12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Киселева Надежда Владимировна581 Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района |
Расширенное календарно-тематическое планирование по физике 7 класс ФГОС
Предмет | Класс |
| ||||||||||||||||||||||
физика | 7 | УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин | ||||||||||||||||||||||
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Материалы, пособия | Домашнее задание | Подробности урока | Предметно-информ. составл. | Деятельностно-коммуник. составл. | Ценностно-ориентац. составл. | Пед. условия и средства реализации ГОСа | |||||||||||||
введение | Физика — наука о природе. Физические явления. | ТБ в абинете физики. Физика – наука о природе. | 1 | Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), их различия. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 1 стр 5 з №1 | Беседа о цели, предмете и методах науки физики | Физика – наука о природе. | объяснять и описывать физические явления, проводить наблюдения физических явлений,анализировать и классифицировать их в парной работе, работа с р/тетрадью Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории | Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение в возможности познания природы,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок открытия нового знания | |||||||||||||
4ч | Физические величины. Наблюдения и опыты | 1 | основные методы изучения физики. Ввести понятие физической величины. Работа с текстом учебника (с. 13, нахождение в тексте учебника ответов на следующие вопросы: вопрос 2.1, вопрос «Что значит изме-рить физическую величину?», вопросы 2.2, 2.3). | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 2 стр 8 /п 1 стр5 | Ввести понятие физической величины. Работа с текстом учебника (с. 13, нахождение в тексте учебника ответов на следующие вопросы: вопрос 2.1, вопрос «Что значит изме-рить физическую величину?», вопросы 2.2, 2.3). | физические величины и их измерение | различать методы изучения физики. Обрабатывать результаты измерений, работа с р/тетрадью | Овладение умениями получения, осмысления информации, систематизации полученных данных. | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||
Погрешность измерения.Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | 1 | техника безопасности. Выполнение лабораторной работы | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 3 стр 13 | инструктаж по ТБ при работе со стеклянными приборамизнакомство с измерительным цилиндром, определение цены деления, погрешности измерения | что такое эксперимент, как его провести понимание неизбежности погрешности любых измерений. | Приобретение опыта проведения прямых и косвенных измерений,Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме | Формирование ответственного отношения к учению,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. . | урок отработки умений и рефлексии | |||||||||||||||
первоначальные сведения о строении вещества | Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное | Строение вещества. Молекулы.Броуновское движение. | 1 | Представление о строении веществаАнализ опытов, подтверждающих дискретное строение вещества. | ЦОР № 186696. Видеоролик «Тепловое расширение твёрдого тела». | п 4 стр 20 з 4 №1 | Обсуждение вопроса: «Чем обуслов-лено различие свойств разных ве-ществ?» Анализ опытов, подтвер-ждающих дискретное строение веще-ства. Демонстрация упругих свойств резины, свинца, железа. Демонстрация опыта по рис. 114 учебника либо фронтальный вариант опыта с исполь-зованием стакана с водой и медицин-ского шприца без иглы, нагреваемого теплом рук. | молекулы, атомы, промежутки между молекулами | . Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Схематически изображать молекулы воды и кислорода, работа с р/тетрадью | необходимость разумного использования знаний человечества в области молекулярного строения вещества для открытий новых веществ | урок открытия нового знания | |||||||||||||
6ч | Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел» | 1 | Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел»Работа с текстом учебника для фор-мирования представлений о размерах и числе частиц тела (атомах и молеку-лах). Выполнение лабораторной работы | Единая коллекция ЦОР № 186468. Интерактив-ная модель «Измерение размеров малых тел». | п 5 стр 27 | фронтальный опрос по д/з, инструктаж по ТБ, выпонение лабораторной работы «Измерение размеров малых тел» | методика определения диаметров горошиш, нитей,проволоки | выпонение лабораторной работы «Измерение размеров малых тел» Использовать различные способы определения размеров малых тел. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к познаню мира через проведение и анализ эксперимента Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности | урок отработки умений и рефлексии | ||||||||||||||
Движение молекул | 1 | Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел.зависимость скорости движения от температуры | п 5 стр 27 реферат | Опытные доказательства су¬ществования между молекулами сил взаимного при¬тяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и не¬смачивания | постоянное движение молекул, скорость молекул | приводить примеры диффузии. Анализировать результаты опытов, работа с р/тетрадью | формирование ценностных отношений к изобретателям нанотехнологии,значение изучения состава вещества для изучения космического пространства | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||||
