Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Рассуждение»

4
1
Материал опубликован 13 March 2017 в группе
 

Предмет:

русский язык  

Класс:

5 «А»

Тема урока:

«Рассуждение»

№ урока:

102

Дата проведения:

15.02.2017

Тип урока:

урок обретения новых знаний

УМК:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении, способности определять отличия текстов различных типов;

развитию мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения, способности создавать устные и письменные высказывания.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- осмысление социально-нравственных норм, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать тексты разных типов, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст);

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе;

Предметные:

- понимать содержание и выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения, определять тип текста;

- создавать устные и письменные высказывания, развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Оборудование:

 учебник, теоретические тетради, тексты(если есть техническая возможность, подготовленные для показа на экране, нет – распечатанные на листах), памятки, толковый словарь.

Этапы уроков

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы обучения. Форма организации учебной деятельности.

Формируемые УУД

1.Мотивационный этап.


 

Цель: создание положительного эмоционального настроя, мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности.

2 мин.

Доброе утро, ребята.

Ученые выяснили, что улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство принятия, уверенности, способствует здоровью.

Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь налево, направо – подарите свои улыбки.

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и познания.

Слушают приветствие учителя, вступают в диалог.

Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Метод эмоционального стимулирования, словесный. Интерактивная игра «Поделись позитивом». Парная форма.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


 


 

Цель:

- воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

- создание проблемной ситуации;

-выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение.

7 мин.

1. Какие типы текста мы знаем? Представьте в виде схемы. (Схема из книги Г.И.Канакиной Уроки русского языка. 5 класс”)

П

повествование

О

описание

Р

рассуждение

2. - Что характерно для текста повествования?

- Каковы особенности текста-описания?

3.Определите тип текста.

Почему вы так считаете?

А)И.Бунин."Листопад"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

                                           

Б) Л. Н. Толстой.

Кто лучше всех?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех".

.

В) Зачем врать?

Врать нехорошо. Обманывая ближнего, ты делаешь плохо и ему, и себе. Маленькая ложь порождает большую. Ты всё глубже увязаешь в болоте обмана: путаешься, выкручиваешься, малодушничаешь. Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься. Думаю, что говорить правду гораздо проще, честней и благородней.


 

4.«Яркое пятно».

Закрасьте на доске в таблице ПОР красным цветом тему сегодняшнего урока.

1. Работа с имеющимися в теоретических тетрадях памятками «Структура текста- повествования», «Структура текста-описания».

Запись таблицы на доске.

2.Последовательность событий. Развитие действия. Обилие глаголов, передающих динамику.

Главный вопрос: что происходит?

 

Характеристика предметов, их признаки, качества, свойства. Обилие прилагательных. Главный вопрос: какой предмет?

3.Анализируют структуру, особенности и определяют типы текстов.

А) Доказывают, что данный текст – описание.

Б) Доказывают, что данный текст – повествование.

В) Предполагают, что данный текст -рассуждение.

Фиксируют возникшее затруднение.

4. Формулируют тему урока.

1.ТРКМЧП. «Декодирование информации». Фронтальная форма.

«Интеллектуальная разминка». «Вопрос-ответ».

Беседа.

Фронтальная.

а) Беседа. Анализ текста. «Толстые и тонкие вопросы».

Фронтальная.

б) Создание

проблемной

ситуации и

затруднения в

интерпретации

явлений.

Фронтальная.

4.Вхождение в тему («Ситуация яркого пятна»).

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные:

определяют цели учебной деятельности;

осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения, осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей.

3.Выявление затруднения.

Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

5 мин

1.Что такое рассуждение?

Посмотрим в толковый словарь Ожегова: а)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

б)высказывание, обсуждение.

2. Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

 

3.Как определить, что перед вами текст-рассуждение?

1.Работа с толковым словарем Ожегова.

Приходят к пониманию понятия «рассуждение».


 


 


 


 


 


 

2.Работа в тетрадях.

Морфемный разбор слова.

3.Необходимо знать его признаки, отличительные черты.

