Урок географии в 7 классе «Растительный и животный мир Земли»

3
0
Материал опубликован 19 January 2017

Урок географии в 7 классе

Тема: «Растительный и животный мир Земли».

Цели:

Раскрыть взаимосвязь компонентами зональных природных комплексов.

Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.

Выявить связь растений и животных с природными условиями.

Воспитывать  ответственное  отношение  к природе.

Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении.

Задачи:

сформировать представление о животном мире и растительном мире (об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни);

развитие зрительного и слухового восприятия (на материале урока)

развитие мышления (анализа, обобщения) и внимания (на материале урока)

формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Карта природных зон, атласы, презентация, видеозаписи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Опрос. (Слайд №3)

1. Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

2. А для чего нам с вами необходимо знать особенности природы материков?

( где какой климат, где какие реки, где какая растительность и т. д. )

3. Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

4. О чем мы сегодня будем говорить?

( о растительности и животном мире)

Рассказ учителя

Животный мир Земли невероятно разнообразен. Рыбы живут в воде и способны дышать растворенным в ней кислородом, ящерицы пустынь выдерживают огромные температуры, губительные для других. Птицы способны подниматься в небо, летучие мыши могут летать в полной темноте с помощью ультразвуковых волн, муравьи создают высокоорганизованные жилища. Этот список можно продолжать бесконечно — животных огромное множество и все имеют свои отличительные свойства. То же и с растениями. Росянка питается насекомыми, закрывая их в своем цветке-ловушке, хвойные растения остаются вечнозелеными в условиях холода, мангровые деревья спускают на землю ветви, которые могут укореняться и становятся дополнительными стволами, орхидеи вовсе не имеют собственных корней, паразитируя на других растениях. 

Схожесть или различие растений и животных, находящихся в различных природных зонах, имеет огромное значение. Тот факт, что природа Евразии и Северной Америки сходна, позволил ученым сделать вывод, что когда-то эти два материка были соединены, а пролива, который носит название Берингов, не существовало. Природа Австралии значительно отличается от всего, что существует на других материках, многие виды растений и животных, находящиеся здесь, не встречаются нигде более. Это означает, что этот материк первым отделился от единого материка, который предположительно существовал когда-то.

В процессе эволюции животные и растения приспосабливаются к условиям окружающей среды. 

климат

 

растительный мир животный мир.

III. Изучение нового материала.

(Слайд №4)

На Земле до появления органической жизни и человека было три больших периода (эры), которые резко отличались друг от друга и назывались:

Палеозой - древняя жизнь;

Мезозой - средняя жизнь;

Неозой - новая жизнь.

(Слайд №5)

Палеозой был самым продолжительным и поэтому его разделяют на два периода: ранний и поздний палеозой. Астрономические, геологические и климатические условия позднего периода отличаются от раннего. До палеозоя была архейская эра, но тогда еще не было жизни.

Первая жизнь на Земле - это водоросли и растения. Первые водоросли появились в воде. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья палеозоя. Позже появляются моллюски (около тысячи различных видов), питающиеся водорослями.

В силурийский период, количество моллюсков увеличивается до 10000 разновидностей, а в девонский период появляются двоякодышащие рыбы, т.е. рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Они дышали и жабрами, и легкими. Они делают попытку превратиться в обитателей суши, но не им приходится осуществить это. Переход из моря на сушу выполнят амфибии, из класса позвоночных типа земноводных ящеров.

Первый представитель ящеров - археозавр - появляется в конце палеозоя, развитие получает в начале мезозойской эры, в триасовый период.

Потом идет период в жизни Земли, соответствующий мезозойской эре, то есть периоды: триасовый, юрский и меловой. Это был самый пик расцвета животного мира. Самые разнообразные и причудливые формы рептилий населяли Землю. Они были как в морях, так и на суше и в воздухе.

И последний период в жизни Земли - неозойский. Он включает в себя третичный и ледниковый (четвертичный) периоды. Человек появляется к концу ледникового периода. Именно в неозойскую эру появились млекопитающие. Это почти современный нам мир животных. Фауну того времени можно в некоторой степени увидеть в Африке, которой не коснулся ледник. Самым большим вопросом является для многих вопрос об обезьянах. Большинство ученых склонны считать, что обезьяна никоим образом не может быть предшественником человека; но некоторые говорят, что должен быть какой-то общий предок. Но этого общего предка пока не нашли.

(Слайд №7,8)

Давайте посмотрим на карту (Природные зоны мира).

- Назовите основные природные зоны мира.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли (Слайд №9)

Географическая оболочка Земли включает в себя биосферу, гидросферу, часть литосферы и атмосферы. Это самый крупный природный комплекс, поверхность земного шара, с характерной для планеты природой. Можно выделить огромное количество менее крупных природных комплексов — территорий, обладающих похожей природой, отличной от других комплексов. Океаны, моря, материки, горные системы, реки, озера, болота и многое другое — это все отдельные природные комплексы.

Природные зоны — очень крупные природные комплексы, обладающие сходными ландшафтом, животным и растительным миром. Природные зоны образуются вследствие распределения тепла и влаги на планете: высокая температура и низкая влажность характерна для экваториальных пустынь, высокая температура и высокая влажность — для экваториальных и тропических лесов и т.д. Природные зоны расположены преимущественно субширотно, но рельеф, расстояние от океана влияют на расположение зон и их ширину. В горах также существует смена природных зон, в зависимости от высоты, смена зон происходит в том же порядке, что и смена зон суши от экватора к полюсам. Нижняя природная зона соответствует природной зоне территории, верхняя зависит от высоты горного массива.

