Расширенное календарно-тематическое планирование по физике по ФГОС (7 класс)
Предмет |
Класс |
|
||||||||||||||||||||||
физика |
7 |
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин |
||||||||||||||||||||||
Раздел |
Описание раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание урока |
Материалы, пособия |
Домашнее задание |
Подробности урока |
Предметно-информ. составл. |
Деятельностно-коммуник. составл. |
Ценностно-ориентац. составл. |
Пед. условия и средства реализации ГОСа |
|||||||||||||
введение |
Физика — наука о природе. Физические явления. |
ТБ в абинете физики. Физика – наука о природе. |
1 |
Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), их различия. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 1 стр 5 з №1 |
Беседа о цели, предмете и методах науки физики |
Физика – наука о природе. |
объяснять и описывать физические явления, проводить наблюдения физических явлений,анализировать и классифицировать их в парной работе, работа с р/тетрадью Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории |
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение в возможности познания природы,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||
4ч |
Физические величины. Наблюдения и опыты |
1 |
основные методы изучения физики. Ввести понятие физической величины. Работа с текстом учебника (с. 13, нахождение в тексте учебника ответов на следующие вопросы: вопрос 2.1, вопрос «Что значит изме-рить физическую величину?», вопросы 2.2, 2.3). |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 2 стр 8 /п 1 стр5 |
Ввести понятие физической величины. Работа с текстом учебника (с. 13, нахождение в тексте учебника ответов на следующие вопросы: вопрос 2.1, вопрос «Что значит изме-рить физическую величину?», вопросы 2.2, 2.3). |
физические величины и их измерение |
различать методы изучения физики. Обрабатывать результаты измерений, работа с р/тетрадью |
Овладение умениями получения, осмысления информации, систематизации полученных данных. |
урок общеметологической направленности |
||||||||||||||
Погрешность измерения.Лабораторная работа №1: «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» |
1 |
техника безопасности. Выполнение лабораторной работы |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 3 стр 13 |
инструктаж по ТБ при работе со стеклянными приборамизнакомство с измерительным цилиндром, определение цены деления, погрешности измерения |
что такое эксперимент, как его провести понимание неизбежности погрешности любых измерений. |
Приобретение опыта проведения прямых и косвенных измерений,Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме |
Формирование ответственного отношения к учению,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. . |
урок отработки умений и рефлексии |
|||||||||||||||
первоначальные сведения о строении вещества |
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное |
Строение вещества. Молекулы.Броуновское движение. |
1 |
Представление о строении веществаАнализ опытов, подтверждающих дискретное строение вещества. |
ЦОР № 186696. Видеоролик «Тепловое расширение твёрдого тела». |
п 4 стр 20 з 4 №1 |
Обсуждение вопроса: «Чем обуслов-лено различие свойств разных ве-ществ?» Анализ опытов, подтвер-ждающих дискретное строение веще-ства. Демонстрация упругих свойств резины, свинца, железа. Демонстрация опыта по рис. 114 учебника либо фронтальный вариант опыта с исполь-зованием стакана с водой и медицин-ского шприца без иглы, нагреваемого теплом рук. |
молекулы, атомы, промежутки между молекулами |
. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Схематически изображать молекулы воды и кислорода, работа с р/тетрадью |
необходимость разумного использования знаний человечества в области молекулярного строения вещества для открытий новых веществ |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||
6ч |
Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел» |
1 |
Лабораторная работа №2: «Измерение размеров малых тел»Работа с текстом учебника для фор-мирования представлений о размерах и числе частиц тела (атомах и молеку-лах). Выполнение лабораторной работы |
Единая коллекция ЦОР № 186468. Интерактив-ная модель «Измерение размеров малых тел». |
п 5 стр 27 |
фронтальный опрос по д/з, инструктаж по ТБ, выпонение лабораторной работы «Измерение размеров малых тел» |
методика определения диаметров горошиш, нитей,проволоки |
выпонение лабораторной работы «Измерение размеров малых тел» Использовать различные способы определения размеров малых тел. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к познаню мира через проведение и анализ эксперимента Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности |
урок отработки умений и рефлексии |
||||||||||||||
Движение молекул |
1 |
Диффузия в газах. Жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тел.зависимость скорости движения от температуры |