1.Работа над понятием.

Групповая.

2.Индивидуальная.

3.Беседа. Фронтальная.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ.

4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.


 

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

постановка цели (устранение возникшего затруднения), построение плана достижения цели и выбор способа.

8 мин.

1.Разделимся на группы по 4 человека. Попробуйте сами разбить текст «Зачем врать?» на части и определить структуру рассуждения.

2.Что сейчас делал каждый представитель группы?

Доказывал свое мнение.

Рассуждать – значит доказывать.

Вот основная задача текста-рассуждения.

Получите памятки «Структура текста-рассуждения».

3.«Маркированное чтение».

- Прочитайте памятку и отметьте карандашом на полях то, что вам знакомо (+), то, что не знаете (-).

4.Работа с основными структурными элементами текста-рассуждения с приведением примеров.

- Что такое тезис?

Тезисосновное положение, мысль, которую надо доказать. Требует ответа на вопрос ПОЧЕМУ?

Что такое аргументы (доказательства)?

Доказательстваосновные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Что такое вывод?

Выводэто то, что следует из сказанного выше, подтверждает тезис.

1.Работа в группах. Пытаются определить структуру текста. Дети выдвигают множество мнений. Спикер защищает мнение группы.

2.Прикрепляют в теоретическую тетрадь.

3.Изучают памятку, маркируют.

4.Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры.

Например:

Тезис:

«За окном – зима»

Почему?

Аргументы:

холодно, идет снег, воет метель, люди тепло одеты.

Вывод:

мы убедились в том, что весна еще не наступила.

1.Метод эвристического исследования. «Корзина идей».

Групповая форма.

2.Подводящий диалог.

Фронтальная, индивидуальная.

3.ТРКМЧП.

«Пометки на полях» («маркированное чтение»).

Индивидуальная.

4.Работа над понятием.

Учебный диалог.

Фронтальная.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают;

пользуются разными видами чтения;

устанавливают причинно-следственные связи, подводят итоги.

Регулятивные: осуществляют новые способы нахождения знания, формируют систему новых понятий, знаний за счет включения новых определений, терминов.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, координируют в сотрудничестве разные позиции.

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Цель: решение задачи, возникшей на этапе урока №2.

5 мин

Проанализируйте текст «Зачем врать?» с точки зрения его структуры по памятке. Приведите доказательства того, что пред нами – рассуждение.

Поделитесь своими открытиями с соседом. Сравните результаты анализа в паре. Той паре, которая быстрее справится, предоставляется возможность транслировать свой вариант всему классу.

 

Найдем тезис.

Врать нехорошо.

Приведем аргументы.

Обманывая ближнего, ты делаешь плохо и ему, и себе. Маленькая ложь порождает большую. Ты всё глубже увязаешь в болоте обмана: путаешься, выкручиваешься, малодушничаешь. Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься.

- Сделаем вывод.

Думаю, что говорить правду гораздо проще, честней и благородней.

Ищут структурные элементы текста самостоятельно. Обсуждают полученные результаты с соседом по парте. Осуществляют взаимоконтроль.

Коллективная проверка результатов.

 

Убеждаются в верности своего предположения в том, что данный текст – рассуждение.

Игра-тренинг «Проблемная задача». Частично-поисковая технология.

Индивидуальная, парная, фронтальная.

Познавательные:

осознают полученное задание;

читать, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают;

понимают, анализируют, классифицируют и оценивают полученную информацию.

Регулятивные:

действуют по плану,

понимают, принимают и сохраняют учебную задачу.

контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы.

Коммуникативные:

умеют общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать, высказывать и аргументировать свое мнение.

 

6.Первичное закрепление нового знания.

Цель: проговаривание нового знания, письменная фиксация.

8 мин.

1.По заданному тезису составить текст-рассуждение, сохраняя все структурные элементы (тезис на выбор):

- Природу нужно беречь.

- В жизни необходимо делать добро.

- Собакадруг человека.

2.Упражнение «Корректор».

Прослушаем полученные тексты, откорректируем их.