Природные зоны суши

Экваториальные и тропические леса (Слайд №10)

Эта зона расположена в экваториальном и тропическом поясе Африки, Южной Америки и Азии. Тропические леса — вечнозеленые, здесь всегда высокая температура и влажность. Для этих лесов характерна многоярусность: на одной и той же площади растут низкие кустарники, деревья средней высоты и огромные лесные гиганты. Здесь образуются красно-желтые почвы, бледные питательными веществами. Верхний слой почвы очень плодороден, но он быстро образуется, и так же быстро питательные вещества «вытягиваются» многочисленной растительностью.

Пустыни и полупустыни (Слайд №13)

Зона пустынь и полупустынь расположена в экваториальном, тропическом и умеренном поясах Пустыни отличаются очень низкой влажностью, растительный и животный мир пустынь подстраивается под эти тяжелые условия. Животные обладают свойством долгое время обходиться без воды, пережидать наиболее засушливые месяцы в спячке, многие ведут ночной образ жизни. Многие растения способны запасать влагу, у большинства снижено испарение, кроме того, они обладают разветвленной корневой системой, позволяющей собирать крохи влаги с большого объема. В целом растительный и животный мир очень ограничен. В почвах пустынь мало органических веществ и много минеральных солей.

Саванны и редколесья (Слайд №16)

Эта зона расположена в тропическом климатическом поясе и является переходной от зоны тропических лесов к другим. Она отличается небольшим количеством осадков и постоянно высокой температурой воздуха. Для саванн характерно наличие засушливого периода, во время которого травы высыхают, а животные стремятся к водоемам. Растительность здесь преимущественно травянистая, деревья встречаются редко. Для саванн характерно обилие крупных травоядных животных и хищников Почвы здесь красные и каштановые, с достаточным количеством питательных веществ, накопление которых происходит во время засушливого периода.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники(Слайд №18)

Эта зона характерна для средиземноморского климата, отличающегося мягкой, влажной зимой и жарким летом. Для нее характерна разнообразная растительность, вечнозеленые лиственные растения, много хвойных деревьев. Оригинальный животный мир практически полностью истреблен. Почвы здесь красно-бурые.

IV. Физминутка (Слайд №21)

Учащимся предлагается закрыть глаза и прослушать 3 звуковых фрагмента. Необходимо определить, какой из звуковых фрагментов, можно услышать на побережьях Арктики.

1 фрагмент – звуки саванны Африки

2 фрагмент – песни тропических птиц

3 фрагмент – звуки Арктики (в том числе и крики птиц).

Степи и лесостепи (Слайд №22)

Эта зона формируется в умеренном климатическом поясе, для нее характерны холодная зима и теплое, засушливое лето. Для степей характерная травянистая растительность, во многих областях замененная культурными растениями. Из животного мира в степях и лесостепях широко распространены грызуны, мелкие копытные, пресмыкающиеся и хищные птицы. В зоне степей и лесостепей формируются наиболее плодородные почвы – черноземы.

Широколиственные и смешанные леса (Слайд №24)

Эта зона формируется в умеренном поясе со средним количеством осадков, для нее характерны холодная зима и умеренно теплое лето. В лесах обычно два-три яруса, нижние сформированы кустарником и травянистой растительностью. Здесь распространены лесные копытные, хищники, грызуны, насекомоядные птицы. Почвы в этой зоне бурые и серые лесные.

Тайга (Слайд №27)

Эта зона формируется в северном полушарии в умеренной зоне с холодной зимой, коротким теплым летом и достаточно большим количеством осадков. Леса многоярусные, много хвойных деревьев. Животный мир представлен множеством хищников, в том числе некоторыми, впадающими в зимнюю спячку. Почвы бедны питательными веществами, подзолистые.

Тундра и лесотундра (Слайд №29)

Эта природная зона находится в субполярной и полярной зоне, где температура воздуха достаточно низкая. Растительный мир представлен в основном низкорослыми растениями с плохо развитой корневой системой мхами, лишайниками, кустарниками, карликовыми деревьями. В тундре живут копытные животные, мелкие хищники, много перелетных птиц Почвы в тундре торфяно-глеевые, большая территория находится в зоне вечной мерзлоты. Арктические пустыни (Слайд №32)

Арктические пустыни встречаются на островах, близких к полюсам. Из растительности встречаются мхи, лишайники, или же растительность отсутствует вовсе. Животные, встречающиеся в этой зоне, живут большую часть времени в воде, птицы прилетают на несколько месяцев.

V. Закрепление новой темы: (Слайд №36)

- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

- В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?

В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа

- В какой природной зоне располагаются:

о. Калимантан         – влажные экваториальные леса

п-ов Индокитай         – саванны и редколесья, переменно-влажные леса

п-ов Аравийский         – полупустыни и пустыни

о. Исландия        – тундра и лесотундра

о. Врангеля         – арктическая пустыня

о. Крит                 – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

о. Сахалин                 – тайга

VI. Выставление оценок за урок.

VII. Домашнее задание

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.