http://iclass.home-edu.ru/mod/resource/view.php?id=126821 |
п 5 стр 27 реферат |
Опытные доказательства су¬ществования между молекулами сил взаимного при¬тяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и не¬смачивания |
постоянное движение молекул, скорость молекул |
приводить примеры диффузии. Анализировать результаты опытов, работа с р/тетрадью |
формирование ценностных отношений к изобретателям нанотехнологии,значение изучения состава вещества для изучения космического пространства |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Взаимодействие молекул. |
1 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 6-7 стр 33упр1 № 1,2 упр 3 №1 упр 4 №2 |
Решение задач |
притяжение и отталкивание молекул |
проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимодействия |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к познаню мира |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Агрегатные состояния вещества состояния вещества. |
1 |
Три состояния вещества.Основные свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. |
ЦОР № 186458. Слайд-шоу «Твёрдые вещества». |
вопросы послеп6-7 |
фронтальная проверка домашнего задания,работа с ЦОР № 186458. Слайд-шоу «Твёрдые вещества». |
свойства твердых тел\. Жидкостей и газов |
доказывать наличие различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел |
значение круговорота воды в природе для жизни человека,Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
1 |
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
ЦОР № 186320. Слайд-шоу «Поли- и монокристаллы». |
заполнить таблицу 2Свойства ж,г,тв.тел" |
Основные свойства газов, жидкостей и твёрдых тел |
причины различных свойств ж,г,тв.тел. |
наблюдать и объяснять явления смачивания и несмачивания,составлять план проведения опытов |
разнообразие веществ в природе ведет к удивительно разнообразному миру. Бережное отношение к природе начинается с познания мира. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
взаимодействие тел |
Механическое движение. Траектория. Путь. Равно- |
Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от движения. |
1 |
механическое движение.Траектория движения.Траектория движения мела по доске.Движение шарика |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 8-9 стр 47 зад 7 №1 |
опыты,демонстрирующие механическое движение.Траектория движения.Траектория движения мела по доске.Движение шарика |
механическое движение.виды движений.путь,траектория,скорость |
определять траекторию и путь, переводить единицы измерения пути в СИ,определять,при каких условиях тело считается материальной точкой |
на уровне восприятия ученик должен внимательно слушать, осознавать важность данной темы в жизни. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||
23ч |
Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение. |
1 |
векторные и скалярные величины.Скорость тела. |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
тест "Скорость.Путь." |
В процессе проведения фронтального опроса проверяет правильность и осознанность выполнения домашнего задания ,просмотр видеоролика,работа над анализом просмотренного с учебником и р/т Фронтальная л/р" Изучение равномерного движения" |
определение скорости прямолинейного движения, |
Представлять информацию в виде конспектов. |
значение скоростей современных боевых самолетов России, воспитание гордости за достижения русских авиаконструкторовформирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||
Скорость. Единицы скорости тела. |
1 |
.единицы измерения скорости.перевод скорости в СИ |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 10 стр58 ЭЗ №4 |
Постановка и разрешение проблемы о сравнении быстроты движения двух тел. Формирование понятия «Скорость равномерного механического движения» с опорой на вопросы обобщенного плана построения ответа о физической величине. Заполнение соответствующего раздела справочника в тематической тетради. |
единицы измерения физических таких величин, как скорость, время, путь. |
выводить формулу для вычисления скорости, пути, времени для прямолинейного равномерного движения |
воспитание самостоятельности мышления при выводе формулы для вычисления скорости , работе с учебником и справочником |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Расчет скорости, пути и времени движения. |
1 |
определение пути по формуле и с помощью графика |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
Воспроизведение учениками конспекта 1 и ответы о скоро-сти по плану ответа о физической величинеАнализ задач и разучивание приёмов их решения |
вид движения тела, скорость тела, время, путь |
применять полученные знания при решении задач , работа с р/тетрадью |
самостоятельность при решении задач, предлагать свои способы решения задач. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Инерция. |
1 |
