Материал для уроков русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
Десятое декабря Классная работа
Задание: Прочитайте ряды слов. Сгруппируйте слова по общим признакам, найдите «4-е лишнее». Дождь, слякоть, время, дождевик; Добрый, имя, отзывчивый, радостный; Пустыня, пламя, дерево, блистать «4-й лишний» Время Имя Пламя
«Найдите подобное» Выпишите из стихотворения Татьяны Рик существительные, оканчивающиеся на -МЯ
Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя. У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить, А вожак их - ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее верный путь. Сказку нашу не забудь!
Есть история про племя. Лишь весной наступит время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять – бремя. У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить, А вожак их - ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувает распри пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. Всем милее верный путь. Сказку нашу не забудь!
10 сущ. Ср. р. на –МЯ + сущ. 2 скл. ПУТЬ
Разносклоняемые существительные
Лаборатория «Открытие нового» Цель: Выяснить , почему 10 существительных на –МЯ и существительное 2-го склонения ПУТЬ называются РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ? В чём особенность их склонения?
Памятка «Как работать в группе» Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в этом задании. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво. Запишите ответ. При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю.
Группа №1 Цель: Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных с окончаниями существительных 1 склонения. Сделать выводы. Группа №2 Цель: Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных с окончаниями существительных 2 склонения. Сделать вывод. Группа №3 Цель: Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных с окончаниями существительных 2 склонения. Сделать вывод.
Группа №4 Цель: Выяснить, в каких падежах и в каком числе у существительных на –мя к корню прибавляется суффикс –ен- (-ён-). Сделать вывод. Группа №5 Цель: Выяснить, в каком падеже во множественном числе в словах СЕМЯ, СТРЕМЯ к корню прибавляется суффикс –ян-. Сделать вывод.
Социализация (представление результатов работы в группах)
Группа №1 И.п. Стремя Путь Зима Р.п. Стремени Пути Зимы Д.п. Стремени Пути Зиме В.п. Стремя Путь Зиму Т.п. Стременем Путём Зимой П.п. О стремени О пути О зиме
Группа №2 И.п. Бремя Путь Солнце Р.п. Бремени Пути Солнца Д.п. Бремени Пути солнцу В.п. Бремя Путь солнце Т.п. Бременем Путём солнцем П.п. О бремени О пути О солнце
Группа №2 И.п. Бремя Путь Солнце Р.п. Бремени Пути Солнца Д.п. Бремени Пути солнцу В.п. Бремя Путь солнце Т.п. Бременем Путём солнцем П.п. О бремени О пути О солнце
Группа №3 И.п. Вымя Путь Ночь Р.п. Вымени Пути Ночи Д.п. Вымени Пути Ночи В.п. Вымя Путь Ночь Т.п. Выменем Путём Ночью П.п. О вымени О пути О ночи
Группа №3 И.п. Вымя Путь Ночь Р.п. Вымени Пути Ночи Д.п. Вымени Пути Ночи В.п. Вымя Путь Ночь Т.п. Выменем Путём Ночью П.п. О вымени О пути О ночи
Группа №4 И.п. Знамя Знамёна Р.п. Знамени Знамён Д.п. Знамени Знамёнам В.п. Знамя Знамёна Т.п. Знаменем Знамёнами П.п. О знамени О знамёнах
Группа №4 И.п. Знамя Знамёна Р.п. Знамени Знамён Д.п. Знамени Знамёнам В.п. Знамя Знамёна Т.п. Знаменем Знамёнами П.п. О знамени О знамёнах
Группа № 5 И.п. Семена Стремена Р.п. Семян Стремян Д.п. Семенам Стременам В.п. Семена Стремена Т.п. Семенами Стременами П.п. О семенах О стременах
Группа № 5 И.п. Семена Стремена Р.п. Семян Стремян Д.п. Семенам Стременам В.п. Семена Стремена Т.п. Семенами Стременами П.п. О семенах О стременах
Физкультминутка
Работа с учебником П.45, стр.136 Сравните свой вариант правила с правилом в учебнике? Почему 10 существительных ср. р. на –мя и существительное 2 склонения называются разносклоняемыми?
«Соколиный глаз» Задание: Выпишите разносклоняемые существительные. Выделите суффиксы и окончания. По семени и плод. До поры, до времени не сеют семени. Не по темени, так по макушке. Большого пламени не задуешь. Пожалел темени, так ударил в косицу. Не в золоте богатство, а в добром имени.
«Соколиный глаз» Семени (Д.п. на –мя) времени (Р.п. на –мя) семени (Р.п. на –мя) темени (Д. п. на –мя) пламени(Р.п. на –мя) темени (Р.п. на –мя) имени (П.п. на –мя)
Постепенно морским прибоем разрушило берега. До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи. Рядом проскакали казаки эти всю войну. Подсказка: до поры до времени, стремя в стремя, со временем. Прочитайте. Сформулируйте задание. Со временем До поры до времени Стремя в стремя «Мозаика»
«Корректор» Найди и исправь ошибки. Время было в обрез. У тебя нет время поговорить со мной. Сколько время ? Стояли у знамя . Времени времени времени Который час? знамени
Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я могу… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
П.45 правило Выучить разносклоняемые существительные Упр.254 Домашнее задание
Творческая лаборатория Работа в группах «Оратор» «Шапка вопросов» «Шифровщики» «Автор» «Ситуация»
По семени и плод. До поры, до времени не сеют семени. Не по темени, так по макушке. Большого пламени не задуешь. Пожалел темени, так ударил в косицу. Не в золоте богатство, а в добром имени. «Объясни смысл»