Материал к уроку биологии в 6 классе «Распространение плодов»
Урок биологии в 6 классе.
Тема урока. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе.
Екатерина Анатольевна Лазаренко, учитель биологии.
ГОУ ЛНР «СЛСШ С. НИЖНЕТЕПЛОЕ»
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания обучающихся, полученные при изучении размножения цветковых растений, изучить типы плодов, обсудить с учениками значение процесса распространения плодов и семян. Задачи: обучающая: раскрыть содержание понятий «плод», «сухие и сочные плоды», «хория», изучить основные способы распространения плодов и семян; развивающая: развивать логическое мышление, творческий потенциал каждого ребенка, формировать умение работать с таблицами, ИКТ, схемами рисунками; воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: личностные: понимать существование разных методов и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения; метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание, высказывать суждения подтверждая их фактами; предметные: рассмотреть основные способы распространения семян и плодов, связь строения плодов с механизмом распространения.
Универсальные учебные действия: личностные: формировать мотивацию к обучению и к целенаправленной познавательной деятельности;
познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемым;
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая в парах. Оборудование: дидактический материал «Плоды, распространение плодов», набор семян, плоды, таблица «Оценивание работы», учебники, презентации, видеофрагменты, интерактивная панель.
Структура и содержание урока
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала
(На экране фото соцветий) Вопрос учителя:
-Разделить соцветия на простые и сложные.
-Чем отличаются сложные соцветия?
-Что образуется в цветке в результате двойного оплодотворения?
3) Мотивация, сообщение темы и задач урока.
-Вы изучили строение цветка, оплодотворение, образование плодов и семян. По моей просьбе, вы принесли на урок свои любимые фрукты. (У ребят на партах: яблоки, апельсины, бананы, киви. Есть орехи, семена подсолнечника, виноград и др.) -Всем интересно как образовались эти плоды и почему они разные?
4) Изучение нового материала.
(Презентация сочные плоды их разнообразие.) -Вы увидели свои плоды? Как они называются?
( Презентация «Сухие плоды»).
-Чем отличаются сочные плоды от сухих? Давайте вспомним, что вы знаете о разнообразии плодов? Для этого мы сыграем в игру. Нужно две команды: команда девочек и команда мальчиков. (Оценивание результатов и подведение итогов).
-Что у них общего у сочных и сухих плодов? Конечно! Внутри есть семена. Их бывает много или одно семя.
-А что же дальше происходит с семенами? Я предлагаю послушать вам сказку.
Из жизни растений.
Калужница росла у канавы, где протекала вода. Она отослала своих детей в маленьких лодочках искать новый дом
Береза прилепила своим детям легкие крылышки на плечи. Клен запас своих мальчуганов пропеллерами.
О Одуванчик и чертополох подарили карапузам белые парашюты. Ох, этот нелегкий полет через луга и поля!
Некоторые родители снабдили своих детей оружием. Например, мышиный горох уложил детей в стручок, который высушил. Получился изогнутый лук. Кто дотрагивался до его детей, в того стрелял горох дробью.
Недотрога, растение из влажной среды, вырастил своих беспомощных детей в стручке, который при касании лопался, как маленькая бомба, разбрасывая тех, кто был внутри, на все четыре стороны.
Перелеска была слишком слаба. Она дала каждому ребенку немножко меда. Муравей, видя такое угощение, начинал слизывать мед, неся ребенка за собой. По дороге мед кончался, и разозленный муравей бросал не сладкое семя. Это перелеске и надо было!
У лопуха, который жил возле шоссе, не было ни меда, ни воды. Зато было достаточно храбрости! Он обмотал детей в связку и запас детей крючками. Если кто-то проходил мимо, прикреплял лопух путнику свою связку детей.
- Вас заинтересовала сказка, тогда давайте с вами узнаем:
-Зачем растения распространяют плоды?
-Какие приспособления позволяют им это сделать?
-Кто помогает растениям в этой работе?
-Ккакое практическое значение имеют эти знания?