Введение понятия «взаимодействие тел». |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
реферат "Примеры инерции" |
Введение понятия «взаимодействие тел». |
определение инерции,проявление инерции,причины |
находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения, приводить примеры инерции |
инерционные двигатели в отечественных фонариках и игрушках |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Взаимодействие тел. |
1 |
изменение скорости тел при взаимодействии |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
п 11 стр 64 з 8 |
Терминологическая работа |
причины изменения скорости тел, Зависимость изменения скорости тел от массы при столкновениях тел |
описывать явления взаимодействия тел, приводить примеры взаимодействия |
анализ пословицы "Всякому действию есть противодействие" |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Масса тела. Единицы массы. |
1 |
масса- мера инертности тела |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
п 11 стр 64 з 8 |
Проблемное изложение материала |
понятие массы,измерение масс,единицы измерения |
устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы.Переводить единицы массы в основную-кг |
понимание значимости Земли в сравнении с другими планетами по массе |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Лабораторная работа №3: «Измерение массы вещества на рычажных весах» |
1 |
выяснение условий равновесия весов выполнение лабораторной работы. |
Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы - весы. |
п 12-14 стр 67 |
Создание проблемной ситуации |
виды весов,правила взвешивания тел |
взвешивать тело на лабораторных весах,использовать разновесы, работать в группе |
воспитание культуры проведения эксперимента |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Плотность вещества. |
1 |
физический смымл плотности.единицы измерения. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 15-16 стр 78 3 №11 |
экспериментальное исследование |
определение плотности тела , применение плотных и пористых тел |
определять плотность вещества,использовать ареометр для определения плотности жидкости |
миф или реальность6 самоанализ реальности легенды о короне (из чистого ли золота0 |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Лабораторная работа № 4: «Измерение объема твердого тела», «определение плотности твердого тела» |
1 |
Лабораторная работа №4-5: «Измерение объема твердого тела», «определение плотности твердого тела» |
Единая коллекция ЦОР № 205884. Интерактивное задание, мультимедиа «Масса тела. Единицы массы». |
анализ плотностей различных веществ по таблицам плотностейп 15-16 |
1. Актуализация ранее изученного мате-риала по вопросу инертности тела. |
измерение объема твердого тела неправильной формы с помощью мензурки и воды, измерительного цилиндра |
измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра,уметь вычислить плотность данного тела неправильной формы |
воспитание культуры проведения эксперимента |
урок отработки умений и рефлексии |
|||||||||||||||
Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» |
1 |
Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» |
|
|
Лабораторная работа № -5:«определение плотности твердого тела» |
метод определения плотности неизвестного тела при помощи измерительного цилиндра |
выполнение парами лабораторной работы, оформление отчета по выполненной работе ,составлять план проведения опытов |
воспитание культуры проведения эксперимента |
урок отработки умений и рефлексии |
|||||||||||||||
Расчет массы и объема вещества по его плотности. |
1 |
Интерактивное задание мультиме-диа «Масса тела. Единицы массы». |
1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. |
п17-18 |
решение задач |
формула для расчета плотности |
применять полученные знания при решении задач |
развитие интеллектуальных способностей |
урок отработки умений и рефлексии |
|||||||||||||||
Решение качественных и экспериментальных задач на Расчет массы и объема вещества по его плотности. |
1 |
Расчет массы , объема, плотности. |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
упр8 |
повторение основных формул, решение задач,Учащиеся работают с дополнительным материалом «Скорость в природе» |
методика решения задач, оформление решения |
применять полученные знания при решении задач , работать со справочными материалами. Поиск нужной информации в Интернете, |
воспитание культуры умственного труда |
урок отработки умений и рефлексии |
|||||||||||||||
решение задач на взаимодействие тел |
1 |
решение задач на взаимодействие тел |
1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. |
тест 9карточка) |
проведение эксперимента по столкновению шариков, измерение расстояний от места удара, определение отношения масс шариков |
применение полученных знаний по разделу "Взаимодействие тел" |
