой памяти
- формирование умения словесно обозначать пространственные положения на микроплоскости;
- совершенствование мыслительной активности, внимания.
- развитие восприятия формы, величины, цвета.
Планируемые результаты:
Предметные: умение использовать полученную информацию с помощью сохранных органов чувств; умение переносить сформированные умения и навыки ориентирования и мобильности на незнакомую местность.
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Личностные: формирование разумной смелости, самостоятельности, уверенности в том, что они смогут ориентироваться без постоянной посторонней помощи.
Ход урока
1.Вводная часть
Здравствуйте ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Как ваше настроение? С помощью рукопожатия поделитесь, пожалуйста, друг с другом своим хорошим настроением.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
А начать наш урок я хочу с сообщения:
Недавно Федеральный апелляционный суд Вашингтона вынес решение по иску американского общества слепых. Суд пришел к выводу, что доллары ущемляют права незрячих американцев. Судьи постановили, что специалисты должны изменить дизайн долларовых банкнот. Мировая валюта до сих пор не снабжена отличительными знаками, а купюры имеют одинаковую форму. Сейчас финансисты обдумывают свои дальнейшие действия — подавать апелляцию или сесть за стол переговоров с незрячими.
1.2 Мотивация деятельности обучающихся
Как вы считаете испытывают ли слабовидящие люди в России сложности в определении номинала банкнот?
1.3 Целеполагание
Сегодня мы будем распознавать достоинство бумажных купюр и монет нашей страны с помощью пальцев рук и остаточного зрения, а также с помощью мобильных технических устройств.
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Давайте вспомним купюры нашей страны.
Правильно - 10 руб. (хотя их уже практически нет в обращении), 50 руб, 100 руб, 500 руб, 1000 руб, 5000 руб. И новые 200 руб. и 2000 рублей.
На подносе на середину стола выкладываются различного достоинства купюры.
На прошлых занятиях по ориентировки в пространстве вы уже учились распознавать бумажные купюры.
Давайте расскажем нашим гостям, как отличить купюры разного номинала без использования зрения.
- Размером и специальными метками.
Какие примеры меньше по размеру?
- Меньше по размеру 50 ,100 и 500 руб, самые большие это 1000 и 5000 рублей.
Но самое главное, что на российских купюрах есть специальные метки для незрячих людей.
Возьмите по одной купюре с подноса. Обследуйте ее по периметру. Сначала определите лицевую сторону. Как определить лицевую сторону купюры?
- На лицевой стороне банкноты по верхнему краю текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь.
Найдите верхний край банкноты. Нащупайте по верхнему краю текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ». Если эта надпись не прощупывается, значит это оборотная сторона, и следует перевернуть купюру и проделать то же самое. Чтобы определить на ощупь номинал купюры необходимо работать только с лицевой ее стороной.
Все нашли лицевую сторону купюры?
А теперь, не переворачивая банкноту, в левом нижнем углу, отступив на пару сантиметров, вправо вы обнаружите специальные метки. Найдите левый нижний угол и приложите к нему палец левой руки, справа приложите палец правой руки и нащупайте специальные метки - кружки и полосы, имеющие рельеф.
Их сочетания дает нам номинал денежного знака. Что именно они означают?
- Кружок обозначает единицу, два кружка – пять, полосы - нули.
Определите номинал выбранной вами купюры.
У всех получилось? Поменяйтесь банкнотами и проверьте друг друга.
Есть ли ошибки?
А теперь возьмите еще по одной купюре с подноса.
Сравните их. Подключаем зрение. Алена, Кирилл, отличаются ли купюры по цвету?
- Да, 50 – голубой, 100 – коричневый, 500 – фиолетовый, 1000 – сине-зеленый, 5000 – красно-оранжевый.
Сравните две банкноты по размеру. Отличаются ли они? О чем нам говорит их размер?
- Меньше по размеру 50 ,100 и 500 руб, самые большие это 1000 и 5000 рублей.
То есть, сравнив две купюры, уже по размеру мы можем определить ее наминал: больше или меньше 1000.
Далее обследуйте ее по периметру. Сначала определите лицевую сторону. Найдите верхний край банкноты. Нащупайте по верхнему краю текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ». Найдите левый нижний угол и приложите к нему палец левой руки, справа приложите палец правой руки и нащупайте специальные метки - кружки и полосы, имеющие рельеф.
Определите номинал выбранной вами купюры.
У всех получилось?
Кирилл, Алена, помогите своему соседу.
Поменяйтесь банкнотами и проверьте друг друга.
А теперь посчитайте, какая сумма денег у каждого из вас? На что бы вам хватило этой суммы?
Сложите купюры одна на другую в порядке увеличения. Запомните, какие купюры вы выбрали и отложите в сторону. Они пригодятся нам позже.
Ребята, скажите сложно определить номинал бумажных купюр?
- Да, сложно. Особенно без использования зрения. Потому что размером отличаются не все купюры и, к сожалению, метки доступны для осязания, только когда банкнота новая.