1.Работа в тетрадях по составлению собственного текста-рассуждения.

2.Читают, слушают, анализируют, фиксируют недочеты.

1.Самостоятельное творческое использование сформированных умений.

Индивидуальная.

2.Прием «Корректор».

Фронтальная.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

Коммуникативные:

умеют строить свои высказывания, слушать и слышать других, допускают возможность различных точек зрения, аргументируют свое мнение.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4 мин.

1.Упражнение «Реставратор».

Восстановить текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.

Через 3 минуты верный ответ произносим вслух.

Кто на свете самый сильный?

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.


 


 


 

2. Всегда ли все элементы присутствуют в тексте- рассуждении?

Не всегда соблюдается структура, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными. Но тезис и аргументы должны быть обязательно.

1.Читают, сравнивают с памяткой и находят ошибку: нарушена структура текста – не сформулирован тезис. Необходимо перенести абзац №3 в начало:

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

2.Пробуют прочитать текст о муравье без вывода. Приходят к тому, что смысл сохраняется.

 

1.Аналитическая работа по алгоритму. Самопроверка. Индивидуальная.

2.Частично-поисковая технология.

Технология проблемного диалога.

Коллективная.

Познавательные: умеют применять новые знания на практике; на основе чтения, слушания извлекают информацию, критически ее оценивают.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Включение в систему знаний и умений

2 мин.

Добавляем в кластер «Типы речи и их структура», который начат при изучении тем «Повествование», «Описание» в теоретических тетрадях, блок «Рассуждение»

Дополняют кластер в тетрадях.

ТРКМЧП.

«Составление кластера».

Индивидуальная.

Регулятивные: осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняют действия по алгоритму, используют знаково-символические средства, структурируют новую информацию в нужной форме, устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

9.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Цель: оценка учащимися результатов своей деятельности, эмоционального состояния.

4 мин.

1.Составим синквейн на тему «Рассуждение».

2. Просигнальте мне о своем настроении, отношении к уроку.

Если положительное- поднимите предмет, имеющийся у вас, яркого, теплого цвета, если отрицательное – темного, холодного.

3.Домашнее задание (вариативно).

а) Написать сочинение-рассуждение на тему «Дружбу нужно беречь».

б) Подобрать тексты изученных 3–х типов. Проанализировать с точки зрения структуры. Правильно определить тип.

1.Составляют и записывают синквейн.

Пример.

Рассуждение.

Точное, конкретное, понятное.

Доказывает, аргументирует.

Отвечает на вопрос «Почему?».

Тип текста.

2.Находят предметы соответствующих цветов и поднимают их.

3.Слушают объяснение и записывают домашнее задание, задают вопросы.

1.ТРКМЧП.

Составление синквейна.

Индивидуальная.

2. Метод эмоционального стимулирования.

3.Диалог.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, приобретают навыки использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: могут создавать устные и письменные высказывания, умеют выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Приложение.

 

Памятки.

Типы речи и их структура (построение).

Повествование.

Повествование – изображение последовательности событий (что было сначала, что потом… и наконец…).

Основной вопрос: что происходит?

Структура текста-повествования:

1. Вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои).

2. Основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие);

б) развитие действия (последовательность событий);

в) кульминация (момент наивысшего накала событий);

г) развязка (окончание в развитии событий).

3. Заключение.

Описание.

Описание – изображение-характеристика людей, предметов, явлений, животных, природы.

Основной вопрос: какой человек, предмет, явление..?

Структура текста-описания:

1. Вступление (общее представление описываемого).

2. Основная часть (описание деталей, частей).

3. Заключение (отношение к описываемому).

Рассуждение.

Рассуждение - изложение причин явлений и событий, их взаимная связь.

Основной вопрос: почему это так?

Структура текста-рассуждения:

Тезис (утверждение, которое требуется доказать).

Аргументы (доказательства).

Вывод (подтверждение тезиса).

Для справки.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к теме, проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (его тема).

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Очень хорошая разработка. С ней на урок и пойду, ничего не изменяя.

27 January 2019