проведение эксперимента по столкновению шариков, измерение расстояний от места удара, определение отношения масс шариков |
Формирование ответственного отношения к учению. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Контрольная работа №1: Взаимодействие тел |
1 |
Контрольная работа №1: Взаимодействие тел |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 20 с89 упр9 №1 |
разноуровневые задания |
оформление решения задач |
выполнять разноуровневые задания, работа с р/тетрадью |
формирование ценностного отношения к результатам учебного труда |
урок развивающего контроля |
|||||||||||||||
|
Сила. Сила – причина изменения скорости. |
1 |
Актуализация ранее изученного мате-риала по вопросу взаимодействия тел и введение понятия «сила |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 21-22 стр92 з 12 №3 |
Демонстрация взаимодействия же-лезного шарика, прикреплённого к нити с различными телами. |
понятие силы,характеристики силы: модуль,направление,точка приложения |
графически в масштабе изображать силуи точку её приложения. Анализировать опыты по взаимодействию шаров |
Формирование ответственного отношения к учению. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||
Единицы силы. Связь между силой и массой тела. |
1 |
Решение проблемы о зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 23 стр 97 упр 10 № 5 |
|
Сила тяжести, примеры,формулы рассчета, сила 1Н |
использовать формулу силы тяжести для решения качественных и экспериментальных задач |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Явление тяготения. Сила тяжести.Центр тяжести тела |
1 |
Изучение закона всемирного тяготения. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
Анализ понятий закон природы и закон науки (уровень макси). |
явление тяготения. Сила тяжести, примеры |
указывать направление силы тяжести, найти информацию в Интернет об открытии силы тяжести, работать с текстом учебника, работа с р/тетрадью |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
решение задач на вычисление силы тяжести |
1 |
решение задач на вычисление силы тяжести |
1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. |
составить тест |
проведение эксперимента по определению силы тяжести тела решение задач на вычисление силы тяжести |
определение силы тяжести космических объектов,Земли |
обобщать сведения о явлении тяготения. Решать задачи и выполнять интерактивные тесты |
формирование ценностного отношения к результатам учебного труда |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Сила упругости. |
1 |
сила упругости |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
карточки |
Воспроизведение учениками конспекта 1 и ответы о скорости по плану ответа о физической величине |
сила упругости,деформация,закон Гука |
отличать силу упругости от силы тяжести,изображать и расчитывать силу упругости,объяснять причины силы упругости |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Лабораторная работа №6: «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» |
1 |
Практическая работа «Изготовле-ние динамометра и проведение из-мерения силы». |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
п 24 стр 101 упр 11 №5 |
Анализ понятий анализ понятия градуи-ровка прибора Выполнение практической работы. |
прибор для измерения сил, правилао измерения сил |
градуировать пружину, получать шкалу с заданной ценой деления |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Графическое изображение силы. Сложение сил. |
1 |
Введение понятия равнодействующая сила. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п25 |
Демонстрация деревянного бруска, на котором находится гиря, демонстрация вертикально расположенной пружины, к которой прикреплена гиря. |
изображение сил,векторное сложение сил, направленных вдоль одной прямой |
экспериментально находить равнодйствующую силу, анализировать опыты по нахождению равнодйствующей силы ,составлять план проведения опытов |
формирование ценностного отношения к результатам учебного труда |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. |
1 |
сила трения.Измерение силы трения.сравнение различных видов сил трения. |
Единая коллекция ЦОР № 186504. Видеоролик-анимация «Сравнение силы трения покоя, силы трения скольжения и силы трения каче-нияЕдиная коллекция ЦОР № 186399. Видеоролик-анимация «Сила тре-ния при ходьбе». ЦОР № 186305. Видеоролик-анимация «Сила тре-ния покоя и сила трения скольже-ния |
тест составить по теме урока |
Анализ проблемного вопроса: «Почему брусок, на который действует деформи-рованная пружина, не движется по по-верхности стола, остаётся в покое?» Изучение примеров проявления действия силы трения покоя в природе, быту и технике. |
сила трения Виды трения |
измерять силу трения, называть способы увеличения и уменьшения силы трения, применять знания о видах трения и способах его изменения на практике |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
