Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Рассуждение»
Предмет: |
русский язык |
Класс: |
5 «А» |
Тема урока: |
«Рассуждение» |
№ урока: |
102 |
Дата проведения: |
15.02.2017 |
Тип урока: |
урок обретения новых знаний |
УМК: |
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015 |
Цели урока: |
организовать деятельность учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении, способности определять отличия текстов различных типов; развитию мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения, способности создавать устные и письменные высказывания. |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные: - осмысление социально-нравственных норм, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов. Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать тексты разных типов, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст); - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; - готовность к сотрудничеству, коллективной работе; Предметные: - понимать содержание и выделять основную мысль, структурные части исходного текста; - извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; - находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения, определять тип текста; - создавать устные и письменные высказывания, развивая основную мысль; - выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации. |
Оборудование: |
учебник, теоретические тетради, тексты(если есть техническая возможность, подготовленные для показа на экране, нет – распечатанные на листах), памятки, толковый словарь. |
Этапы уроков |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы обучения. Форма организации учебной деятельности. |
Формируемые УУД |
||||||
1.Мотивационный этап.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности. |
2 мин. |
Доброе утро, ребята. Ученые выяснили, что улыбка имеет удивительную силу: ободряет, дарит чувство принятия, уверенности, способствует здоровью. Давайте улыбнемся друг другу. Повернитесь налево, направо – подарите свои улыбки. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и познания. |
Слушают приветствие учителя, вступают в диалог. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. Поворачиваются друг к другу, улыбаются. |
Метод эмоционального стимулирования, словесный. Интерактивная игра «Поделись позитивом». Парная форма. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
||||||
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
Цель: - воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; - создание проблемной ситуации; -выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение. |
7 мин. |
1. Какие типы текста мы знаем? Представьте в виде схемы. (Схема из книги Г.И.Канакиной “Уроки русского языка. 5 класс”)
2. - Что характерно для текста повествования? - Каковы особенности текста-описания? 3.Определите тип текста. Почему вы так считаете? А)И.Бунин."Листопад" Лес, точно терем расписной,
Б) Л. Н. Толстой. Кто лучше всех? В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех". . В) Зачем врать? Врать нехорошо. Обманывая ближнего, ты делаешь плохо и ему, и себе. Маленькая ложь порождает большую. Ты всё глубже увязаешь в болоте обмана: путаешься, выкручиваешься, малодушничаешь. Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься. Думаю, что говорить правду гораздо проще, честней и благородней.
4.«Яркое пятно». Закрасьте на доске в таблице ПОР красным цветом тему сегодняшнего урока. |
1. Работа с имеющимися в теоретических тетрадях памятками «Структура текста- повествования», «Структура текста-описания». Запись таблицы на доске. 2.Последовательность событий. Развитие действия. Обилие глаголов, передающих динамику. Главный вопрос: что происходит?
Характеристика предметов, их признаки, качества, свойства. Обилие прилагательных. Главный вопрос: какой предмет? 3.Анализируют структуру, особенности и определяют типы текстов. А) Доказывают, что данный текст – описание. Б) Доказывают, что данный текст – повествование. В) Предполагают, что данный текст -рассуждение. Фиксируют возникшее затруднение. 4. Формулируют тему урока. |
1.ТРКМЧП. «Декодирование информации». Фронтальная форма. «Интеллектуальная разминка». «Вопрос-ответ». Беседа. Фронтальная. а) Беседа. Анализ текста. «Толстые и тонкие вопросы». Фронтальная. б) Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации явлений. Фронтальная. 4.Вхождение в тему («Ситуация яркого пятна»). |
Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: определяют цели учебной деятельности; осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения, осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ общения людей. |
||||||
3.Выявление затруднения. Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. |
5 мин |
1.Что такое рассуждение? Посмотрим в толковый словарь Ожегова: а)умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. б)высказывание, обсуждение. 2. Научимся правильно писать данное слово. Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.
3.Как определить, что перед вами текст-рассуждение? |
1.Работа с толковым словарем Ожегова. Приходят к пониманию понятия «рассуждение».