Вообще, деньги не терпят пренебрежительного к себе отношения, поэтому старайтесь их не мять и складывать в кошельке аккуратно в порядке увеличения.
2.3 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
А сейчас давайте познакомимся с новыми купюрами 200 и 2000 рублей. 200 и 2000 рублей – это совершенно новые деньги, которые быстро входят в нашу жизнь.
На стол выкладываются купюры достоинством 200 и 2000 рублей.
- Преобладающий цвет банкноты – зеленый.
- Преобладающий цвет банкноты – синий.
Потрогайте и пошуршите купюрой в руках. Сравните на ощупь ее с выбранными ранее банкнотами. Отличается ли она на ощупь?
- Да, она более плотная, более жесткая.
Сравните размер 200 руб. с вашими банкнотами.
- Размер, как у 500, 100 и 50 рублей.
Сравните размер 2000 руб. с вашими банкнотами.
- Размер, как у 1000 и 5000 рублей.
На купюры нанесен повышенный рельеф цифр 200, 2000 рублей, надписей «билет банка России», «двести рублей», «две тысячи рублей».
Определите лицевую сторону. Найдите верхний край банкноты. Нащупайте по верхнему краю текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» ближе к правому верхнему углу цифры 200, 2000.
На новых купюрах нет привычных нам меток для незрячих в виде кружков и полос, имеющих рельеф. Но, по короткому краю купюр справа и слева есть рельефные штрихи для людей с ослабленным зрением. На купюре 200 рублей – это две группы по три штриха. На 2000 - три группы по три штриха
Найдите правый край купюры. И сверху вниз обследуйте его. Вы смогли почувствовать рельефный штрихи? Сколько?
- Две группы по три штриха.
- Три группы по три штриха.
Вы познакомились с новыми купюрами достоинством 200 и 2000 рублей. Ребята, а как вам кажется, создадут ли новые банкноты дополнительные сложности для незрячих и слабовидящих людей или все-таки упростят нашу жизнь?
Ответы обучающихся.
Физминутка
Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо к правому плечу, повернуть голову налево, к левому плечу. Вытянуть руки вперед. Поднять руки вверх — вдох, руки опустить — выдох. Снова сесть ровно.
Самомассаж рук.
А теперь поговорим о монетах. Какие монеты нашей страны вы знаете?
- Самого меньшего номинала – 1 коп., 5 коп., 10 коп. – практически не используются. Далее 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.
На стол выкладывается органайзер с монетами, каждая в своей ячейке.
Ребята перед вами российские монеты. Достаньте их по одной слева на право и обследуйте. Первая представленная вам монета 50 копеек – самая меньшая по размеру и толщине. Следующая в порядке возрастания 1 рубль. Сравните их по размеру. Отличаются ли они?
- Да, рубль крупнее и толще, чем 50 коп.
Достаем по очереди все монеты. Обследуем их и сравниваем между собой. Какие из монет схожи по размеру?
- 2 руб. и 10 руб. Они очень схожи, но 10-ти рублевая монета чуть толще и тяжелее.
Также в обиходе редко, но все-таки встречаются юбилейные деньги.
Например, 10 рублей юбилейная и 25 рублей, выпущенная к олимпиаде в Сочи, толще и крупнее других монет.
Посчитайте, какая сумма получилась у вас?
- 18 рублей 50 копеек.(28 руб. 50 коп.)
Разложите монеты обратно в ячейки. Поменяйтесь ячейками и проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
Ребята, скажите сложно ли было определить номинал монет? Что для вас оказалось легче различать, монеты или купюры? Почему?
- Легче - монеты. Все они разные по размеру и рельефности. Трудность возникает в основном при различении монет достоинством 2 руб. и 10 руб.
2.2. Распознание звуков.
Пока мы изучали купюры с помощью осязания и остаточного зрения. А сейчас давайте подключим слух. Я предлагаю вам прослушать звуки и распознать их.
Звук одной монеты, бумажных купюр, монеты считают, звук банкомата.
Молодцы. Вы отлично справились.
2.3 Применение и закрепление обучающимися нового знания
Достоинство денежных знаков можно определить с помощью мобильных технических устройств. Ведь если купюра не новая, на ощупь различить её номинал практически невозможно.
Эту проблему отлично решает приложение Blind-Droid Wallet. Достаточно поднести денежную купюру к камере смартфона и её номинал будет произнесён синтезатором речи.
Давайте попробуем распознать наминал купюр с помощью смартфона с приложением Blind-Droid Wallet.
Внимание: Blind-Droid Wallet не отличает фальшивые купюры от настоящих, поэтому — будьте осторожны!
3.Заключительная часть.
3.1 Рефлексия деятельности обучающихся
Закончи, пожалуйста, предложение:
«На сегодняшнем уроке я узнал…. »
«Теперь я могу……»
Как вы можете использовать полученные знания в реальной жизни?
Оценка работы класса и каждого ученика.