давление твердых тел, жидкостей и газов |
Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. |
1 |
Давление. Единицы измерения.Способы увеличения и уменьшения давления. |
Программы Физикона. Физика 7-11 кл. |
п 26-27 стр 105упр 12 №2 |
Постановка и разрешение проблемы о том, какая физиче-ская величина может быть использована для того, чтобы охарактеризовать силовое действие одного тела на поверх-ность другого. Формирование понятия «Давление» с опо-рой на вопросы обобщённого плана построения ответа о физической величине. Демонстрация опытов по рис. 150–152 учебника. |
определение давления,способы изменения давления |
вычислять давления, приводить примеры,показывающие зависимость действующей силы от площади опоры |
формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области машиностроения |
урок общеметологической направленности |
||||||||||||||
21ч |
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. |
Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». |
1 |
Изучение зависимости давления газа от его плотности и температуры газа, толкование данных зависимостей с мо-лекулярной точки зрения |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
п 28-29 стр 109 упр 13 №3 |
Постановка и разрешение проблемы о нахождении на-глядного способа доказательства существования газового давления Изучение металлического манометра Демонстра-ция опытов по рис. 160 и 161 учебника. |
давление газа,объяснение давления газа |
отличать газы от твердых тел и жидкостей, объяснять давление газа на стенки сосуда, |
Формирование ответственного отношения к учению. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||
Закон Паскаля. Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. /30 мин/ |
1 |
Закон Паскаля.Выполнение теста по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
вариант 3 |
Выполнение самостоятельной работы по теме «Давление жидкости. Закон Паска-ля». |
закон Паскаля, формулировка, прибор Паскаля |
работа с видеофрагментом, решениет кратковременной работы (25 мин) |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Давление в жидкостях и газах. Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда. |
1 |
наличие давления внутри жидкостей. Сравнение давления жидкостей на разных глубинах |
Единая коллекция ЦОР № 186945. Видеоролик «Опыт, демонстрирую-щий зависимость давле-ния жидкости от глуби-ны |
п 31стр 117упр 15 №2 |
Вывод формулы для расчёта давления, производимого столбом жидкости. Заполнение соответствующего раздела справочника в тематической тетради. |
формула расчета зависимости давления газа от глубины,плотности ж, закономерности зависимостей |
выводить формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда,составлять план проведения опытов |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. (Давление. Закон Паскаля.) |
1 |
Контрольная работа №2: Давление твердых тел, жидкостей и газов. (Давление. Закон Паскаля.) |
ЦОР № 188829 Видеофрагмент «Шар Паскаля». |
вариант3 |
решение разноуровневых заданий |
формулы давления твердого тела и жидкости |
проводить анализ выполнения работы, самооценка |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок рззвивающего контроля |
|||||||||||||||
Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. |
1 |
обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне |
№ 187152. Анимация со звуком «Артезианский колодец»; |
п 29 стр 110 упр13 №3 |
Постановка и разрешение проблемы: «По какой причине в Древнем Риме строили акведуки?». Формирование поня-тия «сообщающиеся сосуды» и выяснение причины, по ко-торой в сообщающихся сосудах поверхности неподвижной жидкости находятся на одном уровне. |
сообщающиеся сосуды,примеры сообщающихся сосудов,шлюзы |
приводить примеры сообщающихся сосудов,проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами |
формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области техники |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
1 |
Атмосферное давление. Причина появления.влияние атмосферного давления на живые организмы |
Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова и др. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы» Москва, «Просвещение» 2008г.; |
реферат |
Создание проблемной ситуации |
причина веса воздуха, атмосферное давление |
вычислять массу воздуха,сравнивать атмосферные давления, проводить опыты по обнаружению атмосферного давления |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
опыт Торричелли.Измерение атмосферного давления. |
1 |
приборы для измерения атмосферного давления |
Единая коллекция ЦОР № 187062. Слайд-шоу «Атмосфера Земли». |
определить давление см карточки |
Постановка и разрешение проблемы: «Почему деформи-руется пластиковая бутылка, если из неё насосом откачать воздух?». Демонстрация опытов по рис. 200 а, б учебника Демонстрация опытов по рис. 202 и 203 учебника. |
опыт Торричелли, причины изменения давления |