Взаимодействие молекул. | 1 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 6-7 стр 33упр1 № 1,2 упр 3 №1 упр 4 №2 | Решение задач | притяжение и отталкивание молекул | проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимодействия | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к познаню мира | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Агрегатные состояния вещества состояния вещества. | 1 | Три состояния вещества.Основные свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. | ЦОР № 186458. Слайд-шоу «Твёрдые вещества». | вопросы послеп6-7 | фронтальная проверка домашнего задания,работа с ЦОР № 186458. Слайд-шоу «Твёрдые вещества». | свойства твердых тел\. Жидкостей и газов | доказывать наличие различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | значение круговорота воды в природе для жизни человека,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | ЦОР № 186320. Слайд-шоу «Поли- и монокристаллы». | заполнить таблицу 2Свойства ж,г,тв.тел" | Основные свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | причины различных свойств ж,г,тв.тел. | наблюдать и объяснять явления смачивания и несмачивания,составлять план проведения опытов | разнообразие веществ в природе ведет к удивительно разнообразному миру. Бережное отношение к природе начинается с познания мира. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
взаимодействие тел | Механическое движение. Траектория. Путь. Равно- | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения. | 1 | механическое движение.Траектория движения.Траектория движения мела по доске.Движение шарика | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 8-9 стр 47 зад 7 №1 | опыты,демонстрирующие механическое движение.Траектория движения.Траектория движения мела по доске.Движение шарика | механическое движение.виды движений.путь,траектория,скорость | определять траекторию и путь, переводить единицы измерения пути в СИ,определять,при каких условиях тело считается материальной точкой | на уровне восприятия ученик должен внимательно слушать, осознавать важность данной темы в жизни. | урок открытия нового знания | |||||||||||||
23ч | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | векторные и скалярные величины.Скорость тела. | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | тест "Скорость.Путь." | В процессе проведения фронтального опроса проверяет правильность и осознанность выполнения домашнего задания ,просмотр видеоролика,работа над анализом просмотренного с учебником и р/т Фронтальная л/р" Изучение равномерного движения" | определение скорости прямолинейного движения, | Представлять информацию в виде конспектов. | значение скоростей современных боевых самолетов России, воспитание гордости за достижения русских авиаконструкторовформирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений | урок открытия нового знания | ||||||||||||||
Скорость. Единицы скорости тела. | 1 | .единицы измерения скорости.перевод скорости в СИ | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 10 стр58 ЭЗ №4 | Постановка и разрешение проблемы о сравнении быстроты движения двух тел. Формирование понятия «Скорость равномерного механического движения» с опорой на вопросы обобщенного плана построения ответа о физической величине. Заполнение соответствующего раздела справочника в тематической тетради. | единицы измерения физических таких величин, как скорость, время, путь. | выводить формулу для вычисления скорости, пути, времени для прямолинейного равномерного движения | воспитание самостоятельности мышления при выводе формулы для вычисления скорости , работе с учебником и справочником | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Расчет скорости, пути и времени движения. | 1 | определение пути по формуле и с помощью графика | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | Воспроизведение учениками конспекта 1 и ответы о скоро-сти по плану ответа о физической величинеАнализ задач и разучивание приёмов их решения | вид движения тела, скорость тела, время, путь | применять полученные знания при решении задач , работа с р/тетрадью | самостоятельность при решении задач, предлагать свои способы решения задач. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Инерция. | 1 | Введение понятия «взаимодействие тел». | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | реферат "Примеры инерции" | Введение понятия «взаимодействие тел». | определение инерции,проявление инерции,причины | находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения, приводить примеры инерции | инерционные двигатели в отечественных фонариках и игрушках | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Взаимодействие тел. | 1 | изменение скорости тел при взаимодействии | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | п 11 стр 64 з 8 | Терминологическая работа | причины изменения скорости тел, Зависимость изменения скорости тел от массы при столкновениях тел | описывать явления взаимодействия тел, приводить примеры взаимодействия | анализ пословицы "Всякому действию есть противодействие" | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Масса тела. Единицы массы. | 1 | масса- мера инертности тела | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | п 11 стр 64 з 8 | Проблемное изложение материала | понятие массы,измерение масс,единицы измерения | устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы.Переводить единицы массы в основную-кг | понимание значимости Земли в сравнении с другими планетами по массе | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Лабораторная работа №3: «Измерение массы вещества на рычажных весах» | 1 | выяснение условий равновесия весов выполнение лабораторной работы. | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы - весы. | п 12-14 стр 67 | Создание проблемной ситуации | виды весов,правила взвешивания тел | взвешивать тело на лабораторных весах,использовать разновесы, работать в группе | воспитание культуры проведения эксперимента | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Плотность вещества. | 1 | физический смымл плотности.единицы измерения. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 15-16 стр 78 3 №11 | экспериментальное исследование | определение плотности тела , применение плотных и пористых тел | определять плотность вещества,использовать ареометр для определения плотности жидкости | миф или реальность6 самоанализ реальности легенды о короне (из чистого ли золота0 | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Лабораторная работа № 4: «Измерение объема твердого тела», «определение плотности твердого тела» | 1 | Лабораторная работа №4-5: «Измерение объема твердого тела», «определение плотности твердого тела» | Единая коллекция ЦОР № 205884. Интерактивное задание, мультимедиа «Масса тела. Единицы массы». | анализ плотностей различных веществ по таблицам плотностейп 15-16 | 1. Актуализация ранее изученного мате-риала по вопросу инертности тела. | измерение объема твердого тела неправильной формы с помощью мензурки и воды, измерительного цилиндра | измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра,уметь вычислить плотность данного тела неправильной формы | воспитание культуры проведения эксперимента | урок отработки умений и рефлексии | |||||||||||||||
Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» | 1 | Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» |
|
| Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» | метод определения плотности неизвестного тела при помощи измерительного цилиндра | выполнение парами лабораторной работы, оформление отчета по выполненной работе ,составлять план проведения опытов | воспитание культуры проведения эксперимента | урок отработки умений и рефлексии | |||||||||||||||
Расчет массы и объема вещества по его плотности. | 1 | Интерактивное задание мультиме-диа «Масса тела. Единицы массы». | 1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. | п17-18 | решение задач | формула для расчета плотности | применять полученные знания при решении задач | развитие интеллектуальных способностей | урок отработки умений и рефлексии | |||||||||||||||
Решение качественных и экспериментальных задач на Расчет массы и объема вещества по его плотности. | 1 | Расчет массы , объема, плотности. | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | упр8 | повторение основных формул, решение задач,Учащиеся работают с дополнительным материалом «Скорость в природе» | методика решения задач, оформление решения | применять полученные знания при решении задач , работать со справочными материалами. Поиск нужной информации в Интернете, | воспитание культуры умственного труда | урок отработки умений и рефлексии | |||||||||||||||
решение задач на взаимодействие тел | 1 | решение задач на взаимодействие тел | 1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. | тест 9карточка) | проведение эксперимента по столкновению шариков, измерение расстояний от места удара, определение отношения масс шариков | применение полученных знаний по разделу "Взаимодействие тел" | проведение эксперимента по столкновению шариков, измерение расстояний от места удара, определение отношения масс шариков | Формирование ответственного отношения к учению. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Контрольная работа №1: Взаимодействие тел | 1 | Контрольная работа №1: Взаимодействие тел | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 20 с89 упр9 №1 | разноуровневые задания | оформление решения задач | выполнять разноуровневые задания, работа с р/тетрадью | формирование ценностного отношения к результатам учебного труда | урок развивающего контроля | |||||||||||||||
| Сила. Сила – причина изменения скорости. | 1 | Актуализация ранее изученного мате-риала по вопросу взаимодействия тел и введение понятия «сила | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 21-22 стр92 з 12 №3 | Демонстрация взаимодействия же-лезного шарика, прикреплённого к нити с различными телами. | понятие силы,характеристики силы: модуль,направление,точка приложения | графически в масштабе изображать силуи точку её приложения. Анализировать опыты по взаимодействию шаров | Формирование ответственного отношения к учению. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||
Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | 1 | Решение проблемы о зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 23 стр 97 упр 10 № 5 |
| Сила тяжести, примеры,формулы рассчета, сила 1Н | использовать формулу силы тяжести для решения качественных и экспериментальных задач | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Явление тяготения. Сила тяжести.Центр тяжести тела | 1 | Изучение закона всемирного тяготения. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | Анализ понятий закон природы и закон науки (уровень макси). | явление тяготения. Сила тяжести, примеры | указывать направление силы тяжести, найти информацию в Интернет об открытии силы тяжести, работать с текстом учебника, работа с р/тетрадью | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