2.Работа в тетрадях. Морфемный разбор слова. 3.Необходимо знать его признаки, отличительные черты. |
1.Работа над понятием. Групповая. 2.Индивидуальная. 3.Беседа. Фронтальная. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, формулируют ответ. |
||||||
4.Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); постановка цели (устранение возникшего затруднения), построение плана достижения цели и выбор способа. |
8 мин. |
1.Разделимся на группы по 4 человека. Попробуйте сами разбить текст «Зачем врать?» на части и определить структуру рассуждения. 2.Что сейчас делал каждый представитель группы? Доказывал свое мнение. Рассуждать – значит доказывать. Вот основная задача текста-рассуждения. Получите памятки «Структура текста-рассуждения». 3.«Маркированное чтение». - Прочитайте памятку и отметьте карандашом на полях то, что вам знакомо (+), то, что не знаете (-). 4.Работа с основными структурными элементами текста-рассуждения с приведением примеров. - Что такое тезис? Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Требует ответа на вопрос ПОЧЕМУ? – Что такое аргументы (доказательства)? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. – Что такое вывод? Вывод – это то, что следует из сказанного выше, подтверждает тезис. |
1.Работа в группах. Пытаются определить структуру текста. Дети выдвигают множество мнений. Спикер защищает мнение группы. 2.Прикрепляют в теоретическую тетрадь. 3.Изучают памятку, маркируют. 4.Обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры. Например: Тезис: «За окном – зима» Почему? Аргументы: холодно, идет снег, воет метель, люди тепло одеты. Вывод: мы убедились в том, что весна еще не наступила. |
1.Метод эвристического исследования. «Корзина идей». Групповая форма. 2.Подводящий диалог. Фронтальная, индивидуальная. 3.ТРКМЧП. «Пометки на полях» («маркированное чтение»). Индивидуальная. 4.Работа над понятием. Учебный диалог. Фронтальная. |
Познавательные: осознают полученное задание; читают, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают; пользуются разными видами чтения; устанавливают причинно-следственные связи, подводят итоги. Регулятивные: осуществляют новые способы нахождения знания, формируют систему новых понятий, знаний за счет включения новых определений, терминов. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, координируют в сотрудничестве разные позиции. |
||||||
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Цель: решение задачи, возникшей на этапе урока №2. |
5 мин |
Проанализируйте текст «Зачем врать?» с точки зрения его структуры по памятке. Приведите доказательства того, что пред нами – рассуждение. Поделитесь своими открытиями с соседом. Сравните результаты анализа в паре. Той паре, которая быстрее справится, предоставляется возможность транслировать свой вариант всему классу.
Найдем тезис. Врать нехорошо. Приведем аргументы. Обманывая ближнего, ты делаешь плохо и ему, и себе. Маленькая ложь порождает большую. Ты всё глубже увязаешь в болоте обмана: путаешься, выкручиваешься, малодушничаешь. Когда тебя разоблачают, переживаешь, стыдишься и раскаиваешься. - Сделаем вывод. Думаю, что говорить правду гораздо проще, честней и благородней. |
Ищут структурные элементы текста самостоятельно. Обсуждают полученные результаты с соседом по парте. Осуществляют взаимоконтроль. Коллективная проверка результатов.
Убеждаются в верности своего предположения в том, что данный текст – рассуждение. |
Игра-тренинг «Проблемная задача». Частично-поисковая технология. Индивидуальная, парная, фронтальная. |
Познавательные: осознают полученное задание; читать, слушают, извлекают информацию, критически ее оценивают; понимают, анализируют, классифицируют и оценивают полученную информацию. Регулятивные: действуют по плану, понимают, принимают и сохраняют учебную задачу. контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы. Коммуникативные: умеют общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать, высказывать и аргументировать свое мнение.
