Урок математики в 5 классе «Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной»
Конспект урока математики
Тема: «Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной»
Класс: 5
Подготовила: Соловьёва А.А., учитель математики
Педагогические задачи:
- образовательные: создать условия для закрепления умений и навыков счета в пределах 1 000 разрядными единицами и равными числовыми группами, решать уравнения; познакомить с обозначением денежных купюр достоинством в 500 р., 1 000 р.; научить производить размен, замену нескольких купюр одной;
- коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, правильного распределения внимания, смекалки, сообразительности;
- воспитательная: содействовать воспитанию правил поведения в коллективе при решении общих задач.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: познакомятся с обозначением денежных купюр достоинством в 500 р., 1 000 р.; научатся производить размен купюр, замену нескольких купюр одной.
Познавательные: получат возможность овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: получат возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач.
Личностные: осознают важность изучаемого материала.
Оборудование: модели купюр достоинством в 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; толковый словарь; таблица соотношений единиц стоимости.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания: задание 97 (2 ст.), с. 51.
Осуществляется в форме взаимопроверки.
– Возьмите в руки простые карандаши, поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения домашней работы.
II. Устный счет.
Решение рифмованной задачи «Как найти деньги?».
Учитель зачитывает стихотворение, учащиеся должны вычислить, сколько денег нашел академик.
– Решите задачу.
Жил на свете академик, он всегда ходил без денег:
Рассует по всем местам, а куда – не помнит сам!
Как-то утром академик не нашел в карманах денег.
– Как же мне купить батон? – почесал макушку он.
– Обойдусь, – решил, – без пищи…, но не буду жить в грязище!
И, чтоб время не терять, стал в квартире убирать.
Только взялся он за веник – что увидел академик?..
Ба! В прихожей, на полу, – рубль новенький в углу!
Позабыв о голодовке, убирать он стал в кладовке,
И в кастрюле киселя вдруг блеснули два рубля…
Три рубля валялись в ванне, а четыре – на диване.
Влез он с тряпкой под кровать – и еще увидел пять.
Шесть монет нашарил вскоре под комодом в коридоре,
В сапоге – еще семь рэ, восемь – в мусорном ведре!
Пылесося под паласом, обнаружил девять разом…
Наконец, из старых брюк вытряс он десятку вдруг!
И когда, отбросив веник, сумму он пересчитал,
То подпрыгнул академик: – Я теперь богатым стал!
Зажил он с тех пор богато, я же так скажу, ребята:
Кто решил богатым стать – должен в доме подметать.
И еще прошу вас, дети, подвести такой итог:
Сосчитайте эти деньги и сложите… в кошелек!
А. Усачев
(Ответ: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = 55 р.)
Если учащиеся затрудняются в счете, можно числа дать под запись.
– Чему учит данное стихотворение? (Высказывания учащихся.)
– Как вы думаете, какова тема урока? (Высказывания учащихся.)
III. Актуализация чувственного опыта учащихся.
– Давайте вспомним, с какими мерами стоимости и их соотношениями вы знакомы.
Учитель демонстрирует таблицу.
– Обратите внимание на сокращенную запись единиц измерения стоимости.
– Где сталкиваемся с данными единицами измерения? (Высказывания учащихся.)
– Какие монеты используем при расчете за покупки? (Высказывания учащихся.)
– Какие купюры используете чаще всего? (Высказывания учащихся.)
– Какие купюры знаете еще? (Высказывания учащихся.)
IV. Изучение нового материла.
1. Знакомство с внешним видом денежных купюр.
– Сегодня познакомимся с обозначением денежных купюр достоинством в 500 р., 1 000 р. и научимся производить размен купюр и замену нескольких купюр одной.
У каждого учащегося на парте лежат модели денежных купюр.
Знакомство с внешним видом денежных купюр достоинством в 500 р., 1 000 р.
– Рассмотрите денежные купюры. Где сталкиваемся с данными купюрами?