решение задач на вычисление силы тяжести | 1 | решение задач на вычисление силы тяжести | 1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. | составить тест | проведение эксперимента по определению силы тяжести тела решение задач на вычисление силы тяжести | определение силы тяжести космических объектов,Земли | обобщать сведения о явлении тяготения. Решать задачи и выполнять интерактивные тесты | формирование ценностного отношения к результатам учебного труда | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Сила упругости. | 1 | сила упругости | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | карточки | Воспроизведение учениками конспекта 1 и ответы о скорости по плану ответа о физической величине | сила упругости,деформация,закон Гука | отличать силу упругости от силы тяжести,изображать и расчитывать силу упругости,объяснять причины силы упругости | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Лабораторная работа №6: «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Практическая работа «Изготовле-ние динамометра и проведение из-мерения силы». | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | п 24 стр 101 упр 11 №5 | Анализ понятий анализ понятия градуи-ровка прибора Выполнение практической работы. | прибор для измерения сил, правилао измерения сил | градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Графическое изображение силы. Сложение сил. | 1 | Введение понятия равнодействующая сила. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п25 | Демонстрация деревянного бруска, на котором находится гиря, демонстрация вертикально расположенной пружины, к которой прикреплена гиря. | изображение сил,векторное сложение сил, направленных вдоль одной прямой | экспериментально находить равнодйствующую силу, анализировать опыты по нахождению равнодйствующей силы ,составлять план проведения опытов | формирование ценностного отношения к результатам учебного труда | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | 1 | сила трения.Измерение силы трения.сравнение различных видов сил трения. | Единая коллекция ЦОР № 186504. Видеоролик-анимация «Сравнение силы трения покоя, силы трения скольжения и силы трения каче-нияЕдиная коллекция ЦОР № 186399. Видеоролик-анимация «Сила тре-ния при ходьбе». ЦОР № 186305. Видеоролик-анимация «Сила тре-ния покоя и сила трения скольже-ния | тест составить по теме урока | Анализ проблемного вопроса: «Почему брусок, на который действует деформи-рованная пружина, не движется по по-верхности стола, остаётся в покое?» Изучение примеров проявления действия силы трения покоя в природе, быту и технике. | сила трения Виды трения | измерять силу трения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, применять знания о видах трения и способах его изменения на практике | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
давление твердых тел, жидкостей и газов | Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | Давление. Единицы измерения.Способы увеличения и уменьшения давления. | Программы Физикона. Физика 7-11 кл. | п 26-27 стр 105упр 12 №2 | Постановка и разрешение проблемы о том, какая физиче-ская величина может быть использована для того, чтобы охарактеризовать силовое действие одного тела на поверх-ность другого. Формирование понятия «Давление» с опо-рой на вопросы обобщённого плана построения ответа о физической величине. Демонстрация опытов по рис. 150–152 учебника. | определение давления,способы изменения давления | вычислять давления, приводить примеры,показывающие зависимость действующей силы от площади опоры | формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области машиностроения | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||
21ч | Давление. Давление твердых тел. Давление газа. | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». | 1 | Изучение зависимости давления газа от его плотности и температуры газа, толкование данных зависимостей с мо-лекулярной точки зрения | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | п 28-29 стр 109 упр 13 №3 | Постановка и разрешение проблемы о нахождении на-глядного способа доказательства существования газового давления Изучение металлического манометра Демонстра-ция опытов по рис. 160 и 161 учебника. | давление газа,объяснение давления газа | отличать газы от твердых тел и жидкостей, объяснять давление газа на стенки сосуда, | Формирование ответственного отношения к учению. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||
Закон Паскаля. Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. /30 мин/ | 1 | Закон Паскаля.Выполнение теста по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | вариант 3 | Выполнение самостоятельной работы по теме «Давление жидкости. Закон Паска-ля». | закон Паскаля, формулировка, прибор Паскаля | работа с видеофрагментом, решениет кратковременной работы (25 мин) | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Давление в жидкостях и газах. Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | наличие давления внутри жидкостей. Сравнение давления жидкостей на разных глубинах | Единая коллекция ЦОР № 186945. Видеоролик «Опыт, демонстрирую-щий зависимость давле-ния жидкости от глуби-ны | п 31стр 117упр 15 №2 | Вывод формулы для расчёта давления, производимого столбом жидкости. Заполнение соответствующего раздела справочника в тематической тетради. | формула расчета зависимости давления газа от глубины,плотности ж, закономерности зависимостей | выводить формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда,составлять план проведения опытов | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. (Давление. Закон Паскаля.) | 1 | Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. (Давление. Закон Паскаля.) | ЦОР № 188829 Видеофрагмент «Шар Паскаля». | вариант3 | решение разноуровневых заданий | формулы давления твердого тела и жидкости | проводить анализ выполнения работы, самооценка | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок рззвивающего контроля | |||||||||||||||