вычислять атмосферное давление, объяснять изменение давление с высотой над уровнем моря |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
1 |
Барометр – анероид. Устройство и пользование прибором |
Единая коллекция ЦОР № 186826. Видеоролик-анимация «Устройство и принцип работы ртутно-го барометра Торричелли»Единая коллекция ЦОР № 133866. Пошаговая анимация «Барометр-анероид». |
п 33 стр 127 упр 17 №3 |
Барометр – анероид. Устройство и пользование прибором |
измерять давление барометром-анероидом |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Манометры. |
1 |
виды манометров. Назначение. |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 34 стр 129 |
виды манометров. Назначение. |
жидкостный и металлический манометры, сообщающиеся колени манометра |
измерять давление с помощью манометра |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
поршневой жидкостный насосГидравлический пресс |
1 |
принцип действия насоса и пресса.физические основы их работы.решение качественных задач |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 35 стр 131 упр 18 №2 |
принцип действия насоса и пресса.физические основы их работы.решение качественных задач |
анализировать принцип действия насоса и гидравлического пресса. |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Архимедова сила.Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
1 |
Архимедова сила.Вывод формулы для расчёта архимедовой силы. |
Единая коллекция ЦОР № 187134. Интерактивная модель «Плавание тел». |
п 36-37 стр 134 упр 19 №2 |
Разрешение учебной проблемы: «Почему коробочка из металлической фольги пла-вает на поверхности воды, даже если положить небольшой груз, но та же фольга тонет, будучи смята в комок?» Формулировка условия плавания тел. |
Сила Архимеда. Причины действия,характеристики силы Архимеда |
выводить формулу для определения выталкивающей силы, рассчитывать силу Архимеда, применять знания о причинах возникновения силы |
Формирование ответственного отношения к учению. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Лабораторная работа №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
1 |
Выполнение лабораторной работы «Изу-чение выталкивающей силы». Выясне-ние причины (причин), приводящих к появлению выталкивающей силы при погружении тела в жидкость. |
|
оформление презентации"Выталкивающая сила" |
инструктаж,выполнение л/р |
|
опытным путем обнаружить действие выталкивающей силы, работая в группе рассчитать выталкивающие силы на данные тела |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
решение задач на определение выталкивающей силы |
1 |
выяснение условия плавания тел.Актуализация знаний по ранее изученному понятию «архимедова сила в жидкостях». |
Единая коллекция ЦОР № 187194. Видеоролик-анимация «Условие плавания тел в жидкости». |
п 38-39 стр 139 |
твующего раздела справочника в те-матической тетради. |
расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых элементов, знакомство с определением плавания и условиями плавания тел в жидкости;умение находить в источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы; усвоении экспериментального метода познания физического явления - плавания; уметь сравнивать физические величины и изображать их на схематических рисунках. |
рассчитывать силу Архимеда, анализировать результаты |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Плавание тел.Лабораторная работа "Условия плавания тел." |
1 |
водный транспорт.ватерлиния.водоизмещение. |
Слайд-шоу «Выталкивающая сила в солёной воде». |
п 40 стр 144 упр 21 №1 |
выяснение условия плавания тел.Актуализация знаний по ранее изученному понятию «архимедова сила в жидкостях». |
Плавание тел.Условия плавания тел. |
опытным путем выяснить условия при которых тело всплывае, тонет, плавает в воде |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Плавание судов. |
1 |
физические основы воздухоплаванья. Космонавтика. |
Единая коллекция ЦОР № 187259. Слайд-шоу «Плавание кораблей». |
п 41 стр 147 упр 22 №1 |
водный транспорт.ватерлиния.водоизмещение. |
самостоятельная работа с учебником.р/т |
формирование творческих способностей учащихся; самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Воздухоплавание. |
1 |
основы воздухоплавания |
Единая коллекция ЦОР № 186845. Видеоролик-анимация «Полёт на воздушном шаре». |
п 42-43 стр 151упр24 №3 |
Демонстрация опытов 5/13 – 2, 3. |
приводить примеры воздухоплаванья, приводить примеры использования воздухоплавания в наши дни. |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Зачет по теме"Давление тел. Сила Архимеда" |
1 |
Разучивание приёмов решения задач по теме «Архимедова сила».Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. |
1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. |
п 44 стр 155 упр 25 №4 |
Зачет по теме"Давление тел. Сила Архимеда" |
