Урок географии в 8 классе «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины»
8 класс. Урок географии по теме:
«Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины»
Разработан учителем географии
МАОУ «Лицей №8» г. Перми
Голдыревой Е.В.
Цели:
обучающая: формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины;
развивающая: продолжение формирования информационной и коммуникативной компетентностей у учащихся;
воспитывающая: развитие экологического мышления.
Задачи:
- познакомиться с видами природных ресурсов, проблемами их использования
- определить пути решения данных проблем
- продолжить формирование умения работать в группе
- повысить мотивацию к изучению географии через использование
информационных технологий.
Оборудование: «мобильный класс» с подключенным Интернетом, ноутбук,
видеопроектор, экран, презентация учителя
Ход урока:
Учитель: Доброе утро! Садитесь! (учащиеся сидят по рабочим группам). Перед началом нашей работы выполним традиционное упражнение – помассируем мочки ушей. Зачем мы это делаем?
Учащиеся: Для того, чтобы кровь прилила в голову и это способствовало активизации мыслительной деятельности.
Учитель: Итак, готовы? Молодцы!
Перед вами карта (слайд №1). Назовите территорию, свой ответ аргументируйте. Какие географические объекты скрываются под знаками вопроса?
Учащиеся: Русская равнина (границы, площадь территории, показатель протяженности с севера на юг).
Учитель: Проверяем (слайд №2). Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам оформить в виде слайда выполненный группой синквейн на тему «Русская равнина». Для работы используйте Интернет – ресурсы (7-10 минут). Руководителям групп необходимо презентовать ассоциации группы на заданную тему.
Руководители групп комментируют слайды (приложение 1).
Учитель: Спасибо. Сейчас я хочу вам представить свой синквейн (слайд №3). Как вы думаете, какие вопросы, проблемы вызвали у меня такие ассоциации на заданную тему?
Совместно формулируем тему урока:
Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины
(слайд №4),
Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего занятия?
Совместное формулирование:
- определение видов природных ресурсов, проблем их использования, поиск путей решения этих проблем.
Учитель: По представленным иллюстрациям определите виды природных ресурсов:
- водные (слайд №5)
- лесные (слайд №6)
- минеральные (слайд №7)
- почвенные (слайд №8)
- рекреационные (слайд №9)
Учитель: Каждая группа будет специализироваться на определенном виде ресурса.
Задания для групп (слайд №10):
1. Разгадайте кроссворд (приложение 2) (при правильном разгадывании кроссворда в выделенной вертикальной колонке вы увидите слово, характеризующее проблему, возникающую при использовании данного вида ресурса).
2. Предложите пути решения данной проблемы
Источники получения информации: учебник (&29), карты атласа, Интернет.
Расслабляющая пауза «прочистим ум». Прежде чем приступить к данному виду деятельности, выполним следующее упражнение: сожмите кисти рук в кулачки, поднесите их к ушам, прочистите вашу голову, сбросьте весь мусор.
Проверка правильного выполнения кроссвордов осуществляется при помощи слайдов:
слайд 11 – водные (загрязнение), слайд 12 – лесные (вырубка лесов), слайд 13 – почвенные (истощение), слайд 14 – рекреационные (слабое освоение), слайд 15 – минеральные (истощение).
Представители группы предлагают пути решения проблемы.
Учитель: Итак, какой общий вывод мы можем сделать? Достигли ли мы цели нашего занятия?
Учащиеся: Человек использует в своей деятельности большое количество природных ресурсов, это приводит к проблемам. Поэтому необходимо рационально использовать ресурсы.
Учитель: Для того, чтобы узнать мнение каждого о нашем сегодняшнем уроке, я вам предлагаю заполнить карточки, которые находятся на ваших столах. Руководители оценивают работу группы в бланках (приложение 3).
Учитель: Урок окончен, всем спасибо.
Домашнее задание: &29, составить презентацию- обобщение материала урока.