Урок русского языка в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи»
1. Автор проекта: Самарина Ирина Сергеевна, Еманжелинский муниципальный район, п. Красногорский, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №14»
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 5 класс
4. Тема урока: Рассуждение как тип речи
5. Цель урока: сформировать представление о типе речи рассуждение; познакомить с композицией текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждение
6. Задачи урока: повторить изученный материал о типах речи (повествование и описание); сформировать представление о типе речи рассуждение; познакомить с композицией текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова.
7. Планируемые образовательные результаты:
личностные: умение определять типы речи в тексте; знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение.
метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
предметные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
8. Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | У.: Знаете ли вы, кто такие пантера? Лев? Послушайте два текста. Чем они различаются? а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные. (В.Арсеньев) б) Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный. (И.Акимушкин) У.: В каком тексте даётся описание животного? На какой вопрос здесь содержится ответ? ( Р: какая пантера?) У.: Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царём зверей? К какому типу речи относится второй текст, мы выясним сегодня на уроке. Итак, записываем тему урока: «Рассуждение как тип речи». Ребята, какую цель мы поставим перед собой? ( Р.: познакомиться с рассуждением). У.: Действительно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характерными особенностями текста-рассуждения, будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап | У.: Ребята, сначала познакомимся с лексическим значением слова «рассуждение». Открываем словари ( на партах). У.: Назовите в определении ключевые слова, передающие характерные признаки значения этого слова ( Р.: умозаключение, логически, последовательная форма) Научимся правильно писать данное слово. Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е. (окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, Основа слова рассуждени). У.: В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? Приведите примеры. (Когда нужно доказать кому-то что-то, когда что-то не получается, когда мы спорим: прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…) У.: Запишем в тетради и на доске маленький текст. Дельфины – самые умные морские животные. Они никогда не оставляют своих друзей в беде. Часто спасают и людей. Не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных. - Что же это за тип текста? Какова его структура? (Работаем в тетради и на доске) Найдите тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказать (Дельфины – самые умные морские животные) Следовательно, этот текст отвечает на какой вопрос? (Почему?) Найдите два доказательства этого тезиса.( Никогда не оставляют своих друзей в беде, спасают людей). - Осталось последнее предложение. Что это? (Вывод. Следовательно, не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных) У.: Давайте вместе схематически изобразим строение текста-рассуждения. Продолжите предложения. Текст начинается с … (вступления) Дальше следует… ( какая-то мысль, утверждение). По-другому- тезис. Тезис… ( доказывается). Доказательства- аргументы. И заканчивается рассуждение… ( выводом) Тезис (Всем известно… Я думаю, уверен…) Почему? (Потому что…)Доказательства (Аргументы, доводы: во-первых, во-вторых,…) Что из этого следует? = Вывод(Значит, следовательно, поэтому…) Устная работа. У.: Является ли данный текст рассуждением. Докажите (назовите части, соответствующие строению рассуждения) Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: “Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек. ( не рассуждение, т к нет тезиса) В море много рыб и животных. Транзитных косаток называют настоящими убийцами. В их рационе другие дельфины, киты, ластоногие, каланы, морские львы. Есть свидетельства, что косатки нападают на оленей и лосей, которые переплывают небольшие каналы. Не случайно косаток считают опасными морскими млекопитающими. ( рассуждение) Лес просыпается. Воздух свеж, прохладен, и чувствуется особый лесной запах. Вдруг зашумели ветки березы. Это белка отправилась на поиски завтрака. Зашевелились кусты. Выпрыгнул заяц и осторожно побежал по своим заячьим делам. Звуки становятся все чаще и разнообразнее. Лес постепенно наполняется жизнью.( описание) Практическая работа. У.:Восстановите текст рассуждения, расположив предложения в правильном порядке: сначала тезис, затем аргументы и в конце – вывод. Объясните орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания (ученики работают в готовых бланках). Человек, еще не …делавший ни шагу по земле и только начинающий лоп…тать, неуверенно и ст…рательно складыва…т по слогам «ма-ма» и смеется счас…ливый. Что может быть на свет… св…щеннее имени матери! Все самые дорогие св…тыни названы и оз…рены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Хлеб…роб, поч…рневший от бе(с,сс)онной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно р…дившей и ржи и пшеницы, благодарно произносит спасибо кормилица – мать… (В. Каратаев) Сначала найдите предложения, содержащие тезис и вывод. Тезис заключается в предложении № … Аргументы – в предложении № … Вывод – в предложении № … А теперь распределите номера предложений в нужном порядке… Сверьте с эталоном. Эталон Что может быть на свете священнее имени матери! Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и смеется счастливый. Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей и ржи, и пшеницы, благодарно произносит: « Спасибо, кормилица – мать…» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. (В. Каратаев Тезис заключается в предложении № 1 Аргументы – в предложениях № 2,3 Вывод – в предложении № 4 |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап | У.: С каким типом речи мы сегодня познакомились на уроке? (Р.: рассуждение) У.: Из каких частей состоит данный тип речи? (Р.: текст этого типа речи состоит из тезиса, аргументов, вывода) У.: Для чего нужен этот тип речи? (Р.: этот тип речи нужен для доказательства какой-либо точки зрения) У.: Прочитайте текст. К 1997 году в Интернете насчитывалось около 10 миллионов компьютеров, было зарегистрировано более 1 миллиона доменных имён. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах. Саша считает, что в эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласен ли ты с ним? Аргументируй своё мнение. Д.З. Напиши сочинение-рассуждение Выводы по уроку Для меня самым главным на уроке было…, потому что… Если бы человечество не знало о…, то… Мне показалось, что на занятии…, так как… Ученый-педагог С.И. Гессен сказал: « Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть.» |