-Для всех растений чрезвычайно важно, чтобы больше семян оказалось как можно дальше от материнского растения:
- не возникает внутривидовая конкуренция,
- облегчается перекрестное опыление,
- растения осваивают новые территории,
- обогащается видовое разнообразие.
-Немногие растения распространяют свои семена самостоятельно. У большинства есть многочисленные «помощники». В зависимости от того, каким образом происходит распространение плодов, различают автохорию и аллохорию.
Хория – часть сложных слов, обозначающих распространение (от «греческого» – продвигать, распространять).
-Предлагаю узнать растение:
Сидели до поры на ветках
Детишки- голыши в беретках,
В срок детки с веток повскакали
Свои беретки растеряли (желуди).
Это автохория – распространение семян и плодов самим растением. Ее можно наблюдать при падении созревших плодов дуба, каштана, грецкого ореха. (Видеофильм « Бешеный огурец», «Недотрога», «Распространение семян»)
Аллохория – распространение плодов и семян какими-то внешними силами.
-У вас на партах есть плоды, которые распространяются самостоятельно, отберите их и назовите.
1. Распространение растений ветром.
Взгляните на семена, лежащие у вас на партах они не имеют яркой окраски, сильного аромата, цепких крючочков, кто ими заинтересуется? (слайд из презентации «летучие плоды и семена»).
Хотя бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, а бывает
Груши с веток отбивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(слайд презентации «Распространение семян с помощью ветра»)
- Ребята, распространение плодов и семян с помощью ветра называется – анемохория. Из имеющихся семян выберите те, которые распространяются ветром.
2. Вопрос: - вам приходилось пробовать кокосовый орех? Вспомните, какая у него прочная оболочка. Как вы думаете почему? Потому, что он может долго путешествовать плавать в океане, пока волны не принесут его к берегу (видеофильм
«Распространение растений водой»).
Такое распространение плодов и семян называется – гидрохория.
Разминка.
Учитель. - А вы знаете, что такое австралийский дождь?
Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения.
В Австралии поднялся ветер (трем ладони).
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами).
Дождь усилился (бьём ладонями в грудь).
Начинается настоящий ливень (шлепаем по бёдрам).
А вот и град – настоящая буря (топаем ногами).
А что это? Буря стихает (бьём ладонями в грудь).
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами).
Тихий шелест ветра (трём ладони).
Взошло солнце (поднимаем руки вверх).
3. Распространение плодов и семян птицами, насекомыми и животными.
(Презентация «Яркие, сочные, цепкие плоды»)
Зоохория (видеофильм о распространении животными).
- На партах у вас есть плоды, которые распространяют птицы и животные, найдите их.
Распространение плодов и семян человеком.
-Многие растения так бы и остались расти на своих материках,
откуда они родом, но люди стали выращивать их для своих потребностей и распространили по всей Земле. Этот процесс называется антропохория (слайд из презентации «сеятель»).
-Какие плоды из имеющихся распространяют люди?
5) Закрепление проверка изученного материала.
Тесты с использованием самопроверки.
Проверочные вопросы на слайдах презентации «Плоды и семена».
Итог урока.
Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами:
- «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
- «Петушок и бобовое зернышко» - боб
- «Конек-горбунок» - зерновка (П. Ершов)
- «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
- «Приключение Чипполино» - ягода- помидор, костянка – вишенка (Д. Родари).
Рефлексия
Фамилия ученика | Проверка знаний | Изучение Новой темы | Применение знаний | Итоговая оценка |
| | | | |
| | | | |
-Придумайте синквейн на слово «Плоды»
1. Само слово.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Афоризм, пословица, высказывание, определение (желательно четырьмя словами.
5. Синоним этому слову.
Домашнее задание
-У нас был необычный урок, дома я вам предлагаю сделать творческий проект. Напишите сказку «Приключение…(путешествие)… с плодами в главных ролях.
Представить и оформить ее в виде книжки - малышки для ребят группы продленного дня.
7