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. | 1 | обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне | № 187152. Анимация со звуком «Артезианский колодец»; | п 29 стр 110 упр13 №3 | Постановка и разрешение проблемы: «По какой причине в Древнем Риме строили акведуки?». Формирование поня-тия «сообщающиеся сосуды» и выяснение причины, по ко-торой в сообщающихся сосудах поверхности неподвижной жидкости находятся на одном уровне. | сообщающиеся сосуды,примеры сообщающихся сосудов,шлюзы | приводить примеры сообщающихся сосудов,проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами | формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области техники | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | Атмосферное давление. Причина появления.влияние атмосферного давления на живые организмы | Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; | реферат | Создание проблемной ситуации | причина веса воздуха, атмосферное давление | вычислять массу воздуха,сравнивать атмосферные давления, проводить опыты по обнаружению атмосферного давления | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
опыт Торричелли.Измерение атмосферного давления. | 1 | приборы для измерения атмосферного давления | Единая коллекция ЦОР № 187062. Слайд-шоу «Атмосфера Земли». | определить давление см карточки | Постановка и разрешение проблемы: «Почему деформи-руется пластиковая бутылка, если из неё насосом откачать воздух?». Демонстрация опытов по рис. 200 а, б учебника Демонстрация опытов по рис. 202 и 203 учебника. | опыт Торричелли, причины изменения давления | вычислять атмосферное давление, объяснять изменение давление с высотой над уровнем моря | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Барометр – анероид. Устройство и пользование прибором | Единая коллекция ЦОР № 186826. Видеоролик-анимация «Устройство и принцип работы ртутно-го барометра Торричелли»Единая коллекция ЦОР № 133866. Пошаговая анимация «Барометр-анероид». | п 33 стр 127 упр 17 №3 | Барометр – анероид. Устройство и пользование прибором | измерять давление барометром-анероидом | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Манометры. | 1 | виды манометров. Назначение. | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 34 стр 129 | виды манометров. Назначение. | жидкостный и металлический манометры, сообщающиеся колени манометра | измерять давление с помощью манометра | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
поршневой жидкостный насосГидравлический пресс | 1 | принцип действия насоса и пресса.физические основы их работы.решение качественных задач | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 35 стр 131 упр 18 №2 | принцип действия насоса и пресса.физические основы их работы.решение качественных задач | анализировать принцип действия насоса и гидравлического пресса. | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Архимедова сила.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | Архимедова сила.Вывод формулы для расчёта архимедовой силы. | Единая коллекция ЦОР № 187134. Интерактивная модель «Плавание тел». | п 36-37 стр 134 упр 19 №2 | Разрешение учебной проблемы: «Почему коробочка из металлической фольги пла-вает на поверхности воды, даже если положить небольшой груз, но та же фольга тонет, будучи смята в комок?» Формулировка условия плавания тел. | Сила Архимеда. Причины действия,характеристики силы Архимеда | выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, применять знания о причинах возникновения силы | Формирование ответственного отношения к учению. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | Выполнение лабораторной работы «Изу-чение выталкивающей силы». Выясне-ние причины (причин), приводящих к появлению выталкивающей силы при погружении тела в жидкость. |
| оформление презентации"Выталкивающая сила" | инструктаж,выполнение л/р |
| опытным путем обнаружить действие выталкивающей силы, работая в группе рассчитать выталкивающие силы на данные тела | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