|
||||||
6.Первичное закрепление нового знания. Цель: проговаривание нового знания, письменная фиксация. |
8 мин. |
1.По заданному тезису составить текст-рассуждение, сохраняя все структурные элементы (тезис на выбор): - Природу нужно беречь. - В жизни необходимо делать добро. - Собака – друг человека. 2.Упражнение «Корректор». Прослушаем полученные тексты, откорректируем их. |
1.Работа в тетрадях по составлению собственного текста-рассуждения. 2.Читают, слушают, анализируют, фиксируют недочеты. |
1.Самостоятельное творческое использование сформированных умений. Индивидуальная. 2.Прием «Корректор». Фронтальная. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления. Коммуникативные: умеют строить свои высказывания, слушать и слышать других, допускают возможность различных точек зрения, аргументируют свое мнение. |
||||||
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
4 мин. |
1.Упражнение «Реставратор». Восстановить текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем. Через 3 минуты верный ответ произносим вслух. Кто на свете самый сильный? Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес. Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю. Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей. Поэтому самый сильный на свете – муравей.
2. Всегда ли все элементы присутствуют в тексте- рассуждении? Не всегда соблюдается структура, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными. Но тезис и аргументы должны быть обязательно. |
1.Читают, сравнивают с памяткой и находят ошибку: нарушена структура текста – не сформулирован тезис. Необходимо перенести абзац №3 в начало: Кто на свете самый сильный? Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей. Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес. Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю. Поэтому самый сильный на свете – муравей. 2.Пробуют прочитать текст о муравье без вывода. Приходят к тому, что смысл сохраняется.
|
1.Аналитическая работа по алгоритму. Самопроверка. Индивидуальная. 2.Частично-поисковая технология. Технология проблемного диалога. Коллективная. |
Познавательные: умеют применять новые знания на практике; на основе чтения, слушания извлекают информацию, критически ее оценивают. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
||||||
8.Включение в систему знаний и умений |
2 мин. |
Добавляем в кластер «Типы речи и их структура», который начат при изучении тем «Повествование», «Описание» в теоретических тетрадях, блок «Рассуждение» |
Дополняют кластер в тетрадях. |
ТРКМЧП. «Составление кластера». Индивидуальная. |
Регулятивные: осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняют действия по алгоритму, используют знаково-символические средства, структурируют новую информацию в нужной форме, устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
||||||
9.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Цель: оценка учащимися результатов своей деятельности, эмоционального состояния. |
4 мин. |
1.Составим синквейн на тему «Рассуждение». 2. Просигнальте мне о своем настроении, отношении к уроку. Если положительное- поднимите предмет, имеющийся у вас, яркого, теплого цвета, если отрицательное – темного, холодного. 3.Домашнее задание (вариативно). а) Написать сочинение-рассуждение на тему «Дружбу нужно беречь». б) Подобрать тексты изученных 3–х типов. Проанализировать с точки зрения структуры. Правильно определить тип. |
1.Составляют и записывают синквейн. Пример. Рассуждение. Точное, конкретное, понятное. Доказывает, аргументирует. Отвечает на вопрос «Почему?». Тип текста. 2.Находят предметы соответствующих цветов и поднимают их. 3.Слушают объяснение и записывают домашнее задание, задают вопросы. |
1.ТРКМЧП. Составление синквейна. Индивидуальная. 2. Метод эмоционального стимулирования. 3.Диалог. |
Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, приобретают навыки использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: могут создавать устные и письменные высказывания, умеют выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. |
Приложение.
Памятки.
Типы речи и их структура (построение).
Повествование. Повествование – изображение последовательности событий (что было сначала, что потом… и наконец…). Основной вопрос: что происходит? Структура текста-повествования: 1. Вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои). 2. Основная часть (развитие действия): а) завязка (момент, с которого начинается событие); б) развитие действия (последовательность событий); в) кульминация (момент наивысшего накала событий); г) развязка (окончание в развитии событий). 3. Заключение. |
Описание. Описание – изображение-характеристика людей, предметов, явлений, животных, природы. Основной вопрос: какой человек, предмет, явление..? Структура текста-описания: 1. Вступление (общее представление описываемого). 2. Основная часть (описание деталей, частей). 3. Заключение (отношение к описываемому). |
Рассуждение. Рассуждение - изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основной вопрос: почему это так? Структура текста-рассуждения: Тезис (утверждение, которое требуется доказать). Аргументы (доказательства). Вывод (подтверждение тезиса). |
Для справки.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к теме, проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (его тема).
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Евгения Георгиевна