Урок русского языка в 3 классе на тему «Разделительный мягкий знак (ь)»
Конспект учебного занятия
по русскому языку
в 3 «А» классе
Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)»
студентки 312 группы
Коноваловой Анастасии Андреевны
Урок будет выдан: 12.10.2022
Методист: Кауфман Светлана Николаевна
Учитель: Дикаева Евгения Евгеньевна
Новосибирск, 2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Коновалова АнастасияАндреевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 3 «А».
Тема занятия: в 3 «А» классе.
Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении разделительного мягкого знака (ь).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Дидактические средства: учебник, задания на листочках, презентация, рабочая тетрадь. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, пенал и тетрадь. -Прочитайте пословицу(слайд) «Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил». -Объясните, как вы ее понимаете. - Верно, она рассказывает о том, что, прожив много лет, нельзя нажить ум, мудрость, опыт. К этим качествам надо стремиться все эти годы. -К чему мы должны стремиться на уроке? | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Читают. Объясняют. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию; | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) | - А сейчас давайте проведём словарную работу. -Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. -Поставьте ударение, подчеркните безударные непроверяемые гласные. (Овё́с, заря́, чё́рный, понеде́льник, четы́ре, пшени́ца, огоро́д, о́вощи, карто́фель,огуре́ц, помидо́р, восто́к). - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа, сравнивая со слайдом. - Прочитайте стихотворение со слайда. Слова собрала я здесь не зря: - Верно, мягким знаком. | | | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | - А какие функции в слове выполняет мягкий знак? - Верно, мягкий знак выполняет смягчающую функцию. - А только ли смягчающую? - Можете ли вы ответить на этот вопрос? Или вы испытываете затруднение? - Откройте стр.68 и прочитайте тему урока. - Предположите, что означает «разделительный Ь». - Чтобы познакомиться с разделительным мягким знаком, давайте поставим цель урока. -Какую цель мы поставим перед собой? | - Смягчает слова. Испытывают затруднение. Тема: «Разделительный мягкий знак (ь)». Цель: познакомиться с орфограммой «разделительный мягкий знак». | | К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте наши задачи урока в правильном порядке. | 1.Познакомиться с правилом написания разделительного мягкого знака в словах. 2. Научиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука. 3. Научиться применять правило правописания разделительного мягкого знака. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |
Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ теста) | - Откройте учебник на стр. 68, прочитайте задания упражнение №125. Перечислите, что нужно сделать. Выполняем устные задания. -Какова главная мысль стихотворения? -Найдите в словах букву, которая звука не обозначает. -Какую роль она выполняет в каждом из слов? Какой вывод мы можем сделать? Сравним свой вывод с правилом в учебнике. - Давайте прочитаем правило. - В словах несчастье, друзья какую роль выполняет мягкий знак? - Верно, разделительную, значит подчеркнём двумя чертами. - А в слове играть? - Верно, смягчающую, значит подчеркиваем одной чертой. (Выполняем у доски) -Мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, познакомились с правилом написания разделительного мягкого знака -Переходим ко второму пункту, сейчас мы научимся различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука. - Прочитайте упражнение №126, на стр. 69. Перечислите, что нужно сделать. Выполняем устные задания. - Что обозначает каждое выделенное слово? - В каких словах употреблён разделительный мягкий знак (ь), а в каких – мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука? Назовите эти слова. Выполняем письменные задания. -Спишите второе предложение. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак. | Разделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного. Мышка – животное. «Мышка»- часть компьютера. Хвостик – маленький хвост. Разделительный мягкий знак в словах: компьютер, помощью. Мягкий знак как показатель мягкости согласного: маленькая. Разделительный мягкий знак отделяет согласную букву от гласных, а мягкий знак, как показатель мягкости указывает на мягкость предшествующего согласного звука. | Учащиеся получат представление об орфограмме «разделительный мягкий знак (ь)». Учащиеся научаться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука; применять правило разделительного мягкого знака. | К: слушать и понимать речь друга К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. П: осуществлять поиск необходимой информации. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ теста) | Проверка – проговаривание. - Какой вывод можно сделать? Как различаются разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука. Физкультминутка Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте) Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны) Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо) В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте) Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши) Угостить торопится. (Присели) Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши) Круглые оладушки. (Шагаем на месте) | Разделительный мягкий знак отделяет согласную букву от гласных, а мягкий знак, как показатель мягкости указывает на мягкость предшествующего согласного звука | | П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической речью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | -Перед вами задания. (См.Приложение) - В 1 задании вам нужно распределить слова в два столбика. -Во 2 задании вам нужно вписать, где нужно, разделительный мягкий знак. | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу | Учащиеся научаться применять правило правописанияразделительного мягкого знака. | Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | |
Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Что нового узнали? - Как выделяется разделительный мягкий знак на письме? - Как различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука? | Подчёркивается двумя чертами. Разделительный мягкий знак отделяет согласную букву от гласных, а мягкий знак, как показатель мягкости указывает на мягкость предшествующего согласного звука. | | П: осуществлять обобщение изученного. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) | -Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? -Давайте вернёмся к задачам. -Все ли задачи мы с вами решили? -Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! А теперь те, кто – недоволен своей работой на уроке, в следующий раз обязательно добьетесь успеха. -Урок окончен, до свидания. | Оценивают свою деятельность. | | Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Потамошнева Наталья Алексеевна
Анастасия