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение о физической картине мира |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||||
Решение расчётных задач |
1 |
Контрольная работа по разделу «Давле-ние твёрдых тел, жидкостей и газов». |
1. “Физика” – 7 класс, А. В. Пёрышкин М.,2004 г. |
тест"Сила Архимеда" |
Разучивание приёмов решения задач по теме «Архимедова сила».Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. |
. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтвер-ждая их фактами. |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Контрольная работа №3: Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
1 |
Введение понятия механическая рабо-та. |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 45-46 стр 160 упр 26 №4 |
Контрольная работа по разделу «Давле-ние твёрдых тел, жидкостей и газов». |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||||
урок-игра " По тропе давления" |
1 |
коррекция знани й,повторение основных законов |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
реферат"Давление" |
уч-ся идут тропой давления, встречая трудности(задачи) на своем пути |
давление человека, связь давления человека с давлением атмосферы |
Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
работа,мощность.энергия |
Механическая работа. Мощность. Простые механиз- |
Работа. |
1 |
мощность-характеристика выполнения работы.единицы мощности |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
Актуализация факта изменения скорости тела под действием приложенной к телу силы Введение понятия механическая работа. Анализ задач 1 и 2 из § 19 учебника Демонстрация движения груза, прикреплённого к пружине и изменение его скорости под действием силы упругости и силы тяжести. |
|
умение измерять: механическую работу, |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||
13ч |
Мощность. |
1 |
Разучивание приёмов задач по теме «Энергия. Работа. Мощность». |
Анализ проблемной ситуации, позво-ляющей ввести понятие «Мощность». Формирование понятия «мощность» с опорой на обобщённый план построения ответа о физической величине. Демонст-рация опыта по рис. 79 учебника (или упрощённый вариант опыта). |
|
умение измерять: мощность,приводить примеры мощностей |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Мощность и работа. |
1 |
простые механизмы.Их виды.применение. |
Единая коллекция ЦОР № 186828. «К понятию мощности». |
п 47-48 стр 163 упр 27№1 |
Анализ видов задач по теме «Энергия. Работа. Мощность». |
проводить исследования работы и мощностей технически х устройств, делать выводы |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. Формирование познавательных интересов учащихся. |
урок открытия нового знания |
||||||||||||||||
Рычаги. |
1 |
момент силы-физичес4кая величина.Правило моментов.Единицы измерения. |
п 49-50 стр 172 упр 29 №8 |
Построение проекта выхода из затруднительной ситуации |
|
умение измерять плечо силы |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его по-знаваемости и объяснимо-сти на основе достижений науки. |
урок общеметологической направленности |
||||||||||||||||
Момент силы. |
1 |
Выполнение лабораторной работы «Выяснение условий равновесия рычага». |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
|
умение измерять момент силы |
формирование ценностных отношений к теме урока для успешного усвоения практических знаний в области машиностроения |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||||
Лабораторная работа №8: «Выяснение условий равновесия рычага». |
1 |
Введение понятия « Выигрыш в силе». Изучение примеров преобразования силы по величине или направлению простыми механизмами.Блоки.Применение блоков |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 51 стр 177 упр 30 №2 |
Опыт по рис. 101 учебника. |
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел |
проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии |
использование рычагов от Древнего Египта до наших дней, новые возможности использования |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Блоки. Золотое правило механики. |
1 |
Изучение «золотого правила» механики |
Единая коллекция ЦОР № 186956. «К золотому правилу механики в рычаге». |
п 52 стр 177 упр 31 №4 |
Изучение примеров преобразова-ния силы по величине или направлению простыми механизмами. |
работать с текстом ,приводить примеры применения подвижных и неподвижных блоков |
использование золотого правила механики трактористами и шоферами |
урок общеметологической направленности |
||||||||||||||||
Золотое правило механики. |
1 |
Выполнение лабораторной работы по проверке «золотого правила» механики.Введение понятий «полезная работа», «полная работа», вычисление полезной и полной работы по результатам демонст-рационных опытов по рис. 109–111 учеб-ника |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 53 стр181 упр 32 №2 |
Демонстрация опытов 3/7 – 2, |