– В жизни часто сталкиваемся с ситуацией размена или замены данных купюр. Что означает слово «размен»? (Высказывания учащихся.)
– Что означает слово «замена»? (Высказывания учащихся.)
Даются лексические значения данных слов. Можно использовать толковый словарь, по которому учащиеся должны самостоятельно найти определение.
Размен – обмен более крупных денежных купюр или монет на более мелкие в соответствующем количестве.
2. Практическая работа.
Работа в парах.
– Вы столкнулись с ситуацией в магазине, когда нет сдачи с купюры достоинством в 500 р. и вас просят разменять деньги. Каковы будут ваши действия? (Высказывания учащихся.)
– Каким способом могут разменять вам деньги? (Высказывания учащихся.)
– Поменяйте данную купюру, используя модели. (Работа в парах.)
Рассматриваются различные способы размена: купюру можно разменять по 100 р., по 50 р., а также используя и те и другие купюры. Можно обратить внимание на размен десятирублевыми купюрами.
Аналогичная работа проводится с купюрой в 1 000 р.
– Мы с вами научились производить размен купюр. Что означает данное выражение? (Размен – обмен более крупных денежных купюр или монет на более мелкие в соответствующем количестве.)
– Вспомните, что означает выражение «замена». (Обратное действие размену.)
– Когда мы можем столкнуться с ситуацией замены денежных купюр? (Высказывания учащихся.)
– К вам подошел друг (знакомый) и попросил ему поменять деньги. Он дает вам 500 р. Какими купюрами вы можете поменять данную сумму? (Высказывания учащихся.)
– Поменяйте, используя модели. (Работа в парах.)
Аналогичная работа проводится с купюрой в 1 000 р.
– Мы с вами научились производить замену денежных купюр. Что означает данное выражение?
– В старину на Руси использовались монеты, достоинством меньше одной копейки: грош (полкопейки) и полушка. Другие монеты также имели свои названия: 3 к. – алтын, 5 к. – пятак, 15 к. – пятиалтынный, 10 к. – гривенник, 20 к. – двугривенный, 25 к. – четвертак, 50 к. – полтинник.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
– Посчитайте в прямом и обратном порядке по 50: до 500, до 1 000.
– Посчитайте в прямом и обратном порядке по 100: до 500, до 1 000.
– Какими разрядными единицами и равными числовыми группами считали?
– Как вы думаете, сколько раз по 10 войдет в 500? в 1 000? (50 раз, 100 раз.)
VI. Закрепление знаний.
1. Решение задачи.
Задача. Книга стоит 100 р., а блокнот 10 р. Во сколько раз блокнот дешевле книги? На сколько рублей книга стоит дороже блокнота?
– Каким арифметическим действием ответим на первый вопрос задачи? (Делением.)
– Назовите ответ. (Блокнот дешевле книги в 10 раз.)
– Каким арифметическим действием ответим на второй вопрос задачи? (Вычитанием.)
– Назовите ответ. (Книга дороже блокнота на 90 р.)
2. Упражнение на сравнение чисел, полученных от измерения.
– Сравните.
3 р. … 3 к. 7 р. 30 к. ... 6 р. 99 к.
5 р. … 500 к. 1 000 р. … 100 р.
500 р. … 50 р. 55 к. … 550 к.
– Что значит сравнить? (Значит, поставить знаки «больше», «меньше» или «равно».)
– Какое правило следует помнить при сравнении чисел, полученных от измерения? (Числа должны быть выражены одной мерой.)
3. Решение уравнения.
– Решите уравнение: 200 р. + х = 400 р.
– Как называется неизвестный компонент? (Слагаемое.)
– Как находим неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)
VII. Итог урока.
– Чему научились на уроке? (Высказывания учащихся.)
– Что означает слово «размен»? (Размен – обмен более крупных денежных купюр или монет на более мелкие в соответствующем количестве.)
– Что означает слово «замена»? (Обратное действие размену.)
– Где можем узнать обозначение незнакомых слов и выражений? (В толковом словаре.)