решение задач на определение выталкивающей силы | 1 | выяснение условия плавания тел.Актуализация знаний по ранее изученному понятию «архимедова сила в жидкостях». | Единая коллекция ЦОР № 187194. Видеоролик-анимация «Условие плавания тел в жидкости». | п 38-39 стр 139 | твующего раздела справочника в те-матической тетради. | расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых элементов, знакомство с определением плавания и условиями плавания тел в жидкости;умение находить в источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы; усвоении экспериментального метода познания физического явления - плавания; уметь сравнивать физические величины и изображать их на схематических рисунках. | рассчитывать силу Архимеда, анализировать результаты | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Плавание тел.Лабораторная работа "Условия плавания тел." | 1 | водный транспорт.ватерлиния.водоизмещение. | Слайд-шоу «Выталкивающая сила в солёной воде». | п 40 стр 144 упр 21 №1 | выяснение условия плавания тел.Актуализация знаний по ранее изученному понятию «архимедова сила в жидкостях». | Плавание тел.Условия плавания тел. | опытным путем выяснить условия при которых тело всплывае, тонет, плавает в воде | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Плавание судов. | 1 | физические основы воздухоплаванья. Космонавтика. | Единая коллекция ЦОР № 187259. Слайд-шоу «Плавание кораблей». | п 41 стр 147 упр 22 №1 | водный транспорт.ватерлиния.водоизмещение. | самостоятельная работа с учебником.р/т | формирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Воздухоплавание. | 1 | основы воздухоплавания | Единая коллекция ЦОР № 186845. Видеоролик-анимация «Полёт на воздушном шаре». | п 42-43 стр 151упр24 №3 | Демонстрация опытов 5/13 – 2, 3. | приводить примеры воздухоплаванья, приводить примеры использования воздухоплавания в наши дни. | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Зачет по теме"Давление тел. Сила Архимеда" | 1 | Разучивание приёмов решения задач по теме «Архимедова сила».Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | 1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. | п 44 стр 155 упр 25 №4 | Зачет по теме"Давление тел. Сила Архимеда" | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение о физической картине мира | урок открытия нового знания | |||||||||||||||||
Решение расчётных задач | 1 | Контрольная работа по разделу «Давле-ние твёрдых тел, жидкостей и газов». | 1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. | тест"Сила Архимеда" | Разучивание приёмов решения задач по теме «Архимедова сила».Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | . Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтвер-ждая их фактами. | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Контрольная работа №3: Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | Введение понятия механическая рабо-та. | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 45-46 стр 160 упр 26 №4 | Контрольная работа по разделу «Давле-ние твёрдых тел, жидкостей и газов». | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||||
урок-игра " По тропе давления" | 1 | коррекция знани й,повторение основных законов | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | реферат"Давление" | уч-ся идут тропой давления, встречая трудности(задачи) на своем пути | давление человека, связь давления человека с давлением атмосферы | Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
работа,мощность.энергия | Механическая работа. Мощность. Простые механиз- | Работа. | 1 | мощность-характеристика выполнения работы.единицы мощности | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | Актуализация факта изменения скорости тела под действием приложенной к телу силы Введение понятия механическая работа. Анализ задач 1 и 2 из § 19 учебника Демонстрация движения груза, прикреплённого к пружине и изменение его скорости под действием силы упругости и силы тяжести. |
| умение измерять: механическую работу, | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||
13ч | Мощность. | 1 | Разучивание приёмов задач по теме «Энергия. Работа. Мощность». | Анализ проблемной ситуации, позво-ляющей ввести понятие «Мощность». Формирование понятия «мощность» с опорой на обобщённый план построения ответа о физической величине. Демонст-рация опыта по рис. 79 учебника (или упрощённый вариант опыта). |
| умение измерять: мощность,приводить примеры мощностей | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Мощность и работа. | 1 | простые механизмы.Их виды.применение. | Единая коллекция ЦОР № 186828. «К понятию мощности». | п 47-48 стр 163 упр 27№1 | Анализ видов задач по теме «Энергия. Работа. Мощность». | проводить исследования работы и мощностей технически х устройств, делать выводы | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. Формирование познавательных интересов учащихся. | урок открытия нового знания | ||||||||||||||||
Рычаги. | 1 | момент силы-физичес4кая величина.Правило моментов.Единицы измерения. | п 49-50 стр 172 упр 29 №8 | Построение проекта выхода из затруднительной ситуации |
| умение измерять плечо силы | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||||
Момент силы. | 1 | Выполнение лабораторной работы «Выяснение условий равновесия рычага». | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
| умение измерять момент силы | формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области машиностроения | урок открытия нового знания | |||||||||||||||||
Лабораторная работа №8: «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | Введение понятия « Выигрыш в силе». Изучение примеров преобразования силы по величине или направлению простыми механизмами.Блоки.Применение блоков | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 51 стр 177 упр 30 №2 | Опыт по рис. 101 учебника. | понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел | проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии | использование рычагов от Древнего Египта до наших дней, новые возможности использования | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Блоки. Золотое правило механики. | 1 | Изучение «золотого правила» механики | Единая коллекция ЦОР № 186956. «К золотому правилу механики в рычаге». | п 52 стр 177 упр 31 №4 | Изучение примеров преобразова-ния силы по величине или направлению простыми механизмами. | работать с текстом ,приводить примеры применения подвижных и неподвижных блоков | использование золотого правила механики трактористами и шоферами | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||||