определение выигрыша в силе , выигрыша в работе,золотое правило механики |
сравнивать действия подвижных и неподвижных блоков |
современная система блоков - гордость отечественной техники |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Лабораторная работа №9: «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». |
1 |
кпд механизмов |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 54 стр 189 упр 33 № 1 |
1. Формирование понятия «коэффициент полезного действия» на основе обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ской величине. |
КПД, формула вычисления КПД |
Опытным путем установить , что полезная работа меньше полной, анализировать КПД, работать в группе |
повышение КПД - непременное условие развития отечественного машиностроения |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. |
1 |
понятие энергии.Зависимость потенциальной энергии от массы тела и высоты. Кинетическая энергия.Зависимость кинетической энергии от массы тела и скорости. |
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий» |
п 55 стр 191 упр 34 №3 |
Введение понятия «кинетическая энер-гия». . Введение понятия потенциальной энергии тел, взаимодействующих силой упругости. . Введение понятия потенци-альной энергии тел, взаимодействующих силой тяжести Проведение опытов, по-зволяющих выяснить, от каких физиче-ских величин зависит потенциальная энергия тел, взаимодействующих силой тяжести. Демонстрация опыта 3/1 – 1. |
понятие "Энергии", кинетическая энергия и примеры её проявления, потнциальная энергия и её виды |
определять каким видом энергии обладает тело в различных примерах, работать с р/т |
первые изобретения, позволяющие использовать энергию ветра, воды |
урок открытия нового знания |
|||||||||||||||
Превращение одного вида механической энергии в другой. |
1 |
Обобщение понятия «закон сохранения энергии» с опорой на вопросы обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ском законе. 1 |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 55 стр 191 упр 34 №3 |
Введение понятия «кинетическая энер-гия». . Введение понятия потенциальной энергии тел, взаимодействующих силой упругости. . Введение понятия потенци-альной энергии тел, взаимодействующих силой тяжести Проведение опытов, по-зволяющих выяснить, от каких физиче-ских величин зависит потенциальная энергия тел, взаимодействующих силой тяжести. Демонстрация опыта 3/1 – 1. |
понятие "Энергии", кинетическая энергия и примеры её проявления, потнциальная энергия и её виды |
приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой |
придумать способы использования потенциальной энергии |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Закон сохранения энергии |
1 |
Обобщение понятия «закон сохранения энергии» с опорой на вопросы обобщён-ного плана построения ответа о физиче-ском законе. 1 |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 57 стр 198 отв вопросы |
Актуализация знаний по вопросу «ме-ханическая энергия». |
закон сохранения энергии |
объяснить закон сохранения энергии на примерах , данных на карточках |
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение о мире с огромным потенциалом неиспользованной энергии |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Контрольная работа №4: «Мощность и работа. Энергия». |
1 |
Контрольная работа №4: «Мощность и работа. Энергия». |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 57 стр 198 отв вопросы |
Актуализация знаний по вопросу «ме-ханическая энергия». |
правила оформления решения задачи |
применять знания к решению задач |
формирование навыка самопроверки работы, прверки физической целесообразности результатов |
урок развивающего контроля |
|||||||||||||||
повторение изученного |
Строение веществ, их свойства. |
1 |
применение знаний к решению задач |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 58-59 стр 202 упр 36 №5 |
умение измерять момент силы |
демонстрация презентаций |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
|
Первоначальные сведения о строении вещества. |
1 |
применение знаний к решению задач |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
п 60 стр 207 отв на вопр |
|
выступать с докладом |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок общеметологической направленности |
|||||||||||||||
Взаимодействие тел. |
1 |
применение знаний к решению задач |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
|
|
участвовать в обсуждении просмотренных видео |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок общеметологической направленности |
||||||||||||||||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. |
1 |
Н.Н. Тулькибаева А.Э. Пушкарев. «Тестовые задания по физике 7-9 классы» книга для учащихся. Москва, «Просвещение» 2003.; 239с. |
реферат |
демонстрация презентаций |
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
урок общеметологической направленности |