Золотое правило механики. | 1 | Выполнение лабораторной работы по проверке «золотого правила» механики.Введение понятий «полезная работа», «полная работа», вычисление полезной и полной работы по результатам демонст-рационных опытов по рис. 109–111 учеб-ника | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 53 стр181 упр 32 №2 | Демонстрация опытов 3/7 – 2, | определение выигрыша в силе , выигрыша в работе,золотое правило механики | сравнивать действия подвижных и неподвижных блоков | современная система блоков - гордость отечественной техники | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». | 1 | кпд механизмов | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 54 стр 189 упр 33 № 1 | 1. Формирование понятия «коэффициент полезного действия» на основе обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ской величине. | КПД, формула вычисления КПД | Опытным путем установить , что полезная работа меньше полной, анализировать КПД, работать в группе | повышение КПД - непременное условие развития отечественного машиностроения | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. | 1 | понятие энергии.Зависимость потенциальной энергии от массы тела и высоты. Кинетическая энергия.Зависимость кинетической энергии от массы тела и скорости. | Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» | п 55 стр 191 упр 34 №3 | Введение понятия «кинетическая энер-гия». . Введение понятия потенциальной энергии тел, взаимодействующих силой упругости. . Введение понятия потенци-альной энергии тел, взаимодействующих силой тяжести Проведение опытов, по-зволяющих выяснить, от каких физиче-ских величин зависит потенциальная энергия тел, взаимодействующих силой тяжести. Демонстрация опыта 3/1 – 1. | понятие "Энергии", кинетическая энергия и примеры её проявления, потнциальная энергия и её виды | определять каким видом энергии обладает тело в различных примерах, работать с р/т | первые изобретения, позволяющие использовать энергию ветра, воды | урок открытия нового знания | |||||||||||||||
Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | Обобщение понятия «закон сохранения энергии» с опорой на вопросы обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ском законе. 1 | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 55 стр 191 упр 34 №3 | Введение понятия «кинетическая энер-гия». . Введение понятия потенциальной энергии тел, взаимодействующих силой упругости. . Введение понятия потенци-альной энергии тел, взаимодействующих силой тяжести Проведение опытов, по-зволяющих выяснить, от каких физиче-ских величин зависит потенциальная энергия тел, взаимодействующих силой тяжести. Демонстрация опыта 3/1 – 1. | понятие "Энергии", кинетическая энергия и примеры её проявления, потнциальная энергия и её виды | приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой | придумать способы использования потенциальной энергии | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Закон сохранения энергии | 1 | Обобщение понятия «закон сохранения энергии» с опорой на вопросы обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ском законе. 1 | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 57 стр 198 отв вопросы | Актуализация знаний по вопросу «ме-ханическая энергия». | закон сохранения энергии | объяснить закон сохранения энергии на примерах , данных на карточках | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение о мире с огромным потенциалом неиспользованной энергии | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Контрольная работа №4: «Мощность и работа. Энергия». | 1 | Контрольная работа №4: «Мощность и работа. Энергия». | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 57 стр 198 отв вопросы | Актуализация знаний по вопросу «ме-ханическая энергия». | правила оформления решения задачи | применять знания к решению задач | формирование навыка самопроверки работы, прверки физической целесообразности результатов | урок развивающего контроля | |||||||||||||||
повторение изученного | Строение веществ, их свойства. | 1 | применение знаний к решению задач | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 58-59 стр 202 упр 36 №5 | умение измерять момент силы | демонстрация презентаций | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
| Первоначальные сведения о строении вещества. | 1 | применение знаний к решению задач | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | п 60 стр 207 отв на вопр |
| выступать с докладом | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок общеметологической направленности | |||||||||||||||
Взаимодействие тел. | 1 | применение знаний к решению задач | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
|
| участвовать в обсуждении просмотренных видео | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок общеметологической направленности | ||||||||||||||||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. | реферат | демонстрация презентаций | Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | урок общеметологической направленности |